Договор о социальном партнерстве. Социальное партнерство библиотеки в муниципальной среде Договора социального партнерства библиотеки с противопожарной охраной

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Совершенствование форм и методов библиотечной работы, расширение номенклатуры предоставляемых услуг, повышение конкурентоспособности на профильном рынке, с одной стороны, и необходимость развития ресурсов с другой, создают объективные предпосылки для участия библиотек в качестве одного из полноценных партнеров социального сотрудничества.

Современная библиотека является учреждением, аккумулирующим интересы практически всех слоев общества. Постепенное формирование основ правового государства, обеспечение прозрачности деятельности властных структур на разных уровнях, совершенствование законодательной системы, широкое достоверное информирование граждан для обеспечения их осознанного политического выбора, развитие негосударственного сектора экономики создают возможность реализации долгосрочных библиотечных инициатив в противоположность кратковременным изменениям ситуации. Этим обусловлена необходимость профессионального сотрудничества библиотек с разноаспектными учреждениями, организациями, движениями.

Многофункциональность библиотечной деятельности позволяет создавать многосторонние партнерские проекты, объединяющие для решения общих задач усилия нескольких партнеров. Социальное партнерство с участием муниципальной библиотеки сегодня правомерно рассматривать в качестве социокультурного феномена, который объективно выступает одним из важных условий развития территориального библиотечного обслуживания.

Но при этом следует отметить, что для получения весомого экономического и социального эффекта от мероприятий социального партнерства следует четко определить их организационные и правовые аспекты. Теоретиками и практиками до настоящего времени в полной мере не выделены субъекты социального партнерства применительно к библиотечному делу. В качестве субъектов партнерства рассматриваются преимущественно учреждения культуры, образования, рекреационной сферы. Суть социального партнерства как общественно-политического демократического института, приходящего на смену социальной практике безраздельного господства государственной собственности, заключается в создании таких условий взаимодействия, при которых будет реализовано сочетание интересов всех социальных групп и сообществ на основе взаимовыгодного сотрудничества, а не конкуренции.

Социальное партнерство имеет неоспоримые перспективы для развития всех форм библиотечной деятельности и заслуживает более пристального изучения с целью применения в практической деятельности муниципальных библиотек.

Основополагающими организационными аспектами создания и развития социального партнерства являются: определение своего места в социокультурном пространстве обслуживаемой территории; реализация стратегии развития; установление устойчивых взаимоотношений с различными структурами территориального образования на основе правового регулирования.

Представить полную картину возникновения, функционирования и развития социального партнерства как одного из факторов совершенствования территориального библиотечного обслуживания невозможно без классификации его видов. Адаптируя подход видного исследователя проблемы американского социолога А. Даймонда, предлагаем следующую классификацию видов социального партнерства, развивающуюся в практике библиотечной работы в условиях муниципального образования.

Гражданское партнерство. Реализуется на базе «первого сектора» гражданского общества, включающего в себя: правительственные структуры, законодательные структуры и т.д. Первостепенное значение для муниципальных библиотек приобретает партнерство с муниципальными органами власти, возможность установления которого обуславливает тот факт, что (при всем различии этих социальных институтов) в данный период формирования в стране гражданского общества происходит трансформация их деятельности.

Социальная модернизация библиотек выдвигает задачи изменения содержательного наполнения информационно-библиотечной работы, развития новых социальных функций, адаптации к новой социально-политической и экономической среде на уровне муниципального образования. Вышеперечисленными обстоятельствами предопределены изменения во взаимоотношениях и стереотипах поведения, создание принципиально новых моделей взаимодействия. Процесс становления социального института местного самоуправления библиотечного обслуживания на основе социального партнерства. Законодательно модель взаимоотношений между библиотекой и властью закреплена в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (1994), федеральном законе «О библиотечном деле» (1994), региональных законодательных актах. Органы власти являются учредителями муниципальных библиотек, а библиотеки - учреждениями, образованными с целью реализации делегированных обществом в адрес власти задач. Учредитель определяет библиотеке перечень функций и направлений ее деятельности, которые соотносит с потребностями населения. В свою очередь, библиотека должна выполнять функции, закрепленные учредителем, внося свои предложения по их дополнению и развитию.

Наиболее важной для библиотек новацией, связанной с реформой местного самоуправления, стал их фактический переход в непосредственное безраздельное ведение органов местной власти, в том числе в части ресурсного обеспечения. Основные положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 окт. 2003г. № 131-ФЗ, устанавливающие правовые, территориальные, организационные и экономические нормы функционирования местного самоуправления в РФ, в полном объеме вступают в силу с 1 января 2009 г. В этой связи первостепенной задачей муниципальных библиотек является формирование системы взаимоотношений с органами власти и другими субъектами муниципальных образований с позиций социального института. В данном контексте библиотеки должны рассматриваться в качестве активного субъекта, а не пассивного объекта муниципальной политики, что важно зафиксировать в нормативно-правовом поле, формирующемся в соответствии с вышеназванным федеральным законом.

Рассматривая социальное партнерство как условие эффективной территориальной библиотечной стратегии, нельзя упускать из виду такой его важный аспект, как экономическое сотрудничество с органами власти. При значительном сокращении государственного финансирования одна из приоритетных задач библиотечной политики заключается в том, чтобы доказать чиновникам местной администрации необходимость активного содействия развитию библиотеки, дополнительного (программно-целевого) финансирования ее деятельности для решения проблем свободного доступа к информации, духовного развития личности. В настоящее время, когда местное сообщество все активнее заявляет о своих интересах, востребованность библиотеки населением, соответствие уровня решаемых задач уровню потребностей пользователей непосредственно влияют на отношение к библиотеке со стороны местной власти. Результативность деятельности библиотеки как главного ресурса информации для муниципального образования, без которого невозможно нормальное функционирование общественно-полезных сфер, во многом определяют объемы бюджетного финансирования. В практике работы муниципальных библиотек в полной мере должен быть использован такой механизм социального партнерства с местной властью, как целевая финансовая поддержка проектной деятельности. В ряде регионов одним из ее видов являются муниципальные гранты в области культуры, предоставляемые на конкурсной основе, а также инвестирование целевых программ библиотек по предоставлению дополнительных социальных услуг населению.

Партнерство с информационными организациями. Данный вариант партнерства включает организации, способствующие становлению гражданского общества посредством распространения различных видов информации. Партнерство с информационными организациями позволяет библиотекам осуществлять развитие политики библиотечного маркетинга, формировать положительный имидж библиотеки и ее сотрудников у населения, властных и общественных структур, позиционировать способность библиотеки соответствовать потребностям местного сообщества. В числе потенциальных участников такого социального партнерства, прежде всего, следует выделить средства массовой информации. Информационная поддержка библиотечных акций со стороны СМИ содействует продвижению книги и мотивации чтения, привлечению в библиотеку новых. Этот вид библиотечного партнерства в последние годы наиболее активно используется муниципальными библиотеками.

Перспективным является партнерство с книгоиздательскими и книготорговыми фирмами. Имеется немало примеров развивающегося сотрудничества библиотек с книготорговыми организациями. Активное участие библиотеки в формировании муниципального книжного рынка позволяет привносить элементы организованности в его стихийное состояние. Основанием для подобного рода партнерских связей является то обстоятельство, что библиотечные специалисты являются профессионалами в области книжного дела, постоянно связаны не только с продукцией, но и ее потребителями из различных социальных слоев, свободно ориентируются в ассортименте изданий и конъюнктуре книжного рынка.

Одним из направлений данного вида современного партнерства является инновационная деятельность библиотек в области освоения информационных технологий. Реализация комплексного подхода к проблемам, связанным с формированием и развитием внешнего территориального информационного пространства, информационной системы муниципального образования, предполагает не только решение вопросов комплектования фондов традиционными документами, но и развитие технологий, расширяющих возможности и оперативность информационно-библиографического обслуживания. В связи с этим развиваются партнерские взаимоотношения с дистрибьюторами, предлагающими современные информационные продукты и технологии.

Удовлетворение потребностей пользователя современной библиотеки предполагает создание комфортной библиотечной среды. В связи с этим должны использоваться последние достижения эргономики, дизайнерского искусства, возможности высокоэффективного внутреннего информационного юля. Все вышеперечисленные требования не всегда могут быть обеспечены усилиями только персонала библиотеки, поэтому широкое распространение получило партнерство библиотек со студиями наружной рекламы, дизайн-агентствами, которые также могут быть отнесены к организациям - распространителям информации.

Партнерство с организациями культуры. Партнерское взаимодействие в области культуры традиционно распространено в практике библиотечной работы. Но и здесь в последние годы наблюдаются новые тенденции. Библиотеки выступают в качестве гаранта сохранения традиционной книжной культуры, развития общих культурных тенденций, обеспечивают доступность культурных ценностей всем социальным слоям населения. Наиболее активно повсеместно в последнее десятилетие развивается партнерство библиотек с музеями, что во многом обусловлено совпадением мемориальной функции, которую выполняют как музеи, так и библиотеки.

Партнерство с образовательными учреждениями. Партнерство в сфере образования достаточно широко представлено в практике работы муниципальных библиотек и основывается на многолетней практике сотрудничества библиотек с организациями и учреждениями, родственными библиотеке по целям и задачам работы. Данный вид партнерства альтруистичен, развивается на некоммерческой основе и решает, прежде всего, задачи местного сообщества, связанные с самым широким спектром информационных запросов в сфере образования и воспитания.

Роль библиотеки заключается в информационной поддержке учебных программ основного и дополнительного образования, содействии расширению и углублению учебного процесса, изучении, накоплении и распространении информации о региональных образовательных ресурсах. Учреждения всех типов образования традиционно координируют деятельность с информационно-библиотечными учреждениями и в вопросах воспитания.

Партнерство с общественными организациями и ассоциациями. Демократические преобразования, становление и развитие гражданского общества в Российской Федерации предполагают расширение и укрепление общественных структур, важнейшими из которых являются общественные объединения. Возможности совместной деятельности библиотек и местных некоммерческих организаций предопределены в их изначально социально-ориентированной деятельности. К числу общественных объединений относят политические партии, массовые движения, женские молодежные и детские организации, творческие союзы, землячества, ассоциации и другие добровольные объединения граждан.

Привлечение к сотрудничеству общественных (неправительственных) организаций представляется особенно важным для позиционирования библиотеки как центра местного сообщества, предполагает активное функционирование библиотеки в роли компонента информационно-коммуникационной сети, объединяющей деятельность третьего сектора гражданского общества и библиотечных учреждений на муниципальном уровне.

Социальное партнерство, развивающееся между библиотекой и общественными организациями, может быть подразделено на следующие подвиды: партнерство с творческими неформальными организациями; с экологическими организациями и движениями; правозащитными организациями; с женскими, детскими и молодежными организациями и др.

Экономическое партнерство. Приобретение библиотеками юридической и экономической самостоятельности положило начало развитию партнерских связей, основанных на экономическом сотрудничестве, взаимовыгодном как библиотекам, так и организациям, вступающим с ними в экономические взаимоотношения. Полученный в ходе исследования эмпирический материал позволяет сделать вывод, что экономическое сотрудничество достаточно часто воспринимается библиотечным сообществом не вполне адекватно. Экономический подход к проблеме воспроизводства и увеличения библиотечных ресурсов должен учитывать изначальную социальную сущность библиотеки и предусматривать приоритетное решение социальных проблем обслуживаемого населения. Получение материальной выгоды для библиотеки в процессе экономического сотрудничества представляет собой не самоцель, а промежуточный результат, одно из условий дальнейшего решения социальной проблемы.

Центральным вектором социального партнерства должно стать социально-экономическое сотрудничество. Объем финансирования напрямую взаимосвязан с социально значимыми и экономически обоснованными проектами, консолидирующими усилия в достижении цели различных сил местного сообщества. Причем источниками финансирования могут выступать не только местный бюджет, но и средства различных фондов, а также коммерческих структур. Именно социальная значимость библиотечных программ, нацеленных на удовлетворение потребительского спроса, создает базу для внебюджетного дополнительного финансирования.

В роли партнеров библиотек часто выступают экономические ассоциации и сети коммерческих и промышленных организаций, а также субъекты, занимающиеся самостоятельной экономической и хозяйственной деятельностью. В их числе промышленно-производственные структуры.

В библиотеках создаются отделы производственной литературы и другие структуры, обеспечивающие информационное обслуживание промышленных предприятий. Направлениями сотрудничества, получившими широкое распространение в практике библиотек, стали: выполнение библиотеками социально-творческих заказов на участие в социологических исследованиях, пакетирование информации по темам заказчика, предоставление нормативных документов, в том числе стандартов, норм и правил, проведение дней информации и дней специалистов по менеджменту качества и др.

Современный период развития библиотек как самостоятельно хозяйствующих субъектов, расширение прав и экономических возможностей трудовых коллективов предоставляют возможность расширения выбора субъектов партнерства. К партнерству в сфере экономики можно отнести и партнерство с мелкими и средними бизнес-структурами, которое развивается чаще всего по двум направлениям: информационное, библиотечное обслуживание малого и среднего бизнеса, софинансирование библиотечных проектов бизнес-структурами.

Таким образом, поиск социальных партнеров - важное направление деятельности современной библиотеки, напрямую связанный с успешностью и целенаправленностью её деятельности.

Бланк документа «Примерная форма договора о социальном партнерстве» относится к рубрике «Договор страхования имущества, здоровья, ответственности». Сохраните ссылку на документ в социальных сетях или скачайте его себе на компьютер.

Договор о социальном партнерстве

г. ___________________________________ "___" _________ 200__г.

(указать место заключения договора)

1. Общие положения

1.1. Настоящий договор заключен в соответствии с законодательством

Российской Федерации и определяет согласованные позиции Сторон по

обеспечению стабильной и эффективной деятельности образовательного

учреждения, подведомственного Федеральному агентству по образованию.

1.2. Настоящий договор устанавливает общие принципы регулирования

социально-трудовых отношений в сфере образования и связанных с ними

экономических отношений, определяет общие условия оплаты труда, трудовые

гарантии и льготы работников общеобразовательного учреждения, именуемого

в дальнейшем "Учреждение".

1.3. Настоящий договор основывается на Конституции Российской

Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, Законах Российской

Федерации "Об образовании" и "О занятости населения в Российской

Федерации", Федеральных законах "О профессиональных союзах, их правах и

гарантиях деятельности", "О порядке разрешения коллективных трудовых

споров", "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Генеральном

соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов,

общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской

Федерации и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

1.4. Настоящий договор подлежит к применению при заключении

коллективных договоров, трудовых договоров с работниками Учреждения, при

разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.

1.5. Сторонами договора о социальном партнерстве являются работники

и работодатель в лице уполномоченных в установленном порядке

представителей.

Представителями работников в социальном партнерстве является

Профсоюз.

Интересы работодателя представляет руководитель Учреждения.

Предметом настоящего договора является обеспечение Сторонами

выполнения взятых на себя обязательств по регулированию социально-

трудовых и связанных с ними экономических отношений в Учреждении.

Стороны выстраивают свои отношения на принципах социального

партнерства, которое представляет собой способ совмещения интересов

работников и работодателя, разрешения возникающих между ними противоречий

путем достижения согласия и взаимопонимания.

Договор о социальном партнерстве направлен на социально

ответственное регулирование вопросов труда, занятости, улучшение качества

условий труда и жизни работников (членов их семей), совершенствование

социального страхования и представляет собой систему мероприятий,

позволяющих работодателю и работникам совместно участвовать в разработке

и осуществлении согласованной социально-экономической политики как на

федеральном уровне, так и в Учреждении путем заключения коллективного

договора в Учреждении.

Стороны обязуются соблюдать следующие принципы социального

партнерства:

Доверительное сотрудничество и предупреждение социальных

конфликтов;

Уважение взаимных интересов;

Согласование своих позиций и действий по вопросам, связанным с

осуществлением мероприятий по повышению экономической эффективности

деятельности Учреждения, являющейся базой для обеспечения выполнения

настоящего договора, коллективных договоров и соглашений.

1.6. Стороны договорились о том, что:

1.6.1. В целях регулирования социально-трудовых и иных, связанных с

ними отношений между работниками и работодателем, должен быть заключен

коллективный договор.

В коллективном договоре, с учетом особенностей деятельности

Учреждения и его финансовых возможностей, могут устанавливаться

дополнительные льготы, гарантии, более благоприятные условия труда по

сравнению с установленными законодательством Российской Федерации, иными

нормативными правовыми актами, настоящим договором.

1.6.2. В течение срока действия настоящего договора Стороны на

основе взаимной договоренности вправе вносить в него дополнения и

изменения. При наступлении условий, требующих внесения дополнения или

изменения в настоящий договор, заинтересованная Сторона направляет другой

Стороне письменное уведомление о начале переговоров в соответствии с

законодательством Российской Федерации и настоящим договором.

1.6.3. Стороны не вправе в течение срока действия настоящего

договора в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя

обязательств.

1.6.4. Стороны заинтересованы в укреплении социального партнерства,

создании и поддержании гармоничных отношений, атмосферы взаимопонимания и

доверия на всех уровнях, поиске путей решения возникающих спорных

вопросов путем переговоров.

1.6.5. В случае реорганизации (изменения правового статуса)

Учреждения права и обязательства сторон по настоящему договору переходят

к их правопреемникам и сохраняются до заключения нового договора или

внесения изменений и дополнений в настоящий договор.

1.6.6. Стороны несут ответственность за уклонение от участия в

коллективных переговорах по заключению, изменению настоящего договора, за

непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных

переговоров и осуществления контроля за его соблюдением, нарушение или

невыполнение обязательств, предусмотренных настоящим договором, другие

противоправные действия (бездействие) в соответствии с законодательством

Российской Федерации.

1.7. Стороны считают целесообразным совместно обеспечивать:

1.7.1. Своевременное и полное финансирование Учреждения по

утвержденным в федеральном бюджете статьям расходов экономической

бюджетной классификации, включая статьи расходов социальной

направленности.

1.7.2. Соблюдение предусмотренного Законом Российской Федерации "Об

образовании" права Учреждения самостоятельно разрабатывать смету по

рациональному использованию внебюджетных средств.

1.8. Стороны согласились:

1.8.1. На основании статей 52 и 53 Трудового кодекса Российской

Федерации предусматривать в коллективных договорах конкретные формы

участия работников (их представителей) в управлении Учреждением.

1.8.2. Предусматривать выделение внебюджетных средств на

обеспечение социальной защиты работников, определять направления

использования этих средств с участием профсоюзной организации Учреждения.

1.8.3. В целях материальной поддержки работников, увольняемых в

связи с сокращением численности или штата, ликвидацией Учреждения или его

структурного подразделения, предусматривать в коллективных договорах

следующую меру их социальной поддержки:

Работникам, которым в соответствии с Законом Российской Федерации

"О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов

службы занятости досрочно назначена пенсия, производить ежемесячную

доплату к пенсии за счет Учреждения в размере двух минимальных размеров

оплаты труда в Российской Федерации до момента наступления возраста,

дающего право на пенсию по старости.

1.9. При проведении аттестации педагогических и руководящих

работников Учреждения руководствоваться положением об аттестации.

1.10. Содействовать и оказывать методическую помощь при проведении

региональных конкурсов педагогического мастерства, а также финансовую

помощь при организации и проведении конкурсов.

2. Социальное партнерство и координация действий Сторон договора

2.1. В целях развития и дальнейшего углубления социального

партнерства Стороны обязуются:

2.1.1. Создать на равноправной и постоянной основе Комиссию по

регулированию социально-трудовых отношений, далее именуемую "Комиссия",

для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов соглашений и их

заключения, разработки и утверждения ежегодных планов мероприятий по

выполнению настоящего договора, а также для осуществления текущего

контроля за ходом выполнения настоящего договора.

Комиссия вправе давать разъяснения по содержанию и применению

правовых актов социального партнерства, заключенных Сторонами.

Состав Комиссии и срок ее полномочий определяется Сторонами.

2.1.2. Проводить взаимные консультации (переговоры) по вопросам

разработки и реализации социально-экономической политики, по вопросам

регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений,

обеспечения гарантий социально-трудовых прав работников Учреждения и по

другим социально значимым вопросам.

2.1.3. Обеспечивать участие представителей другой Стороны

настоящего договора в работе своих руководящих органов при рассмотрении

вопросов, связанных с исполнением обязательств по настоящему договору;

предоставлять другой Стороне полную, достоверную и своевременную

информацию о принимаемых решениях, затрагивающих социально-трудовые,

экономические права работников.

аналогичный порядок взаимодействия в части предоставления полной,

достоверной и своевременной информации о принимаемых решениях,

затрагивающих социально-трудовые, экономические права работников.

2.1.4. Содействовать осуществлению в Учреждении в случаях,

предусмотренных законодательством Российской Федерации, установления либо

изменения условий труда и иных социально-экономических условий по

согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом.

Стороны должны оперативно обеспечивать друг друга получаемой

нормативной информацией по этим вопросам.

2.1.5. Возникающие разногласия в ходе коллективных переговоров

регулировать в порядке, установленном трудовым законодательством

Российской Федерации.

3. Трудовые отношения

3.1. Стороны при регулировании трудовых отношений исходят из того,

3.1.1. Трудовой договор с работниками заключается на неопределенный

срок. Заключение трудового договора на определенный срок не более пяти

лет (срочный трудовой договор) допускается в случаях, когда трудовые

отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом

характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в

случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.1.2. Трудовой договор на определенный срок не более пяти лет

заключается с педагогическими работниками в высших учебных заведениях.

Заключению срочного трудового договора при замещении должностей научно-

педагогических работников, за исключением должностей декана факультета и

заведующего кафедрой, предшествует конкурсный отбор.

Конкурсный отбор претендентов проводится в соответствии с

Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических

работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утверждаемым

приказом Министерства образования Российской Федерации.

Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются

выборными. Порядок выборов на указанные должности определяется Уставом

образовательного учреждения.

расторжения определяются в соответствии с Трудовым кодексом Российской

Федерации.

Стороны трудового договора определяют его условия с учетом

положений соответствующих нормативных правовых актов Российской

Федерации, коллективного договора, Устава и иных локальных актов

Учреждения.

Условия трудового договора, снижающие уровень прав и гарантий

работника, установленные трудовым законодательством, настоящим договором,

иными соглашениями и коллективным договором, являются недействительными и

не могут применяться.

3.3. Работодатель обязан при заключении трудового договора с

работником ознакомить его под роспись с Уставом Учреждения, настоящим

договором, коллективным договором, правилами внутреннего трудового

распорядка Учреждения и иными локальными нормативными актами,

действующими в Учреждении и относящимися к трудовой функции работника.

4. Оплата труда и нормы труда

4.1. Стороны договорились:

4.1.1. Производить оплату труда работников Учреждения,

финансируемого из бюджета, на основе Единой тарифной сетки (ЕТС) в

соответствии с законодательством Российской Федерации и иными

нормативными правовыми актами.

Тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки

определяется федеральным законом.

определяемых Правительством Российской Федерации.

4.1.3. Применять стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты,

надбавки, премии и другие) в Учреждении, финансируемом из средств

федерального бюджета, в порядке и на условиях, установленных

Правительством Российской Федерации.

4.1.4. Месячная заработная плата работника, отработавшего полностью

определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы

труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного

федеральным законом минимального размера оплаты труда.

4.1.5. Система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение

оплаты труда за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные

дни, сверхурочную работу и в других случаях, устанавливается

Работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа Учреждения.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут

быть ухудшены по сравнению с условиями оплаты труда, установленными

законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми

актами, коллективным договором и настоящим договором.

4.1.6. Установление различных систем премирования и других форм

стимулирования труда Работодатель осуществляет с учетом мнения выборного

профсоюзного органа. Указанные системы могут устанавливаться также

коллективным договором, а в отношении отдельных работников - трудовым

договором.

4.1.7. Доплаты компенсационного характера за выполнение работ в

ночное время, сверхурочная работа, работа в выходные и праздничные дни,

устанавливаются в размерах, предусмотренных коллективным договором,

трудовым договором, но не ниже уровня, установленного трудовым

законодательством Российской Федерации.

4.1.8. Тарификация работ, наименование профессий рабочих и

должностей других служащих производится по действующим Единому тарифно-

квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и

Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и

служащих, тарифно-квалификационным характеристикам, утверждаемым в

установленном порядке для организаций бюджетной сферы.

4.1.9. Работодатель производит выплату заработной платы равномерно,

не реже двух раз в месяц, с обязательной выдачей расчетных листков в

сроки, установленные коллективным договором, и несет персональную

ответственность за нарушение указанных сроков.

5. Рабочее время и время отдыха

5.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации для

педагогических работников образовательных учреждений устанавливается

сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю

за одну ставку заработной платы (должностной оклад). В зависимости от

должности и (или) специальности педагогических работников, с учетом

особенностей их труда, конкретная продолжительность рабочего времени

(норма часов педагогической работы за ставку заработной платы)

регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от

педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических

работников образовательных учреждений".

5.2. Привлечение отдельных работников Учреждения к работе в

выходные и праздничные дни допускается в исключительных случаях,

предусмотренных трудовым законодательством, с письменного согласия

работников, с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного

Учреждения по письменному приказу (распоряжению) Работодателя.

Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не

менее чем в двойном размере.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий

праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.

5.3. Предоставление ежегодных основного и дополнительных

оплачиваемых отпусков осуществляется, как правило, по окончании учебного

года в летний период в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым

Работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа Учреждения,

не позднее чем за две недели до наступления календарного года, с учетом

необходимости обеспечения нормальной работы Учреждения и благоприятных

условий для отдыха работников.

5.4. Разделение отпуска, предоставление отпуска по частям, перенос

отпуска полностью или частично на другой год, а также отзыв из отпуска

допускается только с согласия работника. Оплата отпуска производится не

позднее чем за три дня до его начала.

5.5. Ежегодный отпуск должен быть перенесен на другой срок по

соглашению между работниками и работодателями в случаях, предусмотренных

законодательством Российской Федерации, в том числе, если работникам

своевременно не была произведена оплата за время этого отпуска либо

работники были предупреждены о времени начала отпуска позднее, чем за две

недели до его начала.

5.6. Учреждение с учетом производственных и финансовых возможностей

может предоставлять работникам дополнительные оплачиваемые отпуска за

счет имеющихся собственных средств, которые присоединяются к ежегодному

основному отпуску. Условия предоставления и длительность дополнительных

оплачиваемых отпусков предусматриваются в коллективном договоре.

5.7. Работникам может быть предоставлен оплачиваемый отпуск по

семейным обстоятельствам (регистрация брака или свадьба детей, рождение

ребенка, уход за больными членами семьи, смерть членов семьи и по другим

уважительным причинам) на условиях, предусмотренных в коллективных

договорах.

5.8. Педагогические работники образовательного учреждения не реже

чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право

на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия

предоставления которого определяются учредителем или Уставом

образовательного Учреждения.

6. Социальные гарантии, льготы, компенсации

6.1. Стороны исходят из того, что:

6.1.1. Педагогическим работникам, в том числе работающим на

условиях совместительства или выполняющим педагогическую работу в том же

Учреждении без занятия штатной должности, помимо основной работы, а также

руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным

процессом, должна выплачиваться ежемесячно денежная компенсация для

обеспечения их книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в

размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации,

независимо от нахождения их в отпуске, нахождения в отпуске по уходу за

ребенком до достижения им возраста трех лет, периода временной

нетрудоспособности и отсутствия по другим уважительным причинам, а также

независимо от объема учебной нагрузки.

6.2. В коллективных договорах необходимо предусматривать при

увольнении работников впервые в связи с уходом на пенсию, независимо от

возраста, в том числе по инвалидности первой и второй группам, а также

выборным и штатным профсоюзным работникам выплату за счет внебюджетных

средств единовременного поощрения за исключительно добросовестный труд в

Учреждении.

6.3. Конкретный размер и порядок выплаты единовременного поощрения

устанавливаются в коллективном договоре с учетом финансовых возможностей

Учреждения.

6.4. В коллективном договоре Учреждения предусматривается

возможность выплаты работникам премии в связи с юбилейными датами, а

после их увольнения на пенсию - через каждые последующие ____ лет.

6.5. Конкретный размер и порядок выплаты этих премий, пособий

устанавливаются в коллективном договоре Учреждения, но он не может быть

менее минимальной оплаты труда в Российской Федерации.

6.6. В коллективном договоре Учреждения предусматриваются меры по

осуществлению добровольного медицинского страхования работников.

7. Условия и охрана труда

7.1. Стороны договорились:

7.1.1. Способствовать созданию служб охраны труда в Учреждении, их

обеспечению методическими пособиями.

7.1.2. Ежегодно рассматривать отчеты о состоянии охраны труда,

производственного травматизма и профзаболеваний.

Учреждения при установлении работнику группы инвалидности вследствие

несчастного случая на производстве за счет Работодателя выплату

единовременного пособия по инвалидности в размере не менее:

I группы - 0,75% годового заработка этого работника;

II группы - 0,5% годового заработка этого работника;

III группы - 0,25% годового заработка этого работника без учета

суммы единовременной страховой выплаты пострадавшему, предусмотренной

статьей 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от

несчастных случаев и профессиональных заболеваний".

7.2. Работодатель:

7.2.1. Осуществляет за счет средств Учреждения и фонда социального

страхования обучение и аттестацию работников по вопросам знания норм,

правил по охране труда и экологической безопасности.

7.2.2. Обеспечивает за счет средств Учреждения обязательные

предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские

осмотры (обследования) работников, а также внеочередные медицинские

осмотры (обследования) работников по их просьбам в соответствии с

(должности) и среднего заработка на время прохождения указанных

медицинских осмотров.

7.2.3. Обеспечивает беспрепятственный допуск представителей органов

профсоюзного контроля, в том числе правовой и технической инспекции труда

Для проведения проверок условий и охраны труда в

Учреждении и расследования несчастных случаев и профессиональных

заболеваний.

7.2.4. Привлекает представителей профсоюзного органа (техническую

инспекцию труда) к участию в комиссиях по приемке объектов по окончании

строительства объектов для Учреждения.

7.2.5. Обеспечивает источники финансирования настоящего договора.

7.2.6. Обеспечивает для работников прозрачность проводимой

социально-экономической политики в Учреждении.

7.2.7. Принимает все необходимые меры для создания условий труда,

отвечающих требованиям охраны труда.

7.2.8. В соответствии с действующим законодательством Российской

Федерации принимает меры к должностному лицу, по вине которого нарушаются

или не выполняются условия настоящего договора, коллективных договоров и

соглашений.

7.3. Профсоюзная организация:

7.3.1. Оказывает Учреждению методическую помощь в осуществлении ими

защитных функций по созданию здоровых и безопасных условий труда;

обеспечивает комитеты профсоюза необходимой нормативно-правовой

документацией, ведет учет результатов их деятельности по обследованию

состояния охраны труда в Учреждении, организует и проводит семинары

технической инспекции труда, согласовывает отраслевые нормативно-правовые

7.3.2. Силами технической инспекции труда и профсоюзного актива

оказывает практическую помощь профкомам в осуществлении общественного

контроля за условиями и охраной труда, анализе состояния

производственного травматизма, профзаболеваний.

7.3.3. Осуществляет контроль за состоянием условий охраны труда и

выполнением Учреждением своих обязанностей в соответствии со статьей 25

Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях

деятельности".

7.3.4. Участвует в комиссиях по аттестации рабочих мест по условиям

труда при приемке Учреждения к новому учебному году, доводит до сведения

работающих информацию о наличии вредных и опасных факторов, тяжести и

напряженности трудового процесса, контролирует выполнение мероприятий по

улучшению условий труда.

7.3.5. Обеспечивает реализацию права работника на сохранение за ним

места работы (должности) и среднего заработка на время приостановки работ

в Учреждении либо непосредственно на рабочем месте вследствие нарушения

законодательства Российской Федерации об охране труда, нормативных

требований по охране труда не по вине работника.

7.3.6. Способствует формированию и организации деятельности

совместных комитетов (комиссий) по охране труда в Учреждениях.

7.3.7. Обеспечивает избрание уполномоченных (доверенных) лиц по

охране труда профкомов Учреждений, организует их обучение за счет средств

Фонда социального страхования и оказывает помощь в их работе по

осуществлению общественного контроля за состоянием охраны труда, пожарной

и экологической безопасности.

7.3.8. Содействует эффективной работе Учреждения и мобилизации

трудового коллектива на выполнение согласованных мероприятий,

направленных на преодоление возникающих социально-экономических проблем,

и снижению социальной напряженности.

7.3.9. Проводит разъяснительную работу в трудовом коллективе и

средствах массовой информации о положении дел в образовательных

учреждениях и социальном партнерстве, о правах и обязанностях работников.

8. Социальная сфера

8.1. Стороны:

8.1.1. Добиваются привлечения средств фонда государственного

социального страхования Российской Федерации для оздоровления работников

и обеспечивают эффективное использование средств этого фонда на

санаторно-курортное лечение и предоставление льгот работникам и членам

лагерей, домов отдыха, спортивных баз, сохранение и развитие объектов

социально-культурной сферы, а также выделения не менее _% из внебюджетных

средств Учреждения на оздоровление работников.

Конкретные меры в этих направлениях закрепляются в коллективном

договоре Учреждения.

8.2. Стороны исходят из того, что Работодатель:

8.2.1. Проводит мероприятия по организации отдыха, санаторно-

курортного лечения работников, отдыха и оздоровления детей сотрудников.

9. Гарантии прав профсоюзных организаций

9.1. Права и гарантии деятельности первичного профсоюзного органа

определяются Федеральным законом "О профессиональных союзах, правах и

гарантиях их деятельности", иными законодательными актами Российской

Федерации, Уставом Российского профессионального союза работников

образовательных учреждений.

9.2. Работодатель:

9.2.1. Предоставляет в соответствии со статьей 28 Федерального

закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в

безвозмездное пользование выборному профсоюзному органу Учреждения,

независимо от численности работников, необходимые помещения (как минимум

одно помещение), отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям,

обеспеченные отоплением и освещением, оборудованием, необходимым для

работы выборного профсоюзного органа и проведения собраний работников,

транспортные средства и средства связи, обеспечивает охрану и уборку

выделяемых помещений и создает другие условия для обеспечения

деятельности выборного профсоюзного органа в случаях, предусмотренных

коллективным договором.

9.2.2. Не препятствует представителям выборных профсоюзных органов

в посещении подразделений Учреждения, где работают члены профсоюза, для

реализации уставных задач и предоставленных законодательством Российской

Федерации прав.

9.2.3. Предоставляет по запросу профсоюзного органа необходимые

нормативные и правовые документы, информацию, сведения и разъяснения по

вопросам условий и охраны труда, заработной платы, жилищно-бытового

обслуживания, работы предприятий общественного питания, условий

проживания работников в общежитии и другим социально-экономическим

вопросам.

9.2.4. Осуществляет с письменного согласия работников, являющихся

членами профсоюза, а также других работников - не членов профсоюза, на

которых распространяется действие коллективного договора, ежемесячное

удержание членских профсоюзных взносов и безналичное перечисление их

через бухгалтерию с расчетного счета Учреждения на расчетный счет

профсоюзной организации.

Перечисление денежных средств производится в полном объеме и

одновременно с выплатой заработной платы.

9.2.5. Содействует профсоюзным органам в использовании

информационных систем для широкого освещения их деятельности по защите

социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников

образования.

9.2.6. Перечисляет на счет профсоюзной организации Учреждения

денежные средства для осуществления социально-культурной, физкультурно-

оздоровительной и иной работы. Конкретные размеры отчислений

устанавливаются коллективным договором.

9.3. Стороны признают гарантии работников, избранных

(делегированных) в состав профсоюзных органов и не освобожденных от

основной работы, закрепленные в статье 25 Федерального закона "О

профессиональных союзах, их правах, гарантиях деятельности".

9.4. Члены выборного профсоюзного органа, уполномоченные профсоюза

по охране труда и социальному страхованию, представители профсоюзной

организации в создаваемых в Учреждении совместных с работодателями

комиссиях освобождаются от основной работы с сохранением среднего

заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива

работников и на время краткосрочной профсоюзной учебы на условиях,

предусмотренных законодательством, коллективным договором.

9.5. Членам выборного профсоюзного органа, не освобожденным от

основной работы в Учреждении, на должностях профессорско-

преподавательского состава, на условиях, определенных в коллективном

договоре, может быть снижена учебная нагрузка.

9.6. Стороны признают гарантии освобожденных работников, избранных

(делегированных) в состав профсоюзного органа, указанного в статье 26

Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах, гарантиях

деятельности".

9.7. При окончании срока полномочий в составе выборного

профсоюзного органа и истечении срока действия квалификационной

полномочий или в течение шести месяцев после их окончания), работникам по

их заявлению продлевается срок действия квалификационной категории на

период до прохождения аттестации в установленном порядке.

9.8. Работа на выборной должности председателя профсоюзной

организации и в составе выборного профсоюзного органа признается значимой

для деятельности Учреждения и принимается во внимание при поощрении

работников, их аттестации, при конкурсном отборе на замещение научно-

педагогических должностей.

10. Обязательства профсоюзной организации

10.1. Профсоюзная организация:

10.1.1. Содействует Работодателю в реализации настоящего договора.

10.1.2. Проводит работу по защите экономических и профессиональных

интересов работников, оказывает при необходимости бесплатную юридическую

10.1.3. Вносит предложения в соответствующие органы государственной

власти о принятии нормативных правовых актов по вопросам экономической и

социальной защиты работников.

10.1.4. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской

Федерации общественный контроль за состоянием охраны труда в

общеобразовательном Учреждении, участвует на паритетной основе с

администрацией Учреждения в работе комитетов (комиссий) по охране труда.

10.1.5. Принимает меры по недопущению трудовых конфликтов по

вопросам, включенным в настоящий договор, при условии их выполнения.

10.1.6. Участвует в разработке и согласовании норм и правил по

охране труда, технике безопасности, программ по охране труда, быта и

здоровья работников.

10.1.7. Осуществляет учет и анализ травматизма в

общеобразовательном Учреждении.

10.1.8. Участвует в работе государственных комиссий по приемке в

эксплуатацию объектов производственного и социально-культурного

назначения.

10.1.9. Участвует в работе комиссий, проводящих комплексные

обследования Учреждения и их подразделений по вопросам охраны труда и

здоровья, аттестации рабочих мест.

10.1.10. Представляет интересы пострадавших работников при

расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных

заболеваний.

10.1.11. Оказывает практическую помощь членам профсоюза в

реализации их права на безопасные и здоровые условия труда, социальные

льготы и компенсацию за работу в особых условиях труда, представляет их

интересы в органах государственной власти, в суде.

10.1.12. Готовит предложения, направленные на улучшение работы по

охране труда, здоровья и окружающей природной среды.

10.1.13. Оказывает необходимую консультативную помощь работникам по

вопросам охраны труда, здоровья и окружающей среды.

10.1.14. Осуществляет контроль за соблюдением трудового

законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов,

договору.

10.1.15. Контролирует целевое расходование средств работодателем на

охрану труда, социальную защиту и оздоровление работников и членов их

10.1.16. Оказывает помощь профсоюзным комитетам в организации

общественного контроля за охраной труда, проведении обучения

уполномоченных лиц и членов комиссий (комитетов) по охране труда.

11. Контроль за выполнением обязательств по договору

11.1. Контроль за выполнением настоящего договора осуществляется

Работодателем, профсоюзной организацией и созданной комиссией. Функции

контроля за выполнением настоящего договора на соответствующих уровнях

осуществляют администрация Учреждения и соответствующие выборные

профсоюзные органы.

11.2. Комиссия рассматривает ход выполнения настоящего договора,

заслушивает на своих заседаниях сообщения по этому вопросу представителей

работодателя, Учреждения, их филиалов с участием представителей

соответствующих выборных профсоюзных органов, организует регулярные

проверки с выездом в Учреждение.

11.3. Ход реализации положений настоящего договора за полугодие и

итоги выполнения его за год рассматриваются на совместном заседании

представителей работников и работодателя.

12. Заключительные положения

12.1. Настоящий договор вступает в силу с даты его подписания и

12.2. Ни одна из Сторон настоящего договора не имеет права в

течение установленного срока его действия в одностороннем порядке

изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

12.3. По взаимной договоренности Сторон настоящий договор может

быть продлен, изменен, дополнен или досрочно прекращен.

12.4. Толкование положений настоящего договора и разъяснения по

вопросам применения отдельных его положений осуществляется по взаимному

согласию Сторон. Разъяснения по вопросам применения настоящего договора,

даваемые в одностороннем порядке работодателями или Профсоюзной

организацией, не имеют юридической силы. Внесенные изменения и

дополнения, а также текст разъяснений оформляются приложением к

настоящему договору и являются его неотъемлемой частью и доводятся до

сведения работников, органов профсоюза и работодателя.

12.5. Возникающие в Учреждении коллективные трудовые споры

(конфликты) по выполнению обязательств, указанных в настоящем договоре,

разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12.6. Стороны обязуются обсудить вопрос о продлении срока действия

или о заключении нового договора не позднее чем за 3 месяца до окончания

срока действия настоящего договора. Сторона, получившая письменное

уведомление, обязана в 7-дневный срок начать переговоры.

12.7. Настоящий договор подписан в двух подлинных экземплярах на

русском языке - по одному экземпляру для каждой из Сторон, оба

экземпляра имеют одинаковую юридическую силу.

Работодатель Профсоюзная организация

_______________ _______________ ______________ __________________

(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)

Посмотреть документ в галерее:





















г Иркутск

Мы, нижеподписавшиеся, областной Совет ветеранов , с одной стороны, министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области , в лице министра Родионова Владимира Анатольевича с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

Стороны исходят из того, что внимание ветеранам и пенсионерам, отношение к ним как к равноправным членам гражданского общества, забота о соблюдении прав и удовлетворении потребностей людей старшего поколения, в том числе образовательных, привлечение к активной общественной деятельности, содействие здоровому образу жизни и активному долголетию - является важными социальными задачами нашего общества.

1 .ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

Предметом договора является совместная деятельность по реализации социально значимого и социально ориентированного проекта создания в 2г. г. системы непрерывного образования пенсионеров Иркутской области на основе модели Высшей народной школы (ВНШ). Суть проекта заключается в последовательном расширении сети существующих на базе ветеранских организаций и учреждений социальной политики, опеки и попечительства образовательных структур (клубов по интересам, школ, центров, творческих объединений, групп и т. д.), в которых люди пенсионного возраста получают необходимые знания и навыки, отвечающие их интересам и запросам. Гибкость модели Высшей народной школы предоставляет широкую инициативу и самодеятельность в выборе тематики обучения, количества учебных часов, форм проведения занятий. Реализация проекта возможна при условии социального партнерства ветеранских организаций, органов и учреждений социальной сферы и осуществляется в соответствии с « концепцией создания системы непрерывного образования пенсионеров Иркутской области в рамках модели Высшей народной школы»

2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

Областной Совет ветеранов:

- проводит организационную работу с территориальными и отраслевыми Советами ветеранов по созданию и развитию сети Высших народных школ на базе первичных, городских, районных и окружных ветеранских организаций;

- получает, обобщает и анализирует информацию о работе ВНТТТ в Иркутской области, вырабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности;

- совместно с Восточно-Сибирской государственной Академией образования обобщает опыт работы ВНШ области, осуществляет научно-методическое сопровождение проекта, пропагандирует российский и зарубежный опыт деятельности подобных школ;

- распространяет обобщенный опыт работы Высших народных школ, пропагандирует лучший опыт через средства массовой информации и другими средствами;

- направляет Советам ветеранов методические рекомендации по содержанию учебных программ и планов по наиболее распространенным образовательным программам , в том числе разработанные совместно с Министерством социальной политики, опеки и попечительства.

Взаимодействие с Министерством социального развития , опеки и попечительства по созданию и развитию сети ВНШ осуществляют заместитель председателя областного Совета ветеранов и комиссия по социальной защите областного Совета ветеранов ()

Министерство социального развития, опеки и попечительства:

- содействует через муниципальные органы управления и учреждения социального развития, опеки и попечительства развитию сети образовательных структур для пенсионеров по как на базе ветеранских организаций, так и на базе учреждений социального развития, опеки и попечительства;

- совместную работу по развитию сети ВНШ строит по следующим направлениям:

* создание ВНШ в стационарных учреждениях, подведомственных
министерству;

* оказание помощи ветеранским организациям по разъяснению и
пропаганде законодательства по социальным льготам ветеранов и
пенсионеров.

- совместно с областным Советом ветеранов разрабатывает методические
рекомендации по организации и содержанию учебных планов и программ по
наиболее распространенным образовательным программам.

До 1 сентября 2011 года направит в муниципальные органы социального развития, опеки и попечительства рекомендации по их участию в реализации проекта непрерывного образования пенсионеров, в дальнейшем периодически на рабочих совещаниях с руководителями муниципальных органов обсуждает вопросы организации работы Высших народных школ.


Термин «социальное партнерство» широко используется учреждениями культуры. Но смысл, вкладываемый в это понятие, часто становится обозначением любого взаимодействия с различными организациями. Мы считаем, что с позиции специальной библиотеки социальное партнерство следует рассматривать как систему равноправных конструктивных взаимоотношений, направленных на защиту интересов инвалидов. Не будем подробно описывать все существующие виды и формы сотрудничества, понимая, что в каждой библиотеке накоплен свой опыт работы с социальными партнерами. Но хотим обратить внимание на роль библиотеки в качестве консолидирующего начала между партнерами. Специфика деятельности библиотеки для слепых, основными пользователями которой являются взрослые и дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и специалисты разного профиля, позволяет увидеть проблемы инвалидов со всех сторон: социальной, образовательной, медицинской, юридической, культурной. Как правило, эти проблемы взаимосвязаны и носят комплексный характер. Решать их необходимо объединенными усилиями различных ведомств. Но, к сожалению, преодолеть межведомственные барьеры непросто. Социальное партнерство должно стать такой формой взаимодействия, которая решала бы значимые социальные проблемы в принципе, обеспечивая людям равные возможности для достойной жизни. Для того чтобы государственные учреждения, общественные и коммерческие организации, способные повлиять на изменение ситуации, смогли найти точки соприкосновения в решении конкретных задач, нужна объединяющая сила. Именно библиотека может стать такой объединяющей и движущей силой в развитии партнерских отношений. Основываясь на опыте нашей библиотеки, мы определили три последовательных этапа в становлении и развитии социального партнерства: мониторинг проблем людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): анализ и систематизация требующих решения или прогнозируемых проблем; выявление первоочередной проблемы; выяснение степени заинтересованности различных ведомств в решении данной проблемы; выработка механизмов взаимовыгодного и равноправного сотрудничества, направленного на решение проблемы; конструктивное взаимодействие, сотрудничество и развитие многосторонних связей между различными структурами. На первом этапе были предприняты следующие шаги. Сформирована целевая группа, куда вошли пользователи с ОВЗ и члены их семей. Выявлены проблемы, касающиеся непосредственно этой социальной группы. Определен круг потенциальных партнеров – различных учреждений и организаций, которые могут содействовать в решении проблем с ОВЗ. Проведен мониторинг ресурсов библиотеки (информационных, материальных, кадровых). Обозначены роль и место библиотеки в становлении социального партнерства. Второй этап был посвящен разработке механизма партнерского сотрудничества. Он представляет особую сложность по нескольким причинам, которые необходимо учитывать, а именно. Руководителям различных ведомств и учреждений трудно изменить формировавшуюся десятилетиями позицию в отношении инвалидов, несмотря на то, что сейчас ситуация, пусть медленно, но меняется. Между общественными, коммерческими организациями и государственными структурами сложились отношения, которые далеко не всегда можно назвать партнерскими. Общественные и родительские организации существуют изолированно. Чаще их усилия направлены на преодоление сиюминутных трудностей и решение локальных проблем конкретных людей. Все это, к сожалению, затрудняет выявление «болевых точек», расстановку приоритетов и выстраивание конструктивного диалога. Поэтому именно на втором этапе библиотеке необходимо взять на себя консолидирующую роль, выступить неким третьим независимым лицом, способным абстрагироваться от предвзятого взгляда на социальные и культурные проблемы и организовать конструктивное взаимодействие. Здесь необходимо пояснить, что библиотека не стремилась брать на себя руководящую роль. Но тесное общение с людьми с ОВЗ и членами их семей, деятельность коррекционного класса библиотеки, позволившие «изнутри» узнать потребности пользователей с ограничениями в жизнедеятельности, послужило пусковым механизмом к развитию партнерских отношений. Так сложилось, что традиционно деятельность любой библиотеки в значительной степени основывалась на альтруизме и энтузиазме. Это устраивало общество, т. к. учреждения культуры брали на себя определенную ответственность в решении целого ряда социальных проблем. Но сегодня социокультурные нормы диктуют необходимость перехода к новым моделям сотрудничества, качественному изменению связи «библиотека – общество». Принцип «игры в одни ворота» перестает действовать. Понимание этого привело библиотеку к установлению партнерских связей с государственными и общественными организациями. Ими стали: министерство образования Республики Карелия; уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия; республиканские учреждения (Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Институт повышения квалификации работников образования», Республиканский детский эколого-биологический центр); республиканские общественные организации (Карельская республиканская организация Всероссийского общества слепых – далее КРО ВОС, Карельская региональная общественная организация инвалидов-опорников «Петросино»); общественные родительские организации (Карельская региональная общественная организация родителей детей с синдромом Дауна – далее КРОО РДСД, Карельская региональная общественная организация родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата); реабилитационные учреждения (Реабилитационный центр «Солнышко» Прионежского муниципального района, Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник», Реабилитационный центр при ГУЗ «Поликлиника № 2» г. Петрозаводска); муниципальные учреждения (МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения»); муниципальные специализированные дошкольные учреждения (МДОУ № 1, 11, 79); специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся и воспитанников с ОВЗ (ГОУ специальные (коррекционные) общеобразовательные школы–интернаты № 21, 23, 47); средние специальные и высшие учебные заведения республики (Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Карельская государственная педагогическая академия», Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Карелия «Петрозаводский педагогический колледж»); учреждения культуры (ГУ «Карельский государственный краеведческий музей», ФГУК «Музей-заповедник «Кижи», ГУ «Музей изобразительных искусств Республики Карелия»); медицинские учреждения (ГУЗ «Детская Республиканская больница» и др.). В работе с партнерами библиотека использует самые разные формы взаимодействия. Зависят они в первую очередь от сферы их деятельности. Для примера возьмем некоторые формы сотрудничества с КРО ВОС. Обмен информацией о людях с нарушением зрения (предоставляем информацию о семьях, воспитывающих детей раннего возраста с патологией зрения). Участие в совместных проектах (проект «Первые шаги», разработанный с целью поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ раннего возраста). Финансовая поддержка совместных мероприятий. Организация и проведение совместных мероприятий («Школа для родителей», Летний реабилитационный лагерь, досуговые мероприятия для детей). Совместное участие сотрудников библиотеки и КРО ВОС в различных формах повышения квалификации (семинары, мастер-классы). Расширение круга партнеров, в том числе зарубежных (например, установление контактов с «Финской федерацией инвалидов по зрению»). На третьем этапе, выстраивая модель деловых отношений, поняли, что взаимодействие сторон будет действительно партнерским при соблюдении следующих условий: взаимодействие должно формироваться вокруг социальной проблемы. При этом каждая из сторон должна быть заинтересована в ее решении; каждому участнику партнерского объединения следует четко осознавать цель, роль и свои права, оценивать возможности и осознавать степень собственной ответственности. Поэтому необходимо разработать пакет документов, который регулировал бы все стороны социального партнерства с учетом интересов, специфики и возможностей каждого партнера. Не принято «дружить» по договору, но точно прописанные обязанности сторон позволят более четко строить такие взаимоотношения; отношения современного уровня невозможно создать старыми методами. Следовательно, решение социальных проблем требует инновационного подхода. Мы можем констатировать, что нашу библиотеку стали воспринимать как учреждение, генерирующее новаторские идеи и технологии, ломающее стереотипы работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Конечно, на данный момент, довольно трудно, образно выражаясь, быть локомотивом, который с трудом сдвинул с места состав и теперь пытается толкать его вперед. Но есть надежда, что сможем убедить всех участников в необходимости взаимовыгодного сотрудничества; истинное партнерство должно быть стабильным, долгосрочным и не зависящим от смены руководства; в связи с тем, что государственные организации имеют ограниченный бюджет, финансирование совместной деятельности целесообразнее выстраивать, используя механизм проектной деятельности в области реализации социально значимых проектов. Например, уже два года в партнерстве с КРОО РДСД «Открытый мир» мы выигрываем гранты, позволяющие на высоком уровне оказывать информационно-психолого-педагогическую поддержку семьям, воспитывающим детей раннего возраста с синдромом Дауна. Нельзя утверждать, что наша модель партнерских отношений, модель сотрудничества и развития многосторонних связей между различными структурами работает идеально, но уже сейчас можно прогнозировать, что результатом развития партнерских отношений станет возможность максимально эффективно решать глобальные проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья и, в конечном счете, качественно улучшать уровень их жизни. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г. Хабаровска «Центр развития творчества детей и юношества», именуемое в дальнейшем МАУ ДО «ЦРТДиЮ» именуемый в дальнейшем Центр, в лице директора, Гуревич Натальи Григорьевны действующего на основании устава с одной стороны, и организацией ________________________________ именуемым в дальнейшем «Организация», в лице ________________________________________, действующего на основании ________________________, с другой стороны, именуемые в дальнейшем совместно «Стороны», заключили настоящий Договор о социальном партнерстве в области проведения различных мероприятий, направленных на военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, а также совершенствованию системы физического развития молодёжи, проведение совместных спортивных и военно-патриотических мероприятий.

    Предмет договора

Предметом настоящего договора является механизм социального партнерства Центра и Организации на основе взаимовыгодных интересов.

    Цели и задачи совместной деятельности

    1. Основной целью социального партнерства является сотрудничество в выработке и реализации социально-значимой деятельности в решении уставных задач, совместной деятельности, повышении культуры делового взаимодействия, расширения сети социальных контактов.

      Задачи социального партнерства:

      Проведение просветительской работы по вопросам гражданского и патриотического воспитания;

      Проведение культурно-массовых, спортивных и других мероприятий для учащихся Центра;

      1. развитие социального партнерства в образовательно-воспитательной области;

        обеспечение совершенствования содержания воспитания и организации образовательного процесса;

        оказание взаимных услуг, участие в совместных проектах и других видах совместной деятельности, не противоречащих законодательству;

3. Основные направления деятельности

3.1. Учебно-воспитательная деятельность:

Культурно-массовые мероприятия;

Спортивные мероприятия;

Совместные благотворительные акции

Экскурсии.

4. Права

4.1. Стороны имеют право:

Оказывать техническую и организаторскую помощь на взаимосогласных условиях;

Производить приоритетный взаимообмен информацией, если это не противоречит ранее принятым обязательствам;

Отказаться от предложений, если это экономически не выгодно или если Сторона не имеет возможности выполнить данное поручение надлежащим образом;

Разрабатывать сценарии и проводить совместные массовые мероприятия.

5. Обязанности сторон

5.1. Стороны обязуются:

5.1.1. Качественно и в срок выполнять предусмотренные договором виды работ по направлениям сотрудничества.

5.1.2. Участвовать в совместной реализации воспитательных проектов
(концерты, экскурсии, творческие лаборатории и т.д.), обеспечивающих инновационную и инициативную профессиональную среду.

    1. Центр обязуется:

      1. Принимать участие в разработке и реализации планов и совместных проектов.

        Своевременно информировать и согласовывать планы и сроки проведения совместных мероприятий;

        Предоставлять материально-техническую базу, необходимую для осуществления согласованных мероприятий;

      Организация обязуется:

5.3.1. Своевременно информировать и согласовывать планы и сроки проведения совместных мероприятий;

5.3.2. Информировать обучающихся:

О времени проведения мероприятий;

О месте проведения мероприятий;

Об изменении в расписании мероприятий.

    Ответственность Сторон

    1. В своих взаимоотношениях Стороны руководствуются настоящим Договором. Вопросы, не оговоренные в Договоре, регулируются действующим законодательством.

      Стороны обязуются не разглашать сведения, которые стали известны в процессе совместной деятельности.

    Срок действия Договора

    1. Настоящий Договор вступает в силу и становится обязательным с момента подписания.

      Договор считается продленным на следующий год, если ни одна из Сторон не уведомит другую об отказе от участия в договоре не позднее, чем за два месяца до окончания его срока действия.

    Особые условия

    1. Условия Договора могут быть изменены по предложению одной из Сторон только при письменном согласии другой стороны. Предложения об изменении условий Договора рассматриваются в месячный срок.

      Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

    Юридические адреса сторон.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г. Хабаровска «Центр развития творчества детей и юношества»

680001, Хабаровский край,

г. Хабаровск, ул. Монтажная, д.40

тел.:53-89-51

Директор

_______________/ Н.Г. Гуревич

Предприятие

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________/________________

Рассказать друзьям