"Громада", ее задачи. Переход "Громады" на периодическое издание. Отзывы и их последствия. Громады. Михаил Драгоманов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Громады. Михаил Драгоманов

Национальное самосознание масс на Украине стремились активно развивать так называемые громады, возникшие в конце 50-х -- начале 60-х годов XIX в. в Киеве, Харькове, Полтаве, Чернигове, Одессе и других городах. Это были полулегальные кружки без каких-либо определенных программ и уставов. В них объединялись демократически или либерально настроенная интеллигенция и другие слои населения. Основное внимание члены громад уделяли образовательной деятельности, которую считали важным средством борьбы против национальных притеснений на Украине со стороны царизма.

Печатным органом громад стал первый украинский литературно-художественный и историко-публицистический журнал «Основа», выходивший в 1861 --1862 гг. в Петербурге под редакцией бывших кирилло-мефодиевцев В.М. Белозерского, Н.И. Костомарова, П.А. Кулиша. Журнал приветствовал крестьянскую реформу 1861 г., высказывал надежды на проведение царизмом других буржуазных реформ, призывал интеллигенцию расширять культурно-просветительную деятельность. На страницах «Основы» появлялись и художественные произведения революционно-демократических и других прогрессивных писателей: Т.Г. Шевченко, Марко Вовчок, С.В. Руданского, Л.И. Глибова и других. Журнал просуществовал около двух лет и самоликвидировался из-за постоянных цензурных преследований и нехватки средств на его издание.

Новый этап оживления деятельности громад начался в 70-х годах XIX в. В 1873--1876 гг. активисты громад через Юго-Западный отдел Российского географического общества развернули большую работу по изучению экономики, истории, географии, естествоведения, фольклора Украины. В 1874 г. они провели в Киеве III Всероссийский археологический съезд, в котором участвовали выдающиеся отечественные и зарубежные ученые* Ведущую роль во всей этой разносторонней деятельности начали играть представители прогрессивной интеллигенции. Они создали левое крыло киевской громады. А после официального запрета царизмом в 1876 г. их деятельности многие активисты эмигрировали за границу.

Ученые-обществоведы М.П. Драгоманов, С.А. Подолинский, а также писатель М.И. Павлык начали издавать в Швейцарии на украинском языке литературу и журнал «Громада». Правда, дело это вскоре было свернуто, поскольку не получило финансовой поддержки со стороны единомышленников на Украине. Так называемым «старым громадовцам», которые отстаивали полную лояльность (благонамеренность) к царизму, эти зарубежные издания показались чересчур радикальными (решительными), даже революционными. И наоборот, из-за либеральной и национальной ограниченности содержания многие публикации не одобрялись радикально настроенными членами так называемых «молодых громад», которые возникли тогда во многих городах Украины и общались с революционно-народническими кружками.

Главным организатором украинской прессы за границей был М. П. Драгоманов -- человек противоречивого мировоззрения, в котором сочетались демократические и прогрессивные взгляды с либеральными и консервативными. В своих публицистических произведениях он выступал против социального и национального порабощения народов царизмом и Австро-Венгерской империей, отстаивал право украинского народа на развитие своей национальной культуры, призывал к духовному единению украинского народа с русским («Письма на Надднепрянскую Украину», «Шевченко, украинофилы и социализм» и др.). Вместе с тем М. П. Драгоманов с буржуазно-либеральных позиций критиковал русских и польских революционеров, огульно осуждал какой бы то ни было централизм (даже демократический) относительно государственного устройства, не понял прогрессивного значения польско-шляхетского революционного движения XIX в. и т. д. Его публикации с изложением таких взглядов были подвергнуты критике со стороны русских народовольцев, украинских революционеров-демократов, деятелей всероссийской социал-демократии. В. И. Ленин называл М. Драгоманова «националистическим мещанином», но и использовал его антицаристские сочинения.

Не найдя места в общественно-политическом движении 80--90-х годов, он, после увольнения с должности доцента Киевского университета за «неблагонадежность», переехал в Болгарию, где стал профессором университета в Софии. М. Драгоманов распространял произведения А. Герцена, Т. Шевченко, П. Мирного и других. Он много сделал для популяризации лучших произведений украинской литературы в Западной Европе, способствовал культурному единению славянских народов. В 80--90-х годах XIX в. самые умеренные старые громадовцы сгруппировались вокруг буржуазно-либерального журнала «Киевская старина», издававшегося в Киеве с 1882 г. И в других городах Украины они продолжали заниматься преимущественно культурно-просветительной деятельностью.

Одновременно стараниям М. Драгоманова, при непосредственной поддержке киевской и одесской общин, приступлено в Женеве к изданию сборника под названием "Громада", поставившей своей задачей: "1) описывать жизни украинских людей в России и Австро-Венгрии, настоящее и прошедшие, а больше жизни чернорабочих, крестьян, в которых вся сила Украины... 2) передавать украинским общинам достижения всемирной науки и труда общественной, и 3) списывать подобное Украинская жизни, жизни близких к Украинской соседей найподибниших им судьбой "...

Получилось пять книг этого сборника. Опубликовано было в них ряд программных, публицистических и информационных работ. В первую очередь из них обращает внимание "Предисловие к" Громады ". Дает оно критический обзор положения украинского народа и основы его освободительной борьбы. Из других работ: Драгоманов" Украина и центры "," Шевченко, украинофилы и социализм "и" Народные школы в Украине ", его же ряд информационно-публицистических статей, определяются острой критикой условий, в которых находился украинский народ. Здесь же труда мин. Вовка, В. Навроцкого и других.

По четвертой книге становится "Громада" периодическим изданием (двухмесячником) под редакцией М. Драгоманова, М. Павлика и С. Подолинского. Главным инициатором перехода "Громады" на периодическое издание был С. Подолинский. Сын помещика на Черниговщине, был он учеником украинского экономиста М. Зибера. Оказавшись за границей, стал он близко к М. Драгоманова и "Громады". Берет на себя финансирование и перевод сборника на периодическое издание. Таким образом в начале 1881 появилось первое число "Громады", уже как журнала программе, подписанной М. Драгоманов, М. Павликом и С. Подолинским. Занимала она дела политические, хозяйственные и образовательные. В делах политических ставилась борьба за самостоятельность для свободной союза на всех украинских землях; в хозяйственных обращалось внимание на развитие кооперации; в образовании - положительная наука в вопросах естественных и хозяйственных.

Развиться этому журналу не повезло. Появилось только два числа. Из опубликованных здесь работ обращает на себя внимание статья М. Драгоманова под заголовком "мужицким бунты и грамотные бунтари". Принесла она немало острой критики российских революционеров за их централизм и социалистическое невежества вызвало взрыв гнева со стороны их представителей.

И не только среди русских революционных кругах вызвало "Громада" гнев. Солидаризировались с ними и реакционные российские круги во главе с "Киевлянином" и его патроном Киевским генерал-губернатором Чертковым.

Упорную борьбу начато было "Киевлянином" с концом 1880 С переходом на периодическое издание - выступления "Киевлянина" направлено также персонально и против С. Подолинского. На его страницах стали появляться откровенные призывы к родителям Подолинского.

Акция имела успех для "Киевлянина" и других. С. Подолинский оказался в тяжелом материальном положении, а вместе с тем отразилось это и на его моральном состоянии. Отразилось это и на его здоровье, что привело к преждевременной смерти.

"Громада", как журнал, перестала выходить. Было после этого еще выдано одну (пятую) книгу сборника, на которой издание было прекращено окончательно...

Украинский шире общество не поддержало этого издания. Принципы, которые выдвинула "Громада", не встретили отклика, потому основывались на социалистических идеях национального освобождения, которые характеризовались такими чертами как неразрывность национального и социального моментов, понимание украинства как национально-политического движения в противовес исключительном, сжатом культурничества, радикализм национальной политики и в конце практическое всеукраинство или соборность, опирающееся не на словах, лозунгах или пожеланиях, а на деле.

Роль Михаила Драгоманова в развитии украинского национального движения

Известный украинский общественно-политический деятель, литературо­вед, историк, публицист, фольклорист, экономист, философ Михаил Дра­гоманов родился 18 сентября 1841 г. в г. Гадяче на Полтавщине в семье обедневшего дворянина казацкого происхождения.

В 1863 г. окончил историко-филологический факультет Киевского уни­верситета. Занимался научной работой, несколько лет находился в заграничной

командировке. В 1873 г. стал штатным доцентом кафедры античной истории Киевского университета.

Драгоманов был одним из наиболее активных деятелей Юго-Западного отделения Российского географического общества, и особенно Киевской громады. В 1875 г. стал жертвой репрессий царского правительства: по решению Александра II был уволен из университета и поставлен под негласный надзор полиции. Во избежание ареста Драгомано­ва руководство громады откомандировало его за границу для организа­ции издания журнала “Громада”. Осенью 1875 г. Драгоманов переехал в Вену, а вскоре в Швейцарию, где поселился близ Женевы. С осени 1876 г. вместе с единомышленниками, среди которых были С. Подолинский, Ф. Вовк, а со временем М. Павлик, Драгоманов работал над созданием типографии и редакции журнала “Громада”. “Громада” выходила в свет в течение 1878- 1882 гг. Это был первый украинский политический журнал. Тогда же возник и первый украинский кружок социалистического направления. Воз­главлял его также Драгоманов. В 1886 г. он порвал с Киевской громадой, члены которой были недовольны его социалистическо-радикальными взгля­дами. Киевские громадовцы отказались от дальнейшего финансирования его деятельности.

Однако с ослаблением связей с украинцами в России укреплялись контакты Драгоманова с галицкими украинцами. Ещё в 1870 г. он посетил Галицию и Закарпатье и с той поры систематически знакомил западных украинцев с их соотечественниками на востоке. С течением времени идеи Дра­гоманова пустили корни среди небольшой, но самоотверженной группы галицкой молодёжи и со временем привели к созданию пер­вой украинской политической партии. Едва ли не самыми активными последователями Драгоманова тех времён были М. Павлик и И. Франко.

Правда, уже в 1895 г. галицкие радикалы национализировали свою программу, отказавшись от ряда социалистических и федералистских принци­пов.

Из-за материальных трудностей Драгоманов принял приглашение ново­образованного Софийского университета (Болгария) и в 1889 г. стал про­фессором кафедры общей истории. Умер Драгоманов в 1895 г. Похоронен 1 Софии.

Драгоманов являлся сторонником образования федеративного государ­ства, которое на основе административного децентрализма, культурно-национальной автономии, широких интегративных связей решило бы национальный вопрос демократическим путём. Образцом для его образования он видел тогдашнее устройство Швейцарии, США, Англии. Был сторонником признания главенства общечеловеческих культурных ценностей над национальны­ми особенностями. Вместе с тем Драгоманов не отрицал широкого влияния национальных традиций на формирование культурного наследия народов.

Потерю Украиной национальной государственности учёный рассматривал как фактор, отрицательно влиявший на судьбу украинского народа. Вместе с тем, указывая на исторические права украинцев на самоопределение, не верил в возможность восстановления национальной государственности, а потому стремился направить украинское общественное движение на борьбу за демократизацию и федерализацию в рамках Российс­кой империи и Австро-Венгерской монархии.

Многогранной была научная, литературно-критическая, публицистическая и общественная деятельность Драгоманова. Она оказала значительное влия­ние на развитие украинской политической жизни. В особенности ощу­тимым оно было в Гаяиции среди представителей радикального и народовского направлений общественно-пояитишч-гпц жизни.

Рассказать друзьям