Проявление сущности и социальной значимости будущей. Ок понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Тематический план курса

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

классного часа

по теме «Актуальность моей будущей профессии»

Группа: 3П1

Профессия: Повар, кондитер

Классный руководитель: Булекова Е.А.

2015 год

Пояснительная записка

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час.

В средних специальных учебных заведениях классный час – это форма воспитательной работы куратора, при которой студенты принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Функции классного часа: просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая. Реализуя эти функции на классном часе мы формируем у обучающихся навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогаем в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

При подготовке и проведении данного мероприятия обучающиеся будут осуществлять поиск информации, анализировать и оценивать, работать в команде, нести ответственность за результаты работы своей группы, что отражено в требованиях ФГОС к развитию общих компетенций. Участие в классном часе будет способствовать пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

Проведение классного часа со студентами 3 курса (выпускниками) по теме «Актуальность моей будущей профессии» является актуальным, так как на этом этапе обучения всех выпускников чаще тревожит вопрос правильного выбора места работы, определяются жизненно важные приоритеты.

Данное мероприятие будет способствовать привитию любви к профессии, формированию и развитию положительных установок на будущее.

Классный час проводится в игровой форме, что делает мероприятие динамичным и живым. Он содержит задания, ориентированные в основном на формирование общих и профессиональных компетенций.

Данная методическая разработка может быть рекомендована кураторам групп обучающихся по профессии «Повар, кондитер».

План внеклассного мероприятия

Тема: «Актуальность моей будущей профессии»

Цель: способствовать формированию профессионально-важных личностных качеств будущего специалиста сферы общественного питания.

Задачи:

  • ознакомление студентов с кондитерскими предприятиями г. Омска;
  • привитие интереса к избранной профессии;
  • развитие творческой деятельности студентов, соотносимой с общим контекстом его будущей профессиональной деятельности.

Общие компетенции:

  1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
  3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей деятельности
  4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональной деятельности
  5. Использовать ИКТ в профессиональной деятельности
  6. Работать в команде, эффективно общение с коллегами, руководителем, клиентами.
  7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние

Техническое оснащение:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютерная презентация;

Форма проведения: Беседа с элементами игры

Предварительная подготовка:

  • составление мультимедийной презентации с фотографиями студентов;
  • подготовка сообщений о кондитерских предприятиях г. Омска
  • подготовка сообщений о любимом кондитерском изделии;
  • подготовка сообщений о преподавателях и мастерах работающих в колледже.

Ход мероприятия

Далеко не каждый станет ученым, писателем, артистом,

далеко не каждому суждено открыть порох,

но поэтом, художником в своем деле должен стать каждый.

(В.А. Сухомлинский)

Вступительное слово классного руководителя

Добрый день, дорогие студенты, гости!

Мастерство приготовления вкусных лакомств - кондитерских изделий - ценилось во все времена, а секреты изысканного вкуса тортов, конфет и других сладостей всегда хранятся в строгой тайне.

Кондитер - специалист, обладающий знаниями, навыками приготовления кондитерских изделий и технологией данного процесса.

Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о самой древней и прекрасной профессии – профессии – кондитер.

Ведущий 1

История профессии: Трудно достоверно установить время возникновения кондитерского ремесла. Возможно, первыми кондитерами были индейцы майя, открывшие удивительные свойства шоколада или жители древней Индии, познавшие вкус тростникового сахара и готовившие из него сладкие палочки.

Известно, что во время археологических раскопок в Египте найдены “конфеты”, изготовленные вручную из фиников.

В более поздние времена, при дворах королевских особ и высшей знати в Европе кондитеры входили в число привилегированных слуг.

В наши дни кондитерская отрасль переживает период подъёма, активно осваивает новые технологии и наработки из смежных областей кулинарии.

Ведущий 2

Настоящий кондитер - создаст вокруг себя творчество, удовольствия при оформлении тортов, пирожных, возбудит вкус многих и многих сластен, доставит радость своей незабываемой красотой лепестков роз, цветов, листьев. Цветы должны быть выполнены так изящно, что хотелось бы взять их в руки и понюхать.

Многие кондитеры создают сегодня маленькие произведения искусства, перед которыми не устоял бы самый изысканный гурман. Кто не любит эту особую атмосферу за чашкой кофе или ароматного чая, наслаждаясь неторопливой беседой и восхищаясь искусством кондитера.

Один французский гурман сказал: "Существует пять прекрасных искусств: живопись, скульптура, поэзия, музыка и архитектура» − основные составляющие кондитерского искусства.

Ведущий 1

В своей работе кондитер использует ручные инструменты, механическое и электромеханическое оборудование. Кондитерские производства значительно различаются по степени автоматизации труда: от полностью автоматизированного производства (автоматизированные поточные линии по выпуску вафель, печенья, конфет) в крупных кондитерских и цехах, до неавтоматизированного производства (ручной труд с использованием механического и электромеханического оборудовании при выпуске тортов, пирожных) и т.п

Ведущий 2

Для меня испёк кондитер

Вкусное печенье,

У него я закажу

Торт на День Рождения.

Испечёт его он мне

И украсит кремом,

Приглашу его к себе,

Пусть научит делу.

Тоже я хочу уметь

Сладости готовить,

Буду на него смотреть,

Надо всё запомнить.

Все рецепты запишу

Для себя конечно,

Я его благодарю,

Научил успешно.

Слово классного руководителя

Какие знания необходимы кондитеру (слайд)

Кондитер должен иметь необходимые умения и навыки (слайд)

Ведущий 1

Кондитерская промышленность - отрасль, производящая высококалорийные пищевые продукты, в составе которых, как правило, содержится большое количество сахара.

В состав кондитерской промышленности входят две группы производств по выработке сахаристых и мучных кондитерских изделий. Эти группы, в свою очередь, включают в себя ряд производств: карамельное, конфетное, шоколадное, пастило-мармеладное, вафельное, производство печенья, крекеров, галет, тортов, пирожных и др., различающихся по технологии, применяемому оборудованию и конечной продукции.

Кондитерская отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей пищевой промышленности. За последние четыре года потребление кондитерских изделий возросло с 8,5 кг до 10 кг в год на человека.

Ведущий 2

Профессия кондитер востребована во все времена. Интересно отметить, что потребление и любовь к «сладкому» практически не зависит от состояния экономики. В период повышения доходов растут продажи эксклюзивных изделий, а во времена экономического спада продукция кондитеров пользуется не меньшей популярностью, помогая справиться с депрессией. Кондитеров иногда сравнивают с психотерапевтами или врачевателями человеческих душ.

Наши студенты очень много успевают сделать за день, при этом они тратят много сил и энергии. Восполнить эту энергию им помогаю любимые кондитерские изделия. О своих любимых кондитерских изделиях мы сейчас и послушаем.

Презентация своих любимых кондитерских изделий (выступления студентов)

Классный руководитель

Вот уже 3 года вы изучаете эту трудную, но такую прекрасную профессию «Кондитер». Вы много знаете о предприятиях на которых проходите практику, знаете ассортимент кондитерских изделий, многие из которых являются вашими любимыми. Сейчас мы проверим на сколько быстро вы можете ответить на вопросы, связанные с вашей профессией.

Викторина

  1. Какое искусство провоцирует переедание? (Кулинария.)
  2. Какой город подают к чаю? (Торт «Прага», Прага – столица Чехии.)
  3. Как называется и документ, необходимый для получения лекарства в аптеке, и способ приготовления блюда? (Рецепт.)
  4. Пирог, с какой фруктовой начинкой считается национальным английским блюдом. (Яблочной.)
  5. Как называется пирожное, рождённое из пены? (Безе.)
  6. Накрученное» кушанье – это… Что? (Рулет.)
  7. Что превращает морс в кисель? (Крахмал.)
  8. Рацион, чтобы уменьшить талию, – это… Что? (Диета.)
  9. Большое кондитерское изделие? (Торт)
  10. Студень в торте? (Желе)
  11. Торт императора? (“Наполеон”)
  12. Назовите мучное кондитерское изделие, выпеченное в русской печи, прошедшее много испытаний и съеденный из-за своей наивности. (Колобок).
  13. Овальный пирог продолговатой формы, более широкий и вместе с тем более узкий, чем закрытый пирог. Готовится из дрожжевого или слоенного теста с разными видами начинок. (Кулебяка).
  14. Древнейшее лакомство многих народов. Поначалу использовалось в обрядовых целях, а затем как лакомство. В рецептуру входят следующие ингредиенты: травы, семена, кора, корни. (Пряник).
  15. Название этого изделия происходит от славянского слова “колесо”. Этим словом на Руси характеризуют человека, видавшего виды, бывалого, много испытавшего в жизни. Подсказка: “Хочешь, есть …, так не сиди на печи”. (Калач).
  16. Что называли на Руси – символом Солнца? (Блин).

Подведение итогов. Рефлексия.

И жизнь игра, и все мы в ней актеры

У каждого своя есть роль:

Герой, преступник иль святой –

Решаем сами мы порой,

Кем быть, кем стать,

Судьбу вершить

Иль просто по теченью плыть,

Вести или ведомым быть.

Но каждый может изменить

Историю своей судьбы,

Осуществить свои мечты

И выбрать верный путь.

Я также буду выбирать...

Ведь дело каждого решать,

Спасибо всем за участие! Я бы хотела узнать ваше впечатление о классном часе.

Понравился или нет вам классный час?

Что на наш взгляд было самым интересным на классном часе?

Что нового вы узнали на классном часе?

В чем же все - таки заключается актуальность выбранной вами профессии?

(Студенты высказывают свое мнение о мероприятии )

Используемые источники

  1. В.В. Похлебкин. Кулинарный словарь. М., Центрполиграф. 1997 г.
  2. В.В. Похлебкин. История важнейших пищевых продуктов. М., Центрполиграф. 1997 г.
  3. http://www.stihi.ru/2010/03/12/7999

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

· сущность и специфику различных видов профессиональной педагогической деятельности учителя ФК в образовательных учреждениях общего среднего, а также начального, среднего и высшего профессионального образования,

· роль дисциплин психолого-педагогического блока в профессиональном становлении специалиста по физической культуре и спорту,

· предмет, функции педагогической науки, ее категориальный аппарат, основные направления педагогических исследований, методы их осуществления в образовательных учреждениях различных типов,

· историю возникновения и развития института образования и педагогической науки.

В результате изучения курса студент долженуметь :

· работать с научной литературой – проводить аннотирование, цитирование, конспектирование и реферирование, рецензирование, комментирование.

· проводить методики педагогической диагностики и самодиагностики, анализировать и обобщать полученные результаты.

· выявлять и анализировать проблемные ситуации в практической деятельности специалиста по ФК,

· формулировать и решать педагогические задачи.

Формы отчетности: устная и письменная. В ходе изучения курса студенты выполняют следующие виды текущих зачетных мероприятий:

Подготовка и защита устных и письменных сообщений (докладов) на темы, предлагаемые преподавателем;

Проведение диагностических методик и анализ результатов самодиагностики;

Анализ и решение педагогических задач по алгоритму;

Выполнение тематических тестов.

В завершение изучения курса студенты сдают устный зачет.

Оборудование и средства наглядности:

Учебные фильмы с условиями педагогических ситуаций в работе учителя ФК, тренера, специалиста по АФК и рекреации и DVD-проигрыватель;

Схемы: «Функции-роли учителя»,

«Роли учителя в интерпретации В. Леви»,

«Спектр педагогических специальностей»,

«Перспективы педагогической профессии»,

«Компоненты педагогической направленности личности учителя».

(Примечание: Все указанные схемы приведены в приложении 1)

Текстовый раздаточный материал : психологический словарь, статья В. А. Сухомлинского «Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется», таблица «Требования к квалификации по разрядам труда учителя», схема «Модель образа личности учителя», Магнитная доска; Тесты и анкеты для практикума (содержатся в приложениях) .

(Примечание: иной текстовый раздаточный материал может быть выбран преподавателем вуза в соответствии с целями занятия, с содержанием образования в конкретной физкультурно-педагогической специальности)

Тематический план курса

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ НПО ПУ № 68

Н.А.Лосева

«_____» _______201_ г.

Система менеджмента качества

ПС СМК 7.3.3.-01-2013

ПАСПОРТ И ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ

ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ 1

«Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес»

(код и название компетенции)

при освоении ОПОП НПО по профессии

190631.01 _____ Автомеханик ________________

код и наименование профессии НПО

Квалификация: Слесарь по ремонту автомобилей

Водитель автомобиля

Оператор заправочных станций

Форма обучения- очная (очно-заочная)

Нормативный срок освоения ОПОП – 2 года 5 мес.

В ерсия____

У лькан, 2013

    ПАСПОРТ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА) КОМПЕТЕНЦИИ

    1. Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции

Под «компетенцией» ОК 1 понимается, наличие у выпускника освоившего ОПОП НПО 190631.01 Автомеханик способности понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Подразумевается: представление обучающегося о назначении профессии, об основных решаемых профессиональных задачах, о профессиональных важных качествах, а также потребности общества к данной профессии. Способность трансформировать жизненные цели и цели профессиональной деятельности

    1. Место и значимость данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника ОУ по завершении освоения ОПОП НПО/СПО

Формулировка понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии не указывает на деятельность, т.е. не является формулировкой общей компетенции. Это знаниевый результат на уровне понимания, получение которого демонстрируется обучающимся через объяснение, приведение произвольных примеров и т.п. Формулировка проявлять к ней (будущей профессии) устойчивый интерес не представляет собой указания на образовательный результат. Интерес и степень его устойчивости не могут быть оценены средствами педагогического тестирования. Таким образом, данная часть формулировки указывает на то, что в процессе обучения следует поддерживать постоянный интерес обучающегося к осваиваемой профессии, но не дает указания на диагностируемый результат образования.

Данная компетенция является базовой для формирования общих компетенций ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6.

Принятая структура компетенции

знать:

    принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях,

уметь:

иметь практический опыт:

    1. Планируемые уровни сформированности компетенции у обучающихся

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

1.1 Понимать сущность своей будущей профессии

1.2 Понимать социальную значимость своей будущей профессии.

1.3 Проявлять к будущей профессии устойчивый интерес.

Репродуктивный уровень – обучающийся действует по алгоритму заданному преподавателем.

Частично-самостоятельный уровень – обучающийся часть задания выполняет с помощью преподавателя, а другую часть самостоятельно.

Продуктивный уровень – обучающийся выполняет задание самостоятельно.

Общая подкомпетенция

Показатели

Уровни освоения

Репродуктивный уровень

Частично самостоятельный уровень

Продуктивный уровень

1. Понимать сущность своей будущей профессии

Объяснение области применения своей будущей профессии;

Называет область применения своей будущей профессии с помощью преподавателя

Называет область применения своей будущей профессии

Иллюстрирует область применения своей будущей профессии верно, полно

Перечисление своих функций в будущей профессии в соответствии с квалификационной характеристикой;

перечисляет свои функции будущей профессии в соответствии с профессиональной деятельностью с помощью преподавателя

объясняет свои функции будущей профессии в соответствии с профессиональной деятельностью частично

объясняет свои функции будущей профессии в соответствии с профессиональной деятельностью полностью

Перечисление требований предъявляемых к работнику в соответствии с типовой должностной инструкцией по профессии;

перечисляет требования предъявляемые к работнику с помощью преподавателя

перечисляет требования предъявляемые к работнику частично

перечисляет требования предъявляемые к работнику в полном объёме

1.2. Понимать социальную значимость своей будущей профессии

Иллюстрирование на примерах значение профессии в обществе, ее влияние на безопасность жизнедеятельности;

иллюстрирует на примерах значение профессии в обществе, ее влияние на безопасность с помощью преподавателя

иллюстрирует на одном примере значение профессии в обществе, ее влияние на безопасность

иллюстрирует на примерах значение профессии в обществе, ее влияние на безопасность

Оценивание значимости профессии для самореализации;

Не оценивает

значимость

профессии для самореализации;

оценивает значимость профессии для самореализации частично

оценивает значимость профессии для самореализации в полном объеме

1.3. Проявлять к будущей профессии устойчивый интерес

Выполнение самостоятельных работ качественно;

Выполняет не в полном объеме

Выполняет самостоятельные работы с замечаниями, сроки сдачи самостоятельных работ нарушаются

Выполняет качественно и в срок самостоятельные работы.

Изучение профессиональных периодических изданий и дополнительной литературы по профессии;

изучает профессиональные издания по профессии по настоянию преподавателя

изучает профессиональные издания по профессии

регулярно изучает профессиональные периодические издания и дополнительную литературу по профессии, применяет полученные знания

    ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ: ОК 1 «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес».

Цель программы формирования данной компетенции у обучающихся при освоении ОПОП НПО

Основной целью программы формирования данной компетенции у обучающегося НПО при освоении ОПОП является подготовка выпускника к личностно и

социально - ориентированной профессиональной деятельности.

Необходимое содержание образования для обеспечения формирования у

обучающихся

ОК 1. «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес».

Базовая структура знания (БСЗ), необходимая обучающемуся для освоения ОК 1

Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

ОП.00

Общепрофессиональный цикл

знать:

основные положения электротехники;

меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами

ОП.01. Электротехника

уметь:

обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

знать:

воздействие негативных факторов на человека;

правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации

ОП.02. Охрана труда

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях,
в том числе, в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

ОП.04. Безопасность жизнедеятельности

П.00

Профессиональный цикл

ПМ.00

Профессиональные модули

ПМ.02

иметь практический опыт:

управления автомобилями категорий «В» и «С»;

уметь :

соблюдать Правила дорожного движения;

безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;

уверенно действовать в нештатных ситуациях;

управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;

заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;

соблюдать режим труда и отдыха;

обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов, а также безопасную посадку, перевозку и высадку пассажиров;

знать:

основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;

правила перевозки грузов и пассажиров;

виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;

основы безопасного управления транспортными средствами;

порядок действий водителя в нештатных ситуациях;

приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

Транспортировка грузов и перевозка пассажиров

МДК.02.01 Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий «В» и «С»

ПМ.03

знать:

устройство и конструктивные особенности обслуживаемого заправочного оборудования, контрольно-измерительных приборов и правила их безопасной эксплуатации;

правила эксплуатации резервуаров, технологических трубопроводов, топливораздаточного оборудования и электронно-автоматической системы управления;

конструкцию и правила эксплуатации автоматизированной системы отпуска нефтепродуктов;

Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами

МДК.03.01. Оборудование и эксплуатация заправочных станций

МДК.03.02. Организация транспортировки, приема, хранения и отпуска нефтепродуктов

ФК.00

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

Физическая культура

Основные пути, методы и технологии формирования данной компетенции у обучающихся при освоении ОПОП

в урочной деятельности:

п/п

Деловая игра

Метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека с ЭВМ в диалоговом режиме, направленный на создание у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения.

Метод проекта

Семинар

Дискуссия

Кейс-технология

Предназначена для развития умения самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность со стороны обучающихся.

Мозговой штурм

Сущность метода заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы в ограниченное время.

Во внеурочной деятельности

п/п

Наименование метода, технологии

Краткое описание метода, технологии

Коллективное творческое дело

Профессиональные соревнования и конкурсы

Это одно из важных средств профессионального обучения, т.к. подобные соревнования и конкурсы формируют у обучающихся устойчивый интерес к профессии, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на студентов, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Деловая игра

Метод проекта

Метод развития познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Олимпиады

Участие в работе профессиональных кружков

В воспитательной работе

п/п

Наименование метода, технологии

Краткое описание метода, технологии

Коллективное творческое дело

Вид познавательно – увлекательного мероприятия, направленного на развитие творческих, интеллектуальных и физических способностей обучающихся.

Дискуссия

Метод коллективного мышления. Одним из условий для дискуссии является хорошая подготовка к ней всех обучаемых. Им заранее необходимо указать проблемы и основные вопросы для обсуждения, поиска наиболее приемлемых решений.

Семинар

Предполагает большую активность участников и используется для совместного обсуждения проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей.

Деловая игра

Метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека с ИКТ в диалоговом режиме, направленный на создание у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения.

Олимпиады

Основными задачами Олимпиады являются:

Повышение интереса к своей будущей профессии и ее социальной значимости;

Расширение круга профессиональных умений по выбранной профессии;

Совершенствование навыков самостоятельной работы и развитие профессионального мышления;

Проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.

Тренинговые занятия

Проводятся в рамках учебной деятельности, они подразумевают участие всей группы и режим коротких встреч. Тренинговые занятия отличаются отсутствием строгого порядка работы и низкой психологической безопасностью.

Флэш-моб

Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут с серйозным видом, выполняют заранее оговоренные действия абсурдного характера (сценарий), и затем одновременно, быстро расходятся в разные стороны как ни в чём не бывало.

Классный час

Форма воспитательной работы в группе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.

Лекторий

Возможность высказываться самому, слушать других.

Формы текущего контроля успеваемости, промежуточных и итоговых

аттестаций сформированности данной компетенции

и необходимые оценочные средства

Наблюдение за деятельностью обучающегося;

Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося;

Публичная защита и презентация продуктов профессиональной деятельности;

Деловые игры;

Мультимедиа презентация продуктов профессиональной деятельности и др.

Работа в проектной группе и др.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования у обучающихся данной компетенции при освоении ОПОП

Основные источники:

    Автослесарь: устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебное пособие / Ю.Т. Чумаченко, А.И. Герасименко, Б.Б. Рассанова. ­–17-е изд. – Ростов на Дону: издательство Феникс, 2011. - 539 с.

    Грузовые автомобильные перевозки / А.Э.Горев. - 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр Академия, 2008. – 288 с.

    Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении: учебник для нач. проф. образования /С.А.Зайцев, А.Д. Куранов, А.Н. Толстов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2006. – 240 с.

    Материаловедение / В.А. Стуканов. - М.: Издательство Форум, Инфра-М, 2010 г.- 368 с.

    Материаловедение для автомехаников: учебное пособие / Ю.Т.Чумаченко, Г.В.Чумаченко, А.И. Герасименко.– Ростов на Дону: издательство Феникс, 2009 г.- 480 с.

    Материаловедение: Учебник / Г.Г.Сеферов, В.Т.Батенков, Г.Г.Сеферов, А.Л. Фоменко.- М.: Издательство Инфра-М, 2009.- 150с.

    Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие / В.С. Кланица.– М.: издательский центр Академия, 2008 г.- 160 с.

    Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие/ 3-е изд., перераб./ В.С.Кланица – М.: Издательский центр Академия, 2009. – 168с.

    Слесарное дело: учебник для начального профессионального образования/ Б.С. Покровский, – 6-е изд. – М.: Издательский центр Академия, 2008.-320с.

    Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник под ред. Власова В.М. /6-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2008. - 480с.

    Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: учеб. водителя транспорт. средств категорий «С»/

    Цагарели Д.В., Бондарь В.А., Зоря Е.И. Операции с нефтепродуктами: Автозаправочные станции - М.: издательство Паритет Граф, 2008.

    Цагарели Д.В., Бондарь В.А., Зоря Е.И. Технологическое оборудование автозаправочных станций (комплексов). - М.: издательство Паритет Граф, 2006.

    Эксплуатация автомобилей и охрана труда на автотранспорте: учебное пособие / Ю. Т. Чумаченко, Г. В. Чумаченко, А. В. Ефимова. … − М: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008 г. − 240 с.

    Электротехника: учебник, серия: Начальное профессиональное образование./ П.А.Бутырин, О.В.Толчеев, Ф.Н.Шикарзянов; под общ.ред. П.А.Бутырин.- М.: Издательский центр «Академия»,2008.-267с.

Дополнительные источники:

    Автомобильные перевозки: учебное пособие / И.С.Туревский. –Инфра-М.: издательство Форум, 2009.-224с.

    Автомобильный электрик. Электрооборудование и электронные системы автомобилей: учебное пособие /Ю. Т. Чумаченко, А. А. Федорченко. – Ростов на Дону: издательство Феникс, 2006.-350с.

    Водитель автотранспортных средств: практические основы профессиональной деятельности / О.И.Московская, Н.К.Павлов, А.Г.Рядовой, М.В. Серафонтов, А.П.Таран, Г.В.Ткачева. – Ростов на Дону: издательство Феникс, 2008. - 176 с.

    Водительское мастерство и безопасность / Ю.В.Гейко. – издательство Эксмо, 2010.-192 с.

    Волгин В.В. Автозаправка: справочник руководителя АЗС, АГЗС, ГНС, нефтебазы. 2006.

    ВППБ 01-01-94. Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения.

    ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

    ГОСТ Р 50913-96 Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования

    ГОСТ Р 51866-2002 Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия.

    Грузовые автомобили: учебник для образовательных учреждений начального профессионального образования / В.А. Родичев. - 7 -е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2009.-240 с.

    Грузозахватные приспособления и тара/ Б.Ф.Иванов, А.А.Короткий, М.Н.Хальфин. – Ростов на Дону: издательство Феникс, 2006.-144 с.

    Дубина А.Г., Орлова С.С. « MS Excel в электротехнике и электронике», С-Пб, «БХВ-Петербург»,2006.

    Задачник по электротехнике. Практикум для начального профессионального образования / П.Н.Новиков, О.В. Толчеев.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 384с.

    Инструментальный контроль автотранспортных средств: учебное пособие/ Е.Л. Савич, А.С. Кручек. – Минск: Новое знание, 2008. – 399 с.

    Курс материаловедения в вопросах и ответах: Учебное пособие/ С.И.Богодухов, А.В.Синюхин, В.Ф.Гребенюк. – М.: Издательство Машиностроение, 2006 г.- 256 с.

    Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей / Ф.И.Ламака. - 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2009.-224с.

    Легковой автомобиль: учебное пособие / В.А. Родичев. -3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр Академия, 2009.-64с.

    Материаловедение (металлообработка): Учебное пособие, серия начальное профессиональное образование / А.М.Адаскин, В.М.Зуев. – М.: Издательский центр Академия,2008. – 288 с.

    Материаловедение: Учебное пособие/ Давыдова И.С., Максина Е.Л. Издательство: РИОР, 2006 г., 240 с.

    Несчастные случаи на производстве. Порядок учета и расследования/ О.С. Ефремова.- М.: издательство Альфа-Пресс, 2009г.- 228с.

    Новые ПДД РФ: по состоянию на 1 января 2010 года - издательство «Эксмо», 2010.- 48с.

    Организация перевозок грузов/ В.М. Семенов, В.А.Болотин, В.Н.Кустов. - 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2010.

    Основы материаловедения (металлообработка): Учебное пособие для НПО/ Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В., Издательство: Академия, 2010 г., 256 с.

    Охрана труда в малом бизнесе. Сервисное обслуживание автомобилей/ Л.П. Шариков.- М.: издательство Альфа-Пресс, 2008г.- 216 с.

    Охрана труда при эксплуатации автотранспортных средств и перевозке грузов автотранспортом/ Л. П. Шариков.- М.: издательство Альфа-Пресс, 2008г.- 216 с.

    Охрана труда. 550 типовых инструкций. Рекомендации по разработке инструкций. Нормативные документы (+ CD-ROM)/ Д.Л. Щур.- М.: издательство Дело и сервис, 2008г. – 112 с.

    Пособие по безопасной работе на автозаправочных станциях. - М.: Изд-во «ЭНАС», 2007. -30 с: ил.

    ПОТ Р О-112-001-95. Правила по технике безопасности и промышленной санитарии при эксплуатации нефтебаз и автозаправочных станций (АЗС).

    Правила технической эксплуатации автозаправочных станций.- Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008. - 77.

    Противопожарные мероприятия на предприятии: организация и проведение/ В.П. Ковалёв. - М.: издательство Альфа-Пресс, 2008г.- 336 с.

    Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по электротехнике: Учебное пособие / автор В.М.Прошин.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.-80с.

    РД 153-39.2-080-01. Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (АЗС). Руководящий документ.

    РИ-002-2007г. Инструкция по общим правилам пожарной безопасности на автозаправочных станциях.

    РИ-005-2007г. Инструкция по охране труда при эксплуатации резервуарных парков на автозаправочных станциях.

    РИ-1-010-2008г. Инструкция по охране труда для электрослесаря автозаправочных станций.

    Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учебное пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.

    Система управления охраной труда в организациях. 2-е изд., перераб. и доп./ О.С. Ефремова. - М.: издательство Альфа-Пресс, 2008г.- 160 с.

    Справочник автомеханика/ С.В.Березин. – Ростов на Дону: издательство Феникс, 2008.- 352 с.

    Стуканов В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учебное пособие. Лабораторный практикум.- М.: ИД «ФОРУМ» ИНФРА-М, 2006.- 208 с.

    Техническая механика: учебник/ Л.И. Вереина. –6-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2008.-224с.

    Устройство и техническое обслуживание: учебник / А.Г.Пузанков. - 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2010.- 640с.

    Электротехника и ТОЭ в примерах и задачах: Учебное пособие/ В.А. Прянишников, Е.А.Петров, Ю.М. Осипов.- Минск: издательство «Корона-Век», 2007. - 336с.

    Электротехника: рабочая тетрадь: учебное пособие для начального профессионального образования. - 6-е изд./ Г.В. Ярочкина, А.А.Володарская.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 95с.

Интернет ресурсы

    Библиотека автомобилиста: книги, статьи, руководства: viamobile.ru: URL: http://www.viamobile.ru/index.php. (2010)©.

    Библиотека специалиста по охране труда// Нормативные документы по охране труда: URL: http://www.znakcomplect.ru/doc/ (2008).

    Большая техническая энциклопедия: Technic: URL: http://www.ai08.org. (2010) ©.

    Ванюшин.М.Б.. Мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз»// Еltray.com: URL: http://www.eltray.com. (2009-2011)©.

    Все о материалах и материаловедении// Маteriall.ru: URL: http://materiall.ru/. (2009 – 2010)©.

    Газовое оборудование: ХГК FAS.SU: URL: http://fas.su. (2008-2010) ©.

    Кузнецов Олег. Электрик//Еlectrik.org: URL: http://www.electrik.org/elbook. (2002-2008) ©.

    Материаловедение // Material Science Group: URL: www.materialscience.ru. (2007-2011)©.

    ОАО Газпром нефть: Gazprom-neft.ru: URL: http://www.gazprom-neft.ru/business/filling-stations. (2006-2011)©.

    Охрана труда в России// Ohranatruda.ru: URL: http://ohranatruda.ru/ (2010).

    Первая медицинская помощь при ДТП/ Компания "АвтоДилер" (Екатеринбург): Аutodealer.ru: URL: http://old.autodealer.ru/apedia/firstaid.php. (2011)©.

    Перевозка грузов: Сonveyance.ru: URL: http://conveyance.ru. (2005-2010)©.

    Платков В.. Литература по Материалам и материаловедению // Мaterialu.com.: URL: http://materialu-adam.blogspot.com/ (2011) ©.

    Российская энциклопедия по охране труда// Яндекс-словари: URL: http://slovari.yandex.ru/~книги/Охрана%20труда / (2010).

    Сайт для студентов и преподавателей // twirpx.com: URL: http://www.twirpx.com/files/machinery/material. (2008-2011)©.

    Самоучитель езды на автомобиле: Аvtoteach.ru: URL: http://www.avtoteach.ru. (2006-2010)©.

    Семаков В.Г. Мастер – Автомеханик: Аvtomeh.panor.ru: URL: http://avtomeh.panor.ru.(2011)©.

    Сногсшибательные секреты для автолюбителей!; Безопасное управление автомобилем: Аvtosecret.com: URL: http://www.avtosecret.com/uprav5.php. (2007-2009)©.

    Техническое обслуживание автомобилей: MOTORIST.RU: URL: http://www.motorist.ru/tech/autoservice.html. (2010) ©.

    Электрические цепи постоянного тока//Сollege.ru: URL: http://www.college.ru/enportal/physics/content/chapter4/section/paragraph8/theory.html. (1999 -2011)©.

    Электронная электротехническая библиотека// Еlectrolibrary.info: URL: http://www.electrolibrary.info. (2005 – 2010)©.

Отечественные журналы

Нормативно-правовые источники:

    Сборник типовых инструкций по охране труда для основных профессий рабочих автотранспортных предприятий: ТОИ Р-200-01-95-ТОИ Р-200-23-95 / Департамент автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации. − Москва: ДЕАН, 2008. − 176 с

    Федеральный закон № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 5 декабря 1995 г.

    Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 20 июня 1997 года.

    Федеральный закон № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 года.

    Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12 марта 1999 года.

    Федеральный закон № 53-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5, 6 и 21 Федерального Закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 19 апреля 2002 года.

Основные условия, необходимые для успешного формирования

у обучающихся ОК 1. при освоении ОПОП

    1. Образовательное учреждение, реализующее ОПОП НПО, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

      Реализация ОПОП должна обеспечивать:

      выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

      освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

      Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:

электротехники

охраны труда;

безопасности жизнедеятельности;

устройства автомобилей.

Лаборатории:

материаловедения;

технических измерений;

электрооборудования автомобилей;

технического обслуживания и ремонта автомобилей;

технического оборудования заправочных станций и технологии отпуска горюче-смазочных материалов;

Мастерские:

слесарные;

электромонтажные.

Тренажеры, тренажерные комплексы:

по вождению автомобиля.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС НПО по профессии 190631.01Автомеханик.

Суханов А.Н., мастер производственного обучения;

Лосева Н.А., преподаватель;

Рецензент(ы)

Документ одобрен на заседании

от ___________ года, протокол № ________.

Ок понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к - страница №1/1

Методические указания и контрольные задания

по изучению дисциплины


  1. «Психология общения»

  2. для студентов очной формы обучения и экстернат,

  3. обучающихся по специальности

  4. 030912 «Право и организация социального обеспечения»

  1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности СПО 030912 «Право и организация социального обеспечения».

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке, где необходимы умения использования психологических навыков общения в профессиональной деятельности.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина «Психология общения» является общепрофессиональной дисциплиной, входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического профессионального цикла.


1. 3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения данной дисциплины студент должен обладать компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
В результате изучения данной дисциплины студент должен:


  • Иметь представление о проблеме общности и общения, об основных закономерностях общения, методах и средствах эффективного взаимодействия людей.

  • иметь представление об особенностях психологии общения, ее месте среди других учебных дисциплин;

  • понимать смысл основных терминов, категорий и понятий психологии общения;
знать:

  • взаимосвязь общения и деятельности;

  • цели, функции, виды и уровни общения;

  • роли и ролевые ожидания в общении;

  • виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении;

  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

  • этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
уметь:

  • применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

  • использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

  1. пРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Основные закономерности процесса общения

Тема 1.1. Вопросы теории и проблемы общения

Самостоятельная работа:
Тема 1.2. Вербальные средства общения.

Самостоятельная работа: работа с учебной литературой.
Тема 1.3. Невербальные средства общения

Понятие о невербальных средствах общения. Цели и задачи невербального общения. Кинесика. Просодика. Экстралингвистика. Такесика. Проксемика. Межнациональные различия невербального общения.


Самостоятельная работа: работа с учебной литературой.
Раздел 2. Психология конфликта

Тема 2.1. Конфликты в общении и способы их разрешения

Понятие конфликта и его социальная роль. Источник и субъекты конфликта. Классификация конфликтов. Причины и последствия конфликтов. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Стрессы и стрессовые ситуации.

Самостоятельная работа:

Тема 2.2. Способы психологический защиты

Самостоятельная работа: работа с учебной литературой
РАЗДЕЛ 3. Психологические особенности делового общения

Тема 3.1. Разновидности делового общения

Самостоятельная работа: работа с учебной литературой
Тема 3.2. Психологические особенности публичного выступления.

Содержание учебного материала:

Культура речи делового человека. Публичное выступление как процесс. Подготовка публичного выступления. Техника публичного выступления. Этапы выступления. Язык и стиль публичного выступления. Вопросы и их классификация. Аргументы (логические и психологические), требования к аргументации. Риторические приемы. Требования к выступлению.


Самостоятельная работа: работа с учебной литературой
РАЗДЕЛ 4. Этика делового общения

Тема 4.1. Имидж делового человека


Самостоятельная работа: работа с учебной литературой
Тема 4.1. Этика и этикет деятельности делового человека
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой
Тема 4. Эффекты " общения

Содержание учебного материала:

"Маски" и их влияние на эффективность общения. Структурирование личности другого человека. Эффект "ореола". Возможные ошибки атрибуции. Эффект "проецирования". Влияние возрастных, профессиональных и личностных характеристик на восприятие людьми друг друга. влияние контекста на социальное суждение, поведение. Категоризация и социальные стереотипы. Влияние убеждений на коммуникацию и взаимодействие.

Самостоятельная работа: работа с учебной литературой
Раздел 3. Восприятие и познание людьми друг друга

Тема 3.1. Влияние ролевого поведения на психологию общения

Содержание учебного материала:

Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания людьми друг друга. Открытость и искренность при общении. Основные орудия влияния в процессе общения. "Горячие точки". личностно значимые ситуации для человека. Использование стереотипов мышления. Правило взаимного обмена. Взаимные уступки. Отказ - затем - отступление. Стремление быть последовательным. Влияние публики. Благорасположенность. Влияние авторитета. Влияние дефицита ресурса, времени и т.п. Автоматизмы и стереотипы поведения в общении. Уменьшение диссонанса и рациональное поведение. Психология неадекватного оправдания.

Самостоятельная работа: работа с учебной литературой
Тема 3.2. Влияние установок на процесс общения и способы их преодоления. Распознавание манипуляций и противодействие им

Содержание учебного материала:

Манипуляции в общении. Зачем человек прибегает к манипуляции. Распознавание манипуляций и защита от манипуляций. Средства и механизмы манипулятивного поведения. Основные приемы и техники. Поведенческие игры, как манипулятивное поведение. Слабости манипулятора. Мифы как средство манипуляции. Желание быть принятым и манипуляция. Внутренняя уверенность как защита от манипуляции.

Самостоятельная работа: работа с учебной литературой
Тема 3.3. Методы развития коммуникативных способностей

Содержание учебного материала:

Методы развития коммуникативных способностей. Техники ведения партнёрской беседы, техники для выявления скрытых мотивов и интересов партнёров. Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия. Активные методы повышение коммуникативной компетентности: группы личностного роста.

Самостоятельная работа: работа с учебной литературой

3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ


  1. Баева О.В. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. - 2-е изд., исправл. - Мн.: Новое знание, 2001. - 328 с

  2. Бодалев А.А. Психология общения: М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: «МОДЭК», 2002. - 320с.

  3. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/И.А.Колесникова; под ред. В.А. Сластенина. – М.: «Академия» 2007. – 336с.

  4. Леонтьев А.А. Психология общения. (Сер. «Психология для студента».) – М.: Смысл, 2007. – 365 с.

  5. Морозов А. В.Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000. - 576 с

  6. Панфилова А.П. Теория и практика общения: учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений / А.П. Панфилова– М.: «Академия» 2007. – 288с.

  7. Психология и этика делового общения: Учебник для ву-П86 зов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.

  8. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 335с.

  9. Столяренко Л. Д Психология делового общения и управления: Учебник/ Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 416 с.- (СПО).

  10. Этика делового общения: учебное пособие / составитель
М. С. Узерина. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 172 с.

Дополнительные источники:

1. Быков А.К.методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера,2005.- 160с.

2. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. проф. образования/Г.М.Шалимова. – М.: «академия», 2009. – 192 с.

3. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/[Л.С.Подымова, Л.И.Духова, Е.А.Ларина, О.А. Шиян]; под ред. В.А.Сластенина. – М.:»Академия», 2008. – 224с.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.:»Академия», 2000. – 512с.

5. Психология и этика делового общения: Учебник для вызов/Под ред.проф. В.Н.Лавриненко. –М.:ЮНИТИ-ДАНА,2005 - 415с.

6. Учебно-методическое пособие по развитию навыков профессионального общения. В 2 ч. Ч. 2: Marketing / сост. Т.П. Руденко. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 67 с.

7. Социальная психология/П.С.Самыгин, С.И.Самыгин, Е.П. Ларькова. – Ростов н/Д:Феникс, 2009. – 345с.

8.Электронный журнал «Психологическая наука и образование». Изд – во ГОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет.

9.Психологические исследования.: электрон. науч. журн. URL: http://psystudy.ru

10. Психологический журнал - изд-во: Институт

11. Российский психологический журнал. Издательство «КРЕДО».

12. // Вопросы психологии. Издательство НИИТ МГАФК.


Интернет-ресурсы:

1. http://www.psy.msu.ru/about/lab/semantec.html.

2. http://www.avpu.ru/proect/sbornik2004/161.htm.

3. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/952/952031.htm.

4. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l_det_p.html

5. http:// www.psdich.ru

6. http://www.psi.rin.ru

7. http:// www.taj.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, решения ситуационных задач, тестирования.

4.1 Примерный перечень вопросов для самоконтроля:


  1. Личность и общество.


  2. Психологические аспекты убеждения.

  3. Логические аспекты убеждения.

  4. Законы организации информации.



  5. Динамика конфликта.


  6. Теория защитных механизмов.

  7. Защитные стратегии и стратегии совладения.

  8. Параметры защитных механизмов.

  9. Национально-психологические типы делового общения.


  10. Основные рекомендации по подготовке, ведению и завершению деловых переговоров.

  11. Методы ведения переговоров.



  12. Аргументы (логические и психологические), требования к аргументации.

  13. Риторические приемы.



  14. Культура поведения в процессе деловых переговоров и на приемах.
4.2. Примерная тематика рефератов – нет.

4.3. Вопросы к зачету по дисциплине:


  1. Сущность общения. Структура общения.

  2. Цели, содержание и средства общения.

  3. Функции общения. Стили и виды общения.

  4. Коммуникация, интеракция и социальная перцепция как взаимосвязанные стороны общения.

  5. Эффекты общения (первичности, новизны, ореола, стереотипа).

  6. Коммуникативные барьеры в общении.

  7. Способы вербального воздействия (убеждение, внушение, принуждение).

  8. Психологические аспекты убеждения. Логические аспекты убеждения.

  9. Внушение как явление и как технология. Законы организации информации.

  10. Системы получения и обработки информации, их языковое выражение.

  11. Понятие о невербальных средствах общения. Цели и задачи невербального общения.

  12. Межнациональные различия невербального общения.

  13. Понятие конфликта и его социальная роль.

  14. Источник и субъекты конфликта. Классификация конфликтов.

  15. Причины и последствия конфликтов. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

  16. Стрессы и стрессовые ситуации.

  17. Теория защитных механизмов. Защитные стратегии и стратегии совладения. Параметры защитных механизмов.

  18. Психологические защитные механизмы личности (вытеснение, регрессия, реактивное образование, изоляция, интроекция, сублимация и др.).

  19. Понятие о деловом общении.

  20. Этапы делового общения. Виды и формы делового общения.

  21. Деловой разговор и деловая беседа. Спор. Дискуссия. Полемика. Собеседование. «Мозговой штурм». «Круглый стол». Деловые командные игры. Деловой стиль общения. Психология сотрудничества.

  22. Этические нормы делового общения.

  23. Культура речи делового человека.

  24. Публичное выступление как процесс. Подготовка публичного выступления. Техника публичного выступления. Этапы выступления.

  25. Язык и стиль публичного выступления. Вопросы и их классификация.

  26. Аргументы (логические и психологические), требования к аргументации. Риторические приемы. Требования к выступлению.

  27. Модели поведения. Тактика общения.

  28. Стереотипы, диагностика и общие приемы влияния.

  29. Симпатия и антипатия, их причины и проявления.

  30. Понятие об этике. Понятие об этикете, истории его возникновения и развития.

  31. Деловой этикет. Правила этикета. Правила вербального этикета.

  32. Правила общения по телефону. Правила деловой переписки.

  33. Национальные особенности этикета.
Рассказать друзьям