Министерство социальной политики Нижегородской области
Государственное бюджетное учреждение
«Центр социальной помощи семье и детям «Надежда»Ветлужского района»
ПРОЕКТ
« Цикл тренингов для детей летней оздоровительной кампании»
Разработал:
педагог – психолог
Казарина Л.С.
г. Ветлуга
2017год
Пояснительная записка
Именно в летний период, когда не столь насыщена жизнь детей и подростков учебными заботами, в нашем Центре открывает свои двери летний оздоровительный лагерь, где есть возможность для ребят расслабиться, отдохнуть, найти новых друзей и получить массу позитивных впечатлений.
Введение
В условиях летнего оздоровительного лагеря ребята, находясь всегда рядом и под присмотром воспитателей, могут раскрыть свои творческие способности, улучшить свои умения в плане социального взаимодействия, как со сверстниками, так и детьми более старшего возраста, предстать перед значимыми взрослыми в ином амплуа, раскрыться, снять зажимы. Ведь в лагере отсутствует система балльного оценивания, нет жестких рамок, которые связаны с дисциплиной и те, кто в учебной деятельности порою неуспешны, посещая летний лагерь на базе Центра, получают свою «Минуту Славы». Система психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации летнего отдыха на базе учреждения дополнительного образования обусловлена спецификой, как самого учреждения (каждая смена имеет свое направление), так и направлениями деятельности педагога-психолога (психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психопрофилактика и психопросвещение, консультирование).
Психолог помогает детям познакомиться друг с другом, адаптироваться в новых условиях, вдали от родных и друзей. В случае необходимости может провести тренинг на сплочение и изучить ожидания детей от отдыха. Здесь с большим успехом можно использовать все формы работы: кинотерапию, арт-терапию, фототерапию, музыкотерапию и танцевальную терапию, различные визуализации, лишь бы было желание со стороны детей, да и самого психолога. Для педагогов и вожатых будут весьма полезны мастер-классы и семинары с изучением психологических особенностей детей разного возраста
Психолог в течение лагерной смены проводит следующие обследования:
1. Изучение ожиданий детей от отдыха в лагере.
2. Проективная методика «Несуществующее животное» для изучения уровня самооценки и тревожности детей.
Однако данную методику лучше проводить с теми детьми, которые нуждаются в индивидуальном подходе.
3. Изучение межличностных отношений в начале и в конце смены.
4. Изучение эмоционально-психологического климата в группе.
5. Изучение эмоционального состояния детей.
6. Изучение интересов детей.
7. Получение мнений детей по поводу отдыха и проводимых мероприятий.
Коррекционно-развивающее направление
Здесь вариантов может быть несколько: по итогам диагностики формируются группы детей, с которыми проводятся развивающие занятия, либо занятия проводятся для всего отряда, это могут быть тренинги для сплочения или психологические игры, например «Пираты Карибского моря». В ситуации, когда на улице льет дождь и намеченные мероприятия срываются, можно использовать кинотерапию, устроить совместный просмотр фильма, требующего психологического анализа.
Внимание! Очень важно учитывать возраст детей для выбора фильма и формирования групп! (С дошкольниками и детьми в возрасте до 9 лет можно посмотреть фильм «Внимание, черепа- ха!», с 10 до 12 лет - «Чучело», а с подростками хорошо бы посмотреть фильм «Куколка».)
Профилактическое направление заключается в беседах и консультациях с отрядными воспитателями, родителями, возможно проведение психологических акций.
Профилактическое направление заключается в беседах и консультациях с отрядными воспитателями, родителями, возможно проведение психологических акций.
Цель: сплочение коллектива,сближение детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе, формирование коммуникативных навыков обучающихся, стабилизация эмоционального фона. Снижение тревожности и агрессивности в общении.
Задачи:
1.Способствоватьбыстрейшей адаптации несовершеннолетних в новых условиях.
2.Способствовать снижению эмоциональной напряженности и зажатости.
3.Способствовать формированию у участников ощущения единой команды.
4.Способствовать развитию эмоционального сопереживания (эмпатии) товарищу.
5.Способствовать развитию творческого потенциала несовершеннолетних.
6.Способствоватьснижениютревожности и агрессивности в общении.
7.Способствоватьформированию у ребенка умения распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков.
Тренинг включает в себя 3 занятия: по 1 занятию в каждую неделю пребывания несовершеннолетних в оздоровительной смене.Все упражнения даются на сплочённость группыразвитие коммуникативных качеств, стабилизацию эмоционального фона и проводятся в виде подвижных игры, конкурсов и творческих заданий, (рисование, инсценированние). Первое занятие проводится на 3-4 день пребывания детей на смене.
Оборудование:
1.Музыкальный центр, мультимедийное оборудование, ноутбук.
3. Листы формата А3.
4. Фломастеры, маркеры, карандаши.
7. Поговорки и пословицы о дружбе и взаимовыручки.
Принципы работы по программе:
Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
- личной ориентированности
Ожидаемые результаты: снижение личностной тревожности, эмоциональнаястабилизация, снижение агрессивности в общении со сверстниками, развитие коммуникативных способностей. Результаты работы отслеживается на основе диагностики, которая проводится в начале и в конце курса занятий. При диагностике используются методики «Дом, дерево, человек», диагностика эмоционального состояния « Домики» (методика О. А. Ореховой)
Занятие1
«Давайте знакомиться!»
Ход занятия:
Вступительное слово.
Я рада приветствовать Вас на моем тренинге. На тренингах вы;
Узнаете друг друга лучше;
Научитесь взаимодействовать друг с другом;
Научитесь сопереживать друг другу;
Помогать друг другу;
Слушать и слышать друг друга;
Владеть своими эмоциями;
Воспитывать внимательность и наблюдательность.
Но на тренингах есть свои правила и условия, которые вы обязаны соблюдать!
Правила нашей группы.
А сейчас послушайте внимательно принципы, изложенные в стихотворной форме. И эти принципы и правила, ребята, совершенно правильно и точно подходят к нашему занятию!
1. Если решился на тренинг прийти,
Дойди до конца, смотри не уйди.
То есть ваше отсутствие может привести к нарушению наших с вами внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу. Здесь, мнение каждого из вас мы очень ценим!
2. Искренним в общении будь.
Не лицемерь, а выражай яснее суть.
Не хочешь данную проблему обсуждать,
Не лги, ведь есть возможность промолчать
Группа – это место, где вы можете искренне рассказать о том, что вас действительно волнует, интересует, обсуждать такие проблемы, которые до этого момента вы по каким то причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-то вопроса – лучше промолчите!
3. Ты вправе группе стоп сказать,
Проблему вслух не обсуждать!
Ты вправе сказать «стоп» - прекратить обсуждение своей проблемы
4. Активным будь в игре и обсуждении,
Проблемы все решишь здесь без сомнения.
5. О чем здесь услышишь – не разглашай.
Проблемы вне группы не обсуждай
Нельзя выносить проблемы за пределы группы. Все, что здесь говорится, должно остаться между нами.
6. Лишь от себя всегда говори,
От обсуждения не уходи.
«Я чувствую», «Я думаю», «Мне кажется так» -
Ведь это все сложно, отнюдь не пустяк.
Не стоит уходить от обсуждения, и допускать рассуждения типа: «Все так думают», «Большинство так считает». Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «Я думаю…», «Я чувствую…», «Мне кажется…»
7. Каждый имеет право на мнение свое
Не оценивай и не критикуй никого.
Рефлексия прошлого занятия.
В приветственном слове необходимо найти контакт с участниками, настроить их на работу в группе и напомнить об основных правилах.
Дети и педагог приветствуют друг друга. Участники тренинга садятся в круг.
Упражнение1. «Назови имена своих товарищей»
Цель: лучше познакомиться, помочь запомнить имена всех присутствующих на смене, установить более тесный контакт между участниками группы».
Каждый ребенок встает и называет имя своего соседа слева и своего соседа справа и так по всему кругу. В ходе упражнения, детям можно поменяться местами и повторить это задание снова.
Упражнение 2: «Я люблю себя за то…» (4 мин.)
Цель: развитие способности уважать и любить себя за определенные качества, за то, что ты есть.
Все садятся в круг, после небольшой паузы каждый частник группы говорит о своих достоинствах. Например, «Я люблю себя за то, что я добрый»
Упражнение 3 : «Я – стоящий человек» (4 мин.)
Цель: научиться ценить и уважать себя.
Каждый по кругу произносит три раза «Я стоящий человек» с разной интонацией, используя мимику и жесты.
Упражнение 4 . «Мой портрет в лучах солнца».
Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше. На это вам 5 минут.
Теперь каждый по кругу зачитывает свой список достоинств, если считает нужным, то поясняет его, и выделяет главное достоинство.
Упражнение 5 . «Принятие себя». (10мин.)
Давайте поборемся с некоторыми нашими недостатками и привычками, о которых вы хорошо знаете. Для этого на листе бумаги в колонку выпишите свои недостатки, предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими недостатками именно сегодня, сейчас, на этом занятии. Не жалейте себя, заполняя колонку недостатков, поскольку недостатки есть у всех и в этом нет ничего страшного.
Теперь каждый по кругу зачитывает свой список недостатков, если считает нужным, то поясняет его, и обязательно выделяет свой главный недостаток.
Прощальное приветствие: Дети встают в круг, держась за руки и по команде психолога 3 раза подпрыгивают вверх с разным криком: в первом кричат «ХИ!», во втором «ХА!», в третьем «ХО!».
Получается забавное позитивное завершение тренинга. Его же можно использовать и в начале последующих занятий.
Занятие 2
Вводное приветствие: Хи!,Ха! Хо!
Напомнить правила, действующие на тренинге. Обсуждение предыдущего занятия.
Упражнение 1: «Угадай» (10 мин)
Цель: развитие внимания, зрительной памяти; способности воспринимать инструкцию на слух.
Участники сидят в кругу. Один из участников становится водящим и выходит за дверь. Группа загадывает одного из сидящих в кругу. Задача водящего – задать наводящие вопросы и отгадать человека, которого загадала группа.
Упражнение 2 : «Мой сосед слева…» (10 мин.)
Цель: развитие умения находить положительные качества в других людях.
Ведущий предлагает участникам внимательно посмотреть на соседа слева и назвать то, что у того хорошо получается. Круг должен замкнуться. По окончании ведущий спрашивает, приятно ли было слышать от других людей положительные оценки своих качеств.
Упражнение3 : Игра «Что изменилось» (15 мин.)
Цель: Развивать наблюдательность и память.
Детям предлагается разбиться на2 команды и встать напротив друг друга. Дается инструкция,чтобы дети в течение 1 мин. внимательно рассмотрели друг друга и запечетлели (мысленно сфотографировали) все подробности внешнего вида. Затем дается командаотвернуться и противоположная команда детей меняет свой облик, оставаясь на свих местах.
Ведущая команда поворачивается и рассказывает, что у кого поменялось в облике.
Упражнение 4 : « Путешествие в страну эмоций»(10-15 мин.)
Цель: Учить детей уметь распознавать чужие эмоции, владетьсвоими и уметь их выражать. Развивать творческие способности и мыслить нестандартно.
Предложить детям картинки с изображением различных эмоций. Затем каждой команде необходимо изобразить предложенную эмоцию. Противоположная команда должна назвать эмоцию, которая соответствует изображению. Команды меняются местами.
Прощальное приветствие: «ХИ!», «ХА!», «ХО!».
Занятие 3
Вводное приветствие. Обсуждение предыдущего занятия.
Упражнение 1 : « Рисуем вместе» (15 мин.)
Цель: Научится взаимодействовать в группе без подготовки, опираясь только на внутреннее чувство.
Психолог предлагает каждой команде с завязанными глазами нарисовать на ватмане фигуру.
Подвести итог лучшего взаимодействия в команде.
Упражнение 2: « Слепой и поводырь» (15 мин.)
Цель: Развитие межличностной сплоченности и невербальных способов общения.
Оборудование: Кегли или стулья.
Группа делиться на 2 команды. Выбираются по 1 человеку из каждой команды – один «Поводырь», другой - «Слепой». «Слепого» проводит «Поводырь» между предметами, затем с он должен, с помощью ощупываний должен распознать своего «Поводыря».
Желательно, что бы каждый ребенок побывал в роли «Поводыря» и «Слепого».
Упражнение 3 : «Что такое дружба?»(15 мин.)
Цель: Закрепить у детей представления о дружбе, приобщить к устному народному творчеству и его мудрости.
Детям сначала предлагается на листочках написать 3 качества, которыми должен обладать его друг, затем на ватман выносятся наиболее часто встречающиеся и зачитываются вслух. Затем детям раздаются заготовки пословиц и поговорок о дружбе, предлагается каждой команде оъяснить, как они понимают эти пословицы и поговорки.
Ватман оставляется в группе, с целью отождествления своих качеств и качеств, написанных на ватмане.
Упражнение 4 : « Портрет друга» (10 мин.)
Цель: Активизация творческого потенциала ребенка, воспитание эмпатии и умение выражать свои чувства через цветовую гамму рисунка.
Данное упражнение носит арттерапевтический характер и позволяет выявить не только проблемы коммуникативного характера, но и позволяет определить проблему эмоционального типа и составить представление о результативности нахождения ребенка в детском оздоровительном лагере.
Ватман оставляется в группе
Рефлексия прошедшего занятия.
Упражнение: «Что нас объединяет?»
Закончилось наше занятие. Все мы хорошо поработали. Лучше узнали друг друга. Посмотрите на нашу группу. Сколько в нас общего? Что объединяет нас всех и каждого из нас с другими? Тот, у кого в руках окажется мяч, должен выбрать любого из группы (кроме того, от кого он получил этот мяч), кинуть ему мячи сказать: «Нас с тобой объединяет…» и назвать этот тот признак, который может общим для них. Получивший мяч, если он согласен с услышанной фразой, должен ответить: «Отлично». Противномслучае: «Я подумаю». Теперь он, в свою очередь, должен кинуть мяч другомучастнику с той же фразой.
|
Специально для Вас разработаны и регулярно проводятся эксклюзивные авторские психологические тренинги в Москве , для того, чтобы Вы могли с их помощью личностно развиваться, приобрели для себя новые знания и умения из области психологии, научились самостоятельно решать многие проблемы своей жизни. И, конечно, обрели новых друзей!
Темы тренингов по психологии - самые актуальные и интересные. Над каждым занятием проведена большая работа, чтобы оно стало интересным, познавательным, приятным и полезным Вам - и теперь мы с гордостью можем сказать, что это самые интересные тренинги по психологии в Москве!
Приходите, мы будем Вам рады!
Темы тренингов:
Если среди представленных в таблице Вы не нашли нужной Вам темы тренинга , посетите индивидуальную .
30 ПРИЧИН, почему Вам стоит посетить именно наши психологические тренинги и семинары:
1) Тренинги по психологии предназначены для широкой аудитории: их могут посещать как люди, не имеющие психологического образования, так и профессиональные психологи. Каждый найдет здесь для себя что-то новое, важное, полезное, приятное, найдет ответ на вопрос о том, как стать психологом или просто помочь себе и близким.
2) Наши курсы и тренинги в Москве проводятся на базе московского Психологического Центра, который тщательно проверяет все психологические мероприятия, отбирая среди них только те, которые соответствуют общепринятым тренинговым, образовательным стандартам.
3) Тренеры (ведущие) - профессиональные со стажем. Это высококвалифицированные, сертифицированные психологи-консультанты, имеющие значительный опыт, связаный с психотерапией, а также тренинговой деятельностью.
4) Доступная стоимость мероприятия (невысокая по сравнению с другими аналогичными тренинговыми организациями). Занятия могут позволить себе даже студенты ВУЗов.
8) Каждый из тренингов - эксклюзивный (Вы нигде такого больше не увидите).
9) Программы наполнены интересными практическими упражнениями, приемами.
11) С каждым годом программы совершенствуются, сейчас перед Вами мощные инструменты для познания и саморазвития!
12) Вы уходите с обучающей программы с багажом эффективных практических техник и приемов (мы обучаем Вас в том числе тому, как стать психологом для самого себя).
13) Материал, а также упражнения, полученные у нас, построены таким образом, что Вы сможете самостоятельно использовать их на протяжении всей своей жизни во многих ее сферах.
14) Наши тренинги в Москве - интенсивные и обязательно включают в себя кофе-брейки и перерыв на обед для отдыха и полноценного освоения материала. То есть Вам достаточно выделить всего несколько днец своей жизни, чтобы пройти программу, получить массу впечатлений, знаний, практических навыков. Одновременно продолжительность мероприятия обеспечивет высокое качество обучения.
15) Дни проведения занятий - выходные или вечер будней, что удобно сочетается с рабочим и учебным графиком.
17) Место проведения - комфортное помещение Психологического Центра - это центр Москвы рядом с метро (5 минут пешком).
18) Для участия, что является отличием от большинства других тренинговых организаций, у нас не требуется предоплаты! Оплата осуществляется непосредственно в день проведения.
19) Некоторые тренинги по психологии включают игры-соревнования, по окончании которых выигравшие получают приз
21) По окончании занятия каждый из вас уносит с собой материалы, а иногда - домашние задания, которые раздает участникам ведущий.
22) Каждый участник уходит от нас с чем-то новым: с новым знанием, умением, пониманием, состоянием, с новыми целями или навыками. Вы тоже унесете от нас что-то ценное для Вашей жизни, а также частичку нашего тепла!
23) Психологический тренинг связан с конкретной психологической темой , но одновременно с этим позволяет работать с любыми явлениями внутри заданной обширной области.
«Психологический тренинг в группах»
Преподаватель - Трифонова Т.А., доцент кафедры психологии труда и предпринимательства, электронный адрес – [email protected]
Неотъемлемой частью любой психологической деятельности, будь то сфера образования, производственная сфера, бизнес, армия, МВД, клиника, является проведение социально-психологических тренингов – современных активных методов обучения. Социально-психологический тренинг выступает методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. Общей целью психологического тренинга выступает – повышение коммуникативной компетентности участников.
Дисциплины рассматривают теоретические вопросы психологии общения, основные принципы, механизмы, условия, специфику и методику проведения психологического тренинга с малой группой. Основной акцент сделан на практических занятиях, направленных на овладение необходимыми навыками ведения социально-психологического тренинга. Практические занятия ориентированы как на отработку конкретных психологических техник, так и на развитие навыков организации тренинговой работы.
Целью дисциплин является – формирование у студентов системы знаний о сущности и специфике проведения социально-психологического тренинга с малыми группами, развитие коммуникативных навыков и профессиональных умений проведения тренинга.
Данная цель конкретизирована в учебных задачах, направленных на формирование и развитие у студентов следующих профессиональных знаний, умений и навыков :
· Знание сущности, принципов, условий, организации проведения социально-психологического тренинга;
· Знание групповых процессов, групповой динамики и специфических эффектов социально-психологического тренинга;
· Знание требований по организации времени и пространства для занятий – «среды общения»;
· Знание методического обеспечения, используемого в тренинге, умение провести упражнение, групповую дискуссию, ролевую игру, обсудить и проанализировать результаты;
· Навыки разработки тренинговых программ;
· Коммуникативные навыки.
На основе этих знаний и умений у студентов формируется коммуникативная компетентность, навыки проведения социально-психологического тренинга. По окончании курса студенты могут упражняться в проведении социально-психологического тренинга.
Зачетные задания:
Для студентов, планирующих посещать занятия очно в период сессии, необходимо будет на практических занятиях выполнить тренинговое упражнение.
Для этого самостоятельно нужно подобрать 2-3 упражнения, соответствующих определенной тематике психологического тренинга, потренироваться в произнесении инструкции, продумать вопросы для обсуждения с участниками после завершения упражнения.
2) Для студентов, не имеющих возможность посещать занятия в период сессии, для зачета необходимо ответить на проверочные тесты по каждому разделу + итоговый тест + самостоятельно разработать программу психологического тренинга
Тематика программ психологического тренинга
1. Каталог упражнений тренинга эффективного общения.
2. Программа тренинга развития коммуникативных навыков.
3. Программа тренинга делового общения.
4. Программа тренинга сензитивности в общении.
5. Программа тренинга поведенческой гибкости.
6. Программа тренинга установления контакта.
7. Программа тренинга развития лидерских качеств.
8. Программа тренинга активного слушания.
9. Программа тренинга уверенности в себе.
10. Программа тренинга развития психических процессов.
11. Программа интеллектуального тренинга.
12. Программа тренинга «Создание имиджа и искусство самопрезентации».
13. Программа тренинга на развитие самоорганизации и самоуправления.
14. Программа тренинга развития креативности.
15. Программа тренинга развития рефлексии.
16. Программа тренинга управления конфликтами.
17. Программа тренинга на развитие профессионально важных качеств ведущего-тренера.
Тестовый контроль по теме «История развития групповых методов»
1. Страна, в которой возникли групповые формы тренинга:
2) Советский Союз;
3) Германия;
4) Австрия.
2. Понятие «социально-психологический тренинг» в психологическую теорию и практику ввел:
1) К. Роджерс;
2) К. Левин;
3) М. Форверг;
4) Р. Липпит.
3. Интерес к личностному росту участников в наибольшей степени представлен в:
1) Т-группах;
2) гештальт-группах;
3) психодраматических группах;
4) группах встреч.
4. Анализ жизненных сценариев характерен для:
1) Т-групп;
2) трансактной модели;
3) когнитивно-поведенческой модели;
4) бихевиорально-ориентированных групп.
5. В Советском Союзе СПТ получил распространение в следующие годы:
1) 80-годы ХХ века;
2) начало ХХI века;
3) 90-годы ХХ века;
4) 70-годы ХХ века.
6. Первая в России монография, посвященная теории и методики СПТ была написана:
1) С.И. Макшановым;
2) С.Л. Рубинштейном;
3) Г.М. Андреевой;
4) Л.А. Петровской.
7. Трудности распространения СПТ в Советском Союзе связаны с:
1) жесткой цензурой;
3) отсутствием мотивации, как со стороны участников, так и со стороны ведущих тренинга;
4) неподготовленностью общества, участников, тренеров к партнерским отношениям.
8. Будущая перспективная модель групповой тренинговой работы, по мнению Е.В Сидоренко, это:
1) тренинг-сопровождение;
2) корпоративный тренинг;
3) обучающий тренинг;
4) интенсивный тренинг.
9. В каком году впервые возникли групповые формы тренинга:
Тестовый контроль по теме «Социально-психологический тренинг как метод практической психологии»
1. Наиболее общим и ключевым понятием для понимания психологического тренинга, по мнению О.В. Евтихова, является понятие:
1) обучение;
3) изменение;
4) развитие.
2. Л.А. Петровская под психологическим тренингом понимала:
1) развивающий метод;
2) метод преднамеренных изменений;
3) психологический метод воздействия;
4) активный метод обучения.
3. В профессиональной подготовке для традиционной формы обучения, в отличие от тренинга, характерно:
1) Специалист получает информацию, использует ее через какое-то время;
2) Специалист соотносит полученную информацию с практикой;
3) Специалист эмоционально проживает новые модели поведения;
4) За счет механизма обратной связи специалист обнаруживает у себя имеющиеся пробелы, дефициты знаний, умений, навыков.
4. В схеме «Окошко Джогарри», иллюстрирующей процессы самопознания и самораскрытия в тренинговой группе, область, содержащая информацию, не осознаваемую человеком, но очевидную для окружающих, называется:
1) неизвестная;
2) слепая;
3) открытая;
4) скрытая.
5. Необходимость коррекции самовосприятия и самопредставления в тренинге обусловлена тем, что она:
1) повышает мотивацию участия в тренинге;
2) является условием эффективности тренинга;
3) способствует «закрытию» человека;
4) улучшает усвоение новых моделей поведения;
6. Прогноз результатов тренинга затруднен в связи с неизвестностью:
1) личности тренера;
3) стиля ведения тренинга;
4) взаимоотношений в тренинговой группе.
7. «Агрессивная» ликвидация пробелов характерна для следующей модели тренинга:
1) русской;
2) немецкой;
3) американской;
4) английской.
8. Наличие обязательной положительной обратной связи более характерно и впервые было предложено в следующей модели тренинга:
1) английской;
2) русской;
3) немецкой;
4) скандинавской.
Тестовый контроль по теме «Групповая динамика в тренинговой группе»
1. Первоначальную диагностику участников тренер осуществляет на фазе:
1) сотрудничества;
2) агрессии;
3) ориентации и зависимости;
4) завершения.
2. Первые «заявки» на социальную нишу в группе осуществляются на фазе:
1) ориентации и зависимости;
2) умирания группы;
3) устойчивой работоспособности;
4) «притирки» и конфликта.
3. «Турнирные бои» разворачиваются в тренинговой группе на фазе:
1) ориентации и зависимости;
2) «притирки» и конфликта;
3) устойчивосй работоспособности;
4) умирания группы.
4. Самый продолжительный этап содержательной работы в тренинге приходится на фазу:
1) агрессии;
2) умирания;
3) ориентации и зависимости;
4) сотрудничества и целенаправленной деятельности.
5. Появление и осознание чувства принадлежности к группе, общего «МЫ» характерно для фазы:
1) фрустрации;
2) завершения;
3) ориентации и зависимости;
6. Вероятность возникновения и развития конфликта тренинговой группы с ведущим выше на этапе:
1) завершения;
2) знакомства;
3) агрессии;
4) устойчивой работоспособности.
7. Роль участника, не пользующегося особыми правами, принимающего на себя все негативные эмоции группы, называется:
1) оппозиционер;
2) аутсайдер;
3) рядовой;
4) эксперт.
8. Каковы основные функции эксперта в тренинговой группе:
1) выполняет решения лидера;
2) организует групповую дискуссию;
3) дает хорошие и умные советы;
4) пользуется любовью рядовых участников;
5) контролирует исполнение групповых норм;
6) оказывает влияние на лидера;
7) пользуется уважением;
Тестовый контроль по теме «Структурно-психологические характеристики социально-психологического тренинга»
1. Основная цель социально-психологического тренинга это:
1) расширение сферы осознания участников;
2) личностный рост;
3) разрешение внутриличностных конфликтов;
4) повышение коммуникативной компетентности.
2. Принцип «здесь и теперь» отражает:
1) необходимость активного включения в работу;
2) преодоление тенденции отвлечения участников от актуальной ситуации происходящего в группе;
3) создание креативной среды в тренинге;
4) ориентацию на сознательный уровень регуляции поведения.
3. Количественное постоянство тренинговой группы обозначено в принципе:
1) пространственно-временной организации тренинга;
2) комплектования группы;
3) физической закрытости;
4) системной детерминации.
4. Вмешательство ведущего в групповые процессы в затруднительных ситуациях обусловлено выполнением им следующей функции:
1) посреднической;
2) аналитической;
3) руководящей;
4) экспертной.
5. Предоставление информации и оценка происходящего в группе относится к следующей функции ведущего:
1) аналитической;
2) руководящей;
3) посреднической;
4) экспертной.
6. Работа ведущего с личностными особенностями участников группы направлена в первую очередь на:
1) помощь в самопознании, самопонимании и самопринятии;
2) на коррекцию Я-концепции;
3) развитие рефлексии;
4) развитие коммуникативной компетентности.
7. Свобода участников в выборе целей своей деятельности и средств их достижения характерна для следующего стиля ведения тренинга:
1) демократического;
2) тематического;
3) свободного;
4) программного.
8. Одним из важнейших условий эффективности свободного ведения тренинга является:
1) высокий профессионализм участника;
2) определенная зрелость участников;
3) определенные особенности групповой динамики;
4) участие тренируемых в групповой работе в первый раз.
Тестовый контроль по теме «Групповые методы и методические средства, используемые в тренинге»
1. Наличие протагониста характерно для:
1) психогимнастики;
2) психодраматических приемов;
3) ролевой игры;
4) дебрифинга.
2. Способ организации разыгрывания ролей, когда одна группа осуществляет действие, а другая наблюдает за ними, называется:
1) «аквариум»;
2) «зеркало»;
3) «дублирование»;
4) «параллель».
3. Способ организации разыгрывания ролей, когда роль главного героя поочередно исполняется всеми участниками группы, называется:
1) «дублирование»;
2) «ротация ролей»;
3) «отражение»;
4) «параллель».
4. Описание ведущим характеристики роли и побуждение участника к ее разыгрыванию относится к:
1) психодраматическому приему;
2) ролевой игре;
3) психогимнастическим упражнениям;
4) методу фиксированной роли.
5. Процесс, обратный инструктажу, называется:
1) групповой дискуссией;
2) брейнстормингом;
3) дебрифингом;
4) психогимнастикой.
6. Метод работы в группе, при котором участники проявляют себя и общаются без слов, называется:
1) психогимнастикой;
2) рисованием;
3) дебрифингом;
4) мозговым штурмом.
7. Форма проективного рисования, при которой пара участников общается между собой при помощи образов, линий, красок, называется …. рисованием:
1) дополнительным;
2) разговорным;
3) совместным;
4) свободным.
8. Раскрытие психологических понятий, описание случаев, анализ конкретной складывающейся в группе ситуации, происходит через:
1) анализ ситуации;
2) диагностику;
3) групповую дискуссию;
4) информирование.
Тестовый контроль по теме «Конструирование и подготовка тренинга»
1. Построение во внешнем плане желаемой модели поведения характерно для:
1) начального этапа тренинга;
2) завершающего этапа;
3) середины тренинговой работы;
4) всех этапов тренинга.
2. Закрепление во внутреннем плане новых поведенческих моделей происходит:
1) на заключительном этапе;
2) на диагностическом этапе;
3) на этапе устойчивой работоспособности;
4) после тренинга.
3. Глубинная коррекция Я-концепции участников, быстрое усвоение ими новых умений и навыков происходят:
1) на интенсивном курсе;
2) на регулярных занятиях;
3) при эпизодических встречах;
4) при всех типах временной организации тренинга.
4. Свободный стиль ведения тренинга подходит лишь для:
1) регулярных занятий;
2) интенсивного курса;
3) эпизодических встреч;
4) для любого типа временной организации тренинга.
5. Наиболее подходящий стиль ведения при эпизодических встречах:
1) тематический;
2) свободный;
3) смешанный;
4) программный.
6. Регулярные занятия проводятся:
1) 1 – 2 раза в месяц;
2) 1 – 2 раза в неделю;
3) в течение 3-х дней;
4) на протяжении недели.
7. Принцип преемственности при организации тренинга подразумевает, что каждое занятие должно:
1) подкрепляться специальным упражнением;
3) включать сначала теоретическое информирование, затем выполнение упражнений;
4) учитывать закономерности групповой динамики.
8. Принцип поэтапности подразумевает:
1) четкое закрепление порядка выполнения функций в упражнении;
2) поочередное распределение между участниками элементов деловой игры;
3) учет закономерностей групповой динамики;
4) планирование работы, направленной на развитие группы.
Тестовый контроль по теме «Организация и проведение тренинга»
1. Если социально-психологический тренинг воспринимается участниками как учебное мероприятие, то для мотивирования необходимо:
1) показать необычный феномен;
2) рассказать интересные случаи из практики;
3) внести соревновательную окраску в занятия;
4) пообещать приз победителю;
5) обеспечить новизну и необычность занятий;
6) разъяснить практическую пользу занятий.
2. Разогревающие упражнения нужно проводить:
1) сразу после знакомства;
2) до процедуры знакомства, чтобы снять напряжение участников;
3) между смысловыми упражнениями для отдыха;
4) после обсуждения ожиданий, сомнений, опасений.
3. К способам определения тренером правильности понимания участниками инструкции к выполнению упражнения не относится:
1) визуальный контакт;
2) участие тренера в упражнении;
3) пробное выполнение упражнения;
4) вопросы участников.
4. Проговаривание обычно скрытых, «свернутых» действий относится к следующему типу модификации упражнений:
1) интериоризация;
2) интерперсонализация;
3) экстериоризация
4) стохастизация;
5. Упражнение или игра являются завершенными тогда, когда:
1) все правильно поняли и выполнили инструкцию;
2) закончилось время для выполнения;
3) проведен дебрифинг;
4) проведены дебрифинг и обсуждение.
6. Преимущество поочередного опроса участников группы заключается в:
1) лучшей подготовленности к ответу;
2) мобилизации участников;
3) концентрации внимания участников;
4) снижении тревожности.
7. Специфичность обратной связи заключается в том, что:
1) информация актуальна, своевременна;
2) информация соответствует потребностям и коммуникатора, и реципиента;
3) информация относится к конкретному действию участника;
8. Основной смысл использования ритуалов в группе состоит в том, что они:
1) снимают эмоциональное напряжение;
2) способствуют развитию чувства общности;
3) оказывают мотивирующее воздействие;
4) способствуют раскрепощению участников.
Тестовый контроль по теме «Групповые эффекты, возникающие в тренинге»
1. Устойчивость и единство межличностных взаимоотношений, обеспечивающих стабильность групповой деятельности, отражается в:
1) сотрудничестве участников;
2) организованности группы;
3) групповой сплоченности;
4) активности группы.
2. Несовпадение ожиданий участников с реальной групповой ситуацией способствует:
1) возникновению ролевого конфликта;
2) изменению стереотипов;
3) повышению креативности участников;
4) групповому сплочению.
3. Социальная активность группы проявляется в:
1) превышении членами группы принятых среднестатистических показателей;
2) ориентации на нестандартные, творческие способы решения тренинговых задач;
3) повышении общего коммуникативного уровня, уровня личностной рефлексии;
4) развитии внутригрупповых и межгрупповых отношений..
4. Снижение мотивации к деятельности, ухудшение ее выполнения в присутствии других людей, называется эффектом:
1) социальной лени;
2) социальной ингибиции;
3) синергии;
4) группомыслия.
5. Эффект группового фаворитизма проявляется в:
1) тенденции каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы
2) изменении поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы;
3) чувстве отстраненности от других, размежевания с другими группами;
4) направленности групповых интересов, целей и норм поведения против интересов и целей, норм, поведения отдельных членов группы.
6. Чувство принадлежности к определенной группе людей характерно для следующего эффекта:
1) группомыслия;
2) группового фаворитизма;
4) подражания.
7. Эффект группомыслия состоит:
1) в следовании общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе;
2) во влиянии на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому;
3) в доминировании поиска согласии внутри группы над поиском наилучшего решения задачи;
4) во возникновении прибавочной интеллектуальной энергии, которая выражается в групповом результате, превышающем сумму индивидуальных результатов.
8. Главным отличием между эффектами конформизма и подражания является то, что:
1) подражание возникает в сплоченной группе, а конформизм – в несплоченной;
2) при конформизме группа оказывает давление на участников, а подражание – добровольно;
3) лидер содействует возникновению конформизма, а подражание возникает само собой;
4) конформизм присущ пассивным группам, подражание - активным.
Тестовый контроль по теме «Прикладные знания и техники, полезные тренеру»
1. Человек часто употребляет в своей речи следующие слова-предикаты: «посмотрите», «яркий», «далеко», пользуется фразой «Решение проблемы уже вырисовывается», следовательно, его ведущей репрезентативной системой является:
1) аудиальной;
2) визуальной;
3) кинестетической;
4) логической.
2. Человек, нередко использующий в своей речи слова «тяжело», «сухо», «гладко», «радоваться», фразу «Я чувствую, что проблема в следующем…», относится к следующему типу восприятия информации:
1) кинестетик;
2) визуал;
4) аудиал.
3. Отношение, построенное на взаимном доверии и признании, это:
1) симпатия;
2) подстройка;
3) раппорт;
4) ведение.
4. Очень быстрая речь ведущего тренинг:
1) способствует изложению большего объема информации;
2) свидетельствует о внутреннем напряжении и нервозности;
3) способствует лучшему пониманию содержания;
4) поддерживает внимание и интерес слушающих.
5. Коммуникативная конгруэнтность подразумевает:
1) соответствие интонации содержанию речи;
2) соответствие речи ведущей репрезентативной системе собеседника;
3) согласованность мимики, поз, интонации речи;
4) соответствие вербального сообщения невербальным проявлениям.
6. Взгляд, направленный на треугольник, образованный глазами собеседника и его ртом, называется:
1) деловым;
2) дружеским;
3) сверлящим;
4) интимным.
7. Вопросы типа «Правильно ли я понял, что….» относятся к:
1) наводящим;
2) возвратным;
3) закрытым;
4) контрольным.
8. К техникам активного слушания не относится:
1) перефразирование;
2) резюмирование;
3) помощь в формулировке фразы;
4) отражение чувств собеседника.
Тестовый контроль по теме «Тренинговые упражнение, игры, психотехники»
1. Основной целью деловых имитационных игр «Воздушный шар», «Необитаемый остров» «ЧП на Луне», «Потерпевшие кораблекрушение», является развитие:
1) коммуникативных навыков;
2) навыков коллективного принятия решения;
3) мыслительных процессов участников;
4) эффективного взаимодействия.
2. Упражнение «Метафора» направлено в первую очередь на:
1) развитие креативности;
2) командное взаимодействие;
3) самоопределение команды;
4) развитие рефлексии.
3. Сравнение эмоционального состояния с цветом, напитком, природным явлением способствует развитию:
1) рефлексии;
2) креативности;
3) сензитивности;
4) образного мышления.
4. Упражнение «Художники» направлено, прежде всего, на развитие:
1) креативности;
2) коммуникативных навыков;
3) командного взаимодействия;
4) рефлексии.
5. Упражнение, в котором необходимо угадать количество рук, приложенных к спине, направлено на развитие:
1) сензитивности;
2) рефлексии;
3) группового сплочения;
4) креативности.
6. Упражнение, в котором без предварительной договоренности должны одновременно подняться количество участников, равное названному числу ведущим, не позволяет выявить:
1) невербальное взаимодействие участников;
2) социальную лень участников;
3) организованность группы;
4) лидерство, инициативность.
7. Ролевая игра «Князь» направлена в первую очередь на:
1) развитие коммуникативных навыков;
2) расшифровку невербальных средств общения;
3) командное взаимодействие;
4) развитие сензитивности.
8. Упражнение «Иностранец и переводчик» направлено на развитие:
1) групповой сплоченности;
2) навыков ведения деловой беседы;
3) навыков активного слушания;
4) самосознания.
Похожая информация.
Запросы бывают разными. Темы для тренингов и их названия могут быть всевозможными.
В бизнес-тренерстве выделяют две категории тренингов: коммуникация с собой, коммуникация с другими. В них можно выделить 10 ведущих запросов к бизнес-тренеру:
Коммуникация с собой
Стресс-менеджмент: стресс нехватки ресурсов, стресс нехватки целей.
Тайм-менеджмент: диагностика времени, целеполагание, планирование и организация своей жизни, отсюда следует контроль и самомотивация, коррекция своих планов и целей.
Стратегии принятия эффективных решений: работа с поливариантными стратегиями (вариантов нет), принципиальными стратегиями (дилемма), смесью стратегий.
Life -коучинг: «Всё хорошо, но мне почему-то хреново». Человек не может сказать о своих проблемах; на фоне всеобщего благополучия развивается депрессия. Проблемы самообмана и перформативные проблемы, т.е. как подать себя обществу, чтобы тебе от этого было хорошо.
Здоровье и семья: баланс работы и личной жизни; проблемы в семья, которые способные отразиться на эффективность трудовой деятельности.
Коммуникация с другими
Психология продаж
Эффективные переговоры
Командообразование и управление командой
Управление конфликтами: как правильно конфликтовать, эффективные стратегии, способы выхода из конфликта, как не попасть в конфликтную ситуацию.
Тренинг самопрезентации: проблема эффективного публичного выступления.
По сути, эти же темы могут встречаться и в тренингах личностного роста, и в тренингах коммуникативных.
Программа тренинга
Большинство тренеров сталкиваются с трудностями при самостоятельном написании программы тренинга. Еще бы - одно дело проводить уже готовые небольшие программы, или обучение по продукту, и совершенно другое – с «0» написать качественный тренинг. Да так написать, чтобы участникам понравилось, чтобы руководству не стыдно было показать, чтобы, в конце концов, его провести без проблем. Выделяют 5 шагов написания программы тренинга:
Шаг 1: Чего изволите? – ставим цели и задачи тренинга. Описательная записка
Важно так же собрать информацию: кого учить, чему учить, где учить. После этих, на первый взгляд, не хитрых действий у вас появится достаточно материала для постановки целей тренинга. Составление пояснительной записки. Шаг 2: Создаем концепцию тренинга.
Это самая творческая часть всего процесса, здесь нужно точно определить основную идею, мысль и подход. Будьте уверены - нет концепции, нет органики. Главное для себя понять необходимость и пользу такого мероприятия. Концепция должна быть сформулирована кратко и емко: «карнавал», «совещание экспертов», «детский утренник» или «выставка тщеславия», да мало ли еще идей может прийти в голову профессионалу. Главное это придаст целостность тренингу и не даст вам возможности разбрасываться.
Шаг 3: Составляем план тренинга. Теперь уже можно составить предварительный план тренинга, в котором важно соединить цели тренинга с его концепцией, в результате чего станет возможным выделить тематические модули. Прописываем временные промежутки. Шаг 4: Подбираем методы обучения, составляем упражнения, определяем их цели, длительность, стимульный материал, возможный раздаточный материал, составляем возможные вопросы после прохождения каждого упражнения.
Выбирайте методы в зависимости от цели тренинга: Если цель тренинга – новые знания, значит, в ходе тренинга усильте информационный блок (мини-лекция, видеопросмотр материалов, модерация, групповая дискуссия). Выбирайте методы в зависимости от темы тренинга: Если тренинг направлен на формирование практических навыков продаж, то основными методами будут ролевая игра, видеоанализ, метод кейсов, анализ и решение практических ситуаций. Выбирайте методы в зависимости от особенностей группы: Если группа открыта, участники доброжелательны и позитивно настроены на обучение, то уместны будут методы, направленные на межличностное взаимодействие, самоанализ и самораскрытие участников (рисуночная методика, визуализация, ролевые и деловые игры, метод «Doitwrong»). Выбирайте методы в зависимости от временных ресурсов: Помните, что наиболее предсказуемы по временным затратам методы: мини-лекция, выполнение практического задания, ролевая игра (с ограничением времени), видеопросмотр. А значительных временных затрат требуют такие методы как модерация, групповая дискуссия, деловая игра, мозговой штурм, ролевая игра со свободным сюжетом. Шаг 5: Пишем саму программу тренинга Процесс усвоения нового материала в тренинге, выработка умений, изменение установок базируется на групповых процессах. За счет управления этими процессами, возрастает и эффективность обучения. Таким образом, структура программы тренинга основывается на закономерностях групповой динамики. Программа формируется из описания содержания знаний, умений, инструментов, методов и технологий.
В этом случае участники тренинга глубже «погружаются» в атмосферу группы, меньше времени тратится на фазу создания работоспособности, а также на формирование доверия группе. Предлагаемый вариант наиболее удобен для проведения в каникулярное время.
День первый
Цель. Знакомство участников с целями тренинга, создание доверительной атмосферы, формирование коммуникативных навыков.
Тренинг начинается с введения групповых правил, а также с создания условий для знакомства тренера с участниками занятий. В первый день формируются навыки установления контакта, невербального общения, группового взаимодействия.
День второй
Цель. Дальнейшее формирование навыков партнерского общения (активного слушания, стратегии ведения беседы), организация работы класса для решения общегрупповых целей, что является важнейшим элементом повышения сплоченности группы.
День третий
Цель. Развитие навыков взаимодействия в команде, чувства «мы», создание условий для получения участниками личностно ориентированной обратной связи.
Участники группы и ведущий подводят итоги работы класса в течение всего тренинга.
Для оценки эффективности работы по программе предлагается кета, в которую включено 8 открытых вопросов и 12 пар прилагательных, представленных методом семантического дифференциала для оценки привлекательности (П), силы (С) и активности (А) группе я также ассоциативный вопрос. Бланк анкеты обратной связи, включающий шкалу семантического дифференциала с ключом, представлен в приложении.
В соответствии с ключом подсчитываются баллы по каждому параметру. Отрицательные показатели свидетельствуют о конфликтных взаимоотношениях в группе, разобщенности, пассивности группы.
Ассоциативный вопрос относится к проективным и анализируется по критерию, сходному с представлениями М. Люшера, выделяющего «рабочие цвета»: позитивная атмосфера в группе описывается красным, желтым, зеленым и фиолетовым цветами. Эти цвета говорят о благоприятном социально-психологическом климате в коллективе, сплоченности, доброжелательных отношениях в группе.
Диагностическая процедура может проводиться в конце занятий, также возможен сравнительный анализ данных, для которого необходимо провести процедуру исследования дважды (в начале и в конце работы группы). Также возможно использование социометрии, позволяющей отслеживать изменения в структуре формальных и неформальных отношений, что связано с уровнем развития группы. Другие методы: индекс групповой сплоченности Сишора, экспертная оценка социально-психологического климата в классе, самоотчеты участников.
Таким образом, реализация программы способствует развитию групповой динамики, росту сплоченности в классе. В программе занятия с целью развития коммуникативных навыков чередуются с занятиями на групповое взаимодействие, что позволяет, с одной стороны, повышать коммуникативную компетентность участников (необходимую для роста сплоченности), с другой стороны, реализовывать принципы партнерского общения при принятии группового Решения. Класс, участвуя в занятиях, двигается от стадии к стадии за счет формирования чувства «мы», развития целостности группы и ее сплоченности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога М.: Oсь - 89, 2002.
2. Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические ос новы субъектного подхода к групповой работе. СПб.: Речь, 2004.
3. Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. СПб.: Речь, 2001
4. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг: М.: Гардарика, 2003.
5. Захаров В. П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
6. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск: ТетраСистемс, 2000.
7. Психогимнастика в тренинге / Под. ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь 2003.
8. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения / Авт.- сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2005.
9. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2005.
10. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.: Генезис, 1999.
11. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего М.: Генезис, 1999.
12. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Класс 1999.
ГЛАВА 17
АДАПТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
В период реформирования образования все актуальнее становятся проблемы процесса адаптации студентов к новым формам и условиям жизнедеятельности, что вызывает потребность совершенствования психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
В зарубежной и отечественной психологии проблемами студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории в разные годы занимались Э. Эриксон, Г. С. Абрамова, Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, А. А. Реан и другие (1).
Рассматривая особенности личности студентов, мы опираемся на возрастную периодизацию Б. Г. Ананьева, согласно которой студенческий возраст (поздняя юность, ранняя зрелость) определяется границами 17-18 лет - 22-23 года (3).
Это важный этап социально-профессионального становления личности. Глубокое изменение социальной ситуации развития приводят к кризису идентичности, который выражается в том, что личность испытывает неуверенность, дискомфорт, растерянность. Ведущие потребности юности - это потребности в социальном и профессиональном самоопределении, социально-психологической поддержке и защите, а также потребность в достижениях. Психологическими новообразованиями в этом возрасте являются самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, социально-профессиональная компетентность (2). Указанные характеристики студентам, бывшим старшеклассникам необходимо приобрести или развить на этапе перехода от обучения в школе к обучению в высшем учебном заведении.
Начало студенческой жизни - серьезное испытание для большинства студентов. Им необходимо принять новую социальную роль студента, привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям к повседневным обязанностям, приобщиться к профессии. Таким образом, с точки зрения отечественных психологов и педагогов on ним из условий перехода вчерашнего школьника в студенты является преемственно изменяющаяся система учебно-воспитательного процесса.
В процессе адаптации происходят изменения во внутреннем мире личности. Изменяются, прежде всего, привычные представления о содержании предстоящей ведущей и иной деятельности, об особенностях новой социальной микросреды и т. д. Возникает, таким образом, новая, отражающая реалии изменившихся условий, информационная основа адекватности психической и предметно-практической деятельности.
Без изучения адаптации нельзя оптимально организовать учебно-воспитательный процесс, пробудить общественную активность студентов. Процесс адаптации трактуется учеными по-разному. И. С. Кон понимал под адаптацией процесс активного приспособления и волевой реализации усвоенных норм и ценностей в условиях конкретной ситуации (4). В. Т. Хорошко, Р. Р. Бибрих, Г. М. Чайченко, Л. И. Томилина считают, что под адаптацией следует понимать процесс приведения в соответствие основных параметров социальной и личностной характеристик студента, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту (5).
В вузе адаптация связана с включением студентов в новые условия, выходящие за пределы их привычного образа жизни. Причем понятие «адаптация студентов» носит конкретный характер и означает в первую очередь именно приспособление личности, личностных свойств и качеств к новым условиям конкретного вуза.
Таким образом, адаптация - это процесс, во-первых, непрерывный, так как не прекращается ни на один день, а во-вторых, колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые разные сферы: деятельность, общение, самосознание.
В первый год обучения студенты-первокурсники одновременно осуществляют три вида адаптации в комплексе. В процессе физиологической адаптации организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам. Профессиональная адаптация - это приспособление к характеру, режиму и условиям труда, развитие положительного отношения к профессии. Социально-психологическая адаптация связана с вхождением личности в социальное окружение (2)-
Психологическая адаптация - это наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды жизнедеятельности. Под социально-психологической адаптацией мы понимаем процесс и результат активного приспособления человека к условиям и требованиям социальной среды путем усвоения и принятия елей, ценностей, норм поведения, обычных в данной среде.
Сущность проблемы социально-психологической адаптации - успешном освоении новых условий деятельности и вхождении, «вживании» в систему иных официальных и неофициальных взаимоотношений, нахождение, занятие в новой микросреде определенного статуса, самоутверждение в эмоционально-комфортной, перспективно-обнадеживающей позиции.
Определяющими факторами успешной адаптации студентов являются характер профессиональной ориентации, отношение к учебе и мотивационный аспект учебной деятельности. Таким образом, важно с первых дней пребывания студентов-первокурсников в учебном заведении создать положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности (для удовлетворения потребностей в интеллектуальном, эмоциональном и нравственном развитии), доброжелательные взаимодействия как между студентами, так и между студентами и педагогическим коллективом в целом. Эти задачи можно решать разными путями: один из них - тренинг, который позволяет в очень короткие сроки активизировать процесс адаптации.
Для психологического сопровождения студентов в период адаптации к вузу нами была разработана программа адаптационного тренинга.
Под программой мы понимаем совокупность, систему социально-психологических мероприятий, направленных на решение проблемы адаптации студентов к вузовским условиям обучения, жизни, досуга, принятием установок, норм, ценностей нового коллектива.
Основная цель программы - психологическая и социальная адаптация к вузовскому обучению, в результате которой студент начнет самостоятельно выстраивать перспективу собственного будущего, формулировать личностные, в том числе профессиональные планы.
Программа адаптационных занятий включает в себя несколько взаимосвязанных блоков: подготовительный, информационно-мотивационный, диагностический. Тренинг рассчитан на три дня и организован по типу «погружения». Продолжительность каждого дня занятий - 6 часов. Занятия построены в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к социально-психологическому тренингу, с применением различных психотехнических упражнений. В конце каждого дня и по итогам тренинга в целом тренеру необходимо организовывать «обратную связь».
Тренинговые занятия проводят преподаватели, практикующие в области психологии и имеющие специальную подготовку для проведения социально-психологического тренинга. Соведущими могут выступать студенты выпускного курса, обучающиеся по специальности «Психология». Для этих студентов проведение тренинга, с одной стороны, является важным моментом в освоении практических психологических знаний, а с другой - процессом передачи личного опыта обучения и адаптации к вузу и будущей профессии. Прежде чем приступить к проведению тренинговых занятий, преподаватели проводят специальную подготовку обучающей команды, создают оптимальные условия для раскрытия возможностей каждого студента, нейтрализуют, смягчают психологические барьеры во время профессионального общения, организуют совместную деятельность по подбору психологических упражнений. Студенты и преподаватели обсуждают возможные затруднения и психологические проблемы, которые могут возникнуть в процессе занятий. Подготовительный этап позволяет установить доверительные, партнерские отношения между преподавателями и студентами, что положительно сказывается на дальнейшей работе. В результате совместных обсуждений вырабатывается общая стратегия поведения, установки и планы, разрабатывается программа адаптационных занятий. Подготовительный этап позволяет установить доверительные, партнерские отношения между преподавателями и студентами, что положительно сказывается на дальнейшей работе. В результате совместных обсуждений вырабатывается общая стратегия поведения, установки и планы, разрабатывается программа адаптационных занятий.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Цель. Знакомство с участниками, изучение ожиданий, проведение первичной диагностики.
Программа первого дня включает в себя два блока. Первый блок - информационный (знакомство с особенностями организации вузовского процесса обучения, спецификой обучения на факультете; со структурными подразделениями вуза и факультета, кафедрами; историей факультета и т. д.), позволяющий студентам войти в новую социальную среду. Второй блок - диагностический (он включает в себя определение мотивационной структуры личности, выявление ценностных ориентации, эмоциональных особенностей личности). Мы предлагаем включать методики экспресс-диагностики, которые позволяют студентам получить данные о себе, осознать и проработать полученные результаты.
В первый день работа проводится в подгруппах по 12-14 человек. Участники знакомятся с основными правилами работы группы. Для установления доверия в группе и создания положительного эмоционального фона используются разнообразные упражнения, игры-шутки, психогимнастические элементы и т. д. Важно в процессе обсуждения дать участникам возможность осознать и высказать свои ожидания, опасения, тревогу, связанные с началом нового периода в жизни, новыми условиями деятельности и общения.
Для более полного принятия новой социальной роли и осознания выбранной специальности, студентам можно предложить выполнение следующих заданий: «Я - студент», «Я - профессионал» с воплощением своего образа на листе бумаги. После выполнения необходимо провести обсуждение рисунков. Это дает возможность конкретизировать представления студентов о себе и других членах группы, а также более четко представить особенности своей профессии. Для углубления знаний о себе студенты получают домашнее задание: заполнение известного проективного теста «Кто Я?», ответы на который позволят разобраться в себе и во второй день презентовать себя в группе. В конце первого дня обрабатываются результаты тестирования, которые учитываются в работе по решению одной из задач второго дня, а именно - формированию учебной мотивации
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Цель. Формирование учебной мотивации, выявление профессионально важных качеств, необходимых для успешной учебы и последующей профессиональной деятельности. Для этого важно осознание своих интересов, способностей, участие в различных видах практической деятельности, сплочение группы.
В первый день студенты уже выполняли упражнение «Я - профессионал», которое помогло выявить профессионально важные качества. Выполняя упражнение «Идеальный профессионал», студенты выделяют и обсуждают качества, которыми, по их мнению необходимо обладать представителю выбранной профессии, а также обращают внимание на соответствие собственных выделенных качеств идеальной модели. По окончании упражнения студентам можно предложить совместно составить коллаж. С одной стороны это позволяет снять возможное возникшее напряжение, а с другой - способствует сплочению коллектива.
Упражнение «Разговор со сменой позиций» помогает определить особенности себя как личности, студента и будущего профессионала. Групповая дискуссия на тему «Обучение в вузе» помогает осознать, какими общими навыками и знаниями студентам необходимо овладеть. Для снятия эмоционального напряжения и барьеров в общении между участниками в программу дня можно включить элементы тренинга сенситивности, что углубляет понимание самого себя и других студентов в группе. Упражнение «Я и группа» позволяет рассмотреть фундаментальные эмоции, идентифицировать эмоциональные состояния, прогнозировать состояния, отношения и свойства человека и группы. Для сплочения группы можно применять разнообразные упражнения. Например, упражнение «Ладошки» позволяет участникам понять, легко ли работать в парах и какую информацию можно получать от партнера.
Информационный блок может включать в себя знакомство с особенностями организации внеучебной работы в вузе и на факультете. Для самоопределения студентам можно предложить составить «Список важных дел». Это позволит студентам разобраться, определить направление работы, в котором они могут реализовать свои способности, желания и возможности.
С целью сплочения коллектива, выявления официальных и неофициальных лидеров и выработки совместной стратегии поведения общей студенческой группы необходимо объединить учебные подгруппы. В программу целесообразно включить различные ролевые игры: «Факультет», «Катастрофа в пустыне», упражнения «Рисуем деревья», «Молекула». Ведущим необходимо организовать обсуждение таким образом, чтобы участники смогли осознать стили поведения, способствующие эффективному взаимодействию и конструктивному разрешению конфликтов, а группа в целом преодолела стадию «конфликта и протеста» и перешла к активной рабочей фазе.
Домашнее задание второго дня - написать личный план на пять лет построения индивидуальной и профессиональной траектории развития.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Цель. Определение перспектив развития группы, углубление процессов самораскрытия; определение жизненных планов и стратегий их реализации; выбор тьютора.
День начинается с традиционного приветствия, которое помогает участникам настроиться на рабочую обстановку. Затем идет представление личностных профессиональных планов, определение стратегии их реализации и необходимых для этого ресурсов и условий. Информационный блок содержит теоретические представления о понятии жизненной стратегии.
После обсуждения и рефлексии необходимо провести упражнение, направленное на снятие эмоционального и физического напряжения и повышающее групповую сплоченность, например «Автомойка».
Второй день занятий позволил участникам не только научиться доверять друг другу, но и приобрести уверенность в себе. Во время третьего дня занятий эти качества можно проверить и закрепить при помощи специально подобранных упражнений: «Свеча», «Пара». Эмоциональным и логическим завершением работы в группе может стать итоговое упражнение «Фотография», при помощи которого можно диагностировать качество реализации целей сплочения и самораскрытия участников.
На протяжении трех дней студенты-тьюторы являются активными участниками тренинга; это позволяет первокурсникам по окончании адаптационного тренинга сделать осознанный выбор тьютора.
Таким образом, программа адаптационных занятий с элемента ми социально-психологического тренинга позволяет студентам осознать новое качество своей социальной позиции; овладеть способами и приемами организации учебной и внеучебной деятельности осознать необходимые профессиональные и личностные качества скорректировать собственные планы на период обучения в вузе. Дополнительный эффект заключается в запуске механизмов группообразования, создании благоприятного психологического климата как в отдельных учебных группах, так и на факультете в целом.
ЛИТЕРАТУРА
- Григорович Л. А. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004.
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2001.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1976.
- Рудкова С. Г. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов в вузе. Дисс. ... канд. пед. наук. Биробиджан, 2005.