Игры, викторины, конкурсы в лагере для детей. Интересные мероприятия и игры в лагере дневного пребывания Викторины для летнего лагеря начальная школа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1. Этому замечательному прыгуну хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру)

2. На хвосте этого представителя семейства кошачьих пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (Лев)

3. Острые рожки, стройные ножки, язык полотняный, хвостик конопляный. (Коза)

4. Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове. (Орел)

5. Хвост у нее бывает только в младенчестве, а потом отпадает. (Лягушка)

6. Хвост этой хищной черной кошки такой же грациозный, как и его хозяйка. (Пантера)

7. Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (Ящерица)

8. Ее голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет. (Змея)

9. Сапоги со шпорами, хвост узорами. (Петух)

10. Его хвостик летом серый, а зимой белый. (Заяц)

12. Одним взмахом хвоста она разбила яичко. (Мышка)

13. Ее хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых. (Корова)

14. Нос пятачком, хвостик крючком. (Свинья)

15. Ее пушистый рыжий хвостик мелькает между зеленых веток. Хозяйка-то непоседа. (Белка)

16. Про трусишку говорят, что он дрожит, точно хвостик. Чей? (Овечий, заячий)

17. В одной русской сказке обманщица лиса заставила его засунуть хвост в прорубь. (Волк)

18. У этого великана нос длиннее, чем хвост. (Слон)

19. Обычно он движется хвостом вперед. (Рак)

20. При опасности он голову прячет в песок, а хвост торчит над землей. (Страус)

21. Хобот слона — это нос или рот? (Хобот получился от сращивания носа и верхней губы. Именно губные мышцы обеспечивают хоботу удивительную подвижность)

22. Какие насекомые умеют сворачивать свои хоботки в спиральки? (Бабочки)

23. Какое животное, живущее в воде, имеет хоботок, на конце которого находятся ноздри, чтобы дышать, находясь под водой? (Выхухоль)

24. У какого животного на самом кончике его носа есть 22 мясистых сильных отростка в форме звезды? (У крота-звездорыла. Он обитает в Северной Америке. А отростки на носу — это очень чуткие органы осязания. Они непрерывно шевелятся и ощупывают почву, сообщая хозяину о добыче или опасных препятствиях)

25. У какой птицы под носом мешок для того, чтобы складывать туда рыбу? (Пеликан)

26. Зачем лошадь фыркает? (Так она прочищает нос, чтобы лучше улавливать запахи)

27. Древние греки называли этих зверьков «скиуриды» (от слов «скиа» — тень и «аура» — хвост). Заметив, что зверек часто держит хвост над головой, они думали, что так он защищается от солнца. О ком идет речь? (О белке)

28. Хвост белке нужен не в качестве зонтика, а для гораздо более важных целей. Каких? (Хвост служит белке и рулем, и парашютом, когда она перепрыгивает с ветки на ветку)

29. Почему, когда белка плывет, она всегда держит хвост высоко поднятым над водой? (Намокший хвост, как намокшие крылья у птиц, означает почти верную гибель, ведь белка теряет возможность управлять своим полетом в прыжке)

30. Какому животному хвост служит: при плавании — рулем; когда зверек грызет дерево, то опирается на него, как на сиденье стула? (Бобру)

31. О чем предупреждает бобр своих сородичей, громко хлопая хвостом по воде? (Об опасности)

32. Почему у бобра практически голый хвост? {Этот голый хвост снабжен большим количеством кровеносных сосудов, он обеспечивает отдачу тепла в сильную жару, когда покрытому густым мехом зверьку приходится очень тяжело)

33. Как по хвосту отличить волка от собаки? (У волка хвост не очень подвижный и висит, как полено)

34. Хвостик у этого пушного зверька белый, а самый кончик — черный. Такими хвостиками украшали мантии и плащи королей. Назовите этого зверька. (Горностай)

35. Огромную роль для удержания равновесия на дереве у этой птицы играет жесткий и сильный хвост. Он испытывает такую нагрузку, что за год стирается на одну десятую часть. Назовите эту птицу. (Дятел)

36. Дятлы используют свой долотообразный клюв не только, чтобы добывать из-под коры насекомых, но и для того, чтобы... Что делать? (Дятлы — это единственные птицы, использующие клюв в качестве музыкального инструмента. Выбрав сухой сук, они долбят по нему клювом, выстукивая звонкую брачную песню)

37. Какого цвета хвост у павлина? (Коричневого. Разноцветный, яркий веер из перьев находится над хвостом)

38. Какие представители кошачьих — единственные способные при ходьбе держать хвост вертикально? (Домашние кошки. Львы, тигры, пантеры и другие дикие кошки при ходьбе опускают свои хвосты)

Всем педагогам известно, что дети лучше всего учатся именно в игре. Поэтому весь учебный процесс нужно строить так, чтобы им было просто интересно. Но также надо отметить, что и во время отдыха ребенок должен познавать мир и получать новые знания. В данной же статье хочется рассмотреть различные конкурсы в лагере для детей: веселые, подвижные, но самое главное - обучающие.

Конкурс «Кто лучше умеет считать»

Первая шуточная игра-конкурс расскажет о том, какая команда умеет лучше считать. Для этого надо создать две группы детей, в которых будет по 8 человек. Ребята выстраиваются в шеренгу, а на спину им прикрепляются номерки от 1 до 8, вразброс. Дети не знают, какой номер у них на спине, но могут видеть номер впереди стоящего игрока. Суть конкурса: как можно скорее выстроиться так, чтобы счет был верным.

Конкурс «Художник, или Как курица лапой»

Можно использовать также творческие конкурсы в лагере для детей. Вот, к примеру, отличный конкурс, который поможет раскрыть в ребенке нестандартного художника. Для этого с каждого отряда нужно взять по одному человеку. Суть игры: надо при помощи карандаша и ноги (не руки!) нарисовать рисунок (одинаковый для всех). К примеру, дом или цветок. У кого получится лучше, тот и выиграл.

Конкурс «Крокодил»

Нужно также помнить и о том, что конкурсы в лагере для детей должны быть еще и очень веселыми. Так почему бы не поиграть с детками в старого доброго «Крокодила»? Для этого нужно выбрать одного человека, который будет ведущим. Детки из разных команд садятся перед главным игроком и пытаются угадать, что тот показывает. При этом ведущий не должен использовать слов или же иных звуковых подсказок. Побеждает та команда, которая за весь конкурс наберет больше очков. Каждое угадывание члена команды - 1 балл.

Конкурс «Поварята»

Также надо помнить, что конкурсы в лагере для детей должны ребят еще и учить чему-то полезному. Именно таким и является этот конкурс. Для него дети делятся на две команды, одна из которых «варит» суп, другая - компот. То есть участники по очереди должны называть овощи или фрукты. И так, пока одна команда не будет знать, что сказать. Как вариант, это может быть конкурс капитанов, где называть овощи и фрукты будет не целая команда, а только лишь один человек.

В поиске сокровищ

Подбирая интересные конкурсы для детей в лагере, нужно не забыть организовать ребятам игру, который называется «В поиске сокровищ». Для этого надо на определенной местности спрятать клад и развесить подсказки, которые должны помогать игрокам двигаться вперед. В результате победителем становится та команда, которая раньше остальных нашла клад. Внимание: данный конкурс предполагает наличие также и взрослых. Ведь лучше всего сокровища спрятать где-то в лесу.

Животные

Какие еще бывают конкурсы для детей в лагере? Веселые! Так, можно просто подурачиться. Для этого ребята делятся на две команды. Игроки одной - мяукают, другой - хрюкают. Далее всем завязывают глаза, дети перемешиваются между собой. Цель игры: с закрытыми глазами найти всех членов своей команды, взявшись в результате за руки по цепочке.

Конкурс на внимательность

Это индивидуальный конкурс. То есть тут играет каждый сам за себя. Хотя в результате победитель также может представлять и всю команду. Так, все дети становятся в ряд. Когда ведущий говорит «море» - все должны прыгнуть вперед, «суша» - назад. Также ведущий может говорить «вода», «речка», «озеро» и так далее, то есть все, что относится к воде. И так же с сушей. Вариации: «берег», «земля», «песок». Те из детей, которые неправильно прыгнут, выбывают из игры. Остаться должен один человек, который и принесет выигрышный бал своей команде.

Портрет

Нередко бывает и так, что приходится некоторое время проводить в здании. Для этого нужно иметь про запас различные конкурсы для детей, в лагере в помещении которые можно провести без особого затруднения. Отличный конкурс в таком случае - на умение рисовать. Так, каждый игрок выбирает себе «жертву», то есть того человека, которого он рисует (из присутствующих). Далее же все остальные участники должны угадать, кто же изображен на портрете. Побеждает тот, чей рисунок узнает больше людей.

Приз

Рассматриваем далее конкурсы и игры для детей в лагере. Так, можно попросить детей поскорее достать приз. То есть на ящик или шкаф вешается большой амбарный замок. Детям же вручается связка ключей, среди которых как можно скорее надо найти нужный. Если нет возможности спрятать что-то интересное, надо просто попросить детей подобрать к замку ключик.

Юные скульпторы

Существуют еще и очень веселые конкурсы в летнем лагере для детей. К примеру, всем деткам точно понравится игра «Скульптор». Реквизит тут простые: шарики и скотч. Из надутых шаров нужно склеить мужчину или женщину так, чтобы максимально было похоже на оригинал. Далее же придется объяснить свое творение, так что самое веселое будет еще впереди.

Спортивный конкурс «Морской»

Играть в эту игру можно и в спортзале, что, к слову, будет даже лучше. Тут - каждый сам за себя. Выбирается адмирал, то есть главнокомандующий корабля. Он будет отдавать приказы, которым игроки должны подчиняться.

  • «Правый борт!» - все детки бегут к правой стене.
  • «Левый борт!» - ребята бегут к левой стене.
  • «Корма» - дети отправляются к задней стенке.
  • «Нос» - к передней.
  • «Поднять паруса!» После этой команды все должны тут же остановиться и поднять вверх руки.
  • «Драить палубу!» В данном случае все дети делают вид, что моют пол.
  • «Пушечное ядро!» После этой команды все дети приседают.
  • «Адмирал на борту!» В данном случае дети должны замереть и «отдать честь» главнокомандующему.

Из игры выходит тот человек, который неправильно выполнил команду или же последним прибежал к стене. И так пока не останется один или несколько игроков.

Завалить мамонта

Существуют еще и очень веселые и при этом спортивные конкурсы для детей в лагере. Данная же игра подойдет, скорее, младшим отрядам. Для этого нужно представить, что вся команда - это племя. Вожатый же выбирает мамонта, то есть того, кого нужно завалить на ближайшую кровать или мат. Победителей в принципе быть не может. Но можно попробовать засекать время, сколько тот или иной мамонт продержится.

Игра на меткость

Выбирать нужно те игры, конкурсы для детей в летнем лагере, которые малышам очень и очень нравятся. Так, ребята любят следующую забаву, которая еще и развивает меткость. Для этого на стульчик нужно поставить тарелку с песком или мукой. Все детки по очереди должны бросать туда, находясь на определенном расстоянии, монетку или крышку от бутылки. Побеждает та команда, в чьей миске окажется больше предметов.

Игры на бумаге

Если нет возможности отправиться на улицу и даже в спортзал, можно занять себя весьма веселой и простой игрой. Для этого всем участникам раздается по листику бумаги и ручке. Выбирается одно длинное слово, из которого участникам нужно сложить много маленьких. Победителей тут может быть двое. Один - кто сложил наибольшее количество слов. Другой - кто из длинного слова сложил наиболее длинное.

Также можно поиграть в старый добрый «Морской бой».

Если очень скучно

Какие еще могут быть конкурсы для детей в лагере дневного пребывания? Почему бы не начинать день с хорошего настроения? Для этого все детки садятся в ряд, и каждый своему товарищу говорит комплимент или желает чего-то хорошего. При этом также можно скорчить смешную рожицу.

Сделай мумию

Деткам также очень нравится игра-конкурс, цель которой - из человека сделать мумию при помощи туалетной бумаги. То есть нужно так обмотать игрока, чтобы он максимально был на нее похож. Побеждает тот, чья мумия больше понравится залу.

В качестве небольшого вывода хочется сказать, что, подбирая игры, викторины, конкурсы для детей в лагере, нужно учитывать не только возраст малышей, но еще и их интересы. Ведь с разными детками нужно работать совершенно по-разному. Кому-то больше нужно спортивных конкурсов, кому-то - веселых, а кому-то - интеллектуальных.

Сценарий викторины «Путешествие в сказку» адресован детям летнего лагеря, категории младшего школьного возраста. Викторину можно провести, разбив детей на каманды. При малом количестве детей в отряде работа проводится индивидуально и определяется победитель и два призера (предложенный вариант). При желании, задания викторины представляются в виде пазлов, назаполненных карточек, кроссвордов и т.д. Все зависит от времени на подготовку викторины, места проведения и желания педагога, сделать досуг ребенка познавательным и интересным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий викторины «Путешествие в сказку»

для детей летнего лагеря

Задачи викторины: изучение литературного и народного творчества, воспитание чувства коллективизма, развитие догадки и смекалки.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Поднимите руку: кто из вас любит сказки? Да, сказки любят все! Ведь это самые первые произведения, которые слышит ребенок от мамы. Под сказку мы засыпали и мечтали. Именно благодаря сказке, мы становимся чувствительней к красоте, учимся сопереживать, осуждать зло, восхищаться добротой.

Цель нашей викторины заключается в том, чтобы вспомнить как можно больше любимых всеми сказок и их героев. За каждый правильный ответ вы получите жетон. Кто соберет больше всех жетонов, тот и победит в нашей викторине. Имя победителя узнаем в конце нашей игры. Итак, начнем! Я желаю всем успеха!

«Волшебные слова»

Ведущий: Вспомните, какие волшебные слова помогали сказочным героям. Как зовут этих героев? Назовите!

Крекс - Фекс - Пекс! (Буратино, «Золотой ключик или приключения Буратино»)

Лети – лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. (Женя, «Цветик - семицветик»)

Мутабор! (Калиф, «Калиф - аист»)

Сивка – бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой. (Иванушка – дурачок «Сивка – бурка»)

Сим-сим, откройся дверь! (Али – баба, «Али – баба и 40 разбойников»)

«Удивительные превращения»

Ведущий: Ребята! Ваша задача вспомнить в кого превращались или были заколдованы герои сказок.

Гадкий утенок (в лебедя).

Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

Братец Иванушка (в козленка).

Красивый мальчик Якоб, герой сказки В. Гауфа из сказки «Карлик - нос» (в карлика).

Чудовище из сказки Аксакова «Аленький цветок» (в принца).

Одиннадцать братьев – принцев из сказки Андерсона «Дикие лебеди» (в лебедей)

«Волшебное средство»

Ведущий: Какими волшебными средствами или предметами пользовались перечисленные сказочные герои?

Баба – Яга (ступа и метла)

Буратино (золотой ключик)

Золушка (хрустальная туфелька)

Маленький Мук (туфли и тросточка)

Красная Шапочка (корзинка с пирожками и горшочком с маслом)

Кощей Бессмертный (яйцо с иглой)

Кот (сапоги-скороходы)

«Лучшие друзья»

Ведущий: Были ли друзья у следующих сказочных персонажей. Назовите их!

Буратино (Мальвина и Пьеро)

Колобок (Дед и баба)

Бременский музыкант (осел, собака, петух, кот)

Маугли (Багира, Балу, Каа)

Вини – Пух (Пятачок, Кролик, Иа - Иа)

Малыш (Карлсон)

Чипполино (Вишенка и Редиска)

Чебурашка (Крокодил Гена)

Ведущий: А сейчас, ребята, я представляю вашему вниманию загадки. Ваша задача отгадать героев сказок. Кто первым поднимет руку – получает жетон, а значит очко. Слушайте загадки внимательно!

«Назови имя сказочного героя»

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко

Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

Скорей бы близился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в позолоченной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я и как я зовусь, но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь. (Золушка)

Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конек,

По прозванию… (Горбунок)

У отца был мальчик странный,

Не обычный – деревянный,

На земле и под водой

Искал ключик золотой.

Его девочка Мальвина называла… (Буратино)

Всем по сказке интересной

Мальчик – луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовется… (Чипполино)

Появилась девочка

В чашечке цветка

А была та девочка

Чуть больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Знаете эту девочку – малышку? (Дюймовочка)

Он дружок зверям и детям,

Он – живое существо,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

Он зовется… (Чебурашка)

Кто – то за кого – то

Ухватился крепко:

Победит упрямицу

Дружный общий труд.

Кто засел так крепко,

Может это … (Репка)

Ведущий: Вот и закончилась наша викторина. Спасибо вам за знания и активное участие, проявленную смекалку. Давайте подсчитаем жетоны и поздравим победителя сказочной викторины. До новых встреч!


СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «В ПОИСКАХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ»

(Идея игры подсказана программой лагеря Орловской областной пионерской организации «Орлята».)

Игра направлена на то, чтобы научить ребенка принимать решения в нестандартной ситуации, анализировать развитие ситуации, находить выход из создавшейся ситуации. Кроме того, игра направлена на активизацию познавательной деятельности и на реализацию интереса ребенка к приключениям.

Игра может быть разбита на два этапа.

Первый этап - подвижный. Команды состязаются в ловкости, сноровке, физической силе, умении помогать друг другу. Это могут быть различные поединки: подъем по канату, бросание веревки на точность, толкание камня на дальность, развязывание связанного товарища на время и т. п.

Второй этап - сюжетно-ролевой. Участники попадают условно к героям книг и фильмов:

· «Семнадцать мгновений весны»;

· «Робинзон Крузо»;

· «Робин Гуд»;

· «Маугли»;

· «Граф Монте-Кристо»;

· «Три мушкетера»;

· «Остров сокровищ».

Но попадают не просто к героям, а в сам сюжет книги или фильма или на место того или иного героя. Возможно, что развитие событий домысливается или придумывается участниками игры. Главное, чтобы неизменными остались эпоха, суть происходящего в книге или фильме и приключения или хотя бы подготовка к ним.

Каждый герой должен быть одет соответственно своей роли, должен встретить участников игры определенным монологом, ввести в курс происходящего, попросить помощи и т. п. Короче говоря, герой должен смоделировать ситуацию из фильма, а участники игры должны продемонстрировать способ выхода из нее. Либо герой должен проверить, насколько играющие готовы к той или иной ситуации.

Возможные следующие варианты:

«Семнадцать мгновений весны»

Герои - Штирлиц, гестаповцы и другие.

Можно имитировать захват в плен всех играющих или одного из них. В первом случае все сочиняют легенду для своего освобождения, или готовят план побега, или придумывают что-то еще. Во втором случае - придумывают план освобождения товарища. Если герой - Штирлиц, то он, боясь провала, просит заменить его на каком-то задании, а для этого проверяет, кто из играющих готов стать разведчиком, и проводит тесты на внимательность, умение сочинить «легенду», переодевание.

«Робинзон Крузо»

Герой - Робинзон.

Предлагает помочь ему построить из подручных средств жилище, из предложенного набора различных вещей сделать что-то полезное для жизни на острове, придумать и продемонстрировать способ защиты от диких животных. А возможно, он примет играющих за туземцев и попытается научить их своему языку, а игроки должны будут добросовестно сыграть эту роль и рассказать о своем племени.



«Робин Гуд»

Герои - Робин Гуд и кто-то из его друзей-лучников.

Они могут попытаться захватить игроков, приняв их за богатых феодалов, тогда играющие должны доказать, что это не так, а доказав, могут быть приняты в отряд Робин Гуда, но пройдя для этого определенные испытания - стрельба из лука, владение мечом, умение прятаться в лесу и т. п.

«Маугли»

Герой - Маугли.

Предлагает придумать и продемонстрировать способ борьбы с обезьянами, преодолеть препятствие с помощью «тарзанки», проверить способность играющих к жизни в диком лесу различными заданиями: как практическими, так и теоретическими. Также может принять играющих за посланцев Шер-Хана и потребовать их доказать, что это не так.

«Граф Монте-Кристо»

Герои - граф Монте-Кристо, пока еще узник замка Иф, и стражник замка.

Герой удивлен, что в его камере появляются еще пленники замка, и предлагает им бежать так же; как он, спрятавшись в мешки. Может быть даже проведен небольшой конкурс, все участники по очереди прячутся в мешок, а рядом стоят мешки, набитые чем-то еще, и стражник угадывает, в каком из мешков человек. Таким образом узнается - кто сможет бежать из замка, а кто - нет. Также может предложить придумать другой вариант бегства из тюрьмы. А еще может предложить помочь расшифровать записку о спрятанных сокровищах.

«Остров сокровищ»

Герои - Сильвер, Бен Ганн, капитан Смоллетт и другие.

Здесь все зависит от фантазии и места проведения игры. Можно оказаться в плену у пиратов и переправлять под их руководством сокровища на корабль, можно разрабатывать план захвата форта, расшифровывать карту, а можно и стать участником штурма форта на той или иной стороне, также можно по условным знакам или запискам искать сокровища, попадая при этом в самые разные приключения.



«Три мушкетера»

Герои - мушкетеры, гвардейцы кардинала.

Мушкетеры могут предложить перейти на их сторону для борьбы с гвардейцами, но для этого устроить экзамен на владение шпагой - тушение шпагой свечей, попадание шпагой в цель с закрытыми глазами и т. п.

По окончании игры можно выбрать лучшего разведчика, лучника, сочинителя, туземца, Робинзона, мушкетера и т. п. Закончить игру можно викториной на лучшего знатока фильмов.

ЦВЕТОЧНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Для игры надо приготовить ручки, бумагу, фломастеры или карандаши. Можно проводить несколько вариантов игры.

Например:

Участникам даются листы бумаги с нарисованной примерной картой-схемой местности, на которой проводится игра, и даются названия растений. Каждый участник должен за как можно более короткий срок найти на местности места наибольшего скопления этих растений и нанести эти места на карту-схему.

Другой вариант:

На карте-схеме обозначается место, где растут какие-либо растения, а участники должны найти это место и узнать, что это за растения. Также можно дать детям вместо названий рисунки растений и дать задание нанести место их расположения на карту-схему.

Могут быть и другие варианты, все зависит от фантазии того, кто проводит игру. Главное определить территорию, на которой проводится игра, с таким учетом, чтобы дети не заблудились.

ЭКОЭСТАФЕТА

Участники игры получают маршрут, на котором их ждут следующие этапы:

2. Мир насекомых.

3. Красная книга (охраняемые растения).

4. Деревья-великаны.

5. Лесное кафе (съедобные растения).

Идя по маршруту, участники на каждом этапе выполняют задания:

· находят насекомых и либо определяют их, либо зарисовывают;

· записывают встретившиеся им съедобные или охраняемые растения, грибы (съедобные и несъедобные);

· записывают названия и примерный размер крупных деревьев.

Эстафета может проходить поэтапно. Там, где растут грибы или есть скопления насекомых, находится руководитель этапа, который дает командам задание и оценивает их выполнение. А можно сделать интереснее - дать командам все задания в начале эстафеты, сообщить им маршрут, по которому они должны пройти, и на всем протяжении маршрута самостоятельно выполнить эти задания. Так у детей будет развиваться наблюдательность.

ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ

В игре может участвовать от 5 до 10 человек. Все играющие встают в хоровод. Место каждого игрока - это какая-либо профессия: водитель автомашины, врач, библиотекарь, продавец и т. д. Каждый участник должен сказать, какую помощь природе он может оказать на своем месте. После того, как все игроки назовут свой вариант помощи, они делают шаг по кругу и таким образом меняются местами, а значит и профессиями, и вновь должны сделать то же самое, но не повторять то, что сказал предыдущий игрок. Тот, кто не сумел назвать новый вариант помощи природе, выбывает из игры вместе со «своей профессией». Побеждает тот, кто останется последним. А следит за тем, чтобы не было повторов, ведущий или другие дети - они могут быть различными «представителями» природы.

Возможные варианты профессий и их помощь природе.

Водитель: не мыть машину на берегу рек и озер; не превышать скорости, если дорога проходит по лесу, чтобы не задавить никого из животных; следить, чтобы из машины не вытекал бензин и масло.

Библиотекарь: сделать выставку книг об охране природы, об исчезающих растениях и животных; сдавать старые газеты и журналы в макулатуру; призывать к этому читателей.

Директор издательства: публиковать статьи об охране природы; печатать свое издание только на бумаге, изготовленной из макулатуры.

Продавец: торговать только экологически чистыми товарами; упаковочную бумагу и картон сдавать в макулатуру.

Воспитатель детского сада: рассказывать детям о природе и о том, почему ее надо охранять; гуляя с детьми в лесу, парке, на лугу, не давать ломать деревья и кустарники, вытаптывать цветы.

ЭНДЕМИКИ И РЕЛИКТЫ

Справка (энциклопедический словарь): Реликты - это виды растений и жи­вотных как пережитки флор и фаун минувших эпох. Эндемики - виды растений и животных, свойственные относительно небольшой территории.

В начале игры надо объяснить детям, что такое эндемики и реликты. Игра командная, в ней принимает участие 2 команды по 5-10 человек. Может проводиться также и на уроке экологии, занятии экологического кружка и т. п.

Команды состоят из представителей эндемиков и реликтов, одна команда - растения, вторая - животные. Каждый участник команды имеет определенный вид - черника, выхухоль и т. п. Ведущий зачитывает описание видов поочередно, в пер­вую очередь для растений, затем для животных. А участники команд, к которым обращается ведущий, должны узнать «себя». Если команда, к которой обращается ведущий, не отгадала, кто из участников был назван, может ответить команда противников. За правильный ответ дается 1 балл, за отсутствие ответа – 0.

Игра идет до тех пор, пока не прозвучат описания каждого участника команд. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

ЗООГЕОГРАФИЯ

В игре участвуют до 10 человек. По кругу ставятся стулья по количеству участников. Ведущий закрепляет под стульями или на стульях карточки с рисунком или названием животного и объявляет, что участники отправляются в путешествие по странам и континентам. Участники бегут вокруг стульев под музыку, как только заканчивается музыка, они садятся и таким образом выбирают себе животное. Каждый участник, узнав свое животное, должен как можно больше о нем рассказать. Когда все участники расскажут о своих животных, сами участники либо зрители определяют материк или страну, по которой они шли. Тот участник, который меньше других рассказал о своём животном либо неправильно назвал материк или страну, - выбывает из игры вместе со своим стулом. Ведущий продолжает игру, сменив карточки. Каждый этап игры посвящен одной стране либо материку. Побеждает один или несколько участников, которые пройдут все этапы, т.е. материки игры. Музыку для участников также можно подобрать по географическому признаку.

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Человечество, увлекшись научно-техническим прогрессом, напрочь забыло, что каждое его достижение больно ударяет по природе. Загрязнение окружающей среды, уничтожение птиц, растений, животных влечет за собой опасные последствия и для человека. К сожалению, человек не задумывается о последствиях своей деятельности. Предлагаемый вариант экологического занятия с детьми поможет за­острить их внимание на актуальных природных проблемах. Занятие проводится в виде судебного процесса над человеком. Конечно, требуется предварительная подготовка. Необходимо выбрать обвинителя, защитника, обвиняемого, свидетелей с обеих сторон, судью и присяжных заседателей.

Обязанности участников: судья - ведет судебный процесс, предоставляет слово по очереди защите и обвинению.

Обвиняемый - это собирательный образ человека, уничтожающего природу. Он может не только оправдываться и выслушивать обвинения, но и вносить предложения по устранению причин обвинения.

Обвинитель - природа, заранее готовит и предъявляет факты нанесения вреда природе человеком. В зависимости от того, какие факты предъявляет обвинитель, защитник готовит свидетелей обвинения.

Защитник - это может быть просто человек, это может быть собирательный образ - цивилизация, прогресс и т. п. Он готовит свидетелей защиты, в зависимости от фактов, которые предъявляет природа. Конечно, обвинение и свидетелей защиты надо готовить заранее.

Свидетели обвинения - сообщают суду конкретные факты нанесения вреда природе.

Свидетели защиты - отвергают или оправдывают обвинения.

Присяжные заседатели - выносят решение в конце суда, обязательно аргументируя его.

Процесс, например, может проходить следующим образом:

Обвинитель - природа - говорит о том, что человек не имеет право на жизнь, т.к. он отравил реки сточными водами, загрязняет воздух выхлопными газами автомобилей, дымом от сжигания мазута, убивает животных из-за меха и т. п.

Выступают свидетели обвинения. Рыбы рассказывают о том, как они погибают. Растения, птицы - о невозможности дышать воздухом, загрязненным ядовитыми веществами. Животные рассказывают о том, как их убивают из-за меха.

Свидетели защиты защищаются. Например: писатель, журналист газеты говорят о невозможности жить без бумаги; директор ТЭЦ - о необходимости тепла для людей; автовладелец - о необходимости транспорта как средства передвижения человека; охотник - о необходимости теплой одежды зимой.

После выступления свидетелей слово предоставляется человеку. Он может просто согласиться и признать вину, может подтвердить необходимость совершаемых действий, но может сказать, что он уже предпринимает и что готов предпринять для охраны природы. Сразу же в зале суда он может, например:

· охотника сделать директором зверофермы - он не будет убивать диких животных в лесу, а будет разводить их для своих нужд.

· директору ТЭЦ предложить перейти на другую энергию - солнца, ветра.

· автовладельцу перейти на газ и т. д.

Природа принимает или не принимает предложения, обосновывая свой отказ. Может спрашивать у обвиняемого, почему это не было сделано раньше и т. п.

Затем суд присяжных выносит приговор. Судья может согласиться с ними или нет, обязательно указав причину своего решения.

Конечно, данное занятие будет результативным при серьезной подготовке к нему, при достаточном количестве экологических знаний у участников «судебного процесса». Выступления свидетелей обвинения можно дополнять видеоматериалом, который можно заказать в Российском отделении Гринпис по адресу: 101428, Москва, ГСП-4, Гринпис России.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЕРПАНТИН

Подготовка к игре: необходимо разделить детей на команды. Оптимальное количество команд 4-5, детей в командах - до 8 человек.

Материальное обеспечение: жетоны зеленого, красного и синего цвета, маршрутная карта, призы.

Описание игры

Игра проводится на любой подходящей местности. Все команды получают маршрутную карту, на которой указано местонахождение только одной станции (причем у всех команд своей). При прибытии на станцию команда получает задание с несколькими вариантами ответов.

При правильном ответе команда получает зеленый жетон и судья на этой станции показывает направление пути на следующую станцию.

При неправильном ответе команда получает красный жетон и ей указывают другое (неправильное) направление, где их встречают лешие, кикиморы и т. п. Они отбирают у команды маршрутную карту и требуют откупиться: либо отдать зеленый жетон, либо поработать на благо Земли. За работу дается синий жетон, и за него выкупается карта.

Заранее готовятся различные формы работы: уборка мусора, посадка деревьев и т. п. Назначается несколько групп сказочных персонажей, чтобы они находились в разных местах.

Вернув маршрутную карту, нечистая сила предлагает команде вернуться на станцию, на которой они потерпели неудачу, и попробовать свои силы еще раз. По окончании игры команды сдают жетоны, и оп­ределяется победитель.

Варианты станций и заданий

(звездочкой отмечены правильные ответы)

Станция «Птицы»

Наука, изучающая птиц, называется?

  1. Кинология
  2. Орнитология*
  3. Энтомология

Какая птица выводит птенцов зимой?

  1. Филин
  2. Клест*
  3. Стриж
  4. Стерх

Какая птица летает на высоте до 4500 метров?

  1. Ворона
  2. Журавль*
  3. Голубь
  4. 4. Орел

Какая птица умеет бегать под водой?

  1. Чайка
  2. Гагара
  3. Оляпка*
  4. Зимородок

Станция «Насекомые»

Назовите самого крупного паука.

  1. Птицеед*
  2. Каракурт
  3. Тарантул

Кто слышит ногами?

  1. Сверчок
  2. Таракан
  3. Кузнечик*

Какая из этих бабочек самая маленькая?

  1. Моль*
  2. Стеклянница
  3. Шелкопряд

Станция «Грибы»

Назовите самый ядовитый гриб.

  1. Мухомор
  2. Бледная поганка*
  3. Желчный гриб
  4. Сатанинский гриб

Какой из этих грибов является пластинчатым?

  1. Рыжик*
  2. Белый гриб
  3. Подберезовик

Какой гриб разлагает полезную древесину и считается вредным?

  1. Подберезовик
  2. Опенок*
  3. Груздь

Станция «Воздух»

При увеличении этого газа в составе воздуха можно умереть от удушья?

  1. Кислород
  2. Углекислый газ*

Станция «Лес»

Вокруг крупных городов необходимо большое количество лесов, для чего?

  1. Для красоты
  2. Для очищения воздуха*
  3. Для того, чтобы селились птицы и животные
  4. Для дров

Какое дерево дольше живет?

  1. Береза
  2. Осина

На вырубках раньше всех вырастает

  1. Береза*
  2. Сосна

Станция «Вода»

Наиболее загрязненное озеро?

  1. Глухое
  2. Яльчик *
  3. Конан-ер

Какое море пересыхает из-за деятельности человека?

  1. Каспийское
  2. Азовское
  3. Аральское*

По какому животному можно определить чистоту озер и рек?

  1. Лягушка

Станция «Животные»

У какого животного глаза вращаются на 360 градусов?

  1. Хамелеон*
  2. Крокодил
  3. Черепаха

Самое большое животное республики Марий Эл?

  1. Кабан
  2. Медведь
  3. Лось*

Какой зверек все зиму спит вниз головой?

  1. Летучая мышь*
  2. Барсук

Станция «Земля»

Овраги портят землю. Как не дать им увеличиться?

  1. Засыпать землей
  2. Посадить на склонах деревья*
  3. Делать в них свалки

Нитраты в овощах образуются от того, что в земле много

  1. Минеральных удобрений*
  2. Органических удобрений

Когда проводится День Земли?

  1. 19 мая
  2. 8 марта
  3. 22 апреля*
  4. 1 мая

КНИГА ЖАЛОБ ПРИРОДЫ

Данная игра дает возможность детям самим найти формы и методы природоохранной работы по тому или иному направлению, расширить знания в области биологии и экологии.

Игра командная, состав команд – 4-6 человек, играть могут одновременно 2-4 команды. Жюри может состоять из сказочных героев, зверей (конечно, это переодетые взрослые или старшеклассники), а могут быть и серьезные люди - биологи, лесничие и т.п.

В ходе игры команды перевоплощаются: становятся то птицами, то растениями, то вновь людьми. Оценивается фантазия детей, обоснованность ответа, нестандартность подхода.

Задание 1

Командам предлагается защищаться. Ведущий говорит, что в адрес команд поступили жалобы, предварительно объявив, кем становится каждая из команд. Например:

· первая команда - совы,

· вторая команда - лисы,

· третья команда - мыши,

· четвертая команда - медведи.

Следующие жалобы:

· На сов жалуются мыши: пернатые хищники ночью нападают на них.

· На лис жалуются мыши: лисы откапывают их из снега и уничтожают.

· На мышей жалуются люди: мыши портят продукты.

· На медведей жалуются дикие пчелы: медведи поедают их мед.

Команды должны за 2-3 минуты оправдать свое поведение.

Задание 2

Команды сами жалуются. Можно оставить командам их роли, а можно и сменить. Например: первая команда в качестве сов должна доказать, что мыши вредны и они поступают правильно. Конечно, повторения ответа из 1 задания нежелательны.

Могут быть следующие задания:

1 команда - люди жалуются на комаров, мышей и т. д.

2 команда - овцы жалуются на людей, волков, собак.

3 команда - медведи жалуются на пчел, которые не дают им меда, на людей и т. д.

Задание 3

Команды жалуются друг на друга заранее придуманными жалобами. Например, 1 команда жалуется на 2, 3, 4. Каждая команда, получившая жалобу, защищается, затем команды меняются местами.

Задание 4

Командам дается представитель животного или растительного мира, а участники команд перечисляют: на кого и на что он может жаловаться.

Например:

· комары - на людей, рыб, лягушек, птиц (за уничтожение), на различных животных за то, что не дают пить кровь;

· полевые цветы - на людей, травоядных животных, пчел (за сбор нектара) и т.д.

Задание 5

Жалоба на людей. Все команды становятся людьми и получают от природы жалобы на те или иные действия. Команды должны придумать, как сделать так, чтобы таких жалоб не было, как они могут исправить ситуацию.

Например:

Жалуются леса на то, что их вырубают. Люди, могу предложить следующие действия: посадка леса, сбор макулатуры, использование пластмасс вместо древесины и т.д.

Жалуются рыбы на загрязнение рек и рыбную ловлю. Команды могут предложить борьбу с браконьерами, строительство очистных сооружений, спасение рыбьей молоди из пересыхающих водоемов.

Задание 6

Командам предлагается представить, что жалоба, поданная каким-либо видом животного или растительного мира, не была услышана и он исчез. Необходимо подумать: кто от этого пострадает и как. Предварительно можно рассказать о том, как в Китае уничтожили всех воробьев и т. п.

Ведущий в процессе игры дополняет ответы участников и подводит их к выводу, что все в природе взаимосвязано и исчезновение одного вида повлияет на весь животный мир.

И конечно, надо подумать, чем будут заняты паузы, пока команды готовятся. Это может быть показ слайдов о природе родного края, видеофильмов об охране природы, чтение стихов о природе и т. п.

Я ХОЧУ БЫТЬ БЕРЕНДЕЕМ!

В начале игры необходимо рассказать детям о том, кто такие берендеи. О том, что только человек, любящий и охраняющий природу, может носить это звание, о необходимости жить в гармонии с природой, не нарушать природного равновесия.

В игре принимают участие команды по 5-6 человек, команд может быть 2-3.

Для игры необходим волчок со стрелкой - указателем, вокруг которого располагаются карточки в виде листьев деревьев с категориями заданий и вопросов, их может быть 6-8.

Возможные варианты этих категорий:

  1. Птицы.
  2. Звери.
  3. Лекарственные травы.
  4. Браконьеры.
  5. Грибы.
  6. Насекомые.
  7. Не навреди.

Представители команд по очереди вращают волчок и таким образом выбира­ют себе категорию заданий, а ведущий задает вопросы или дает задание. Команда через минуту должна ответить на вопрос или выполнить задание. За правильный ответ или правильно выполненное задание дается один балл. Игра идет до 6 баллов.

В конце игры победителям вручаются призы. Это могут быть удостоверения «берендеев», дипломы в виде листьев и многое другое, что вы нафантазируете. Примерные задания и вопросы:

Птицы

  1. Что можно заготовить в лесу для подкормки птиц зимой? (Семена репейника, веники из лебеды, ягоды рябины, боярышника, семена ясеня, конского щавеля.)
  2. Ребятам предлагаются различные предметы, а они должны показать, как из них сделать кормушки.
  3. Можно предложить ребятам рисунки птиц и птичьих гнезд, а они должны расположить их друг за другом правильно.
  1. Дается несколько вырезанных из бумаги листьев деревьев, разрезанных на несколько частей, а дети должны собрать их и назвать деревья.
  2. От чего защищает лес поля? (От оврагов и суховеев.)
  3. Почему для посадки леса нельзя использовать семена с больных деревьев? (Только из здоровых семян вырастут здоровые деревья.)

Звери

  1. Почему нельзя брать домой из леса зайчат, ежат, и других зверей? (Потому что их дом - лес, а звери привыкают к человеку, отучаются самостоятельно добывать пищу, прятаться от врагов, и если их потом выпустить на волю они погибнут.)
  2. Как можно помочь зверям зимой? (Можно подкармливать лосей, оленей, косуль сеном и вениками, запасенными летом.
  3. Можно предложить по рисункам следов определить животных.

Лекарственные травы

  1. Какие растения можно использовать при простуде? (Липовый цвет, душицу, шиповник, мать-и-мачеху, малину.)
  2. Из каких ядовитых растений готовят лекарства? (Белена, дурман, белладонна, вороний глаз.)
  3. Какое растение используют для лечения небольших ран? (Подорожник.)

Браконьер

  1. Почему нельзя ловить рыбу весной? (Она нерестится.)
  2. Где нельзя охотиться? (В заповедниках и других особо охраняемых местах.)
  3. Какой вред наносят браконьеры с топором? (Делают самовольные вырубки леса.)

Грибы

  1. Почему нельзя топтать мухоморы? (Ими лечатся звери.)
  2. Какой зверь запасает грибы на зиму? (Белка.)
  3. Почему в сухую погоду грибов в лесу нет, а после дождей их много? (Грибы питаются гниющими органическими остатками, а эти вещества гниют только тогда, когда в лесу много влаги.)

Насекомые

  1. Какую пользу приносят муравьи? (Уничтожают насекомых-вредителей.)
  2. Как по поведению муравьев узнать о приближении дождя? (Муравьи прячутся в муравейник и закрывают входы в него.)
  3. Почему надо беречь шмелей? (Они самые полезные дикие опылители растений.)
  4. Почему нельзя ловить жуков-оленей? (Они стали редкими насекомыми.)

Не навреди

  1. Почему нельзя брать яйца из гнезда птиц? (Птица может оставить гнездо.)
  2. Почему нельзя рвать первоцветы -г подснежники, ландыши и др.? (Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу.)
  3. Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд? (Чтобы они не исчезали, а успевали восстанавливаться.)

РАДУГА

Участники игры

2 команды по 5-6 человек из учащихся 5-7-х классов.

Описание игры

Вкачестве ведущих выступают сказочные герои и лесные жители: Старичок-Лесовичок, Подснежник, доктор Айболит, Водяной или Русалка, Крот, Бабочка, Дятел.

Эти же герои выступают в качестве жюри и за выполнение задания дают командам какой-либо предмет - шишку, лист дерева и т. д.

Ведущие появляются по очереди и задают свои задания командам.

  1. Старичок-Лесовичок. Просит нарисовать природоохранные знаки. Например, на темы: «Осторожно, первоцветы!», «Внимание, муравейник!», «Рубить деревья запрещено» и т. д.
  2. Подснежник. Просит придумать текст листовки - обращения в защиту первоцветов.
  3. Доктор Айболит. Просит составить рецепт из лекарственных трав от простуды, порезов, расстройства желудка и т. п.
  4. Русалка или Водяной. Раздает командам карточки с названием рыболовных снастей: надо определить, какие снасти - браконьерские.
  5. Крот. Предлагает на ощупь определить ветки деревьев.
  6. Бабочка. Показывает рисунки цветов и просит показать редкие, занесенные в Красную книгу.
  7. Дятел. Предлагает из заготовок сделать скворечники или кормушки.

Конечно, каждый из ведущих сначала представляется, рассказывает о себе и

о своих друзьях: Бабочка о цветах, Дятел о птицах, Водяной о рыбах и т. д. Пока команда готовит задания, ведущие загадывают загадки или задают вопросы о лесе, цветах, птицах, животных.

Примерные вопросы

  1. Какой цветок зацветает первым? (Мать-и-мачеха.)
  2. Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка.)
  3. Какая птица носит название танца? (Чечетка.)
  4. У какого хвойного растения осенью опадает хвоя? (Лиственница.)
  5. Сколько лет живет брусника? (300 лет.)
  6. Какая птица может бегать по дну водоема? (Оляпка.)
  7. Кит - это рыба? (Нет, млекопитающее.)
  8. Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка.)
  9. Какое растение используют для лечения мелких ран? (Подорожник.)
  10. Растет ли дерево зимой? (Нет.)

А заканчивается игра аукционом песен. Команды по очереди поют один куплет песни, где есть слова о лесе, цветах, деревьях. Например: «В лесу родилась елочка...», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина...», «Во поле березонька стояла...»

Мизулин СВ.,

аспират, кафедра теории и истории педагогики. г. Кострома

26.07.2017 | Посмотрели сценарий 2586 человек

Берендей.
О, мой лес, мой дивный лес,
Полный сказок и чудес!
В заботах и трудах проходит жизнь моя,
Надеюсь, что узнали вы меня.
Защитник леса, друг зверей,
Я царь из сказки...
Дети. Берендей.
Берендей.
Молодцы, мои друзья!
Всех приглашаю в гости...

Сценарий экологического мероприятия для летнего лагеря «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды»

26.07.2017 | Посмотрели сценарий 4334 человека

Ведущий 1.
5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды.
Каждый цветок и травинка любая,
Птицы, что в синее небо взлетают,
Вся та природа, что нас окружает,
Нашей защиты, дружок, ожидают.
Звучит звук набата на фоне тревожной музыки.
Чтец 1.
Что...

Сценарий для летнего лагеря. День экологии. Экологический калейдоскоп (Игра-путешествие)

28.05.2013 | Посмотрели сценарий 15420 человек

Природа… Как часто повторяем это слово! С некоторых пор оно стало символом нашей борьбы за выживание, за благополучие всего живого на планете.

Общение с природой – неотъемлемая часть духовной жизни человека. Вот что говорят, например, о лесе...

Сценарии для летнего лагеря. Лесная школа (сюжетно-ролевая игра)

28.05.2013 | Посмотрели сценарий 5035 человек

На период подготовки к игре создается «Штаб сотрудников школы». В него входят старшие ребята, «директор» со своими «заместителями» и «учителя». Они разрабатывают программы занятий, составляют расписание «уроков», оборудуют место работы «школы», ...

Экологический субботник “Пикник на лесной полянке”

28.05.2013 | Посмотрели сценарий 5045 человек

Ведущий: Дорогие ребята! Все мы знаем, что Земля – наш общий дом. С самого рождения нас окружает природа – деревья, травы, воздух и вода. Мы живём в этом мире, и то какой он есть и каким он станет в будущем, зависит только от нас. Природа очень...

Экологическая сказка "Чистый город"

27.07.2011 | Посмотрели сценарий 4520 человек

На берегу великой Волги
Построен город был большой.
Звался Астраханью он.
Весь в зелёных насажденьях!
Ах, какое наслажденье!
По чудным улицам гулять,
Чистым воздухом дышать.
Говорят, что Астрахань у нас – чистый город!
Но и здесь полно мусора...

"Эта хрупкая планета"

19.06.2011 | Посмотрели сценарий 6262 человека

Мы речь свою ведем о том,
Что вся Земля – наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Ведущий 1. Наша...

Экологическая игра "Веселый муравейник"

02.06.2010 | Посмотрели сценарий 13259 человек

Ведущий: Ребята, сегодня у нас состоится эколого-биологическая игра “Веселый муравейник”, посвященная Всемирному Дню защиты окружающей среды. Скажите, пожалуйста, что такое - экология? (Ответы детей). Правильно, ребята, экология – наука об окружающей...

Рассказать друзьям