Фонд окружающей среды образуется на основе. Федеральные экологические фонды рф. "экологические фонды" в книгах

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

система общественных и государственных организаций, ставящих своей целью решение экологических проблем. Внебюджетные государственные Ф.э. находятся в единой государственной системе, включая Федеральный Ф.э. РФ, субъектов РФ и местные Ф.э.; средства Ф.э. формируются из различных источников, главными из которых являются обязательные платежи природопользователей за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, а также сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ

внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а т.ж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан. Э.ф. образуют единую систему, объединяющую федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов, сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения установлены действующим законодательством. Штрафы налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации (в том числе органами в области охраны природы, санитарно-эпидемиологического надзора и др.). Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие природоохранных фондов и природоохранной деятельности, её направления и мероприятия. Задачи Федерального экологического фонда РФ, принципы формирования экологических фондов. История и деятельность Гринпис, WWF, региональных экологических фондов.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2017

    Анализ принципов формирования экологических фондов. Изучение порядка решения неотложных природоохранных задач и восстановления потерь окружающей среды как основных целей системы экологических фондов. Особенности использования средств экологических фондов.

    реферат , добавлен 02.10.2011

    История охраны природы и пути формирования ряда экологических движений. Характеристика некоторых, наиболее известных организаций в этой сфере. Цели, задачи и позиции крупнейших международных экологических объединений. Проблемы и перспективы их развития.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Первичный и конечный комплексный социально-экономический эффект от средозащитных мероприятий. Определение общей (абсолютной) и показатель сравнительной (относительной) эффективности экологических издержек. Социальный эффект природоохранных мероприятий.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2009

    Основные цели природоохранных организаций. Анализ Европейского агентства по окружающей среде, основная деятельность. Характеристика Всемирного фонда дикой природы, представительства в России, миссия, программы: лесная программа, морская, климатическая.

    реферат , добавлен 29.05.2012

    Определение экономической эффективности от внедрения природоохранных мероприятий на предприятии. Сокращение вредных выбросов в атмосферу от тепловозов. Очередность реализации природоохранных мероприятий, последствия загрязнения воздуха автотранспортом.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2010

    Система показателей природоохранной деятельности. Затраты экологического назначения. Их классификация и группировка. Капитальные вложения экологического назначения. Их показатели. Текущие природоохранные затраты. Эффективность природоохранных затрат.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Изучение перспективных направлений развития природоохранных технологий. Особенности развития электроэнергетической системы Сибири. Системы очистки дымовых газов, как элементная база создания новых технологий. Выбросы золы, серы, азота и очистка от них.

    Внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а т.ж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения; сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц; инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан. Э.ф. образуют единую систему, объединяющую федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов, сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения установлены действующим законодательством. Штрафы налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации (в том числе органами в области охраны природы, санитарно-эпидемиологического надзора и др.). Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

    • - биогеоценоза, основные материально-энергетические составляющие биогеоценоза; различают неживые компоненты и живые компоненты...

      Экологический словарь

    • - вытекающие из закона одностороннего потока энергии трофические структуры наземных экосистем в виде уменьшающихся по трофическим уровням количества энергий, биомассы и чисел особей...

      Экологический словарь

    • - сумма требований организма, популяции или вида к природной среде обитания; удовлетворяется в борьбе за существование...

      Экологический словарь

    • - совокупность естественных закономерностей, определяющих функционирование популяций, экосистем; реакция организмов на стойкие изменения окружающей природной среды...

      Экологический словарь

    • - совокупность экологических характеристик вида, отличающих его от других таких же самостоятельных единиц...

      Экологический словарь

    • - совокупность средообразующих компонентов, обеспечивающая экологическое равновесие в природе...

      Экологический словарь

    • - см. Фонды экологические...

      Словарь терминов черезвычайных ситуаций

    • - См. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ...

      Словарь бизнес терминов

    • - Система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды...

      Словарь бизнес терминов

    • Словарь юридических терминов

    • - внебюджетные государственные фонды, источниками поступления средств которых являются средства предприятий, учреждений, организаций, граждан, а т.ж. иностранных юридических лиц и граждан в виде: платы за...
    • - институт Особенной части российского уголовного законодательства, предусмотренный гл. 26 УК РФ. Данный институт относится к субинституту "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка"...

      Словарь-справочник уголовного права

    • - система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды...

      Экологический словарь

    • - общественно опасное деяние, посягающее на установленный специальным законом режим пользования природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и причиняющее вред окружающей...

      Большой экономический словарь

    • - ...

      Энциклопедический словарь экономики и права

    • - внебюджетные государственные фонды, создающиеся для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления природной среды, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач. Образуют...

      Большой юридический словарь

    "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ" в книгах

    11.3. Экологические факторы

    автора

    2.1. Экологические факторы

    Из книги Общая экология автора Чернова Нина Михайловна

    11.3. Экологические факторы

    Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

    11.3. Экологические факторы Факторы, которые обусловливают существование организмов в условиях данной среды, получили название экологических факторов. Они определяются как внешними условиями данной среды, так и влиянием других организмов, существующих в

    2.1. Экологические факторы

    Из книги Общая экология автора Чернова Нина Михайловна

    2.1. Экологические факторы Среда обитания – это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части и свойства среды многообразны и изменчивы. Любое живое существо живет в сложном, меняющемся мире, постоянно

    3.4/ Экологические общины

    Из книги Параллельные общества [Две тысячи лет добровольных сегрегаций - от секты ессеев до анархистских сквотов] автора Михалыч Сергей

    3.4/ Экологические общины В гораздо более рациональном и травоядном варианте идеологию «автономных общин как единственного способа пережить близкий конец света» исповедуют многие «глубинные экологи», создающие альтернативные поселения в Европе и США. Их логика такова:

    69. Оборотные средства предприятия: оборотные производственные фонды и фонды обращения

    Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

    69. Оборотные средства предприятия: оборотные производственные фонды и фонды обращения Денежные средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, называются оборотными средствами и представляют собой оборотный капитал предприятия. Оборотные

    10.3. Достоинства и недостатки инвестирования в паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

    Из книги Личные деньги: Антикризисная книга автора Пятенко Сергей

    10.3. Достоинства и недостатки инвестирования в паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления Чем толще мешок с деньгами, тем туже он завязан. Ю. Рыбников, писатель-сатирик Частный инвестор, напуганный известными событиями в период «свинки» 90-х годов,

    Фонды предприятий. Основные и оборотные фонды.

    Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич

    Фонды предприятий. Основные и оборотные фонды. Выделенные государственным предприятиям средства - материальные и денежные,- представляющие собой всенародную собственность, образуют его фонды.Хотя средства производства государственных предприятий в СССР, как было

    Из книги На старт, внимание...резюме! автора Андреева Ника

    Грантообразующие фонды и организации Фонды (название на русском языке)

    Из книги На старт, внимание… резюме! автора Андреева Ника

    Грантообразующие фонды и организации Фонды (название на русском языке) Американский благотворительный фонд поддержки информатизации образования и науки. Кауффман-фонд. Конкурсный центр фундаментального естествознания. Международный благотворительный научный

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ БЕДСТВИЯ

    Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ БЕДСТВИЯ

    Экологические мифы

    Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора Мазуркевич Сергей Александрович

    Экологические мифы Биологические методы борьбы с вредителямиПринято считать, что биологические методы борьбы с вредителями садов, полей и огородов, - это достижение XX века. На самом деле это не так. За 300 лет до нашей эры, а может быть, и раньше, в Китае уже использовали

    16. Экологические кризисы и экологические ситуации

    Из книги Экология автора Зубанова Светлана Геннадиевна

    16. Экологические кризисы и экологические ситуации Человек и другие существа живут в среде, которая является результатом действия антропогенных факторов. Она отлична от той среды, которая рассмат-ривалается в общей экологии. Зримое изменение человеком среды началось с

    Из книги Федеральный закон РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан " автора России Законодательство

    Статья 11. Фонды взаимного кредитования и фонды проката 1. Садоводы, огородники и дачники вправе создавать фонды взаимного кредитования, фонды проката, иные фонды в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.2. Фонды взаимного кредитования

    Экологические поселения, функционирующие, как экологические лечебные и оздоравливающие системы

    Из книги Золотые правила естественной медицины автора Оганян Марва

    Экологические поселения, функционирующие, как экологические лечебные и оздоравливающие системы Для многих людей на разных континентах планеты Земля становится очевидной та истина, что дальнейшее развитие техногенной и технократической цивилизации становится

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ КАК ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ1

    Навасардова Э. С.

    Статья посвящена анализу законодательства об экологических фондах, сыгравших положительную роль в финансировании мероприятий в области охраны окружающей среды в 90-х годах ХХ столетия.

    Ключевые слова: экологические фонды, финансирование, охрана окружающей среды.

    ECOLOGICAL FUNDS AS SOURCES OF FINANCING OF ECOLOGICALLY SIGNIFICANT ACTIONS:

    HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS

    Navasardova E. S.

    Summary. Article is devoted to the analysis of the legislation on the ecological funds which have played a positive role in Snancing of actions in the Seld of environmental protection in the nineties of the 20th century.

    Key words: ecological funds, Snancing, environmental protection.

    На заседании президиума Государственного совета, проходившего 27 мая 2010 года и посвящённого реформированию системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды, обсуждался и вопрос о воссоздании экологических фондов, существовавших в 90-годы ХХ столетия и положительно себя зарекомендовавших в качестве источников финансирования экологически значимых мероприятий.1 Правительству РФ по итогам этого заседания Президентом России было дано поручение по формулированию предложений о создании федерального и региональных экологических фондов, предусмотрев порядок осуществления государственного и общественного контроля за их функционированием и целевым использованием средств. Как выяснилось через год на другом заседании президиума Государственного совета, также посвященного экологическим проблемам, поручение

    1 Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания на выполнение работ по проекту «Правовые проблемы публичного администрирования реализации функций и оказания государственных услуг в сфере использования и охраны природных ресурсов».

    не было исполнено и при этом снято с контроля. Так в очередной раз была «похоронена» мечта экологической общественности о стабильном источнике целевого финансового обеспечения мероприятий в области охраны окружающей среды.

    Что же собой представлял экологический фонд, а точнее, экологические фонды?

    Идея создания специализированных экологических фондов была заложена в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССС от 7 января 1998 г. «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». В нем предусматривалось создание резервных фондов. В Государственном комитете СССР по охране природы должен был быть создан резервный фонд охраны природы для выполнения непредвиденных работ за счет отчислений от взимаемых с объединений, предприятий и организаций средств по нормативам платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду, а также от средств, взыскиваемых с нарушителей природоохранительного законодательства.

    Однако начало специализированного аккумулирования средств на нужды финанси-

    рования экологически значимых мероприятий было все-таки положено Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

    Пункт 1 ст. 21 рассматриваемого закона предусматривал создание системы внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющей федеральный, республиканские, областные, краевые и местные фонды (последние представляли собой городские и районные экологические фонды).

    Цели создания экологических фондов были обозначены в той же статье закона - решение неотложных природоохранительных задач, восстановление потерь в окружающей природной среде, компенсация вреда и другие природоохранительные задачи. Во исполнение этой нормы 29 июня 1992 г. принимается постановление Правительства РФ № 442 «О федеральном экологическом фонде РФ и экологических фондах на территории Российской Федерации», утвердившее Положение о федеральном экологическом фонде РФ.

    Экологические фонды, с одной стороны, являлись финансовым инструментом реализации эколого-экономических задач, с другой - представляли собой юридическое лицо - государственное внебюджетное учреждение, управляющее указанными финансовыми ресурсами.

    Как субъект права, федеральный экологический фонд находился в подчинении (ведении) Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

    Помимо финансовых средств, федеральный экологический фонд РФ имел материальнотехническую базу. Средства этого фонда состояли из основных, оборотных, целевых, резервных, финансовых и иных фондов.

    Основными задачами федерального экологического фонда РФ являлись:

    Финансирование и кредитование федеральных программ и научно-технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности населения;

    Мобилизация средств на осуществление природоохранных мероприятий и программ;

    Экономическое стимулирование бережного и эффективного использования природных ресурсов, внедрения экологически чистых технологий, строительства очистных сооружений;

    Содействие в развитии и осуществлении международного сотрудничества в обла-

    сти охраны окружающей природной среды, финансирование целевых проектов и программ такого сотрудничества;

    Содействие в развитии экологического воспитания и образования.

    Реализация задач, возложенных на федеральный экологический фонд, осуществлялась посредством:

    Прямого финансирования экологически значимых мероприятий;

    Кредитных операций, в которых он выступал гарантом возвратности заемных средств;

    Размещения собственных денежных средств на депозитах банковских учреждений;

    Организации и проведения денежно -вещевых лотерей, аукционов и благотворительных акций.

    Средства федерального экологического фонда использовались и на содержание аппарата.

    Доходы федерального экологического фонда складывались из следующих поступлений:

    Платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений, сумм, полученных по искам о возмещении вреда и от взимания штрафов за экологические правонарушения, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции в размере десяти процентов от общей суммы указанных поступлений, направляемых во внебюджетные экологические фонды;

    Средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств в деятельности предприятий и иных юридических лиц;

    Инвалютных поступлений от иностранных юридических и физических лиц;

    Отчислений от доходов предприятий, учреждений и организаций, образуемых федеральным экологическим фондом РФ;

    Добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

    Платы за консультационные, экспертные и другие услуги.

    Естественно, что основным доходным источником являлись плата за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы и суммы, полученные по искам о возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

    В 1995 году, в соответствии со ст. 6 ФЗ «О федеральном бюджете на 1995 год», средства целевого экологического внебюджетного фонда, наряду со средствами иных федеральных целевых внебюджетных фондов, были консолидированы в федеральный бюджет, приобретя статус целевых бюджетных фондов. С этого периода операции со средствами указанных фондов проводятся только через отделения Центрального банка Российской Федерации или Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

    Для учета доходов и расходов указанных фондов в Центральном банке Российской Федерации или Главном управлении федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации открываются специальные бюджетные счета, управление которыми осуществляют государственные органы, уполномоченные управлять средствами указанных фондов.

    Статьей 7 этого же закона законодательным органам субъектов РФ было рекомендовано консолидировать в бюджеты средства территориальных внебюджетных фондов, образованных по решению законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации за счет специальных налогов, сборов и иных поступлений.

    Действие ст. 6 и 7 ФЗ «О бюджете» по существу продлялось ежегодно вплоть до 2001 года, а с 1 января 2001 года федеральный экологический фонд РФ был упразднен.

    Как отмечалось, наряду с федеральным и региональными экологическими фондами создавались и местные (районные и городские) экологические фонды.

    В субъектах РФ, а также в некоторых муниципальных образованиях разрабатывались собственные документы, регламентировавшие правовое положение и правовой режим экологических фондов. Говоря о правовом положении, мы имеем в виду придание им статуса юридического лица, а под правовым режимом - определение порядка и направлений расходования средств фондов.

    Дело в том, что не во всех субъекта РФ, а также муниципальных образованиях экологическим фондам придавался статус юридического лица.

    «О Московском городском экологическом фонде» на базе Московского и Зеленоградского городских фондов охраны природы, целевых отделений Московского городского фонда охраны природы, сформированных в соответствии с решением Мосгорисполкома от 14.04.90 № 840 в ходе проведения экономического эксперимента по совершенствованию хозяйственного механизма природопользования в г. Москве образовывался Мосэкофонд, с организационной формой - государственная организация. Органами управления выступали: правление фонда, исполнительная дирекция, ревизионная комиссия.

    Ввиду нечеткости формулировок, содержащихся в федеральном законодательстве, и невозможности точно определить цели расходования средств фондов субъекты РФ устанавливали собственные правила. Часть средств Мосэкофонда, например, направлялось на:

    Аккумулирование средств в размере до 2 процентов для формирования страховых ресурсов для финансирования мероприятий по ликвидации последствий экологических аварий, стихийных бедствий, предотвращения экологически опасных ситуаций;

    Финансирование проведения государственной экологической экспертизы внепланового и ретроспективного характера;

    Мосэкофонду придавались значительные по количеству и достаточно разнородные по характеру функции.

    Наряду со взиманием платежей за загрязнение окружающей природной среды и иные виды воздействий, на Мосэкофонд возлагалось администрирование платежей за право пользования недрами и другими природными ресурсами. Он также решал вопросы о замене платежей за право пользования недрами в полном размере или частично полезными ископаемыми, продукцией, производимой пользователями недр, или оказанием услуг. Мосэкофонду передавалось право распоряжения целевыми бюджетными фондами в случаях, если они создаются для решения задач охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    Кроме того, именно Мосэкофонд заключал договоры на комплексное природопользование.

    Аналогичный статус (государственное внебюджетное учреждение) был присвоен экологическому фонду Ленинградской области (постановление Правительства Ленинградской области от 20 мая 1994 г. № 118) с органом управления в лице дирекции фонда. С точки зрения правовой регламентации расходования средств фонда обращает на себя внимание нормы, касающиеся финансирования участия в развитии материальнотехнической базы областных и местных органов охраны природы (строительство производственно-лабораторных зданий, приобретение и аренда транспортных средств, приборов, оборудования, вычислительной техники, реагентов, материалов и т. п.), а также премирование производственных коллективов, сотрудников природоохранительных органов и граждан, добившихся существенных результатов в природоохранной деятельности, финансирование социальных программ органов охраны природы, содержание дирекции фонда. Указанные положения были исключены из полномочий фонда на основе решения судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 2 апреля 1996 года № 3-10/96.

    Особенности второй модели экологических фондов заключались в следующем. Фонду не придавался статус юридического лица, однако создавался орган управления - правление с приданием ему ряда полномочий.

    Примером такой модели может служить экологический фонд города Ростова-на-Дону. Первое положение о нем было утверждено решением городского Совета народных депутатов (малый Совет) от 24 февраля 1993 г. № 24/5. Городской экологический фонд не наделялся статусом юридического лица, однако создавалось правление экологического фонда как орган управления и распоряжения его средствами. В Положении прямо не указывались полномочия территориального подразделения уполномоченного федерального органа исполнительной власти в части распоряжения средствами фонда (на тот момент это было Министерство экологии и природных ресурсов), однако говорилось о его ответственности за выделение средств не по назначению. Ответственность за нецелевое выделение средств возлагалась также на правление фонда. В новом Положении, утвержденном постановлением Главы г. Ростова-на-Дону от 3 апреля 1995 г.

    № 362 назывался дополнительный источник формирования городского экологического фонда - средства, полученные в виде платы за пользование природными ресурсами. При этом в Положении определялось, что эти средства полностью поступают в городской фонд и отчисления в областной и федеральный фонды из них не производятся.

    Отсутствие должной федеральной регламентации правового положения экологических фондов приводила к ситуации, когда в одном и том же субъекте РФ на уровне местного самоуправления правовой статус фондов определялся по-разному. В г. Шахты той же Ростовской области, например, в связи с крайне низким уровнем сбора средств, поступающих в городской экологический фонд, распоряжением мэра от 26 июля 2000 г. № 1676 «О мерах по улучшению сбора средств в экологический фонд города» было принято решение об учреждении некоммерческой организации Природоохранный фонд «Шахты» во главе с правлением фонда как органа управления.

    Третья модель экологических фондов не была связана ни с учреждением юридического лица - некоммерческой организации, ни с созданием специального органа, уполномоченного распоряжаться средствами фонда. Средства фонда аккумулировались на специальных счетах. Что же касается распоряжения средствами фонда, то здесь также не было единообразия.

    В одних субъектах РФ, как например, в Ставропольском крае, бюджет фонда утверждался законом краевой Государственной Думы, администратором поступлений в фонд и исполнителем бюджета фонда выступало территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти, поскольку собственного органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования в крае до 2005 года не было. В Краснодарском крае бюджет фонда также утверждался законом, но распоряжение средствами осуществляли краевой и территориальные комитеты по охране окружающей среды.

    В случае создания в субъектах РФ, а точнее, передачи органам местного самоуправления местных целевых средств при отсутствии специального органа управления фондом распоряжение средствами осуществляли главы администраций на основе решений представительных органов местного

    самоуправления и под их контролем. Такой порядок, например, был закреплен в решении Ставропольской городской Думы от 25 ноября 1998 г. № 196 «О городском внебюджетном экологическом фонде».

    Были и субъекты РФ, в которых местные фонды не формировались, все средства аккумулировались на уровне самого субъекта РФ. Примером может служить Республика Татарстан, где был создан единый республиканский экологический фонд.

    Таким образом, отсутствие на федеральном уровне унифицированной организационноправовой модели экологических фондов порождало многообразие форм практической реализации указанного института.

    Разнообразие внешних форм экологических фондов влияло на эффективность их функционирования.

    Цели, на которые расходовались средства экологических фондов, были предметом внимания контрольно-надзорных органов.

    Проверки осуществлялись: ревизионными комиссиями (в том случае, если это предусматривалось региональным законодательством, как, например, в Москве); органами исполнительной власти субъектов РФ (например, в Краснодарском крае, Ставропольском крае); органами местного самоуправления; органами прокуратуры.

    Несмотря на то, что фонды существовали с 1992 года, массовые прокурорские проверки приходятся на конец 90-х годов, а именно в 1997-1998 годах с участием представителей контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ и представителей соответствующих органов субъектов РФ. Итогом проверки стало письмо Генеральной прокуратуры РФ от 17 марта 1997 г. на имя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, где обобщались выявленные недостатки, носившие по существу типовой характер.

    Основным недостатком в расходовании средств экологических фондов признавалось нецелевое, по мнению прокуратуры и органов финансового надзора, использование финансовых ресурсов. С этим утверждением можно согласиться отчасти. Именно отчасти, поскольку не всегда, на первый взгляд, нецелевое использование средств было таковым. Например, финансирование научной деятельности, проведение научных конференций, семинаров

    по проблемам охраны окружающей среды при отсутствии федерального финансирования научных исследований способствовало развитию экологической науки, тем более, что определенная правовая регламентация научных исследований содержалась в ст. 77 Закона РСФСР «Об охране окружающей среды».

    Премирование сотрудников органов экологического управления, если речь шла, например, о государственных инспекторах в области охраны окружающей среды, создавало мотивацию к добросовестному исполнению ими своих обязанностей, связанных с выявлением нарушений экологического законодательства.

    Две основных причины лежали в основе нецелевого использования средств экологических фондов - это, как уже отмечалось, несовершенство федерального законодательства в части четкой и однозначной регламентации статей расходования средств экологических фондов и отсутствие должного контроля над расходованием этих средств.

    В то же время, как представляется, экологические фонды сыграли положительную роль в природоохранной деятельности.

    Во-первых, была создана система гарантированных финансовых поступлений в фонды и, если суммы, которые должны быть получены в виде штрафов и по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среды, не могли быть заранее известны, то платежи за негативное воздействие на окружающую среду могли заранее планироваться. Это позволяло планировать и финансирование природоохранной деятельности.

    Во-вторых, придание финансовым ресурсам экологических фондов целевого характера в основном гарантировало их использование на природоохранные мероприятия.

    В-третьих, не вызывало сомнение, что законодатель признавал за источниками поступлений в экологические фонды их компенсационный характер.

    Наряду с экологическими фондами определенное время существовали и целевые внебюджетные фонды (затем, как и экологический фонд, они получили статус бюджетных фондов) воспроизводства отдельных природных ресурсов, как источники природоохранных мероприятий. Их можно назвать отраслевыми фондами, поскольку они, во-первых, формировались за счет отчисления от плате-

    жей или дополнительных фискальных сборов за пользования отдельными природными объектами, и, во-вторых, расходовались по отраслевому принципу, причем цели расходования имели не только природоохранный, но и экономический характер. Последовательно создавались Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, Фонд восстановления и охраны водных объектов, Фонд охраны озера Байкал.

    Так, например, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы образовывался в том числе за счет части отчислений, производимых пользователями недр, осуществляющими добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, сборов за выдачу лицензий на право пользования недрами, добровольных взносов предприятий на осуществление единой технической политики проведения геологоразведочных работ. Средства фонда использовались не только на геологическое изучение недр, разведку месторождений, иные геолого-

    разведочные работы, но и на выплату вознаграждений за открытие месторождений.

    Положительным в создании указанных фондов являлось то, что они выступали дополнительным целевым источником природоохранной деятельности. В то же время полноценная нормативная правовая база, регулирующая отношения по формированию расходованию средств фондов отсутствовала. Исключение, пожалуй, составляли нормативные акты, касающиеся правовой регламентации Фонда воспроизводства минеральносырьевой базы. К слову сказать, несмотря на то, что этот фонд давно ликвидирован, некоторые нормативные акты, связанные с регламентацией его режима, до сих пор действуют.

    Навасардова Элеонора Сергеевна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой экологического, земельного и трудового права Юридического института СКФУ, т.89624441007, [email protected]

    Государственные внебюджетные экологические фонды созданы для централизованного финансирования капиталовложений на охрану окружающей среды. В 1990 г. был создан экологический фонд России при государственном комитете РСФСР по экологии и природопользованию. Формирование экологических фондов субъектов Федерации, городов и районов совпало с проведением эксперимента (1989 – 1990 гг.) по введению платежей за загрязнение окружающей природной среды (всего в эксперименте участвовало около 50 регионов). Эти платежи стали основным источником формирования экологических фондов, (первые фонды были созданы в тех регионах, которые участвовали в эксперименте). К концу 1990 –х годов внебюджетные экологические фонды были созданы во всех субъектах Федерации. Экологические фонды не только аккумулировали плату за загрязнение, но и концентрировали средства других финансовых источников для осуществления инвестиционной природоохранной деятельности.

    Главная цель создания внебюджетных экологических фондов: формирование автономной, независимой от госбюджета, структуры для централизованного финансирования природоохранной деятельности. При этом важно отметить, что средства фондов дополняют бюджетные средства и средства предприятий – природопользователей (собственные и заемные).

    Задачи экологических фондов:

    · финансирование и кредитование программ и научно – технических проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;

    · мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программы;

    · экономическое стимулирование рационального природопользования, внедрение экологически чистых технологий;

    · содействие в развитии экологического воспитания и образования.

    Источники формирования экологических фондов:

    1) платежи предприятий, объединений и организаций за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения;

    2) штрафные платежи за аварийные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, платежи за сверхнормативное и нерациональное (не комплексное) использование (потери) природных ресурсов;

    3) средства, взыскиваемые по искам для возмещения ущерба, причиненного государству нарушением природоохранного законодательства в результате хозяйственной деятельности предприятий;

    4) средства от реализации конфискованных средств охоты и рыболовства, а также продукции, незаконно добытой посредством их применения;

    5) средства, полученные дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности других юридических лиц;


    6) добровольные взносы предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан (в том числе поступления от иностранных юридических и физических лиц).

    Кроме того, некоторая часть фондов складывается из доходов от промыслов, индивидуальной и кооперативной деятельности, рекреационных мероприятий, доходов от размещения природоохранных займов, лотерей, выставок и других коммерческих мероприятий.

    Расходование средств экологических фондов должно иметь исключительно целевую направленность – только на цели, связанные с природоохранной деятельностью. Основными направлениями использования средств экологических фондов являются:

    * выделение льготных кредитов и ссуд предприятиям на возвратной основе;

    * вложение средств для формирования начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного значения;

    * долевое участие в финансировании проектов, что стимулирует вовлечение дополнительных инвестиционных ресурсов;

    *. выдача гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.

    Ядро системы экологических фондов – Федеральный экологический фонд РФ (ФЭФ), созданный по постановлению Правительства РФ. Основная цель деятельности фонда – разработка и реализация федеральных и межрегиональных программ и привлечение для этого средств территорий, предприятий, организаций и других возможных источников. Правление фонда устанавливает приоритетные направления инвестиционной политики:

    · разработка государственных и федеральных программ;

    · создание нормативно – правовой базы природопользования;

    · проектирование и развитие особо охраняемых территорий;

    · экологическое просвещение в условиях крайнего дефицита бюджетных ассигнований;

    · поддержка территориальных органов и коллективов. Осуществляющих природоохранные природовосстановительные работы комплексного вида (многопрофильные);

    · долевое участие в разработке и реализации проектов в области рационального природопользования, ресурсосбережения и переработки отходов;

    · финансовая поддержка международного сотрудничества, проводимого в рамках межгосударственных соглашений.

    Основной источник поступления средств в ФЭФ –10% средств, поступающих от предприятий на счета региональных экологических фондов.

    Территориальные экологические фонды (ТЭФ) – второй и третий уровень системы государственных внебюджетных экофондов. Формирование системы ТЭФ осуществляется следующим образом:

    1) предприятия перечисляют платежи за загрязнение, экологические налоги и штрафы в местный экологический фонд;

    2) местный фонд делает отчисления по фиксированным ставкам в вышестоящий региональный фонд (межобластной, федеральный), а также осуществляет расчеты с аналогичными фондами соседних территорий по поводу трансграничных загрязнений. Ставки отчислений устанавливаются в результате переговоров между держателями фондов с учетом конкретной экологической и экономической ситуации;

    3) организации и граждане могут перечислять на счет ТЭФ добровольные взносы;

    4) ТЭФ размещают экологические займы среди населения.

    Кроме того, региональный экологический фонд имеет дополнительные возможности регулирования качества окружающей среды путем создания системы компенсационных расчетов на основе так называемого бабл – принципа. Например, экологический фонд может скупить у некоторых предприятий квоты на выбросы и резервировать их. Это возможно в случае, если ситуация в регионе такова, что экологические проблемы признаются приоритетными на уровне властных структур по отношению к экономическому развитию. Если предприниматель заинтересован в размещении своего предприятия на территории данного региона, где установленный лимит выбросов уже исчерпан (либо экологический фонд не заинтересован исчерпывать свой резерв квот на выбросы), то он должен оплатить фонду стоимость снижения загрязнения на эквивалентную массу выбросов на действующих предприятиях. При этом фонд принимает на себя обязанности обеспечить это снижение экономическими методами (через субсидии и т.д.).

    В данном случае региональный фонд выступает в качестве посредника на рынке экологических услуг, причем сделка с фондом должна быть выгоднее, чем ряд непосредственных сделок такого рода с отдельными предприятиями.

    Перспективы развития территориальных экологических фондов были связаны с предоставлением им права кредитования природоохранной деятельности в регионах и постепенном превращении их в коммерческие экологические банки, хранящие экологические платежи и штрафы предприятий и других природопользователей. Основная цель создания этих структур – развитие экологической инфраструктуры, формирование рынка экологических работ и услуг.

    В 2000г. система территориальных экологических фондов была упразднена. Средства от платежей за загрязнение окружающей среды были переданы в доходы региональных и местных бюджетов. Одной из причин ликвидации системы экологических фондов послужили случаи не целевого использования средств экологических фондов (на строительство дорог, гаражей, выдачу беспроцентных ссуд коммерческим структурам, оплату коммунальных услуг).

    Следует отметить, что в нынешних условиях значительно возрастает роль предприятий, которые являются основными исполнителями природоохранных мероприятий в регионе и обладают для этого собственными средствами. Таким образом, финансовое обеспечение природоохранной деятельности основывается на создании обособленных экологических фондов предприятий.

    Экологический фонд предприятия (ЭФП) создается в виде специального счета в местном отделении государственного или коммерческого банка, обслуживающего предприятие. Прежде всего, он формируется на экологически опасных предприятиях. Источниками формирования ЭФП являются:

    · амортизационные отчисления по природоохранным объектам и сооружениям;

    · платежи за загрязнение окружающей среды в пределах норм;

    · платежи на цели воспроизводства расходуемых природных ресурсов (рентные платежи), вносимые предприятиями, когда они восстанавливают эти ресурсы за счет собственных средств или банковских кредитов (в том числе отчисления в фонд возмещения стоимости геологоразведочных работ);

    · целевые субсидии (субвенции, дотации) и кредиты на осуществление природоохранных мероприятий, получаемые на конкурсной основе из средств бюджета, территориальных внебюджетных экологических фондов для снижения вредных воздействий предприятий на окружающую среду;

    · кредиты государственных и коммерческих банков;

    · доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств ЭФП;

    · прибыль предприятия, включая экономию по выплате налога на прибыль при ее использовании на финансирование природоохранных нужд.

    Основные направления расходования средств ЭФП:

    1) природоохранные нужды (например, строительство и реконструкция пылегазоочистных установок и пр.);

    2) осуществление компенсационных расчетов с другими предприятиями, а также юридическими лицами и гражданами (приобретение дополнительных квот на загрязнение, прямая компенсация причиненного ущерба);

    3) финансирование технологической реконструкции основных производственных процессов предприятия (в той мере, в которой такое совершенствование приводит к снижению экологической нагрузки на окружающую среду);

    4) временно свободная часть средств может быть использована для финансирования других хозяйственных нужд предприятия или храниться в банке на депозитном счете.

    Необходимо отметить, что предприятия, создавшие экологический фонд, обладают определенной свободой в использовании средств этого фонда. В частности, предприятие обладает свободой манёвра финансовыми ресурсами своего экологического фонда между различными природоохранными нуждами. Однако, при этом следует обеспечить жесткий контроль за расходованием средств ЭФП со стороны местных финансовых и природоохранных органов.

    Особую группу составляют фонды экологического страхования (или фонды экологической безопасности), создаваемые государственными или частными финансовыми органами для оказания помощи и компенсационных выплат предприятиям, учреждениям и гражданам в случае причинения им серьезного ущерба изменениями в окружающей среде, которые квалифицируются как экологические кризисные ситуации, экологические катастрофы или экологические бедствия. Эти фонды являются потенциальными источниками финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.

Рассказать друзьям