Должностная инструкция вожатого в летнем лагере. Должностная инструкция вожатого лагеря. Заместитель директора по воспитательной работе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Начальник лагеря: назначается распоряжением по лагерю (ДОУ) и подчиняется директору; отвечает за организацию, реализацию и содержание про­граммы профильного лагеря; обеспечивает деятельность по охране жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников; несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей, за финансовую и административную деятельность лагеря, за состояние финансово-административной доку­ментации; организует контроль за выполнением и ходом воспита­тельного процесса, режима дня; регулирует выполнение расписания работы лагеря, функ­циональных обязанностей сотрудников и расстановку кадров; осуществляет контроль за качеством питания и медико-оздоровительным обслуживанием воспитанников и со­трудников лагеря; лично занимается расселением воспитанников и персо­нала; обеспечивает согласованность и своевременность дейст­вий всех служб лагеря; издает суточный приказ по основной деятельности лагеря; для проведения общелагерных мероприятий назначает персонально ответственных за проведение данного меро­приятия и обеспечение безопасности жизни и здоровья воспитанников; без доверенности представляет профильный лагерь во взаимоотношениях с государственными, общественными и другими организациями; не может завершить своих обязанностей до полного воз­вращения воспитанников родителям или в детские учреж­дения.

Методист: Составляет расписание всей воспитательной и спортивно-оздоровительной работы лагеря; консультирует педагогический персонал по психолого-пе­дагогическим проблемам, способствуя созданию благо­приятного психологического климата в коллективе; планирует, организует и контролирует работу отрядных социальных педагогов, дает аналитическую оценку меро­приятий и событий в лагере; проводит обучающий тренинг для психоло­гов, тренеров и социальных педагогов; ежедневно проводит с отрядными социальными педагога­ми установочное совещание; проводит индивидуальные консультации и психотерапев­тическую работу с воспитанниками в критических ситуа­циях; обеспечивает качественное и методически грамотное проведе­ние всех лагерных мероприятий.



Социальный педагог : Организует воспитательную работу в группе, направлен­ную на формирование позитивных навыков социальной адаптации и реабилитации к жизни в обществе, формиро­вание общей культуры личности, воспитание гражданст­венности и любви к Отчизне, милосердие к окружающим людям, уважение к окружающей природе; изучает психолого-педагогические особенности личности подростка, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, отклонения в поведении и своевременно оказы­вает социальную помощь, а при необходимости организует консультацию у специалистов, выступает посредником между личностью подростка и средой; способствует реализации прав и свобод подростка, созда­нию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, пропаганде здорового образа жизни, обеспечению выполнения санитарно-гигиенических правил и требований противопожарной и техники безопасности, правил поведения в лесу и на воде, во время экскурсий, походов и других мероприятий; создает условия для развития талантов, умственных и физических способностей воспитанников; несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей; несет ответственность за соблюдение режима и качество организации воспитательного процесса в группе в преде­лах своей компетенции; принимает участие в психолого-педагогических советах, совещаниях, планерках и методических занятиях; проводит повседневную работу, обеспечивающую созда­ние условий для социально-психологической реабилита­ции, социальной и трудовой адаптации воспитанников; ежедневно ведет тетрадь психолого-педагогических на­блюдений, план отрядных мероприятий на смену; составляет график ежедневных суточных дежурств дневальных по отряду и по лагерю; социальный педагог не может завершить своих обязан­ностей до полного возвращения воспитанников родите­лям или в детские учреждения.

Главный психолог, психолог: Проводит работу, направленную на обеспечение психи­ческого здоровья, благоприятного нравственно-психоло­гического микроклимата в отрядах, в лагере и развитие личности детей и подростков; выявляет условия, затрудняющие становление личности подростка, и проводит соответствующую работу по психо­профилактике, психодиагностике, психокоррекции с целью оказания помощи подростку в решении его лич­ностных проблем; совместно с социальным педагогом участвует в разработке и планировании развивающих и психокоррекционных программ; выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития; осуществляет первичную психологическую профилактику алкоголизма и наркомании среди подростков; проводит психологическую диагностику и психолого-педагогическую коррекцию отклоняющегося и асоциально­го поведения ведет ежедневно дневник наблюдений за воспитанниками; формирует психологическую культуру подростков; консультирует педагогов и администрацию лагеря по во­просам практического применения психологии, ориенти­рованной на повышение социально-психологической компетенции подростков,

Старший тренер, тренер-спорторганизатор: Определяет задачи и содержание занятий с подростками с учетом индивидуальных и психофизических особенностей детей, возраста и потребностей подростков и их подготов­ленности к занятиям спортом; организует и проводит физические и спортивные меро­приятия и занятия в лагере, в группах, секциях, кружках; обучает подростков владению навыками и техникой физи­ческих упражнений, спортивных игр и занятий; формиру­ет их нравственно-волевые качества; обеспечивает полную безопасность воспитанников при проведении физических и спортивных занятий, по пору­чению начальника профильного лагеря выполняет обя­занности по обеспечению безопасности воспитанников и соблюдению режима лагеря; осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и состоянием места проведения занятий; обязан оказывать первую доврачебную помощь; совместно с медицинскими работниками контролирует состояние здоровья подростков, регулирует физическую нагрузку; отвечает за жизнь и здоровье детей при проведении физи­ческих и спортивных занятий.

Старший вожатый, культорганизатор : составляет план-сетку культмассовых мероприятий лагеря; отвечает за организацию культурно-досуговой деятель­ности в лагере и группах; проводит консультации и оказывает помощь вожатым в проведении культурно-досуговых мероприятий в группе; разрабатывает совместно с педагогическим коллективом лагеря, творческими и инициативными группами детей и взрослых сценарии лагерных мероприятий (праздников, вечеров, занятий и т.д.); участвует в подготовке и проведении методических заня­тий для педагогического коллектива и воспитанников ла­геря; участвует в психолого-педагогических советах, планерках, консультациях, проводимых в лагере.

Дежурный администратор : Назначается из числа свободных сотрудников педагоги­ческого персонала лагеря по графику: резервные вожатые, психологи, тренеры. Дежурство обеспечивается в течение круглых суток. Прием смены осуществляется во время ежедневной планерки; подчиняется лично начальнику профильного лагеря и ин­формирует его обо всех изменениях и происшествиях в течение суток; контролирует в течение дня выполнение режимных мо­ментов в лагере, плана воспитательной работы и чистоты территории; осуществляет постоянное наблюдение за поведением вос­питанников на территории лагеря, предупреждает нару­шения дисциплины и порядка; принимает в распоряжение дневальный отряд воспитан­ников лагеря, проводит инструктаж, вместе с медицин­ским работником контролирует количество и качество продуктов; должен быть в курсе местонахождения всего персонала лагеря, располагать данными о количестве детей в лагере, в группах, больных и здоровых; в случае возникновения экстремальных ситуаций обеспе­чивает поступление информации в соответствующие ин­станции и мобилизует весь персонал лагеря на устранение причин; в ночное время обеспечивает порядок в лагере и безопас­ность детей; осуществляет контроль за ведением бортжурнала.

Резервный педагог (подменный воспитатель-вожатый): Действует в течение дня по распоряжению дежурного администратора лагеря; организует деятельность с детьми, требующими особых условий работы; привлекает по необходимости к данной работе специалис­тов (психологов, медиков, социальных педагогов, ин­структоров по спорту); отвечает за жизнь и здоровье детей, закрепленных за ним согласно указанию администрации или по договореннос­ти с сотрудниками лагеря из числа педагогического персо­нала; по указанию начальника лагеря заменяет отрядных соци­альных педагогов или спорторганизаторов во время их отсутствия в лагере.

Врач-реабилитатор: Проводит работу, направленную на обеспечение меди­цинского контроля за состоянием и динамикой здоровья, санитарный надзор за условиями проведения воспита­тельного процесса; осуществляет профилактику алкоголизма, наркомании, токсикомании и организует наркологическую и психиат­рическую помощь при возникшей необходимости; осуществляет обследование подростков, злоупотребляю­щих алкоголем, наркотиками и другими наркосодержащими и токсичными веществами; в случае необходимости осуществляет первую и врачеб­ную помощь при несчастных случаях, травмах и заболева­ниях; организует физиотерапевтические и общие оздоровитель­ные процедуры; проводит просветительские мероприятия по вопросам сексуального воспитания, личной гигиены и здорового образа жизни подростков (См. Приложении № 3, в котором приведен Примерный Кадровый состав профильного лагеря).

1.3.Понятие «Санитарно-гигиенические нормы и правила». Санитарно-гигиенические требования (СГТ) в сфере организации летнего оздоровления детей и подростков.

Организация летнего отдыха и оздоровления детей и подростков на территории всех субъектов РФ помимо основных нормативно-правовых актов регламентируется также «Государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами» (санитарными правилами См. Приложение №4).

Данные нормативные акты устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к функционированию детских оздоровительных учреждений различного типа. Они также определяют критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 мая 2007 г.N 0100/4960-07-32(Д) «О действующих нормативных и методических документах по гигиене детей и подростков»). К этим документам относятся:Раздел 1. Общие вопросы: · Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий (СП 1.1.1058-01, Минздрав России; · Санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (Изменения и дополнения 1 к СП 1.1.1058-01) (СП 1.1.2193-07 Роспотребнадзор);· Примерные программы производственного контроля на предприятиях торговли, общественного питания, в аптеках и парикмахерских (Утв. Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 30.07.02 N 26) · Гигиенические нормативы "Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека" (Минздрав России ГН 1.1.725-98) ; · Гигиенические нормативы "Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов,| канцерогенных для человека" (Минздрав России ГН 1.2.1841-04 Дополнения и изменения 1 к ГН 1.1.725-98) · Санитарные правила и нормативы "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению общественных и жилых зданий" (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Минздрав России);· Санитарные правила и нормативы "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий" (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Минздрав России);· Санитарные нормы "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" (СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Госкомсанэпиднадзор России)Раздел 2. Гигиена2.4. Гигиена детей и подростков 2.4.4. Детские внешкольные учреждения, летние оздоровительные учреждения: · Устройство, содержание и организация работы лагерей труда и отдыха (СанПиН 42-125-4270-87 Минздрав СССР);· Санитарно-гигиенические правила и нормы "Устройство, содержание и организация режима детских санаториев" (СанПиН 42-125-4437-87 Минздрав СССР);· Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей (СанПиН 2.4.4.1204-03 Минздрав России); · Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул (СП 2.4.4.969-00 Минздрав России);· Методические рекомендации по организации летней оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях (МР 11-22/6-29 от 20.07.86 Минздрав СССР);· Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов (СП 2.5.1277-03 Минздрав России);· Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) (СанПиН 2.4.4.1251-03 Минздрав России); 2.4.5. Детское питание: · Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии различных групп населения (5786-91 от 29.05.91Минздрав СССР);· Методические указания по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах (315 от 22.12.85 Минздрав СССР);· Методические указания "Оценка эффективности профилактической витаминизации учащихся средних школ" (11-32/6-33 от 07.07.87 Минздрав СССР);· Методические рекомендации "Организация работы комиссии по детскому питанию" (11-14/5-6 от 01.03.84 Минздрав СССР);· Методические рекомендации "Организация рационального питания юных спортсменов в школах-интернатах спортивного профиля" (3213-85 от 21.02.85 Минздрав СССР);· Методические рекомендации "Контроль за организацией питания в детских дошкольных учреждениях" (4265-87 от 13.03.87 Минздрав СССР);· Методические рекомендации "Организация питания детей в загородных оздоровительных лагерях" (1979-79 от 14.05.79 Минздрав СССР);· Методические указания "Питание при хронических заболеваниях органов пищеварения у детей" (11-14/13-6 от 19.06.84 Минздрав СССР); · Методические рекомендации "Организация диетического питания в детских санаториях различного профиля (кроме туберкулезных)" (11-8/6-23 от 29.01.86 Минздрав СССР);· Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах (детские сады, образовательные учреждения общего и коррекционного типа, детские дома и школы-интернаты, учреждения начального и среднего профессионального образования) (1100/904-99-115 от 1999 Минздрав России);· Нормы питания детей в учреждениях оздоровления и отдыха общего типа, в т.ч. для родителей с детьми (на туристических базах, в пансионатах, домах отдыха). (Утверждены Постановлением СФНПР от 27.05.93 6-6.Согласованы с Госкомитетом санэпиднадзора, МЗ РФ и МО РФ; Включены в СП 2.4.4.969-00); · Нормы питания детей в оздоровительных лагерях санаторного типа, санаторных сменах, сменах "Мать и дитя", санаториях-профилакториях и т.д., детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, во всех типах оздоровительных учреждений. (Утверждены Постановлением СФНПР от 27.05.9-6-6. Согласованы с Госкомитетом санэпиднадзора, МЗ РФ и МО РФ (Включены в СанПиН 2.4.4.1204-03);· Инструкция по профилактической витаминизации детей в дошкольных, школьных, лечебно-профилактических учреждениях и домашних условиях поливитаминными препаратами (06-15/1-15 от 18.02.94 Минздрав России); · Инструкция по использованию концентратов поливитаминных напитков для профилактики полигиповитаминозов в дошкольных, школьных, детских лечебно-профилактических учреждениях и домашних условиях (06-15/2-15 от 18.02.94 Минздрав России) · Санитарные правила "Организация детского питания" (СанПиН 2.3.2.1940-05 Роспотребнадзор); 2.4.6. Гигиена труда детей и подростков (лагеря труда и отдыха): · Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков (СанПиН 2.4.6.664-97 Минздрав России);· Методические указания "Медико-биологические критерии оценки условий труда с целью определения противопоказаний и показаний к применению труда подростков" (МУ 2.4.6.665-97 Минздрав России); 2.4.7. Предметы детского обихода :· Производство и реализация игр и игрушек (СанПиН 2.4.7.007-93 Госкомсанэпиднадзор России);· Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков (СанПиН 24.7.960-00Минздрав России);· Методические указания "Об использовании школьной мебели"(3225-85 Минздрав СССР); · Методические указания "Гигиенические требования к детской обуви" (3234-85 Минздрав СССР);· Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых (СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 Минздрав России);· Методические указания "Санитарно-эпидемиологическая оценка игрушек" (МУ 4.1/4.3.2038-05 от 19.12.05 Роспотребнадзор);· Методические указания "Гигиеническая оценка одежды для детей, подростков и взрослых" (МУК 4.1/4.3.1485-03 Минздрав России);· Методические указания "Гигиеническая оценка одежды для детей, подростков и взрослых" (МУК 4.1/4.3.2155-06 Роспотребнадзор. Дополнение 1 к методическим указаниям МУК 4.1/4.3.1485-03); 2.4.8. Состояние здоровья детей и подростков в зависимости от и условий жизнедеятельности: · Методические указания "Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов" (11-14/4-6 от 25.01.84 Минздрав СССР);· Методические указания по применению бактерицидных ламп для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях (11-16/03-06 от 28.02.95 Госкомсанэпиднадзор России);· Руководство "Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях" (Р 3.1.683-98 от 19.01.98 Минздрав России);· Методические рекомендации "Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье" (01-19/31-17 от 17.03.86 Минздрав СССР);· Методические рекомендации по комплексной оценке иммунного статуса у детей и подростков (11/34/6-31 от 30.10.86 Минздрав СССР);· Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах (08-14/4 от 27.04.82 Минздрав СССР);

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ N____

СТАРШИЙ ВОЖАТЫЙ

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифноквалификационной характеристики старшего вожатого, утвержденной приказом Минобразования Российкой Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995г. N463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации /постановление Минтруда России от 17 августа 1995г. N46/.

1.2. Старший вожатый назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. Старший вожатый должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу работы или среднее /полное/ общее образование и специальную подготовку без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Старший вожатый подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.

1.5. В своей деятельности старший вожатый руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы /в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей инструкцией/, трудовым договором /контрактом/.

Старший вожатый соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции

Основными направлениями деятельности старшего вожатого являются:

2.1. Содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений;

2.2. Организация досуга обучающихся;

3. Должностные обязанности

Старший вожатый выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в программировании их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом инициативы, интересов и потребностей обучающихся;

3.2. Содействует обновлению содержания и форм деятельности детских организаций, объединений, организует их коллективно-творческую деятельность в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни;

3.3. Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся о действующих детских и молодежных организациях, объединениях;

3.4. Организует наглядное оформление школы по тематике проводимой им работы;

3.5. Создает в школе благоприятные условия, позволяющие обучающимся проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;

3.6. Заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся; соблюдает нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

3.7. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

3.8. Организует каникулярный отдых обучающихся;

3.9. Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками, повышает свою квалификацию;

3.10. Проводит работу по подбору и подготовке руководителей /организаторов/ первичных коллективов детских организаций, объединений;

3.11. Планирует свою работу, ведет в установленном порядке документацию;

3.12. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

4. Права

Старший вожатый имеет право:

4.1. Самостоятельно выбирать формы и методы работы с обучающимися и планировать ее исходя из общего плана работы школы и педагогической целесообразности;

4.2. Участвовать в управлении Школой в порядке, определяемом Уставом школы; участвовать в работе Педагогического совета школы;

4.3. На защиту профессиональной чести и достоинства;

4.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.5. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

4.6. На конфиденциальность дисциплинарного /служебного/ расследования за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.7. Повышать квалификацию;

4.8. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.9. Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся Школы.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений администрации школы, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, старший вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и/или/ психическим насилием над личностью обучающегося, совершение иного аморального проступка старший вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением /неисполнением/ своих должностных обязанностей старший вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и /или/ гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Старший вожатый:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;

6.2. Поддерживает тесные контакты с органами самоуправления, педагогическими коллективами школы и образовательных учреждений дополнительного образования детей и общественными организациями;

6.3. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.4. Представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;

6.5. Получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками школы.

Материал предоставлен сайтом: http://www.ivash.alexrono.ru/


Полный текст материала Должностная инструкция старшего вожатого школы смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Вожатого

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность вожатого [Наименование организации в родительном падеже] (далее - Образовательное учреждение).

1.2. Вожатый назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Образовательного учреждения.

1.3. Вожатый относится к категории технических исполнителей и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.4. Вожатый подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Образовательного учреждения.

1.5. На должность вожатого назначается лицо, имеющее среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

1.6. Вожатый отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Образовательного учреждения.

1.7. Вожатый должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • основы возрастной и специальной педагогики и психологии, физиологии, гигиены;
  • тенденции развития детских общественных организаций;
  • основы детской возрастной и социальной психологии;
  • индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, детей;
  • специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей воспитанников, детей;
  • основы творческой деятельности;
  • методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Вожатый в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Образовательного учреждения;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия вожатого его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Вожатый обязан осуществлять следующие трудовые функции:

2.1. Способствует развитию и деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в различных учреждениях (организациях), осуществляющих работу с детьми разного возраста, в том числе в оздоровительных образовательных учреждениях, организуемых в каникулярный период или действующих на постоянной основе (далее — учреждениях).

2.2. Оказывает помощь воспитателю в программировании деятельности воспитанников, детей на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом их инициативы, интересов и потребностей.

2.3. В соответствии с возрастными интересами и требованиями жизни воспитанников, детей способствует обновлению содержания и форм деятельности детского коллектива, организует коллективную творческую деятельность.

2.4. Совместно с воспитателем и другими работниками учреждения заботится о здоровье и безопасности воспитанников, детей, создает благоприятные условия, позволяющие им проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время, используя передовой опыт работы с детьми и подростками.

2.5. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, детей во время образовательного процесса.

2.6. Осуществляет взаимодействие со старшим вожатым, органами самоуправления, педагогическими коллективами образовательных учреждений и общественными организациями.

2.7. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

В случае служебной необходимости вожатый может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Вожатый имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

  • на сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
  • на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
  • на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
  • на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
  • на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
  • на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
  • на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

3.7. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Вожатый несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы вожатого осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем - регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия - периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы вожатого является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы вожатого определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Образовательном учреждении.

6. Право подписи

6.1. Вожатому для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

Должностная инструкция
начальника детского оздоровительного лагеря [наименование]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Начальник детского оздоровительного лагеря относится к категории руководителей и непосредственноподчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. На должность начальника детского оздоровительного лагеря принимается лицо, имеющее высшее образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет или среднее специальное образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет.

1.3. На должность начальник детского оздоровительного лагеря назначается и освобождается от должности приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Начальник детского оздоровительного лагеря должен знать:

Нормативные акты по вопросам организации летнего отдыха детей, детского оздоровительного лагеря;

Законодательные акты, нормативные документы по вопросам воспитания и социальной защиты детей;

Требования к оснащению и оборудованию спален, игровых, других помещений лагеря;

Педагогику, педагогическую психологию;

Достижения современной психолого-педагогической науки и практики;

Основы физиологии, гигиены детей;

Законодательные, нормативные и локальные акты по охране труда;

Основы трудового законодательства;

Правила по охране окружающей среды;

Правила по охране труда и пожарной безопасности;

Правила внутреннего трудового распорядка.

1.5. Профессионально важные качества: [перечислить качества].

1.6. Должностные обязанности начальника детского оздоровительного лагеря в его отсутствие выполняет [вписать нужное].

2. Должностные обязанности

На начальника детского оздоровительного лагеря возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Руководство деятельностью детского оздоровительного лагеря в соответствии с законодательством.

2.2. Защита интересов и прав детей, отдыхающих в детском оздоровительном лагере.

2.3. Организация выполнения образовательно-оздоровительных программ работы лагеря, контроль за их выполнением.

2.4. Создание благоприятного морально-психологического климата в лагере, отношений сотрудничества и доброжелательности в педагогическом и детском коллективах.

2.5 Осуществление контроля и анализа воспитательной деятельности в лагере, а также работы воспитателей.

2.6. Принятие и увольнение в установленном законодательством порядке работников детского оздоровительного лагеря.

2.7. Проведение инструктажа с работниками детского оздоровительного лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми (с обязательной регистрацией в специальном журнале).

2.8. Проведение инструктажа о персональной ответственности педработников за жизнь, здоровье и безопасность детей.

2.9. Разработка документации по охране труда.

2.10. Согласовывает и утверждает должностные инструкции сотрудников, знакомит принятых сотрудников с условиями труда.

2.11. Осуществляет систематический контроль за выполнением инструкций, правил и норм по охране труда и безопасности жизнедеятельности.

2.12. Контроль своевременности и качества проведения инструктажей воспитанников по охране труда и безопасности жизнедеятельности.

2.13. Составление графиков выхода на работу и графиков выходных дней для персонала лагеря, ведение учета детей.

2.14. Создание соответствующих условий для работы сотрудников, координация деятельности воспитателей и других работников лагеря.

2.15. Создание необходимых условий для реализации основных целей детского оздоровительного лагеря, а также программ воспитания и оздоровления.

2.16. Оказание помощи воспитателям, музыкальным работникам, руководителям физической культуры в составлении и координации планов воспитательной работы.

2.17. Консультирование всех категорий работников, непосредственно подчиняющихся начальнику лагеря, по организации и проведению воспитательных мероприятий.

2.18. Составление совместно с воспитателями плана работы лагеря на смену и подведение итогов работы.

2.19. Контроль за соблюдением санитарных норм, гигиенических нормативов, соответствие требованиям охраны труда условий для проведения воспитательного процесса и обеспечение безопасности жизнедеятельности детей на территории лагеря.

2.20. Организует профилактическую деятельность по безопасности жизнедеятельности: оформление и обновление стендов, уголков безопасности жизнедеятельности в холлах, игровых комнатах, организацию смотров, конкурсов, игровых мероприятий, направленных на усвоение навыков безопасного поведения детей в различных жизненных ситуациях и т. д.

2.21. Издание приказов и распоряжений по лагерю, регистрация и хранение которых осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

2.22. Осуществление контроля за организацией учебно-воспитательного процесса, оздоровления и питания детей, состояния материально-технической базы.

2.23. Представление интересов детского оздоровительного лагеря в государственных органах и общественных организациях.

2.24. Взаимодействие и привлечение к совместной деятельности с детским оздоровительным лагерем различных учреждений и организаций.

2.25. Организация в соответствии с действующим законодательством финансово-хозяйственной деятельности детского оздоровительного лагеря.

2.26. Обеспечение своевременного предоставления установленной отчетности в соответствующие органы управления образованием.

3. Права работника

Начальник детского оздоровительного лагеря имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.

3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.

3.3. Принимать участие в конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.4. Отдавать распоряжения подчиненным работникам и котролировать их исполнение.

3.5. Координировать и контролировать работу воспитателей и других работников лагеря.

3.6. На благоприятные условия для профессиональной деятельности (соответствующее санитарным нормам помещение, самостоятельное планирование рабочего времени).

3.7. Вносить руководству представления о поощрении или наказании работников, находящихся в его подчинении.

3.8. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.9. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.10. На иные права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность работника

Начальник детского оздоровительного лагеря несет ответственность:

4.1. За безопасность, жизнь и здоровье детей.

4.2. За соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил техники безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности.

4.3. За принимаемые решения, связанные с организацией деятельности детей в рамках программы лагеря.

4.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.5. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ;

4.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Руководитель кадровой службы

[подпись]

[инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[подпись]

[инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[подпись]

[инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

Общие положения.

1. Вожатый Детского лагеря назначается на должность и снимается с должности приказом директора лагеря, по предоставлению заместителя директора по воспитательной работе, на основе срочного трудового договора.

На должность вожатого назначаются лица, имеющие образование не ниже полного среднего (среднего специального) и прошедшие специальную подготовку.

2. Вожатый подчиняется непосредственно старшему воспитателю лагеря, а так же художественному руководителю (в пределах его компетенции). Вожатый координирует свою работу с воспитателями по физической культуре и руководителями творческих студий.

3. График работы вожатого носит круглосуточный характер.

4. Вожатому предоставляется два выходных дня за смену: один день - в течение смены, второй, в случае работы две смены подряд, после отъезда детей из лагеря (в пересменку). График выходных дней утверждается старшим воспитателем.

5. На время выходного дня обязанности вожатого исполняет подменный вожатый, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

Должностные обязанности.

Вожатый оздоровительного лагеря:

1. Строго выполняет Правила внутреннего распорядка, Требования по охране жизни и здоровья детей, режим дня в лагере. Несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей своего отряда.

2. Осуществляет сопровождение детей до детского лагеря и обратно, в соответствии с маршрутом следования (на всем его протяжении) и графиком заездов, несет ответственность за жизнь и здоровье детей на маршруте.

3. Осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря.

4. Формулирует и осуществляет выполнение плана работы отряда.

5. Осуществляет выполнение спортивно-оздоровительных программ лагеря совместно с воспитателем по физической культуре и медработниками.

6. Отвечает за своевременное оформление "Дневника вожатого" и другой отчетной документации.

7. Круглосуточно находится с детьми своего отряда, выходя за территорию лагеря только с разрешения старшего воспитателя.

Права вожатого.

Вожатый вправе:

1. Знакомиться с проектами решений руководства Лагеря, касающихся его деятельности.

2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Ответственность вожатого.

Вожатый несет ответственность:

1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

2. За действия или бездействия, повлекшие за собой опасность для жизни и здоровья детей.

3. За нарушение морально-этических и нравственных норм поведения, несовместимых с пребыванием в детском лагере.

4. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

Глава 3.

Этика вожатого.

Этика вожатого - это профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.

Педагогическая этика очень специфична, в ней большое количество особых вопросов, закономерностей, принципов, требующих специальной разработки, особой теории.

Другой частью педагогической этики является ее прикладная сторона, определение правил, заповедей, выработка особого кодекса чести вожатого, разного рода памяток, указывающих пути и формы поведения вожатого по отношению к детям, к коллегам по работе, к родителям.

Этой частью педагогическая этика примыкает и сливается с повседневной жизнью, решением возникающих ситуаций, проявлением личности вожатого у всех на виду. Здесь-то и обнаруживается умение, способность вожатого строить свои действия в духе педагогической этики.

Этика вожатых в лагере складывается из таких элементов, как костюм, личная гигиена, жилище, бытовой труд, питание, формы отдыха, личные симпатии и привязанности, бытовые взаимоотношения между воспитателями, вожатыми, администрацией лагеря, умения общаться с детьми, соблюдение общих норм культуры поведения. Скромность во всем, никаких грубых бытовых «сцен» и конфликтов старших дети не должны наблюдать. В отношении с посетителями, родителями детей - максимум такта, предупредительности, сердечности.

Этика взаимоотношений со старшими по должности . Здесь всегда возникает вопрос у вожатых: как быть, если начальник лагеря, старший вожатый окажутся малокультурными людьми? Общая установка здесь ясна: отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям - уважительное, вежливое, беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не должно восприниматься подчиненным как унижение. В то же время каждому человеку присуще чувство собственного достоинства. Отношение подчиненного по службе не должно носить оттенка подобострастия вышестоящему должностному лицу, но также недопустимы и грубость, развязность. Без серьезных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этически недопустимы. Если же деловые и этические качества руководителя низки, единственно принципиальной является постановка вопроса о снижении его по должности. Речь может идти лишь о критике, а не унижении человеческого достоинства. При детях, учащихся любого возраста даже самая идеальная форма критики воспитателя, вожатого, практиканта, директора, начальника лагеря считается полностью исключенной. Место критики - лишь педагогический коллектив или разговор наедине, смотря по обстоятельствам. Исключения, возможны только в чрезвычайных обстоятельствах.

Умей общаться, Вожатый!

Общение с детьми в лагере должно носить воспитывающий и развивающий характер. Как же должен вожатый общаться с детьми? Ответить на этот вопрос можно кратко: общаться с детьми нужно уметь. Наличие педагогических способностей к общению с ребятами предполагает:

1. Способность правильно понимать ребенка, видеть вещи его глазами.

2. Способность видеть в ребенке равноправную личность.

3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны воспитанников.

4. Умение везде и всегда говорить правду, не хитрить и не обманывать.

5. Владение чувством юмора.

6. Владение словом.

При общении с детьми любого возраста вожатому надо следить за соблюдением педагогического такта, помнить о возможности экспрессивного воздействия на подростка. Вместо крика и окрика, которые еще, к сожалению, присутствуют в арсенале методов «педагогического воздействия», старайтесь использовать ситуационно-оправданную мимику и жесты. Следите за культурой речи. Помните о том, насколько сильно может воздействовать на ребенка интонационно-богатая, эмоционально-выразительная речь.

С самой первой встречи с детьми настройте себя психологически на бесконфликтное общение. В его основе – проявление вожатым таких свойств личности как эмпатия – способность проникать во внутренний мир другого человека, сопереживать, сочувствовать ему, и рефлексия – умение видеть себя со стороны глазами ребенка.

Неуместно практиканту начинать с категорических запрещений, публичных замечаний и тем более обсуждений поступков ребят или хотя бы легкой иронии. Наедине, тактично, ласково объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков, девочек. Обязательно заметить их изменение, сдвиг в лучшую сторону и также наедине похвалить ребенка, порадоваться с ним этим успехам, обратить внимание, как легче, радостнее стало ему жить в коллективе.

Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят. Вожатому всегда следует исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании, а не подходить с меркой требования и взыскания, как к уже вполне сложившимся характерам.

В общение с ребятами избегайте моделей-штампов.

1. Не будь «Монбланом» - не возвышайтесь подобно горной вершине над детьми, не общайтесь с ними формально.

2. Не отгораживайтесь от детских и взрослых проблем «Китайской стеной» неучастия и неприятия, равнодушия и высокомерия.

3. Не будь «Локатором». Так называется модель, которая характеризует манеру вожатого общаться только с определенной группой людей, оставляя без внимания остальных. Старайтесь добиться таких взаимоотношений, чтобы каждый ребенок чувствовал собственную значимость, как в общении со сверстниками, так и в общении со взрослыми.

4. Не увлекайтесь моделью «Гамлет». Она свойственна тем вожатым, которые казнят себя за допущенные просчеты в общении и не стараются найти конструктивный выход из сложной ситуации.

5. Не увлекайтесь моделью «Друга», в которой отношения принимают слишком фамильярный характер общения – заигрывания с детьми.

Стремитесь оформить свой индивидуальный стиль общения с детьми. При этом надо помнить, что любое педагогическое общение должно проходить 4 этапа:

1 этап . Моделирование педагогического общения. Этот этап должен предшествовать непосредственному контакту с детьми. Перед каждой встречей необходимо продумать палитру общения. На этом этапе вожатый должен продумать психологические аспекты взаимоотношений:

· как и к кому (конкретно) обратиться по имени;

· у кого спросить совета;

· кого поддержать улыбкой, теплым словом.

2 этап . Непосредственный контакт с детьми. Здесь важно уметь завладеть их вниманием. Условно это называют коммуникативной атакой. На этом этапе вожатому необходимо проявить умение сконцентрировать внимание детей на себе, проявить лучшие черты своего «Я». Важно в самый начальный момент взаимодействия поставить перед ребятами такие задачи, которые способны зажечь, заинтересовать их.

3 этап . Управление общением. Очень важно постоянно следить за обратной связью, за реакцией детей на процесс общения. В управлении педагогическим общением очень важна реализация как вербальных, так и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, пантомимики, контакта глазами, использования жестов.

4 этап . Анализ осуществленного общения. Этот этап необходим при моделировании новых встреч с детьми. Он предполагает необходимость учета в предстоящих контактах предыдущей тональности отношений.

Важно, чтобы перечисленные стадии общения пронизывали собой все периоды лагерной смены, все формы и виды педагогического общения с детьми.

Многие вожатые теряются, когда сталкиваются со случаями недостаточного к ним уважения (без каких-либо основательных на то причин), с фактами грубости, развязности в адрес вожатого. Как тут быть? Самая большая педагогическая ошибка - на грубость отвечать грубостью, на игнорирование личности вожатого - игнорированием личности воспитанника. Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, отчужденностью ребенка от школы, учителя, в силу частого переживания отрицательных эмоций, - в таких случаях единственно правильными оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении.

Иное дело, когда это явно преднамеренная грубость , серьезные нарушения распорядка дня, пренебрежение покоем окружающих, порой имеющие у некоторых школьников «философскую основу» (сорвать коллективное дело, подавить инициативу товарищей - и этими средствами утвердить свое «превосходство», поставить себя хотя бы в лице части ребят в исключительное командное положение и т. д.). Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может принимать решительные меры, защищающие его личное достоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением грубости, оскорбительных действий одного или группы воспитанников (обратиться к директору лагеря).

Процессу эффективного педагогического общения будут способствовать следующие советы, которые предлагает психотехника:

· будьте внимательны к партнерам по общению при каждой встрече с ними;

· развивайте коммуникативную память и собственную наблюдательность в общении;

· умейте анализировать и использовать в общении экспрессивный репертуар партнера по общению (мимику, жесты, пантомимику);

· учитесь воспринимать и верно интерпретировать психологические сигналы по внешнему рисунку поведения человека;

· следите за сохранением доброжелательной тональности на протяжении всего процесса общения.

Взаимоотношения с коллегами .

В общении с коллегами вожатому надо помнить о том, что напряженность во взаимоотношениях часто возникает из-за несоблюдения педагогического такта. Общаясь друг с другом, следите за тоном общения к коллегам, помните о культуре ведения спора. Если конфликт все-таки разгорелся, попытайтесь достойно из этого выйти. Для этого:

1. Умей слушать не только себя, но и участника спора.

2. Попытайтесь выяснить, что вас разъединяет.

3. Установите общие точки зрения.

4. Вновь проанализируете содержание конфликта, желая понять позицию партнера.

5. Найдите общие точки зрения.

Немаловажным моментом в работе являются взаимоотношения с напарником. Что ни говорите, в профессиональной работе вожатого нет ничего лучше хорошего напарника (напарницы). На всю смену вы можете быть полностью уверены в успехе вашего общего нелегкого дела. Вас будут понимать с полуслова и подхватывать все ваши начинания. В свою очередь, вы с радостью будете отвечать тем же.

Ведь напарник – это ваш единомышленник. При этом неважно, знаете ли вы друг друга уже давно или познакомились только в лагере, лишь бы человек оказался хорошим товарищем, верным другом и классным Вожатым.

Следует оговорить перспективы жизнедеятельности отряда, в котором предстоит работать, прийти к общему мнению. Это важно сделать заранее, до заезда детей, так как в ходе смены времени практически не будет, а возникшие трения сразу увидят воспитанники. Это происшествие может расколоть отряд на части, вылиться в конфликт между педагогами и в результате свести всю работу на «нет».

Для повышения своей педагогической работы вы можете постараться разделить обязанности. Например, сегодня вы отвечаете за подъем и проведение зарядки, а завтра ваш напарник. Только такое разделение полномочий совсем не говорит о том, что вы или ваш напарник сами не встаете с утра и не участвуете в зарядке. Эффективность педагогической работы в этом случае скоро упадет, а не повысится. Здесь речь идет о роли «ведущего и ответственного» за какое-то дело, в организации и проведении которого вам помогает ваш коллега, а вы ему.

Соблюдение этических норм и отношения с родителями воспитанников .

Никогда не следует жаловаться родителям на ребенка, обвинять их в его проступках. Надо сдержанно и вежливо выслушать замечания родителей, если они излагаются не в оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Следует тактично высказать свои наблюдения, пожелания.

Если замечания высказываются грубо - не продолжать разговор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры подобного рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.

Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личного достоинства родителей. Всегда защищать интересы детства, детей в семье.

При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, - это обязательная этико-педагогическая норма.

Как произвести первое впечатление ?

Вожатый, восемнадцать ему или тридцать восемь – это значение не имеет, должен уметь выглядеть красиво, элегантно, эстетически выразительно, обаятельно. Вожатый, общаясь с ребятами все 24 часа в сутки, воспитывает их своей прической, гримом, походкой, мимикой, голосом, одеждой, всем, из чего складывается дар обаяния.

Особенно при первой встреча чрезвычайно важно буквально одним штрихом создать у ребят положительное впечатление. Можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас.

1. Ваш внешний вид.

2. Выражение вашего лица.

5. Ваша жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом. То успех «положительно первого впечатления» вам обеспечен. Не стоит забывать, что вожатый воздействует на ребят прежде всего своим внешним видом. Дети любят красивых вожатых. Не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорным. Не стоит встречать детей в спортивных трусах, с сигаретой в зубах, в грязной майке или неглаженной рубашке, в тапочках на босу ногу и с сальными волосами.

Форма одежды вожатого должна соответствовать педагогической ситуации. Для утра и линейки – одна, для турпохода – другая, для работы – третья. Вожатая в юбке на спортплощадке также противоестественно, как и вожатая в спортивных штанах на торжественной линейке. Вожатый в плавках на пляже – это явление закономерно, на территории лагеря – явление вульгарное.

Внешний облик вожатого кроме простого опрятного костюма, определяют подтянутость, собранность движений, естественность манер, доброжелательность, приветливое выражение лица, внимание ко всем и каждому ребенку отдельно. Угрюмое, раздраженное и тем более «отсутствующее» выражение лица вожатого недопустимы при первой встречи детей, да и в последующей работе с ними. Найдите в арсенале своих эмоциональных картинок мягкую доброжелательную улыбку, она наиболее подойдет вам для общения с ребятами и коллегами.

Голос, тон, дикция вожатого очень важны в его работе. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление. И почти автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является невосприятие его слов. Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, тотчас перестает быть воспитателем. Между вожатым и воспитанником поселяется чувство страха последнего перед первым. Страх создает психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его.

«Непричесанные мысли»

1. Если дети вместе с тобой работают, играют, поют, смеются, ты - победитель.

2. Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на улице.

3. Знай: скучная жизнь детей бывает только от скучного взрослого.

4. Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понимать.

5. Не увлекайся нотациями, они не вызывают ничего, кроме желания зажать уши.

6. Добрый - это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот, кто не способен на зло.

7. У нас, взрослых, всегда должна быть активная позиция добра.

8. Тише, взрослый, ребенок замечтался.

9. Будь с детьми вместе, рядом и чуть впереди.

10. Нельзя доверять детей тому, кто не умеет улыбаться.

11. Взрослому нужно иметь нервы не крепкие, а обнаженные.

  • ВОЖАТОГО ИЛИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
  • ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ ПРОЕКТИВНОЙ ТРАКТОВКИ ДЕТСКОГО РИСУНКА И ИХ АНАЛИЗ
  • Документы и материалы по результатам деятельности старшего вожатого, педагога - организатора первой квалификационной категории

  • Рассказать друзьям