Имедзх доу как средство повышения конкурентноспособности на рынке образователных услуг. Имидж доу как средство повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг Проблема повышения конкурентоспособности дошкольных образовательных учреждений

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дополнительное образование дошкольников является необходимым и актуальным направлением развития дошкольной организации в условиях рыночных отношений. Оно рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода в российском образовании.

Эффективное оказание платных образовательных услуг позволит дошкольной организации сформировать дополнительный бюджет, а полученные средства направить на развитие и улучшение методической и материально-технической базы дошкольной организации, привлечение компетентных сотрудников и повышение их квалификации.

Современные условия жизни, возросший уровень родительских притязаний и привлечение их в организации, выявили необходимость изучения потребности и спроса для определения конкурентоспособного спектра дополнительных образовательных услуг.

Современное дошкольное образование осуществляет переход от установки запоминания большого количества информации к освоению новых видов деятельности - творческих, исследовательских , в связи с чем ряд исследователей видят выход в освоении креативных технологий. Систему изменения показателей с целью анализа и минимизации рисков рассматривали В. А. Ясвин, Н. Н. Поддьякова, А. А. Майер. В измерении конкурентоспособности образовательных услуг нами рассматривалась система латентных переменных на основе модели Раша .

Однако противоречие между необходимостью измерить конкурентоспособность образовательных услуг, прогнозировать результат и минимизировать риски организации дополнительного образования, разработкой этой проблемы в педагогической науке и образовании с ростом самостоятельности дошкольных образовательных организаций (ДОО) и распространением дополнительных услуг только возрастает. Выявленные противоречия обозначим необходимостью постановки задачи нашего исследования: разработка методики измерения конкурентоспособности платных образовательных услуг в ДОО.

Выполняя анализ и оценку потенциала конкурентоспособности дополнительных образовательных услуг; разработку стратегии развития ДОО, с выделением приоритетных направлений деятельности; сокращением затрат и инвестиций на развитие неперспективных сегментов - дополнительных образовательных услуг. Методами исследования нами избраны: матрица Мак-Кинзи: анкетирование, опрос, анализ спектра дополнительных образовательных услуг.

Матрица Мак-Кинзи, используется при оценке привлекательности отдельных стратегических хозяйственных единиц на основе двух координат: ось Х характеризует силу позиции стратегической хозяйственной единицы в отрасли, ось Y - привлекательность отрасли .

В связи с переходом отрасли образования в полноправные субъекты рынка, образовательные услуги будут наращивать рыночные характеристики, в том числе конкурентоспособность. Поэтому дошкольные образовательные организации поставлены в условия необходимости поиска новых методов управления, которые помогут лучше приспособиться к условиям рынка. Необходимость и возможность использования бизнес-технологий в образовании получили обоснование в ряде исследований , в нашем исследовании мы используем матричную систему, зарекомендовавшую себя многофакторную модель анализа стратегических позиций, для измерения в образовании.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Золотая рыбка» № 8 г. Приморско-Ахтарска, рассматривали пять дополнительных образовательных услуг:

  1. «Волшебный карандаш» (далее сегмент 1).
  2. «Танцевальный кружок» (далее сегмент 2).
  3. Логопедические занятия (далее сегмент 3).
  4. «Умелые ручки» (далее сегмент 4).
  5. Театрализованная студия (далее сегмент 5).

Для изучения потребностей родителей, детей и социума мы определили критерии конкурентоспособности дополнительных образовательных услуг. Критерии конкурентоспособности включают в себя оценку силы услуги и бренда, ресурсных и инвестиционных возможностей организации, а также оценку уровня внутриотраслевой конкуренции. Нами использовались следующие критерии конкурентоспособности сегмента:

  1. Дополнительная образовательная услуга имеет уникальное преимущество.
  2. Сегмент удовлетворяет потребности и запросы родителей, детей и общества.
  3. Наличие в ДОО квалифицированных педагогов.
  4. Наличие необходимого методического, дидактического и наглядного оборудования.
  5. ДОО является гибкой и может быстро адаптироваться к изменениям запросов родителей.
  6. Уровень конкуренции в сегменте низкий. Каков уровень конкуренции в сегменте.
  7. Реакция со стороны конкурентов на деятельность ДОО.

После выделения всех критериев, определили каждому критерию уровень важности таким образом, чтобы сумма всех критериев была равна 100%. Наиболее важными факторами конкурентоспособности услуги являются её уникальность и способность удовлетворять потребности целевой аудитории максимально полно.

Далее оцениваем конкурентоспособность сегмента, оценка проводится путем присвоения каждому фактору балла от 1 до 10, где 1 - самый низкий балл, означающий, что данный фактор определяет низкую привлекательность рынка и конкурентоспособность организации в сегменте, а 10 - максимальный балл, означающий, что по данному фактору сегмент является очень привлекательным и конкурентоспособность организации в данном сегменте потенциально высокая.

После того, как каждому фактору присвоен балл, рассчитываем сводный балл фактора с учетом его веса или важности. Данная операция производится в отдельной строке путем умножения веса фактора на присвоенный балл.

Итоговая оценка равна: вес фактора, оценка выраженности фактора.

Данные оценки сегментов по критерию «конкурентоспособность» представлены в табл. 1.

Таблица 1

Оценка сегментов по критерию «конкурентоспособность»

Критерии

конкурентоспособности

Вес фактора

Оценка выраженности фактора от 1 до 10

Сегмент 1

Сегмент 2

Сегмент 3

Сегмент 4

Сегмент 5

Дополнительная образовательная услуга имеет уникальное преимущество

Сегмент удовлетворяет потребности, запросы родителей, детей, общества.

Наличие в ДОО квалифицированных педагогов

Наличие необходимого методического, дидактического и наглядного оборудования

ДОО может быстро адаптироваться к изменениям запросов родителей

Уровень конкуренции в сегменте низкий

Медленная реакция со стороны конкурентов на деятельность ДОО

Итоговая оценка

Привлекательность сегмента для организации - второй ключевой параметр матрицы Мак Кинзи. Привлекательность сегмента влияет на целесообразность вложений в развитие сегмента на данном рынке, является индикатором для получения прибыли в сегменте. Критерии привлекательности рынка включают в себя оценку внутри рыночных факторов, оценку спроса и тенденции развития рынка. Нами использовались следующие критерии привлекательности сегмента:

  1. Объём востребованности сегмента - высокий
  2. Темпы роста сегмента - высоки.
  3. Количество организаций в сегменте - незначительно.
  4. Инвестиции в рекламу в сегменте - отсутствуют или находятся на низком уровне.
  5. Существуют возможности для расширения ассортимента в сегменте.
  6. Низкий уровень культуры использования продукта.
  7. Сила конкурирующих брендов - не велика.
  8. На рынке существуют неудовлетворённые и скрытые потребности.
  9. Прогнозируется долгосрочный рост сегмента.
  10. Риски влияния внешних факторов минимальны.

Методы аналитической деятельности: изучение спектра дополнительных образовательных услуг, предоставляемых другими образовательными организациями, анализ деятельности ДОО, проведение анкетирования, опроса родителей.

После перечисления всех критериев, поставили каждому критерию уровень важности таким образом, чтобы сумма важности всех критериев была равна 100%. Наиболее важными факторами привлекательности рынка являются наличие свободных рыночных ниш, неудовлетворенный спрос, и темпы роста сегмента.

Данные оценки сегментов по критерию «привлекательности» представлены в табл. 2.

Таблица 2

Оценка сегментов по критерию «привлекательность»

После того, как по критерию привлекательности сегмента и критерию конкурентоспособности ДОО в сегменте получены итоговые баллы, переходим непосредственно к построению матрицы Mckinsey/General Electric (GE).

Располагаем анализируемые сегменты и услуги в матрице согласно количеству набранных баллов.

В зависимости от того, какой итоговый балл получил сегмент по конкурентоспособности и привлекательности, зависит его положение в матрице:

Интерпретация полученных значений:

от 0-3 баллов: низкая.

от 4-7 баллов: средняя.

от 8-10 баллов: высокая.

Расположение анализируемых сегментов в матрице по количеству набранных баллов представлено на рисунке.

Привлекательность сегмента

Сегмент 3

Сегмент 1

Сегмент 2

Сегмент 5

Сегмент 4

Конкурентоспособность дополнительных образовательных услуг в сегменте

Расположение сегментов в матрице

От положения услуги или сегмента рынка в матрице зависит маркетинговая стратегия.

Чем выше конкурентоспособность услуги, и чем выше привлекательность рынка - тем выше потенциал достижения успехов в данном направлении

Чем слабее услуги организации относительно конкурентов, чем ниже привлекательность отрасли - тем ниже возможности для роста в данном направлении

Сегмент оценивается как перспективный для входа, если он имеет высокие оценки как минимум по одному из критериев: либо «высокий по привлекательности», либо «высокий по конкурентоспособности».

Сегменты, отмеченные серым цветом в матрице, могут быть рассмотрены как целевые в случае: существуют положительные прогнозы, что привлекательность или конкурентоспособность сегмента повысится в ближайшие года (на основе оценки потенциала рынка); или выход в данные сегменты обеспечит более легкое проникновение в будущем в наиболее привлекательные сегменты.

Сегменты, имеющие оценку «низкий» по одному из критериев, должны рассматриваться с особой осторожностью, так как обладают высокими рисками.

Таким образом, анализ дополнительных образовательных услуг с использованием матрицы Мак-Кинзи, показал, что Волшебный карандаш (сегмент 1), Танцевальный кружок (сегмент 2), Театрализованная студия (сегмент 5) отмечены серым цветом в матрице, то есть данные сегменты могут быть рассмотрены как целевые: существуют положительные прогнозы, в том, что привлекательность или конкурентоспособность сегмента повысится.

Логопедические занятия (сегмент 3) сегмент оценивается как перспективный для входа.

Умелые ручки (сегмент 4) имеет оценку «низкий» он рассматриваться с особой осторожностью, так как обладают высокими рисками.

Можно сделать вывод, что с помощью матрицы Мак-Кинзи можно определить сектор дополнительных образовательных услуг, разработать правильную стратегию развития, с наименьшими рисками вводить дополнительное образование. В нашем исследовании рассматривались риски конкурентоспособности услуг ДОО только с позиции экономической привлекательности. Услуги в отрасли образования подвержены рискам, связанным с формированием ценностей, развитием детей, становлением их мировоззрения . В связи с этим предложенную нами методику измерения нельзя считать завершённой, работа по её совершенствованию будет продолжена.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие конкурентоспособности товара. Содержание маркетинговой деятельности на предприятии по повышению конкурентоспособности продукции. Подходы и методики оценки уровня конкурентоспособности продукции. Направления повышения конкурентоспособности товара.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2010

    Понятие, факторы и стратегии конкурентоспособности. Основные маркетинговые методы оценки и повышения конкурентоспособности компании. Состояние конкуренции на рынке строительных услуг. Рекламная политика как инструмент повышения конкурентоспособности.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2015

    Взаимосвязь маркетинга и конкурентоспособности образовательного учреждения. Повышение конкурентоспособности ФГОУ СПО "Оренбургский государственный колледж" посредством совершенствования маркетинговой деятельности учреждения профессионального образования.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2015

    Методы оценки конкурентоспособности предприятия. Оптимальное удовлетворение потребностей потребителей как способ повышения конкурентоспособности продукции. Анализ маркетинговой деятельности и эффективность предложений по повышению конкурентоспособности.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2011

    Понятие конкурентоспособности продукции в маркетинге. Параметры конкурентоспособности товара. Методология оценки конкурентоспособности товара. Разработка программы по конкурентоспособности товара. Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2006

    дипломная работа , добавлен 23.05.2012

    Объективная необходимость обеспечения конкурентоспособности банка в условиях рыночной экономики. Управление маркетингом как фактор повышения рентабельности. Исследование уровня конкурентоспособности услуг АО "Нурбанк" и разработка путей ее повышения.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2011

    Понятие конкурентоспособности товара. Исследование конкурентоспособности продуктов и эффективности маркетинговой деятельности. Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии маркетинга. Вицы конкуренции и оценка состояния конкурентной среды.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2004

Ольга Хвостикова
Повышение конкурентноспособности ДОУ

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ДЕТСКОГО САДА ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ИМИДЖА

Хвостикова Ольга Витальевна,

заведующий муниципального

бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад №79» ,

г. Каменск-Уральский,

Свердловская область

С каждым годом возрастает конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями. В ближайшее время многие детские сады будут вынуждены задуматься о том, в чем же их преимущество по сравнению с другими. А у родителей появится возможность выбирать то учреждение, которое удовлетворяет все его потребности.

В тоже время повышение социального статуса дошкольного образования, является одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно данному стандарту создание образовательной среды должно обеспечивать открытость дошкольного образования. В данных обстоятельствах создание положительного имиджа детского сада представляется необходимым элементом повышения его конкурентоспособности .

Основным преимуществом имиджа является созданные представления о детском саде как об успешном, престижном, комфортном учреждении, оказывающем влияние не только на внешнюю среду, но и на внутреннюю.

Именно с этой целью в нашем учреждении разработан корпоративный проект имидж-продвижения «Территория детства» .

Цель проекта : формирование единого педагогического пространства и положительного отношения к детскому саду.

Задачи проекта :

­ поддержание устойчивого качества образовательных услуг, отслеживание при этом запросов потребителей и качества продукта конкурентов ;

­ создание системы индивидуальности образовательного учреждения через разработку образовательных запросов;

­ трансляция информации об инновационных мероприятиях детского сада в СМИ;

­ обеспечение устойчивого положения в целевом сегменте рынка образовательных услуг, формирование необходимых коммуникаций;

­ представление потребителю системы ценностей ДОУ.

Структурные компоненты имиджа Детского сада №79 представлены на следующем слайде :

Внешний имидж – это символы, которые в сознании окружающих ассоциируются с детским садом. В нашем саду это :

Эмблема ДОУ, где отражено название детского сада;

Летопись детского сада, т. е. книга отзывов для родителей и гостей ДОУ,

фотоальбомы;

Бейдж сотрудника;

РR-мероприятия : организация дней открытых дверей, презентаций, участие в специализированных выставках;

Деловой этикет, профессиональная этика;

Презентационные фильмы;

Благоустроенность территории ДОУ.

Внутренний имидж – это взгляд на Детский сад глазами сотрудников, а также глазами родителей и детей при общении с ними. Он проявляется в отношении сотрудников к работе, руководителю и родителям, их энтузиазме, преданности детскому саду.

Корпоративная культура ДОУ, под которой понимается совокупность убеждений, отношений, норм и принципов поведения, традиций, общих для

всех сотрудников.

Этапы реализации проекта

I. Организация мероприятий самим детским садом.

Цель проведения таких мероприятий - формирование положительного отношения к образовательному учреждению. Они направлены как на внутренние, так и на внешние целевые аудитории.

На мероприятиях такого рода осуществляется передача своего позиционированного продукта целевому сегменту с помощью маркетинговых коммуникаций : пресс-релизов, PR-акций (слайд-презентаций, специальных акций (открытых мероприятий с привлечением родителей, выпускников детского сада, ветеранов труда и пенсионеров ДОУ и т. д., презентация проектов.

II. Участие в совместных мероприятиях с заинтересованными партнерами.

На этом уровне продвигался положительный имидж ДОУ посредством маркетинговых действий. Они направлены на внешние целевые аудитории и осуществляются с целью удовлетворения интереса к ДОУ и его образовательным услугам. Информация передается через различные каналы на бесплатной основе : выставки детского творчества на остановках общественного транспорта, фотогалерея на сайте детского сада. Результатом косвенного стимулирования потребителей образовательных услуг должно стать создание благоприятного общественного мнения.

Важно привлечение средств массовой информации (телевидение, печать, обобщение опыта, привлекаемых для «паблисити» . Определенную роль играет и депутат округа, который лоббирует интересы ДОУ в органах власти и формирует позитивное общественное мнение (оказание спонсорской помощи) .

III. Участие в мероприятиях сторонних организаций

Цель участия в мероприятиях такого уровня - позиционирование ДОУ через различные виды коммуникаций. Участием в мероприятиях сторонних организаций образовательное учреждение заявило о степени значимости своих образовательных запросов, отслеживало мониторинг рынка образовательных услуг и разработало перспективный перечень образовательных услуг с учетом запросов, значимых не только для своего сегмента рынка.

К основным компонентам проекта можно отнести :

­ Создание предметно-развивающей среды на территории ДОУ (участки детского сада оборудованы как стандартным, так и нестандартным оборудованием, в разработке проект «Тропа здоровья» );

­ Создание средств визуальной информации, интернет (стенды, газета и сайт детского сада, который служит средством самопрезентации : педагоги имеют возможность представить здесь свои педагогические находки и опубликовать плоды своего творчества);

­ Сотрудничество со СМИ (освещение в СМИ инновационных мероприятий) ;

­ Участие в конкурсах на всех уровнях (городские, региональные, всероссийские) ;

­ PR – мероприятия;

­ Трансляция педагогического опыта (стажерские площадки для городского педагогического сообщества и методические объединения для начинающих педагогов).

Для увеличения количества и повышения качества предоставляемых услуг в детском саду разрабатывается план-прогноз по организации студийно - кружковых образовательных услуг с учётом потребностей родителей и желания воспитанников, что является еще и стимулом для здоровой конкуренции среди самих педагогов.

Благодаря реализации данного проекта воспитанники и сотрудники детского сада все чаще становятся призерами как городских, так и всероссийских конкурсов .

С уверенностью можно сказать, что успех образовательного учреждения сегодня определяется адекватностью и скоростью реакции детского сада на изменения внешней среды.

В работе решены следующие задачи: - изучены теоретические аспекты разработки и реализации программы повышения конкурентоспособности учреждения; - проанализированы результаты финансово-хозяйственной деятельности и маркетинговую деятельность МБДОУ Детский сад № 48 Солнечный Зайчик; - обоснована комплексная маркетинговая программа повышения конкурентоспособности МБДОУ Детский сад № 48 Солнечный Зайчик; - оценена экономическая эффективность предложенного для МБДОУ Детский сад № 48 Солнечный Зайчик комплекса маркетинговых мероприятий. Сама...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

13725. Разработка направлений повышения конкурентоспособности ООО «РОХО» 264.26 KB
Сущность и содержание конкурентоспособности предприятия. Методы анализа конкурентоспособности предприятия. Факторы конкурентоспособности предприятия. Краткая характеристика предприятия.
9987. Разработка бизнес-плана туристской фирмы с целью повышения ее конкурентоспособности 104.88 KB
Задачами курсовой работы являются: рассмотреть теоретические аспекты бизнес планирования и создания турфирмы; разработать бизнес-план для туристской фирмы г. В любом случае туристский бизнес останется таким же интересным для деловых людей ввиду того что он не требует существенных вложений и бумажной бюрократии в сравнении с другими видами предпринимательской деятельности...
11976. Разработка программы повышения мощности действующих энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000 (на опыте Балаковской атомной электростанции) 17.27 KB
Разработаны способы и технические предложения повышения номинальной мощности на 4 действующих энергоблоков АЭС с реакторами ВВЭР1000 при обеспечении всех нормативных критериев безопасности. Совместно с разработчиками реакторной установки РУ В320 и энергоблоков БалАЭС с участием специалистов Балаковской АЭС выполнен значительный объем расчетов и обоснований с целью модернизации технического проекта реакторной установки энергоблока № 2 Балаковской АЭС обоснования безопасной эксплуатации на уровне тепловой мощности 104 и подтверждения...
18541. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 104.96 KB
Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия. Методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия. Анализ конкурентоспособности предприятия. Анализ платежеспособности предприятия и оценка эффективности хозяйственной деятельности.
17094. БРЕНДИНГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 195.85 KB
Современный переход к постиндустриальной экономике знаменуется возрастанием роли нематериальных активов организации. Однако как отмечают сами исследователи преждевременно говорить о наличии научных школ позволяющих в полной мере представить методологию управления конкурентоспособностью организации. Организации рассчитывающей на долговременный успех необходимо прежде всего стать интеллектуальным лидером задумать свой рынок которого еще нет и начать создавать его.
18063. Пути повышения конкурентоспособности предприятий АПК Республики Казахстан 141.25 KB
Конкретизировать теоретические подходы к потенциалу функционирования кластеров в современной экономике; интенсифицировать сущность понятия кластеров как инновационной формы управления производством; раскрыть и систематизировать специфику системы функционирования национального агропромышленного комплекса как предпосылки создания и развития кластеров;
5701. РАЗРАБОТКА ВЕБ-САЙТА ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ НПО 593.43 KB
Создание и функционирование сайта направлено на решение следующих задач: формирование целостного позитивного имиджа образовательного учреждения; совершенствование информированности общественности о качестве образовательных услуг в учреждении; создание условий для взаимодействия участников образовательного процесса социальных партнеров образовательного учреждения; создание условий для распространения педагогического опыта; стимулирование творческой активности педагогов и...
19667. Основные пути совершенствования управленческой деятельности в целях повышения конкурентоспособности ТОО «Легмаш» 121.53 KB
Процесс принятия решений и его структура. Основные характеристики влияющие на процесс принятия управленческих решений. Сущность и виды ответственности руководителей за принимаемые решения. Современное экономическое состояние и анализ процесса принятия управленческих решений в компании ТОО Легмаш.
16932. Технологическая модернизация аграрного сектора как фактор повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции 19.83 KB
Поэтому целью доклада является попытка анализа предпосылок и условий технологической модернизации аграрного сектора с тем чтобы углубить понимание источников экономического роста в отечественном сельском хозяйстве и сельской местности в целом возрождение которых отвечает интересам самого государства и всего общества более того будет способствовать как заявлено превращению России в продовольственную державу. Традиционно развитие производительных сил являлось базисом производства так общеизвестным является высказывание классика...
16478. Автономные учреждения как новый тип государственного (муниципального) учреждения культуры 11.95 KB
С другой стороны показатель числа бюджетных учреждений переведенных в статус автономных включен в перечень показателей утвержденных Президентом РФ для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления2. При переходе БУ в АУ сохраняются: орган выполняющий функции учредителя; форма собственности; организационно-правовая форма; цели и виды основной деятельности; закрепленные ранее за БУ имущество и земельный участок; гарантированное финансирование из соответствующего бюджета....

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 246
Управленческий проект

на тему:

«Имидж современной образовательной организации как фактор её конкурентоспособности»
Выполнили:

заведующая МБДОУ ЦРР – д/с № 246

г. Ульяновска

Королева Любовь Николаевна

зам. зав. по УВР

Матвеева Елена Владимировна

Согласовано:

Анохина Ирина Анатольевна, кандидат биологических наук, главный специалист отдела стандартизации образования ОГБУ «Центр образования и системных инноваций Ульяновской области, доцент кафедры педагогических технологий дошкольного и начального образования факультета дополнительного образования ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова

Ульяновск 2015

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… .3
I Глава. Теоретические основы создания имиджа образовательной организации……………………………………………………………………… 5
1.1. Исторический подход к проблематике имиджа образовательной организации……………………………………………………………………….5
1.2. Сущность, значение, виды и типы имиджа, структура, механизм формирования и способы построения имиджа образовательной организации………………………………………………………………………13
II Глава. Практические подходы к созданию имиджа современной образовательной организации………………………………………………. 29
2.1. Анализ деятельности МБДОУ ЦРР – д/с № 246 г. Ульяновска в аспекте современной имиджелогии……………………………………………29
2.2. Методические рекомендации по развитию и повышению имиджа МБДОУ ЦРР – д/с № 246 г. Ульяновска в современных условиях…………..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………. 47

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….. 51

ВВЕДЕНИЕ

Идея о связи имиджа образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, - высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а, следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией деятельности .

В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учреждения. Конкурентоспособное образовательное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Когда образовательное учреждение, предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень их качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа .

Актуальность темы обусловлена тем, что успех любой организации зависит от множества факторов и одним из важных аспектов общего восприятия и оценки образовательной организации является впечатление , которое она производит, поэтому современные организации вплотную сталкиваются с необходимостью формирования и развития своего позитивного имиджа .

Целью исследования является изучение и распространение передового опыта МБДОУ ЦРР – д/с № 246 г. Ульяновска а аспекте имиджелогии.

Объект исследования – деятельность дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования – формирование имиджа современной дошкольной образовательной организации.

Гипотеза исследования – сформированный имидж МБДОУ ЦРР – д/с № 246 способствует повышению конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезы в исследовании поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Определить сущность, значение, виды и типы имиджа, структуру, механизм формирования и способы построения имиджа образовательной организации.

3. Проанализировать влияние имиджа на конкурентоспособность образовательной организации.

4. Представить анализ деятельности МБДОУ ЦРР – д/с № 246 г. Ульяновска.

Для решения задач исследования использовались теоретические и эмпирические методы исследования: наблюдения, тесты, анкетирование, анализ результатов исследования.

Методологическая база исследования: И.А. Синяева, В.М. Шепель, Т.Н. Пискунова, М.С. Пискунов, А.В. Щербаков, Л.В. Даниленко.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В работе использовано 47 источников литературы.

I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

1.1.ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАТИКЕ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Понятие «имидж» происходит от латинского imago, связанного с латинским словом imitari, означающего «имитировать». Под имиджем понимают совокупность впечатлений от общения с организацией. Имидж есть у всех организаций и личностей. В то же время имидж может быть специально продуманной и выстроенной моделью, которая реализуется фирмой или личностью .

В переводе с английского, имидж – это образ, изображение. Понятие «имидж» с давних пор у нас постоянно на слуху .

Термин начал использоваться в коммерческой рекламе для различения однородных товаров в начале 1960-х годов в США, американским экономистом Болдуингом.

Что касается СССР, имидж стал появляться только в 70-х годах в журналах и реже в газетных публикациях, как категория отрицательная. Понятие об образе рассматривали в основном как манипулятивный прием буржуазной политики и средств массовой информации для идеологической обработки массового сознания людей.

В современности, понятие и вопрос формирования имиджа приобрели огромную значимость, ведь ту часть корпоративной организации, которую PR специалисты пытаются выставить напоказ, оказывает немалое воздействие на паблисити. Именно потребности общественности формируют имидж организации.

Академик, профессор А.Ю.Панасюк в своем энциклопедическом словаре пишет, что имидж фирмы - это мнение о данной организации у группы людей на основе сформированного у них образа этой фирмы, возникшего вследствие либо прямого контакта с этой фирмой, либо в результате информации, полученной об этой фирме от других людей; по сути, имидж фирмы - это то, как она выглядит в глазах людей, или - что одно и тоже, - каково о ней мнение людей .

М.В. Гундарин определяет имидж, как «поверхностный», легко достигаемый и также легко разрушаемый образ организации в глазах общественности .

И.А. Синяева определяет имидж организации следующим образом: «Корпоративный, или организационный имидж - это образ организации в представлении групп общественности. Коммерческий успех любого предприятия в течение длительного времени определяется устойчивым получением прибыли посредством реализации потребителям производимой продукции (услуг) и заключается в умении добиться того , чтобы покупатели в условиях конкуренции отдавали предпочтение именно данной продукции. В немалой степени стабильному коммерческому успеху предприятия способствует его позитивный имидж» . Недостатком данного определения является отсутствие дополнения о том, что имидж организации можно сформировать искусственно, либо он формируется стихийно.

Наиболее полное определение имиджу дает М. Медведев. Автор пишет, что в содержании данного понятия, необходимо видеть две грани:

Имидж как целенаправленно сформированный информационно-образный конструкт, целостно характеризующий субъекта маркетинговой коммуникации и адресованный аудитории с целью эмоционально-психологического воздействия на неё;

Имидж как субъективно воспринимаемый аудиторией образ, содержащий сущностные характеристики субъекта маркетинговой коммуникации (личности, организации) и выражаемый в оценках, суждениях, формах потребительского поведения.

Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т.д. Специалист в области социологии управления и имиджелогии В.М. Шепель дает такое определение: «Имидж - индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания. А.Б. Зверинцев, специализирующийся на разработке коммуникативных технологий, под имиджем понимает относительно устойчивое представление о каком-либо объекте . Интересной представляется точка зрения В.М. Шепеля, выделяющего три группы качеств, определяющих индивидуальный имидж:

1. Природные качества: коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречивость. Эти качества В.М. Шепель обозначает общим понятием «умение нравиться людям».

2. Характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. Это нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором человековедческих технологий, таких как межличностное общение, упреждение и преодоление конфликтов.

3. Характеристики личности, определяемые ее жизненным и профессиональным опытом .

Непосредственно вопрос формирования имиджа образовательной организации был изучен специалистами двух научных областей: в психологии Пискуновой Т.Н., в экономике Измайловой Е.А. .

Пискунова Т.Н. рассматривает имидж общеобразовательного учреждения как «эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения» .

Имидж, по ее мнению, складывается из семи представлений:

1. Об образе руководителя : персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования школы), представление о неосновной деятельности, семье, прошлом, окружении.

2. О качестве образования : показатель знаний, умений, навыков, соответствие Госстандарту, сформированность способностей, познавательность процессов, сформированность личности, воспитанность, самоопределение, самореализация, содержание обучения, технические средства обучения, форма обучения (развивающая).

3. контакты сотрудников с внешними объектами, сотрудники (призвание, манеры), визуальная самобытность школы, традиции, стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса, стиль работы (системный, штурмовщина), корпоративная культура.

4. О внешней атрибутике.

5. Об образе персонала : квалификация, личные качества, психологиче­ский климат, половозрастной состав, внешний облик.

6. О цене на образовательные услуги : платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные усилия, конкурентный прием, подчинение правилам поведения, месторасположение, сроки обучения.

7. Об уровне психологического комфорта : представление об уровне комфортности школьной среды - компоненты: уважение учитель-ученик; бесконфликтное, духовно обогащающее общение подростков.

Главными субъектами формирования имиджа являются руководитель, педагоги и сотрудники школы, а также в силу обратной связи - различные социальные группы, заинтересованные в предоставлении образовательных услуг. К этим группам относятся учащиеся и их родители; работники образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги параллельно со школой; работники предприятия, организации, учреждений, принимающих выпускников школ; работники органов управления образованием и муниципальных органов власти; местные жители .

М.С. Пискунов в своей работе «Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования» дает следующее определение имиджа школы: «это эмоционально окрашенный образ, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума» .

По данным исследований Пискунова М.С., ведущими компонентами имиджа образовательного учреждения являются:

Для учащихся начальной школы и их родителей - образ классного руководителя;

Для старшеклассников - образ учителя-предметника и образ директора;

Для родителей с высшим образованием - представление о качестве образования и стиле работы школы;

Для родителей детей с ослабленным здоровьем - комфортность школьной среды .

Кандидат психологических наук Даниленко Л.В. определяет имидж образовательного учреждения как «эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума» .

К числу основных составляющих имиджа, как считает Даниленко Л.В., можно отнести: «общую известность и репутацию образовательного учреждения, скорость реагирования на изменения запросов потребителей, инновационный потенциал и его реализацию, престиж образовательных программ, рекламную политику образовательного учреждения, уровень развития и характер зарубежных связей, финансовую обеспеченность (устойчивость), конкурентный статус. Каждая из составляющих имеет свои критерии и показатели. Так, по последнему пункту перечня - место образовательного учреждения в системе рейтингов (по одному и более показателям), широко применяющейся теперь и в сфере образования, может служить показателем его конкурентоспособности .

Лазаренко И.Р. считает, что имидж образовательного учреждения представляет собой не «набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик» .

Щербаков А.В. рассматривает два подхода формирования имиджа образовательного учреждения: от потребностей образовательного учреждения или от запросов потребителей.

Формирование имиджа от запросов потребителей может включать следующие этапы деятельности школы:

1. Проведение маркетингового исследования с целью определения приоритетных направлений учебной и воспитательной деятельности, предпочтительной для родителей и учащихся.

2. Оценка ресурсов образовательного учреждения.

3. Формирование программы развития (или перспективного плана с критериальными показателями).

4. Осуществление плана деятельности.

5. Промежуточный контроль и регулирование деятельности.

6. Оценка результатов деятельности .

Понятие имидж уже более пятидесяти лет находится в процессе постоянного переформулирования, уточнения и дополнения. Практически все исследователи в работах посвященных проблемам имиджа встают перед проблемой раскрытия сущности этого загадочного понятия и его определения. В настоящее время в отечественной научной, справочной литературе и в повседневной практике термин имидж интерпретируется довольно широко и подчас противоречиво.

Толковый словарь для специалистов средств массовой информации трактует понятие имидж, как «Образец, представление о человеке, создаваемые у окружающих самим человеком или другими заинтересованными лицами; стиль поведения человека» .

Новейший словарь иностранных слов и выражений толкует в первом значении имидж , как совокупность представлений окружающих о данном человеке, его видимый со стороны психологический портрет, сопряженный с внешностью и манерами. Во втором значении - как целенаправленно формируемый образ лица, явления или предмета, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.

Педагогический словарь трактует понятие имидж как «эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа субъекта в сознании социального окружения, в массовом сознании или формальная система ролей, которые субъект играет в своей жизни и деятельности, дополняющаяся чертами характера, интеллектуальными особенностями, внешними данными, одеждой и т.п.».

Чтобы обобщить представления об имидже можно добавить следующее:

В имидже одновременно существуют психическое, социальные и деятельностные детерминанты;

Имидж формируется на основе доступной восприятию информации, отражает некую пропорцию, соотношение позитивной, нейтральной и негативной информации об объекте;

Имидж не предполагает исключительно адекватное отражение существующий в действительности качеств, достоинств и недостатков;

Имидж - это эффективное средство подачи информации от субъекта к группе/ аудитории через систему знаков;

Имидж содержит как прагматические, так и эстетические элементы;

Имидж стимулирует соответствующие эмоциональные и поведенческие реакции группы/ аудитории и самого субъекта;

Имидж создаётся с ориентацией на достижение цели в конкретной группе .

В педагогическом аспекте имидж представляется внешним выражением (форма) существующих в реальности характеристик, качеств и свойств (содержание), который призван, обеспечить гармоничное взаимодействие носителя имиджа с социальной и\или профессиональной средой. Ключевыми в определении понятия имидж являются слова публичный портрет .

Таким образом, большое количество научных и научно-публицистических работ еще не говорит о том, что тема изучена и хорошо проработана. Скорее наоборот, тема имиджа образовательных организаций находится на начальном этапе изучения.

1.2.СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ И ТИПЫ ИМИДЖА, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Сущность имиджа организации и его значение.

Управление корпоративной маркой как направление теории и практики появилось в США более полувека назад. Сегодня его часто называют «управлением корпоративной идентичностью». К настоящему времени в этой сфере уже сложился понятийный аппарат. Знание терминов позволяет ориентироваться в решении методических и практических задач управления имиджем организаций. Приведем основные понятия .

Видение – представление об окружающей действительности – настоящей или будущей. Формирование видения – одна из главных обязанностей руководителя организации.

Корпоративная миссия – общественно-значимый статус, социально значимая роль организации. Миссию можно рассматривать как стратегический инструмент или основную деятельность организации. Миссия позволяет сотрудникам и руководителям взглянуть на деятельность организации «с высоты птичьего полета», что необходимо для обеспечения ее долгосрочной конкурентоспособности.

Корпоративная индивидуальность – ценности, суждения и нормы поведения, разделяемые в организации и определяющие сущность индивидуальной корпоративной культуры. Корпоративная индивидуальность – это то, что организация есть на самом деле, аналог личности, индивидуальности человека.

Корпоративная идентичность – это то, что организация сообщает о себе, о своей индивидуальности. Все, что организация говорит, делает и создает, формирует ее идентичность.

Корпоративный имидж – это восприятие организации группами общественности. Корпоративный имидж может быть позитивным, негативным, нечетким. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческой организации на рынке.

Особое значение имидж имеет для крупных и хорошо известных организаций. Поэтому крупные организации постоянно работают с общественным мнением. Имидж может быть несколько различным для различных групп общественности, поскольку желаемое поведение этих групп в отношении организации может различаться. Кроме того, существует внутренний имидж организации – как представление работников о своей организации. Можно сказать, организация имеет несколько имиджей: для каждой группы общественности – свой. Синтез представлений об организации различных групп общественности создает более общее и емкое представление об организации .

Позитивный имидж повышает привлекательность организации для потенциальных работников. Особенно большое значение имеет создание и поддержание позитивного имиджа на рынке труда для тех организаций, финансовые возможности которых ограничены, вследствие чего они не могут предлагать потенциальным работникам более высокое финансовое вознаграждение по сравнению с конкурентами. Негативный имидж организации на рынке труда приводит к тому, что она попадает в «черный список» у потенциальных работников, что серьезно осложняет проблему комплектования персонала.

На формирование имиджа организации на рынке труда влияют как объективные (социально-психологические), так и субъективные (индивидуально-психологические) факторы. К социально-психологическим факторам относится степень известности организации. Они являются отражением общественного мнения. Индивидуально-психологические факторы в значительной мере определяются индивидуальными особенностями личности и представляют собой субъективный образ организации в сознании человека. К субъективным факторам, воздействующим на формирование имиджа организации, следует отнести характеристики самих потенциальных работников, такие как пол, возраст, образование, профессиональная принадлежность, индивидуально-психологические черты личности, состояние здоровья и др. .


Виды имиджа.

В отечественной литературе присутствует три подхода к имиджу:

– функциональный;

– контекстный;

– сопоставительный.

При функциональном подходе выделяют следующие виды имиджа:

– зеркальный (имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно же мы оцениваем свой имидж довольно высоко, мало учитывая взгляд на него со стороны);

– текущий (видимый со стороны, но необходимо помнить, что непонимание и предубеждение формируют представления о нашем имидже в неменьшей мере, чем наши поступки);

– желаемый (то, к чему мы стремимся);

– корпоративный (имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений: репутация организации и т. д.);

– множественный (имидж независимых структур в единой корпорации. К привлекательному хорошему единому имиджу стремятся, например, школы вводят свою форму);

– отрицательный (имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом).

При контекстуальном подходе имидж классифицируется по видам деятельности – имидж политика, имидж бизнесмена, имидж педагога, имидж госслужащего, имидж поп-звезды и т. п.

При сопоставительном подходе сравнивают качества, например, двух лидеров: компетентность, интеллигентность, склонность к силовому решению и т. д. .

Следует обратить внимание на классификации видов имиджа, разработанных рядом исследователей. Так, А. Н. Жмыриков выделяет «идеальный», «первичный» и «вторичный» имиджи.

Идеальный имидж – это суммарное представление людей о лидере, но идеальный имидж обычно недостижим.

Первичный имидж – это представление о конкретном человеке, сложившееся в сознании многих людей после первичного знакомства с ним. Первичный имидж во многом соответствует идеальному имиджу, но не совпадает с ним.

Вторичный имидж формируется только в процессе конкурентной борьбы. Это компромисс между стремлением обрести лидера, образ которого зеркально повторяет идеал, и желанием избежать лидера, образ которого более всего противоречит идеальному.

При формировании конкурентоспособного вторичного имиджа можно руководствоваться одной из двух стратегий. В том случае, если «презентация» первичного имиджа прошла успешно, используется стратегия «защиты окон доступа»: на первичный имидж наслаиваются черты, защищающие слабые (с точки зрения соперника) элементы первичного имиджа. Если же «презентация» первичного имиджа прошла неудачно, используется стратегия «размывания имиджа конкурента». В этом случае компрометируются или хотя бы ставятся под сомнение определенные элементы имиджа конкурента, а вторичный имидж формируется путем наложения черт, альтернативных «слабым» качествам имиджа соперника.

Ядро имиджа должно соответствовать ожиданиям людей. Структуру ядра первичного имиджа образуют:

– внешняя (поведенческая) направленность личности;

– внутренняя ориентация личности;

– иерархия временных «Я» личности.

Внешняя направленность личности бывает трех типов: направленность на конкретные результаты предметной деятельности; направленность на общение; направленность на завоевание авторитета.

Внутренняя ориентация личности – это ориентация на доминирующие способности, реализуя которые конкретный человек достигает поставленных целей. Одни достигают их благодаря интеллектуальным, другие – эмоциональным, третьи – волевым качествам.

Иерархия временных «Я» личности – это комплекс: «Прошлое Я», «Реальное Я», «Будущее Я». В зависимости от доминирования того или иного «Я» в сознании лидера, его стремления будут направлены в будущее или в прошлое . У лидера не может доминировать «Реальное Я», так как это обречет его на пассивность.

А. Н. Жмыриков исходит из того, что имидж – это многофакторный феномен, поскольку, с одной стороны, и воздействие на человека многообразно, а с другой – человек оперирует многослойными структурами, каждая из которых занимает в его восприятии свое место. Человека можно представить как сумму его социальных характеристик: место рождения; принадлежность к определенному классу; образование; достаток, а также прошлое, семья, хобби и пр. Все это, так сказать, информационные ячейки. И главное правило для имиджмейкера: обязательно заполнять эти информационные ячейки, иначе они будут заполнены массовым сознанием. Вот почему имидж формируется в соответствии с требованиями массовой коммуникации и в соответствии с тем, что окружающие считают важным, например, авторитет, профессионализм .

Ряд исследователей выделяют индивидуальный имидж и профессиональный. Первый определяется тем, насколько он соответствует внутреннему миру индивида .

Таким образом, существует ни одна классификация видов имиджа, это обусловлено, прежде всего, различиями научных позиций, на которых стоят ученые в исследовании феномена имиджа, а также различными подходами к классификациям.

Рассказать друзьям