Современные технологии логистики производства. Логистика в России: тенденции и задачи Логистические технологии на российском рынке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Современное общество – общество потребления, в котором на перовом месте стоят интересы покупателей. Поэтому в текущих условиях рынка компаниям необходимо ориентироваться на потребности потребителей, а не на свои интересы. Для описания сложившейся рыночной ситуации существует специальный, часто используемый в профессиональной литературе, термин «consumerdrivenmarket» – рынок, драйвером которого является потребитель. Работа на таком рынке подразумевает максимальное удовлетворение запросов и потребностей покупателей, которое невозможно без обеспечения достойного качества производимой продукции и предлагаемых услуг. Немаловажным также является ценовой фактор, то есть стоимость товаров/услуг, напрямую зависящая от возникающих в процессе производства и реализации издержек, снижение которых возможно только при использовании различных логистических методов на протяжении всего цикла движения товаров/услуг.

Становление логистики

Зарождение логистики в России уходит в далёкое прошлое. На первых этапах становления наука применялась в военной сфере, позднее перейдя в экономическую сферу. Так, истории известен факт, согласно которому военный теоретик Жомини написал книгу по логистике. Впоследствии её изучал сам Александр II. В те времена под логистикой понималась тактика управления войсками в разрезе дислокации военных подразделений, снабжения и армейского транспортного обслуживания.

Во времена СССР, в начале II Мировой войны был реализован грандиозный логистический проект по демонтажу и переносу огромного числа предприятий вглубь страны.

К сожалению, развитие логистики в стране до 90-ых годов шло медленно. Логистическая деятельность (например, сбыт и транспортная логистика в России ) долгое время недооценивались, а сфера производства всегда была на шаг впереди сферы обращения товаров. Результатом этого являлись медленная доставка товаров до пункта назначения и низкое качество обслуживания потребителей.

Необходимость в применении методов логистики появилась в переходный период. Но в то время помимо недооценки важности самой логистики существовали и другие тормозящие её развитие факторы, в числе которых:

  • экономическая и социальная нестабильность;
  • неудовлетворительная отраслевая инфраструктура (необорудованные склады, плохие дороги).
Тем не менее, определённые предпосылки к становлению логистики всё-таки имелись. В ВУЗах на экономических факультетах преподавались дисциплины, связанные с логистикой, осуществлялись научно-технические разработки, в том числе в области управления транспортировкой товаров. Однако не было понимания важности и необходимости повсеместного внедрения логистической практики. Возможно, именно поэтому для большей части российских предпринимателей, управленцев и инженерно-технических работников её идеи являются принципиально новыми даже сегодня.

Безусловно, в наши дни многие осознали, что без использования логистики прибыльным бизнес быть не может. Поэтому бизнесменов всё чаще интересуют принципы логистики, в ВУЗах начали готовить специалистов в данной области, а компании всё чаще нуждаются в кадрах с логистическим образованием. Создаются даже специальные компании, оказывающие логистические услуги, объём которых неуклонно растёт.

И хотя недавний мировой экономический кризис приостановил развитие логистики в России, серьёзные логистические компании остались на плаву. В данный момент ситуация стабилизируется. Увеличивается объём логистических услуг, передаваемых на аутсорсинг, который, как ожидается, будет в дальнейшем только возрастать.

Трудности развития логистики

Очевидно, что в нашей стране логистика развивается не столь быстрыми темпами, как в Европе или США. Если не углубляться в подробности экономического анализа, можно выделить трудности, усугубляющие вышеупомянутые проблемы логистики в России и оказывающие влияние на её успешное и динамичное развитие:
  • нестабильная общеэкономическая ситуация;
  • социальная напряжённость определённых слоёв общества;
  • отставание экономики страны от общемировой;
  • отставание инфраструктуры и транспорта (неудовлетворительное состояние дорог);
  • низкий уровень развития технологической, а также производственно-технической баз;
  • недооценка структуры обращения;
  • недостаточный уровень развития промышленности по производству упаковки, тары и т.п.
Вышеупомянутые трудности – это лишь частные случаи, главным тормозом выступает отсутствие таких бизнес-проектов, в которых было бы чётко прописано распределение функций каждого подразделения компании. Отсутствие чёткого разграничения должностных обязанностей приводит к тому, что один человек может выполнять разные виды работ, что может вылиться, например, в сговор снабженцев с поставщиками и их контрагента – заказчика.

Светлое будущее или закат развития?

В будущем уровень конкуренции и рыночная активность будут возрастать, а запросы клиентов станут более высокими. Как следствие, предприятиям придётся искать новые способы снижения затрат. Осознавая огромный вклад логистики в повышение рентабельности бизнеса, владельцам компаний всё чаще придётся обращаться специалистам в области логистики. Это свидетельствует о наличии хороших перспектив логистики в России.

Кроме того, для успешного развития логистики в стране есть определённые предпосылки:

  • технологические;
  • научно-теоретические.
Первые имеют отношение к развитию и внедрению систем управления материальными потоками. Речь идёт о появлении внутрипроизводственных систем и систем автоматизирования процессов. Раньше такими системами были Госснаб, Госстрой, Госкомнефтепродукт, Госагропром, но в начале 90-ых их упразднили.

Вторая группа предпосылок связана с подготовкой специалистов-логистов.

В статье проведено исследование об инновационных технологиях в сфере логистики. В данной статье я рассмотрел новые технологии, которые постепенно вводятся в логистических организациях.

  • Исследование и анализ основных аспектов управления ресурсами и запасами, используемых в логистических системах
  • Моделирование логистической системы туристско-рекреационного региона
  • Управление логистической деятельностью агропромышленного предприятия
  • Исследование проблем и анализ новых возможностей логистики Республики Крым

Поступательно развиваясь и распространяясь в настоящее время логистика на разных уровнях региональная , национальная , международная , пространств и границ , постоянно требует и использует современные инновационные достижения при эволюции логистических систем и структурных элементов цепей поставок .

В общем виде инновация - новообразование, нововведение, это процесс преобразования теоретической и практической научно-технической деятельности, результатом которой являются нововведения технического, технологического, методического, организационного или управленческого характера в бизнесе.

Инновационная логистика - наиболее актуальная составляющая логистической деятельности, призванная изучать необходимость и возможность внедрения прогрессивных инноваций в организацию текущего и стратегического управления потоковыми процессами с целью выявления и использования дополнительных резервов путем рационализации (оптимизации) этого управления.

Логистические инновации в теоретическом плане основываются на четырех логистических концепциях, представляющих собой основную исходную базу разработки гибких логистических моделей систем и цепей поставок различных направлений производственно-хозяйственной, социально-экономической деятельности. В качестве постулатов логистических концепций приняты следующие:

  • концепция общих логистических издержек в комплексе - определение дифференцированных логистических издержек постоянное составление их калькуляции, анализ и мониторинг тотальных издержек для укрепления конкурентоспособности на национальном и международном уровне ;
  • концепция реинжиниринга бизнес-процессов в логистике -выявление взаимосвязей и отношений между функциями и степени посредничества и сотрудничества;
  • концепция интегрированной стратегии логистики - качество обслуживания потребителей на базе постоянного мониторинга прогноза спроса и предложения;
  • логистическая концепция управления полной цепью поставок- организация всего комплексного, интегрированного и гармонизированного процесса товародвижения - от начального поставщика до конечного потребителя.

Логистические инновации, как направление логистической деятельности, рассматривают нововведения во всем интегрированном и гармонизированном комплексе логистики, и в этой связи предусматривают дополнение существующего и разработку нового инструментария (методов, способов, критериев, показателей) в области методического обеспечения логистики и ее структурных элементов, используемой в организации и управлении материальным производством и сферой услуг, а также усовершенствование операций, активностей и процедур, применяемых в логистических бизнес-процессах .

При этом логистические инновации, испытывая необходимость регулярной реновации технических средств и оборудования, активно влияют на развитие научно-технического прогресса, что стимулирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области новой техники, технологии и материалов, применяемых в логистических бизнес-процессах.

В настоящее время развитие и распространение информационных технологий охватило практически все сферы социально- экономической и производственно-хозяйственной деятельности , включая образование, подготовку профессиональных специалистов по логистике , и без сомнения саму логистику в целом, ее системы, цепи поставок, структурные элементы, потоки процессов преобразования и функции . Данное развитие, распространение, совершенствование происходит на уровне региональной, национальной, международной логистике пространств и границ в соответствии с ее целью, принципами и задачами в процессе эволюции .

Рассмотрим примеры информационных технологий, применяемых в логистике. В практику российских организаций начинают постепенно внедряться функции 3PL-провайдера, то есть полноценного логистического партнера компании. 3PL провайдер или провайдер (оператор) логистических услуг представляет собой организацию, которая предоставляет комплексные услуги в области логистики для клиентов: транспортировку, экспедирование, складирование, таможенное оформление и так далее. Аббревиатура 3PL означает Third Party Logistics – логистика третьей стороны. Другими словами, термин 3PL является синонимом понятия аутсорсинг, что означает передачу части или всех функций логистики третьей стороне, являющейся провайдером логистических услуг.

Наиболее часто передаются в аутсорсинг логистическим провайдерам транспортные услуги . В отличии от простых грузоперевозчиков, 3PL провайдеры не просто предоставляют разного вида транспортные услуги. Они выполняют весь комплекс работ, необходимый для продвижения товара по всей цепочке поставок, включая экспедирование, прием, отгрузку и хранение товаров на складах, страхование товаров, таможенное оформление, перевалку грузов и многое другое. Наиболее серьезные логистические операторы специализируются на международных перевозках. Они требуют от компании опыта и специализированных знаний. Наряду с 3PL выделяют и другие термины: 1PL, 2PL, 4PL и даже 5PL. К сожалению, мнения по поводу определений этих терминов сильно разнятся. Приведем один самый распространенный вариант, который поможет понять разницу между этими понятиями.

1PL (First Рагtу Logistics) – все логистические функции выполняет одна компания, являющаяся владельцем грузов. Это так называемая автономная логистика.

2PL (Second Рагtу Logistics) – простейшая форма аутсорсинга, когда сторонняя компания предоставляет традиционный набор услуг по транспортировке и управлению складскими запасами.

3PL (Third Party Logistics) – более продвинутая форма аутсорсинга. Специализированная логистическая компания помимо стандартных логистических услуг предоставлять клиенту другие дополнительные услуги со значительной долей добавленной стоимости.

4PL (Fourth Рагtу Logistics) означает интеграцию всех компаний, участвующих в цепочке поставок. 4PL провайдер управляет всеми логистическими процессами таких компаний в интересах цепи поставок.

5PL (Fifth Party Logistics) – это уровень 4PL, но с поддержкой современных сетевых информационных технологий.

Надо специально заметить, что многие эксперты не считают правильным выделять провайдеров логистических услуг всех уровней, кроме 3PL. Ведь 3PL – это просто логистика третьей стороны. То есть помимо двух основных сторон – производителя и потребителя, существует третья – компания, которая оказывает логистические услуги первым двум. С этой точки зрения определения терминов 1PL, 2PL, 4PL, 5PL и т.д. очень сомнительны. Исследование рынка логистических услуг показало, что 3PL-операторы в России уже работают, но преимущественно в сфере товаров повседневного спроса. В области производственной логистики рынок 3PL находится на начальной стадии. Ещё одним примером инновации в логистике являются RFID-метки которые помогают отследить место нахождения груза или содержимое груза. В настоящее время систему RFID (метки с радиочастотной идентификацией) активно внедряется в повседневный бизнес. Использование этих технологий позволяет достичь существенного сокращения затрат, в том числе и при логистике и таможенном оформлении.

RFID является уникальной, прорывной технологией, способной перевернуть представления о способах идентификации и маркировки товаров. Она уже вошла в нашу повседневную жизнь и широко используется в самых разных областях – от многоразовых проездных билетов, до контроля за товарами в супермаркетах. Потенциал использования RFID меток особенно велик в производственной и складской логистике. Их применение для контроля цепочек поставок может принести предприятию огромную стратегическую выгоду. Однако темпы внедрения этого инновационного продукта на российском рынке еще сравнительно малы, в то время, как в странах Запада они чрезвычайно популярны.

Прежде всего необходимо отметить, что использование RFID особенно эффективно при контроле за перемещением предметов в пределах определенной, четко очерчено сферы деятельности. Живым примером такого использования может являться идентификация возвратной тары предприятия. В этом случае компьютерный системы автоматически ведут учет расхода и возврата тары, при этом в любой момент времени можно отследить все этапы перемещения предмета и его участия в разнообразных технологических процессах. Информация о перемещении и прохождении этапов обработки может сохраняться как на самой метке, так и в базе данных предприятия. Не имеет значения размер территории, по которой путешествует предмет: это может быть, как отдельный цех, так и вся страна. В любом случае система остается замкнутой и возвратные средства, пройдя полный цикл, возвращаются в исходную точку. В каждый момент времени можно оценить какое количество предметов находится на территории определенного участка предприятия, а какие все еще находятся во вне, при этом анализ может быть проведен и на предмет скорости обращения товаров, в том числе с выделением контрагентов, которые превышают нормальные сроки оборота помеченных предметов.

Аналогичный принцип используется и при идентификации отдельных узлов и деталей, используемых при сборке какого-либо товара. Администрация предприятия может в любой момент времени проверить количество предметов в любой точке. Каждый предмет может быть помечен своей уникальной меткой, которая поможет отличить его от своих миллионов братьев и сестер. Зачастую для таких целей используются особые защищенные RFID идентификаторы, стоимость которые может составлять несколько евро. Отсюда вытекает следующее преимущество меток – возможность их использования для однозначной идентификации предметов. Правда в этом случае имеются исключения – подобные метки нельзя использовать для маркировки металлических изделий и жидкостей. Однако имеется возможность считывания всех показателей с меток, упакованных на паллеты или в коробки. Оператор может практически мгновенно получить информацию о содержимом упаковки и размещением информации в базе данных предприятия.

Но, несмотря на сложность решения вопроса с металлами и жидкостями, решение этой проблемы в принципе возможно. Так RFID метка может быть помещена непосредственно на упаковку или между слоев стрейч-пленки. В любом случае нанесенные метки необходимо размещать под радиопрозрачным покрытием в пределах прямой видимости от считывающих устройств. Таким образом, данная технология выигрывает у широко распространенного способа штрихкодирования, ведь в отличии от штрих-кода ее можно расположить в защищенном месте, например, на внутренней стороне упаковки или под несколькими слоями упаковочного материала. Дальность же считывания идентификационных радиочастотных меток значительно превосходит аналогичную для оптического распознавания штрих-кодов.

Бесконтактная идентификация позволяет формировать базу данных компании, отражающую движение товаров в режиме реального времени. Система может содержать сведения о любом перемещении товара по производственной линии или на складе. Бизнес-процессы становятся открытыми и прозрачными, скорость работы значительно увеличивается. Например, для распознания информации с штрих-кодов на поддоне, содержащем 25 коробок в среднем затрачивается 17 минут, в тоже время аналогичный процесс, но проведенный с использованием радиочастотных меток затрачивается около 30 секунд. Грамотно организованная система хранения с использованием RFID меток позволяет значительно сократить время, необходимое для инвентаризации товаров.

Экономия времени при использовании RFID-идентификации является не единственным преимуществом данной инновации. Получение данных о движении товаров в режиме реального времени позволяет организовать аудит производственных и логистических процессов на качественно новом уровне. Администрации компании получает уникальную возможность в оценке и пересмотре тактики деятельности, возможности ее точечной и точной регулировке, что несомненно благотворно повлияет на общую конкурентоспособность.

Наиболее популярным является вопрос стоимость внедрения RFID-технологий на предприятии. Зачатую топ-менеджеры считают, что вопрос стоимость самой радиометки является определяющим при решении вопроса о переходе на систему радиочастотной идентификации. Однако представляется разумным рассматривать вопрос в комплексе. Принятию решения должен предшествовать детальный анализ бизнес-процессов компании, в ходе которого специалисты оценят затраты и выгоды от интеграции RFID в систему управления. При этом вопрос о стоимость самой радиометки не может являться определяющим. Всего несколько лет назад стоимость меток составляла около полутора долларов и, тем не менее внедрение системы радиочастотной идентификации позволяло компаниям экономить миллионы. Несомненно, что падение цен на метки, произошедшее в последние годы может подтолкнуть более широкий круг компании к изменению систем маркировки и учета. Сейчас стоимость RFID меток колеблется возле цены, составляющей несколько центов.

Некоторым препятствием на пути перевооружения производства и логистики на радиочастотную идентификацию может являться несогласованность национальных законодательств в разрешении на использовании определенного диапазона частот. В настоящее время в складской логистике в использовании RFID доминирует два основных стандарта: европейский, использующий 868 МГЦ и применяемый в странах Африки, Европы и в России и американский, использующий 915 МГЦ, распространенный в обеих Америках, азиатских странах и Японии.

В 2004 году применительно к складской логистике был разработан и принят стандарт Gen2, которого придерживаются разные мировые производители. Применение единого стандарта означает, что оборудование, произведенное в разных странах может быть легко интегрировано в единую систему на конкретном предприятии.

Несмотря на усиленно проталкиваемую руководством страны и прогрессивной общественностью идею модернизации производства, использование радиочастотной идентификации, к нашему сожалению, пока не получило у нас в стране широкого распространения. Опыт внедрения пилотных проектов по использованию RFID-меток показывает, что от внедрения любых инноваций наши предприниматели, как правило ожидают сногсшибательных результатов здесь и сейчас. Горизонты планирования российского бизнеса достаточно узки. К тому же внедрение высокотехнологичных средств обычно стоит начинать с наведения элементарно порядка. Хаос и бардак, изначально существующий в складской или транспортной логистике невозможно внезапно победить приобретением супер-гаджетов.

Рассмотрим инновационные технологии на примере известных компаний:

Французская компания Savoye разработала упаковочную машину E-Jivaro, которая сама рассчитывает нужную высоту коробок в соответствии с содержимым и запечатывает их. Она способна упаковывать товары в коробки, которые легко помещаются в почтовые ящики (формат упаковки – A4, минимальная толщина – 30 мм). Первой внедрила новинку компания Photobox, известная в Европе достижениями в области тиражирования и хранения фотографий в Интернете. Предполагается, что машина будет способствовать революционным изменениям в электронной коммерции.

Австралийская компания Quattrolifts выпустила тележку, с помощью которой можно перемещать и устанавливать стекла в цехах, на складах и стройплощадках. Чтобы с помощью этого устройства перевезти листовое стекло весом до 400 кг и длиной 4500 мм, а также поднять его на высоту до 4,5 м, потребуются один-два работника. Стекло можно разгрузить непосредственно со стойки грузового автомобиля, перевезти и установить в оконные проемы. Кроме того, сама тележка легко демонтируется.

Radius Group, российская компания, работающая в сфере складской и производственной недвижимости, в своем последнем проекте реализовала решение на основе бесшовно интегрированных каналов.

Для удовлетворения возросших потребностей российского рынка электронной коммерции Radius Group, совместно с французским гигантом розничной торговли стройматериалами в формате «Сделай сам» Leroy Merlin, строит новые складские помещения площадью 100 000 кв. м. Этот комплекс станет крупнейшим и, возможно, самым эффективным распределительным центром в истории Российской Федерации.

Рост омниканальной дистрибуции идет параллельно с развитием технологий RFID и EDI, а дроны, в свою очередь, также ждут своего часа, чтобы обеспечить еще большую эффективность и рентабельность.

Внедрение высоких технологий – это сложный и комплексный процесс, не на последнем месте в котором стоит правильная мотивация и обучение работников компании. Расплывчато написанные должностные инструкции, нечеткий административный регламент могут свести на нет любые благие начинания. В связи с этим остро встает вопрос о подборе компетентного интегратора, способного детально разобраться во всех бизнес-процессах, существующих в компании, провести тщательный анализ и выявить все «узкие места». К сожалению, немногие из существующих на российском рынке компаний, рекламирующих услуги по внедрению RFID идентификации могут похвастаться таким комплексным подходом. При обращении к неопытным специалистом топ-менеджмент предприятия может получит такой отрицательный опыт, который надолго отобьет у него желание внедрять какие-либо инновации.

Каждый склад, каждый производственный или логистический процесс, цепочка поставок – это уникальный живой организм, который, несмотря на множество общих характеристик имеет уникальные, одному лишь ему присущие особенности. Только консультации с действительно грамотными специалистами, имеющими опыт успешного внедрения высоко технологичных систем может дать компании конкурентное преимущество от инноваций.

Таким образом, можно сделать вывод, что в мире и в России инновационные технологии в логистике развиваются стремительными темпами. Следует ожидать, что инвестиции в эту область продолжат расти в связи с необходимостью повышать конкурентоспособность компаний на рынке путем оптимизации затрат на логистику.

Список литературы

  1. Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 1. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2000 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) - 104 с.
  2. Воронов В.И., Лазарев В.А. Информационные технологии в коммерческой деятельности. Часть 2. (учебное пособие). Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002 г. ISBN 5-8224-0029-9 Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО) -112 с.
  3. Воронов В.И., Воронов А.В. Кривоносов Н.А. Лазарев В. А. Использование компьютерных деловых игр при подготовке бакалавров по логистике Научно-аналитический журнал: Национальная ассоциация ученых (НАУ) / Экономические науки. IV (9), 2015. стр. 96-99
  4. Родкина Т.А. Управление информационными потоками в многозвенных производственно-хозяйственных комплексах (концепция, методология, реализация) Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Москва, 2001.
  5. Родкина Т.А. Логистика информационных потоков: состояние и перспективы. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. №5. С. 144-148.
  6. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. – 316 с.
  7. Петухов Д.В. Теоретические принципы разработки стратегии развития национальной логистической системы управления. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 37-42.
  8. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
  9. Воронов В.И. Международная логистика. Вестник университета (Государственный университет управления). 2004. Т.700.с.700.
  10. Воронов В.И., Воронов А.В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.
  11. Аникин Б.А., Воронов В.И. Основные аспекты формирования аутсорсинга. Маркетинг. 2005. № 4, с. 107-116.
  12. Аникин Б.А., Воронов В.И. Основные формы и виды аутсорсинга. Вестник ГУУ № 4 (17) г. Москва, 2006 г.
  13. Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном союзе [текст]: монография: / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. – М. : ГУУ. 2014. -158 с.
  14. Абдулабекова Э. М. Развитие логистики в России. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19-20 мая 2005 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.

Основатель и генеральный директор логистического стартапа GroozGo Анна Качурец рассказывает о технологиях, которые начинают использовать крупные ритейлеры и перевозчики - в том числе и в России, и объясняет, как эти изменения отразятся на логистике в целом.

Какие технологии в логистике используют Amazon, DHL, Alibaba и другие гиганты

Анна Качурец

Совсем недавно команда логистического стартапа GroozGo провела опрос 45 специалистов - крупных игроков и логистики, таких как Dyson, Sony, Siemens, L’oreal, LaModa, «Деловые Линии» - о том, какие изменения ждут их логистические подразделения .

В последние несколько лет тяжело было всему бизнесу, но особенно кризис ударил по логистической отрасли.

Многие компании переориентировались на внутренние заказы из-за снижения объемов международной перевозки (сказались санкции и военное положение на Украине, а это был один из основных транзитных путей грузовиков и крупнейший торговый партнер России).

Из-за девальвации рубля выросли расходы на топливо и транспортное обслуживание. Нельзя не упомянуть о введении новых мер регулирования автоперевозок - это обязательная установка тахографов и плата за проезд в системе «Платон». Поэтому для компаний с собственным парком машин на первый план выходит эффективное управление цепочкой поставок и загрузкой транспортом.

Основная задача логистики - выстроить эффективную систему поставки. Согласно набирающей обороты стратегии lean-логистики («бережливая логистика») во многих компаниях все процессы, происходящие в цепочке поставок, являются потерями, а цель ведущих игроков ритейла и производственных компаний - эти потери минимизировать или устранить.

Первым шагом к lean-логистике является оптимизация затрат. Большинство респондентов (73%) считают, что снижение расходов и дальше поможет повысить рентабельность деятельности.

Также эксперты считают внедрение технологий одним из самых эффективных методов повышения рентабельности бизнеса (64% опрошенных). Сегодня технологии трансформируют практически каждую отрасль - от отельного и такси до сельского хозяйства. Наконец, дошли до логистики.

В логистике почти ничего не менялось десятки лет из-за сложности и непрозрачности процессов. Но перемены не ждут, пока логистические операторы адаптируются. Так, CEO Amazon Джеффу Безосу, похоже, есть что предложить рынку логистических услуг. И каждый день создается новый стартап, готовый навести порядок в .

Итак, мы решили проанализировать, как и какие технологии внедряют глобальные компании.

Технологии в логистике

По мнению наших респондентов, Alibaba и Amazon начнут активно расширять свои услуги в сторону логистики. Этот тренд мы наблюдаем уже сегодня: логистическое подразделение Alibaba Cainiao оценивается в 7,7 млрд долларов , что превышает оценку транспортного подразделения крупнейшего провайдера логистических услуг DHL .

Amazon Logistics Amazon также неуклонно улучшает качество предоставляемых услуг для своих клиентов и переходит на самовывоз для ускорения доставки. В 2016 году компания взяла в лизинг 20 «Боингов» для обеспечения бесперебойных поставок. Также Amazon находится на передовой внедрения новых технологий автоматизации: на складах, в доставке и клиентском сервисе.
Amazon Drones Amazon не раз заявляла о том, что хочет использовать мобильные воздушные дроны для доставки товаров покупателям. Кроме того, Amazon запатентовала строительство док-станций для дронов на фонарях и лоббирует разрешение доставки беспилотными летательными аппаратами - и уже за пределами США. Так, недавно английское правительство разрешило Amazon тестировать свои беспилотники в Туманном Альбионе, правда, только в определенных местах.
Amazon Robotics На складах Amazon работает более 30 тысяч роботизированных систем - грузчиков Kiva, которые полностью автоматизировали процесс хранения, комплектования и упаковки. Чтобы эффективно распределять товары, требуется около 90 крупных центров . С помощью роботов интернет-гигант сократил операционные расходы на 20%, что в денежном эквиваленте составляет 22 миллиона долларов на каждый склад .
Honeywell Intelligrated Honeywell купил компанию автоматизации управления цепи поставок и склада Intelligrated за $1,5 млрд. Intelligrated был успешным интегратором мобильных и стационарных роботизированных решений и систем для производства, складирования, обработки материалов и автоматизированного хранения и поиска на протяжении 20 лет. У компании большой портфель IP по автоматизации склада, выполнения заказов и программных решений.
FedEx Sensaware FedEx развивает бизнес-направление сенсорной логистики, которая представляет собой сервис для контроля цепочки поставок в реальном времени - не только от точки отправления до точки назначения, а в режиме постоянного наблюдения. То есть еще до того, как посылка покинет место отправления, есть возможность узнать, содержится ли она в правильном температурном режиме, проставлена ли на упаковке нужная маркировка.
DHL Smart Sensor DHL оснащает контейнеры устройством Smart Sensor, которое использует сверхвысокочастотные RFID-метки и встроенные температурные датчики. Это позволит клиентам компании отслеживать температурные режимы перевозок и получать предупредительный сигнал в случае их нарушения. Метка SmartSensor считывается в нескольких точках: на станции отправления, в тот момент, когда объект покидает станцию и когда отправляется с этой станции для доставки по соответствующему адресу.
IoT GM, Hyundai, BMW Производители автомобилей и транспортные операторы инвестировали значительные средства в подключение транспортных средств к интернету. Как в «восстановительные» системы, такие как LoJack , так и в автомобильные услуги вроде OnStar от компании General Motors . Применение технологий IoT предвещает новую эпоху в сфере управления трафиком и мониторинге транспорта .
Drive4Schenker DB Schenker объявил о партнерстве с uShip, в рамках которого сделает онлайн-платформу для перевозчиков под названием Вози для Schenker (Drive4Schenker). Запуск платформы планируется в этом году. Эксклюзивный контракт американской логистической платформой uShip обошелся компании в десятки миллионов долларов и будет действовать 5 лет на территории Европы. DB Shenker использует технологию американской компании для автоматизации управления сторонним транспортом (с компанией работает более 25 тысяч индивидуальных перевозчиков).
Delta Cargo Online Delta Cargo запустила платформу онлайн-бронирования авиаперевозок . Также компания внедрила систему электронных контрактов и обмена электронными документами. 77% всей работы с документами происходит онлайн .
CB Robinson Freightquote CB Robinson выкупил платформу моментального расчета тарифов доставки и грузоперевозок Freightquote. E-commerce платформа агрегирует службы доставки, моментально рассчитывает стоимость и помогает быстро заказать доставку .
KN FreightNet Kuehne+Nagel, ведущий игрок морских и авиаперевозок, запустил платформу онлайн-бронирования грузоперевозки при доставке сборных грузов (перевозка грузов нескольких заказчиков одним самолетом/машиной в одном направлении).
The UPS Store В 2013 году отдел по работе с розничными клиентами компании United Parcel Service начал тестирование принтера Stratasys UPrint SE Plus, который можно использовать для производства различных предметов - запчастей, функциональных прототипов, используемого реквизита, архитектурных моделей, крепежей для камер, осветительных приборов и кабелей . Уже в этом году UPS планирует добавить возможность в своих магазинах по всей территории США.
Global Ports На Усть-Лужском контейнерном терминале, входящем в группу Global Ports, впервые на российском стивидорном рынке внедрена технология электронного согласования заявок на пропуск в зону пограничного контроля.

В 2012 году американский журнал The Economist провел исследование влияния новых технологий на бизнес и цепочку поставок компаний. Казалось, что прогнозы абсолютно нереалистичные, но в 2016 г. они начали сбываться. Итоги исследования звучали так:

  1. «Технологизация» затронет все индустрии без исключения. Развиваться смогут лишь те компании, которые будут максимально быстро внедрять новые технологии.
  2. Компаниям будет тяжелее маскировать плохое качество и/или высокие цены, так как технологии откроют доступ к информации для всех потребителей в любой точки планеты и сделают все процессы более прозрачными и понятными.
  3. Те, кто смогут воспользоваться этим, начнут создавать бизнес на основе Big Data.

Этот опрос, а также анализ мировых , показали, что отрасль наконец-то готова к технологическим изменениям. Мы ожидаем, что в следующие 5 лет логистика станет более эффективной и быстрой благодаря автоматизации и выходу в онлайн.

2018-05-22T05:07:18+00:00

Логистические компании вплотную подошли к решению проблемы последнего километра. Пока что весь мир равняется на гигантов отрасли – Amazon, Walmart и Target. Но у региональных ритейлеров и грузоперевозчиков есть преимущество в мобильности и скорости адаптации новых технологий. Ведь самое умное решение для идеальной доставки пока еще не придумано.

На западных рынках клиенты диктуют свои условия ритейлерам: если компания не может обеспечить доставку товаров в течение двух дней или даже суток, покупатели, скорее всего, перейдут к конкуренту. Ситуация оказывает серьезное давление на торговые площадки, заставляя искать оптимальные решения проблемы последней мили. Сделать это без внедрения новых технологий практически невозможно.

В 2015 году в логистические стартапы было вложено порядка 1,2 млн. долларов (в четыре раза больше, чем в 2014 году). В 2016 году, только за первый квартал, сумма инвестиций увеличилась до 1,75 миллиардов. Причем венчурные капиталисты предпочитают вкладываться не в новые автономные транспортные средства, а в технологии сбора и анализа информации, позволяющие проводить операции по обработке заказов и отправке товаров быстрее.

Дрон, который не смог

Пару лет назад именно на дронов возлагали все надежды по решению проблемы последнего километра в логистике. Первую подобную доставку осуществила американская компания Domino в ноябре 2016 года, отправив пиццу за 25 км к порогу клиента. Примерно в это же время тестовые полеты осуществляла Amazon. Но, судя по всему, дальше всех в этом вопросе удалось продвинуться китайской Alibaba.

Сегодня все не так однозначно. В зачаточном состоянии находится законодательство в сфере регулирования полетов дронов. Недавний случай с неудачей первого дрона-доставщика от «Почты России» показал, что в этом направлении еще предстоит много работы. Лиха беда начало.

Стартапы, развивающие доставку через автономные транспортные средства, роботы-грузовики, тоже пока остаются локальными историями. Крупные торговые сети в плане масштабирования подобных технологий сталкиваются с серьезными трудностями.

Равнение на Amazon

Вот уже почти 10 лет основные мировые тренды в логистике задает битва двух гигантов – Amazon и Walmart. Судя по цифрам, пока выигрывает Amazon: в 2017 году компания доставила 5 миллиардов посылок, на 4 миллиарда больше, чем в 2016 году.

Walmart пошла по пути строительства сети локальных складов, которые расположены не дальше 10 км в густонаселенных районах США, где проживает до 90% населения. Amazon в начале года объявила о создании собственного сервиса доставки (с приложением наподобие Uber) и постепенном отказе от услуг сторонних перевозчиков с целью сократить издержки и повысить скорость операций.

Собственная служба доставки – вариант, который подходит не только крупным игрокам. Например, некоторые небольшие поставщики продуктов питания в Москве идут по этому пути, поскольку только так они могут гарантировать качество сервиса, повысить свою узнаваемость в глазах потребителей.

Умная аналитика

Покупатель поколения Z готов платить за товар на 30%, если он будет доставлен в день заказа, утверждает аналитическое агентство McKinsey&Company. Один из вариантов решения этой задачи – строительство локальных складов в крупных городах. Та же Amazon создала в 2017 году 58 новых хабов на территории США.

Но, даже если компания может себе позволить такую сеть, держать максимальный ассортимент продукции на местах – не всегда выгодно. Возникает проблема управления складскими запасами, сокращения издержек на содержание и обслуживание складов.

В подобной ситуации без умной аналитики в виде продвинутой ERP-системы не обойтись. Необходимо не просто просчитывать спрос по отдельным категориям товаров, но и уметь грамотно его прогнозировать. Для этих целей существуют системы работы с Big Data.

Помимо автоматизации управления процессами, никуда не делся тренд на роботизацию в логистике. Снова приходится признать, что китайские компании в этом вопросе на пару шагов опережают весь остальной мир. Умный склад Alibaba в местечке Хучжоу практически полностью отдан на откуп роботам. Они сортируют товары, управляются через wi-fi, могут поворачиваться на 360º и с помощью специальных сенсоров обходить любые препятствия на пути, то есть работать автономно.

Интернет вещей: сенсоры, датчики, трекинговые системы

Если вы уже устали слушать про наступление эры интернета вещей, можете пропустить этот параграф. 2018 год снова будет посвящен обсуждению этого направления, предсказаниям, слухам, новым возможностям применения этой технологии в логистике и других отраслях.

Сегодня критерии выбора со стороны клиентов не ограничиваются только соображениями выгоды. Бренды не просто стремятся сделать доставку более эффективной, но и постоянно работают над повышением прозрачности логистических цепочек.

Невозможность компании предоставить полную информацию по вопросам безопасности доставки и дать оперативный ответ о причинах задержек может серьезно навредить репутации и затормозить развитие бизнеса на годы вперед.

Трекинговые системы на основе RFID, GPS делают доставку автоматизированной и более эффективной. Сенсоры, наподобие представленного в прошлом году радара от BlackBarry , позволяют отслеживать всю цепочку поставок. Клиенты вовремя получают всю необходимую информацию через оповещения по SMS, а ритейлеры имеют на руках данные, помогающие принимать взвешенные решения по изменению маршрутов и вопросам складирования.

В случае с перевозкой лекарственных препаратов, замороженной еды или напитков заказчики хотят быть уверенными, что транспортная компания соблюдает правильный температурный режим. Поэтому многие поставщики уже снабжают такие товары дополнительной упаковкой, сенсорами и датчиками для мониторинга.

Наследство Мундиаля

Мы привыкли думать, что неудовлетворительное состояние дорог, скорость и безопасность железнодорожных перевозок – это исключительно российская проблема. На самом деле, транспортная инфраструктура устаревает и приходит в негодность по всему миру. Не случайно одной из приоритетных задач, к примеру, администрации Трампа в 2017 году было обозначено наращивание инвестиций в инфраструктуру. В 2018 году совокупный объем вложений в это направление составит в США 21,2 млрд. долларов (из них 12,3 – в дорожное и транспортное строительство).

В России по программе «Развитие транспортной системы» в 2018-2021 годах на эти цели планируют потратить 7,75 трлн. рублей. Безусловно, такое внимание к дорожной сети обусловлено не в последнюю очередь проведением в стране Чемпионата мира по футболу. Но Мундиаль пройдет, а дороги, высокоскоростные магистрали, новые терминалы в аэропортах и прочие полезные вещи останутся.

Россия - колоссальных размеров страна, подобной которой в мире нет. Потому развитие рынка логистики и инфраструктуры транспорта, в том числе, считается основополагающим условием для развития, как торговли, так и отдельных регионов.

Главной проблемой инфраструктуры логистики на данном этапе можно считать почти полное отсутствие инвестиций, как внутренних, так и внешних. Большая часть инвестиций отводится городам федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге. При этом регионы испытывают не только дефицит вложений капитала в логистическую инфраструктуру, но и дефицит национальных логистических предприятий.

Уже довольно долгое время идет работа над улучшением инвестиционного климата в стране. Это отражается на многих экономических отраслях, но вложений, как местных, так и иностранных инвестиций в логистику, недостаточно. Использование существующей логистической системы помогает получать доходы, но для значительной модернизации отрасли требуются большие вложения, которые не под

силу отдельным инвесторам

Вложения в автомобильные дороги осуществляются, однако весьма неравномерно; восточная часть России по-прежнему самый трудный по доступности регион. Существуют и трудности, не имеющие отношения к конкретному региону: ограниченная пропускная способность трасс федерального уровня. Ситуация улучшается, однако грузопоток увеличивается более стремительными темпами - расширение дорог и строительство дублеров помогает только временно .

Соответственно, на сегодняшний день можно констатировать, что рынок логистических услуг в России недостаточно развит. Согласно экспертному заключению, его потенциал составляет 120 млрд, долл., при этом сектор перевозок и экспедирования грузов различными транспортными средствами занимает 55%, сектор складских услуг- 13% и сектор услуг по внедрению и управлению цепями поставок - 32% "

С целью развития рынка логистических услуг Министерство транспорта России планирует сформировать абсолютно новую логистическую систему. Такая система содержит в себе пятнадцать терминалов с четырьмя центрами в Мурманске, Новороссийске, Москве и Владивостоке.

Рассмотрим основные проблемы, которые усугубляют развитие логистического рынка в России:

Нестабильность ситуации в экономики;

Социальная напряжённость отдельных общественных групп;

Отставание экономики государства от общемировой;

Отставание инфраструктуры и транспорта (неудовлетворительное состояние дорог);

Слабый уровень развития технологий, а кроме того, производственно-технической баз;

Недооценка структуры обращения;

Недостаточный уровень развития промышленности по производству упаковки, тары и т.п.

Подобные проблемы считаются лишь частными случаями, основной же трудностью считается отсутствие таких бизнес-проектов, где было бы чётко определено распределение функций всякого отдела предприятия.

Отсутствие чёткого разграничения должностных обязанностей приводит к тому, что один человек может осуществлять различные виды работ, что может вылиться, к примеру, в сговор снабженцев с поставщиками и их контрагента - заказчика.

Рынок логистики в России определяется малой прозрачностью и отсутствием современных разработок в логистических процессах. Большая часть предприятий получает большие издержки на хранение и транспортировку.

При этом доля, занимаемая логистическим аутсорсингом, постепенно увеличивается, исследователи компании City Express, одного из ведущих логистических операторов России, заключили, что такая доля в 2015 году составила примерно 20%. По такой причине увеличивается спрос на отраслевые и инновационные логистические концепции.

Российские логистические провайдеры до сих пор нацелены, прежде всего, на предоставление услуг транспорта и хранения, использование дополнительных услуг, к примеру, как процессы сборки и упаковки находится в начальной фазе развития

В качестве значимых центров логистики в России рассматриваются Москва и Санкт-Петербург. Однако, имеются и иные, к примеру, как Самара, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Новосибирск и Ростов, которые имеют все большую региональную значимость в роли логистических центров по причине увеличения размеров розничной торговли и промышленности.

На данном этапе развития расширение логистического сектора рассматривается правительством как возможность для диверсификации экономики. По такой причине происходит вложение инвестиций в строительство новых и расширение действующих центров логистики. К примеру, в Москве консорциум инвестирует сотни миллионов евро, чтобы сформировать совокупность логистических терминалов.

Крупными поставщиками услуг логистики в России считаются STS Logistics, Национальная Логистическая Компания (НЛК), Группа компаний «Интертерминал» и Евросиб. Наиболее значимыми поставщиками логистических услуг международного уровня в России выступают DHL, Rewiko / Fiege Group, Militzer & Munch, Hellmann Worldwide Logistics и Schenker.

Нехватки локальных логистических операторов в России не наблюдается, однако темпы их развития не успевают за рынком. На рынке услуг существует большое число дистрибуторов- это значительно отличает рынок России от остальных государств. При этом их консолидация и, как результат, предложение комплексных услуг в области перевозок могли бы также выступать стимулом для развития рынка логистики. Пока этого не случилось, доля отечественных 3PL-onepaTopoB несущественна.

На сегодняшний день эффективность цепочки поставок продукции считается необходимым условием поддержания конкурентоспособности предприятия. Производители-конкуренты не могут уменьшать прямые издержки, которые связаны с производством, без риска уменьшения качества.

Соответственно, имеется лишь один способ экономии - снижение времени продажи товаров по всей цепочке поставок. Опыт, как высокоразвитых стран, так и России показывает, что воплотить в жизнь современные требования к логистике могут лишь только спе- циализированные предприятия.

Темпы роста логистического рынка в регионах за год находятся на уровне 17-18%, при этом предложение складов для аренды либо качественного и ответственного хранения существенно выше такого уровня - примерно 30% за год. Значительным фактором увеличения роли региональных логистических центров с точки зрения развития российского логистического рынка России выступает выход в регионы российских и зарубежных розничных сетей, а кроме того, производителей потребительской продукции.

Однако, главным препятствием, которое сдерживает на сегодняшний день такой процесс, считается отсутствие в регионах (за редким исключением) качественной инфраструктуры, которая позволяет предоставлять комплексное транспортно-логистическое обслуживание предприятий-клиентов, в том числе оформление на таможне, грузоперевозку с применением разных видов транспортных средств, складирование и дистрибуцию.

Логистический рынок Дальневосточного Федерального округа, с точки зрения опыта мирового сообщества и существующих направлений развития глобального рынка услуг логистики находится на этапе становления отрасли, значительно уступая иным российским регионам (в том числе Москве, Санкт-Петербургу, Екатеринбургу), как по каче-

ству, так и по комплексности услуг, которые предоставляются местными логистическими предприятиями.

На сегодня имеется реальная потребность внутреннего и международного рынка транспортных услуг в формировании крупных меж-

региональных логистических центров

В качестве внешних факторов роста рынка логистики в России можно выделить следующее:

Динамика глобальной торговли и индустрии;

Расширение Европейского союза;

Расширение торговли со странами Юго-восточной Азии и увеличение потребностей в формировании новых транспортных коридоров, в том числе транзитные перевозки грузов по территории России;

Глобализация функционирования транснациональных корпораций и западных розничных сетей;

Экспансия логистических предприятий международного уровня

Соответственно, можно ожидать увеличения требований к логистическим провайдерам и адаптацию технологий запада на российском рынке.

В качестве внутренних факторов роста рынка логистики в России можно выделить следующее: сохранение темпов роста экономики; положительная динамика производства промышленности и розничного товарооборота; рост объемов экспортно-импортных операций и изменение структуры внешней торговли; значительные колебания в структуре спроса на транспортно-логистические услуги; высокие темпы консолидации рынка логистики; низкий уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры и высокая динамика инвестиций в отрасль.

Отсюда, можно определить, что Россия имеет выгодные условия для качественного рывка в логистическом бизнесе.

Соответственно, можно заключить, что логистика в России хоть и медленно, но все же идет вперед: отмечается увеличение рынка логистических услуг на 34%, на сегодня его размер находится на уровне свыше 120 млрд, долл.; отмечается использование инвестиций, прежде всего, со стороны государства; формируются холдинги в логистике; наблюдается расширение спектра услуг, увеличение объемов заказов; логистические провайдеры переходят на региональный уровень и формируют большие сетевые проекты

Рассказать друзьям