Система менеджмента качества образования в образовательном учреждении. СМК в образовании. Роль системы менеджмента в борьбе за потребителей. Обучение высшего руководства и отдельных групп персонала в области качества

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В вузах внедряется система менеджмента качества. Анализ состояния высшего образования приводит к выводу, что существует рассогласование процессов, связанных с реформированием и модернизацией системы высшего образования. Педагогический менеджмент активно развивается, но вопросы управления высшим учебным заведением в современный период мало затронуты учеными-исследователями в области педагогики и педагогического менеджмента.

Данное направление в настоящее время становится объектом пристального внимания российских ученых. Несмотря на огромный интерес исследователей, проблема повышения качества образования по-прежнему остается нерешенной. Это обусловлено следующим :

Отсутствие общей теоретико-методологической платформы построения теории образования, нечеткая постановка цели образовательного процесса в целом и в высшей школе в частности;

Преобладание упрощенного подхода к управлению качеством образования, основанного на представлении результата, как предсказуемого следствия приложенных усилий;

Фактическое преобладание экстенсивных путей совершенствования подготовки будущих специалистов, несмотря на необходимость ее интенсификации;

Несоответствие современных требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса его фактическому уровню;

Отсутствие точной и единой системы мониторинга и оценивания образовательного процесса, соответствующей современным требованиям к оценке качества образования;

Отсутствие в педагогике четко разработанной методологии измерения, недостаточное развитие и распространение идей педагогической квалиметрии. Не разработаны эффективные варианты управленческих технологий с позиций современных идей синергетики и квалиметрии;

Не сформировалась целостная концепция внутри вузовского управления качеством образования с позиций современных достижений различных наук, в частности, философии, педагогики, специальных предметов и методики их преподавания.

Практический опыт многих учебных заведений показывает, что обеспечение эффективно действующей системы менеджмента качества (СМК) высшего учебного заведения, составляет определенную сложность, поскольку любая организация образования является, прежде всего, педагогической системой, в которой установление процессов и документирование процедур не могут в полной мере обеспечить качества ее жизнедеятельности. Эффективность работы высшего учебного заведения зависит от решения многих задач, значимость и уровень сложности которых разные. Совокупность таких задач и их решение составляют систему, обеспечивающую развитие и динамику вуза. Все элементы системы функционирования вуза составляют комплексность методов управления, которые обеспечивают охват всех сторон его деятельности по достижению эффективности.

Проблема совершенствования управления качеством образования актуализируется для вузов сегодня по нескольким причинам. С одной стороны, на качество образования в вузе все больше обращают внимание будущие абитуриенты, возможности которых выбрать тот или иной вуз, с учетом получения высшего образования на платной основе, значительно выросли. С другой стороны, возрастают требования рынка труда к квалификации выпускника, а, следовательно - к авторитету высшего учебного заведения, диплом которого предъявляется выпускником потенциальному работодателю. Таким образом, для современных абитуриентов актуальным стал вопрос качества потенциального полученного образования. И в свою очередь, перед руководителями вузов и их структурных подразделений встает проблема создания таких условий его функционирования и управления, которые гарантировали бы высокое качество образования своих выпускников.

Проблемы управления высшим учебным заведением предполагают наличие в нем менеджмента на всех уровнях. Характеризуя подход к решению проблем качества высшего образования, следует отметить, что стратегия развития образования строится с учетом концепций устойчивого развития, непрерывного образования, глобализации знаний, непрерывности процесса реформирования и усовершенствования. В этом контексте рассмотрим более детально подход к качеству, основанный на требованиях международных стандартов ISO 9000:2000; концепцию Всеобщего менеджмента качеством (TQM); вопросы мониторинга качества высшего образования.

Использование системы управления качеством высшего образования в соответствии с требованиями стандартов ISO 9000:2000.

В настоящее время в вузах могут быть использованы следующие три основные модели управления качеством подготовки специалистов, основанные на таких методах и подходах :

1. оценочный подход управления качеством деятельности вуза (SWOT-анализ);

2. концепция, основанная на принципах Всеобщего менеджмента качеством (TQM);

3. подход, основанный на требованиях международных стандартов качества ISO 9000:2000.

Модель управления, основанная на оценочном подходе, предполагает систематическое проведение самооценки для выявления сильных и слабых сторон деятельности вуза, а также положительных и отрицательных факторов его развития. На этой основе вырабатываются и предлагаются меры для разрешения выявленных проблемных ситуаций и улучшения деятельности.

Модель менеджмента, основанная на принципах TQM (всеобщего управления качеством), также использует метод оценок, однако основана на более глубоком анализе деятельности учреждения, как производителя продукции и услуг. Концепция TQM предполагает наличие у вуза четко и ясно сформулированной миссии, стратегических целей, которые выработаны в результате всесторонних исследований потребностей внешней среды в основных продуктах его деятельности. Всеобщий менеджмент качества предполагает процессный подход к деятельности, использует ряд специфических, достаточно сложных, но весьма эффективных методов и инструментов управления качеством.

Модель менеджмента, основанная на требованиях международных стандартов качества серии ISO 9000:2000, предполагает установление заинтересованных сторон, выявление их требований к качеству продукции, создание системы непрерывного совершенствования деятельности. Данная модель базируется на основополагающих принципах менеджмента качества, в том числе процессном подходе. В отличие от модели TQM в данной модели основным инструментарием менеджмента является документированная система менеджмента, ориентированная на качество (в виде соответствующих стандартов, инструкций и т.д.).

Наиболее важным моментом создания и функционирования системы менеджмента качества в любой организации, в том числе вузе, является ориентация на потребителей: выявление их требований и оценка степени соответствия установленным требованиям. Актуальность исследования удовлетворенности потребителей образовательных услуг заключается в том, что полученные результаты позволяют не только диагностировать образовательный процесс, но и эффективно управлять им, что очень важно на первоначальном этапе формирования СМК.

Для внедрения системы менеджмента качества необходимо:

1. оптимизировать организационную и штатную структуру вуза (назначение руководителей процессов; разработка и актуализация процессной модели);

2. разработать документацию СМК (руководство по качеству; стандарты на обязательные процедуры; документация структурных подразделений);

3. управлять внедрением СМК (ответственность руководства; принятие СМК персоналом и его участие во внедрении; мониторинг, измерение, анализ, улучшение);

4. провести анализ СМК (оценка СМК; оценка документирования СМК; нацеленность на постоянное развитие и улучшение; внутренние аудиты);

5. получить подтверждение - сертификат.

Проблема создания и освоения системы объективной проверки знаний студентов в образовании сегодня особенно актуальна. В связи с этим в настоящее время придается большое значение ее решению, так как активное использование таких систем помогает поддерживать нужный образовательный уровень студентов, предоставляет преподавателю возможность уделять больше внимания индивидуальной работе с обучаемыми . Так, среди функций педагогического контроля выделяют: диагностическую, обучающую, организующую и воспитывающую. В частности, в качестве целей диагностической функции выделим: получение информации о степени подготовки студента, выявление уровня знаний, умений и навыков.

Процесс обучения немыслим без постоянно действующей обратной связи, информирующей преподавателя о состоянии знаний каждого студента, о трудностях, возникающих у обучаемого в процессе учения, об уровне усвоения им знаний. Такая обратная связь устанавливается различными способами контроля (устный опрос, проверка индивидуальных домашних заданий, контрольные работы и пр.). В помощь преподавателю внедрились и укрепились технические средства контроля, ускоряющие этот аспект его деятельности.

Результаты внедрения и функционирования СМК в масштабах вуза и в отдельных структурных подразделениях (факультетах) могут быть проанализированы исходя из основных принципов менеджмента качества :

Применение принципа ориентации на потребителя измеряется путем анализа отзывов, поступивших на выпускников; характеристик студентов-практикантов; документов, подтверждающих проведение социологических опросов обучающихся; типовых учебных программ; планов корректирующих действий на основе анализа документов;

Принцип лидерства руководства анализируется с точки зрения учета личного участия руководителей структурных подразделений в СМК; умения планировать развитие структурного подразделения; качества управления ресурсами (человеческими, материальными, интеллектуальными, информационными); способности к руководству и анализу с учетом всех видов деятельности, ориентированных на улучшение;

Принцип вовлечения сотрудников выявлялся через наличие сертификатов по СМК, на основе фактов принятия инициативы в решении проблем и ответственности за выполнение должностных инструкций СМК;

Применение процессно-системного подхода выражается через понимание требований и соответствия им;

Принцип постоянного улучшения направлен на непрерывный рост результативности работы кафедр и деканатов в достижении поставленных целей и задач. Он ориентирован в первую очередь на постоянное улучшение качества образования;

Принцип принятия решений, основанных на фактах, реализуется в выводах и предложениях проверочной комиссии.

Таким образом, качество высшего образования определяется через :

Качество подготовки выпускников вузов, которое относится к категории «качества результата высшего образования»;

Качество кадрового потенциала;

Качество воспитания;

Качество государственных образовательных стандартов, качество применяемой нормативной базы (нормативов и норм), качество образовательных программ, определяющих качество целеполагание в системе государственной политики в области качества высшего образования России;

Качество учебно-методической и качество лабораторной, материально-технической базы высшего образования;

Качество образовательных технологий (учебных технологий);

Качество содержания образования (качество цикла естественнонаучных дисциплин, качество цикла гуманитарно-социально-экономических дисциплин, качество цикла обще профессиональных дисциплин и качество цикла специальных дисциплин);

Качество управления (руководства).

Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков образовательного процесса в высшей школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений.

Термин «мониторинг» пришел в педагогику из экологии и социологии. В экологии мониторинг - это непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. В социологии мониторинг подразумевает отслеживание небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды. В педагогике это новое перспективное направление, разрабатываемое в исследованиях А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, С.Е. Шишова, А.В. Баранникова, А.Н. Майорова и др., посредством которого возможно способствовать повышению качества образования во всех его основных составляющих.

Объектами мониторинга выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни образования, управления, отдельные аспекты деятельности, знания и т.д. Например, мониторинг педагогический и психологический; мониторинг качества подготовки студентов; мониторинг национальный, региональный, локальный; мониторинг учебно-материальной базы; мониторинг образовательного процесса; мониторинг качества образования .

Под системой постоянного мониторинга (ПМ) понимают постоянное отслеживание состояния удовлетворенности потребителей образовательных услуг, соизмерение полученных результатов с требованиями и ожиданиями, выявление тенденций их изменений с целью принятия управленческих решений. При этом понятие мониторинга рассматривается как более широкая категория, чем контроль, поскольку мониторинг включает в себя и аналитику, и диагноз, и прогноз тенденций, и корректировку развития образовательных программ.

Система ПМ включает следующие компоненты: идеология (цели, задачи и функции системы, требования к ней); организационная структура; методы и процедуры исследования. Мониторинг - не просто инструмент оценки, а средство, делающее управление образовательным процессом эффективным. Система ПМ максимально ориентирована на решение основной задачи университета - обеспечение и повышение качества образовательной услуги.

Объекты ПМ - внутренние потребители (абитуриенты, студенты, выпускники, преподаватели и сотрудники университета), внешние потребители (работодатели).

Субъекты ПМ - группа оценки качества образования, подчиняется проректору по учебной работе. Опросы потребителей проводят специалисты группы оценки качества образования, методисты деканатов, кураторы академических групп, уполномоченные по качеству структурных подразделений университета, студенты и аспиранты. Методы сбора первичных данных - анализ документов, интервью с деканами, работниками ректората, заведующими кафедрами, выступающими в качестве экспертов, анкетный опрос. Методика проведения последнего предусматривает проведение анкетирования каждой группы потребителей по разработанным анкетам или опросным листам.

Процедура ПМ включает следующие этапы :

Определение потребностей и ожиданий потребителей;

Сопоставление ожиданий и фактической удовлетворенности потребителей. Результаты исследования доводятся до руководства университета;

Оценка удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг, оказываемых университетом. Для каждого исследования вырабатываются критерии оценки, составляются анкета и программа ее обработки;

Формирование планов корректирующих и предупреждающих мероприятий для улучшения качества предоставляемой образовательной услуги.

По результатам потребительского мониторинга составляются планы корректирующих и предупреждающих мероприятий для улучшения качества предоставляемой образовательной услуги. Мониторинг качества образования является важнейшим условием повышения эффективности управления системой образования, совершенствования процессов обучения. Постоянный мониторинг за качеством образовательного процесса и его результатами становится особенно актуальным в условиях реформы высшего образования, однако в своих традиционных формах он стал неэффективным. Среди выявленных недостатков и просчетов в мониторинге можно выделить нерегулярный контроль состояния обучения, который не вскрывает динамики изменений. Другой недостаток - это направленность на итоги обучения. При этом сам процесс обучения, формирования знаний умений и навыков, который и определяет итоги, остается вне поля зрения. Недостаточная информативность не позволяет выяснить, какие конкретно (и в какой мере) элементы содержания программ усвоили или не усвоили субъекты процесса.

Значительная часть традиционных методик во многом пренебрегает статистическими закономерностями выборочного обследования, используют нерепрезентативные выборки обучающихся или оперируют статистическими данными без учета доверительных интервалов, что существенно снижает достоверность выводов.

Вышеизложенные недостатки определяют главный (для управления качеством) недостаток - отсутствие, по существу, диагностических функций, позволяющих вскрыть причины тех или иных ошибок учащихся, недочетов в работе учителей, выявить факторы, влияющие на их успеваемость. Поэтому сегодня идет работа по налаживанию функционирования системы непрерывного изучения состояния знаний, что требует решения целого ряда сложных научных и организационных вопросов .

В современных условиях качество подготовки специалистов предопределяет дальнейшую судьбу вузов. Подобно промышленным предприятиям вузы России вступили на путь конкурентной борьбы как за рынок поставщиков, так и за рынок потребителей своей продукции.

В связи с этим в вузах стали понимать, что необходимо создать условия, обеспечивающие требуемый уровень подготовки кадров, и научиться этим управлять.
В МИСиС с 1997 г. ведутся работы по созданию системы управления качеством. В 2000 г. Ученый совет института рассмотрел план создания и внедрения системы управления качеством на основе Международных стандартов ИСО-9000 и одобрил его. С этого времени эта работа приняла целенаправленный характер.

Проблема качества подготовки кадров в период перехода к рыночным отношениям стала весьма острой в силу следующих причин:

  1. ликвидации государственного распределения выпускников вузов;
  2. дефицит специалистов, способных работать в условиях рыночных отношениях, при количественной избыточности рынка традиционных специалистов;
  3. неустойчивого спроса на специалистов со стороны потребителей;
  4. снижения мотивации к овладению техническими знаниями и приобретению инженерной профессии;
  5. сокращения госбюджетного финансирования образовательной и научной деятельности;
  6. признания автономности вузов.

Большинство вузов России активно реагирует на перечисленные факторы: открывают новые (пользующиеся спросом) направления и специальности (одновременно сокращая выпуск по традиционным), совершенствуют учебные планы и программы, расширяя профиль подготовки по существующим специальностям и т.д. Но эти мероприятия при всей их очевидной целесообразности и необходимости имеют, как правило, разобщенный характер, нередко несут на себе неизбежный отпечаток узкопрофессионального подхода, так как разрабатываются преподавателями со сложившимся в течение десятилетий стереотипом решения возникающих учебно-методических задач.

Первый вопрос, который встает перед коллективом вуза, что принять за основу при создании системы управления - предоставление услуги или производство продукции. Другими словами, нужно решить: образование - это услуга или специфический производственный процесс? Согласно Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения осуществляют образовательный процесс, а не занимаются предоставлением услуги. Учебные заведения могут оказывать услуги, в том числе и обучаемым, но сверх образовательных программ.

Если это процесс, то надо определить, во-первых, поставщиков и потребителей, и, во-вторых, решить, на что ориентироваться в системе подготовки кадров - на конечный результат или на управление процессами.
Анализ образовательного процесса показал, что он имеет много общего с любым производственным процессом, но в нем есть и принципиальные, на наш взгляд, отличия.

Деятельность вуза существенно отличается от деятельности промышленных предприятий тем, что ее объектом является человек. Это исключает шаблонные подходы.

Специфику вуза определяет его основная деятельность - образовательная, главная задача которой - воспитание и подготовка специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке. Результативность образовательной деятельности тесно связана с эффективностью выполняемых в вузе научных исследований. Именно научная деятельность дает возможность профессорско-преподавательскому составу непрерывно совершенствовать и пополнять свои профессиональные знания и практический опыт. Совершенно очевидно, что оба эти направления не могут плодотворно развиваться без информационных технологий, а следовательно, без третьего направления - информационного. Социальное и финансово-экономическое направления деятельности вуза также имеют свои особенности. Вуз не может эффективно работать по всем вышеперечисленным направлениям без хорошо организованной административно-хозяйственной структуры.

Создание эффективно действующей системы управления вузом на основе качества и, наряду с ней, комплексной системы непрерывного обучения студентов в области качества позволит существенно повысить уровень подготовки выпускников и их конкурентоспособность на рынке труда.
Основные проблемы, возникающие при создании системы управления вузом на основе качества:

  1. различная трактовка понятия «качество» и критериев его оценки;
  2. отсутствие четкого понимания того, какую продукцию выпускает вуз;
  3. непонимание роли обучаемых - студентов;
  4. сложность определения потребителей продукции вуза и выявления их требований;
  5. укоренившийся специфический стиль управления;
  6. отсутствие стратегического планирования в области качества;
  7. ярко выраженная дифференциация персонала (преподаватели, научные сотрудники, административно-хозяйственный персонал);
  8. несовершенность системы контроля в образовательной деятельности.

Какую же продукцию производят (выпускают) вузы? Они готовят и выпускают в жизнь инженеров (специалистов) и кадры высшей квалификации (кандидатов и докторов наук). Вузы разрабатывают и издают учебно-методическую и научную литературу, создают научно-техническую и интеллектуальную и даже отдельные виды промышленной продукции; предоставляют консультационные и информационные услуги и дополнительные образовательные услуги.

Основным видом готовой продукции вуза являются специалисты. Однако подготовка специалиста - весьма длительный «технологический» процесс (5-6 лет). А если брать всю систему образования в целом (от детского сада до докторантуры), то общая продолжительность “технологического процесса производства продукции” составляет от 19 до 22 лет. На каком промышленном предприятии технологический процесс производства продукции продолжается столь долго?

Следовательно, основными особенностями любого образовательного учреждения являются “продукция”, которую оно выпускает, и длительность “производственного процесса”.
Особенность производимой вузами “продукции” состоит в том, что студент - не только “продукция”, но и участник (субъект) образовательного процесса, и потребитель других видов продукции вуза.

Профессора и преподаватели вуза - носители не только знаний, но и общей культуры. Поэтому второй важной особенностью образовательных учреждений является именно качество профессорско-преподавательского состава, оценивающееся, например, по наличию в вузе научных школ, ибо именно участие в их работе вносит существенный вклад в формирование специалиста, отвечающего современным требованиям. Профессора и преподаватели, ведущие научно-исследовательские работы, — непосредственные производители “продукции” вуза. От них зависит, будут ли студенты учиться с удовольствием, (т. е. именно с удовольствием выполнять требования, регламентированные ГОС), будут ли наиболее “продвинутые” студенты выполнять специальные дополнительные требования, которые формируют преподаватели и научные сотрудники, привлекающие их к работе своих научных школ, “сойдет лис дистанции” часть студентов.

От качества профессорско-преподавательского состава вуза в значительной степени зависит тот самый “отсев” (отбраковка) студентов. Одна из особенностей образовательной деятельности состоит в том, что пока не существует однозначной оценки “дефектности продукции” (брака).

Таким образом, роль профессорско-преподавательского состава в вузе чрезвычайно высока, поскольку его интеллект, профессионализм, научный потенциал и умение заинтересовать, установить контакт, найти оптимальную меру взаимоотношений со студентами во многом определяет мотивацию студентов к обучению.

Роль профессорско-преподавательского состава вуза в настоящее время, когда во всем мире обсуждается проблема “качества жизни” в целом, заключается и в том, чтобы создать систему непрерывного образования в области качества и обеспечить ее эффективное функционирование. Эта система должна основываться на преемственности знаний. В такой системе рабочей подсистемой должны быть отношения “поставщик — потребитель”. Иными словами, каждый преподаватель, ведущий занятия по своей дисциплине, должен рассматриваться как потребитель - для преподавателей предыдущего цикла дисциплин, и как поставщик - для преподавателей последующих циклов дисциплин. Таким образом, перед коллективами преподавателей встает задача применить научный подход к формированию учебных планов и программ дисциплин.

В настоящее время проблема качества внедряется в сознание руководителей предприятий, организаций, фирм, компаний. А значит, эта проблема в первую очередь должна войти в сознание молодых специалистов. Это должно стать их философией. Вот почему в ряде вузов уже по многим специальностям разработаны планы непрерывного обучения в области качества. Это не только самостоятельные дисциплины по управлению качеством, сертификации, стандартизации и метрологии. В каждой дисциплине технические, технологические, методические вопросы рассматриваются с позиций обеспечения, достижения и совершенствования качества. Но это легко провозгласить, но совсем не легко реализовать.

Высшая школа в последние годы перешла от информативной системы обучения к проблемной, в основе которой лежит самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя. Меняется и роль преподавателя: он становится наставником и консультантом. Его важнейшей задачей становится мотивирование студентов к обучению и самостоятельной работе. Следовательно, еще одна особенность образовательной деятельности в вузе заключается в том, что необходимо создать возможность студентам интенсивно трудиться, ибо без этого невозможно стать полноценным специалистом.

В рамках концепции качества тоже выработаны некоторые представления о том, как надо вести обучение. В основе этих представлений лежит мысль о командном подходе к процессу обучения. Многие наблюдения свидетельствуют, что традиционные лекции и семинары часто не достигают своих целей в полной мере. Конечно, это не относится к выдающимся педагогам, легенды о мастерстве которых переживают десятилетия. Поэтому остается констатировать, что во многих случаях именно командная (бригадная, групповая) форма организации учебного процесса несет в себе тот заряд дополнительной эффективности, который уже утрачен в классических формах. Помимо всего прочего, командное обучение помогает людям подготовиться к такому характеру командной работы после окончания обучения.

Управление качеством базируется на документации, в которой описываются (документируются) все процессы (процедуры), а также действия участников процессов для достижения требуемого уровня качества.
По современной версии стандарта ИСО-9000 система качества трактуется как система менеджмента качества, которая состоит из трех подсистем: система управления качеством, система обеспечения качеством и система подтверждения качества.

Начинать необходимо с обеспечения качества подготовки специалистов. Документация для управления обеспечением качества имеется в каждом вузе, так как это, прежде всего, технологическая документация (образовательные программы), регламентирующая положения о структурных подразделениях и положения осуществления различных функций, а также планы и программы качества, планы внутренних проверок, планы работы и т.д.

Казалось бы, что ничего нового в этой документации нет, и эта проблема в вузах решена. Однако анализ документации вузов при аттестации показывает, что регламентирующая документация не обновлялась уже много лет, отсутствуют положения о кафедрах, о факультетах, о конкретных структурных подразделениях. А по форме эта документация не соответствует ни одному госту. В вузах отсутствует система разработки нормативной документации и ее актуализации.

Технологическая и регламентирующая нормативная документация составляет фундамент всей системы менеджмента качества, поэтому ее необходимо привести в соответствие с современными требованиями.
К документации системы управления качеством относятся: политика руководства в области качества, руководства по качеству по направлениям деятельности, стандарты вуза, методические инструкции по направлениям деятельности и ряд других. Документов системы управления качеством, соответствующих требованиям Международных стандартов ИСО серии 9000, как правило, в вузах нет. Для их разработки необходимо привлечь специалистов в области управления качеством или стандартизации, например, выпускников специальностей 072000 или 341000.

К системе подтверждения качества необходимо отнести: регулярные самооценки по определенным критериям; опросы сотрудников, студентов выпускников, потребителей; определение уровня освоения студентами учебных дисциплин; государственная аттестация выпускников.

И конечно, система управления качеством будет эффективной, если все участники образовательного процесса будут объединены единой целью по достижению высокого уровня подготовки специалистов. А для этого нужно внедрить в вузе идеологию менеджмента качества, восемь основополагающих принципов, которые легли в основу Международных стандартов ИСО-9000 (9001, 9004) версии 2000 г.
Осмысление вузовской деятельности и вышеперечисленных проблем с позиции критериев Международных стандартов позволяет:

  1. разработать современную нормативную и рабочую документацию по всем направлениям деятельности;
  2. исключить дублирование процедур;
  3. создать систему контроля на основе планов по качеству;
  4. повысить эффективность организационной структуры;
  5. четко распределить полномочия и ответственность всех уровней руководства;
  6. четко сформулировать цели и выделить ключевые процессы;
  7. более эффективно распоряжаться ресурсами.

И самое главное - внедрение системы управления в вузе на основе качества позволяет вовлечь весь коллектив, в том числе и студентов, в обеспечение высоких результатов в учебной и научной деятельности.

Тема выступления: « »

Подготовила: Пархоменко А.Ю.

Наиболее актуальной проблемой в области образования в современных условиях является повышение его качества.

Учитывая тенденции развития профессионального образования предлагаю обсудить сегодня этот вопрос и по возможности принять решение,

Возможно о разработке и внедрении в ОЗПЭК системы менеджмента качества.

Качество образования – это комплексное понятие, которое характеризует эффективность данного вида деятельности с разных сторон – разработка

стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и других. О качестве образования судят по качеству выпускников. Качество образования

базируется на трех ключевых составляющих:

Под понимается планомерное воздействие на всех этапах на факторы и условия, которые обеспечат

формирование будущих качественных специалистов, полноценно использующих свои знания, навыки и умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления: « Система менеджмента качества образования: основные принципы качества »

Подготовила: Пархоменко А.Ю.

Наиболее актуальной проблемой в области образования в современных условиях является повышение его качества. Учитывая современные тенденции развития профессионального образования предлагаю обсудить сегодня этот вопрос и по возможности принять решение, возможно о разработке и внедрении в ОЗПЭК системы менеджмента качества.

Качество образования – это комплексное понятие, которое характеризует эффективность данного вида деятельности с разных сторон – разработка стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и других. О качестве образования судят по качеству выпускников. Качество образования базируется на трех ключевых составляющих:

  1. Цели и содержание образовательного процесса;
  2. Уровень профессионализма преподавателей и организации преподавательской деятельности;
  3. Состояние материально-технической базы и уровень научно-информационной базы учебного процесса.

Под менеджментом качества в образовании понимается планомерное воздействие на всех этапах на факторы и условия, которые обеспечат формирование будущих качественных специалистов, полноценно использующих свои знания, навыки и умения.

(Слайд 6). В современных условиях ОУ, оказывающее образовательные услуги сталкивается в своей деятельности со следующими проблемами:

  1. Конъюнктура рынка меняется быстро; рынок неравномерно насыщается специалистами разных профилей;
  2. Спрос на специалистов носит непостоянный характер;
  3. Государство не может регулировать рынок труда и распределение выпускников;
  4. Большая конкуренция на рынке образовательных услуг за счет роста числа негосударственных организаций (вузов, колледжей)
  5. Использование устаревших методик обучения снижает эффективность образовательных процессов.

Система менеджмента качества (СМК) в образовании призвана решать эти и многие другие проблемы. Пересмотрев подход к обеспечению качества образования , образовательные учреждения разрабатывают и внедряют у себя в организации систему менеджмента качества , то есть обеспечивают создание системы менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО 9001:2001, который является аналогом международного стандарта ISO 9001:

(Слайд 8). В области образования внедрение СМК преследует следующие цели:

Внутри учебного заведения:

  1. В образовательном процессе – повышение успеваемости студентов;
  2. Реорганизация системы управления учебным заведением, введение в учебную программу новых специальностей и специализаций;
  3. Развитие инфраструктуры учебного заведения для создания благоприятных условий обучения;
  4. Введение новых образовательных технологий;
  5. Повышение уровня профессионализма преподавательского персонала;
  6. Оптимизация образовательного процесса рациональное использование ресурсов с максимальной эффективностью.

Внешние цели

  1. Повышение конкурентоспособности среди учебных заведений своего профиля;
  2. Расширение рынка потребителей – абитуриентов, с одной стороны, и организаций - работодателей, нуждающихся в молодых специалистах, с другой стороны;
  3. Повышение престижа вуза;
  4. Постоянная ориентация на конъюнктуру рынка специалистов, информированность.

Система менеджмента качества (СМК) - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.

СМК основана на восьми принципах менеджмента качества:

  1. Ориентация на потребителя - организации необходимо делать то, что хочет потребитель сейчас и захочет в будущем, даже если он этого не осознает.
  2. Лидерство руководителя - так как организация действует всегда в рамках ограниченности ресурсов и входных данных в конкурентной среде, то только лидер, обладающий видением, силой духа способен обеспечить достижение ее целей (миссии).
  3. Вовлечение персонала - так как персонал организации (а это мы с вами-коллеги) является ее основным ресурсом и одновременно самой чувствительной заинтересованной стороной, то опора наших лидеров на нас - это залог успеха.
  4. Процессный подход - СМК организации не статичное образование и ее элементами являются процессы - через которые достигаются цели, то есть через процессы обеспечиваются любые изменения.
  5. Системный подход к менеджменту - подразумевает учет всех факторов, воздействующих на внешнюю и внутреннюю среду организации.
  6. Постоянное улучшение - основа современного менеджмента, которая подразумевает постоянную адаптацию к произошедшим и ожидаемым изменениям в среде, а иногда и формирует их.
  7. Принятие решений, основанных на фактах - напоминание о том, что стабильность функционирования организации возможна не только на основе интуиции, но и с использованием данных измерений.
  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками - вместе с принципом ориентация на потребителя предполагает создание устойчивых цепей поставок на основе взаимовыгодного сотрудничества.

Подробно рассмотрим Этапы построения СМК в ОЗПЭК им. Саввы Морозова. (Слайды 7-14)

  1. Формулирование Миссии, стратегии, политики, целей и задач ОЗПЭК в области качества на основе анализа потребностей рынка образовательных услуг, рынка рабочей силы и других заинтересованных сторон.

На основе анализа маркетинговых исследований требований основных потребителей образовательных услуг ОЗПЭК руководство колледжа должно разработать Миссию, цели, политику и обязательства в области качества.

Миссию, стратегические цели и политику в области качества следует документировать. Необходимо фиксировать в письменной форме все цели и обязательства в области качества. Данный документ является первоочередным в составе документации системы управления качеством. Главный документ - это План мероприятий по разработке и внедрению системы качества в ОЗПЭК. (Приложение 1).

Смотреть Рис. 1. Пирамида документации ОЗПЭК им. С.Морозова. (Слайд 8)

  1. Обучение высшего руководства и части персонала, задействованного в процессе разработки СМК ОЗПЭК им.Саввы Морозова.
  2. Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и структурные подразделения ОЗПЭК им.Саввы Морозова

Рис. 1. Пирамида документации ОЗПЭК им. С.Морозова.

4. Формирование организационной структуры системы менеджмента качества ОЗПЭК им. С.Морозова. Рисунок 2. (Приложение 2). Необходимо сформировать ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ПО КАЧЕСТВУ ОЗПЭК!!!

5. Самооценка ОЗПЭК (обследование рабочих процессов). Определение и описание рабочих процессов, систематизация и корректировка существующей нормативной (локальной) документации. При разработке модели СМК ОЗПЭК можно использовать “Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества образовательных учреждений” и “Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов”.

6. Разработка документации системы менеджмента качества (Руководство по качеству, документированные процедуры, рабочие инструкции)

7. Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов. В ОЗПЭК можно внедрить документированную процедуру, регламентирующую осуществление мониторинга качества образовательных услуг. Система мониторинга, измерений и анализа качества образовательной услуги, процессов ГБОУ СПО ОЗПЭК представлена в Таблице 1 (Приложение 3).

А также Механизм изучения регионального рынка труда с целью формирования и обновления банка данных о трудоустройстве выпускников ОЗПЭК (Приложение 4).

8. Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий

Кроме того, регулярно проводить внутренний аудит качества учебных занятий, для осуществления которого в разработать бланки аудита (Приложение 5). Внутренний аудит учебных занятий осуществляется на основании графика, составляемого на каждый месяц. Результаты внутреннего аудита учебных занятий за месяц обсуждаются на заседаниях ЦМК, полученные данные анализируются руководством ОЗПЭК и на основании этого разрабатываются и реализуются корректирующие или предупреждающие мероприятия.

Система менеджмента качества в образовании ,

будучи внедренной и действующей, позволит выйти учебному заведению на качественно новый уровень. Четкое распределение обязанностей и ответственности за выполнение работы на своем участке, унификация процессов обучения, их согласованное действие, своевременное выявление и устранение недостатков будут способствовать улучшению подготовки специалистов. Это, безусловно, повысит степень доверия заказчиков, заинтересованных в молодых специалистах. Качественное образование , престиж среди абитуриентов и хорошая репутация для колледжа.

Система менеджмента качества в образовании - гарантия качественных специалистов и престижа ОЗПЭК!!!


Для образовательных учреждений и что такое качество образования? Роль системы менеджмента в борьбе за потребителей услуг образовательной сферы.

Рынок образовательных услуг постоянно предъявляет к учреждениям сферы образования все более и более жесткие требования. В таких условиях они вынуждены быстро перестраиваться, борясь за потенциальных учеников, слушателей и студентов.

Для обеспечения качественного обучения современных востребованных специалистов открываются новые специальности, обновляется нормативная, методическая и лабораторная база, большое внимание уделяется повышению уровня компетентности преподавательского состава. При этом образовательные учреждения не должны отклоняться от требований государственных стандартов образования.

Очевидно, что оперативно решать все поставленные задачи один руководитель лицея, техникума, колледжа, центра профессиональной подготовки или ВУЗа не может. Необходима гибкая и результативная система управления, устанавливающая единые критерии оценки и правила исполнения работ при четком распределении полномочий и ответственности сотрудников.

В каждом образовательном учреждении в обязательном порядке существуют учебные планы, определяющие формы, согласно которым оцениваются знания, а также направления обучения. Однако очень важно понимать, что одного наличия таких планов в условиях отсутствия совершенных внутренних процессов совершенно не достаточно для того, чтобы гарантировать соответствие качества образовательных услуг ожиданиям и потребностям потребителя.

Международные и российские стандарты ИСО серии 9000, аккумулирующие передовой опыт эффективного управления, дают ответы на многие вопросы в части обеспечения на базе процессного подхода высокого уровня конкурентоспособности организаций, в том числе и образовательных учреждений. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 в сфере образования даны в разработанном в 2006 году государственном стандарте ГОСТ Р 52614.2-2006 (ныне действующая международная версия IWA 2:2007) .

Остановимся более конкретно на том, в чем выигрывает образовательное учреждение, внедрившее систему менеджмента качества. Итак, реально функционирующая СМК в образование - это:

  • Слаженное управление внутренней и внешней документацией, подразумевающее своевременное доведение информации обо всех изменениях до заинтересованных сотрудников.
  • Отсутствие накладок и путаницы при планировании занятий плюс отработанный порядок заблаговременного информирования о замене преподавателей либо внесенных в расписание изменений.
  • Рост уровня профессионализма преподавательского состава, благодаря стабильному повышению квалификации.
  • Отсутствие проблем, связанных с низкой компетентностью преподавателей, ведущих те или иные дисциплины, обусловленное наличием действенной системы контроля качества работы на основе измеримых показателей.
  • Безпроблемное прохождение аттестации и лицензирования.
  • Повышение числа потребителей, предлагаемых образовательных услуг (приток абитуриентов, желающих пройти обучение в данном учреждении).
  • Рост успеваемости и посещаемости учащихся, способствующий формированию позитивного имиджа учебного заведения.

Приведенный список охватывает далеко не все преимущества, которые дает СМК образовательному учреждению. Система управления качеством является всеобъемлющей и затрагивает самые различные процессы.

Говоря о положительных сторонах процессного подхода, нельзя не сказать о таких инструментах повышения конкурентоспособности как четко регламентированные правила проведения работ по анализу рынка образовательных услуг, оценке удовлетворенности потребителя, рассмотрению жалоб, управлению кадрами, мотивации работников образовательной среды, управлению инфраструктурой самого учреждения.

Система менеджмента качества в образовании имеет свои особенности.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию

Образование - это процесс обучения, приобретения знаний, просвещения.

Качество образования –это комплексное понятие, которое характеризует эффективность данного вида деятельности с разных сторон – разработка стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и других. О качестве образования судят по качеству выпускников. Качество образования базируется на трех ключевых составляющих:

  • цели и содержание образовательного процесса;
  • уровень профессионализма преподавателей и организации преподавательской деятельности;
  • состояние материально-технической базы и уровень научно-информационной базы учебного процесса.

Под менеджментом качества в образовании понимается планомерное воздействие на всех этапах на факторы и условия, которые обеспечат формирование будущих качественных специалистов, полноценно использующих свои знания, навыки и умения.

В условиях рыночной экономики организация, оказывающая образовательные услуги вообще, и вуз, в частности, сталкивается в своей деятельности со следующими проблемами:

  • конъюнктура рынка меняется быстро; рынок неравномерно насыщается специалистами разных профилей;
  • спрос на специалистов носит непостоянный характер;
  • государство не может регулировать рынок труда и распределение выпускников;
  • большая конкуренция на рынке образовательных услуг за счет роста числа негосударственных организаций (вузов, колледжей);
  • использование устаревших методик обучения снижает эффективность образовательных процессов;
  • система менеджмента качества в образовании призвана решать эти и многие другие проблемы.

Образовательные учреждения, которые стремятся усовершенствовать свою систему, разрабатывают и внедряют у себя в организации систему менеджмента качества, то есть обеспечивают создание системы менеджмента качества на международного стандарта ISO 9001.

Стандарт ISO 9001 разработан Международной Организацией по стандартизации. Он обеспечивает системный подход к обеспечению качества. Этот стандарт помогает решить многие проблемы, связанные с управлением, позволяет улучшить качество услуги/продукта, способствует повышению уровня удовлетворенности потребителя. Внедрение системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001происходит поэтапно. Разработанный на основе многолетнего опыта и огромного количества организаций самых разных профилей, он четко регламентирует все мероприятия, которые проводятся в ходе разработки и внедрения системы менеджмента качества.

Внедрение системы менеджмента качества в области образования преследует следующие цели:

Внутри учебного заведения:

  • в образовательном процессе – повышение успеваемости студентов;
  • реорганизация системы управления учебным заведением;
  • введение в учебную программу новых специальностей и специализаций;
  • развитие инфраструктуры учебного заведения для создания благоприятных условий обучения;
  • введение новых образовательных технологий;
  • повышение уровня профессионализма преподавательского персонала;
  • оптимизация образовательного процесса – рациональное использование ресурсов с максимальной эффективностью.

Внешние цели:

  • повышение конкурентоспособности среди учебных заведений своего профиля;
  • расширение рынка потребителей – абитуриентов, с одной стороны, и организаций - работодателей, нуждающихся в молодых специалистах, с другой стороны;
  • повышение престижа вуза;
  • постоянная ориентация на конъюнктуру рынка специалистов, информированность.

Система менеджмента качества в образовании, будучи внедренной и действующей, позволит выйти учебному заведению на новый уровень. Четкое распределение обязанностей и ответственности за выполнение работы на своем участке, унификация процессов обучения, их согласованное действие, своевременное выявление и устранение недостатков будут способствовать улучшению подготовки специалистов. Это, безусловно, повысит степень доверия заказчиков, заинтересованных в молодых специалистах. Качественное образование, престиж среди абитуриентов и хорошая репутация в обществе – все это даст система менеджмента качества, действующая в вузе. В итоге, вуз будет выпускать качественных специалистов и улучшит свое экономическое положение.

Рассказать друзьям