План финансово хозяйственной деятельности составляют учреждения. План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения. Формирование плана финансовой деятельности: особенности утверждения документа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

План финансово-хозяйственной деятельности является одним из обязательных документов, которые должны быть разработаны и утверждены автономным учреждением в соответствии с требованиями законодательства РФ.

По своей сути план финансово-хозяйственной деятельности для автономного учреждения является основным документом финансового планирования деятельности, аналогичным бюджетной смете, составляемой для казенных учреждений.

При этом в Законе об автономных учреждениях о плане финансово-хозяйственной деятельности сообщается немногое. Так, в п. 13 ст. 2 приведен перечень документов, открытость и доступность которых автономное учреждение должно обеспечить, и в число этих документов входит план финансово-хозяйственной деятельности. Он упоминается в Законе еще трижды. В ст. 11 при определении компетенции наблюдательного совета автономного учреждения установлено, что наблюдательный совет помимо прочих документов рассматривает проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения, а также проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности по представлению руководителя автономного учреждения . Копия заключения наблюдательного совета о рассмотрении проекта плана финансово-хозяйственной деятельности и копия отчета о его исполнении направляются учредителю автономного учреждения.

Решение об утверждении плана финансово-хозяйственной деятельности принимается руководителем автономного учреждения только на основании заключения наблюдательного совета (п. 3 ст. 11 Закона об автономных учреждениях). Как следует из и. 6 указанной статьи, заключение по проекту плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения дается простым большинством голосов членов наблюдательного совета.

Отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения утверждается наблюдательным советом автономного учреждения по представлению руководителя автономного учреждения.

В соответствии со ст. 6 Закона № 83-ФЗ Минфин РФ устанавливает требования к составлению плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения.

Форма и порядок разработки плана финансово-хозяйственной деятельности с учетом требований Минфина России утверждаются:

О высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - по региональным автономным учреждениям;

О местной администрацией - по муниципальным автономным учреждениям.

Согласно требованиям Закона № 83-ФЗ, Минфином РФ утвержден Приказ от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» . Данный приказ вступил в силу с 01.01.2012 и применяется к бюджетным и автономным учреждениям.

В соответствии с утвержденными приказом Минфина России требованиями план финансово-хозяйственной деятельности должен состоять из трех частей - заголовочной, содержательной и оформляющей. В свою очередь содержательная часть включает в себя две составляющие - текстовую и табличную. В текстовой (описательной) части плана финансово-хозяйственной деятельности приводятся цели и виды деятельности учреждения, перечень услуг (работ), относящихся к основным видам его деятельности, а также сведения о балансовой стоимости имущества. В табличной части плана финансово-хозяйственной деятельности приводятся: о показатели финансового состояния (данные об активах и обязательствах учреждения и его подразделений); о плановые показатели по поступлениям - по основным источникам доходов учреждения;

о плановые показатели по выплатам - в части выплат, в целом соответствующих кодам операций сектора государственного управления.

Согласно приказу Минфина РФ, план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного или автономного учреждения составляется на один год, если законом бюджет утверждается на финансовый год, и на три года, если законом бюджет утверждается на очередной финансовый год и плановый период. План составляется в валюте РФ (рублях) с точностью два знака после запятой.

Основными целями формирования плана финансово-хозяйственной деятельности являются получение максимально качественных информативных параметров, объективно характеризующих деятельность и финансовое положение автономного учреждения на предстоящий год, а также оценка перспектив развития учреждения. С связи с этим можно дать следующее определение: план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения - обязательный документ, предназначенный для управления деятельностью автономного учреждения, содержащий запланированные на предстоящий год натуральные и финансовые показатели, которые дают целостную и объективную картину функционирования и финансового состояния автономного учреждения.

План финансово-хозяйственной деятельности можно рассматривать в качестве информационной базы при составлении отчетности, осуществлении анализа финансово-хозяйственной деятельности и стратегии развития автономного учреждения. Основной задачей составления плана является снижение уровня неопределенности, связанной с принятием управленческих решений о деятельности и развитии автономного учреждения в будущем.

Проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения формируется его финансовым подразделением (например, бухгалтерией при участии руководителя и экономистов) исходя из планируемых показателей деятельности учреждения на предстоящий год.

Показатели плана финансово-хозяйственной деятельности согласуются с показателями государственного (муниципального) задания, установленного учредителем для автономного учреждения, поэтому он разрабатывается одновременно с бюджетом на очередной финансовый год (или на очередной финансовый год и плановый период).

Проект плана уточняется и формируется в окончательной редакции после утверждения в законодательном порядке соответствующего бюджета, установления государственного (муниципального) задания для автономного учреждения приказом органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя, и доведения лимитов бюджетных ассигнований на оказание автономным учреждением государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ.

План финансово-хозяйственной деятельности (план ФХД или ПФХД) образовательного учреждения (ОУ) – это базовая нормативная документация, отражающая в себе формирование показателей о доходах и расходах каждой отдельной организации, а так же стабильность внутреннего и внешнего обеспечения.

Кто составляет план ФХД образовательного учреждения

План финансово-хозяйственной деятельности уполномочен составлять особый орган, организация деятельности которого соблюдается в рамках бюджетных и муниципальных организаций. Период составления документа обусловлен нормативно-правовой законодательной базой:

  • один финансовый год, если бюджетный ОУ рассчитан на идентичный период;
  • один финансовый год в рамках планового периода, если это предусматривают финансирование и бюджет.

В любом случае, план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения должен составляться на основе шаблона, который соответствует всем параметрам и требованиям учредителей. Участники составления ПФХД образовательной организации имеют право вносить поправки и корректировать содержание плана в специальном программном обеспечении («Электронный бюджет», «АКЦ-планирование» и их аналоги), однако ПО должно быть разработан и допущен к использованию учредительным органом.

Требования и изменения в 2018 году

Формирование и разработка отчетного плана ОУ, в соответствии с которым будет осуществляться организационная, хозяйственная и финансовая деятельность, должны происходить в соответствии с Федеральным законом N7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (пункт 3.3, подпункт 6).

Требования к составлению ПФХД были расширены и дополнены на основании Приказа Минфина No81н:

  • поправка терминов на основе изменения Бюджетного Кодекса РФ;
  • дополнительные правила в отражении расходов ОУ;
  • предоставление отчётности о производимых строительных работах на отдельных объектах.

Ввиду новых дополнений, датируемых 2018 годом, в плане финансово-хозяйственной деятельности ОУ требуется указать:

  • обоснование расходов по всем видам финансового обеспечения;
  • перечень закупок, необходимых для реализации организационной и хозяйственной деятельности ОУ в заданный период времени;
  • данные о зарезервированных под строительство целевых средств.

Вышеперечисленные указания являются обязательными для исполнения, а отраслевые государственные органы, в случае необходимости, имеют право вносить дополнительные поправки и требования к последовательности составления и содержанию плана ФХД.

При необходимости, учредительный орган ОУ имеет право корректировать структуру финансового плана, для производства оценки заблаговременно до начала следующего отчетного периода.

Состав нормативных документов

Документационный прогноз финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации должен отражать в себе порядок и сферы применения всех видов финансирования:

  1. Средства, полученные для реализации муниципальных (государственных) заданий
  2. Средства, полученные для исполнения перспективных образовательных целей задач.
  3. Средства, полученные ОУ в результате оказания учащимся платных услуг.
  4. Средства, полученные из других источников финансирования, не противоречащих действующему законодательству РФ: гранты, благотворительность и прочее.

Особое внимание при составлении плана ФХД образовательного учреждения следует уделить остатку денежных средств из бюджета за прошлый отчетный период, если таковой имеется. Необходимо указать причины неиспользования данных средств, а так же их дальнейшее применение в рамках нового финансового плана.

Самый важный документ, отражающий направление воспитательно-образовательной деятельности организации, должен состоять из трех разделов:

  1. Заглавный раздел «карта-визитка»: включает в себя общие данные о действующей организации, реквизиты, контакты для обратной связи и прочее.
  2. Содержательный раздел: включает в себя информационные, справочные и пояснительные блоки в соответствии с установленным форматом повествования.
  3. Оформляющий раздел: включает в себя данные о составителях и учредителях данного документа.

Шаблон, отражающий базовую структура плана ФХД ОУ согласно Требованиям No81н:

РАЗДЕЛЫ И ПОДРАЗДЕЛЫ ПЛАНА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАГОЛОВОЧНАЯ ЧАСТЬ
Титульный лист
1. Полное наименование бюджетного (муниципального) образовательного учреждения, ИНН, КПП.

2. Наименование учредительного органа, на который возложены функции контроля и управления организацией.

3. Наименование органа, который несет ответственность за состоянием лицевого счета организации.

4. Суммы денежных средств, указанные в ответном документе с точностью до двух знаков после запятой.

5. Фактический адрес образовательной организации.

6. Данные о лицах, исполняющих обязанности директора, бухгалтера, составителя документа, а также других должностных лиц, с личными подписями каждого.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Текстовая часть. Содержание.
1. Цели и задачи образовательного учреждения: направление деятельности на удовлетворение личностных, культурных, нравственных, духовных и интеллектуальных потребностей общества; развитие у детей активной жизненной позиции, сохранение и приумножение культурных и интеллектуальных ценностей.

2. Виды деятельности ОУ: реализация стандартных общеобразовательных и дополнительных углубленных программ обучения.

3. Перечень услуг, предоставляемых платно.

4. Стоимость балансового имущества ОУ: закрепленного за учреждением в рамках государственного обеспечения; приобретенного на государственные средства с целью расширения материальной базы и улучшения инфраструктуры организации; купленного на средства, полученные в результате оказания платных услуг.

5. Стоимость движимого имущества, которое находится на балансе.

Таблица 1 «Состояние финансового счета ОУ»
Отражение материальных ценностей:

· нефинансовые активы (ценное государственное имущество, недвижимость на балансе);

· финансовые активы (все виды дебиторской задолженности в рамках деятельности организации);

· кредитные обязательства.

Таблица 2 «Показатели расходов и поступления финансирования»
Данный раздел ПФХД является прогнозом трат и денежных поступлений, который составляется с учётом прошлого опыта (на основе финплана ОУ за прошедший финансовый год или плановый период). Особое значение при прогнозировании имеют следующие показатели:

· остаток денежных средств на балансе на начало нового отчетного периода;

· общая сумма финансовых поступлений на основе субсидий, финансирования на решение госзаданий, дополнительных инвестиций, прибыли от оказания платных образовательных услуг, выручки от реализации активов и ценных бумаг;

· общая сумма выплат: оплата коммунальных услуг и аренды помещения, выплата заработной платы сотрудниках, уплата налогов, пользование транспортными услугами и услугами связи и прочее;

· остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Таблица 2.1 «Показатели расходов на оплату необходимых товаров, услуг и работ»
Показатели по данной категории трат указываются в виде общей суммы, основанной на перечне данных по расходам, с указанием суммы, которая была зарезервирована на удовлетворение данных нужд при составлении плана ФХД за указанный отчетный период.

Расчёты производятся за основной плановый период, включая финансовый год в соответствии с нормативными актами;

· ФЗ No44 «О контрактной основе в сфере закупок товаров, работ, услуг…»

· ФЗ No223 «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц»

Таблицы 3 и 4 «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение ОУ»
К данному виду финансирования относятся денежные средства, которые идут на обеспечение контрактных обязательств. В таблицах необходимо указать:

1. Размер денежного остатка на начало текущего отчетного периода.

2. Прогноз ожидаемых поступлений (на основе прошлого опыта).

При этом необходимо сделать сноску в Таблице 4 о сроках и объёме выполняемых контрактных обязательств.

СПРАВОЧНАЯ ЧАСТЬ
Приложение No1 «Сведения о применении субсидий, направленных на возмещение нормативных трат»
Приложение оформляется в виде таблицы, в которой необходимо указать:

· полное наименование образовательного учреждения;

· наименования бюджетов;

· наименование государственного органа, уполномоченного правом учредителя;

· наименование органа, ведущего отчётность за состояние лицевого счета организации.

Приложение No2 «Обоснование по выплатам»
Приложение включает в себя расчёты, выполненные в виде таблиц с пояснениями

Альтернативная форма главного финансового документа

Чтобы руководящий состав ОУ имел полное и раскрытое представление о материальном состоянии организации и грамотно и рационально производил расход финансирования, в последние несколько лет широко практикуется видоизменение структуры плана ФХД. Для бюджетных (муниципальных) организаций автономного типа приемлема несколько иная структура главного отчетного документа:

Разделы плана ФХД Содержание разделов
Краткое содержание документа Помещается после «шапки» в виде оглавления с указанием страниц
Учетная карта образовательного учреждения Составляется в виде таблицы с указанием следующих данных:

1. Полное наименование образовательного учреждения.

2. Юридический адрес организации с указанием почтового индекса.

3. Дата и место прохождения государственной регистрации.

4. Контактные данные.

5. ФИО руководителя организации и главного бухгалтера.

7. Коды, значимые за организацией в результате их присвоения Росстатом и другими органами контроля.

8. Размер уставного капитала и муниципальной доли организации.

Обобщенное описание финансовой и хозяйственной ситуации Указание направления деятельности ОУ, наличие лицензий и других свидетельств установленного образца, позволяющих осуществлять вышеуказанную деятельность. Подробное описание деятельности управляющего состава.
Анализ состояния бюджета и перспектив развития В данном разделе отражены показатели в динамике следующих данных:

· количество учащихся;

· численность управляющего состава, педагогов и обслуживающего персонала;

· доходу образовательной организации;

· выплаты заработной платы (в том числе и задержки выплат по причине нехватки средств);

· материально-техническое обеспечение;

· оценка качества образовательных услуг.

Маркетинг Расходование финансирования с целью поддержания имиджа учебного заведения, реклама и распространение образовательных услуг на платной основе. Привлечение абитуриентов и инвесторов.
Описание образовательных услуг и учебного процесса Актуальность и качество образования, проходящего на платной основе.
Направления деятельности ОУ Информация о деятельности образовательного учреждения за последние несколько лет, для отслеживания соответствия в динамике
План доходов Прогноз возможных доходов по следующим направлениям:

· бюджетное финансирование;

· внебюджетные доходы;

· иные источники получения дохода (инвестиции субсидии, гранты благотворительность).

Материально-техническая база В данном разделе необходимо указать в денежном эквиваленте совокупность всех объектов, находящихся на балансе (зданий, подобных помещений, предметов мебели и прочее), а также указать сумму недостающих средств, для улучшения материально-технического обеспечения.

Здесь же необходимо уточнить возможные источники дополнительного финансирования и график его получения.

Состояние кадров Указать, есть ли необходимость в организации новых рабочих мест:

· количество вакантных мест;

· усредненная заработная плата работника на замещение;

· общие показатели начислений в фонд оплаты труда.

Оценка риска Здесь отображаются возможные ситуации образования дефицита средств и способы его устранения.
Полный финансовый план ОУ на один финансовый год В форме таблиц указываются все возможные траты средств из бюджета ОУ (заработная плата, налоги, услуги транспорта и связи, коммунальные платежи, оплата работ сторонних учреждений и прочее).
Источники финансирования Перечисление всех возможных источников дополнительного финансирования:

· собственные средства организации, полученные в рамках законной деятельности ОУ;

· бюджетные средства, направленные на осуществление госзадания.

Комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОУ Производится учредительными органами и управляющим составом, в рамках реализации основной деятельности учебного заведения.

При условии получения субсидий, необходимо отразить в плане ФХД способ освоения данных средств учебным заверением.

Утверждение плана ФХД образовательной организации

Утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации

Утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения проводится в следующей последовательности:

  1. Проект плана и его дубликат заверяются подписями руководителя учебного заведения, бухгалтера и составителя документа, а также гербовой печатью ОУ.
  2. Проект плана ФХД в двух экземплярах предоставляется в департамент государственного органа, выполняющего учредительные функции. Документ проверяется и утверждается в течение 5 рабочих дней.
  3. План проверяется комитатами по управлению инвестициями, представителями планово-экономических разделов и органами бухгалтерского учёта. В случае одобрения, уполномоченный орган визирует экземпляры документа и передаёт их заместителю главы отдела по согласованию. Если план необходимо доработать, он возвращается руководителю учебного заведения, который обязаны внести поправки в течение 2 рабочих дней.
  4. Если замечаний к составу документа нет, — заместитель передаёт оба экземпляра для дальнейшего утверждения директору департамента.
  5. В течение следующих 30 дней разрабатывается бюджет организации, и, в случае необходимости, в план могут вноситься поправки и коррективы. После формирования бюджета, подписанный и утверждённых план ФХД ОУ возвращается директору учебного заведения.

Согласно Требованиям No81н (пункты 21 и 22), директор учебного заведения сам может утвердить план финансово-хозяйственной деятельности в случае, если учредительный орган дал такое право. Такой метод практикуется в ОУ автономного типа.

Законодательством предусмотрен механизм свечения поправок в уже утверждённый план финансово-хозяйственной деятельности, который осуществляется в следующих случаях:

  • изменение размера бюджетного финансирования;
  • увеличение объёма внутренней прибыли организации;
  • фиксирование трат, не предусмотренных в плане ФХД.

В будущем ожидаются и другие поправки к нормативной документации, так как существующий шаблон имеет ряд недоработок, касающихся средств, поступающих в распоряжение ОУ на временной основе.

В плане ФХД бюджетные учреждения обобщают информацию об ожидаемых доходах и плановых расходах. Что учесть и как внести показатели в План бюджетному учреждению – в статье.

Для планирования на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов нужно применять новый порядок для плана ФХД.

Что изменилось в составлении плана ФХД на 2020 год

При подготовке планов ФХД на 2020 год руководствуйтесь новыми Требованиями, которые утвердил Минфин приказом от 31 августа 2018 г. № 186н (Требования №186н).

Новые Требования № 186н изменили форму плана, а также увеличили количество расчетов и обоснований. Также внесли коррективы в правила, по которым учреждения заполняют план ФХД. В частности, в показателях плана вместо КОСГУ отражают:

  • по строкам планируемых поступлений от доходов – коды аналитической группы подвида доходов бюджетов;
  • строкам планируемых выплат по возврату в бюджет остатков субсидий прошлых лет – коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов.

Кроме того учреждения теперь могут составлять план не только на три года, но и на более длительный срок. Это правило действует, если возникают обязательства, срок исполнения которых превышает три года. В форме плана для таких обязательств добавили колонку «за пределами планового периода».

По новым правилам план ФХД бюджетного учреждения вправе утверждать уполномоченное лицо учреждения, если учредитель не решит иначе. Прежний порядок такое право давал только руководителю учреждения. Для автономных учреждений правила, как утверждать ФХД, не изменили.

Порядок заполнения показателей в плане ФХД

Единые требования к плану финансово-хозяйственной деятельности утверждены приказом Минфина России от 31 августа 2018 г. № 186н. Также при составлении плана ориентируйтесь на Порядок, который установил учредитель. Он должен прописать сроки и правила, как составить проект Плана, утвердить План и внести в него изменения. Особенности для обособленных подразделений также определяет учредитель.

Федеральные учреждения формируют План ФХД в системе «Электронный бюджет» (письмо Минфина от 15.12.2016 № 21-03-04/75209). Но в некоторых ведомствах для работы с предварительным планом устанавливают специальный программный комплекс. Через него учреждения представляют все расчеты-обоснования, а учредитель проверяет их и согласовывает план. Например, так работает Минздрав (приказ от 09.12.2016 № 951н).

Региональные и муниципальные учреждения формируют План ФХД в региональных и муниципальных информационных системах.

Как заполнить показатели плана

План ФХД составляйте после того, как учредитель утвердит проект плана. При необходимости скорректируйте обоснования плановых показателей по поступлениям и выплатам и на их основе заполните План.

План ФХД состоит из двух разделов:

  1. Поступления и выплаты.
  2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг.

Раздел 1. Поступления и выплаты

В разделе укажите остатки средств на начало и конец года, поступления от доходов и возвратов средств, выплаты по расходам, выплаты, уменьшающие доход, и выплаты по возвратам.

По кодам КОСГУ или другим аналитическим кодам распределяйте показатели Плана, только если такую детализацию предусмотрел учредитель.

По кодам бюджетной классификации показатели распределяйте так:

  • поступления от доходов – по коду аналитической группы подвида доходов бюджетов;
  • поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет – по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • выплаты по расходам – по коду видов расходов (КВР);
  • возвраты в бюджет остатков субсидий прошлых лет – по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • уплата налогов с доходов или прибыли – по коду аналитической группы подвида доходов.

Раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг

В разделе раскройте общую сумму расходов на закупки из раздела 1. Укажите суммы контрактов, которые заключили или планируете заключить: по правилам Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ и без применения этих законов. Дополнительно раскройте суммы выплат по контрактам:

  • в разрезе источников финансирования – субсидии или другие источники, например, платная деятельность;
  • по годам начала закупки.

Образец плана ФХД бюджетного учреждения на 2020 год

Обоснование показателей плана ФХД бюджетного учреждения

К плану ФХД на 2020 год приложите обоснования (расчеты) плановых показателей, на основании которых он составляется. Учтите, что такие расчеты нужно приготовить не только по выплатам, но и по поступлениям.

Обоснования по доходам

Обоснования (расчеты) плановых показателей поступлений формируйте на основании расчетов предстоящих доходов от платной деятельности, средств ОМС, возмещений ущербов и других. Учитывайте задолженность перед учреждением на начало года по доходам и суммы полученных авансов по договорам, контрактам и соглашениям.

Важно запомнить! Не формируйте обоснования для доходов от субсидий на госзадание, на иные цели, на капвложения, грантов в форме субсидий. Данные по ним доводит учредитель

В обоснованиях формируйте плановые поступления:

  • от доходов – по коду аналитической группы подвида доходов бюджетов;
  • от возврата дебиторской задолженности прошлых лет – по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов.

Формы обоснований по доходам или требования к ним вправе установить. Если формы вам не довели, разработайте их самостоятельно.

Примеры обоснований по доходам с подсказками по заполнению:

Обоснования по расходам

Обоснования (расчеты) плановых показателей по выплатам формируйте на основании расчетов расходов. Учитывайте суммы, которые сложились на начало года:

  • по перечисленным авансам;
  • излишне уплаченным или излишне взысканным налогам, пеням, штрафам;
  • принятым и неисполненным обязательствам.

Формы обоснований по расходам или требования к ним доводит учредитель. Например, он может установить, что обоснования составляются раздельно по каждому источнику финобеспечения. Если формы вам не довели, разработайте их самостоятельно.

В обоснованиях формируйте плановые выплаты:

  • по расходам – по коду видов расходов (КВР);
  • по возвратам в бюджет остатков субсидий прошлых лет – по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • по уплате налогов с доходов или прибыли – по коду аналитической группы подвида доходов.

Также используйте дополнительную детализацию, если ее ввел учредитель, – по кодам КОСГУ или другим аналитическим показателям.

Расчеты делайте по видам расходов с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, которые используете для оказания услуг или выполнения работ. Учитывайте требования порядков, регламентов, паспортов оказания госуслуг, работ, а также требования ГОСТов, СНиПов, СанПиНов, стандартов.

Величину расходов на выполнение госзадания можете рассчитать с превышением нормативных затрат, которые определил учредитель. Главное, чтобы расходы не превысили общий объем субсидии.

Плановые показатели по каждому виду расходов считайте по правилам, установленным в пунктах 24–43 Требований к Плану ФХД. Например, расходы на повышение квалификации сотрудников определяйте исходя из цены обучения на одного сотрудника и количества обучаемых.

Примеры обоснований по расходам с подсказками по заполнению:

Утверждение плана ФХД бюджетного учреждения

Готовый План согласуйте с учредителем, если он предусмотрел такое правило (п. 4 Требований №186н).

План ФХД бюджетного учреждения утверждает уполномоченное лицо учреждения. Например, руководитель. Учредитель может предусмотреть другой порядок утверждения. Об этом сказано в пункте 46 Требований №186н.

Если у учреждения есть обособленные подразделения, на основе общего Плана оно утверждает План ФХД:

  • головного учреждения без учета обособленных подразделений;
  • каждого из обособленных подразделений.

Планы должны включать в себя показатели расчетов между головным учреждением и подразделениями.

План финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения — один из важнейших документов, регламентирующих деятельность бюджетных и автономных учреждений. Содержит сведения о планируемой на финансовый год (плановый период) финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

План финансово-хозяйственной деятельности называют сокращенно - План ФХД.

Разъяснение

Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного и автономного учреждений осуществляется на основании плана финансово-хозяйственной деятельности. Этот документ должен быть открытым и доступным (пп. 6 п. 3.3 Федерального закона N 7-ФЗ, п. 7 ч. 13 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ).

Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н утверждены требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, при установлении порядка вправе предусматривать дополнительную детализацию показателей Плана, в том числе по временному интервалу (поквартально, помесячно).

Утверждение плана ФХД (ниже пункты Приказа Минфина России от 28.07.2010 N 81н):

"21. План государственного (муниципального) автономного учреждения (План с учетом изменений) утверждается руководителем автономного учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения.

22. План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается руководителем государственного (муниципального) бюджетного учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. ".

План финансово-хозяйственной деятельности составляется на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период), после утверждения которого план финансово-хозяйственной деятельности при необходимости уточняется учреждением и направляется на утверждение органу, осуществляющему функции и полномочия его учредителя (либо по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, утверждается учреждением).

План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, при установлении порядка вправе предусматривать дополнительную детализацию показателей Плана, в том числе по временному интервалу (поквартально, помесячно).

Порядок составления Плана определяется органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения. Такой порядок, к примеру, утвержден: Приказом Россельхознадзора от 20.12.2013 N 634, Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1321, Приказом Минтруда России от 05.09.2013 N 447н, Приказом Минсельхоза России от 06.02.2013 N 42, Приказом Росимущества от 24.01.2013 N 16, Приказом Минздрава России от 18.01.2013 N 15н.

Определение из нормативных актов

"Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (п. 3.3 ст. 32):

"Государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов:

1) учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в них изменения;

2) свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;

3) решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;

4) решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;

5) положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;

6) план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;

7) годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения;

8) сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

9) государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);

10) отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.".

12.01.2020

Дополнительно

Превышение расходов бюджета над его доходами.

Документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

План финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) – один из главных документов, принимаемых внутри бюджетного учреждения для управления доходами и расходами. Он разрабатывается, утверждается и применяется в государственных и муниципальных заведениях. Рассмотрим, какие существуют особенности его составления, на что следует обратить внимание, какие показатели отражать в отчетности.

Законодательное обоснование

Документ, регламентирующий и контролирующий всю финансовую жизнь бюджетных организаций, по нормам российского законодательства является:

  • обязательным к составлению;
  • открытым и доступным.

Эти требования закреплены в подпункте 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом же законодательном акте отмечается, что учредитель вправе сам разработать порядок утверждения Плана ФХД, главное, чтобы он не противоречил требованиям Министерства финансов Российской Федерации.

Требования государства относительно ПФХД изложены в Приказе Минфина РФ № 81н от 28 июля 2010 г., последние изменения в который вносились в 2013 году. Этой нормой сегодня и надлежит руководствоваться учредителям при составлении и утверждении Плана ФХД.

В различных отраслях и ведомствах могут быть приняты дополнительные требования к составлению данного документа. Дополнительные коррективы могут вносить местные власти.

Права самой бюджетной организации:

Учредитель вправе единолично:

  • утверждать типовую форму данного плана;
  • дополнительно детализировать предусмотренные Минфином показатели финдеятельности;
  • установить лимит по срокам утверждения ПФХД.

Цель составления ПФХД

Главный финансовый документ, по которому функционирует бюджетное учреждение, План финансово-хозяйственной деятельности , составляется для решения следующих задач:

  • распределение объема поступающих и выплачиваемых средств;
  • приведение в равновесие финансовых показателей;
  • определение эффективности применения финансов, которые предоставляются учреждению;
  • контроль над кредиторскими задолженностями;
  • управление динамикой затрат и прибылей учреждения.

Средства, учитываемые в ПФХД

Планом финансово-хозяйственной деятельности учитываются следующие поступления:

  • деньги, полученные организацией за оказание различных платных услуг;
  • адресные субсидии, полученные от государства на конкретные цели;
  • иные субсидии;
  • спонсорские средства;
  • другие поступления из легитимных источников.

Время действия составленного ПФХД

Данный документ составляется ежегодно и утверждается, как правило, на следующий финансовый год. Возможно утверждение на дополнительный плановый временной промежуток, если на этот период принимается соответствующий бюджет. В такой ситуации все равно необходима ежегодная сверка и уточнение показателей, при изменениях производить переутверждение Плана.

Схемы утверждения Плана ФХД

В Приказе Минфина, содержащем требования к утверждению этого документа, содержатся варианты, которые позволяют по-разному утверждать этот план для бюджетных и автономных организаций:

  • бюджетная сфера – план утверждается учредителем, он может передать это право руководителю организации;
  • автономная сфера – основанием для утверждения Плана является заключение наблюдательного совета данного учреждения.

Структура Плана ФХД

Данные, входящие в План, должны быть, с одной стороны, сгруппированы, с другой, детализированы. Степень детализации разрешается устанавливать самому учреждению. Минфин требует только соблюдения определенных, относительно крупных групп затрат и прибылей. Необходимо планировать и учитывать показатели следующих направлений:

  • вознаграждение за труд;
  • другие начисления, касающиеся оплаты трудовой деятельности;
  • деньги за различные услуги – коммунальные, транспортные, связи и пр.;
  • арендная плата;
  • средства на содержание помещения и другого имущества;
  • пособия для выплаты населению в рамках социальной помощи;
  • перечисления другим государственным организациям;
  • покупка материальных и нематериальных активов;
  • операции с ценными бумагами (если это разрешено федеральным законодательством);
  • прочие услуги, расходы и выплаты, не противоречащие законодательству РФ.

Каждую из этих групп можно детализировать, например, рассматривать каждый вид активов по отдельности, по кодам и группам. Удобно провести детализацию в согласовании с бухгалтерией, чтобы одновременно решать вопросы и бухгалтерской отчетности, ведь отчет об исполнении данного плана требует более подробной детализации.

ВАЖНО! Совсем не обязательно составлять отдельный ПФХД по каждому источнику финансирования, за исключением субсидий (они учитываются отдельным документом).

Бюджетные доходы и расходы в Плане финансово-хозяйственной деятельности

В бюджетных учреждениях доходы и расходы довольно часто не связаны между собой. Получается, что нужно направить средства на возмещение расходов, не имеющих к доходам никакого отношения. Для этого в бухгалтерском учете применяется специальный счет 030406000, что оговаривается в пояснительной записке к ПФХД. В отчете выплаты из бюджета вполне могут не соответствовать затратам, понесенным бюджетным учреждением.

Но когда взаимосвязь есть, положение несколько меняется. Например, получая плату за сданное в аренду имущество, учреждение должно направить эти деньги, прежде всего, на содержание этого имущества (п. 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Остальные средства, полученные организацией из разных источников, поступают в ее полное распоряжение, их распределение следует запланировать в ПФХД по собственному усмотрению.

ТО ЕСТЬ: в Плане ФХД стоит предусмотреть дополнительные графы по отдельным видам расходов, учитывающие путь их возмещения, либо имеет смысл утвердить дополнительные формы для расшифровки затрат по источнику их обеспечения.

Порядок составления и утверждения ПФХД

Данный регламент приведен в Приложениях к приказу соответствующего министерства и ведомства. Он устанавливает порядок принятия и использования ПФХД:

  • его структуру;
  • обязательные реквизиты;
  • степень детализации;
  • типовую форму.

Порядок принятия Плана ФХД

  1. Учитываются стоимостные значения различных активов (по балансовым данным).
  2. В соответствующие графы вносятся финансовые показатели текущего состояния учреждения, по учитываемым активам:
    • движимое госимущество на праве управления учреждением;
    • недвижимое имущество, принадлежащее государству;
    • активы, переданные в аренду;
    • арендуемые фонды;
    • имущество, предоставленное в безвозмездное пользование и др.
  3. Учет показателей денежного состояния:
    • активы, не формирующие финансовой составляющей (имущество по остаточной балансовой стоимости на дату утверждения Плана);
    • денежные активы (задолженности по доходам и расходам);
    • различные обязательства.
  4. Планирование источников поступлений финансов: субсидии, инвестиции, платные услуги (перечень и расценки) и пр.
  5. Распределение плановых показателей:
    • на выполнение госзадания;
    • на определенные цели;
    • платные услуги;
    • на социальное обеспечение;
    • на иные цели.
  6. Учитываются остатки поступлений от предыдущих периодов (на основании ранее реализованных Планов ФХД).
  7. Если в план требуется внести изменения, необходимо составлять новый. Для внесения новых данных необходимы точные обоснования.
  8. План утверждается в течение 15 дней после принятие государством соответствующего бюджета на очередной год и/или плановый период.
  9. План должны подписать:
    • руководитель учреждения или уполномоченное лицо;
    • начальник финансовой службы (главный бухгалтер);
    • исполнитель документа.
  10. Подписи заверяются печатью.

  11. Согласование с профильным Министерством, утверждение министром или его заместителем, при необходимости отправление на доработку.
Рассказать друзьям