Что такое самоменеджмент? Самоменеджмент — что это Понятие самоменеджмент его составные части

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Каждый человек искренне желает добиться успеха в жизни. И это есть благородное стремление. Для активной предпринимательской деятельности человек имеет в своем распоряжении примерно всего 20-30 лет. Чтобы имеющееся ресурсы использовать с максимальной выгодой, полезно овладеть искусством «управления временем».

Самоменджмент - это искусство управлять собой, своим временем, что значит и подчинять окружающую действительность, заставляя работать на себя, добиваясь намеченных целей.

Основная цель - максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

Ключевым словом в самоменеджменте является «время».

Что же такое время и что оно значит в нашей жизни?

В деловом мире часто употребляют поговорку «Время - деньги». Но время - это не только деньги. Время более значимо, чем деньги. Время - это нечто такое же, как сама жизнь.

Очень актуальны высказывания и оценки представителей делового мира о значении времени, например, Б. Друккера: «Время - самый ограниченный капитал, и если не можешь им распоряжаться, не сможешь распоряжаться ничем другим». Не менее весомо высказался на эту тему А. Лэкейн: «Тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь».

Время так же имеет своё свойство:

1. Время необратимо.

2. Время нельзя накопить.

3. Время нельзя умножить.

4. Время нельзя передать.

5. Время проходит безвозвратно.

Иногда необходимо-важно становится осознать эту действительность.

Не правда ли, мы имеем весьма серьезное предостережение? Как распорядиться своим временем, на что его тратить?

Если овладеть искусством распоряжаться своим временем, в итоге можно придти к следующему:

1. Выполнение работы с меньшими затратами.

2. Лучшая организация труда.

3. Лучшие результаты труда.

4. Меньше спешки и стресса.

5. Больше удовлетворения от работы.

6. Рост квалификации.

7. Меньшая загруженность работой.

8. Меньше ошибок.

9. Достижение профессиональных и жизненных целей!

Сколько же мы его имеем, этого времени??

Время рассматривается как бесплатное добро, и каждый имеет изначально его в равном количестве в отличие от других видов ресурсов.

Важно умело распорядиться своим временным капиталом. Суммарный капитал любого человека состоит из рабочего и свободного времени. Трудовая жизнь человека ограничена во времени. Если считать, что она длится около 40 лет (с 20 до 60), при среднем количестве дней работы в году 220 и продолжительности рабочего дня даже 10 ч, то капитал рабочего времени составляет 88 000 ч (40 лет. 220 дн. . 10 ч). В свою очередь, капитал свободного времени за трудоспособный период в жизни человека составит 81 200 ч (40 лет. 145 дн. 14 ч).

Если сложить вместе капитал рабочего и свободного времени и исходить из реальных прогнозов, то в вашем распоряжении окажется не более 200 000 ч. Этот капитал необходимо использовать разумно, чтобы потом, на склоне лет, оглядываясь назад, не было «мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Умело распорядиться своим временным капиталом должен научиться каждый.

Итак, вы решили стать организованным человеком. Тогда надо взяться за изучение и точное исполнение самоменеджмента. Функции самоменеджмента . Решение своих проблем как в личной, так и профессиональной сферах можно представить в виде различных взаимосвязанных функций, которые, как правило, осуществляются в определенной последовательности.

Исходным моментом в реализации функций самоменеджмента является постановка цели.

Постановка цели означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию наших сил и активности на том, что должно быть достигнуто. Таким образом, цель описывает конечный результат. Цели представляют собой вызов вам и побуждают к действиям. Успех для предпринимательства состоит в знании цели.

Необходимо твердо запомнить: первейшая задача - это определение своих целей. Что нужно предпринять для их выяснения?

Для начала задайте себе следующие вопросы:

Каких целей вы хотите достичь?

Согласуются ли они между собой?

Существует ли так называемая высшая цель и определенные промежуточные цели на пути к главной?

Знаете ли вы, что сами можете сделать для этого и над чем еще вам надо работать?

Планирование использования времени . Планирование как составная часть задач и функций самоменеджмента означает подготовку к реализации целей и структурирование (упорядочение) времени.

Планирование своей работы означает выигрыш во времени, достижение успеха и большую уверенность в себе.

Станьте в своей деловой сфере сами для себя предпринимателем и планируйте использование ограниченного времени для достижения своих целей.

Опыт показывает, кто регулярно в течение 10 мин подготавливает свой рабочий день, тот может ежедневно экономить 2 ч, а также лучше справиться с важными делами.

Составлять план следует лишь на определенную часть своего рабочего времени, лучше на 60 %, 20 % времени необходимо отвести на непредвиденную активность (непланируемые действия) и еще 20% на спонтанную активность (на управленческую деятельность и творчество).

Планирование времени осуществляют на несколько лет вперед, год, квартал, месяц, декаду, день.

Любой план, как известно, подлежит выполнению, что обусловливает принятие решений.

Принятие решении по предстоящим делам предполагает выбор первоочередных задач и дел. Принять решение - значит установить приоритетность, т.е. определить, какие задачи имеют первостепенное, второстепенное и т.д. значение.

Итальянский экономист В. Парето установил, что за 20 % расходуемого времени в начале рабочего дня предприниматель, менеджер достигают 80 % результатов. Остальные 80 % затраченного времени приносят лишь 20 % от общего итога. Поэтому так важно в начале работы сосредоточиться на выполнении самых важных дел.

Преимущество работы по приоритетам состоит в том, что вы можете:

Работать только над действительно важными задачами;

Решать вопросы в соответствии с их неотложностью;

Концентрироваться на выполнении только одной задачи.

После принятия решения о выполнении составленных планов рассматривается вопрос о том, как овладевать трудовым процессом и реализовывать трудовую активность.

Реализация и организация личного трудового процесса . Эта функция само менеджмента может быть раскрыта при обсуждении распорядка дня руководителя.

Организация рабочего дня должна соответствовать принципу «Работа должна подчиняться мне, а не наоборот».

Рабочий день с точки зрения организации можно разбить на три периода:

Основная часть;

Правила начала рабочего дня.

1. Начинайте с хорошим настроением. Старайтесь для каждого дня находить какое-либо позитивное начало, поскольку тот настрой, с которым приступаете к предстоящим делам, имеет немаловажное значение для ваших успехов или неудач.

1. Хорошо позавтракайте и без спешки - на работу. Позволяйте себе обильный завтрак.

2. Начинайте работу по возможности в одно и то же время. Помните, что человек - пленник своих привычек.

3. Перепроверяйте составленный накануне вечером план дня.

4. Вначале - ключевые задачи.

5. Приступайте к работе без «раскачки».

6. Согласуйте план дня с секретарем.

8. Утром занимайтесь сложными и важными делами.

Правила хода рабочего дня.

1. Сокращайте свое собственное рабочее время за счет подготовки к работе.

2. Влияйте на фиксацию сроков выполнения работы.

3. Избегайте действий, вызывающих обратную реакцию.

4. Решительно отклоняйте дополнительно возникающие проблемы.

5. Избегайте незапланированных импульсивных действий.

6. Своевременно делайте паузы, соблюдайте размеренный темп работы (после 1 ч работы - 10 мин отдыха).

7. Небольшие однородные задачи выполняйте сериями.

8. Рационально завершайте начатое дело.

9. Максимально используйте временные промежутки.

10. Выделяйте время для себя (не менее 1 ч).

Правила завершения рабочего дня.

1. Завершайте несделанное.

2. Осуществляйте контроль за результатами и самоконтроль.

3. Составьте план на следующий день.

4. Домой - с хорошим настроением.

Радуйтесь предстоящему заслуженному отдыху после трудового дня. Наслаждайтесь дорогой домой и настраивайтесь на вечернее времяпровождение.

Самоконтроль итогов трудовой деятельности служит улучшению, в идеальном случае - оптимизации трудового процесса. Вы выявляете, были ли достигнуты поставленные цели, и вносите необходимые коррективы.

Всякая постановка цели и планирование своей деятельности эффективны настолько, насколько эффективны следующие за ними реализация и контроль за их исполнением.

Контролируйте регулярно свои временные планы! Контроль способствует мотивации труда (ощущению успеха) и задает импульсы для постановки новых вопросов и проблем.

Контролируя свои жизненные планы, цели и задачи, не забывайте, что все мы разные люди, поэтому и путь к достижению успеха (в предпринимательской деятельности) сугубо различен и для каждого свой.

Самоменеджмента это поиск своей индивидуальности (неповторимого стиля) для максимального использования своих внутренних ресурсов с целью достижения успеха.

Живите в гармонии с собой!

Самоменеджмент - это организация руководителем своей собственной деятельности; последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в повседневной практике, с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих же целей.

Самоменеджмент или самоуправление - это личное управление самим собой. Эффективное самоуправление связано как с человеческой природой, так и с организацией, социальным управлением. Целью самоменеджмента может считаться самоусовершенствование, в особенности развитие способности к самоконтролю для управления жизненными ситуациями.

Эффективный самоконтроль - это ключевой момент в процессе самоменеджмента, обеспечивающий возможность самореализации.

Если у менеджера постоянно возникают проблемы (концепция Э.Берн и Т. Харис), то это верный признак отсутствия самоменеджмента. Основные проблемы самоменеджмента выражаются в следующем:

  • 1. чрезмерная ответственность в связи с большим количеством обязательств, возникающая из-за неумения говорить «нет» и приводящая к утрате контроля над ситуацией;
  • 2. отсутствие полной самореализации из-за ежедневной рутинной работы, работы, не входящей в круг обязанностей менеджера (чужой работы), нежелание изменить ситуацию;
  • 3. неорганизованность (неумение управлять собой, контролировать время);
  • 4. стресс (нарушение сроков выполнения заданий, невыполнение дополнительных заданий, постоянная раздражительность и вспыльчивость, отсутствие энтузиазма в работе);
  • 5. ошибочные решения (перекладывание вины на обстоятельства и окружающих, как нежелание признать свою вину); не решение проблем; злоупотребление алкоголем, как способ уйти от надоевшей реальности и др.;
  • 6. дезориентация относительно цели (отсутствие цели в жизни и стремления к успеху), выполнение работы, не приносящей удовольствия и другие виды самообмана.

Выделяют следующие ключевые навыки менеджера, основанные на самоменеджменте (табл.18.1-1).

Таблица 18.1-1

Ключевые навыки и потенциальные ограничения эффективного самоменеджмента по М.Вудкок и Д.Френсис

Ключевые навыки самоменеджмента

Потенциальные ограничения эффективного самоменеджмента

1. Способность управлять собой (управлять временем, умениями, энергией, справляться со стрессами)

1. Неумение управлять собой

2. Разумные личные ценности, ясные или адекватные современные реальности

2. Размытые личные ценности (не хватает твердых оснований для суждений и следующих за ними действий, неготовность к нововведениям)

3. Четкие личные цели (ясность в вопросах личной и деловой жизни, реалистичные жизненные цели)

3. Смутные личные цели, приводящие к недооценке реальных альтернатив при совершении выбора

4. Постоянный личностный рост (восприимчивость к инновациям и возможностям)

4. Остановленное саморазвитие, отсутствие «роста над собой», что приводит к превращению деловой жизни в рутину

5. Навыки решать проблемы (наличие компетенций в выработке стратегий для решения современных проблем)

5. Недостаток творческого подхода, отсутствие креативного мышления

6. Высокая способность влиять на окружающих для обеспечения их поддержки, участия и влияния при принятии креативных, творческих решений

6. Неумение влиять на людей (взаимодействие требует настойчивости, гибкости, умения выражать себя и слушать других, если этого нет, то менеджер начинает обвинять других, конфликтовать и успех покидает его)

7. Современные знания о подходах к менеджменту.

См. выше п.4.

На уровне ежедневной практики способность к самоменеджменту представляет собой умение менеджера обеспечить и поддерживать:

  • 1. физическое здоровье, что зависит от отсутствия вредных привычек;
  • 2. энергичность и жизнестойкость;
  • 3. спокойный и сбалансированный подход к работе, личной жизни и др.;
  • 4. способность справляться со стрессом;
  • 5. эффективное использование времени.

К основным принципам самоменеджмента относятся: самопроизвольность; «погруженность» системы; направленность самоорганизации; ресурсная поддержка; концептоемкость; виртуальность; дополнительность самоменеджмента.

Самопроизвольность . Принцип является основополагающим и обеспечивающим появление эффекта в условиях управляемых систем. Учет этого принципа требует определенности в поведении менеджеров и обеспечивает благоприятные возможности для реализации на практике функций самоуправления.

«Погруженность» системы . Эффект самоорганизации, саморазвития возникает лишь в так называемых «погруженных» системах в свою внешнюю среду и зависит от состояния необходимых ресурсов и характеристики соответствующих отношений и в части доступа к ним. Кроме того, может быть ограничено число состояний по формированию любых систем следующими конечными результатами: для завершения работы; для «дома»; для личной жизни. Погруженность так же обеспечивает возможность возникновения эффекта самоорганизации.

Направленность самоорганизации . Принцип не гарантирует устойчивость самоформирующихся процессов, т.к. развивает параллельность: на работу; на себя (дом, семья, личная жизнь).

Ресурсная поддержка . При реализации этого принципа следует учесть несколько моментов: во-первых, самоменеджмент создавая конкретную горизонтальную систему должен дать ей самоопределиться, т.е. менеджер обязан стать на время наблюдателем; во-вторых, конкретная система решает проблемы обеспечения себя ресурсами и услугами; в-третьих, практическая система, реализовав свои внутренние задачи, способна закончить конкретную работу, не заботясь о конечных результатах.

Концептоемкость . Данный принцип представляет набор следующих положений: обязательное наличие гибкости; ассоциативность композиционного построения; сохранение иерархического вмешательства; самоуправляемость систем.

Виртуальность . Создание на основе самоорганизации новых объектов самоменеджмента.

Дополнительность самоменеджмента проявляется в развитии демократичности управления и в реализации принципа самоорганизации.

Таким образом, общесистемные аспекты самоменеджмента заключаются в обосновании феномена самоорганизации как нового качества при децентрализованном управлении, и особенно при самоуправлении.

ВВЕДЕНИЕ

1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Сущность, цели и функции самоменеджмента

1.2 Концепции самоменеджмента

1.3 Слагаемые эффективного самоменеджмента

2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Этика и социальная ответственность менеджера

2.2 Эффективное использование рабочего времени

2.3 Организация выступлений

2.4 Организация совещаний и приемы ведения деловых бесед

3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

3.1 Особенности самоменеджмента в зарубежных странах

3.2 Самоменеджмент в России

3.3 Практические приемы самоменеджмента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время менеджмент стал одним из важнейших атрибутов новой жизни нашей страны. Менеджмент в широком смысле – это управление организациями любой формы в условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества. Выделившаяся из широкой области менеджмента как науки и искусства управления тема самоменеджмента является весьма актуальной в настоящий момент времени. Появление самоменеджмента как такового продиктовано объективно складывающейся управленческой средой в стране, ускоренными темпами жизни и усиливающимся давлением внешней среды управления, также можно отметить влияние постоянно обновляющихся технологий управления, методик, открытий в сфере психологической науки. Каждому человеку вообще и в особенности тому, кто готовит себя к работе организатора-менеджера или уже является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию направленных и выполнимых задач. Даже в ситуации цейтнота можно благодаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день выделяя резерв времени (в том числе и для досуга) для действительно руководящих функций.

Нельзя не принять во внимание тот факт, что изменения в повседневной жизни и в управленческой сфере в частности повышают требования к управленческому персоналу, его профессионализму, обучению и переподготовке. Организации не могут взять на себя развитие всех навыков у всех менеджеров. Как отметили М. Вудкок и Д. Френсис , это привело бы к истощению ресурсов организации и подрыву ее стабильности. Поэтому поддержание своего постоянного роста и развития становится необходимостью каждого менеджера. Эту задачу и должен выполнять самоменеджмент.

Самоменеджмент изучает способы и технологии повышения эффективности управленческой деятельности руководителя. В его круг входит огромное количество направлений, связанных с планированием, использованием рабочего времени, проведением совещаний, способам самоконтроля и самомотивации и т.д. В данной работе акцент делается на изучении этики менеджера, правильном и действенном использовании рабочего времени, даются рекомендации по проведению выступлений, совещаний. Представляется, что данные вопросы будут занимать центральное место в планировании управленческой карьеры.

В настоящей работе рассмотрены различные концепции самоменеджмента, такие как подход Зайверта , на основе которого излагается сущность и функции самоменеджмента; исследована теория ограничений М. Вудкока и Д. Френсиса; дается анализ отечественных теорий; акцентируется внимание на концепции, направленной именно на карьеру, которая разработана немецкими авторами Швальбе. Слагаемые эффективного самоменеджмента раскрываются в работе К. Кинана «Самоменеджмент» . Этика и социальная ответственность менеджера проанализированы на основе исследований заслуженного деятеля науки России и профессора В.А. Абчука. Методы эффективного использования рабочего времени, организации выступлений и деловых совещаний подробно описаны Шейновым, Робинсом и Шипуновым. Далее в работе дается рассмотрение практического подхода к самоменеджменту, его недостатков и достоинств в зарубежных странах и России, дано описание применения приемов самоменеджмента на практике. Внимание уделено именно приему так называемого рефрейминга, психологическому методу решения проблем, а также даны советы, помогающие справляться управленцу справляться с негативной информацией.

Объектом исследования является менеджмент как наука и искусство управления в современном мире. Предмет исследования – это проблема самоменеджмента как нового направления в традиционном менеджменте.

Структура данной работы включает в себя такие разделы, как: современные научные взгляды на сущность самоменеджмента (рассмотрены в отдельном порядке сущность, цели и функции самоменеджмента, концепции самоменеджмента, слагаемые эффективного самоменеджмента); основные составляющие самоменеджмента (дается изложение описания этики и социальной отвественности менеджера, эффективного использования рабочего времени, организации выступлений и проведения совещаний и приемов ведения деловых бесед); в практической части работы охарактеризованы особенности самоменеджмента в зарубежных странах, освещается самоменеджмент в России и значительный акцент сделан на практических приемах самоменеджмента.

Цель исследования – осуществление помощи в закреплении навыков и приемов эффективного самоменеджмента. Цель достигается за счет ряда задач, выполнение которых предусматривает:

Обоснование понятие сущности и механизма функционирования самоменеджмента;

Анализ современных зарубежных и российских концепций самоменеджмента;

Выявление слагаемых эффективного самоменеджмента;

Описание этики и социальной ответственности менеджера;

Советы, применимые к организации выступлений, а также к проведению совещаний и приемам ведения деловых бесед;

Применение методов самоменеджмента на практике.


1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Сущность, цели и функции самоменеджмента

Начало научного осмысления проблемы самоменеджмента в отечественной управленческой и социологической литературе можно отнести к середине 90-ых годов. В одной из первых публикаций на эту тему В. Карпичевым была предпринята попытка «введения в проблему» самоменеджмента, выдвинуты на обсуждение некоторые контуры модели самоменеджмента. Несколько ранее понятие «самоменеджмент» было введено в научный оборот Л. Зайвертом, руководителем Института рационального использования времени в Германии. Интерес к этой проблеме не случаен. Он обусловлен логикой развития управленческих знаний.

Самоменеджмент как новое направление в современном менеджменте возник в ответ на изменения в управленческой ситуации в мире:

возрастание масштабов и динамизм изменений в предпринимательстве и бизнесе требуют от менеджеров освоения новых подходов и навыков управления, борьбы с возможностью собственного отставания, непрерывности саморазвития;

нарастание неопределенности, давления и напряженности в различных формах жизнедеятельности организаций и связанных с этим стрессов требуют от менеджеров умения управлять собой;

превращение творческого потенциала работника в самый ценный капитал организации выдвигает требование сохранения и развития этого потенциала, в том числе и самими работниками;

исчерпание возможности многих традиционных школ и методов управления ставит менеджеров перед необходимостью освоения современных управленческих приемов переоценки своего потенциала и работы над его развитием.

Очень важным фактом является то, что потребность в мотивации творческого потенциала каждого работника и невозможность удовлетворить ее в рамках традиционного менеджмента и усилиями самих организаций вызвали к жизни процесс социологизации и психологизации менеджмента, на волне которого и возникло направление самоменеджмента, открывающее перспективы для исследования и практической реализации индивидуальной деловой карьеры.

Теперь необходимо определить сущность самого понятия «самоменеджмент». Самоменеджмент – это последовательное и направленное применение испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального, осмысленного использования своего времени.

Соответственно основная цель самоменеджмента – максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

На самоменеджмент возлагается выполнение определенных функций, в виде которых представлено ежедневное решение разного рода задач и проблем. Функции находятся в определенной взаимозависимости и, как правило, реализуются в определенной последовательности.

Подобный процесс самоменеджмента представлен как своего рода круг правил, наглядно демонстрирующих связи между отдельными функциями самоменеджмента (рисунок 1)

Для каждой функции разработаны рабочие приемы и методы ее реализации, а также ожидаемый результат в виде выигрыша во времени. Все они составляют технику самоменеджмента.

Как видно из схемы, изображены два круга, включающие функции самоменеджмента, – внутренний и внешний.

самоменеджмент деловой этика



Рисунок 1.1 – Круг правил

Во внешнем круге обозначены пять правил:

1 – постановка целей (анализ и формирование личных целей);

2 – планирование (разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности);

3 – принятие решений (принятие решений по предстоящим делам);

4 – реализация и организация (составление распорядка дня и организация личного трудового процесса для осуществления поставленных задач);

Характеристика основных ресурсов личности, их связь с основными составляющими личности человека.

Функции самоменеджмента: характеристика

Чтобы достичь действительно значительных результатов, важно подходить к данному процессу осознанно и последовательно. Можно выделить следующие функции самоменеджмента:

целеполагание (нужно четко представлять себе конечный результат в реальном выражении, которого вы хотели бы достичь по итогам своей деятельности);



составление плана (разработка детальной "дорожной карты", которая определит ваши шаги на пути к намеченным целям);

принятие решений (каждый шаг сопровождается наличием нескольких альтернатив, из которых вы должны сделать выбор);

организация своего рабочего времени и пространства (вы должны выработать для себя удобный график работы и четко его придерживаться, не отвлекаясь на посторонние занятия);

постоянный самоконтроль (важно проводить анализ соответствия достигнутых результатов запланированных не только на конечном, но и на промежуточных этапах работы);

налаживание коммуникаций и каналов информации (это, пожалуй, одна из важнейших функций, которая тесно взаимосвязана со всеми остальными).

Постановка целей

Постановка целей – это выражение в виде четких намерений и в точных формулировках наших интересов, потребностей или задач, что помогает сориентировать действия и поступки на эти цели и на их выполнение. Для этого цель должна описывает конечный результат, а не те действия, которые необходимо выполнить. Даже самый лучший способ работы безнадёжен, если руководитель заранее чётко не обозначил то, к чему он стремится. Постановка цели - безусловная предпосылка планирования, а следовательно, и успеха - заключается в точном знании того, что, когда, в каких масштабах надо достичь. Осознание своих целей очень часто означает значительную самомотивацию для работы, т.к. цель даёт ясное представление о том, в каком направлении необходимо двигаться.

Постановка целей – это временный процесс, поскольку в течение деятельности предприятия может выясниться, что те или иные параметры изменились, а это приводит к необходимости пересмотра цели. Для самоменеджмента фундаментальное значение имеет осознание того, куда менеджер хочет прийти и куда он попасть не хочет (но куда его хотят привести другие). Если у руководителя существует осознанная цель, то туда же направлены и все неосознанные силы руководителя, т.е. цели служат концентрации сил на важных направлениях. “Случайные успехи хороши, но редки. Запланированные успехи лучше, поскольку они управляемы и случаются чаще”.



Нахождение цели

Для того чтобы добиться успеха, необходимо правильно выбрать цели. У каждой фирмы, у каждого менеджера есть одна основная, важнейшая цель, которая разбивается на множество небольших промежуточных целей низшего уровня, достижение которых обеспечивает достижение цели более высокого уровня и, в конечном счете, высшей цели. Нужно устанавливать ясные согласованные между собой цели, которые могут быть обращены в непосредственные действия, чтобы их можно было непосредственно планировать. Четко определенные, зафиксированные на бумаге цели автоматически приобретают обязательный характер, побуждают к постоянному анализу, перепроверке и ревизии.

Ситуационный анализ

Представляет собой своего рода реестр личных ресурсов (средств для достижения целей) и позволяет выяснить, что следует поощрять (сильные стороны) и над чем ещё надо работать (слабые стороны).

Путём анализа своих способностей менеджер определяет, что вообще он может сделать, т.е. каким личным потенциалом для достижения своих целей он располагает. С другой стороны, менеджер должен ясно представлять себе свои слабости, чтобы избегать действий, которые могут способствовать проявлению подобных «качеств», или принять меры к избавлению от этих недостатков. Помочь в этом может составление баланса своих крупнейших неудач и поражений и выделение, следствием отсутствия каких качеств они были. «Знать свои слабости – значит, укреплять свои сильные стороны».

Формулирование целей

Установка сроков воплощения целей и формулирование желаемых результатов. Это последняя ступень при постановки целей, когда формулируются конкретное практических целей для последующей стадии планирования.

Нельзя брать на себя слишком много, чтобы не погрязнуть в невыполненных делах. Следует устанавливать краткосрочные цели, согласованные с достижением долгосрочных глобальных целей.

Понятие и цель самоменеджмента

Самоменеджмент – это саморазвитие личности, основанное на самопознании, самоопределении, самоуправлении, самосовершенствовании, преодолении стереотипов сознания, самоконтроле и, как итог, самореализации в выбранной сфере деятельности. Это кропотливая и настойчивая работа над собой с целью включить в действие весь свой творческий потенциал, максимально использовать свои возможности и способности. Самоменеджмент – это последовательное и целенаправленное применение испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. И, наконец, самоменеджмент – это проявление воли, требующее иногда собственной перестройки. Нередко требуются немалые усилия над собой, прежде чем появятся первые результаты и станет видно, что труды не пропали даром. Никто не скажет, сколько ушло в небытие талантливых и гениальных людей, о которых мир даже не знает, потому что их природный дар не был подкреплен личным усердием, умением много и целеустремленно трудиться.

Цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать личные возможности, осознанно управлять ходом своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни. Планируя и рационально организовывая свою работу и жизнь, человек обеспечивает полезное и целесообразное использование своих духовных и физических сил.

Основные цели самоменеджмента:

· развитие умения управлять своей личностью, оптимально реализовывать свои знания и навыки, время, силы тела и духа;

· создание зрелой, стрессоустойчивой личности с четкой и адекватной системой жизненных ценностей;

· постановка ясных, достижимых целей в краткосрочном и долгосрочном периоде;

· закладка установки на самосовершенствование;

· прививание навыков к быстрой и адекватной оценке жизненных ситуаций, оперативному принятию решений;

· формирование нестандартного мышления и креативного подхода к видению реальности.

В переводе с английского management - управление. Получается, что самоменеждмент - это управление собой. Этот термин используется в разных сферах человеческой деятельности, но нас в данный момент интересует бизнес-сфера. В бизнесе, образовании и психологии самоменеджмент - это методы, навыки и стратегии, при помощи которых человек может эффективно направлять собственную деятельность на достижение целей.

Самоменеджмент включает в себя постановку целей, принятие решений, фокусирование, планирование, планирование личного времени, самопознание, самоорганизацию, самоконтроль, самообразование и многие другие составляющие. Иногда под самоменеджментом подразумевают правильную организацию собственной деятельности и рабочего времени, но самоменеджмент - это более широкое понятие, которое включает и эти аспекты тоже.

Самоменеджмент позволяет вам стать хозяином собственной жизни. Звучит немного пафосно, но так оно и есть. Многие жалуются на то, что они «плывут по течению» и не могут ничего изменить в своей жизни. А причину этого они ищут в окружающем мире, хотя правильнее всего искать ее в себе. Очень часто причиной наших неудач (в том числе и в построении квартиры) является неумение либо четко сформулировать, чего мы хотим, либо найти необходимые ресурсы для достижения целей.

Самоменеджмент призван помочь: поставить цель; найти ресурсы для ее достижения; подобрать наиболее эффективные методы использования этих ресурсов; целенаправленно и последовательно применять эти методы на практике;

Эффективный самоменеджмент требует наличия ключевых навыков и качеств, которые можно и нужно в себе развивать. Эти навыки были выделены Дэйвом Фрэнсисом и Майком Вудкоком, классиками эффективного менеджмента:

способность управлять собой, рационально использовать свои умения, энергию, время, противостоять стрессам;

ясные, разумные и адекватные современной реальности личные ценности;

четкие и реалистичные жизненные цели (как деловой, так и в личной жизни);

стремление к постоянному личностному росту, восприятию новых возможностей и ситуаций;

навык эффективного принятия решений и решения проблем;

изобретательность, творческий подход, умение генерировать и использовать новые, инновационные идеи.

Зачем необходим самоменеджмент в деловой сфере? Как он поможет вашей карьере? Среди непременных предпосылок успешного карьерного роста обычно называют целеустремленность, зачастую придавая этому слову негативный оттенок - мол, карьерист готов пойти по трупам ради повышения. Да, есть и такие, но чаще всего целеустремленный человек четко знает, чего он хочет и зачем ему нужна новая должность - не просто для записи в трудовой и повышения зарплаты (хотя и для них тоже), а для самореализации.

Вот тут-то и вступает в дело самоменеджмент. Обычно высокая должность предусматривает управление другими людьми - а как может управлять кем-то тот, кто не способен управлять собой? Кроме этого, карьерный рост подразумевает рост личностный - без саморазвития и работы над собой успешная карьера вам не светит.

Конечно, самоменеджмент - это настоящее искусство, и управлению собой нельзя научиться в один миг. Но можно начинать с малого - с правильной организации своего рабочего времени. Предлагаем вам несколько советов по управлению собой, своей деятельностью и временем:

Планируйте свой рабочий день заранее, расставляя приоритеты (важные и срочные дела; важные, но не срочные; срочные, но не важные; не важные и не срочные).

Сократите до минимума непродуктивное общение, которое отвлекает вас от дел. Отведите время для работы с корреспонденцией. Заведите органайзер (бумажный или электронный) для более эффективного планирования.Не бойтесь браться за новые дела. Следите за своем здоровьем - физическим и психологическим.Самоменеджмент - важная составляющая успешной карьеры.

24. Эффективность управления: факторы и оценка .

Эффективность управления – это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающейся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления). Причем эти показатели имеют как количественные, так и качественные характеристики. Эффективность деятельности управляющей системы должна быть выражена через показатели эффективности управляемой системы, хотя может иметь и свои частные характеристики.

Любые изменения в организации, осуществляемые аппаратом управления, должны отвечать определенным ее целям, достижения которых предопределяет, будет или нет эффективной работа организации.

По словам П. Друкера, результативность является следствием того, что «делаются нужные, правильные вещи», а эффективность – следствием того, что «правильно создаются эти самые вещи». Так, «Макдоналдс» определил способ приготовления гамбургеров с их невысокой себестоимостью и с устойчиво высоким качеством и этим достиг успеха.

Важной количественной характеристикой эффективности является производительность. Производительность – это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Она отражает комплексную результативность использования всех видов ресурсов (труда, капитала, технологии, информации). Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация смогла выжить и добиться успеха. Производительность определяет уровень жизни общества, величину налогов, социальные гарантии граждан страны, уровень инфляции.

Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации. Функциональное предназначение управления сводится к обеспечению эффективности основной деятельности, поэтому ее эффективность определяется степенью результативности самой организационной системы. Отсюда следует, что эффективность управления определяется степенью реализации целей организации и ее интегрального показателя - прибыли.

Эффективность управления представляет собой относительную характеристику результативности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели бывают как количественными, так и качественными.

В обществе на управление затрачиваются значительная часть трудовых ресурсов, причем наиболее активной их составляющей и профессионально подготовленной для выполнения такой сложной работы. Это положение объективно обуславливает необходимость повышать уровень рациональности использования ресурсов, всемерно сокращать затраты на них.

В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную.

Экономическая эффективность определяется отношением полученного результата к затратам.

Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары и услуги.

Исходя из этого, справедливо говорить об экономической и социальной эффективности управления.

Оценка эффективности управления предполагает наличие двух сторон эффективности: внешняя и внутренняя.

Внутренняя эффективность показывает, каким образом определенных потребностей сказывается на динамике собственных целей организации и отдельных групп ее участников.

Внешняя эффективность управления показывает, насколько организация соответствует требованиям ограничения внешней среды.

В практике управления складываются ситуации, когда требуется сравнить его эффективность с предшествующим периодом и родственными организациями с целью выявления динамики роста или падения эффективности и на ее основе принятия соответствующих мер по развитию основной деятельности или улучшению собственно управленческой. В этих случаях пользуются критериями и показателями эффективности управления.

Критерий (греч. - средство для суждения) - это качественный признак, на основе которого производится оценка; показатель - это конкретные количественные свойства или признаки, характеризующие эффективность управления.

Важнейшими критериями выступают показатели достижения запланированных результатов основной деятельности фирм и прибыли. Оценка эффективности управления должна быть комплексной и учитывать степень использования ресурсов и возможностей развития фирм, достижения производственных, экономических и социальных целей.

Алгоритм процесса оценки эффективности управления представляет собой последовательный ряд следующих действий:

вырабатываются цели оценки;

обосновываются критерии оценки;

определяется состав исходных данных, используемых в процессе оценки;

вырабатываются требования к критериям оценки;

выбираются методы расчета критериев;

проводится расчет количественной величины критериев, т.е. показателей, соответствующих тем или иным критериям.

Рассказать друзьям