Какой процесс получил название социальной мобильности. Факторы, влияющие на горизонтальную и вертикальную мобильность

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Статусные положения индивидов в социальной структуре общества не являются раз и навсегда данными. Любой из членов общества хотя бы раз течение жизни меняет свое статусное положение. Такие изменения статусов людей и групп в социальной структуре общества называются социальной мобильностью.

В самом общем виде социальная мобильность представляет собой любой переход индивида или социальной группы из одной позиции в социальной стратификации в другую.

Вертикальная и горизонтальная

Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Существуют следующие виды миграции по:

  • характеру — трудовая и по политическим мотивам:
  • продолжительности — временная (сезонная) и постоянная;
  • территории — внутренняя и международная:
  • статусу — легальная и нелегальная.
Межпоколенная и внутрипоколенная

По видам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную.

Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями.

Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой, , означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

Групповая и индивидуальная

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяют две формы мобильности: групповую и индивидуальную.

Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п.

Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, в то время как групповая — с предписанными, аскриптивными.

Каналы социальной мобильности

Могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. Причем в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), где решающим фактором экономического и социального развития становятся научные знания и информация, роль образования существенно возрастает (Приложение, схема 20).

Маргинализация и люмпенизация

В то же время следует отметить, что процессы социальной мобильности могут сопровождаться маргинализацией и люмпенизацией общества. Под маргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта. Маргинал (от лат. marginalis - находящийся на краю) при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные). В целом маргиналы как бы утрачивают свою социальную идентичность и потому испытывают большое психологическое напряжение. Люмпен (от нем. Lumpen - лохмотья), пытаясь в процессе социальной мобильности перейти из старой группы в новую, оказывается вообще вне группы, разрывает социальные связи и со временем теряет основные человеческие качества — способность к труду и потребность в нем (нищие, бомжи, деклассированные элементы). Следует отметить, что в настоящее время процессы маргинализации и люмпенизации получили заметное распространение в российском обществе, а это может привести к его дестабилизации.

Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности мобильности. П. Сорокин определял скорость мобильности как вертикальную социальную дистанцию или число страт — экономических. профессиональных, политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих свои позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность.

Соединив показатели скорости и интенсивности мобильности, мы получим совокупный индекс мобильности, который может быть рассчитан для экономической, профессиональной или политической области деятельности. Он также позволяет определять и сравнивать процессы мобильности, происходящие в разных обществах. Таким образом, процессы социальной мобильности могут принимать различные формы и даже носить противоречивый характер. Но вместе с тем для сложного общества свободное перемещение индивидов в социальном пространстве — единственный путь развития, в противном случае его могут ожидать социальное напряжение и конфликты во всех сферах общественной жизни. В целом социальная мобильность является важным инструментом анализа динамики общества, изменения его социальных параметров.

В течение жизни человек часто переходит из одного статуса в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности, под которой принято понимать совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статуса. Представьте себе, что в нашем общественном многоэтажном доме, или внутри пирамиды встроенные лифты. Сел в кабинку такого лифта и поднялся на несколько этажей вверх, или же, напротив, опустился вниз. Подобные перемещения и отражают суть социальной мобильности. А в качестве подобных лифтов могут выступать различные общественные организации – школа, армия, церковь. Перемещения могут осуществляться не только по вертикали. Это только один вид мобильности – вертикальная, которую, в свою очередь можно рассматривать как восходящую, если человек поднялся вверх, или нисходящую, если он опустился вниз общественной иерархии. Люди могут переходить из одной группы в другую и на одном этаже здания. Такой вид мобильности принято называть горизонтальная. Примером подобной мобильности может служить переход врача из одной поликлиники в другую, переезд в новый район города в связи с переменой квартиры и т.д.

Социальная мобильность может подразумевать изменение статуса детей по сравнению с их родителями; такая мобильность принято называть межпоколенной или долговременной (в зависимости от того, поднимаются дети по социальной лестнице или опускаются, она может называться восходящей или нисходящей); помимо этого, один и тот же человек на протяжении своей жизни может несколько раз поменять свою социальную позицию; такая мобильность будет называться внутрипоколенной или кратковременной.

Существуют и другие классификации мобильности: географическая (подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса), индивидуальная (перемещение человека, происходящее независимо от других лиц, его карьерный рост), групповая (коллективные перемещения, появление новых классов после революций или войн), организованная (перемещение человека или групп людей под управлением государства - раскулачивание, этнические чистки, насильственное переселœение), структурная (вызывается изменениями в организации производства и происходит помимо воли людей, к примеру сокращение или закрытие предприятия).

Существует несколько способов, к которым может прибегнуть человек в процессе социальной мобильности:

а) Изменение образа жизни . Для усвоения нового статусного уровня крайне важно: устройство квартиры, книги, машина и другие вещи, которые должны соответствовать новому статусу. Материальная культура - самый распространенный способ приобщения к более высокому статусному уровню.

б) Развитие типичного статусного поведения . Личность не будет принята в новый статус, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы без усилий следовать им. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться - всœе должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто специально готовят к усвоению поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам.

в) Изменение социального окружения . Налаживание контактов с отдельными людьми и группами того статусного слоя, в который интегрируется человек.

г) Брак с представителœем более высокого статусного слоя . Предоставляет возможность быстрого подъема. Такой брак может быть полезен только в том случае, если человек из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения.

В разные времена и эпохи уровень мобильности в обществе был различным. К примеру, в средневековом обществе он был крайне невысок. Человек был, словно бы, втиснут в рамки своего сословия, общины. Классический пример ограничения социальной мобильности в России – крепостное право. Подавляющее большинство жителœей российского государства, и крестьяне и посадские были прикреплены «Соборным Уложением» царя Алексея Михайловича к своему месту жительства. Более того, существовала еще и личная зависимость крестьян от помещиков. Во времена Петра Первого крестьянин не мог без паспорта отъехать более чем на 30 километров от своего дома. Прикрепляли петровские указы и священников к приходам и монахов к монастырям. Для многих средневековых обществ были характерны.подобные ограничения мобильности.

Но и в прошлые времена были примеры перемещения людей по социальной лестнице. Вспомним хотя бы историю патриарха Никона. Сын мордовского крестьянина Никита Минов сделал успешную карьеру в рамках церковной организации, возвысился до сана патриарха – главы Русской православной церкви. Или же А.Д. Меншиков – всœесильный фаворит и сподвижник Петра Первого. Простолюдин, в молодости торгующий с лотка пирожками, достиг высших в государстве должностей, обрел гигантское состояние, измеряемое в пересчете на современные цены 500 миллионами долларов. Но подобные примеры всœе-таки исключение из правил.

Современное общество считается обществом с высоким уровнем социальной мобильности. И действительно, люди перемещаются не только из одного района своей страны в другой, но и спокойно пересекают границы, получают образование за рубежом. Рост социальной мобильности – неотъемлемая черта сегодняшней жизни молодых россиян. В случае если в прежние времена люди могли всю жизнь прожить в своем селœе или маленьком городе, проработать на том же предприятии, что и их родители, то теперь такие явления – редкость. Введение в систему российского образования Единого государственного экзамена существенно повысило уровень мобильности. Выпускник, закончивший школу в отдаленной от столицы местности, может прислать результаты своего экзамена в любой столичный вуз, быть зачисленным в студенты. Способствует перемещениям людей и служба в армии. И нужно заранее быть готовым к тому, что придется менять место работы, быть мобильным, легким на подъем.

Нельзя не сказать и о таком факторе развития социальной мобильности как трудовая миграция. Люди переезжают их тех регионов, где трудности с поиском работы в регионы динамично развивающиеся, где существует традиционный спрос на рабочие руки.


  • - Социальная мобильность

    Теории классов и страт Понятие «класс» вошло в научный оборот в XVIII в. Но подлинным инструментом научного анализа категория стала, начиная с работ К. Маркса (1818–1883). Он рассматривал класс как социальную группу, характеризующуюся сущностью отношений собственности.... [читать подробенее]


  • -

    [читать подробенее]


  • - Социальная мобильность – это совокупность соци­альных перемещений людей в обществе с изменением их статуса.

    Существует несколько основных видов социальной мобильности: Вертикальная - это движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии. Горизонтальная - это... [читать подробенее]


  • - Лекция 5.Социальная стратификация и социальная мобильность

    ГЛОССАРИЙ Группа- социальная целостность, которая характеризуется одинаковыми условиями и характерными чертами функционирования. Класс- общности людей, выделяемые по отношению их к средствам производства и имеющие возможность одних присваивать труд других. ... [читать подробенее]


  • - Тема № 7: « Социальная структура. Социальная стратификация и социальная мобильность ».

    Учебные вопросы: 1. Понятие социальной структуры 2. Социальная стратификация 3. Социальная мобильность 1. Понятие социальной структуры Понятие «структура» восходит к латинскому слову «strueru», которое означает строить или соединять. Наиболее общим образом,... [читать подробенее]


  • - Лекция 6. Теория социальной структуры общества. Социальная стратификация и социальная мобильность.

    Основным звеном для всех социологических теорий является вопрос о социальной структуре общества, то есть вопрос о том, из каких слоев оно состоит. От того, из каких групп оно слагается, зависит тип общества и его устройство, кто занимает лидирующие, а кто – подчиненные... [читать подробенее]

    Мы уже знаем, что социальный статус- это определенная по­зиция человека в структуре группы или общества. У человека множество статусов. Совокупность статусов называется в науке статусным набором. Статусный набор каждого человека индивидуален, т. е. непо­вторим во всех... [читать подробенее]

  • А. В результате социализации у личности формируется шкала ценностей.

    Б. В процессе социализации индивид приспосабливается к социальной среде.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    2. Какому обществу присущ классовый тип социальной стратификации?

    А) античному

    Б) современным развитым государствам

    В) средневековым государствам Западной Европы

    Г) индустриальному

    3. Если, перемещаясь, человек не меняет социальный статус, то такое изменение можно назвать

    А) горизонтальной мобильностью

    Б) вертикальной мобильностью

    В) восходящей социальной мобильностью

    Г) нисходящей вынужденной социальной мобильностью

    4. Неотъемлемой составляющей воспитания дворянских детей было усвоение ряда правил «как подобает вести себя в обществе», что является примером

    А) соблюдения закона

    Б) сохранения традиций

    В) усвоения норм этикета

    Г) соответствия имиджу

    А) не зависит от антуража

    Б) отражает степень признания окружающими личных и деловых качеств

    В) оценка социальной позиции, занимаемой в обществе

    Г) является особой силой подчинения одних людей другим

    6. Важным фактором восходящей социальной мобильности русский социолог П.А. Сорокин считал

    А) стаж работы

    В) социальные связи

    Г) получение образования

    7. Подвергающийся агрессии со стороны родителей ребенок безропотно подчиняется им дома, а оказавшись на улице без присмотра, он совершает ряд необдуманных поступков, не принимая во внимание замечания старших. Этот случай можно рассматривать как пример

    А) девиантного (отклоняющегося) поведения

    Б) конформистского поведения

    В) адаптивного поведения

    Г) делинквентного поведения

    8. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?

    А. Основными социальными институтами современного общества являются семья и школа.

    Б. Социальный институт - это организованная система соподчинения с устойчивым комплексом норм, определяющих отношения между людьми.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    9. Понятие «личность» определяет человека как

    А) существо биологическое

    Б) создатель материальной культуры

    В) индивид, который несет ответственность за свои поступки

    Г) эмоционально-чувственная индивидуальность

    10. Если социальный статус передается по наследству, наделяя его обладателя социальными привилегиями, то это статус

    А) бюрократа

    Б) журналиста

    В) аристократа

    Г) военнослужащего

    11. К социальным потребностям человека относится потребность в

    А) престижной работе

    Б) общении

    В) одежде

    Г) жилище

    12. Девиантным или отклоняющимся поведением называют

    А) несоответствие поведения человека его социальному статусу

    Б) любое социальное перемещение индивида в пределах своей группы

    В) любое изменение в поведении человека как следствие перемен в его жизни

    Г) несоблюдение принятых в обществе норм

    13. Бывший владелец ресторана в северном городе приобретает отель на побережье. Это пример

    А) процесса социализации

    Б) процесса глобализации

    В) социальной мобильности

    Г) социальной поляризации

    14. По какому признаку выделена такая крупная социальная группа, как нация?

    А) религиозному

    Б) социально-классовому

    В) этническому

    Г) территориальному

    15. Основанная на кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью хозяйственной

    Деятельности, финансами и интересами, называется

    А) род

    Б) семья

    16. Какие социальные нормы иллюстрируют предписание: «Первокурсники должны пройти посвящение в студенты»?

    А) нормы права

    Б) устав института/университета/академии

    В) правила этикета

    Г) студенческой традиции

    17. Верны ли суждения о семье?

    А. Семья - социальный институт, влияющий на социализацию индивида.

    Б. Семья не способна смягчить давление внешнего мира.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    18. Объектом социализации является

    А) любая социальная группа

    Б) группа подростков

    В) человечество

    Г) социологи

    19. Сущность процесса социализации заключается в

    А) передаче накопленного опыта одного поколения другому

    Б) приобретении необходимых знаний, навыков и умений

    В) формировании шкалы ценностей и личных приоритетов

    Г) профессиональной ориентации

    20. К каким группам общества можно отнести классы?

    А) религиозным

    Б) этническим

    В) профессиональным

    Г) политическим

    ПОЖАЛУЙСТА РЕШИТЕ,ОЧЕНЬ СРОЧНО НАДО РЕШАЕТСЯ ОЦЕНКА ЗА ЧЕТВЕРТЬ И ЗА ГОД!УМОЛЯЮ РЕШИТЕ,ПОЖАЛУЙСТА ПРОШУ ВАС!)

    Общество в наши дни развивается быстрыми темпами. Это приводит к появлению новых позиций, существенному росту числа социальных перемещений, их скорости и частоты.

    Что такое

    Первым начал изучать такое понятие, как социальная мобильность, Сорокин Питирим. Сегодня многие исследователи продолжают начатую им работу, поскольку актуальность ее очень велика.

    Социальныя мобильность выражается в том, что позиция того или иного человека в иерархии групп, в отношении его к средствам производства, в разделении труда и в целом в системе производственных отношений значительно трансформируется. Это изменение связано с потерей или приобретением собственности, переходом на новую должность, получением образования, овладением профессией, заключением брака и др.

    Люди находятся в непрерывном движении, а общество постоянно развивается. Это обозначает изменчивость его структуры. Совокупность всех социальных перемещений, то есть изменений инидивида или групп, входит в понятие социальной мобильности.

    Примеры в истории

    С давних времен эта тема была актуальной и вызывала интерес. Например, неожиданное падение человека или его возвышение - излюбленный сюжет множества народных сказок: мудрый и хитрый нищий становится богачом; трудолюбивая Золушка находит богатого принца и выходит за него замуж, тем самым повысив свой престиж и статус; бедный принц вдруг делается королем.

    Однако движение истории определяют главным образом не индивиды, не их социальная мобильность. Социальные группы - вот что более важно для нее. Земельную аристократию, например, заменила на определенном этапе финансовая буржуазия, из современного производства люди, обладающие малоквалифицированными профессиями, вытесняются "белыми воротничками" - программистами, инженерами, операторами. Революции и войны перекраивали на вершину пирамиды поднимая одних и опуская других. Такие изменения в российском обществе произошли, например, в 1917 году, после Октябрьской революции.

    Рассмотрим различные основания, по которым можно делить социальную мобильность, и соответствующие ее виды.

    1. Социальная мобильность межпоколенная и внутрипоколенная

    Любое перемещение человека между или слоями означает его мобильность вниз или вверх внутри социальной структуры. Отметим, что это может касаться как одного поколения, так и двух-трех. Изменение позиции детей по сравнению с позициями их родителей - свидетельство их мобильности. Напротив, социальная стабильность имеет место тогда, когда определенная позиция поколений сохраняется.

    Социальныя мобильность может быть интергенерационной (межпоколенной) и интрагенерационной (внутрипоколенной). Кроме того, существует 2 ее основных типа - горизонтальная и вертикальная. В свою очередь, они распадаются на подтипы и подвиды, тесно друг с другом связанные.

    Социальныя мобильность межпоколенная означает повышение или, напротив, понижение статуса в обществе представителей последующих поколений по отношению к статусу нынешнего. То есть дети достигают в обществе более высокой или низкой позиции, чем их родители. К примеру, если инженером становится сын шахтера, можно говорить об интергенерационной восходящей мобильности. А нисходящая наблюдается, если слесарем-сантехником работает сын профессора.

    Мобильность внутрипоколенная - это ситуация, при которой один и тот же человек, вне сравнения с его родителями, несколько раз на протяжении жизни меняет свои позиции в обществе. Этот процесс иначе именуется социальной карьерой. Токарь, например, может стать инженером, потом начальником цеха, затем его могут повысить до директора завода, после чего он может занять должность министра машиностроительной отрасли.

    2. Вертикальная и горизонтальная

    Вертикальная мобильность представляет собой перемещение индивида из одной страты (или же касты, класса, сословия) в другую.

    Выделяют, в зависимости от того, какое направление имеет это перемещение, мобильность восходящую (движение вверх, социальный подъем) и нисходящую (движение вниз, социальный спуск). К примеру, повышение в должности - это пример восходящей, а разжалование или увольнение - нисходящей.

    Понятие социальной мобильности горизонтальной означает, что индивид переходит из какой-либо социальной группы в другую, находящуюся на одном и том же уровне. В качестве примера можно привести перемещение из католической в православную религиозную группу, смену гражданства, переход из родительской семьи в свою собственную, из одной профессии - в другую.

    Географическая мобильность

    Географическая социальныя мобильность является разновидностью горизонтальной. Она обозначает не изменение группы или статуса, а переезд в другое место при сохранении прежнего социального статуса. В качестве примера можно привести межрегиональный и международный туризм, переезд и обратно. Географическая социальная мобильность в современном обществе - это также переход из одной компании в другую с сохранением статуса (например, бухгалтера).

    Миграция

    Мы рассмотрели еще не все понятия, связанные с интересующей нас темой. Теория социальной мобильности выделяет также миграцию. О ней мы говорим тогда, когда перемена статуса добавляется к перемене места. Например, если житель деревни приехал в город для того, чтобы навестить своих родственников, то имеет место географическая мобильность. Однако если он переселился сюда на постоянное место жительство, начал работать в городе, то это уже миграция.

    Факторы, влияющие на горизонтальную и вертикальную мобильность

    Отметим, что на характер, который имеет горизонтальная и вертикальная социальная мобильность людей, влияют возраст, пол, уровень смертности и рождаемости, плотность населения. Мужчины, а также в целом молодые люди, более мобильны, чем пожилые и женщины. В перенаселенных государствах эмиграция выше, чем иммиграция. В местах с высоким уровнем рождаемости более молодое население и, следовательно, более подвижное. Для молодых людей свойственна в большей степени профессиональная мобильность, для пожилых - политическая, для взрослых - экономическая.

    Уровень рождаемости распределен по классам неодинаково. Как правило, у низших классов детей больше, а у высших - меньше. Чем выше по социальной лестнице поднимается человек, тем меньше рождается у него детей. Даже в том случае, если каждый сын богача займет место своего отца, в социальной пирамиде, на верхних ее ступенях, все равно образуются пустоты. Их заполняют выходцы из более низких классов.

    3. Социальная мобильность групповая и индивидуальная

    Различают также групповую и индивидуальную мобильности. Индивидуальная - это перемещение конкретного индивида вверх, вниз или по горизонтали по социальной лестнице, вне зависимости от других людей. Мобильность групповая - перемещение вверх, вниз или по горизонтали по социальной лестнице определенной группы людей. К примеру, старый класс после революции вынужден уступить новому господствующие позиции.

    Групповая и индивидуальная мобильность связаны определенным образом с достигаемыми и приписываемыми статусами. При этом индивидуальной соответствует в большей степени достигаемый статус, а групповой - приписываемый.

    Организованная и структурная

    Таковы основные понятия интересующей нас темы. Рассматривая типы социальной мобильности, выделяют иногда также мобильность организованную, когда перемещение индивида или групп вниз, вверх или по горизонтали контролируется государством, как с согласия людей, так и без него. К организованной добровольной мобильности можно отнести социалистический оргнабор, призывы на стройки и т.д. К недобровольной - раскулачивание и переселение малых народов в период сталинизма.

    От мобильности организованной следует отличать структурную, вызванную изменениями в самой структуре хозяйства. Она происходит помимо сознания и воли отдельных людей. Например, социальная мобильность общества велика тогда, когда профессии или отрасли исчезают. В этом случае большие массы людей перемещаются, а не только отдельные индивиды.

    Рассмотрим для наглядности условия повышения статуса человека в двух подпространствах - профессиональном и политическом. Любое восхождение госчиновника по карьерной лестнице отражается как изменение ранга в государственной иерархии. Увеличить политический вес можно также повышая ранг в иерархии партии. Если же чиновник принадлежит к числу активистов или функционалов партии, которая стала правящей после парламентских выборов, то у него намного больше шансов занять руководящий пост в системе муниципального или государственного управления. И, безусловно, профессиональный статус индивида повысится после получения им диплома о высшем образовании.

    Интенсивность мобильности

    Теория социальной мобильности вводит такое понятие, как интенсивность мобильности. Это число индивидов, которые меняют свои социальные позиции в горизонтальном или вертикально направлении за некоторый отрезок времени. Количество таких индивидов в - это абсолютная интенсивность мобильности, тогда как доля их в общей численности этой общности - относительная. Например, если мы посчитаем количество людей до 30-ти лет, которые разведены, то здесь имеет место абсолютная интенсивность мобильности (горизонтальной) в этой возрастной категории. Однако если мы рассмотрим отношения количества разведенных в возрасте до 30 лет к численности всех индивидов, это будет уже относительная мобильность в горизонтальном направлении.

    Подробное решение Параграф § 13 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2016

    Вопрос 1. Что называют обществом? Какие сферы деятельности людей входят в структуру общества?

    Общество – совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями. Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов и т. п.

    Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

    Каждая сфера включает в себя:

    Определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

    Социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);

    Сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

    Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

    Социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

    Экономическую (производительные силы, производственные отношения)

    Политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

    Духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

    Вопрос 2. Известно ли тебе общество, в котором отсутствует социальное неравенство? Почему люди объединяются в группы?

    Коммунизм - гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.

    Наиболее частыми причинами, которые заставляют людей объединяться в группы, являются следующие потребности: достижение каких-либо целей, усиление власти, обеспечение безопасности, общение, самоуважение, получение определенного статуса и т. д.

    Объединяясь в группы, люди чувствуют себя сильнее и увереннее в решении различных проблем. Объединение людей в группы может также увеличивать власть ее членов: то, чего трудно добиться одному, вместе добиться намного проще.

    Вопрос 3. По каким признакам (критериям) выделяют в обществе различные страты?

    Взаимосвязь основных элементов социальной сферы создаёт социальную структуру общества. Чаще всего такими элементами считаются большие социальные группы: классы, социальные слои, профессиональные группы и др.

    Эти группы не просто различаются между собой. Они образуют иерархическую систему: высшие, средние, низшие классы. В естественных науках такая вертикаль получила название стратификации (страта - слой). Затем этот термин стал использоваться в обществознании для обозначения социального расслоения общества. Графической моделью общества может служить пирамида: небольшой по численности верхний слой, более многочисленные средние классы и количественно преобладающие низшие группы. Однако для современных экономически развитых стран графической моделью скорее выступает ромб: в них существенную долю населения (более 60%) составляют средние слои населения.

    Такое расположение социальных групп свидетельствует об имеющемся в обществе социальном неравенстве. Социологи определяют его как неодинаковый доступ к основным ресурсам, которые, как известно, ограниченны.

    Основными критериями разделения общества на страты социологи считают доход, власть, образование и престиж. Иными словами, различают группы: по уровню дохода, включая и накопленный доход (богатство); по возможностям влиять на принятие политических решений, контролировать деятельность людей; по степени образованности; по престижности - общественной оценке значимости, привлекательности тех или иных социальных позиций. Как правило, на верхних позициях социальной лестницы концентрируются богатство, власть, престиж, часто представители высших классов имеют и хорошее образование. Однако ранговые позиции могут и не совпадать.

    Таким образом, основаниями стратификации могут служить только те показатели, которые позволяют построить I шкалу рангов: больше - меньше, лучше - хуже, престижно - непрестижно и т. д.

    Вопрос 4. В чём выражается социальное неравенство? Каковы его причины?

    Социальное неравенство - форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

    Проблема социального неравенства является в современном обществе одной из наиболее важных. Объяснения причин этого явления и его оценки различны. Согласно одной точке зрения в любом обществе есть особо важные и ответственные функции. Выполнять их может ограниченное число одарённых людей. Побуждая этих людей осуществлять данные функции, общество открывает им доступ к дефицитным благам. С этой точки зрения социальная стратификация неизбежна в любом обществе, более того, она полезна, поскольку обеспечивает его нормальную жизнедеятельность и развитие. Существует и другая позиция: социальное расслоение является результатом несправедливого общественного устройства, в основе которого лежит присвоение собственниками средств производства основных благ. Сторонники таких взглядов делают вывод: социальное расслоение должно быть ликвидировано, дорога к этому лежит через ликвидацию частной собственности.

    Вопрос 5. Какой процесс получил название социальной мобильности?

    Перемещения отдельных людей и целых групп в рамках социальной системы называют социальной мобильностью. Различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той же страты. Например, учитель биологии переквалифицируется в учителя географии. Вертикальная социальная мобильность выражается в движении по ступеням социальной лестницы. Причём это может быть как восхождение - в этом случае говорят о восходящей мобильности, так и движение вниз - нисходящая социальная мобильность. Продолжая наш пример, можем сказать, что преподаватель вуза, ставший заведующим кафедрой, осуществил социальное восхождение, а переход с должности ректора на преподавательскую работу - это снижение социального статуса. Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые группы.

    Вопрос 6. Что способствует продвижению по социальной лестнице?

    Какие же механизмы, или, как их называют социологи, лифты, способствуют восходящей социальной мобильности?

    Одним из них является брак с представителем более высокого социального слоя. Этот путь и сегодня считается многими одним из наиболее лёгких и коротких.

    Наиболее надёжным в экономически развитых странах является продвижение, связанное с получением образования. Именно хорошее образование обеспечивает в дальнейшем престижную и высокооплачиваемую работу.

    Существуют в обществе и политические механизмы социальной мобильности: вступление в правящую партию, активное участие в её работе, выдвижение на руководящие позиции, избрание в парламент или работа в правительстве.

    Есть и другие каналы социальной мобильности. Их тем больше, чем более открытым, динамичным является общество. Но и личные усилия значат немало. Чтобы получить хорошее образование, овладеть нужной профессией, проявить себя на политическом или ином поприще, требуется много труда, настойчивости, инициативности.

    Вопрос 7. Каковы основные признаки социальной группы?

    В процессе взаимодействий между людьми возникают многочисленные социальные группы. В социологии даются различные определения понятия «социальная группа». Одни авторы определяют её как совокупность людей, занимающих одну и ту же позицию в обществе или выполняющих одну и ту же роль. Другие подчёркивают, что группа - это собрание людей, взаимодействующих определённым образом на основе взаимных ожиданий соответствующего поведения.

    Таким образом, признаками социальной группы можно считать: наличие взаимодействия между некой совокупностью людей; регулирование отношений определёнными правилами, ожиданиями соответствующего поведения; осознание своей принадлежности к данной группе и признание этого другими.

    Вопрос 8. Назови основные виды социальных групп.

    В зависимости от положенного в основу различения групп критерия выделяют большие и малые, первичные и вторичные, формальные и неформальные группы.

    По оценкам социологов, оптимальная численность малой группы - 5-7 человек. При этом состав её, как правило, стабилен. Примерами малой группы могут служить семья, ученики одного класса, члены спортивной секции. Некоторые исследователи выделяют глобальные социальные группы - общности (народность). В малой группе люди устанавливают непосредственные личные контакты (каждый с каждым), в то время как в большой группе преобладают опосредованные связи. По этому критерию - характеру взаимодействия - группы подразделяют на первичные и вторичные. В первичной группе люди не рассматриваются лишь в качестве носителей определённых функций. Здесь каждый воспринимается во всей своей полноте, со всей совокупностью присущих индивидуальных черт. Отношения здесь регулируются преимущественно групповым мнением, сложившимися оценками. Во вторичных группах люди выступают уже не столько в качестве персон, сколько в своих функциональных предназначениях. К первичным группам можно отнести коллег по работе, устойчивую дружескую компанию. А вот членство человека в профсоюзе, политической партии говорит о его принадлежности к вторичным группам.

    Подобные группы (со своей конкретной общественной задачей, структурой, разделением функций, отделением руководства от непосредственных исполнителей) называются формальными.

    Продолжим нашу тему на примере. Допустим, что на одном предприятии небольшая группа молодых рабочих увлечена рыбалкой. Они часто встречаются в нерабочее время, вместе выезжают за город. В этой группе нет начальников и подчинённых, каждому интересно мнение других. Здесь ценят не столько за производственные успехи, сколько за душевные качества. Такую группу социологи назовут неформальной. Её же мы можем считать малой и первичной.

    Бывает, что формальная и неформальная группы совпадают, например дружный школьный класс, научная лаборатория, сотрудники которой поддерживают постоянные личные контакты.

    Малые первичные неформальные группы очень важны для каждого человека: под их влиянием (в первую очередь семьи) начинается усвоение социальных норм. Взгляды, оценки, которые складываются в этих группах, существенно влияют на мировоззрение и поведение личности.

    Вопрос 9. Какую роль в развитии общества играют социальные конфликты?

    Различают конфликты локальные (затрагивающие отдельные стороны общественной жизни), масштабные (охватывающие значительные сферы или даже всё общество), глобальные (в них втягивается большинство государств мира). В рамках отдельного общества наиболее масштабным конфликтом является социальная революция. Изучая историю, вы узнали многое о социальных революциях: о причинах их возникновения, проявлениях и последствиях. Нередко они были разрушительными. Нарушают сложившийся уклад жизни и менее масштабные конфликты. Именно это обстоятельство приводит многих исследователей к выводу об отрицательной роли конфликтов в общественной жизни. Не конфликт, считают они, а согласие, гармония, сотрудничество необходимы для общественного развития. Без них общество не может сохранять устойчивость, накапливать и передавать новым поколениям материальные и духовные ценности.

    Вместе с тем нельзя не учитывать и того, что конфликт несёт в себе не только разрушительное, но и конструктивное, положительное начало. Он сигнализирует о назревших противоречиях, при умелом его разрешении происходит улучшение ситуации, открываются возможности для дальнейшего развития.

    Вопрос 10. Составь социальный портрет типичного представителя среднего класса в нашем обществе, используя следующие показатели: образование, семейное положение, источники и средний размер доходов, место проживания (город, село), жилищные условия, формы проведения досуга.

    Типичный представитель среднего класса:

    Образование - высшее или средне-специальное, необходимо повышение образования;

    Сем. положение – женат, имеет 1-2 детей;

    Источники и средний размер доходов – официальная работа + подработка; 30-40 тыс. руб.

    Место проживания – город;

    Жилищные условия – 2-х комн. квартира;

    Формы проведения досуга – на даче, в деревне. редко за границу.

    Вопрос 11. Представь себе общество, в котором главными критериями стратификации были бы возраст и уровень образованности. Какие группы населения, на твой взгляд, заняли бы более высокие позиции, а какие оказались бы в нижней части социальной лестницы?

    Если бы это произошло, то существовало бы несколько групп. Первая, люди 40-45 летнего возраста, с двумя-тремя высшими образованиями, имеющие должный опыт работы. Вторая ступень, это люди 30-35 лет с одним или двумя высшими образованиями, работающие на благо общества. Третья страта, люди 20-25 лет, которые получают образование в данный момент или только что получили его и заняты трудоустройством. Как правило организации не доверяют молодым специалистом и поэтому им сложно найти подходящую работу. Четвертая ступень, ученики и студенты - от 7 до 20 лет, эти дети только учатся и у них все впереди здесь еще тяжело судить об уровне интеллекта. И низшая страта, это люди с несчастной жизнью, которые не имеют возможности учиться они вынуждены скитаться, выживать.

    Вопрос 12. Некоторые социологи считают, что образование сегодня можно купить, оно - производное от дохода и поэтому не может входить в число основных критериев социального расслоения. А как считаешь ты? Свой ответ поясни.

    Образование в наше время можно купить за деньги. Это может быть диплом, аттестат и др. Но когда этот человек пойдёт на купленный диплом или что-то другое устраиваться на работу, то скорей всего его не примут так он не умеет ничего по своей специальности делать. Поэтому оно может входить в число критериев соц расслоения.

    Рассказать друзьям