Естественное и социальное неравенство людей является основой. Причины и проблемы социального неравенства. Социальное неравенство – что это

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Абдулина А.

Абдулина А.

Проблема социального неравенства в истории европейской философии

Абдулина А.

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Медведева Е.Н..

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Проблема социального неравенства в истории европейской философии

Абдулина А.

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Медведева Е.Н..

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Поверхностный взгляд на окружающих людей уже дает основания говорить об их несхожести и индивидуальности. Люди различаются по полу, темпераменту, цвету волос и глаз, возрасту, уровню интеллекта и многим другим признакам. Природа наделила каждого из нас уникальными талантами и способностями. Один может играть на скрипке, другой поднимать непосильные тяжести, третий иметь превосходную логику и мышление, а кто-то стал немощным инвалидом. Различия между людьми, которые обусловлены их психическими и физиологическими особенностями называются естественным.

Различия данной категории не безобидны. Порой они являются причиной появления неравных отношений между индивидами Неравенство, которое вытекает из естественных различий, является первой формой неравенства. Оно проявляется не только у людей, но и у животных. Некоторые исследователи полагают, что социальное неравенство это мифологический конструкт современного общества .

Так как речь идет о человеческом обществе, то главное здесь то, что социальное неравенство неразрывно с другими понятиями, такие как социальные различия и социальная дифференциация.

Социальными различиями называют те характеристики, которые и были ранее порождены социальными факторами:

· Уклад жизни;

· Разделение труда;

· Социальные роли и тому подобное.

Все то, что ведет к различиям в той или иной степени связано с собственностью, уровнем получаемого дохода, властью, образованием и достижением социального статуса.

Любой организованный социальный институт стремится к сохранению неравенства. Ведь в именно этом многие видят упорядочивающее начало, без которого немыслимы социальные связи и интеграция в общество чего-то нового.

Неравенство существует в любом обществе между людьми. Это естественный и закономерный процесс. В каждом обществе есть люди, которые различаются по своим способностям и интересам, по своим финансовым возможностям и наличию образованию. Именно поэтому проблема происхождения социального неравенства, его устройство и отношения между индивидами вызывало такой большой интерес у мыслителей и политиков и даже обычных обывателей, которые рассматривают социальное неравенство, как вершина несправедливости.

История общественно мысли часто объясняло неравенство людей с разных точек зрения: изначальное неравенство душ, несовершенство человеческой природы, божественное провидение и другие.

Исторический ход развития всей социологии, также как и ход истории одной из ее дисциплин - социального неравенства, уже насчитывает более одного века. При этом, задолго до XIX века, ученые и философы задумывались над природой отношений между людьми, над проблемой справедливости и несправедливости неравенства, над участью большинства и так далее.

Первым ученым, выдвинувшим свое видение социального неравенства, был древнегреческий философ Платон. В своем труде «Государство» Платон ясно изложил мысль того, как он понимает существование неравенства в обществе во времена его жизни. Так, основной идеей данного труда являлось то, что по мнению философа, государство - это два неравных образования. Одно из них - это бедные, второе - богатые. Но хоть эти две группы такие разные, они живут вместе, и обязательно во вражде друг другом. Оба образования преследует неуверенность и страх.

Платон считал, что правильное государство научно обосновывается и потому можно создать внутри него общество, которое будет брать за основу своей жизни принципы справедливости, обеспечивать социальную стабильность и внутреннюю дисциплину.

Платон разделил всех граждан на три неравных между собой класса:

· Правители - философы. Они управляют государством, разрабатывают новые пути развития общества.

· Воины - защитники. Основная цель данных слоев общества состоит в охране государства от врагов (внутренних или внешних).

· Чиновники - работники. Они занимаются земледелием, ремесленничеством. Именно в этих слоях работают врачи, актеры и так далее. Они материально обеспечивают государство, так как основная их цель - добыча ресурсов для жизнеобеспечения.

Разработав подробную теорию общественного и личного воспитания воинов и философов, Платон ни в коем случае не относил ее к так называемым работникам. Платон был убежден, что частная собственность должна быть уничтожена, благодаря чему и будет упразднено неравенство.

Платон считал, что в основе классового разделения общества лежал функциональный принцип. Платон выдвинул идею, что высокостратификационное общество характеризуется следующими параметрами: чертами правящего класса является равенство шансов или возможностей, отсутствует частная собственность и все население сконцентрировано на общем благосостоянии. Но идея Платона была не единственной в эпоху Античности.

Древнегреческий философ Аристотель также занимался вопросом социального неравенства. О своих размышлениях на данную тему, он повествует в работе «Политика» . Именно здесь он выделил три классовых элемента, входящие в государственное устройство:

· очень богатый класс;

· очень бедный класс;

· средний класс.

Именно средний класс Аристотель выделял как самый лучший. Почему? Потому что, по его мнению, представители данного класса по условиям своей жизни больше подготовлены следовать рациональному принципу. Из полярно неравных бедных вырастают в будущем заядлые преступники, а из полярно богатых - мошенники.

При этом средний класс был лучшим и с точки зрения государства. Оно более многочисленно и достаточно сильное, чтобы «перевесить чашу весов в нужную сторону». Средний класс стабилен и отлично управляется.

Однако Аристотель призывал все слои думать о бедных, так как именно этот класс является «врагом» государства. Там, где бедняков больше, государство всегда будет иметь врагов в любых внутренних и внешних делах. Именно бедность порождает хаос в государстве и является началом всех осложнений. Государство, которое не борется с бедностью, становиться нестабильным и просто обречено на гибель и разруху. Аристотель был противником неравенства в обществе. Он негативно был настроен как к беднякам, которые лишены прав и собственного имущества, так и к богачам. Идеальной формой правления государства он представлял в тех моделях, где полностью отсутствует корыстное использование власти. Сама по себе власть служила всему обществу, и потому Аристотель причислял к способным на это граждан только из среднего класса - «политию».

Выдвигая одну идею за другой, Аристотель считал, что общество и государство должно стремиться к выравниванию собственности, а не к полному равенству. Именно поэтому Аристотель так сильно хватил средний класс. Это сильная группа, и она точно может стать главенствующей. В государствах, где у одних много средств и ресурсов, у других - нет ничего, ни собственности, ни денег, проявляются два типа политического режима:

1. «Олигархия» - в данном режиме все осуществляется только в интересах богатых граждан.

2. «Демократия» - данный режим предполагает действия в интересах городской бедноты.

Не зависимо от того, какой режим в государстве, его он доходит до своей крайности, то это приводит к «тирании».

Таковы взгляды древнегреческих философов, которые и по сей день актуальны, например, в социологии.

Если же речь заходит о представителях эпохи Возрождения, которые решили высказать свое мнение по поводу социального неравенства, то главенствующую позицию здесь занимают взгляды итальянского мыслителя Н. Макиавелли. Одно из самых его знаменитых произведений, которые лежат в основе ведения политики, является сочинение «Государь» .

Макиавелли наблюдал, что негативное отношение, высокая нервозность и напряженность между элитарным слоем общества и народом является результатом, который и объединяет обе категории и это боязнь друг друга.

Макиавелли был всегда на стороне средних и высших слоев итальянского города. Так как они представляли собой уверенную и сплоченную силу, готовую к изменениям и работы ради общества, а не ради личного заработка.

Английский философ-материалист Т. Гоббс всегда подчеркивал равенство, что все люди равны, и первое, что нужно сделать для объединения государства и его развития, это заместить неравенство во власти и привилегиях. То есть, люди стремятся к власти только потому, что она дает им привилегии, а так как человек - это существо ненасытное в своих желаниях, то такая система и является пагубной для государства.

Т. Гоббс рассматривает государство как результат заключенного общественного договора между людьми. Этот «контракт» представляет собой передачу прав правления одного человека другому. То есть, граждане добровольно отказываются от власти, тем самым ограничивая свои права и свободы в пользу государства, цель которого только одна: обеспечить на территории своей страны мир и безопасность. Т. Гоббс считает, что выбранный властитель правит, но руководствуется только законами и при полном согласии своих подчиненных и подданных. Роль государства по Т. Гоббс превозносится. Философ считает его абсолютным сувереном. Если такое государство будет существовать, то в ее «идеальном обществе» не будут находится привилегированные классы, так как они не разрешены и являются первым толчком к разложению равенства прав .

Данная теория долго имела сторонников, и сегодня находит среди граждан авторитет, но стоит заметить, что это были не единственные взгляды ученых на проблему социального неравенства.

Так, Д. Локк, И. Бентам, Ж.-Ж. Руссо и Г.В.Ф. Гегель также уделили внимание вопросам социального неравенства в своих философских теориях. Все они признавали, что вопросы социального неравенства - это серьезная проблема для государства.

А. Сен-Симон первым увидел и осмыслил основу общества в промышленном производстве (индустрии). Он смог не только понять, но и обосновать роль экономической деятельности формами собственности в формировании классов. Он впервые ввел термины «индустриализация», «индустриальное (промышленное) общество». Заслуга А. Сен-Симон в том, что он сможет заложить в социологии ту «парадигму производства», которую смогли продолжить в своих учениях известные мыслители О. Конта, и К. Маркса, и М. Вебера .

Первым, кто начал исследовать проблемы неравенства в обществе, был Огюст Конт . Он разработал теоретико-методологические идеи структуризации общества. Именно у О. Конта в известнейшей работе «Система позитивной политики» были изложены основные аспекты данной проблемы.

Так, социальные образования предполагают кооперацию, которая и основана на разделении труда. Оно же и является по О. Конту, фундаментальным социальным фактом. Разделение труда - «самое главное условие нашей социальной жизни».

О. Конт утверждает естественный, вечный и неустранимый характер выстроенной социальной иерархии. Это тот самый противоестественный характер идеи социального равенства. Процесс деления общества на классы вытекает из разделения управленческих и исполнительских функций. Мыслитель обозначает все классы по-разному, но у них есть две наиболее общие неравные между собой категории:

· Руководители;

· Исполнители.

О. Конт рассматривал общество его времени и выделял в них 2 наиболее значительные категории: патрициат и пролетариат. В каждой из них мыслитель объединил более мелкие социальные группы. Например, банкиры, управляющие капиталами, и предприниматели относятся к патрициатам. Предприниматели также делятся на несколько групп: промышленные и сельскохозяйственные.

О. Конт выделяет классы на основе критериев власти, собственности и престижа. Политическая власть должна быть в руках людей, которые занимаются руководством промышленности. Именно у капиталистов находятся все необходимые средства, а значит и политическая власть должна принадлежать им. Хоть и О.Конт предполагает возможность возникновения неэтических поступков со стороны светской власти, но он все еще надеется на существование духовной власти, даже в условиях вражды со светской.

О. Конт выдвигает гипотезу исчезновения средних классов, так как он не находит для среднего класса место в обществе, которое должно быть построено на «позитивной» философии и социологии. Он предполагает, что «Лучшие» мелкие собственники должны влиться в класс капиталистов, между тем остальные обязаны пополнить рады класса пролетариев. Только таким образом общество будет состоять только из богатых и бедных, где на обязанности богачей будет возложена лишь возможность улучшить участь бедных.

Зарождение такого направления в социологии, которое изучает социальное неравенство тесно связано с ученым по имени К. Маркс . Именно он глубоко обосновал классовую структуру общества. Ученый является классическим представителем теории классового анализа. Именно в социальном неравенстве Карл Маркс видит причины возникновения классового конфликта.

У К. Маркса и его последователей классы представляют собой социальные общности, а вызванная форма проявления конфликта — классовая борьба. Этот конфликт, возникающий между классами, появился из-за оформления антагонистических противоречий, которые крепко закреплены в политико-экономической системе.

В известных на сегодняшний день работах К. Маркса, «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850», «Манифест Коммунистической партии», «Капитал» и других он проанализировал структуры капиталистического общества. Он смог выявить условия, которые требуются для образования классов.

Так, основная концепция класс указывает на ранее переосмысленное экономическое неравенство. Именно оно является объективным и единственным фактором устройства общества. Потому классовая принадлежность определяется объективными условиями, а не ранее принятым представления людей о принятой социальной позиции.

Именно К. Маркс наполнил понятие «класс» четким экономическим содержанием. Так, основными классами, по мнению ученого, являются капиталисты и наемные рабочие. Именно между этими группами изначально существует конфликт, а все потому, что они имеют совершенно разные экономические и политические интересы. Выдвинутая теория предрасполагает к тому, что общество рассматривается в целом как постоянный конфликт.

К. Маркс в своем произведении «Манифесте Коммунистической партии» создает теорию исторического процесса. В основе данного предположения как раз и лежит классовая борьба, которая и будет являться толчком ко всем возможным преобразованиям. К. Маркс отмечал, что все новое, которое предположил он, состояло лишь в доказательстве следующих факторов:

1. Существование классов связано с историческими фазами развития производства.

2. Классовая борьба неизбежно приводит государство к диктатуре пролетариата.

3. Диктатура и является переходом к уничтожению всех классов и к обществу без классового неравенства.

На сегодняшний день в исследованиях социального неравенства структуры общества особое внимание получает стратификационный подход. При этом наибольшее развитие социального неравенства, и стратификационного подхода получила идея М. Вебера и многомерный подход П. Сорокина и П. Бурдье.

Социолог П. Сорокин объяснял неизбежность социального неравенства внутренними биопсихическими процессами людей, окружающей средой, неравным положением, коллективностью жизни индивидов. Все это требует организации отношений и поведения, что и ведет к расслоению общества на две группы: управляющих и управляемых .

Выводы

По сей день социальная структура общества - это хрупкий механизм, и она не может быть обоснована из-за постоянной своей подвижности. Обосновать ее работу нельзя, только лишь опираясь на классовый и социально-стратификационный подход. Такая однозначность позволила бы представить лишь упрощенную модель социального неравенства, и это бы никак не соответствовала реальному положению вещей.

Социальное неравенство является неизбежным и необходимым условием существования общества. Оно проявляется на всех этапах своего исторического развития, и меняется только формы и степень социального неравенства. Если бы не существовало социального неравенства, то у индивидов не было бы желания заниматься сложными и трудоемкими видами деятельности, повышать свою квалификацию. С помощью неравенства в доходах, общество побуждает индивидов к нужным, но трудным профессиям, используя для большей стимуляции систему поощрения более образованных и талантливых.

В чём выражается социальное неравенство? Каковы его причины?

Ответ

Социальное неравенство - форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Проблема социального неравенства является в современном обществе одной из наиболее важных. Объяснения причин этого явления и его оценки различны. Согласно одной точке зрения в любом обществе есть особо важные и ответственные функции. Выполнять их может ограниченное число одарённых людей. Побуждая этих людей осуществлять данные функции, общество открывает им доступ к дефицитным благам. С этой точки зрения социальная стратификация неизбежна в любом обществе, более того, она полезна, поскольку обеспечивает его нормальную жизнедеятельность и развитие.

Существует и другая позиция: социальное расслоение является результатом несправедливого общественного устройства, в основе которого лежит присвоение собственниками средств производства основных благ. Сторонники таких взглядов делают вывод: социальное расслоение должно быть ликвидировано, дорога к этому лежит через ликвидацию частной собственности.

Аспекты неравенства

Неравенство в человеческом обществе выступает в качестве одного из актуальных объектов социологических исследований. Его причины также кроются в нескольких основных аспектах.

Неравенство изначально подразумевает собой разные возможности и неравный доступ к имеющимся общественным и материальным благам. Среди таких благ выделяют следующие:

  1. Доход – представляет собой определенную сумму денежных средств, которые получает человек за единицу времени. Зачастую, доход – это непосредственно заработная плата, которая выплачивается за произведенный человеком труд и затраченные физические или умственные силы. Помимо труда это может быть также владение собственностью, которая «работает». Таким образом, чем ниже доход человека, тем на более низком уровне он находится в иерархии социума;
  2. Образование – комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных человеком за время его пребывания в учебных заведениях. Уровень образования измеряется числом лет обучения. Они могут варьироваться от 9 лет (неполная средняя школа). Например, профессор может иметь за спиной более 20 лет образования, соответственно он будет стоять гораздо выше по уровню, чем человек, окончивший 9 классов;
  3. Власть – возможности индивида к навязыванию своего мировоззрения, точки зрения более широким слоям населения, независимо от их желания. Уровень власти измеряется количеством людей, на которое она распространяется;
  4. Престиж – это положение в обществе и его оценка, которая сложилась на основе общественного мнения.

Причины социального неравенства

Многие исследователи на протяжение долгого времени задавались вопросом о том, а может ли общество в принципе существовать, если в нем не прослеживается неравенство или иерархия. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в причинах социального неравенства.

Различные подходы по-разному интерпретируют это явление и его причины. Проанализируем самые влиятельные и известные.

Замечание 1

Функционализм объясняет явление неравенства исходя из многообразия социальных функций. Эти функции присущи разным слоям, классам и общностям.

Функционирование, развитие общественных отношений оказываются возможны только при условии разделения труда. В данной ситуации каждая социальная группа осуществляет решение жизненно важных для всего социума задач. Одни занимаются созданием и производством материальных благ, а деятельность других направлена на создание духовных ценностей. Необходим еще и управляющий слой, который будет контролировать деятельность первых двух – отсюда и вытекает третий.

Для благополучной жизнедеятельности общества просто необходимо сочетание всех трех вышеуказанных видов человеческой деятельности. Некоторые при этом оказываются наиболее важными, а некоторые наименее. Таким образом, на основе иерархий функций складывается иерархия классов и слоев, которые их выполняют.

Статусное объяснение социального неравенства. Оно основано на наблюдениях за действиями, поведением конкретных индивидов. Как мы понимаем, каждый человек, который занимает определенное место в социуме, автоматически обретает свой статус. Отсюда мнение о том, что социальное неравенство – это, в первую очередь, неравенство статусов. Оно вытекает как из способности индивидов выполнять определенную роль, так и из возможностей, которые позволяют человеку достичь определенное положение в обществе.

Для того чтобы индивид выполнял ту или иную социальную роль, ему необходимо обладать определенными навыками, умениями и качествами (быть компетентным, коммуникабельным, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть учителем, инженером). Возможности, которые позволяют достичь человеку того или иного положения в обществе заключаются, например, во владении собственностью, капиталом, происхождение из известной и обеспеченной семьи, принадлежность к высокому классу или политическим силам.

Экономический взгляд на причины социального неравенства . В соответствие с данной дочкой зрения основная причина социального неравенства заключается в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился при марксизме, когда именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества и образованию антагонистических классов.

Проблемы социального неравенства

Социальное неравенство является очень распространенным явлением, в связи с чем, как и многие иные проявления в обществе, оно сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, проблемы неравенства возникают сразу в двух наиболее развитых областях социума: в общественной и экономической сфере.

Когда мы говорим о проблемах неравенства в общественной сфере, то здесь стоит упомянуть о следующих проявлениях нестабильности:

  1. Неуверенность в своем будущем, а также в устойчивости того положения, на котором сейчас находится индивид;
  2. Приостановка производства из-за недовольств со стороны различных слоев населения, что ведет к недостатку продукции для остальных;
  3. Рост социальной напряженности, которая может привести к таким последствиям, как беспорядки, социальные конфликты;
  4. Отсутствие реальных социальных лифтов, которые позволят перемещаться по социальной лестнице как снизу вверх, так и наоборот – сверху вниз;
  5. Психологическое давление из-за ощущения непредсказуемости будущего, отсутствие четких прогнозов по дальнейшему развитию.

В экономической сфере проблемы социального неравенства выражены следующим образом: увеличение государственных затрат на производство определенных товаров или услуг, частично несправедливое распределение доходов (получают не те, кто реально работает и использует свои физические силы, а те, кто больше вкладывает денежные средства), соответственно отсюда исходит еще одна значимая проблема – неравный доступ к ресурсам.

Замечание 2

Особенность проблемы неравенства доступа к ресурсам заключается еще и в том, что она является одновременно и причиной, и последствием современного социального неравенства.

12. Расслоение общества

Неравенство между людьми существует в любом обществе. Это вполне закономерно, если учесть, что все люди имеют различия, и сделать их равными так же невозможно, как невозможно сделать всех одинаковыми внешне и внутренне. Даже при одинаковых доходах одни живут экономно, другие испытывают постоянную нехватку средств. Абсолютное равенство - мечта, позволяющая надеяться, что когда-то будет построено общество полной социальной справедливости.

Люди уже не раз предпринимали попытки построить социально справедливое общество. Практически постоянно, с разной интенсивностью, происходит борьба между богатыми и бедными слоями населения. Слои с низкими и средними доходами не желают мириться с тем, что значительная часть общественных богатств принадлежит узкому кругу лиц, поэтому пытаются устранить имеющуюся несправедливость.

Алчность богачей, их нежелание делиться средствами с остальным обществом - вот одна из причин, ведущая к безудержному расслоению. Кровавые революции, смена политических режимов - это последствия безразличного отношения "элиты" к простым людям, к тем, кто собственно и создает все материальные блага, мало что получая взамен.

На настоящий момент добиться социальной справедливости в обществе не удалось. Ни одна революция не смогла устранить неравенство, и после любой из них вновь возникало расслоение, по новой закручивалась спираль классовой иерархии, накапливая энергию для следующих общественных потрясений.

Значительное неравенство поляризует общество, закрепляет социальную несправедливость, делая хозяевами жизни одних и вечными исполнителями (рабами) других. Неравенству сопутствует бедность, создающая благоприятную почву для маргинализации населения, подстрекающая человека на вступление в криминальные сообщества, в экстремистские, террористические организации. Именно из-за бедности люди часто попадают под дурное влияние, следуют туда, где обещают быстрый заработок и хорошую жизнь.

Кажется, самый легкий путь устранить неравенство, взять и равномерно поделить все общественные богатства. Но, как тогда оценивать труд бездельника и трудолюбивого человека, как поощрять лучших? В этом вопросе не следует искать простых решений. Добиться равенства среди людей непросто, хотя бы потому, что существует слишком много причин, из-за которых возникает расслоение среди людей. Цивилизованный подход заключается не в стремлении полностью искоренить причины неравенства , а в борьбе с тем, чтобы оно не приобретало чрезмерные, удручающие формы.

Возникновение неравенства в обществе можно объяснить:

  • естественными различиями между людьми;
  • социально-общественными факторами;
  • особенностями социально-государственного устройства.

1. Естественные различия между людьми (различия, обусловленные природными данными человека)

Все люди различаются между собой по обладанию:

  • умственными способностями, талантами;
  • предпринимательскими способностями;
  • знаниями и опытом;
  • нравственными, ценностными ориентирами;
  • физическими, внешними данными.

Умственные способности помогают человеку в любой деятельности. Они позволяют приобретать знания, помогают решать задачи, находить нестандартные решения, делать открытия, вырабатывать правильную стратегию поведения. Всё это способствует материальному благополучию человека и появлению неравенства.

Неравными возможностями по сравнению с остальными обладают талантливые люди. Если их уникальные природные дарования востребованы обществом, а не растрачиваются понапрасну, то они достигают успеха и признания.

Предпринимательские способности включают в себя набор качеств, умений, позволяющих человеку находить возможности для извлечения прибыли при занятии каким-либо видом деятельности, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск. Предпринимательские способности в какой-то степени связаны с умственными, но все-таки имеют некоторые отличия. К ним дополнительно можно отнести способности к общению, налаживанию связей, установлению контактов с людьми и поддержанию отношений с ними. Ещё существует предпринимательское чутье, позволяющее человеку интуитивно принимать верные решения.

Знания и опыт важны в любом деле. Опытный человек обладает неоспоримыми преимуществами перед человеком, который впервые решается на новое для себя дело. Без опыта и знаний легко совершить ошибки. Для накопления опыта требуется время, и в этот период человек часто поступает опрометчиво, действуя "наудачу". Впрочем, гораздо рациональнее изучить знания, полученные другими людьми. Это позволит избежать многих неверных действий.

В современном мире нравственные установки не помогают, а, наоборот, мешают зарабатывать большие деньги. Положительные моральные качества не позволяют использовать нечестные приёмы для обогащения. Те же, кто пользуется такими приёмами обычно оказывается в выигрыше. Однако для создания равной конкурентной среды, где каждый добивается успеха своими навыками и умениями, а не хитростью и обманом, соблюдение нравственных правил - необходимое условие.

Внешние данные играют немалую роль в жизни. Красивому человеку легче добиваться большего успеха у противоположного пола, проще удачно выйти замуж, жениться, а также получить работу, где внешние данные имеют значение.

Физические данные позволяют человеку хорошо себя чувствовать, работать без значительного напряжения. Отсутствие физических данных может стать ограничением для работы в некоторых сферах. Человеку с плохим здоровьем или инвалиду бывает тяжело трудиться, даже на самой легкой работе.

Увы, но в современном обществе нередки случаи, показывающие, что описанные выше преимущества, не работают. Так, в коллективах возникают ситуации, когда в общей массе сотрудников самого умного, талантливого человека "затирают", не дают ему возможности раскрыться, показать себя в полной мере. Часто руководство опасается умных, ответственных работников, предполагая, что они могут занять их место.

2. Неравенство, обусловленное социально-общественными факторами:

  • обладание неравными возможностями при рождении;
  • разный уровень образования;
  • неравенство по половому признаку;
  • неравенство, обусловленное возрастом;
  • неравенство по национальной, расовой принадлежности;
  • неравенство по месту проживания;
  • неравенство из-за состава семьи;
  • обладание выгодной профессией, должностью;
  • удачное стечение обстоятельств, способствующих обогащению человека.

Обладание неравными возможностями при рождении

Ребенок, рожденный в семье обеспеченных родителей, имеет больше возможностей. Его родители могут позволить нанимать репетиторов для индивидуальных занятий, оплачивать занятия в кружках, спортивных секциях, заботиться о досуге ребенка. Финансовые средства выступают гарантией хорошего образования и полноценного развития. Конечно, всё это справедливо, если родители действительно заботятся о своих детях и их будущем, а не озабочены демонстрацией собственного превосходства, превращая ребенка в обязательный атрибут выражения личного успеха.

Материальные возможности диктуют образ жизни, создают иллюзию, что стоит лишь пожелать, как всё будет исполнено. В богатых семьях весьма распространена проблема, связанная с недостатком любви и внимания. Люди, занятые работой, удовлетворением личных амбиций, лишают детей самого необходимого - общения в семье. У ребенка, запертого в "золотой клетке", сужается круг общения, он становится чужим для сверстников из менее обеспеченных семей.

В малообеспеченных семьях дети, порой, лишены самого необходимого: полноценного питания, качественной одежды, нормальных жилищных условий. Но, случается так, что трудности не всегда действуют отрицательно, порой, они закаляют, учат бороться, отстаивать собственную позицию. В итоге, человек лучше адаптируется к жизненным условиям, привыкает добиваться всего самостоятельно, ни на кого не надеясь.

Разделение людей на классы, основанное на их происхождении, ошибочно. Человек из бедной семьи, получивший образование, проявивший трудолюбие и прошедший несколько ступеней социальной иерархии, может быть гораздо лучше, чем человек, обладающий богатством от рождения, лишенный понимания того, как трудно достичь высокого общественного положения.

Разный уровень образования

Отсутствие образования в современном обществе рассматривается, как серьёзный недостаток, создающий препятствия в трудоустройстве. Даже на неквалифицированные позиции работодатель предпочитает брать на работу человека с образованием, т.к. оно повышает трудовую дисциплину и культурный уровень. Люди без образования чаще работают в менее доходных отраслях экономики и почти всегда находятся на более низких должностях, что приводит к малым доходам.

Продолжающееся проникновение во все сферы жизни информатики, электроники, техники предъявляет новые требования к современным работникам, увеличивает спрос на квалифицированных, образованных специалистов. Теперь от человека требуется высокий уровень знаний, способность быстро обучаться, усваивать новую информацию и т.д.

Неравенство по половому признаку

Биологические различия между мужчинами и женщинами создают непреодолимый барьер в устранении гендерного неравенства. Чтобы полностью преодолеть различия, женщине, например, придется стать такой же сильной, как мужчина, а мужчине научиться рожать детей. Различия между полами проявляются в мышлении, темпераменте, восприятии, психике и т.д.

Женщина не сможет работать во многих мужских профессиях, особенно, где требуется физическая сила, а мужчина - в женских. Разделение профессий по половому признаку вполне закономерно. Так, редко можно встретить женщину, стремящуюся работать грузчиком, каменщиком, охранником или водителем. Также тяжело найти мужчину-воспитателя, няню, сиделку, швею и т.д.

Общество по-разному оценивает женский и мужской труд. Почему-то именно женские профессии обычно являются низкооплачиваемыми, даже за одинаковую с мужчиной работу женщина часто получает меньшую зарплату. Возможно, так происходит потому, что низкая заработная плата у женщины не рассматривается, как серьезная проблема, так как предполагается, что большинство из них должны содержаться за счет средств супруга. Но это лишает женщин самостоятельности и не учитывает того, что, на самом деле, большая их часть не получает никакой поддержки от мужчин.

Рождение ребенка женщиной служит препятствием для построения карьеры. Женщина на какой-то период выпадает из трудовой деятельности, беря на себя значительный объем неоплачиваемой, неоцененной домашней работы. Обремененная детьми, она просто вынуждена уделять значительную часть своего времени дому.

Структура современного общества до сих пор весьма патриархальна: высокооплачиваемой и престижной работой, как правило, занимаются мужчины. В странах с невысоким уровнем жизни, низкой грамотностью и образованием важнейшим источником занятости женщин остается сельское хозяйство или другие работы с преобладанием физического труда. В развитых странах женщины имеют возможность учиться и работать. Они больше заняты в здравоохранении, образовании, других областях, связанных с интеллектуальной деятельностью.

Двойной стандарт в отношении женщин обуславливается традициями, обычаями, семейными ценностями, существующей этикой и моралью. Половое неравенство наносит ущерб всему обществу и негативно отражается на экономическом развитии. Страны, в которых женщины пользуются равными правами, являются более развитыми и состоятельными.

Неравенство, обусловленное возрастом

В каждом возрасте человек обладает разными способностями к обучению, разной творческой и физической активностью. Ожидать от пожилого человека, что он будет таким же, как молодой, не приходится. В силу физиологических изменений с возрастом становится тяжелее усваивать и запоминать информацию, тяжелее работать. Во многом с этим связано негативное отношение работодателей к людям предпенсионного возраста.

Проблемы с трудоустройством возникают и у молодежи. Молодому человеку, недавнему выпускнику учебного заведения, трудно найти работу из-за отсутствия опыта. Получается замкнутый круг, когда нет опыта и его негде приобрести. Некоторые работодатели дискриминируют молодежь, платят меньшую зарплату, по сравнению с более старшими сотрудниками, считая, что прежде нужно заслужить равноценное отношение. Если общество нацелено на будущее, на развитие, то молодые люди должны максимально быстро интегрироваться во взрослую трудовую жизнь на равных правах. Человеку в молодом возрасте хочется зарабатывать, хорошо жить, создать семью, для этого требуются значительные средства.

Неравенство по национальной, расовой принадлежности

Видимо, еще не полностью удалось устранить пережитки рабовладельческого строя, если люди иной национальности, расы оказываются ограниченными в выборе работы и вынуждены идти на низкооплачиваемый, тяжелый труд, менять местожительство, страну в поисках лучшей жизни. Интеграция в нормальную жизнь в другой стране может занять не одно десятилетие, и все это время будут возникать препятствия для равноправного членства в обществе, особенно, если имеются внешние отличия, слабое знание местных традиций, языка.

Но не только приезжие сталкиваются с трудностями. Современные миграционные потоки набирают такую силу, что в неравном положении, в меньшинстве может оказаться население, исторически проживающее на данной территории. Национальные диаспоры и кланы отстаивают свои интересы, игнорируя законы, принятые в обществе, создают нужную для себя среду, откровенно вытесняя коренное население из некоторых сфер деятельности.

Работодатель, который нанимает мигранта, согласного работать за "копейки", наносит вред, прежде всего, своим согражданам, лишая их возможности трудоустройства. Избыточное количество мигрантов приводит к падению зарплат в некоторых отраслях экономики. Когда доступна дешевая рабочая сила, нет необходимости совершенствовать производственные процессы, повышать производительность труда.

Неравенство по месту проживания

Дискриминация по месту жительства связана с неравным доступом к образовательным, медицинским и прочим услугам, с невозможностью найти работу по специальности. Это хорошо заметно в городах, где есть всего лишь одно градообразующее предприятие, или в сельской местности, где круг занятий ограничен сельским хозяйством.

Препятствием для перемещения человека в более благополучные регионы может служить недостаток средств, отсутствие жилья, нежелание расставаться с близкими людьми. Если же человек решится сменить страну проживания, то дополнительно возникнут трудности с получением гражданства.

Обычный человек не виноват, что он родился, вырос и живет в депрессивном регионе или стране, что его социальный статус заранее определен неравными территориальными возможностями.

Государство само дифференцирует регионы, устанавливая различия между ними. Люди за равный труд, в зависимости от региона, получают разную заработную плату. Такие отличия могут быть обоснованными только, если есть острая необходимость в привлечении недостающих специалистов, или, как компенсация за тяжелые климатические условия. Во всех других случаях дискриминация людей по месту проживания ничем не может быть оправдана.

Обладание выгодной профессией, должностью

Обычно молодые люди желают выучиться и получить одну из престижных профессий, чтобы в будущем быть востребованными, высокооплачиваемыми специалистами. Но не всегда этого удается достичь по разным причинам, одна из них - неравный доступ к образовательным услугам. Человек, способный от природы, может учиться в школе со "слабыми" учителями. В итоге, его способности так и останутся никем не раскрытыми.

Большая разница в заработных платах по отдельным профессиям порождает общественное неравенство. Переоцененность некоторых из них приводит к значительной разнице в зарплатах в десятки раз, по отношению к средним значениям заработка всех остальных работающих. Непонятны критерии такой дифференциации. Ведь при соответствующей организации обучения можно восполнить дефицит любых специалистов в течение нескольких лет, а то и месяцев. Только человек, обладающий уникальными способностями, талантами, действительно заслуживает высокой оценки общества, в том числе и в материальном выражении. Однако таких людей относительно немного.

Самые высокие зарплаты сегодня у управленцев. Менеджер, даже среднего звена, может получать зарплату, равную зарплате небольшого коллектива. Неужели его вклад в работу столь значителен? Скорее всего, нет. Просто сложилась такая система, при которой вполне законным, обычным делом стало присвоение результатов общественного труда, что проявляется в виде завышенных выплат управленческому аппарату. Иначе, как узаконенным воровством, такое положение вещей не назовешь. Врач, спасающий жизни, или ученый, проводящий важные исследования, получает мизерное денежное вознаграждение, по сравнению с директорами крупных компаний, на зарплаты которых можно содержать целые организации. Польза от деятельности руководства несопоставима с их доходами, к тому же следует учесть, что назначение на руководящие позиции не всегда происходит честным, открытым способом.

Неравенство из-за состава семьи

Возьмем для примера семью из двух человек. Они успешны, вместе хорошо зарабатывают. Их вполне можно отнести к пресловутому среднему классу. В какой-то момент они решаются родить ребенка. По истечении определенного срока женщина уходит в декрет, доходы семьи снижаются. С появлением ребенка возрастают расходы, что дополнительно снижает жизненный уровень семьи. В результате, семья из среднего класса приблизится к менее обеспеченным слоям населения. А что, если детей в семье уже несколько?

Чтобы обеспечить среднедушевой доход среднего класса для семьи из четырех, пятерых человек, главе семейства придется усиленно работать, теряя здоровье, жертвуя личным временем, жизнью. Еще хуже ситуация складывается, когда женщина является матерью-одиночкой, лишенной поддержки. Её социальное положение очень шатко и почти всегда граничит с бедностью.

Удачное стечение обстоятельств, способствующих обогащению человека

Редко, кто выигрывает в лотерею, но всё-таки такое случается. Человек в один миг может стать миллионером. Случай играет в нашей жизни большое значение. Даже многие научные открытия были сделаны совершенно случайно.

Одни люди вечно находятся в поиске своей второй половинки и никак не могут её найти, всю жизнь меняют место работы в поисках большего заработка и ничего не могут заработать. В противоположность, другие сразу устраиваются на хорошее место, зарабатывают приличные деньги, женятся и живут с одним человеком всю жизнь. Здесь немалую роль играет удачное стечение обстоятельств, случай. Выигрыш в лотерею, получение наследства, неожиданный успех в бизнесе - все эти события имеют случайную природу и оказывают заметное влияние на жизнь человека.

Повысить вероятность удачного стечения обстоятельств поможет активная жизненная позиция, ведь, как известно, под лежачий камень вода не течет.

3. Неравенство, порождаемое особенностями социально-государственного устройства

Неравенство, связанное с существованием государства, выражается:

  • в необходимости поддержания иерархии;
  • в обладании материальными ценностями, собственностью;
  • в принадлежности к определенной группе лиц, партии, диаспоре, секте и т.д. ;

Иерархия в государстве

В любой системе управления существует определенная иерархия, есть центры управления и передаточные звенья, через которые осуществляется руководство отдельным объектом или объектами. При устранении иерархии произойдёт разрушение системы, как единой целостной конструкции.

В государстве иерархия выражена в виде наличия ветвей власти и структур, которые выполняют в обществе функции управления, исполнения и контроля. Власть самим своим существованием создает неравенство между теми, кто ей обладает и теми, у кого она отсутствует. Устранить такое неравенство не представляется возможным, иначе, придётся уничтожить само государство.

Необходимость поддержания управления в обществе порождает разделение людей на классы:

  • управленцы, непосредственно кому принадлежит власть;
  • люди, приближенные к власти, т.е. чиновники, призванные контролировать и исполнять волю власти;
  • люди, защищающие власть: полиция, другие силовые структуры;
  • люди, занимающие привилегированное положение в обществе, благодаря должности, богатству;
  • простые люди: рабочие, служащие, интеллигенция, выполняющие основную работу по поддержанию и обслуживанию всей государственной системы.

У людей, облечённых государственной властью, есть особые полномочия, посредством которых они могут воздействовать на любую организацию, что ставит их в иерархии выше любого руководителя коммерческой компании. Крупный бизнес, понимая это, старается приводить во властные структуры нужных для себя людей, организовывает отстаивание своих интересов. Сращивание бизнеса и власти - проблема современного общества, ведущая к тому, что относительно небольшая прослойка самых богатых людей начинает обладать всей полнотой власти, действуя в сугубо личных интересах, не обращая внимания на мнение большинства, ставя собственнические интересы выше государственных.

Обладание материальными ценностями, собственностью

Обладание средствами производства, финансовыми активами, другими видами собственности служит одним из источников социального неравенства между людьми. Собственность может быть получена путем наследования, дарения, приобретена на личные или заимствованные средства, захвачена насильственно или посредством финансовых махинаций.

Собственность, при правильном распоряжении ею, способна приносить прибыль своим владельцам. Деньги, которые находятся в обороте, создают новые деньги и делают того, кто ими обладает, ещё богаче, увеличивая общественное расслоение.

При капиталистической системе капитал имеет свойство сосредотачиваться у относительно небольшой прослойки общества - финансовой элиты. Концентрация значительных ресурсов в одних руках создает препятствие для реализации способностей других людей. Большая часть общества вынуждена наниматься на работу к уже ранее преуспевшим людям. Простые люди отчасти лишаются возможностей для реализации своих профессиональных предпочтений, ведь для организации собственного бизнеса у них может быть недостаточно средств, да и пробиться на уже занятые рыночные ниши весьма сложно. И все же, иногда, обычному человеку удается начать собственное дело и успешно его развивать.

В любой сфере деятельности успеху помогает несколько факторов, среди которых особенно значимыми являются личные качества человека и удачное стечение внешних обстоятельств. Накопив некоторые средства , владелец собственного дела стремится его расширить, чтобы чувствовать себя увереннее. Достигнув определенного уровня в бизнесе, он вливается в особую привилегированную часть общества. Люди, имеющие финансовые средства, обладают значительными возможностями, осуществляют управленческие функции. Они могут создавать предприятия, нанимать работников, устанавливать размер заработной платы. Владельцы крупных коммерческих компаний оказывают заметное влияние на экономику, на жизнь обычных людей.

Класс собственников старается зафиксировать своё исключительное положение в обществе, создавая особые условия жизни для себя. Накопленные богатства передаются от поколения к поколению, порождая неравенство в независимости от способностей человека.

Принадлежность к определенной группе лиц

Группа людей, объединённая какими-то общими интересами, способна аккумулировать силы и средства для поддержания своего существования. Примыкание человека к группе сулит ему определенные выгоды. В случае возникновения жизненных проблем будет к кому обратиться за помощью. Самый простой и известный пример группы людей - это семья. Именно в ней, чаще всего, человек находит духовную и материальную поддержку.

Принадлежность к политической партии, к религиозной секте или даже криминальной структуре - все это примеры групп, к которым обычно относятся люди. Они помогают своим членам в продвижении по карьерной лестнице, оказывают содействие в бизнесе. Делается это с расчетом на то, что, в дальнейшем, от преуспевшего человека удастся получить какие-либо дивиденды для всей остальной группы.

Способы устранения неравенства

1. Невозможно устранить причины неравенства, обусловленные внутренними и внешними отличиями между людьми. Несправедливо всё сводить к простой "уравниловке", не обращая внимания на личные достижения и результаты. Люди, работающие лучше, должны больше зарабатывать, это вполне логично. Но следует понимать, какими бы уникальными талантами не обладал человек, он востребован только благодаря тому, что живет в обществе. Без общества ни один из нас не смог бы проявить себя, реализовать свои способности.

Что бы делал человек со своими талантами, если бы вдруг оказался один в глухом лесу или же на необитаемом острове? Наверняка бы вел постоянную борьбу за своё существование, стараясь элементарно выжить. Из его жизни исчезнет привычный комфорт, не будет вещей, которыми люди пользуются каждый день, особо не задумываясь. Любая болезнь станет крайне опасной, когда рядом нет врачей и лекарств. В такой ситуации максимум, чего сможет добиться человек, построить скромное жилье и создать орудия труда, подобные тем, которые использовались в каменном веке. Как бы он ни старался, одному ему не сделать того, чего добиваются люди, живя в обществе.

Приведенный пример показывает существование зависимости человека от общества и говорит о том, что не следует переоценивать заслуги отдельных личностей. Все, чего достигла современная цивилизация, есть продукт совместного творчества множества людей, на протяжении нескольких поколений и нельзя допускать, чтобы даже очень способные люди жили в роскоши, так как они не смогли бы проявить себя вне общества.

Деньги никогда не имели решающего значения в развитии общества. Множество ученых, исследователей двигала вперед, прежде всего, любознательность и желание понять истину, а не стремление получить выгоду. Не деньги и размер зарплаты являются стимулами к изучению, получению чего-то нового, а природный интерес человека ко всему неизвестному, стремление к познанию, к пониманию окружающего мира.

2. В цивилизованном обществе должна существовать система, обеспечивающая контроль доходов и расходов людей. Делать это нужно для того, чтобы было понимание о происхождении средств, уверенность в том, что они не получены каким-либо нечестным путем. Превышение расходов над доходами говорит о получении денег из неучтенных источников, и их происхождение следует объяснить. В принципе, не нужен тотальный контроль, вполне достаточно проверять на какие средства совершаются крупные покупки, особенно предметы роскоши.

Контроль над доходами позволит избежать существования в государстве теневого, неофициального рынка труда, на котором отношения между работодателем и работником не регулируются законодательством, и, где невозможно определить занятость человека, его доходы. Такое явление, как зарплата "в конверте", пример несправедливого распределения денег и обмана государства. Дополнительно контроль поможет выявлять руководителей, пользующихся служебным положением для личного обогащения.

Желание человека заработать выгодно обществу, поскольку оно постоянно нуждается в активных, заинтересованных в собственном благополучии людях. Денежное вознаграждение помогает дополнительно мотивировать человека к достижению высоких показателей в работе. Когда деньги заработаны честным трудом, а не нажиты обманом, то это выгодно самому человеку и обществу.

3. Государство обязано сглаживать разницу в доходах между самыми низкооплачиваемыми и высокооплачиваемыми слоями населения. Недопустимо, когда одни сводят концы с концами, а другие не знают, куда еще потратить свои деньги. Разница в доходах ни в коем случае не должна достигать значительных размеров, иначе, это негативно сказывается на всем обществе. При достижении значительной разницы между доходами граждан остро встает проблема неравенства. Социально незащищенным слоям населения, людям с низкими доходами государство обязано оказывать поддержку, а, еще лучше, чтобы оно действовало на опережение и не допускало появления категории нуждающихся граждан.

Сегодня деньги стали определять лицо власти. Самыми богатыми становятся люди, находящиеся во власти, приближенные к ней или обслуживающие её интересы. В государстве не будет достигнуто социальной справедливости до тех пор, пока оно не перестанет действовать в соответствии с волей людей, обладающих большими деньгами, не начнет принимать и исполнять выгодные всему обществу решения.

4. Равный доступ к образовательным услугам независимо от социального происхождения, места проживания и т.д., даст возможность человеку раскрыть свои способности. Отсутствие равного доступа фактически означает закрепление экономического, социального и культурного неравенства.

Обязательным условием для соблюдения равенства при обучении является доступность бесплатного образования на всех его ступенях, создание достаточного количества мест в учебных заведениях, чтобы каждый желающий учиться смог реализовать свои предпочтения. Единственной помехой к получению образования может стать неверная оценка собственных возможностей самим человеком, отсутствие у него достаточных физических и умственных данных, необходимых для обучения по выбранной профессии. Впрочем, в качественной системе образования выявляются способности, и рекомендуется обучение в соответствии с ними.

Государство, которое вкладывается в образование, инвестирует в человеческий капитал, делает общество более культурным и развитым.

5. Очень сложно устранить социальное неравенство, пока в обществе сохраняются законы, позволяющие наследовать материальные ценности без всяких ограничений. За счет наследования человек из богатой семьи будет обладать явными преимуществами от рождения.

Для устранения этой причины неравенства следует проработать меры, ограничивающие размеры наследуемого имущества и денежных средств. Мотив накопления богатства для детей и внуков, как стимул увеличения сбережений, постепенно должен быть разрушен. Такие меры позволят обеспечить социальную справедливость и равный старт для молодежи, в независимости от того, кем были их родители.

6. Структура экономического устройства в любой стране неоднородна. Существуют высокодоходные отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых, торговлей, IT и т.д., а есть отрасли, которые по определению никогда не смогут приносить прибыль (образование, медицина, наука). Без перераспределения в государстве финансовых ресурсов организации, выполняющие социальные функции, не смогут существовать. Работа учителя или врача не менее важна, чем работа нефтяника, газовика или программиста. Чтобы не возникало несправедливости, государству следует отслеживать размер оплаты труда в разных секторах экономики и выравнивать его насколько это возможно.

7. Справедливая оплата труда подразумевает, что люди за одну и ту же работу получает равную зарплату. Это возможно, если в организации принята прозрачная, открытая система, отражающая доходы каждого сотрудника. Однако сегодня не принято декларировать собственные доходы, что объясняется имеющейся несправедливостью при распределении денежных средств. Если бы всё было без обмана, то нечего было бы скрывать. Сегодня сплошь и рядом люди, работая в одном коллективе, выполняя одинаковую работу, получают разную зарплату.

Поддержанию неравенства способствуют работодатели, создавая атмосферу скрытности. Истинная цель такого поведения - сэкономить на сотрудниках, извлечь максимум выгоды для себя. Они учитывают психологию людей, понимая, что кто-то, возможно, согласится работать за меньшие деньги.

Цивилизованный подход заключается в том, чтобы все работающие в одном коллективе люди, знали доходы своих коллег. Тогда станет понятно, насколько справедливо производится оплата труда, и соответствует ли она реальной отдаче от каждого конкретного человека.

Конечно, труд людей, которые вносят больший вклад в общее дело, должен оцениваться выше, но эта разница не должна отличаться в разы. Следует учитывать, что результат труда в коллективе имеет общественную природу.

Для предотвращения расслоения людей нужно обеспечить справедливое распределение прибылей, получаемых в организации, и устранить значительную разницу в доходах между руководителями и подчиненными.

8. Если в какой-либо стране происходят неуправляемые миграционные процессы, значит, в ней имеются внутренние источники нестабильности, способствующие неконтролируемому перемещению людей. Обычно люди не от хорошей жизни покидают родину. Для большинства из них миграция - вынужденная необходимость, попытка убежать от войн, насилия, голода, бедности и т.д.

На страны, принимающие мигрантов, ложатся обязанности по интеграции приезжающих в общество. Предоставление жилья, обучение языку, профессии - затратные мероприятия. Средства на всё это берутся из бюджета, а, значит, забираются у местных жителей. Проявление гуманизма, безусловно, хорошее дело, но ни одной экономически развитой стране не удастся принять всех желающих в неё приехать, приютить обездоленных людей со всего мира. Массовая миграция - отрицательное явление, и следует бороться не с последствиями, а с причинами её вызывающими.

Для снижения миграционных потоков требуется: предотвращение военных конфликтов, преодоление отсталости в культурной и образовательной сферах, устранение экономического неравенства между странами.

9. В любой организации всегда есть люди, которые выполняют управленческие функции. Они занимают особое положение в обществе, из-за этого возникает неравенство. Для его устранения, существует один универсальный рецепт, нужно обеспечить периодическую смену руководителей.

Принцип сменяемости руководства вполне может применяться в масштабах государства. Сменяемость управленческого состава создает условия для обеспечения социальной мобильности и подразумевает под собой перемещение людей из одной социальной группы в другую.

На работе начальники должны периодически сменять друг друга, в государстве - политики, и все это нужно воспринимать, как обязательное правило, для поддержания общественной справедливости. Чтобы на руководящие должности не попадали неспособные или корыстные люди, необходимо проведение тщательного отбора, прежде всего, по нравственным и умственным качествам человека.

10. Полностью устранить неравенство весьма сложно. Поэтому у людей требуется воспитывать адекватное его восприятие. Осуждать крайние проявления неравенства, выставление напоказ богатства, роскоши. Не следует измерять успешность человека исключительно по обладанию материальными ценностями и достатку. Настоящее богатство человека - это его интеллект и нравственные качества. Люди должны осознавать исключительную ценность человеческой жизни, и, что никакие вещи не сравнятся с ней по значению.

Ежедневник

Капитальный обман

Утром - деньги, вечером - стулья. Такой вариант еще кажется приемлемым, по сравнению с тем, что нам предлагают современные чиновники: деньги - сегодня, а услуга - через несколько лет. Разве это не похоже на мошенническую схему?

Про ЖКХ

В России стало уже обычным делом ежегодное повышение тарифов на услуги ЖКХ. Необходимость этого объясняется тем, что обслуживающим компаниям и поставщикам ресурсов требуется компенсировать потери от инфляции.

Совершенно очевидно, что структура любого общества не является однородной, так как оно всегда подразделяется на различные группы по национальным, классовым, гендерным, демографическим и прочим признакам. Именно такого типа неоднородности и порождают такие несправедливости в общественном устройстве, как скрытое насилие и ущемление человеческого достоинства.

Конечно же, в современном мире уже не так сильно выражены формы воздействия одних групп людей над другими, что было в порядке вещей в эпические времена. Это происходит потому, что социальная иерархия подчинена в демократическом обществе, в первую очередь, принципам «европейского гуманизма», исключающим любые формы агрессивного принуждения вне правового поля.

Общее понятие социального неравенства

За всю историю существования человечества были опробованы самые различные модели государственного, политического и экономического устройства, при которых оно так и не смогло достигнуть тот «золотой баланс» социального устройства, когда все индивидуумы смогли бы быть наделены одинаковыми условиями жизни, предлагаемыми обществом. И именно понятие «социальное неравенство» определяет различный уровень доступности различных социальных групп к таким ресурсам как власть, слава и финансы.

Получается, что социальная стратификация (система критериев расслоения общества на различные социальные группы) объективно заложена в любую модель человеческого социума, так как только при условии классовых различий социум достаточно мотивирован на свое прогрессирующее развитие. Ведь даже при примитивном устройстве первобытного общества, когда вожди управляли кланами или племенами, существовала четкая иерархия, подразумевавшая существование властных и подчиненных структур.

С развитием общества усложнялась и сама иерархия социального устройства. Человечество не только развивалось экономически и добивалось непрерывного совершенствования политических форм взаимодействия, пробуя самые различные государственные рычаги управления, но и всегда было озабочено достижением оптимального баланса между всеми социальными группами населения. Именно сбалансированное взаимодействие между всеми слоями общества приводит к наиболее эффективному развитию и комфортным условиям взаимодействия между ними.

Кстати, исторический опыт нашей страны также может считаться объективным вкладом во всемирную копилку знаний по этому вопросу. Ведь коммунистическое общество как идеальная форма социальной справедливости так и не смогло быть создано. А на том этапе его строительства, когда развитой социализм должен был стать предвестником венца социальной справедливости, общество было расслоено не только на провозглашенные государством классы рабочих и крестьян (интеллигенция считалась прослойкой и временным явлением, а партократия не классифицировалась в отдельную группу, ассоциируя себя с официальными классами), но и на те социальные структуры, которые управляют народом во всех сферах жизнедеятельности.

Получается, что социальное неравенство является объективно обусловленным инструментом любого общественного устройства, так как именно оно и создает необходимые мотивирующие конструкции для нормального развития человечества.

Причины социального неравенства

Несмотря на множество вариантов оценки социального неравенства от законодателей научного сообщества по этому вопросу, включая Герберта Спенсера, Людвига Гумпловича, Уильяма Самнера, Карла Маркса и других, можно назвать только две базовые причины его возникновения.

К первой из них относится неравномерное распределение обществом материальных ресурсов, которыми оно располагает. Именно разница в оценке вклада каждого в общую копилку человеческих ценностей и является основополагающей причиной порождения неравенства. Естественно, каждый индивидуум вносит свой уникальный вклад в развитие общества, который зависит от его индивидуального уровня возможностей и готовности общества принять от него этот труд.

Вторым фактором возникновения социального неравенства является принцип наследования прав обладания различными ценностями и привилегиями, которые дают дополнительные возможности для распределения различного рода ресурсов (власти, престижа и денег). Современный человек в нашей стране не раз сталкивается, например, с проблемой трудоустройства, когда при прочих равных обстоятельствах именно протекционизм становится решающим фактором для занятия интересующей должности или реализации профессионального проекта.

Последняя причина социального неравенства базируется, как на неравной доступности достойного образования для различных социальных групп населения, так и на различных профессиональных стартапах при одинаковом уровне подготовки. Здесь можно выделить субъективные и объективные критерии, которые выражаются в обладании уровнями материальных благ, образования, дохода, занимаемой должности и прочих ресурсов. Несмотря на довольно стабильную часть современного общества, называемую «средним классом», разница между прочими социальными группами российского общества может по-настоящему считаться «бешеной». Ведь бездна между олигархами и бомжами не может считаться обоснованной только потому, что одни занимаются управлением отечественной экономикой, а другие потеряли даже смысл своего существования.

И даже средний класс с России в настоящее время не может считаться той частью современного общества, где социальная справедливость восторжествовала, потому что этот класс сегодня находится только в стадии формирования. Причем разница между условно его «элитой» и «дном» уже также становится разительной, что красноречиво свидетельствует об актуальности данной тематики.

Отдельных слов заслуживает и аппарат чиновников, который по определению порядка вещей имеет повышенный ресурс в распределении различных благ и привилегий. Ведь в связи с занимаемыми должностями эти государственные служащие осуществляют соответствующий контроль и надзор, что соответственно ведет к их статусности.

Кроме того, важно помнить и саму человеческую сущность, которая всегда была ориентирована на восхождение по социальной лестнице, руководствуясь исключительно личным мотивом достижения наиболее выгодного положения в обществе.

Классификация видов социального неравенства

При рассмотрении темы социального неравенства важно оперировать таким понятием как «социальная депривация» (снижение возможности индивидуума общаться внутри социума в функциональном и культурном аспектах).

В данном контексте следует выделить четыре категории депривации: экономическая, социальная, этическая и психическая.

Экономическая депривация вытекает из-за неравномерности распределения материальных ресурсов общества. В данном вопросе следует выделить два фактора: объективный и субъективный. Именно по наличию субъективной депривации порой возникает ситуация, когда вполне достаточный человек склоняется к ощущению недооценки своих способностей. Такая ситуация является сегодня вполне благоприятной почвой для создания, например, новых религиозных течений.

Социальная депривация в качестве мотивации общественного развития использует такие ресурсы, как власть, престиж и деньги. Это происходит для того, чтобы выделить отдельные группы людей от общей массы.

Этическая депривация зачастую возникает между социумом и интеллектуалами из-за ценностного конфликта интересов. Это разногласие возникает вследствие того, что моральные идеалы отдельных людей и групп расходятся с общепринятыми нормами.

Психическая депривация схожа с этической депривацией. Однако разногласие индивидуума или группы людей и социума касаются исключительно таких ценностей, как смысл жизни, вера в бога, поиск новых жизненных приоритетов. Следует понимать, что зачастую психическая депривация вытекает из экономической или социальной депривации и направлена на нивелирование объективных форм депривации.

Адаптация к социальному неравенству

Несмотря на неудовлетворенность многих членов общества социальным неравенством, все-таки следует учитывать универсальный характер данного инструмента мотивирования развития общества на всем протяжении его существования.

Так как социальная стратификация объективно обусловлена экономическими, политическими и государственными нормами развития общества, то и воспринимать ее следует исключительно как неизбежные издержки исторического развития. Конечно же, неравный доступ к материальным и духовным ценностям общественного потребления вызывает массу негодования у «обездоленной» группы лиц.

Однако следует всегда помнить, что на сегодняшний день социально-экономическая неоднородность труда и наследование преимущественных позиций в социальной стратификации объективно обусловлены историческими фактами развития общества. Так что единственным способом достичь социальной справедливости следует считать безвозмездный и посильный вклад каждого в его развитие. Кроме того, современное общество достаточно серьезно развивается в области фиксации и расширения прав и привилегий мало защищенных слоев общества. Так что позитивная динамика в данном аспекте жизнедеятельности общества налицо.

Рассказать друзьям