Участие в тендерах строительных организаций. Тендеры по строительству и по госзакупкам: принципы участия. Оформляем проект контракта и извещение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На работы строительной тематики, но не надо их путать с тендерами на ремонт. Отличительной особенностью строительных тендеров является наличие у организации допуска СРО. У организации должен быть опыт в строительстве (введенные в эксплуатацию постройки на сумму не менее 25% от начальной максимальной суммы строительного тендера).

В извещении при формировании заявки на электронный аукцион вас попросят заполнить форму 2 . Вместе с формой 2 нужно будет подготовить предложение, содержащее все, что нужно для выполнения подрядных работ. Предложение состоит из двух частей: технической и коммерческой.

В технической части извещения описывают объект строительства и приводят генплан, сведения о проведенных инженерных сетях, архитектурно-строительные характеристики объекта.

В коммерческой части заявки расписывают ценообразование, например, в виде сметы рассчитанной по ГОСТ, указывают сроки выполнения и условия проведения работ строительного тендера. Заявку рассматривает тендерный комитет, состоящий из специалистов строительной отрасли.

Если в рамках работ нужно подготовить еще и проект (выполнить проектные работы), то зачастую электронные торги проходят в виде открытого конкурса . В таком случае оценка тендерного предложения происходит с учетом опыта работы, деловой (строительной) репутации, наличия имеющихся завершенных строительных объектов.

Исходя из этого можно сделать два вывода. Первый вывод: не каждая компания может участвовать в тендерах на строительство. Второй вывод – заявку для компании может подготовить не каждый тендерный специалист, поэтому следует обращаться к профессионалам за качественной подготовкой заявки на тендер .

Учитывая такой объем тендеров существует несчитанное количество интернет-порталов по строительным тендерам.

В большинстве своем порталы дублируют друг друга, поэтому государственные тендеры проще всего искать через официальный сайт госзакупок.

Если вы хотите участвовать еще и в коммерческих, то стоит использовать программу для поиска тендеров или заказать услугу по мониторингу тендеров.

Подводные камни строительных тендеров

Один из распространенных видов сговора в сфере строительных тендеров – это умышленное занижение начальной цены контракта.

Заказчик будучи в сговоре с конкретным подрядчиком выставляет на электронный аукцион тендер, стоимость которого убыточна при выполнении подрядных работ, указанных в извещении.

Однако в процессе работ, заказчик, пользуясь, пунктом о возможном изменении цены в случае обстоятельств непреодолимой силы или увеличивая объемы работ, изменяет цену после подписания госконтракта. Цена может увеличиться вследствие обнаружения фактов, не отраженных в проектной документации. Например, при земельных работах выясняется, что там, где должна проходить дорога – заложен кабель, который необходимо перенести, а это дополнительные затраты.

В сфере коммерческого строительства подобного нет, но чаще встречаются конкурсы без начальной цены. Стоит опасаться пунктов о гарантийных обязательствах и компенсации в случае статических дефектов.

Если такой пункт существует в договоре, то и риски генподрядчика в денежной форме должны быть заложены в сумму контракта, иначе фирма-генподрядчик может оказаться в огромном минусе после выполнения подобного госконтракта.

Помимо сметчиков и специалистов в строительной сфере в компании должны присутствовать грамотные юристы, которые должны в случае непрофессиональных действий заказчика скорректировать конечный договор.

При этом нельзя путать гарантийные обязательства строительных работ с ошибками, допущенными при проектировании. В таком случае ответственность несет организация, выполнявшая работы по проектированию.

Если в сговоре участвует и проектировщик, то после подписания госконтракта, он разрешает использование при строительстве других материалов по более низкой цене, чем изначально планировалось. Подрядчик, выполняя работы, экономит на материалах, тем самым производит откаты обоим: заказчику и проектировщику.

Оптимальные действия при участии в строительных тендерах

Проект оптимальных действий при участии в строительных тендерах со стороны как заказчика, так и генподрядчика, должен привести к удовлетворительным результатам строительства для обеих сторон. Стремление одной из сторон заработать как можно больше отразится в конечном счете на объекте строительства.

При подаче тендера на строительство организатор должен четко сформулировать цель строительства и требования. Для отработки ценовых предложений, заказчик должен предоставить максимально возможный объем проектной документации, организовать беспрепятственный проезд на территорию предполагаемого строительства. Если в техническую часть документации входит разработанная ведомость с обмерами, то у участников тендеров появляется хорошая основа для качественного предложения.

Цену можно выяснить, подав запрос через электронную торговую площадку или просто позвонив заказчику. Заявку следует готовить по вариантам в зависимости от предлагаемой цены (идеальная, хорошая, минимальная). Руководство компании определяет, какую заявку следует отправить на строительный тендер.

Снижение на электронном аукционе более чем на 25% должно быть обосновано соответствующими документами или приводит к увеличению обеспечения контракта в 1,5 раза. После победы на электронном аукционе не стоит бросаться подписывать договор. Необходимо повторно проанализировать контракт и по возможности устранить все неточности, связавшись с заказчиком напрямую.

Можно пригласить стороннего специалиста, не связанного ни с одной из сторон, для корректировки. Это обеспечит формирование равноправного договора.

Стратегии строительных фирм

Возможны различные стратегии при участии в строительных тендерах. Это зависит от многих факторов на основании которых принимаются решения. Не последним фактором является “личность” заказчика, который принимает решение о выборе той или иной стратегии.

В целом стратегия строительной фирмы связана с получением прибыли по результатам выполнения строительного тендера. Лишь в некоторых, исключительных случая прибыль не играет главную роль, например, когда благодаря низкой цене за данный заказ, в дальнейшем можно получить более выгодный и более крупный другой заказ или когда репутация строительной фирмы вырастет за счет выполнения строительных работ этого заказчика.

Бывает, что необходимо выполнить тендер строительной фирмы для постоянной загруженности компании. Это позволяет сохранить на работе действующих сотрудников фирмы, избежать их сокращения или увольнения.

Как и где найти тендеры на строительство

Первым шагом к заключению выгодного контракта является поиск необходимого тендера.

Грамотно организованный поиск тендеров помогает компании-поставщику получить представление о сделках конкурентов. Строительная отрасль является одной из самых активно развивающихся в России. 25% госзакупок – это тендеры на строительство. Где можно найти выгодные тендеры на строительство и как правильно осуществить эту задачу?

Где найти тендеры на строительство

Сегодня наибольшее количество тендеров публикуется в Интернете. Есть специализированные электронные площадки , где свои предложения размещают государственные и коммерческие организации. Существуют 6 федеральных площадок для размещения госзаказа и множество коммерческих.

Тендеры на строительство можно найти непосредственно на официальных сайтах государственных, муниципальных или коммерческих структур. При выборе такой стратегии нужно ежедневно просматривать много тематических сайтов.

Существуют специальные площадки (порталы) тендеров на строительство. Выгодными могут оказаться предложения, представленные на Единой строительной тендерной площадке ЕСТП , созданной совместно с Торгово-промышленной палатой России и Национальным объединением строителей.

Большое количество коммерческих предложений можно найти на стройпортале (stroyportal.ru).

Как искать тендеры на строительство?

Изобилие информации порождает основные трудности по поиску максимально выгодных тендеров.

Сузьте поиск к тендерам, объявленным только в вашем регионе. Наибольшие шансы на победу в тендерах на строительство имеют местные подрядчики и субподрядные организации, особенно для строительных работ в небольших городах.

Вы понесете меньшие расходы за счет близости к объекту, сведете к минимуму затраты на логистику и сможете обратиться за информацией напрямую в эти организации и узнать о планируемых закупках.

Для того чтобы охватить все площадки, на которых размещаются тендеры на строительство, а также найти тендеры максимально удовлетворяющие запросам, возможно использование специальных программ по поиску тендеров.

Подобные системы экономят время на поиск нужных тендеров. Следующей задачей для организации становится оценка привлекательности найденных тендеров.

Строительный тендер представляет собой конкурентный способ отбора заказчиком наиболее выгодных предложений относительно исполнения работ по архитектурному проектированию, возведению, капитальному ремонту, перепланировке объектов недвижимости. Претендент должен правильно оформить и вовремя подать документы для участия в тендере на строительство.

Отличием конкурсной формы получения заказа является то, что более дешевое, экономически выгодное и вполне соответствующее заявленным условиям предложение может быть отклонено конкурсной комиссией по формальным причинам. Для победы важен не только «фактаж», но и подача его в самом выгодном свете. А грамотное оформление документации – неотъемлемая ее часть.

Подготовка и составление заявки могут быть сопряжены с некоторыми организационными и техническими сложностями. Особенно это касается компаний, которые принимают участие в подобных процедурах впервые. Невзирая на это, игнорировать открытые торги не следует – они открывают широкие возможности получать крупные заказы на поставку строительных материалов или проведение работ на выгодных условиях.

Стоит ли готовить заявку на строительный тендер самостоятельно?

Решившись на участие в конкурсе, руководство компании встает перед дилеммой: оформлять документы для тендера на строительство своими силами или прибегнуть к услугам специализированного учреждения. Каждая из этих альтернатив имеет преимущества. Главный недостаток первого варианта – дороговизна. Но есть и менее очевидные нюансы:

  1. Не понимая сути и особенностей тендерной документации, остается «на веру» принимать и оплачивать результаты деятельности посредника. Недопусков к участию в тендере по причине неграмотно составленной заявки наверняка не будет. Но претенденту интересен выигрыш, а не участие. Доверив подготовку документов и представление интересов в процедуре третьему лицу, участник так и останется в неведении, чем именно – содержанием или формой – не подошло его предложение.
  2. Сторонние специалисты не знают преимуществ компании и вряд ли захотят разбираться в этом вопросе. Конвейерным способом выполняя заказы разных фирм, они «штампуют» стандартные заявки. И если для «тендера цены» это вполне допустимо, то для «тендера идей и принципиальных решений» такой подход ведет к неминуемому провалу.

Понимание сути и содержания тендерных бумаг необходимо каждому потенциальному участнику торгов если не для подготовки заявки, то для надлежащего контроля за предоставляемыми специализированной структурой услугами. Преимущества самостоятельной подготовки тендерной заявки:

  • если участие в открытых торгах является не разовой акцией, а планируется как постоянная деятельность, гораздо дешевле нанять или доучить собственных специалистов, нежели каждый раз нанимать сторонних;
  • формируя документы на тендер на строительство, организация может показать себя в наилучшем свете;
  • самостоятельное участие в конкурсах приведет к пониманию общепринятых требований, что неизбежно позитивно отразится на деятельности организации, обновлении подхода к ведению бизнеса и адаптации к новым условиям.

Чем определены требования к заявке на участие в строительном тендере?

Правила проведения открытых конкурсов по госзаказам урегулированы двумя действующими ФЗ: №223 от 18.05.2011 и № 44 от 05.04.2013. Они касаются и строительных тендеров. А вот комплексного законодательного акта, который бы установил правила и порядок проведения тендеров коммерческими структурами, не существует. Таким образом, условия участия в строительных тендерах самостоятельно устанавливаются их организаторами, хотя при этом они и связаны общими предписаниями ГК РФ об обязательствах.

Тем, кто интересуется, какие документы нужны для тендера по строительству, будет полезно ознакомиться с методическими рекомендациями касательно содержания и оформления конкурсной документации при осуществлении подрядных торгов – МДС 80-4.2000. Этот документ разработал Госстрой РФ. Особенно полезной станет глава 5 – «Инструкции оферентам», адресованная потенциальным участникам тендеров. Однако следует помнить о консультативном, а не императивном значении предписаний МДС.

Условия конкурса и требования к подаваемой заявке содержатся в тендерной документации – пакете официальных бумаг, который формируется организатором, согласовывается с заказчиком и включает:

  • приглашение к участию в тендере;
  • ключевые данные об объекте;
  • инструкции поставщикам;
  • порядок определения победителя конкурса;
  • суть предложения заказчика – описание условий контракта на исполнение работ или его проект;
  • информационные карты, оговаривающие порядок подачи заявлений об участии в торге.

Конкретный состав конкурсной документации оговаривается тендерным комитетом. Он формируется на основании пожеланий заказчика и в соответствии с заявленным предметом торгов. Нормативно установленные правила и процедуры применяются, только если это прямо предусмотрено организатором.

Тендеры. Что такое тендеры и как их находить? Видео

Тендерная документация в строительных тендерах

Претендент, выявивший желание стать участником конкурса, представляет тендерному комитету:

  • подписанное руководителем и скрепленное гербовой печатью (или ЭЦП, если пакет бумаг подается в электронной форме) заявление об участии в подрядных торгах, содержащее уведомление об ознакомлении и согласии с условиями их проведения, наименование, юридический, а при наличии также фактический адрес участника, его банковские реквизиты;
  • копию документа, подтверждающего внесение задатка;
  • банковскую гарантию;
  • справку о заключенных за последний год контрактах с указанием их ключевых условий;
  • перечень субподрядчиков, иностранных партнеров;
  • оферту.

Последний пункт требует разъяснений. Оферта – это термин, заимствованный из римского права. По ГК РФ так называется любое бизнес-предложение или приглашение к заключению сделки. Тот, кто сделал его, называется оферентом; заказчик строительных работ, принявший предложение, считается акцептантом. Термины применяются организаторами тендеров и фигурируют в МДС.

Оферта имеет юридические последствия. Участник, подавший заявку, тем самым:

  • принимает ответственность за правильность ее составления: неточности или ошибки могут служить поводом для отклонения без рассмотрения по существу;
  • соглашается со всеми условиями, высказанными заказчиком;
  • подтверждает, что обладает финансовой и организационной возможностью выполнить заказ в случае победы.

Сведения о претенденте как часть оферты

Первая составляющая предложения характеризует самого участника конкурса. Тендерная документация на строительство включает:

Суть предложения

Документы для тендера по строительству заключают главную составляющую – содержание коммерческого предложения. Требования к содержанию этой части оферты всегда детализированы организатором тендера. Они определяются, исходя из объекта и характера конкурса, а также потребностей заказчика. Предложение содержит описание:

  • качества работ или услуг;
  • функциональных достоинств и характеристик материалов (заявленное качество следует подтверждать сертификатами или другой документацией);
  • общей стоимости контракта;
  • сути альтернативного предложения, если возможность подачи такового оговорена условиями проведения тендера.

Заявка может содержать документы о сути планируемых работ:

  • Локальная смета с указанием:
  1. основания для разработки, например – дефектной ведомости;
  2. сметной стоимости;
  3. нормативной трудоемкости;
  4. сметной з/п;
  5. даты, по состоянию цен на которую производился расчет.
  • Предложение относительно качества и функциональных характеристик планируемых работ.
  • Ведомость расчета цены контракта.
  • Календарный график выполнения работ.
  • План поставки оборудования и строительной техники.
  • Перечень сторонних субподрядных и транспортных фирм, которые будут привлечены.
  • Режим времени работы, а при необходимости – сведения о подготовке кадров.
  • Вопросы обеспечения инженеров и строителей жильем и объектами инфраструктуры.
  • Уровень техники безопасности, благоустройства территории, охраны природы.
  • Состав привлекаемых имущественных, производственных и трудовых ресурсов, строительных машин.
  • При необходимости – предложение способа, с помощью которого оферент планирует соблюсти ограничения использования земельного участка или недвижимости, введенные органами исполнительной власти, местного самоуправления или их собственниками.

Тендерная документация в строительстве имеет также коммерческую составляющую, которая включает:

  • показатели, требуемые для оценки стоимости и возможности исполнения представленных работ;
  • данные о тарифах;
  • размер сборов, налогов, акцизов, таможенных пошлин;
  • расчет страховых, транспортных и инспекционных расходов;
  • условия и порядок денежных взаиморасчетов.

Участие в торгах на получение госконтракта - престижное и выгодное мероприятие для любой фирмы. Однако большинство компаний не решаются на этот шаг. Причин много, и самая распространенная среди них - недостаточное понимание процедуры проведения госзакупок. Как же принять участие в тендере и что для этого нужно знать?

Что нужно для участия в тендерах

Вопреки распространенному мнению, не все тендеры являются «заказными», и победить в них могут не только крупные компании: сфера госзакупок строго регулируется законодательством. Выиграть в конкурсе или аукционе без предварительных контактов с заказчиком может любая компания, которая соответствует определенным критериям.

Итак, для того чтобы принять участие в торгах, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • знание законодательства и процессов в сфере закупок;
  • соответствие требованиям к заявителям;
  • соответствие продукта торгов требованиям организатора торгов;
  • наличие всей необходимой документации, оформленной по установленной форме;
  • финансовое обеспечение заявки.

Знание законодательства и процессов в сфере госзакупок. На сегодняшний день государственные тендеры регулируются Федеральными законами:

  • от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ);
  • от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Некоторые моменты применения этих законов закреплены в дополнительных нормативных актах, которыми являются постановления Правительств.

Законодательство регламентирует все этапы проведения тендера:

  • объявление торгов;
  • сроки и процесс подачи заявок;
  • размер обеспечения заявок и контрактов;
  • условия изменения или отзыва заявки на участие;
  • условия предоставления разъяснений заказчиком по конкурсной документации;
  • условия вскрытия конвертов (в случае конкурсов);
  • общие принципы определения победителя;
  • порядок обжалования действий заказчика;
  • порядок заключения контрактов.

Проще говоря, все, что необходимо знать для предварительного знакомства с процедурой организации и проведения госзакупок, можно найти в законах и подзаконных актах.

Соответствие требованиям к заявителям. Требования к участникам установлены в Законах № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, а также других нормативных документах, например в постановлении Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99. Закон также прописывает, какие дополнительные условия может выдвинуть государственный заказчик.

В основном требования имеют общий характер, например, отсутствие задолженности по налогам. К дополнительным требованиям можно отнести определенный опыт работы и т.д. В целом условия зависят от вида тендера. К примеру, принять участие в открытом конкурсе или аукционе может любое юридическое лицо, которое соответствует общим требованиям к участникам и предоставит необходимый пакет документов. В закрытых тендерах круг поставщиков ограничен: как правило, исполнители приглашаются непосредственно заказчиком, так как такие закупки часто связаны с государственной тайной.

Стоит отметить, что заказчики коммерческих тендеров не обязаны строго выполнять условия законодательства в сфере госзакупок. Они имеют право устанавливать собственные требования к участникам.

Соответствие продукта торгов требованиям организатора торгов . Качественные и количественные характеристики закупаемых товаров или услуг, включая страну происхождения, государственный заказчик устанавливает в соответствии с законодательством. Обычно требования к продукту прописаны в конкурсной документации. Если информации недостаточно, то у заказчика можно запросить разъяснения, которые он обязан предоставить.

Исполнителю необходимо внимательно изучить документацию и прописанные в ней условия, в соответствии с требованиями сделать свое предложение исполнения контракта. Несоответствие продукта условиям ведет к отклонению заявки на участие.

Наличие всей необходимой документации, оформленной по установленной форме . Стандартный пакет документов, который требуется для участия в любом государственном тендере, прописан в законодательстве. Однако заказчик может запрашивать дополнительные документы, не нарушая при этом положения закона. В стандартный пакет, как правило, входит заявка, составленная по образцу, предоставленному заказчиком, предложение по исполнению контракта и документы о компании-участнике. Всю документацию важно оформить и предоставить правильно. На небольшие недочеты заказчик, возможно, не обратит внимания, но более серьезные ошибки приведут к отклонению заявки.

Отметим, что организаторы коммерческих тендеров могут запрашивать документы по своему усмотрению.

Финансовое обеспечение заявки или исполнения контракта. Закон устанавливает, что обеспечение заявки может доходить до 5% от стоимости контракта, а размер обеспечения исполнения контракта - до 30%. Выполнить это обязательное условие можно путем внесения залога или предоставления банковской гарантии. Какой вариант наиболее приемлем, решить может только сам участник.

Суммы контрактов часто бывают значительными, а залог предполагает выведение и замораживание средств из оборота на продолжительный период времени. Поэтому банковская гарантия считается обычно более удобным и эффективным инструментом обеспечения заявки.

Какие требования предъявляются к участникам тендеров

Как уже отмечалось ранее, основные требования к участникам тендеров установлены законодательством. К ним относятся:

  • отсутствие у участника задолженности или недоимки по налогам (в случае наличия - веские причины для их обоснования);
  • отсутствие у руководителя и других должностных лиц компании-участника судимости в экономической сфере (исключение - погашенная или снятая судимость);
  • наличие у участника исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (исключение - контракты на создание произведений литературы или искусства, на финансирование проката или показа национального фильма);
  • отсутствие конфликта интересов между заказчиком и участником (то есть первые лица компаний заказчика и исполнителя не могут состоять в родственных связях, так как всем участникам тендера должны быть обеспечены равные условия).

Обязательны к выполнению следующие условия:

  • участник тендера не может быть офшорной компанией;
  • информации об участнике не должно быть в реестре недобросовестных поставщиков;
  • деятельность компании не должна быть приостановлена;
  • компания не должна быть ликвидирована;
  • компания не должна быть банкротом.

Перечисленные требования вполне выполнимы, подтвердить их можно соответствующими документами. К примеру, предоставление копии отчетов по прибылям и убыткам покажет, что компания ведет успешную деятельность.

При некоторых видах тендеров, например, при проведении двухэтапного конкурса, к участникам могут предъявляться дополнительные требования:

  • опыт работы, связанный с предметом госзакупки;
  • положительная деловая репутация участника;
  • финансовые возможности для выполнения условий контракта;
  • необходимое количество профильных сотрудников для исполнения контракта;
  • наличие оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.

Как уже говорилось ранее, заказчики коммерческих тендеров могут устанавливать свои требования. К ним относится, например, получение аккредитации у компании-организатора торгов.

Какие документы нужны для участия в тендерах

Перед тем, как принять участие в тендере, необходимо собрать пакет документов. Законодательство предусматривает следующий стандартный пакет:

  • заявка на участие, заверенная руководителем;
  • опись прилагаемых к заявке документов;
  • документы о компании (название, адрес, ИНН, свидетельство о государственной регистрации);
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (или их нотариальные копии);
  • копии учредительных документов;
  • справка об отсутствии налоговой задолженности;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени участника конкурса (копия решения о назначении на должность руководителя или доверенность);
  • копия приказа о назначении главного бухгалтера;
  • документы, подтверждающие право на преимущество (например, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства);
  • документы, подтверждающие соответствие конкурсанта требованиям к участникам тендеров;
  • документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие (платежное поручение или банковская гарантия);
  • при необходимости: документы, подтверждающие соответствие участника запретам и ограничениям, установленным заказчиком.

Дополнительные документы, которые в рамках законодательства может запрашивать заказчик, предугадать сложно, поскольку этот пакет зависит от типа тендера (строительный, транспортный), а также от тех характеристик, по которым заказчик определяет квалификацию поставщика.

К участникам коммерческих тендеров заказчик предъявляет свои требования. Жесткая регламентация Законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ на них не распространяется. Деятельность таких заказчиков регулируется Гражданским кодексом. Кроме стандартного пакета документов коммерческий заказчик может потребовать аккредитационные документы (их необходимо обновлять хотя бы раз в год) и актуальную электронную цифровую подпись (ЭЦП), так как практически все коммерческие тендеры проходят на электронных торговых площадках.

Обеспечение заявки

Важный момент, на который следует обратить внимание - это обеспечение. Как уже говорилось ранее, размер обеспечения заявки на участие доходит до 5%. При высокой стоимости контракта такая сумма значительна.

Законодательство предусматривает два способа обеспечения заявки: залог и банковская гарантия. Внесение залога выводит из оборота компании значительную сумму на длительное время, поскольку такое обеспечение возвращается компании-участнику только после подведения итогов конкурса, а в случае его победы - после подписания с ним контракта.

Банковская гарантия обеспечит заявку с минимальными затратами. Гарантом исполнения обязательств по подписанию контракта участником является третья сторона, то есть кредитное учреждение, которое входит в специальный реестр и имеет право выдавать банковские гарантии. Конечно, оформление такого документа потребует времени. Нужно правильно выбрать банк, соответствовать требования кредитной организации и собрать необходимый пакет документов. Но на сегодняшний день есть большое количество брокеров, которые возьмут на себя весь процесс оформления гарантии и помогут получить документ в сжатые сроки.

Документы для участия в электронном аукционе

Сегодня все больше тендеров проводится в электронном виде. Госзакупки в такой форме проходят на специальных торговых площадках, на которых поставщик должен получить аккредитацию. Также нужна электронная цифровая подпись. Для участия же в электронных аукционах стандартный список документов выглядит так:

  • Документы о компании (название, адрес, ИНН).
  • Копии документов, подтверждающих соответствие требованиям товара или услуги.
  • Документы, подтверждающие право на преимущество (например, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства).
  • При необходимости: документы, подтверждающие соответствие участника запретам и ограничениям, установленным заказчиком.

Стоит отметить, что по Закону № 223-ФЗ перечень документов идентичен.

Как видите, есть множество тонкостей и нюансов, на которые потенциальный участник тендера может не обратить внимания, но для заказчика это окажется важным. Однако, как говорится, глаза боятся - руки делают. Обязательно готовьтесь серьезно, обращайтесь к профессиональной помощи, если необходимо, и тогда успех вам гарантирован!

При выборе способа закупки заказчики ориентируются на распоряжение правительства № 471-р от 21.03.2016. Этот норматив — товаров, работ и услуг, которые надлежит приобретать любыми процедурами, кроме конкурсных. Большая часть строительных работ включена в этот реестр. Перед началом процедуры заказчику надлежит проверить наличие объекта закупки в РП № 471-р. Если объединяете лоты на строительство по 44 ФЗ, часть которых включена в аукционный перечень, а другие работы из заказа в нем отсутствуют, закупка все равно проводится в форме электронного аукциона (письмо ФАС № ИА/19176/19 от 13.03.2019).

Электронный аукцион — не единственный возможный способ для госзаказа строительства. Заказчики вправе использовать:

  1. . Главное условие — НМЦК заказа не более 500 000 рублей (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).
  2. Электронный конкурс с ограниченным участием. Применяется для закупки особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ). Конкурсные тендеры актуальны для госзаказа работ по возведению искусственных дорожных сооружений из состава автомобильных дорог федерального (муниципального, местного) значения. Начальная цена заказа — минимум 100 миллионов рублей (ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ, п. 5 приложения № 2 к ПП РФ № 99 от 04.02.2015).
  3. Заключение контракта с . Основание — ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Это все возможные способы госзаказа строительных работ. Заказчику надлежит всегда сверяться с аукционным перечнем. Если исполнитель выберет не электронный аукцион, а другой способ, тогда как закупаемый вид работ включен в РП № 471-р, организации грозит штраф в размере 50 000 рублей (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

Готовим закупочную документацию

В состав документов конкурентного заказа включаем документацию, проект контракта и извещение. Сроки размещения извещения и всех регистров в Единой информационной системе таковы (ч. 1 ст. 54.2, ч. 2, 3 ст. 63, ч. 1 ст. 82.2 44-ФЗ):

  • запрос котировок в электронной форме — за 5 рабочих дней до момента окончания подачи заявок. Для электронного запроса котировок нет необходимости готовить документацию (ч. 1, 2 ст. 82.2 44-ФЗ);
  • , цена тендера менее 300 миллионов рублей — за 7 дней;
  • электронный аукцион, НМЦК не выше 2 миллиардов рублей, закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу капитального объекта — за 7 дней;
  • электронный аукцион, остальные заказы — за 15 дней;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме — за 15 рабочих дней.

Требования для электронных запроса котировок и конкурса с ограниченным участием устанавливаются в порядке, закрепленном положениям Федеральной контрактной системы. Не забываем и о электронных закупок (ПП РФ № 1401 от 05.11.2019). Требование к единым формам документов устанавливает Минфин, и, по всей вероятности, разработкой типовых документов займется это ведомство.

Закупочные регистры аккумулируют все подробные сведения о приобретаемых работах. В документации учитываем все особенности закупок в сфере строительства. Вот как подготовить документы на госзаказ строительных работ (ч. 1 ст. 54.3, ч. 6 ст. 56.1, ч. 1 ст. 64 44-ФЗ):

Шаг 3. Устанавливаем требования к содержанию заявки.

На состав заявки влияет наличие проекта в документации. Если проектные документы есть, то участники в первой части выражают согласие на выполнение строительства, которое формируется при помощи функционала площадки. Когда проектной документации нет, участники выражают согласие и расписывают сведения о продукции (указывают страну-изготовителя и сведения о товарном знаке).

Если проводится электронный конкурс, участник обязан предоставить эти документы заказчику. Для участия в электронных закупках используют типовые формы заявок (ч. 5 ст. 24.1 44-ФЗ, ПП РФ № 1401 от 05.11.2019).

Шаг 4. Определяем дату окончания рассмотрения первых частей заявок. Вот основные сроки (ч. 1 ст. 54.5, ч. 2 ст. 67 44-ФЗ):

  • электронный конкурс с ограниченным участием — 5 рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок;
  • электронный аукцион — 3 рабочих дня;
  • электронный аукцион с НМЦК до 300 миллионов рублей — 1 рабочий день;
  • электронный аукцион с НМЦК на закупку строительства, реконструкции, капремонта, сноса капитального объекта — 1 рабочий день;
  • электронный конкурс с ограниченным участием с НМЦК до 1 миллиона рублей — 1 рабочий день.

Для тех аукционов, в составе документов которого есть проект, и в случае согласия подрядчика на выполнение строительства первые части рассматривать нет необходимости (ч. 10 ст. 67 44-ФЗ).

Шаг 5. Определяем дату проведения процедуры. Такой датой является следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок для электронного аукциона или день подачи окончательных ценовых предложений для участников электронного ограниченного конкурса.

Если аукцион с проектной документацией, то торги начнутся через 4 часа после окончания приема первых частей предложений. Для конкурса срок процедуры — второй рабочий день после окончания рассмотрения комиссией первых частей заявок (ч. 3 ст. 54.6, ч. 3 ст. 68 44-ФЗ).

Оформляем проект контракта и извещение

После разработки закупочной документации сверьте все с информационной картой и приступайте к подготовке проекта контракта. В случае соответствия сведений о госзакупке информационной карте используйте типовые контракты или типовые условия. Сейчас используется на строительство, утвержденный приказом Минстроя № 398/пр от 05.07.2018.

Его планируют отменить с 01.01.2020 и применять типовые условия. Проект типовых условий госконтрактов на выполнение строительных работ находится в разработке. В готовящемся проекте представлена и обновленная информационная карта на 2020 год.

Если вы приобретаете строительные услуги, которые не включены в действующую информационную карту, готовьте собственный проект контракта, руководствуясь нормами законодательства и потребностями заказчика. К проекту контракта на закупку строительства сформируйте:

  • условия о нескольких этапах оплаты в соответствии с выполняемыми объемами и стоимостью работ;
  • график выполнения и оплаты работ;
  • проектную и техническую документацию, устанавливающую объемы и содержание предмета госконтракта.

После подготовки закупочной документации и проекта контракта подготовьте и опубликуйте извещение, используя функции Единой информационной системы. При заполнении извещения учитывайте положения ст. 42, ч. 3 ст. 54.2, ч. 6 ст. 56.1, ч. 5 ст. 63, ч. 2 ст. 82.2 44-ФЗ.

Рассматриваем заявки

Состав и алгоритм рассмотрения предложений участников определяется наличием проекта в составе закупочной документации. Если проект есть, то первые части заявок в аукционе не рассматриваются, и закупка строительных работ по 44 ФЗ начинается через 4 часа после окончания срока подачи заявок. Как только торги завершатся, оператор электронной площадки направит заказчику обе части заявок на анализ и оценку (ч. 19 ст. 68 44-ФЗ).

Если проектных документов нет, то действуют другие правила рассмотрения. Первые части анализируются до момента торгов. Комиссия обязана изучить заявки, допустить или не допустить участников, сформировать и разместить протокол рассмотрения. Протокол размещаем не только в ЕИС, но и на торговой площадке (ч. 6, 7 ст. 67 44-ФЗ).

После завершения торгов среди допущенных участников комиссия оценивает вторые части заявок. По итогам рассмотрения формируется протокол, который публикуется в ЕИС и на ЭП (ч. 8 ст. 69 44-ФЗ). Подтвердительные регистры от подрядчиков направляются вместе со вторыми частями заявок. Комиссия рассматривает их вместе с предложениями участников. Соглашения о субподряде не являются подтверждением соответствия дополнительным требованиям (п. 2 письма ФАС № МЕ/51304/19 от 19.06.2019). Если в закупке принимает участие только один подрядчик, то комиссия рассматривает сразу обе части его предложения (ч. 1 ст. 71 44-ФЗ).

При проведении электронных процедур — запроса котировок и конкурса с ограниченным участием — действует общий порядок рассмотрения и оценки заявок, установленный Федеральной контрактной системой.

Заключаем контракт

Соглашение с победителем торгов заключается минимум через 10 дней после публикации в ЕИС итогового протокола (ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ). Если проводился запрос котировок, то контракт подписывают через 7 дней после размещения протокола оценки заявок. Никаких особых правил для заключения госконтракта на строительные услуги не предусмотрено.

Рассказать друзьям