Освоение способов самоменеджмента. Open Library - открытая библиотека учебной информации. Мифы о самоменеджменте

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Самоменеджмент. Под ред. Парахиной В.Н., Перова В.И.

М.: 2012. - 368 с.

Учебное пособие представляет собой обобщение теоретического исследования и практического опыта преподавания самоменеджмента в российских вузах.Актуальность изучения проблем самоменеджмента определена огромной загруженностью руководителей и специалистов, постоянными стрессовыми ситуациями, возникающими в связи с этим в их работе. Курс самоменеджмента является основополагающим для формирования у руководителей и специалистов знаний и умений правильно распределять свое время, организовать рабочий день, а также для формирования здорового образа жизни и поддержания длительной трудовой и личной активности - все это крайне важно и необходимо для любого человека, а для менеджера - признак его профессиональной пригодности.В учебном пособии комплексно рассмотрены все стороны самоменеджмента, приводятся рекомендации формирования практических навыков грамотного управления собой, что в условиях перехода к компетентностному подходу к подготовке выпускников вузов может быть основой для формирования ряда компетенций, включая самомотивацию, самоорганизацию, умение управлять своим временем, планировать рабочий день и др.Для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, руководителей и специалистов организаций, думающих о своем будущем и стремящихся максимально использовать имеющееся у них время. Ключевые слова: самоменеджмент, самомотивация, планирование своей деятельности, самоконтроль, методы управления своим временем, личная работоспособность, управление деловой карьерой, управление ресурсом личной платежеспособности, управление ресурсом образованности, развитие своего собственного потенциала.

Формат: pdf

Размер: 7 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

Содержание
Введение 5
1. Сущность и функции самоменеджмента, его составные части 9
1.1. Понятие «самоменеджмент», его составные части 10
1.2. Содержание основных функций самоменеджмента 15
1.2.1. Самомотивация 16
1.2.2. Принятие решений по предстоящим делам 23
1.2.3. Планирование своей деятельности 28
1.2.4. Коммуникации и восприятие информации 30
1.2.5. Организация и реализация 35
1.2.6. Самоконтроль 38
1.3. Значение самоменеджмента в профессиональной деятельности людей 39
1.4. Самосовершенствование через самоменеджмент 44
Краткие выводы 52
Вопросы для самопроверки 54
2. Управление ресурсом времени 56
2.1. Сущность времени. Понятие ресурса времени и его определение 57
2.2. Инвентаризация и анализ временных затрат 62
2.3. Методы управления своим временем 74
2.4. Принципы и приемы организации времени 87
Краткие выводы 106
Вопросы для самопроверки 107
3. Управление ресурсом активности и работоспособности 109
3.1. Понятие ресурса активности и работоспособности ПО
3.2. Методы управления ресурсом активности и работоспособности 117
3.3. Управление работоспособностью: жизненные и временные циклы 124
3.4. Развитие навыков здорового образажизни 132
3.4.1. Общие представления 132
3.4.2. Закаливание организма 134
3.4.3. Рациональное питание как важная составляющая здорового образа жизни человека 134
3.4.4. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека 139
3.4.5. Личная гигиена человека, эстетика труда и отдыха 140
3.4.6. Экологическое сознание и поведение 143
3.4.7. Положительные эмоции и нравственная регуляция 143
3.5. Управление деловой карьерой 147
Краткие выводы 155
Вопросы для самопроверки 156
4. Управление ресурсом платежеспособности 158
4.1. Финансовое планирование жизни 159
4.2. Личные финансовые отчеты. Домашняя бухгалтерия 163
4.3. Доходы и их источники 172
4.4. Способы экономии личных средств 183
4.5. Виды инвестирования денег 187
4.6. Страхование в жизни человека 194
4.6.1. Страхование вкладов 194
4.6.2. Страхование жизни, здоровья, трудоспособности 197
4.7. Личные финансы на ПК 204
Краткие выводы 207
Вопросы для самопроверки 210
5. Управление ресурсом образованности 211
5.1. Взаимосвязь понятий: грамотность, образованность, культура 212
5.2. Образованность как стратегическое преимущество личности 215
5.3. Образовательная среда и образовательное пространство 217
5.3.1. Образовательная парадигма 217
5.3.2. Образовательная среда и образовательное пространство: понятие, отличия 218
5.3.3. Социальное и индивидуальное образовательное пространство 220
5.4. Система открытого образования 222
5.4.1. Непрерывное образование как насущная потребность 222
5.4.2. Дистанционное образование 223
5.5. Законы работы мозга 226
5.5.1. Основные законы памяти 227
5.5.2. Детализированные законы памяти 228
5.5.3. Системы памяти 229
5.6. Технологии эффективной учебной деятельности 230
5.6.1. Правила стратегии обучения 230
5.6.2. Инструменты профессионального саморазвития 232
5.6.3. Концентрация внимания 235
5.6.4. Советы по улучшению концентрации 238
5.6.5. Упорядочение знаний 243
5.7. Качества творческой личности 245
5.8. Развитие познавательной деятельности 246
5.8.1. Формирование устойчивой познавательной мотивации 246
5.8.2. Совершенствование познавательных умений и навыков 248
5.9. Повышение уровня креативности при решении профессиональных задач 264
Краткие выводы 272
Вопросы для самопроверки 274
6. Практикум по оценке и развитию навыков самоменеджмента 276
7. Глоссарий 347
8. Тестовые задания по проверке знаний 352
Таблица ответов на тестовые задания 361
Список использованной литературы 362
Summary 365

Наука самоменеджмента призвана упростить процесс нашего развития и личностного роста независимо от того, какие цели мы перед собой ставим: бросить курить, получить повышение или начать бегать по утрам. В её основе лежит набор принципов, понимание и применение которых неизбежно повысит качество вашей жизни.

Что такое самоменеджмент?

Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям.

Цицерон

Самоменеджмент представляет собой использование ключевых функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль, координация) для сознательного управления своей жизнью.

В нашей жизни эти принципы имеют следующее воплощение:

  • Планирование - поиск миссии, видение своего будущего, постановка долгосрочных целей и ориентиров, а также выработка планов и задач на ближайшие сроки.
  • Организация - работа с жизненными ресурсами: временем, финансами, статусом, а также формирование окружения, поиск партнёров, друзей, наставников.
  • Мотивация - тренировка своей силы воли и формирование побуждающей к действию силы для дальнейшей работы.
  • Контроль - установка стандартов и принципов своей жизненной позиции для оценки достижений и успехов.
  • Координация - получение обратной связи от тех, кто нас окружает, и постоянные корректировки своих планов, жизненной позиции и источников мотивации.

О каждом из этих направлений написаны десятки книг, но только при соблюдении ключевых принципов их взаимодействия можно достичь впечатляющих результатов.

Так каковы же четыре ключевых принципа самоменеджмента?

1. Принцип системности

Среди беспорядка найдите простоту, среди раздора найдите гармонию.

Альберт Эйнштейн

Краеугольный камень жизненных преобразований заключён в систематическом подходе к изменениям. Только действуя шаг за шагом, можно быть уверенным в конечном результате на все 100%. Самоменеджмент можно представить в виде круга, каждый элемент которого представляет собой шаг к реализации последующего этапа.

Если вы поставили большую цель, то займитесь своим окружением и ресурсами. Закончили с этим? Переходите к мотивации. Достаточно натренировали силу воли? Повышайте свои стандарты и оценивайте успехи.

Действуйте последовательно, и вас ничто не остановит.

2. Принцип малого действия

Путь в тысячу миль начинается с первого шага.

Конфуций

Этот принцип призывает прикладывать минимальные, но постоянные усилия для достижения поставленной цели.

Предположим, вы решили начать бегать по утрам. Если вы сразу поднимете высокую планку и решите пробегать по 10 километров каждый день, то быстро сдадитесь. Чтобы развитие происходило постоянно, оно должно иметь прогрессивный характер.

Поставьте задачу бегать каждое утро по 10 минут. Причём каждый день в одно и то же время. Если получится заниматься в таком режиме неделю, то скоро вы почувствуете результат, потому что ваша воля окрепнет благодаря маленькому успеху, которого вы достигли. После этого уже можно увеличивать нагрузку.

Ваша цель всегда должна быть больше ежедневного результата. Как только вы примете свой небольшой труд в качестве кирпичика конечного успеха, страх перед амбициозными целями исчезнет.

3. Принцип внутренней цели

Независимо от того, какую задачу вы ставите перед собой, необходимо понимать, на чём основана ваша внутренняя мотивация.

Человек, который бросает курить, испытывает невероятную радость при конечном избавлении от своей вредной привычки не только из-за того, что стал борцом за здоровый образ жизни. Он стал увереннее в своих силах и привлекательнее в глазах окружающих.

Ставя перед собой цель, следует исходить из того, какое желание лежит в её основе. Если вы действительно поставили перед собой цель бросить курить, спросите себя сначала, почему вы решили достичь этой цели. Глубинная причина всегда имеет лишь одно из двух оснований: избежание страданий или получение награды.

Вы хотите избавиться от вредной привычки, чтобы перестать чувствовать себя несовершенным? Или чтобы производить положительное впечатление, чувствуя себя лучше?

Когда вы определитесь и сформулируете внутреннюю цель, то очень легко сможете выбрать подходящий первый шаг. Вы будете искать новые источники её достижения, пока не почувствуете себя увереннее.

Задайте себе вопрос: «Чего я по-настоящему хочу?».

4. Принцип инертного развития

Если развивать что-то одно, то изменяется и всё, что находится вокруг.

Пауло Коэльо

Не ставьте перед собой слишком амбициозных целей. Всегда начинайте с того, что вашей главной миссией является саморазвитие. Перестаньте мучиться от нестерпимого желания зарабатывать заветный миллион рублей и просто начните работу над собой. В любой сфере.

Больше читайте, отправьтесь в путешествие, выучите новый язык, общайтесь с успешными людьми. В желании развиваться любое ваше действие будет направлено на достижение успеха.

Работайте с привычками, эмоциями и отношениями, и профессиональный рост будет инертным отражением ваших успехов.

В вашей цели главное - желание стать лучшей версией себя.

Что нужно делать?

  • Развивайтесь системно и следите за тем, над какими этапами нужно работать усерднее.
  • Совершите маленькое действие уже сегодня и делайте это регулярно, пока не окрепнет сила воли. Читайте по пять страниц в день, 10 минут бегайте, скажите кому-нибудь: «Я тебя люблю».
  • Ваша цель важнее простых желаний. Задайте себе вопрос: «Чего я по-настоящему хочу?».
  • Ваша маленькая победа сегодня - это ваш профессиональный и личных успех завтра. Победа притягивает победу, успех притягивает успех. В любой сфере.

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Самоменеджмент при использовании современных методик дает возможность не только довольно далеко продвинуться на пути распоряжаться искусством организации себя и своими действиями, но в значительной степени облегчает усвоение основ теории. Это происходит благодаря тому, что основные методы предварительно анализируются на занятиях по самоменеджменту, чем достигается практическое слияние искусства и науки управления, которые составляют его сущность.

Курсовая работа

на тему:

Самоменеджмент

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА 5

1.1 ЭВОЛЮЦИЯ, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА 5

1.2 ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ И ТЕХНИКА САМОМЕНЕДЖМЕНТА 8

1.3 ОСНОВЫ И МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 10

ГЛАВА 2. ЛИЧНЫЕ УСТАНОВКИ: МОТИВЫ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ. 14

2.1 МОТИВАЦИЯ И САМОМОТИВАЦИЯ. 14

2.2 МОТИВАЦИЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 17

ГЛАВА 3. САМОМЕНЕДЖМЕНТ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ. 21

3.1 ПРАКТИКА САМОМЕНЕДЖМЕНТА ЗА РУБЕЖОМ. 21

3.2 ОПЫТ САМОМЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы моей курсовой работы обусловлена тем, что в современном мире широкое распространение получило такое понятие, как менеджмент.

Важным качеством любого руководителя является не только лидерские качества и квалифицированность в рабочей отрасли, а также способность к самоорганизации.

Способность рационально использовать свое время, планирование задач, самомотивация, самосовершенствование – всё это атрибуты понятия «самоменеджмент». Самоменеджмент изучает технологии и способы повышения эффективности управленческой деятельности.

Способность к самоорганизации не является врожденным качеством человека, прежде всего оно вырабатывается человеком на протяжении всей его жизни. Чтобы добиться успехов в планировании своего дня, необходимо заниматься самообразованием, что также является частью данной науки.

Яркими примерами личностей, которые научились управлять своим временем, являются главы государств. Они обладают способностью распоряжаться и планировать своё время так, чтобы максимизировать эффективность своей работы.

Многие специалисты рассматривали вопрос самоорганизации в своих научных трудах и разрабатывали различные методики и модели планирования своей деятельности, а также решали проблемы самоорганизации человека. Отчасти сложность данной проблемы состоит в том, что человек по своей природе существо ленивое. И когда он пытается организовать себя, то отчасти борется с человеческой сущностью.

Целями изучения данной проблемы является расширение знаний, полученных в процессе изучения темы «Самоменеджмент», систематизация полученных знаний, а также расширение кругозора в целом. Для реализации поставленных целей мною были выделены следующие задачи: изучение теоретических аспектов менеджмента, анализ личных установок человек, мотивов и самосовершенствования, проведение сравнительного анализа опыта использования самоменеджмента за рубежом и на территории Российской Федерации.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 ЭВОЛЮЦИЯ, ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

С научной точки зрения вопрос самоменджмента начал подниматься только середине девяностых годов, когда В.Карпичев впервые опубликовал свою работу под названием «введение в проблему» самоменджмента, где автор описывал некоторые модели самоменджмента. - Карпичев В. Самоменеджмент: Введение в проблему // Пробл. теории и практики уп- равления. - 1994. - № 3. - С. 103 -106 А до этого Л.Зайверт ввел в научную терминологию само слово «самоменеджмент» - Зайверт Л. Ваше время - в Ваших руках (Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время): Пер. с нем. - М.: Экономика, 1991. - С. 18.

Давайте же рассмотрим причины появления такого направления, как самоменеджмент:

Вырастает фактор неопределенности, из-за давления и напряженностей рабочих условий, менеджеры должны приспосабливаться и управлять своим временем правильно;

Нарастают масштабы предпринимательства в условиях динамических изменений среды, которые требуют новых подходов в управлении;

Творческий потенциал работника плавно превращается в самый ценный капитал организации; - Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 1999. – С. 46

Традиционные методы управления и школы в современном мире не действуют, и приходится искать новые пути эффективного управления организации. - Лукашевич Н. П. Л 84 Теория и практика самоменеджмента: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - К.: МАУП, 2002. - 360 с.: ил. - Библиогр.: С.3

И в современных условиях динамического изменения рынка «Чтобы организации добиться успеха, необходимо уметь управлять собой» - Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. - М.: АО Издат. группа “Прогресс-Интер”, 1993. – С.7

Перед тем, как понять сущность самоменеджмента необходимо рассмотреть его понятие.

Гусева Е.П. дает ему такое определение «Самоменеджмент – это искусство управлять собой и (или) организацией; целенаправленное и последовательное использование апробированных методов в повседневной деятельности с целью оптимального расходования времени и сил» - Гусева Е.П.Менеджмент. М.: ЕАОИ, 2008 - С.112

Таким образом, не сложно догадаться, что сама сущность самоменеджмента отражается в учете методов, особенностей и задач персонального совершенствования каждого сотрудника.

Предполагается, что наука управления собой произошла от множества разных концепций социального управления и имеет свои недостатки и, конечно же, достоинства. До настоящего времени его предметная область ограничивалась исключительно саморазвитием индивидов, которые занимаются управлением. Но из-за работы в условиях рыночной конкуренции и дальнейшее развитие демократизации и методов децентрализации, а также учет перманентной полупрозрачности любых границ потребовали углубленного анализа причин и обстоятельств безуспешного применения некоторых методов командного управления и, в итоге, разработку самоменеджмента. - Громова О.Н., Свистунов В.М., Мишин В.М. Организация управленческого труда. М., 1999 – С. 37

Выделим основные принципы самоменеджмента:

1) Самостоятельность. Принцип этот базисный, который требует учета определенности поведения руководителей;

2) «Погруженность» системы. При реализации персонального менеджмента, этот принцип, в основном, опережает во времени процесс практического системообразования;

3) Направленность самоорганизации. Принцип спонтанного зарождения персонального менеджмента;

4) Искусственное начало;

5) Ресурсная поддержка.

Характеристика самоменеджмента будет являться неполной, если не учесть и преимущества, которые несет овладение персональным менеджментом:

Меньше стрессов и спешки по выполнению работы;

Организация рабочего места и сопоставления труда и отдыха;

Удовлетворение выполненной работой;

Повышение квалификации и развитие навыков;

Уменьшение количества ошибок при выполнении заданий;

Снижение затрат времени на успешное выполнение работы;

Рост производительности труда;

Уменьшение загруженности сотрудника работой;

Достижение жизненных и текущих целей в короткие сроки. - Варламов К.И., Карпичев В.С., Личная тектологиа: (самоменеджмент) ; курс лекций, Российская Акад. Управления, 1993 С. 37

1.2 ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ И ТЕХНИКА САМОМЕНЕДЖМЕНТА

Несложно догадаться о том, что основной целью самоменеджмента является максимальное использование собственных возможностей управления своим временем и жизнью, а также преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни.

На персональный менеджмент возлагается, конечно, и ряд функций, которые находятся в определенной взаимозависимости, и реализуются, соответственно, в определенной последовательности. Эти функции называют «Круг правил», рассмотрим его, чтобы видеть как взаимосвязаны друг с другом некоторые функции.(Рисунок 1)

Рисунок 1

Во внешнем круге обозначены пять функций:

Постановка целей, который подразумевает анализ и формирование личных целей;

Планированием является разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;

Принятие решений, имеется в виду принятие решений по предстоящим делам;

Реализация и организация, основывается на составлении распорядка дня и организации личного трудового процесса для осуществления поставленных задач;

Контроль – это самоконтроль и контроль итогов, и, если это необходимо, корректировка целей;

Во внутреннем круге размещена дополняющая функция:

Информация и коммуникация, которая подразумевает поиск информации и осуществление коммуникационных связей

Вокруг данной функции расположены остальные функции, что дает нам понять, обмен информации и использование коммуникации необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента.

Теперь давайте рассмотрим саму технику самоменеджмента. А точнее, какие рабочие приемы и методы используются для выполнения конкретной функции, а также какой за счет этого достигается результат. - Моргенстерн Джулия,Тайм менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. М.: ООО «добрая книга», 2001. – 264 с.

Постановка целей, приемы и методы данной функции подразумевают собой ситуационный анализ, определение и формулирование цели, целевые стратегии и методы успешного планирования. В результате у нас присутствует: мотивация, ликвидация слабых сторон, выделение преимуществ, фиксированность сроков;

Планирование, включает в себя годовое, месячное, декадное, дневное планирование. А также предполагает менеджмент с использование фотографии рабочего времени. Достижениями является: оптимальное распределение и использование времени, сокращение сроков исполнения;

Принятие решения, помогает расставить приоритеты, использовать принцип Парето 80:20, Эйзенхауэра и делегирование полномочий. За счет всего этого достигается организация труда, которая приводит организацию к успеху, предполагает решение проблем в зависимости от их важности и продуктивность трудовых затрат;

Реализация и организация предполагает распорядок дня, график продуктивности. За счет чего достигается использование пика продуктивности для решения значительных задач;

Контроль, соответственно включает в себя контролирование всего процесса работы, а также итогов и промежуточных результатов, что позволяет сравнить норматив с фактом и позволяет достигать запланированных результатов. - Лукашевич Н. П. Теория и практика самоменеджмента: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - К.: МАУП, 2002. - 360 с.: ил. - Библиогр.: С. 5-6

1.3 ОСНОВЫ И МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

В соответствии с определением Фатхутдинова «Планирование - это общая функция управления, включающая следующий комплекс работ: анализ ситуаций и факторов внешней среды; прогнозирование, оценка и оптимизация альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии стратегического маркетинга; разработка плана; его реализация» - Производственный менеджмент: Учебник для вузов. 4-е изд. / Р. А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2003. - С.72

Рассмотрим несколько методик планирования времени и принятия решений:

Метод «Альпы» подразделяется на пять стадий:

Составление списка заданий дня;

Следует стремиться составить список так, чтобы первыми по пунктам шли дела, которые более приоритетные, а также разделить их по длительности выполнения. Рекомендует применять всевозможные знаки и сокращения, при составлении подобного списка.

Оценка длительности действий;

План всегда ограничен дневным временем, которым человек располагает в течении дня, поэтому следует определят рамки времени в которые должен уложиться менеджер при выполнении данных заданий.

Сохранение времени «про запас»;

Следует заполнять не более 60% рабочего времени планами выполнения конкретных дел.

Принятие решений по приоритету и в соответствии с разделением полномочий;

Рассчитать время на выполнение каждой работы, перепроверить план временных затрат, рассмотреть способы делегирования полномочий на выполнение отдельных заданий, с целью экономии времени. Помнить про правило 60%.

Контроль.

Контроль запланированных дел и перенос недоделанных дел на последующее рабочее время.

Принцип Парето, или соотношение 80:20, предполагает собой рассмотрение всех рабочих функций с точки зрения их эффективности. Таким образом, 80% результатов достигается за счет 20% затраченного времени, а также 20% конечного результата, используют 80% рабочего времени. - Азарова О. Тайм-менеджмент за 30 минут, Феникс, 2007 - С. 58

Необходимо приниматься за решение сложных дел, разбивая их по приоритетности, а не делать в начале легкие дела.

Анализ «А-Б-В», подразумевает собой деление всех задач на три класса по степени значимости с точки зрения достижения профессиональных и личных целей.

Категория Б – это неважные задачи, которые, как правило, составляют 20% от суммы задач, выполняемых руководителем. Выполняются после задач категории А, а также задачи данной категории возможно перепоручить кому-нибудь другому. В то время как задачи категории А необходимо выполнять самостоятельно.

Задачи Категории В (неважные и незначительные задачи) должны составлять 65% общего числа задач, а также иметь значимость выполнения в 15%. Такие задачи выполняются в последнюю очередь и лучшим вариантом будет отдать их кому-нибудь другому, а самому не выполнять вообще.

Главное запомнить, что выполнение любых задач, начинается именно с самых важных и неотложных дел.

Принцип Эйзенхауэра.

Согласно правилу анализу по принципу Эйзенхауэра стоит делить задачи по двум критериям – важность и срочность. В зависимости от сочетания этих критерий выделяют четыре типа приоритетности дел:

Важные и срочные дела. Такие задачи нежно выполнять немедленно и решать самостоятельно.

Менее важные срочные дела. Необходимо перепоручить другим сотрудникам

Важные менее срочные дела всегда могут подождать. Их необязательно выполнять немедленно, но необходимо проконтролировать, чтобы не получилось, так, что они перейдут в разряд срочных дел. Для этого можно уточнить срочность таких задач и делегировать.

Менее важные несрочные дела можно отложить или проигнорировать, на решение таких задач не стоит назначать вообще никаких сотрудников. - Зайверт Л. Ваше время – в Ваших руках. М.:ИНФРА-М, Интерэксперт, 1995. – С.91-111

ГЛАВА 2. ЛИЧНЫЕ УСТАНОВКИ: МОТИВЫ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.

2.1 МОТИВАЦИЯ И САМОМОТИВАЦИЯ.

Мотивация – это внутреннее побуждение человека к какому-либо действию. Возможно, кто-то побуждает нас к определенной активности или мы побуждаемся к ней сами, тогда речь идет о самомотивации. Самомотивацию в настоящий момент определяют как часть общественного интеллекта человека. Определяется тем, насколько оперативно человек может адаптироваться в быстро изменяющейся ситуации, есть ли у него способность предъявить себя в обществе, и как сильно он эмоционально чувствителен к этим изменениям. В настоящее время социальный интеллект в некоторых случаях ценится выше, чем общий интеллект. - Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003. – С.112

Двум разным людям показали стакан, в который воду налили только наполовину. «Стакан наполовину пуст», - сказал один. «Стакан наполовину попон», - возразил другой.

Может быть два вида мотивации: мотивация избегания неудачи и мотивация достижения успеха - Маслоу А. Мотивация и личность. СПБ.: Питер, 2003. – С. 57, и это многое определяет в поведении человека. Если человек любыми способами избегает неудач, то основной его жизненный принцип: «Как бы чего не произошло плохого». Во всех происходящих событиях он видит угрозу и старается ничего не предпринимать. Человек, который настроен на успех, видит в любой происходящей ситуации новые возможности. Он смел и понимает: что для того чтобы достичь успеха, необходимо действовать и наращивать опыт, пусть даже если он будет негативным. Он не воспринимает этот опыт как провал, описывая так, что отрицательный результат - тоже результат. И идет дальше. Его «стакан» всегда «наполовину полон». - Психология человека от рождения до смерти. СПб: Прайм ЕВРОЗНАК, 2003. – С.112

Мотивации постоянно меняются, в зависимости от потребностей.

Рассмотрим основные потребности по «Пирамиде Маслоу»:

Биологические потребности;

Потребность в безопасности;

Потребность в любви, дружбе, принадлежности к группе;

Потребность в достижении, признании;

Потребность в самовыражении (самоактуализации).

Взаимосвязаны с мотивацией пол и возраст. Для женщин мотивацией, как правило, является очаг в семье, порядок и благополучие. Для женщин в работе очень важен составляющий компонент: у них очень многое строится на эмоциях, привязанности и симпатиях.

Для мужчин основным мотивом в работе служит карьерный рост и заработная плата.

Однако в признании собственной значимости равную потребность испытывают все люди, независимо от половой принадлежности.

Многие студенты начинают работать ещё. И основным мотивом для них становится приобретение опыта и приобретение связей.

Мотивация возможности карьерного роста знаменует переход к более зрелому возрасту. На первый план выходят самореализация и опыт.

Может быть, кому-то покажется удивительным, что после сорока лет многие люди начинают думать о пенсии. Но это так, и это становится если не основной, то одной из определяющих мотиваций. Работники «после сорока» более ценят стабильность предприятия. В этом случае социальные гарантии ставятся во главу угла при выборе места работы.

Особую группу составляют люди, которые работают и в пенсионном возрасте. На первом месте очень часто для них оказывается не мотивация заработка, как это можно было бы предположить, а мотивация продолжения социальной жизни и самореализации, передачи опыта.

Сейчас считается, что в бизнесе нет отношений, но существуют дела. Многое основывается именно на отношениях, доверии и привязанности. И почти все здесь зависит от того, кто управляет, то есть от руководителя.

Руководитель также может видеть, кто из работников и в чем испытывает потребность, и таким образом управлять мотивацией.

Мотивация определяется типом предприятия, родом деятельности, обстановкой во внешней среде, личными целями человека и многим другим.

Мотивация - величина переменная. Управление мотивацией других людей, например, сотрудников, направлено как раз на то, чтобы организация, фирма, предприятие развивались, а работники были преданными и более результативными.

Управление мотивацией людей позволяет не только быть успешными в бизнесе, но и создает благоприятный психологический климат коллектива. Управлять мотивацией других нелегко.

Работать и любить свою работу - вовсе не одно и то же. В некоторых организациях проводятся конкурсы профессионального мастерства или премируют тех работников, кто за год ни

разу не взял больничный лист.

Как управлять собственной мотивацией?

Сознательный выбор. В тех случаях, когда требуется принять решение или преодолеть противоречие, нужно проанализировать ситуацию (например, расчертив лист на две графы: «плюсы» и «минусы», подсчитать те и другие) и сознательно сделать выбор наиболее приемлемого варианта. - Удальцова М.В. Социология управления. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. – С.31

Позитивное мышление. Научитесь во всем происходящем видеть для себя положительную сторону. Отрицательный результат - тоже результат. Важно не то, что с нами происходит, а как мы относимся к тому, что с нами происходит.

Ясная цель. На каждом новом этапе ставьте перед собой цели несколько выше, чем вы имеете на сегодняшний день, реальные и конкретно измеряемые.

Дружеская поддержка. Если вам нужна помощь, обращайтесь за ней к своим единомышленникам. Если вам нужна похвала, открыто об этом просите. Если вам нужен совет, спрашивайте у авторитетных для вас людей. - Кузнецова Е. Постройте судьбу // Действующие лица. 2003. №4. С. 48-50.

2.2 МОТИВАЦИЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Совершенствование – это путь становления себя как личности, развитие своих навыков и способностей, приобретение и использование новых знаний. - Флягин Б.М. Самоменеджмент руководителя: учебное пособие, Пермский ин-т переподготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса, 1998, С. 41-44

Стремление к самосовершенствованию свойственно человеку потому, что он никогда не доволен собой. Побуждают к самосовершенствованию три обстоятельства:

Наличие у личности потребности самоуважения и в одобрении другими;

Разъединенность в образах своего «Я идеальное» и «Я реальное»;

Возникающие на этой основе самооценки и самоотношение. Отсутствие одного из этих компонентов не приведет к формированию мотивации самосовершенствования. Так, даже если я себя буду оценивать себя не очень высоко, стремления к самосовершенствованию может и не быть, если у меня не развита потребность в самоуважении или мне безразлично мнение обо мне других людей.

Самосовершенствование делится на несколько типов:

Нравственное (связано с самовоспитанием);

Интеллектуальное (связано с самообразованием);

Физическое (саморазвитие) - Калюгина С. Н. Самоменеджмент. Учебное пособие, Директ-Медиа, 2014 - С. 218

Самые частые установки, затрагивающие такие сферы отношений, как к жизни, к людям и к себе, показывающие, ради чего человек может стремиться к самосовершенствованию. - Исаченко И.И. Самоменеджмент: учеб. пособие: [для вузов по специальности 080502.65 "Экономика и упр. на предприятии (полиграфия)"], МГУП, 2007 С. 66

Мотиваторы, затрагивающие отношение к жизни:

Ради материального благополучия;

Ради более легкого существования;

Ради лучшей жизни;

Ради избегания неприятностей.

Мотиваторы, затрагивающие отношение к людям:

Ради хороших взаимоотношений с людьми;

Чтобы помогать другим.

Мотиваторы, затрагивающие отношение к себе:

Ради положительного отношения других людей;

Ради совершенствования самого себя;

Ради самореализации.

Замечено, что существуют возрастные и половые особенности в мотивационных установках. Материальное благополучие и самореализация более важно для студентов.

Девушкам важнее материальное благополучие, чем юношам. Однако возможность помогать другим людям важнее для юношей, чем для девушек.

Девушкам важнее потребность в общении, но показатель нравственной мотивации больше у юношей. - Грязнова А.Е., Джинджолия А.Ф., Шаховская Л.С. Самоменеджмент: опыт Запада и уроки для России: учебное пособие, ВолгГТУ, 2010, С. 32

Устойчивость мотивации саморазвития зависит от устойчивости идеала (образов идеальных личностей, идеального «Я» и устойчивости самооценки.

Когда человек оценивает себя, он выявляет у себя недостатки, которые могут иметь различную природу. С одной стороны, человек под недостатком понимает отставание от нормы развития положительного качества, с другой - уровень развития положительного качества по сравнению с имеющимся у него в голове идеалом.

В этом случае, как правило, недостаток заметен окружающим, и поэтому решающая роль побуждения к самосовершенствованию будет принадлежать собственной инициативе человека. Бывают случаи, когда люди под недостатком описывают наличие какого-то отрицательного качества. Здесь уже самовоспитание понимается в перевоспитании, что связано с отречением от старых отрицательных стереотипов.

Успешность самостоятельного развития, в основном, зависит от неизменности самооценки, что ведет не к плановому, последовательному и систематическому самостоятельному совершенствованию на основе долгосрочной установки, а к самостоятельному исправлению поступков, результатов деятельности, то есть ситуативному поведению, основополагаясь на кратковременные мотивы, и поэтому сохранение мотивационной установки можно осуществлять через регулирование уровня самооценки. - Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2003. С. 225.

ГЛАВА 3. САМОМЕНЕДЖМЕНТ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ.

3.1 ПРАКТИКА САМОМЕНЕДЖМЕНТА ЗА РУБЕЖОМ.

Данный тип менеджмента давно встречается в зарубежной практике при подготовке руководящих кадров. - Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель… М., 1993. – С.13 Личная самоорганизация крайне важна для успешного менеджера. Для начала, давайте выделим характеристики личности успешного руководителя, в соответствии с опросом людей за рубежом, в частности в Японии и Финляндии. - Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 1999.- С. 83

По результатам опроса, исследователи разбили характеристики на классы:

Концептуальные навыки и стандарты поведения;

Личностные способности;

Здоровье.

Японские лидеры выделили следующие характеристики личности, в соответствии с выделенными классами - Ниссинен И. Время руководителя: эффективность использования. М., 1988. – С. 76-79:

Концептуальные навыки и стандарты поведения:

10% опрошенных респондентов считают, что лидер должен упорно работать и непрерывно обучаться;

Еще 29% считают, что лидеру необходимо иметь широту взглядов и глобально подходить к каждой проблеме;

34% считают, что успешный руководитель должен видеть долгосрочные перспективы и уметь гибко реагировать на изменения;

И еще 42% склоняются к тому, что успешный менеджер обязательно должен быть энергичным и решительным, особенно в условиях риска.

Личностные качества:

20% посчитали, что важным является умение создать группу и сплоченность в ней, быть хорошим организатором.

24% респондента считают, что успешный менеджер должен обладать способностью использовать возможности сотрудников, а также справедливо использовать поощрение и санкции ко всем подчиненным;

И еще 29% уверены, что лидер должен быть беспристрастным, бескорыстным и лояльным.

Здоровье:

46% ответили, что руководитель должен иметь хорошее здоровье и прочные нервы, для своей должности.

Что касается финских менеджеров, то они отдали свои голоса таким факторам успешной деятельности руководителя - Хроленко А.Т. Самоменеджмент М.: «Экономика», 1996. – С.23:

Умение нацеливаться и создавать результаты, а также готовность упорно их достигать;

Способность, а также желание нести ответственность за порученные дела, и быть готовым принимать рисованные решения и отвечать за их негативные и положительные последствия;

Готовность изменять процессы организации с целью увеличения эффективности её деятельности;

Готовность сотрудничать и открыто вести управление;

Владеть искусством принимать быстрые оперативные решения;

Быть способным обращать внимание на текущую и будущую перспективу;

Видеть изменения внешней и внутренней среды организации и использовать их для повышения эффективности труда;

Готовность к близким социальным отношениям;

Готовность руководить;

Пользоваться творческими способностями в своей работе;

Постоянно совершенствоваться, как умственно, так и физически.

Умение рационально пользоваться своим временем; - Симонова А.А «САМОМЕНЕДЖМЕНТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРА И ПЕРСОНАЛА», Екатеринбург, 2007 – С.8-11

Стоит упомянуть, что менеджеры Японии и Германии по квалифицированности, гибкости, решительности и предприимчивости обгоняют американских руководителей.

Причины такого отставания Америки в том, что:

В бизнес-школах руководителей нагружают бесполезными знаниями;

Профессиональные менеджеры не понимают перспектив;

Менеджеры не сопоставляют себя с работой их организации;

Американцы не уделяют достаточного внимания своим сотрудникам;

Высший аппарат управления аппарат застопорился на аналитических вопросах и не обращает внимания на воздействия внешней среды.

Самоменеджмент предусматривает, что руководитель отождествляет себя как рабочего в группе или индивидуального сотрудника. На Западе и в России, существует система замкнутых групп. Однако в развитых странах вместо таких групп – сплоченные команды. - Шалагинова Л.В. Самоменеджмент. Практическое руководство, БХВ-Петербург, 2012 - С. 107

Важно понимать, что когда человек устраивается на работу, он воспринимает свою группу как защиту, или же идет работать в нее, как в команду единомышленников. Руководитель должен анализировать это, и уметь четко делегировать обязанности между сотрудниками. На зарубежных организациях отмечается оценка каждого сотрудника в отдельности и четкую структурированность организации. Работа в группе более эффективна, т.к. за работу несет ответственность вся группа и, как правило, один человек не хочет подводить всех. - Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 1996. – С. 63

У Американцев считается важным брать всю ответственность за работу на себя, в то время как важно создать такую среду в системе, в которой безответственный человек чувствовал бы себя неуютно и стремился к ответственности.

Самый яркий пример успешности организации и её управления является самомотивация сотрудников – это их способность обходится без внешнего подкрепления в ответственных ситуациях длительное время. Чаще всего основным стимулов является – самореализация, которая входит в набор личных приоритетов, практически каждого человека в отдельности. - Бишоф А., Бишов К., Самоменеджмент: эффективно и рационально: [пер. с нем.] Taschen Guide. Просто! Практично! - 3е изд., Омега-Л, 2008 С. 62

3.2 ОПЫТ САМОМЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ

Необходимо сказать в работе и о практике самоменджмента в России.

Недостатки данного опыта выделить несложно:

Безобразная организация работы в группе;

Редко когда руководитель обладает способностями эффективного распределения обязанностей и функций каждого работника.

В России, часто сотрудники, которые работают в группе, неорганизованны, и очень много людей, считают, что могут не выполнять никакой работы и приписать достижения коллег себе, хотя в принципе русские люди любят работать вместе, а не индивидуально. Наши руководители не тратят времени на передачу полномочий и рабочих функций людей, которые работают в группе. Как правило, дается только одно задание на группу, где уже сама группа спорит и разбирает обязанности. Если говорит насчет ответственности, то руководители обычно пытаются занять места «повыше» и выдать предложения «верхушке» организации, не беря при этом ответственности за реализацию своих советов, даже отчасти.

В России очень мало людей, которые реагируют на проблемы рационально и ищут из нее выход. Как правило, большинство людей, в случае возникновения затруднительной ситуации на предприятии, перекладывает вину на окружающих коллег, или же на обстоятельства, не пытаясь решить саму проблемы. Также работники могут спокойно проигнорировать важные задания, которые усугубляют положение организации, которая и так не всегда ведет успешную деятельность.

Не лишним будет рассмотреть и проблему самомотивации в России. В современном мире, как правило, руководитель дает задание, а сотрудник его должен выполнить, а контролировать и проверить качество выполнения работы руководитель даже не пытается. В настоящее время от людей требуется быстрота реакции, гибкость и предприимчивость, и именно самостоятельная мотивация – ключ успеха.

В чем же различие между мотивацией и стимулированием? - Урмина И.А. Самоменеджмент специалиста по организации работы с молодежью: учебник: [по направлению и специальности "Социальная работа"], Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2010, С. 111 Как мы знаем это два сходных, но разных по значению понятия. Мотивация является внутренним побуждение к выполнению труда. В то время как стимулирование является побуждением сотрудников к деятельности с помощью внешних факторов.

Не правильным будет не сказать о том, что большинство людей недооценивают влияние рабочей атмосферы на активную деятельность людей. Изначально многие готовы работать в условиях неблагоприятных, но со временем они покидают данный коллектив и ищут благоприятных условий. Эмоциями работников нельзя пренебрегать, так как они тоже влияют на производительность труда.

Таким образом, самоменеджмент в России только начинает развиваться, нам необходимо уметь четко определять рабочие и жизненные цели, которые играют немалую роль в качественной трудовой активности. Необходимо учиться самомотивировать себя, самореализовывать в профессиональном плане, искать работу по душе, чтобы быть ей удовлетворенным в материальном, а также в моральном плане.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания данной курсовой работы были использованы научные труды многих автором и в результате проведенного анализа мною были сделаны следующие выводы:

Самоменеджмент – это важнейшая составляющая менеджмента представляющая из себя последовательное использование методов оптимального распределения своего времени для эффективной деятельности в течении дня.

Необходимо отметить, что вопрос самоменджмента начал подниматься только середине девяностых годов, когда В.Карпичев впервые опубликовал свою работу под названием «введение в проблему».

Составляющими эффективного самоменеджмента являются:

Хорошая самооценка;

Умение постоять за себя;

Умение быть настойчивым;

Обладание способностью справляться со стрессом.

Также важно подчеркнуть, что в Российской Федерации вопрос самоменеджмента еще недостаточно изучен и требует особого внимания. Нам стоит перенять некоторый опыт у зарубежных стран.

Существует несколько методик планирования своего времени:

Метод Альпы;

Метод Парето;

Метод Эйзенхауэра;

Анализ А-Б-В;

Делегирование.

Самоменеджмент при использовании современных методик дает возможность не только довольно далеко продвинуться на пути распоряжаться искусством организации себя и своими действиями, но в значительной степени облегчает усвоение основ теории. Это происходит благодаря тому, что основные методы предварительно анализируются на занятиях по самоменеджменту, чем достигается практическое слияние искусства и науки управления, которые составляют его сущность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Азарова О. Тайм-менеджмент за 30 минут, Феникс, 2007 - С. 58

Бишоф А., Бишов К., Самоменеджмент: эффективно и рационально: [пер. с нем.] Taschen Guide. Просто! Практично! - 3е изд., Омега-Л, 2008 С. 62

Варламов К.И., Карпичев В.С., Личная тектологиа: (самоменеджмент) ; курс лекций, Российская Акад. Управления, 1993 С. 37

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 1999.

Громова О.Н., Свистунов В.М., Мишин В.М. Организация управленческого труда. М., 1999

Грязнова А.Е., Джинджолия А.Ф., Шаховская Л.С. Самоменеджмент: опыт Запада и уроки для России: учебное пособие, ВолгГТУ, 2010, С. 32

Гусева Е.П. МЕНЕДЖМЕНТ: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – С.265-267

Зайверт Л. Ваше время - в Ваших руках (Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время): Пер. с нем. - М.: Экономика, 1991. - С. 18.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2003. С. 225.

Исаченко И.И. Самоменеджмент: учеб. пособие: [для вузов по специальности 080502.65 "Экономика и упр. на предприятии (полиграфия)"], МГУП, 2007 С. 66

Калюгина С. Н. Самоменеджмент. Учебное пособие, Директ-Медиа, 2014 - С. 218

Карпичев В. Самоменеджмент: Введение в проблему // Пробл. теории и практики уп- равления. - 1994. - № 3. - С. 103 -106

Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель… М., 1993.

Кузнецова Е. Постройте судьбу // Действующие лица. 2003. №4. С. 48-50.

Лукашевич Н. П. Теория и практика самоменеджмента: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - К.: МАУП, 2002. - 360 с.: ил. - Библиогр.: С. 5-6

Маслоу А. Мотивация и личность. СПБ.: Питер, 2003. – 352 с.

Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 1999.- 336 с.

Моргенстерн Джулия. Тайм менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. М.: ООО «добрая книга», 2001. – 264 с.

Ниссинен И. Время руководителя: эффективность использования. М., 1988.

Производственный менеджмент: Учебник для вузов. 4-е изд. / Р. А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2003. - С.72

Психология человека от рождения до смерти. СПб: Прайм ЕВРОЗНАК, 2003. - 656 с.

Симонова А.А «САМОМЕНЕДЖМЕНТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ МЕНЕДЖЕРА И ПЕРСОНАЛА», Екатеринбург, 2007 – С.8-11

Трейси Б.Результативный тайм-менеджмент. Эффективная методика управления собственным временем, 2007. С.93

Удальцова М.В. Социология управления. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. – С.31

Урмина И.А. Самоменеджмент специалиста по организации работы с молодежью: учебник: [по направлению и специальности "Социальная работа"], Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2010, С. 111

Флягин Б.М. Самоменеджмент руководителя: учебное пособие,Пермский ин-т переподготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса, 1998, С. 41-44

Хроленко А.Т. Самоменеджмент М.: «Экономика», 1996. – 139 с.

Шалагинова Л.В. Самоменеджмент. Практическое руководство, БХВ-Петербург, 2012 - С. 107

Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. - М.: АО Издат. группа “Прогресс-Интер”, 1993. – С.7

Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 1996. - 271 с.; ил."


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25367. Антропологические основания социальной работы 23.5 KB
Структура ответа: Вступление Понятие социальной работы Понятие антропологии. Антропологические основания социальной работы Вывод Социальная работа носит междисциплинарный характер поэтому она включает знания из различных областей. Социальная работа специфический вид профессиональной деятельности оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного социального и материального уровня его жизни предоставление индивидуальной помощи человеку семье или группе лиц словарьсправочник по...
25368. Социально-медицинские проблемы организации социальной работы 53.5 KB
Социальномедицинские проблемы организации социальной работы. Все вышеперечисленные социальномедицинские проблемы свидетельствуют о том что резко возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне на уровне медикосоциальной работы. Специфика содержания и методики медикосоциальной работы позволяет рассматривать ее как самостоятельное направление многоаспектной социальной работы. Основным правовым актом обеспечивающим развитие социальной работы в сфере...
25369. Психология как система жизненных явлений 43.5 KB
Психология наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология как наука развивалась параллельно с такими понятиями как общественная деятельность социальная работа социальные службы и т. Психология сыграла немаловажную роль в развитии самого явления социального.
25370. Социологические проблемы 92 KB
Проводятся многочисленные исследования имеющие целью определить экономический эффект образования проанализировать распределение детей из разных социальных слоев по типам учебных заведений влияние социальной среды на успехи учащихся в школе. Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня деятельного компонента социальной работы потому что информационные задачи вопросы формирования знаний об обществе отношениях в группе воспитания защищенности развитие готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими...
25371. Социальная сфера человеческой жизни 55.5 KB
Многие страны пережили во второй половине XX столетия некий этапный период который потребовал не только поисков эффективных форм экономического политического и культурнодуховного развития общества но и поиска новых средств социальной поддержки населения. Это в свою очередь потребовало переосмысления противоречивого опыта социальной защиты населения советского периода истории отечественной благотворительности государственной социальной политики существующих форм организации социальной поддержки слабых групп населения. В этот период в...
25372. Экологические проблемы социальной работы 51 KB
Главная теоретическая и практическая задача экологии раскрыть общие закономерности организации жизни и на этой основе разработать принципы рационального использования природных ресурсов в условиях все возрастающего влияния человека на биосферу. Взаимодействие человеческого общества и природы стало одной из важнейших проблем современности поскольку положение которое складывается в отношениях человека с природой часто становится критическим: исчерпываются запасы пресной воды и полезных ископаемых нефти газа цветных металлов и др....
25373. Социальная политика в системе общественных отношений, ее взаимосвязь с социальной работой 37 KB
Социальная политика в системе общественных отношений ее взаимосвязь с социальной работой В условиях быстрых социальных перемен на макроуровне системы социальной работы для оптимизации ее деятельности требуется проведение эффективных социальных мероприятий и создание качественно новых программ разрешающих и предвосхищающих проблемы конкретного общества. Главная цель этих усилий состоит в содействии нормальному функционированию социальной сферы через реализацию социальной политики. Социальная политика представляет собой обязательный элемент...
25374. Основные модели и приоритеты социальной политики в России и за рубежом 19.81 KB
Основные модели и приоритеты социальной политики в России и за рубежом.Полит идеология неразрывно связана с полит сознанием это сфера общ сознания образуемая совок соц чувств представлений взглядов отражающих реальные полит отношен и вместе с тем составляющих их неотъемлемую часть. Неолиберализм отказались от прямой демократии признали неравенство людей но выдвинули идею соц равенства пересмотрели пункт о невмешательстве госва в экку. Социал демократич полит идеология в сер 19в защищала рабочие классы трудящихся от беззакония.
25375. Объект предмет и категории теории социальной работы 39.5 KB
Объект предмет и категории теории социальной работы Теория социальной работы это наука о закономерностях и принципах функционирования развития и регулирования конкретных социальных процессов и состояний личности в трудных жизненных ситуациях защите ее прав и свобод посредством целенаправленного воздействия на личность и окружающую ее социальную среду. Выбор объекта и предмета науки влияет на содержание теории и практики социальной работы. Объект и предмет основополагающие категории развития теории социальной работы. Так в...

» Управление временем

© П. Г. Перерва

Самоменеджмент - условие личного и профессионального успеха

«Время - самый ограниченный капитал, и, если не можешь
им распоряжаться, не сможешь распоряжаться ничем другим».
П. Друкер

Время - это такой же ресурс, как и люди, сырье, финансовые средства. Его важнейшей особенностью является безвозвратность - его нельзя накопить, передать, взять в кредит, потому важно научиться использовать его с максимальной выгодой. Не даром же говорят: время - деньги. Это не просто слова.

Действительно, если, например, работник неправильно распорядился своим временем, условия контракта не были выполнены в срок, фирме придется уплатить штраф, чтобы возместить убытки, связанные с простоем. Успех каждого руководителя зависит не только от материально-экономической величины, но и от того, как он распоряжается самым ценным приобретением - временем. Руководитель должен сознательнр и системно использовать свое время, чтобы добиваться поставленной цели.

Самоменеджмент (или таймменеджмент) - техника правильного использования времени. Самоменеджмент помогает выполнять работу с меньшими расходами, лучше организовать труд (следовательно, получить лучшие результаты), уменьшить загруженность работой и, как результат, уменьшить спешку и стрессы. Известный специалист в области менеджмента Ален Маккензи утверждал: «Нет ничего более легкого, чем быть занятым. И нет ничего более трудного, чем быть результативным».

Самоменеджмент - это последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в повседневной практике, с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих же целей. Самоменеджмент позволяет эффективно пройти все этапы успешного пути к цели, а именно:

  • решить, чего вы хотите достичь;
  • создать собственное видение успеха;
  • использовать метод «больших скачков»;
  • верить, что успех придет;
  • сосредоточиться на целях, ведущих к успеху;
  • не падать духом при неудачах.

У самоменеджмента определен круг правил и функций. Отметим основные из них.

1. Постановка цели

Это временный процесс, поскольку в течение деятельности предприятия может выясниться, что те или другие параметры изменились, а это приводит к необходимости пересмотра цели. Для самоменеджмента фундаментальное значение имеет осознание того, куда работник хочет прийти и куда он попасть не хочет (но куда его хотят привести другие). Одно из правил эффективного менеджмента гласит: «Случайные успехи красивые, но не гарантированные. Запланированные успехи лучше, поскольку они управляются и случаются чаще».

Стоит устанавливать краткосрочную цель, согласованную с достижением долгосрочной глобальной цели.

2. Планирование

Призвано обеспечить рациональное использование самого ценного ресурса - времени. Чем лучше спланировано время, тем лучше оно может быть использовано в личных и профессиональных интересах руководителя. Планирование как составная часть заданий и правил самоменеджмента означает подготовку к реализации цели. Планирование ежедневной работы, средне- и долгосрочных задач означает также выигрыш во времени, достижение успеха и большую уверенность в себе.

Главное преимущество, которое достигается путем планирования работы, заключается в том, что планирование времени приносит выигрыш во времени. Общий практический опыт на производстве показывает, что увеличение расходов времени на планирование приводит в конечном счете к экономии времени в целом.

3. Основные правила планирования времени

3.1. Соотношение (60:40). Опыт показывает, что лучше всего составлять план лишь на определенную часть рабочего времени (па 60 %). Приблизительно половину рабочего дня руководитель проводит не на рабочем месте, потому что работа требует взаимодействия с людьми, обмена информацией. Всегда нужно оставлять определенный процент времени как резерв для неожиданных посетителей, телефонных разговоров, экстренных случаев или в результате недооценки длительности каких-то дел.

3.2. Регулярность - системность - последовательность. Над планами времени нужно работать регулярно и системно, последовательно доводя до конца начатое дело.

3.3. Реалистичное планирование. Планировать нужно только такой объем задач, с которым работник реально может справиться.

3.4. Заполнение потерь времени. Заполнять потерю времени лучше но возможности сразу, например лучше один раз дольше поработать вечером, чем в течение следующего целого дня наверстывать потерянное накануне.

3.5. Фиксация результатов вместо действий. Фиксировать в планах нужно результаты или цель, а не просто какие-либо действия, чтобы усилия были исходно направлены непосредственно на достижение цели. Это поможет избежать внеплановой деятельности.

3.6. Срок выполнения. Во избежание промедления и откладывания дел, нужно устанавливать точные сроки выполнения для всех видов деятельности.

3.7. Согласование различных планов во времени. Чтобы более успешно внедрять свои планы в жизнь, работнику необходимо согласовывать их с планами других людей (начальника, подчиненных, коллег).

4. Принятие решений

Принятие решений допускает выбор первоочередных заданий и дел. Принять решение - значит установить приоритетность. Основная проблема руководителей заключается в том, что они пытаются сразу выполнить слишком большой объем работы и распыляют свои силы на отдельные, часто несущественные, но кажущихся необходимыми дела.

Очередность выполнения заданий можно определять, пользуясь следующими критериями и методами:

  • принцип Парето (соотношение 80:20). Исходя из этой закономерности можно сделать вывод относительно рабочей ситуации руководителя: в процессе работы тратится 20 % времени для достижения 80 % результатов. Это значит, что не следуют сразу браться за самые легкие, интересные или нуждающиеся в минимальных расходах времени дела. Необходимо приступать к вопросам в соответствии с их значением и важностью;
  • установление приоритетов с помощью анализа АБВ. Техника этого анализа основывается на том, что доли в процентах более важных и менее важных дел в сумме остаются неизменными. С помощью буквы «А», «Б» и «В» все работы подразделяются на три группы в соответствии с их значимостью (важнейшие, важные и несущественные (менее важные)). Анализ АБВ основывается на трех закономерностях:
  • важнейшие задачи составляют приблизительно 15 % всего количества дел, которыми занимается руководитель. Вклад этой задачи в достижение конечной цели составляет около 65 %;
  • на важные задачи приходится около 20 % общего количества дел, значимость которых также около 20 %;
  • менее важные и несущественные задачи составляют около 65 % всех дел, а значимость их составляет всего лишь приблизительно 15 %.

Чтобы применить анализ АБВ, необходимо следовать следующим правилам: составить список всех будущих заданий;

  • систематизировать их по степени важности и установить очередность;
  • оценить задачи в соответствии с категориями А, Б, В;
  • задачи категории А руководитель должен выполнять сам;
  • задачи категории Б следует перепоручить;
  • задачи, которые остались, подлежат обязательному перепоручению:
  • ускоренный анализ по принципу Дуайта Эйзенхауэра (президент США в 1953 - 1961 гг.). Этот принцип является простым вспомогательным средством в тех случаях, когда необходимо быстро принять решение относительно того, какой задаче отдать преимущество. Приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела. Все дела подразделяются на 4 группы:
  1. Срочные (важные дела) - их необходимо выполнять самому руководителю;
  2. Срочные (менее важные дела) - их нужно делегировать;
  3. Менее срочные (важные задачи) - их необязательно выполнять сразу, но выполнять их нужно самому;
  4. 4Менее срочные (менее важные задачи) - от их выполнения можно воздержаться.

Делегирование является ключевой деятельностью менеджера. Под делегированием в общем значении понимается передача заданий своему подчиненному из сферы деятельности самого руководителя, но при этом начальник сохраняет за собой ответственность за руководство, которое не может быть делегировано. Передача задачи или деятельности может осуществляться на длительный срок или ограничиваться разовыми поручениями. Отказ от делегирования приводит к перегрузке руководителя, сокращает время, необходимое для выполнения своих непосредственных обязанностей. Делегирование помогает руководителю освободить время для более важной задачи и снизить загруженность, а также способствует использованию профессиональных знаний и навыков работников, положительно влияет на мотивацию труда сотрудников. Для того чтобы успешно осуществлять делегирование, необходимо подобрать нужных сотрудников, четко распределить сферу ответственности, координировать выполнение порученной задачи и осуществлять контроль рабочего процесса и результатов, пресекать попытку обратного или следующего делегирования. Не менее важно стимулировать и консультировать подчиненных, давать им оценку. Делегировать следует рутинную работу, специализированную деятельность, частные вопросы и подготовительную работу. Ни в коем случае нельзя делегировать такую работу, как определение цели, руководство сотрудниками, задача высокой степени риска.

5. Реализация и организация

Допускает составление распорядка дня и организацию трудового процесса с целью достижения поставленной цели. Организация своего рабочего дня должна отвечать основному принципу: «Работа должна подчиняться мне, а не наоборот». Существуют 23 правила, которые можно разделить на 3 группы: правила начала дня, основной части дня и конца дня.

Правила начала дня:

  1. Начинать день с позитивным настроением;
  2. Начинайте работу по возможности в одно и то же время;
  3. Повторный обзор плана дня, составленного накануне;
  4. Сначала - ключевые задания;
  5. Приступать без раскачивания;
  6. Согласовать план дня с секретарем (он будет эффективнее работать и сможет оградить руководителя от ненужных препятствий);
  7. Утром заниматься сложными и важными делами, потому что позже менеджер обычно бывает занят текущими делами.

Правила основной части дня:

  1. Логичная подготовка работы;
  2. Влиять на фиксацию сроков в собственных интересах;
  3. Перепроверять весь комплекс работ с точки зрения необходимости отдельных работ;
  4. Отклонять дополнительно возникающую безотлагательную проблему;
  5. Избегать незапланированных импульсивных действий;
  6. Вовремя делать паузу и соблюдать размеренный темп;
  7. Небольшие однородные задания выполнять серией (при этом только один раз проводится подготовка и в течение определенного времени руководитель занимается однородной деятельностью; благодаря непрерывности и концентрированности на процессе достигается экономия времени;
  8. Рационально завершать начатое (отвлечение и следующее возвращение к работе требуют некоторого времени, потому начатое дело нужно или доводить до конца, или прерывать в нужный момент);
  9. Использовать незапланированные временные промежутки для подготовительной или рутинной деятельности;
  10. Работать антициклично (т. е. в начале дня целесообразнее заниматься важнейшими заданиями, а в более беспокойный период - делами менее важными);
  11. Выкраивать спокойное время для восстановления сил;
  12. Контролировать время и планы.

Правила завершения рабочего дня:

  1. Завершить начатые небольшие дела;
  2. Контроль над результатами и самоконтроль;
  3. Составить план на следующий день;
  4. Каждый день должен иметь свою кульминацию.

6. Контроль

Контроль над результатами служит улучшению, а в идеальном случае - оптимизации трудового процесса. Все перечисленные выше функции самоменеджмента будут не настолько эффективными, если не будет проводиться соответствующий контроль. Контроль охватывает три задания:

  • осмысление физического состояния;
  • сравнение запланированного с достигнутым;
  • корректировка но установленным отклонениям.

Необходимо регулярно, через одинаковые промежутки времени, проверять свои планы и организацию труда, анализировать свою деятельность и свое время и составлять листок дневных препятствий. Контроль над результатами труда должен в любом случае производиться после выполнения задания. Тот, кто хочет себя по-настоящему разгрузить, не может отказаться от самоконтроля.

7. Информация и коммуникация

Это важнейшая фаза, потому что все другие фазы нуждается в ней. На руководителя ежедневно обрушивается поток информации, с которым ему приходится разбираться. В реальной жизни руководитель обрабатывает намного больше информации, чем это необходимо для эффективной работы. Для того чтобы экономить свое время, руководителю необходимо разработать рациональный подход к получению, обработке и использованию информации.

И еще...

Деловые люди часто сетуют на то, что в сутках всего 24 часа. Успеть за день все запланированное просто невозможно, даже если вести переговоры с помощью конференц-связи и делать макияж стоя в пробке. К тому же и переговоры и макияж при этом не всегда удаются. Обвинять в неудачах можно кого угодно. А можно научиться самоменеджменту, т. е. искусству управлять своим временем и ресурсами с максимальной эффективностью. Тогда окажется, что в сутках есть время не только на сон, но даже на спорт и отдых.

Мифы о самоменеджменте

О том, что такое самоменеджмент, знают или хотя бы слышали сегодня многие. С тем, что управление собой, своим временем и ресурсами полезно и правильно, соглашаются тоже многие. Но почему-то тех людей, которые вечно опаздывает, не знают, за которое из своих двадцати дел хвататься, по-прежнему больше, чем пунктуальных и уверенных. Эти несчастные всегда находят массу причин тому, почему ничего не успевают, и, главное, не хотят учиться успевать. Но, как оказывается, это всего лишь мифы, которые развеиваются специалистами так же легко, как придумываются теми, кто не хочет управлять собой .

Миф №1. «Самоменеджмент необходим только руководителям. Вот стану начальником - научусь»

Не станете, если не измените этого убеждения. Ведь основная цель самоменджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства, т. е. добиваться результатов и улучшать качество своей жизни.

Поэтому самоменеджмент важен не только для рядового сотрудника компании, но и для любого человека в принципе. Управление собой позволяет достигать поставленных в жизни целей и чувствовать, что жизнь не проходит мимо. Самоменеджмент как инструментарий важен для всех, кто хочет достичь успеха в жизни, независимо от своего статуса. Однако для топ-менеджеров самоменеджмент еще более важен, так как от их работы зависит достижение компанией своих целей.

Самоменеджмент часто воспринимают как строгое подчинение расписанию, которое нужно еще продумать и составить. Поэтому отсутствие четкости в своих действиях объясняется многими как нежелание подчинять себя графику, особенно если речь идет о работе вне офиса, фрилансе. Но самоменеджмент подразумевает не только планирование своего времени. Самоменеджмент - это умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова - во времени, в пространстве, общении, деловом мире. Быть организованным независимо от того, относится ли это к окружающему пространству или к вашему времени, значит быть подготовленным. Это позволяет чувствовать себя собранным, владеть ситуацией, быть готовым использовать все имеющиеся возможности и справиться с любыми сюрпризами и неожиданностями.

Миф №2. «Самоменеджмент нужно использовать, только когда это необходимо - при ведении сложного проекта или работе в авральном режиме. В другое время он мне не нужен»

Это утверждение не совсем верное хотя бы потому, что приобретение любого навыка на первых порах вызывает спад продуктивности. Таким образом, период выполнения сложного проекта не самое лучшее время для экспериментов. В идеальном случае самоменеджмент это привычка и стиль жизни. Но не все к этому готовы. Самоменеджмент действительно можно использовать как инструментарий во время какого-то сложного проекта или ситуации аврала. Но если он помогает достичь результатов в наиболее сложных ситуациях, почему бы не использовать его всегда?

Кроме того, стоит учесть, что самоменеджмент - навык, который нельзя моментально приобрести в нужную минуту. Это как знание иностранного языка: вы либо говорите по-китайски, либо нет, и думать, что при встрече с китайцем грамотная речь польется сама, не приходится. И так же как язык забывается без практики, умение управлять собой пропадает, если его не использовать.

Миф №3. «Самоменеджменту невозможно научиться»

Как говорила героиня Лии Ахеджаковой в фильме «Служебный роман»: «Даже зайца можно научить курить, а уж для разумного человека тем более не» ничего невозможного». Специалисты уверяют, что научиться самоменеджменту можно с помощью специальных курсов или самостоятельно. Курсы больше подойдут для обучения сотрудников компании, которые лучше проводить в корпоративном формате, чтобы не создавать искусственного разделения сотрудников. И самоменеджменту совершенно точно можно научиться самостоятельно, прочитав соответствующие книги, как теоретические, где описываются стандарты и техники, так биографии и автобиографии великих людей, в которых описываются истории людей, достигших выдающихся результатов.

При этом нужно помнить, что управление собой - вещь очень личная. Из десятков предложенных советов человек должен подобрать только те, что походят именно ему, и заставить их работать на себя. Научиться управлять временем - задача не для слабого человека.

Миф №4. «Я просто не могу себя заставить быть более организованным»

В данном случае «не могу» равно «не хочу». Пока джинсы с трудом, но налезают, диета будет откладываться «до понедельника». Когда джинсы разойдутся по швам на ответственном мероприятии, диета начнется тут же и не будет казаться столь мучительной. Также увольнение из-за очередного срыва всех сроков может стать отличной мотивацией, чтобы заняться самоменеджментом. Но доводить до этого, конечно, не стоит. Лучше найти мотивацию раньше.

Где ее искать? Для начала ответить на вопрос: «А люблю ли я то, чем занимаюсь?» Если ответ отрицательный, мотивации вам не найти. Но «точку опоры» можно отыскать, например вспомнив то, что всегда нравилось или лучше всего получалось. Построение себя возможно как раз через развитие «любимых» компетенций. Может случиться и так: то, чем вы реально хотели бы заниматься, вы делать не умеете. В таком случае придется начинать, скорее всего, со стартовых позиций. Но иногда эффективнее изыскать ресурсы для переориентации, оставаясь на текущем месте. В этом случае планируйте вашу рабочую неделю так, чтобы в ней было как минимум 10 часов, которые вы сможете посвятить исключительно себе.

Самоменеджмент помогает не только добиваться поставленных бизнес-целей, но и просто находить время для себя. Разве желание заняться спортом, рисованием, съездить на Мадагаскар, чаще видеться с друзьями, т. е. найти время на любимые занятия и отдых, не является достаточной мотивацией для этого? Как и желание, например, сделать маме дорогой подарок с первой высокой зарплаты, которая обязательно станет такой, когда вы научитесь эффективно управлять собой.

Знания и навыки самоменеджмента необходимы соискателям в процессе трудоустройства и на других этапах развития карьеры . Службы управления персоналом государственных и коммерческих организаций должны уделять больше внимания развитию навыков самоуправления сотрудников в процессе управления карьерой. Оптимальной формой обучения признаны тренинги и деловые игры, в ходе которых слушатели приобретают и совершенствуют практические навыки управления собой. Кроме того, нужно искать новые информационно емкие технологии для осуществления образовательного процесса.

Можно с уверенностью сказать, что навыки самоменеджмента помогут людям не ошибиться в профессиональном выборе и достичь определенных карьерных высот.

П.Г. Перерва. Искусство самомаркетинга. Трудоустройство без проблем. - Х. 2009. См. также:
Рассказать друзьям