Альтернативные источники энергии в беларуси. Развитие альтернативной энергетики в мире и в Республике Беларусь - состояние и перспективы. По дисциплине «Производственные технологии»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Р еспублика Беларусь относится к категории стран, которые не обладают значительными собственными топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР). Собственные ТЭР: нефть, газ, дрова, торф, гидроресурсы и биомасса. Обеспеченность Pеспублики собственными энергоресурсами находится на уровне 15-17% потребности Республики в ТЭР.

В Беларуси кроме возобновляемых источников энергии практически отсутствуют другие источники. Таким образом, доля возобновляемых источников энергии составляет до 80% в структуре собственных ТЭР.

В настоящее время в республике выполняется «Целевая программа обеспечения не менее 25% объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года». Для обеспечения получения тепловой и электрической энергии в объеме 25 процентов из местных ТЭР необходимо увеличение использования последних до 5,93 млн.т у.т. в год, а также использования тепловых вторичных энергоресурсов, ветроустановок, биогаза в топливном эквиваленте до 0,82 млн.т у.т. в год. Таким образом, планируется к 2012 году обеспечить прирост использования местных энергоресурсов, включая тепловые вторичные энергоресурсы, энергию ветра, солнца, биомассы на 2,8 млн.т у.т. К настоящему времени в реализации данной программы акцент сделан на использование дров и древесных отходов. Потенциал остальных возобновляемых источников энергии используется незначительно.

Возобновляемая и альтернативная энергия в энергетической политике Беларуси Одним из основных индикаторов в концепции энергобезопасности является доля местных видов топлива в балансе ТЭР. В Беларуси доля использования местных видов топлива (МВТ) в настоящее время составляет около 17 %. В соответствии с концепцией будет
проходить увеличение доли МВТ к 2010 году до 20,5 %, 2015-му - до 27,5 %, к 2020 году - до 31,6-34,5 %.

В настоящее время проект закона «О нетрадиционных и возобновляемых источниках энергии» находится на согласовании в Совете Министров. Ожидается, что закон будет определять: (1) направления государственного регулирования в сфере развития и использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии (НВИЭ) и (2)
направления государственной поддержки НВИЭ. Проект закона не опубликован, поэтому согласно официальной позиции в числе наиболее важных положений данного закона указаны следующие положения: (1) гарантированное подключение энергетических установок, использующих нетрадиционные и возобновляемые источники энергии, (2)
обязательное приобретение государственными электроснабжающими организациями энергии, производимой на таких объектах, (3) а также оплата энергии по стимулирующим тарифам (предполагается, что оплата по стимулирующим тарифам будет проводиться в течение всего периода эксплуатации таких установок).


Таким образом, закон «О нетрадиционных и возобновляемых источниках энергии» может стать гарантом поддержки развития альтернативной и возобновляемой энергетики и позволит преодолеть многие проблемы и барьеры в реализации увеличения доли возобновляемых источников энергии в структуре ТЭР до 25% и более. Однако, говорить
об эффективности закона еще рано, необходимо вначале ознакомится с основными его положениями.

Согласно постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.04.1997 №400 в редакции от 28.02.2002 №288 «О развитии малой и нетрадиционной энергетики» (1) разработана концепция развития малой и нетрадиционной энергетики в Республике Беларусь; (2) гарантируется подключение к сетям энергосистемы республики объектов малой и нетрадиционной энергетики, принадлежащих субъектам хозяйствования независимо от форм собственности, а также оплата поставляемой этими объектами энергии; (3) разработан порядок формирования тарифов на электроэнергию, покупаемую энергосистемой от объектов малой и нетрадиционной энергетики. Так, постановление №91 Министерства экономики РБ от 31.05.2006 г. устанавливает повышенный тариф на покупку электроэнергии, выработанной с помощью ВИЭ, с коэффициентом 1,3, что составляет ориентировочно 10 - 11 евроцентов (а для мини-ТЭЦ на природном газе -
0,85).

Однако существующих механизмов недостаточно для стимулирования развития возобновляемой энергетики.

В соответствии с «Целевой программой ……» и другими комплексными программами для республиканских органов управления (Министерств, концернов, областных исполнительных комитетов и т.д.) разработаны задания по увеличению потребления местных энергоресурсов с указанием объемов увеличения доли МВТ до 2012, а также
конкретные мероприятия с указанием года введения в эксплуатацию и объемов и источников финансирования. Таким образом, стимулирования реализации «Целевой программы …» не предусмотрено, а разработаны административные указания. За формирование и выполнение политики в области возобновляемых источников энергии ответственны три ведомства - Департамент по энергоэффективности Государственного Комитета по стандартизации в Республике Беларусь, Министерство энергетики, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Однако, единого, координирующего органа нет. В обязанности данных органов входит планирование, реализации и мониторинг деятельности в области возобновляемых и альтернативных источников. Академия наук Беларуси отвечает за развитие научной и технологической базы для реализации проектов по возобновляемой и альтернативной энергетике.

В настоящее время в республике сложилась сложная бюрократическая система, которая препятствует развитию возобновляемой энергетики. Разработаны многочисленные концепции и программы, эффективность которых вызывает сомнение. Для реализации проектов по возобновляемой и альтернативной энергетике существующая научная и технологическая база не достаточна, отсутствуют технические нормативы. Однако, следует также отметить, что появляются заинтересованные чиновники и институты в реализации подобных проектов.

Потенциал альтернативных источников энергии в Беларуси

Потенциал энергии ветра оценивается в экономии (замещении) топлива в 1,9 - 2,0 млн.т усл. топл./год . Ветроэнергетический потенциал оценен в 220 млрд. кВт ч. В настоящее время ветроэнергетика в Беларуси развивается очень медленными темпами, так как инвесторы в РБ сталкиваются со значительными трудностями, а региональным
энергосистемам развитие ветроэнергетики не очень выгодно. Сегодня в Беларуси действует только две серийные ветроэнергетические установки. Работают ветроустановки мощностью 270 кВт и мощностью 660 кВт в пос. Дружная Мядельского района. Подготовлен архитектурный проект строительства самой крупной в Беларуси ветроустановки мощностью 1,2 МВт в д.Грабники (РУП «Гродноэнерго»). Правительство приступило к рассмотрению программы развития ветроэнергетической отрасли Беларуси на 2008—2014 годы. Предусматривается, что в 2010 году должны быть введены в эксплуатацию ветроэнергетические установки суммарной мощностью 3,7 МВт, к 2012-му — 5,2 МВт, к 2014 году — 15 МВт. В настоящее время разрабатывается 2 проекта создания совместных предприятий с региональными энергосистемами для строительства парков ВЭС ориентировочной суммарной мощностью по 20 - 30 МВт. Кроме того, до 2010 г. должна быть подготовлена соответствующая нормативно-правовая база. Для эффективной реализации проектов в области ветроэнергетики необходимо проводить реальные замеры с целью определения ветроэнергетических ресурсов; наладить выпуск оборудования, соответствующего климатическим условиям Беларуси; накапливать опыт проектирования, внедрения и эксплуатации ветротехники.

Потенциал энергии солнца в экономии топлива для горячего водоснабжения оценивается в 1,25 - 1,75 млн.т усл. топл./год; для производства электроэнергии - в 1,0- 1,25 млн.т усл. топл./год . В настоящее время промышленного значения не имеет. Имеется только несколько экспериментальных установок. В ближайшем будущем не
планируется широкое использование энергии солнца в Беларуси.

Основными направлениями в производстве энергии из биомассы являются: (1) отходы растениеводства; (2) биогаз из отходов животноводства; (3) дрова и древесные отходы; (4) фитомасса и (5) коммунальные отходы.

Использование отходов растениеводства в качестве топлива является принципиально новым направлением энергосбережения для Республики Беларусь. Общий потенциал отходов растениеводства оценивается до 1,46 млн т.у.т. в год. Потенциально возможное получение товарного биогаза от животноводческих комплексов составляет 160 тыс.
т.у.т. в год. В Беларуси запланировано к 2010 году внедрить 10 биогазовых установок. В настоящее время в республике работает 3 биогазовых установки (г. Заславль, Брест и Гомель). В настоящее время внедрение биогазовых установок идет сложно. Одна из причин заключается в незаинтересованности хозяйств реализовывать эти проекты, так как сельское хозяйство продолжает потреблять электроэнергию по льготным ценам. Однако с привлечением частных иностранных инвестиций планируется осуществлять по 8 - 10 проектов в год по получению и утилизации биогаза из отходов животноводства. Потенциальная энергия, заключенная в коммунальных отходах, образующихся на территории Беларуси, равноценна 470 тыс.т у.т. При их биопереработке в целях получения газа эффективность составит не более 20 - 25 процентов, что эквивалентно 100 - 120 тыс.т у.т. Кроме того, необходимо учитывать многолетние запасы отходов на полигонах твердых бытовых отходов (ТБО). В Беларуси имеется опыт реализации проектов получения свалочного газа с привлечением средств частного инвестора на полигоне ТБО «Тростинец» - мощность установки 3,0 МВт.

Экономически целесообразный потенциал использования дров и древесных отходов для производства тепловой и электрической энергии составляет в 2010г. - 2,24 млн.т у.т. и в 2012 г. - 3,10 млн.т у.т. Перевод энергоисточников на местные виды топлива поставлен под централизованный государственный контроль, что, с одной стороны, позволяет
активизировать переход на использование древесного топлива для теплоснабжения. Однако, с другой стороны, для предприятий главным показателем становится количество сжигаемой древесины, а не экономическая целесообразность проекта. Нередко выработка тепловой энергии на древесном топливе на коммунальной котельной
обходится в 2 - 2,5 раза дороже, чем с использованием природного газа. Это происходит за счет неотработанной системы сбора и заготовки древесного топлива, слабомеханизированного труда, а также за счет того, что зачастую сжигается деловая древесина. Данную проблему можно было бы решить, заменив действующие механизмы стимулирования применения древесного топлива на экономические механизмы. Перспективно развивать и поддерживать участие частного малого бизнеса в заготовке древесины для топливных нужд. В числе пилотных проектов были переведены на древесное топливо Осиповичская мини-ТЭЦ и Вилейская мини-ТЭЦ. В настоящее время
построены либо реконструированы еще около 50 котельных.

Экономия топлива в результате использования энергии малых рек составляет 0,11 - 0,15млн.т. услл. топл./год . Потенциальная мощность всех водотоков Беларуси - 850 МВт, в том числе экономически целесообразным является использование 250 МВт - именно до такого уровня намерены довести общую мощность малых гидроэлектростанций в Беларуси к 2020 году. В настоящее время на балансе энергосистемы Беларуси функционируют гидроэлектростанции установленной мощностью около 20 МВт. В Республике к настоящему времени освоено примерно 4% располагаемого экономического гидроэнергопотенциала. В ближайшие годы будут введены Гродненская ГЭС мощностью 17 МВт на реке Неман, Полоцкая ГЭС (23 МВт) на реке Западная Двина, гидроэлектростанция на Днепре (5 МВт) и другие мини-ГЭС на Морочи, Случи, Птичи, Сервечи, Ислочи и других малых реках. Согласно проведенным оценкам, потенциально возможно в Беларуси возвести сотни геотермальных станций. В настоящее время планируется строительство первой геотермальной станции под Брестом на тепличном комбинате "Берестье". Планируется
качать воду с температурой в 25-30 градусов Цельсия для отопления теплиц агрокомбината.

В Беларуси есть единичные примеры использования возобновляемой энергетики для личных нужд - строительство экодомов (ОО «ЭкоДом», Минское городское отделение Международного общественного объединения экологов); установка ветряка для обеспечения офиса (ОАО «Могилевский технопарк).

В 2008 году в Беларуси введены в эксплуатацию первые два биогазовых комплекса - на племптицезаводе "Белорусский" в г. Заславль (мощность 340 кВт - первая очередь) и в селекционно-гибридном центре "Западный" Брестского района (мощность 520 кВт). В настоящее время завершаются работы по строительству биогазового комплекса в ОАО "Гомельская птицефабрика". В процессе строительства биогазовые комплексы на животноводческих фермах в поселках Лань-Несвиж и Снов. В колхозе "Рассвет" Кировского района готовятся к созданию установки для производства биогаза мощностью 3 МВт.

Как правило, проблематика возобновляемых источников энергии не освещается в публичных дискуссиях. Информация об уже реализованных проектах представлена только на профессиональных / тематических сайтах. Информация о существующих технологиях использования возобновляемых источников энергии отсутствует. В последнее время интерес к возобновляемым источникам энергии у общественных организаций возрос и основное направление деятельности общественных организаций в этом направлении - реализации проектов, направленных на использование возобновляемой энергетики для личных нужд (ОО «ЭкоДом», Минское городское отделение Международного общественного объединения экологов, МОО «Экопроект» (как составная часть климатической политики и адаптации к изменению климата)).

Выводы/ Перспективы

Развитие возобновляемых источников энергии рассматривается государственной властью как одно из направлений энергетической безопасности страны. Выполнение поставленной задачи доведения МВТ до 25% будет обеспечиваться в первую очередь за счет увеличения добычи, производства и потребления древесного топлива. Также в ближайшее время планируется расширенное вовлечение в топливно-энергетический баланс гидроресурсов, биогаза и коммунально-бытовых отходов, гелиоресурсов и энергии ветра. Главными сдерживающими факторами развития возобновляемой энергетики в Республике являются:

  1. 1. сравнительно низкая стоимость традиционных энергоресурсов (природного газа) и, следовательно, плохая окупаемость проектов возобновляемой энергетики;
  2. 2. недостаточность экономических стимулов;
  3. 3. перекрестное субсидирование и предоставляемые льготы для ЖКХ и сельского хозяйства;
  4. 4. недостаток внутренних инвестиционных ресурсов для развития отрасли;
  5. 5. боязнь иностранных инвесторов из-за плохого имиджа Беларуси и малой изученности данного рынка,
  6. 6. существующее положение полностью устраивает энергетиков (монополия в энергетике);
  7. 7. недостаточность научной и технологической базы;
  8. 8. отсутствие информирования заинтересованных сторон (потребители в Беларуси (индивидуальные потребители, организации) должны иметь полную информацию о новых энергоэффективных технологиях, а также иметь доступ к ним); а также проблемы, связанные с самими проектами, а именно
  9. 9. значительные капитальные затраты;
  10. 10. недостаточность опыта в Республике реализации подобных проектов.

В последнее время правительство Беларуси поворачивается лицом к иностранным инвесторам, особенно в таких областях, как ВИЭ. Такой вывод мы делаем из опыта работы с конкретными иностранными инвесторами, делающими первые шаги в Беларуси. Однако правительству необходимо еще очень многое сделать в этом направлении, в том числе увеличить меры стимулирующего характера для инвесторов в ВИЭ, упростить процедуры выделения участков под строительство, согласования и экспертизы проектов, подключения к электосетям и др., усовершенствовать нормативную техническую базу. Развитие возобновляемой энергетики крайне важно для Республики Беларусь. Только это сможет повысить реальную независимость страны в первую очередь от России. Так как говорить о независимости страны, сидящей на «газовой игле», как минимум глупо, развитие возобновляемой энергетики положительно скажется на экономическом и экологическом состоянии Республики. Потенциал Беларуси в возобновляемой энергетике велик. Проведены некоторые исследования, проводится информирование властей, а также местных и согласующих органов. Рынок находится в положении «низкого старта». Самое время появиться лидерам, которые возглавят развитие отрасли в области возобновляемой и альтернативной энергии.

Литература:

1. Ермашкевич В.Н. Возобновляемые исчтоники энергии Беларуси: прогноз, механизмы реализации: Учебн. Пособие / В.Н. Ермашкевич, Ю.Н. Румянцева. - Мн.: НО ООО «БИП-С», 2004. - 121 с. 2. Целевая программа обеспечения в республике не менее 25% объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных
видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012. - Постановление совета министров РБ 30.12.2004 № 1680, www.pravo.by.
Г.В. Кузьмич, И.П. Усовa
Усова Ирина - закончила Белорусский государственный университет, географический факультет; магистерскую программу «Территориальное планирование в Европе», г. Карскруна, Швеция; аспирантуру в Белорусском государственном университете. В настоящее время работает в энергетической инженерно-консалтинговой «ЭНЭКА», с 2007г. возглавляет Международное общественное объединение «Экопроект».

Получение энергии из возобновляемых источников – довольно молодое направление в нашей стране. Однако оно уже успело доказать свою . Тем не менее будущее отечественной альтернативной энергетики туманно: после ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС наша страна начнет производить намного больше электроэнергии, чем способна потреблять.

В своем выступлении, которое открыло пресс-конференцию, посвященную использованию ВИЭ, заместитель министра энергетики РБ Ольга Прудникова дала понять, что на государственном уровне отдают себе отчет в том, что проблема существует и ее придется как-то решать. Сегодня энергопотребление в Беларуси растет не теми темпами, которые прогнозировались при принятии решения о строительстве Белорусской АЭС. По оценкам специалистов, к 2020 году оно должно было выйти на уровень 47 млрд кВт⋅ч. В таком случае и атомная станция, и ВИЭ могли бы гармонично вписаться в общую картину энергопотребления. Сегодня оно находится на уровне 36,8 млрд. Чтобы увеличить этот показатель, было решено массово внедрять мощные электрокотлы, которые будут использоваться для получения тепловой энергии. Однако Ольга Прудникова признала, что этого будет недостаточно.

Другой проблемой, которой она уделила внимание в своем выступлении, стали тарифы на покупку электроэнергии, произведенной с использованием возобновляемых источников. Сегодня средняя цена, которую платит государство, приближается к 22 центам за кВт ⋅ч. При этом ее себестоимость составляет от 2 до 4 центов. При использовании традиционных видов топлива данный показатель достигает 5 центов.

В итоге разницу покрывают потребители. Ольга Прудникова полагает, что с учетом совершенствования технологий, которые позволили снизить себестоимость получаемой энергии, имеет смысл снизить и закупочную цену. Это позволило бы обеспечить равные условия для конкуренции на рынке электроэнергии, который планируется создать на территории Беларуси уже в ближайшем будущем. Это мнение поддержал начальник отдела регулирования воздействий на атмосферный воздух и озоновый слой Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ Андрей Пилипчук . По его словам, необходимость в субсидиях отпала, поскольку себестоимость энергии, получаемой из возобновляемых источников, стала заметно ниже. В связи с этим закупочная цена на уровне 7,9-8,9 центов за кВт⋅ч была справедливой для всех участников рынка.

Андрей Пилипчук также отметил, что альтернативная энергетика дает Беларуси ежегодно 700 млн кВт⋅ч. Согласно Концепции энергетической безопасности, к 2035 году эта цифра должна возрасти до 2,7 млрд кВт⋅ч. Чтобы такое стало возможным, необходимо постепенно замещать с помощью ВИЭ высокоуглеродные виды топлива (уголь, мазут и торф), чья доля в энергетическом балансе нашей страны на сегодняшний день составляет порядка 1,5 млрд кВт⋅ч. Это в том числе позволило бы выполнить обязательства, взятые нашей страной в рамках Парижского соглашения: сбалансировать выбросы и поглощение парниковых газов (55% от их общего объема дает именно энергетическая отрасль)

Идеальное соотношение между источниками электроэнергии, рассчитанное международными экспертами, выглядит следующим образом: 25% должны давать атомные станции, 25% – природный газ, 25% – ­переработка отходов и 25% – возобновляемые источники. Страны, которые достигнут этого баланса, обеспечат свою энергетическую безопасность. Андрей Пилипучк отметил, что в этом плане нам есть над чем работать. Так, доля ВИЭ и отходов составляет примерно по одному проценту. 95% приходятся именно на природный газ, который является дорогостоящим импортным топливом.

В своем выступлении заместитель директора Департамента по энергоэффективности Владимир Комашко много внимания уделил использованию древесной биомассы в качестве возобновляемого источника энергии. Природные условия и традиции Беларуси говорят о том, что данный вид топлива является очень перспективным. В продолжение этой темы Владимир Комашко призвал развивать энергетическую систему, исходя из реалий, которые сложились в той или иной стране, а не перенимать слепо опыт других стран, каким бы успешным он ни казался на первый взгляд.

По поводу системы квот, существующих в области альтернативной энергетики, он заметил, что данная мера используется для регулирования не столько энергетики как таковой, сколько бизнеса. Производители электроэнергии из возобновляемых источников рассматривают ее как товар, который необходимо выгодно продать. Государство со своей стороны решает, нужен ему этот товар или нет.

На общем оптимистичном фоне пресс-конференции выделилось выступление Владимира Нистюка , которые является исполнительным директором ассоциации «Возобновляемая энергетика» . Он в первую очередь посетовал на то, что государственные органы недостаточно привлекают специалистов к разработке нормативно-правовой базы в этой области. По мнению Владимира Нистюка, каждые два года менять правила игры в такой сложной области, как энергетика, – значит нанести большой ущерб инвестиционному климату.

Он также привел в качестве примера существующих проблем ситуацию, когда компания «Белоруснефть» (государственное предприятие, которое не входит в состав объединения «Белэнерго») получает возможность построить солнечную электростанцию мощностью 50 мВт и продавать электроэнергию со льготными коэффициентами.

После окончания пресс-конференции осталось впечатление, что альтернативную энергетику в Беларуси ожидают большие перемены, но даже те, кто является их инициатором, пока не знают, как именно будет развиваться эта отрасль.

О дно из направлений работы и услуг компании ОДО «ЭНЭКА» является область нетрадиционной энергетики. Эта тема является энергобезопасной и эффективной для Беларуси и, соответственно, в области проектирования становится все более актуальной. Мы стараемся идти в ногу со временем, участвуя первыми в реализации энергоэффективных проектов. В своей колонке новостей мы стараемся осведомлять о проектах компании ОДО «ЭНЭКА» в области альтернативной энергетики, т.к. считаем опыт проектирования в данной области не менее важным, чем реализация и потенциал развития.

Беларусь сейчас является одной из немногих стран постсоветского пространства с подобным багажом знаний. Несмотря на небольшой потенциал развития возобновляемых источников энергии и дефицита инвестиционных ресурсов, в нашей стране уже восстановлены мини-ГЭС, действуют комплексы на биогазе и свалочном газе, активно развивается ветроэнергетика.

О том, что развитие данного направления - правильный курс в политике развития энергетики не только для Беларуси, а и для любой страны, свидетельствует и интерес Российской Федерации к этой теме.
25-28 октября в Кисловодске проходила конференция «Энергия доступна», посвященная развитию нетрадиционной энергетики в России. Управляющий компании ОДО «ЭНЭКА» Кузьмич Г.В. был приглашен в качестве эксперта по проектированию объектов альтернативной энергетики. Об опыте и перспективах строительства мини-ТЭЦ на природном газе и ветроустановок в Беларуси управляющий ОДО «ЭНЭКА» Кузьмич Г.В.:

Кузьмич Г.В.: Проблемы с энергоснабжением есть даже в такой богатой природными ресурсами стране как Россия. Такой большой стране экономически сложно обеспечить каждый регион объектами традиционной энергетики (котельные, электросети, трансформаторы). Это влечет за собой расходы не только на строительство новых энергоисточников, но и на прокладку газопроводов, организацию инфраструктуры (устройство хранилищ отходов, подъездных путей и т.д.), подключение к энергосетям. Решение вопроса об энергоснабжении каждого региона может быть в автономных источниках энергии. Специалисты в области энергетики уже давно нашли решение этой задачи: источниками электроэнергии для сельских хозяйств могут стать альтернативные источники энергии. Только биогазовый потенциал России по предварительным оценкам составляет 81 млн. т у.т. Этого достаточно, чтобы обеспечить сельские районы электроэнергией и теплом. -Скажите, какие вопросы Вы освещали на конференции для наших российских коллег?

Для России опыт внедрения возобновляемых источников энергии пока еще новый, в то время как многие страны СНГ уже имеют практику их применения. Как и в любом деле, в начале очень трудно перейти от теории к фактам. Для правильного развития направления альтернативной энергетики необходима развитая законодательная база, поиск инвестиций для таких проектов, проектирование, монтаж и правильная последующая эксплуатация. В Беларуси первые шаги в реализации проектов нетрадиционных источников энергии тоже были непростыми: не хватало практических знаний, опыта и технологий получения биогаза. Во внедрении таких проектов инвесторы были заинтересованы недостаточно, все держалось только на инициативе правительства и не всегда поддерживалось руководством предприятий. Т.к. для нашей страны этот период уже пройденный этап - нашим российским коллегам было полезно услышать о нашем примере.

Какие мероприятия были организованы нашим правительством для развития альтернативной энергетики в Беларуси?

Кузьмич Г.В.: Очень важно, что государство, начиная с 90-х годов, всячески способствовало повышению энергоэффективности и созданию малой генерации. Среди активных действий со стороны правительства стоит отметить:
. Создание Департамента по энергоэффективности (первоначально комитет по энергосбережению). Департамент осуществлял и осуществляет в настоящее время очень важные функции: координирует всю деятельность в области энергоэффективности, контролирует все ведомства и предприятия в вопросах повышения энергоэффективности, распределяет инновационный фонд на проекты и, что важно, создает противовес Министерству энергетики в вопросах распределенной генерации. В России одна из причин слабого развития малой и нетрадиционной энергетики - сильное лобби со стороны Минэнерго.

. Хорошая законодательная база:
- Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» от 15 июля 1998 года;
- Директива Президента Республики Беларусь №3 от 14 июня 2007 года;
- Закона Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» 27 декабря 2010 года, № 204—3;
- Госпрограммы, распространяющиеся на мини-ТЭЦ; объекты, работающие на МВТ, торфе, биогазе; ветроустановки и т.д.;
. Финансирование энергоэффективных мероприятий за счет инвестфонда Минэнерго, отчисления в который заложены в тариф по электроэнергии;
. Получение кредитов Всемирного банка под гарантии правительства на осуществление энергоэффективных мероприятий;
. Применение различных стимулирующих механизмов: льготы, тарифы и гарантии:
- Освобождение от таможенных пошлин и ввозного НДС на энергоэффективное оборудование;

- Гарантированное подключение к сетям энергосистемы с возможностью продажи электроэнергии в сеть;
- В случае возобновляемых источников энергии - подключение в ближайшей точке без дополнительных капзатрат по модернизации существующих сетей и подстанций;
- Применение повышающих коэффициентов при продаже электроэнергии в систему: первые 10 лет с момента ввода оборудования в эксплуатацию устанавливается повышающий коэффициенты в размере 1,3 для возобновляемых источников, а для мини-ТЭЦ на природном газе применяется коэффициент 0,85 к тарифу промышленных потребителей.

Какие же плоды принесла такая политика государства?

Кузьмич Г.В.: Благодаря вышеупомянутым действиям со стороны государства, Беларусь за последние 15 лет добилась неплохих результатов:
. Энергоемкость ВВП снизилась на 55%;
. В 2010 г. природный газ в структуре ТЭР занял 73%;
. Построено огромное количество мини-ТЭЦ на природном газе, котельных и мини-ТЭЦ на биомассе. Только с 2006 по 2010 гг. внедрено мини-ТЭЦ суммарной мощностью 300 МВт (без источников Министерства энергетики);
. Практически все котельные в районных и частично в областных городах переведены на использование биомассы. С 2006 по 2010 гг. суммарно установлено 1125 МВт 1508 шт. таких котлов.

Какие достижения в целом, не касаясь проектов нашей компании, были осуществлены в области возобновляемой энергетики в Беларуси?

Кузьмич Г.В.: начну по порядку:
. Гидроэнергетика: восстановлено 40 - 50 мини-ГЭС от 0,1 до 1 МВ.На данный момент ведется строительство Гродненская ГЭС мощностью 17 МВт. Планируется строительство 4-5 ГЭС мощностью 15-25 МВт;
. Биогаз из навоза и отходов пищевого производства:
- построено 3 комплекса на навозе: КРС, свиньи, птицы;
- построен 1 комплекс на послеспиртовой барде,
- сейчас находятся в стадии проектирования и строительства около 15 биоэнергетических комплексов, в том числе в СПК «Рассвет» 4,8 МВт;
. Свалочный газ:
- Уже 2 года работает комплекс по утилизации свалочного газа «Тростенец» электрической мощностью 2 МВт.
- В стадии проектирования и строительства находятся 8 свалочных проектов (все проекты осуществляются за счет иностранных инвестиций);
- С 2011 г. в Беларуси начал свою деятельность еще один иностранный инвестор - шведская компания Vireo Energy. Данная компания ведет строительство 4-х объектов на полигонах ТБО г.Орша (электрическая мощность - 0,6 МВт), г.Новополоцк (электрическая мощность - 1,5 МВт), г.Витебск (электрическая мощность - 2 МВт) и г.Гомель (электрическая мощность - 2 МВт). Проектную документацию разрабатывает также ОДО «ЭНЭКА». Компания Vireo Energy имеет интерес к осуществлению проектов в России, в частности в г.Санкт-Петербурге;
. Ветроэнергетика: установлено 3 ветряка: мощностью 0,25; 0,6 и 1,5 МВт. Планируется строительство 7 ветропарков;
. Помимо всего этого, есть и пилотные проекты по солнечной и геотермальной энергетике, но в Беларуси малый потенциал этих ресурсов.
Не верится, что все проекты были настолько успешно реализованы. Традиционный вопрос: Какие были сложности, с которыми столкнулась наша страна при осуществлении вышеописанного пути?
Кузьмич Г.В.:
Да, сложности были, как и в любом деле. Я бы выделил:

. Перегибы планового подхода, в результате которого не всегда выбирались наиболее эффективные технологии. Порой наблюдалось формальное выполнение задачи для отчетности, неправильный подбор мощностей (подход без учета особенностей каждого объекта в отдельности). Решением этой проблемы может быть введение качественных показателей при планировании и выборе технологий; качественная предпроектная проработка;
. Недостаточная эффективность из-за нехватки опыта: биогазовые проекты работают на 50-75% от номинала. Свалочный проект «Тростенец» выдает электрическую мощность2 МВт вместо планируемых 3 МВт. Решением этой проблемы по биогазовым проектам может быть ответственность поставщиков технологий и оборудования, которая должна распространяться на количество и качество получаемого биогаза. Очень важно дальнейшее биологическое сопровождение проектов;
. Недостаток стратегического планирования. В данном случае решением проблемы может быть привлечение для стратегического планирования сторонних консалтинговых компаний. В свою очередь Департамент по энергоэффективности должен заниматься координацией, контролем качественного планирования и принятых решений.
В настоящее время наша страна столкнулась с тем, что существует еще много проектов в области возобновляемой энергетики, по многим проведены необходимые прединвестиционные работы, а вот инвестиционных ресурсов не хватает. Поэтому в Беларуси создается все больше условий для привлечения иностранных инвесторов в проекты возобновляемых источников энергии (мини-ТЭЦ на биогазе из биомассы, навоза, отходов пищевой промышленности и т.д., строительству ветропарков).

Плескач Анна
Инженер 1 кат.
ОДО "ЭНЭКА"

Управляющий ОДО "ЭНЭКА"
Григорий Кузьмич

Получение энергии из возобновляемых источников – довольно молодое направление в нашей стране. Однако оно уже успело доказать свою . Тем не менее, будущее отечественной альтернативной энергетики туманно: после ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС наша страна начнет производить намного больше электроэнергии, чем способна потреблять.

В своем выступлении, которое открыло пресс-конференцию, посвященную использованию ВИЭ, заместитель министра энергетики РБ Ольга Прудникова дала понять, что на государственном уровне отдают себе отчет в том, что проблема существует и ее придется как-то решать. Сегодня энергопотребление в Беларуси растет не теми темпами, которые прогнозировались при принятии решения о строительстве Белорусской АЭС. По оценкам специалистов, к 2020 году оно должно было выйти на уровень 47 млрд кВт⋅ч. В таком случае и атомная станция, и ВИЭ могли бы гармонично вписаться в общую картину энергопотребления. Сегодня оно находится на уровне 36,8 млрд. Чтобы увеличить этот показатель, было решено массово внедрять мощные электрокотлы, которые будут использоваться для получения тепловой энергии. Однако Ольга Прудникова признала, что этого будет недостаточно.

Другой проблемой, которой она уделила внимание в своем выступлении, стали тарифы на покупку электроэнергии, произведенной с использованием возобновляемых источников. Сегодня средняя цена, которую платит государство, приближается к 22 центам за кВт⋅ч. При этом ее себестоимость составляет от 2 до 4 центов. При использовании традиционных видов топлива данный показатель достигает 5 центов.

В итоге разницу покрывают потребители. Ольга Прудникова полагает, что с учетом совершенствования технологий, которые позволили снизить себестоимость получаемой энергии, имеет смысл снизить и закупочную цену. Это позволило бы обеспечить равные условия для конкуренции на рынке электроэнергии, который планируется создать на территории Беларуси уже в ближайшем будущем. Это мнение поддержал начальник отдела регулирования воздействий на атмосферный воздух и озоновый слой Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ Андрей Пилипчук. По его словам, необходимость в субсидиях отпала, поскольку себестоимость энергии, получаемой из возобновляемых источников, стала заметно ниже. В связи с этим закупочная цена на уровне 7,9-8,9 центов за кВт⋅ч была справедливой для всех участников рынка. Андрей Пилипчук также отметил, что альтернативная энергетика дает Беларуси ежегодно 700 млн кВт⋅ч. Согласно Концепции энергетической безопасности, к 2035 году эта цифра должна возрасти до 2,7 млрд кВт⋅ч. Чтобы такое стало возможным, необходимо постепенно замещать с помощью ВИЭ высокоуглеродные виды топлива (уголь, мазут и торф), чья доля в энергетическом балансе нашей страны на сегодняшний день составляет порядка 1,5 млрд кВт⋅ч. Это в том числе позволило бы выполнить обязательства, взятые нашей страной в рамках Парижского соглашения: сбалансировать выбросы и поглощение парниковых газов (55% от их общего объема дает именно энергетическая отрасль)

Идеальное соотношение между источниками электроэнергии, рассчитанное международными экспертами, выглядит следующим образом: 25% должны давать атомные станции, 25% – природный газ, 25% – ­переработка отходов и 25% – возобновляемые источники. Страны, которые достигнут этого баланса, обеспечат свою энергетическую безопасность. Андрей Пилипучк отметил, что в этом плане нам есть над чем работать. Так, доля ВИЭ и отходов составляет примерно по одному проценту. 95% приходятся именно на природный газ, который является дорогостоящим импортным топливом.

В своем выступлении заместитель директора Департамента по энергоэффективности Владимир Комашко много внимания уделил использованию древесной биомассы в качестве возобновляемого источника энергии. Природные условия и традиции Беларуси говорят о том, что данный вид топлива является очень перспективным. В продолжение этой темы Владимир Комашко призвал развивать энергетическую систему, исходя из реалий, которые сложились в той или иной стране, а не перенимать слепо опыт других стран, каким бы успешным он ни казался на первый взгляд.

По поводу системы квот, существующих в области альтернативной энергетики, он заметил, что данная мера используется для регулирования не столько энергетики как таковой, сколько бизнеса. Производители электроэнергии из возобновляемых источников рассматривают ее как товар, который необходимо выгодно продать. Государство со своей стороны решает, нужен ему этот товар или нет.

На общем оптимистичном фоне пресс-конференции выделилось выступление Владимира Нистюка, которые является исполнительным директором ассоциации «Возобновляемая энергетика». Он в первую очередь посетовал на то, что государственные органы недостаточно привлекают специалистов к разработке нормативно-правовой базы в этой области. По мнению Владимира Нистюка, каждые два года менять правила игры в такой сложной области, как энергетика, – значит нанести большой ущерб инвестиционному климату.

Он также привел в качестве примера существующих проблем ситуацию, когда компания «Белоруснефть» (государственное предприятие, которое не входит в состав объединения «Белэнерго») получает возможность построить солнечную электростанцию мощностью 50 мВт и продавать электроэнергию со льготными коэффициентами.

После окончания пресс-конференции осталось впечатление, что альтернативную энергетику в Беларуси ожидают большие перемены, но даже те, кто является их инициатором, пока не знают, как именно будет развиваться эта отрасль.

Рассказать друзьям