Сообщение на тему человек художественный образ. «Человек – художественный образ» Предметом труда для представителей большинства профессий типа «Человек — художественный образ. Профессии типа «Человек – Художественный образ»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Человек -- художественный образ»

Здесь главный, ведущий предмет труда -- художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа «человек -- художественный образ» включают:

¦ профессии, связанные с изобразительной деятельностью;

¦ профессии, связанные с музыкальной деятельностью;

¦ профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью;

¦ профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Тест на определение типа личности по методике Д. Холланда.

Диагностическая цель: оценка профессионального личностного типа. Холланд, как представитель концепции индивидуальности, разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял шесть типов.

1. Реалистический тип -- несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием.

Предпочитаемые виды деятельности: механические виды деятельности, управление большими машинами, тяжелым оборудованием, управление механизмами и использование инструментов, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координации (сверлильный, токарный станки, бор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты); строительство, ремонт, военные виды деятельности, конструкторские работы; любая деятельность, которая дает ощутимый результат, предпочитает действие мышлению, конкретные задачи трудным и абстрактным проблемам.

Способности, которыми обладает Р-тип:

  • - физическая сила, психомоторные навыки, ручная ловкость;
  • - механические способности, изобретательность;
  • - математические способности.

Личностные качества и ценности: эмоциональная стабильность, надежность; практичность, бережливость; упорство, настойчивость, уверенность в себе, склонность к риску, целеустремленность; скромность, застенчивость, откровенность, искренность, естественность; независимость, консервативность, склонность к поддержке традиционных ценностей; ригидность, медленное принятие новых идей, подчиняемость, конформность; работу выполняет без лишних разговоров, работает тщательно, аккуратно, систематично; предпочитает четкую регламентацию работы, желает знать, что, как и когда надо делать; не любит длинных разговоров, переговоров, обсуждений.

Более всего несхож с С-типом. Взаимодействие с этим типом может вызывать недружелюбие, резкость, непонимание. Наиболее близок к И- и К-типам и предпочитает работать с ними.

Предпочитаемое окружение:

  • - природа, сельская местность;
  • - наименьшее взаимодействие с другими людьми;
  • - ситуации, требующие небрежной одежды;
  • - организации с жесткой иерархической подчиненностью и авторитарностью (вооруженные силы, УВД и т.п.);
  • - фирмы, производящие конкретные, ощутимые продукты;
  • - транспорт, инженерные, технические, энергетические предприятия.

Интеллектуальный тип. Предпочитаемые виды деятельности: сбор информации, ее систематизация, анализ; выполнение сложных или абстрактных заданий; решение проблем через мышление, анализ гипотез и теорий; независимая, самостоятельная работа с опорой на самого себя; выполнение научной или лабораторной работы; предпочитает размышления действиям.

Способности, которыми обладает И-тип:

  • - математические способности;
  • - аналитические навыки;
  • - научные склонности, склонности к рациональному логическому анализу;
  • - навыки письменного изложения мысли;
  • - рациональность, эрудированность.

Личностные качества и ценности: независимость, самостоятельность, самомотивация, ориентированность на задачу, погруженность в работу; сдержанность, интроспективность, склонность к анализу, рациональность, методичность; любознательность, интеллектуальность, оригинальность, креативность, эрудированность; уверенность в себе, ориентированность на нетрадиционные ценности и установки; стиль работы: выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению, хочет выяснить причины, которые стоят за тем или иным явлением, может слишком сфокусироваться на деталях и не видеть проблему целиком, часто затрудняется высказать свое мнение или принять решение без того, чтобы заново просмотреть информацию.

Более всего несхож с П-типом. Взаимоотношение с этим типом порождают для И-типа слишком много проблем и вопросов. Наиболее схож с типами Р и А.

Предпочитаемое окружение:

  • - слабоструктурированные организации, предоставляющие свободу в рабочих действиях;
  • - организации, ориентированные на достижение, исследовательские и проектные лаборатории и фирмы, университеты и институты;
  • - ограниченность общения с другими людьми.

Артистический тип. Предпочитаемые виды деятельности: художественное творчество (живопись, скульптура, фотография, создание украшений, дизайн, композиция, литературное творчество и т.п.), игра на музыкальных инструментах; исполнительская актерская деятельность.

Способности, которыми обладает А-тип:

  • - воображение, креативность;
  • - музыкальные способности;
  • - артистические способности;
  • - вербально-лингвистические способности;
  • - чувство гармонии, вкуса.

Личностные характеристики и ценности: независимость, самостоятельность, нонконформизм; импульсивность, экспрессивность, эмоциональность, чувствительность; непрактичность, беспорядочность; интуитивность, ориентированность на ценности красоты и эстетичности, образность мышления; стремление к самовыражению, демонстративность; оригинальность, открытость, свобода от условностей; допускает альтернативные варианты решения проблем.

Более всего несхож с Т-типом, близок к И- и С-типу.

Предпочитаемое окружение:

  • - неструктурированные, гибкие организации, дающие возможность для самовыражения (артистические студии, театры, концертные залы и т.п.);
  • - организации, обучающие артистическим навыкам (музыкальные и художественные школы, институты искусств и т. п.);
  • - музеи, библиотеки, галереи, рекламные и дизайнерские фирмы.

Социальный тип. Предпочитаемые виды деятельности: ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами; обучение, объяснение, разъяснение; оказание помощи, консультирование; организация групповых мероприятий, ведение дискуссий.

Способности, которыми обладает С-тип:

  • - вербальные способности;
  • - навыки общения и взаимодействия с людьми;
  • - преподавательские, ораторские способности;
  • - навыки слушания.

Личностные характеристики и ценности: гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность, кооперативность, настроенность на других, понимание других; тактичные, эмоционально-теплые, дружеские, жизнерадостные, оптимистичные;

Более всего несхож с Р-типом и близок к А- и П-типам.

Предпочитаемое окружение:

  • - социальные организации, школы, религиозные организации, учреждения по отбору персонала;
  • - медицинские учреждения, психиатрические, психотерапевтические, психологические консультативные службы;
  • - агентства социальной защиты.

Предприимчивый тип. Предпочитаемые виды деятельности: работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха; финансовый и межличностный риск, участие в соревновательной деятельности; продажа, покупка, коммерция, предпринимательство; проведение собраний групп, руководство организациями, компаниями, управление людьми и проектами; проведение политических кампаний, выборов, презентаций и т. п.

Способности, которыми обладает П-тип:

  • - организаторские способности, вербальные способности, ораторские способности, способность убеждения;
  • - руководящие и лидерские способности;
  • - социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия;
  • - склонность к предпринимательской деятельности.

Личностные качества и ценности: стремление к власти, к позиции лидера, к высокому статусу; амбициозность, азартность, соревновательность, доминантность, самоуверенность, агрессивность, авантюристичность; экстравертированность, социабельность, коммуникабельность; ориентация на деньги, власть, материальное благополучие; оптимисточность, энергичность, любовь к популярности.

Более всего затруднено взаимодействие с И-типом, лучше всего срабатывается с С- и К-типами.

Предпочитаемое окружение:

  • - посты в государственных и политических организациях с властью, по распоряжению крупными финансами;
  • - промышленные фирмы, компании по розничной и оптовой продаже, агентства по продаже земельных участков, домов, недвижимости, брокерские фирмы.

Конвенциональный тип. Предпочитаемые виды деятельности: работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности; управление офисным оборудованием; ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг; написание отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм.

Способности, которыми обладает К-тип:

  • - арифметические способности;
  • - канцелярские способности;
  • - ручная тонкая моторика;
  • - организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность.

Личностные качества и ценности: сознательность, упорство, практичность, честность; самоконтроль, консервативность, осторожность, конформность; бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии; для эффективного выполнения работы нуждается в четком плане.

Наиболее несхож с типом А, ближе всего к типам Р и П.

Предпочитаемое окружение:

  • - данный тип, так же, как и тип П, хорошо работает в больших организациях, и предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль;
  • - большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы;
  • - отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции;
  • - хорошо структурированные организации со строго иерархичной структурой

Методика Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан на исследование самооценки.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) ряда личностных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, внешность, уверенность в себе, умение многое делать своими руками. На основании соотношения уровня развития этих качеств (показатель самооценки) у испытуемого и уровня притязаний, т.е. уровня развития этих качеств, который бы удовлетворял его, мы сделаем выводы о высоте самооценки.

Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек - художественный образ» можно разделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.

1. Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.

2. Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.

3. Профессии, связанные с литературно-художествен­
ной деятельностью.

4. Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Перечисленные подтипы не строго ограничены друг от друга и более или менее сильно взаимопереплетаются.

Первые в истории человечества проявления и формы искусства (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом - делом коллектива. Песня задавала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной подготовкой к охоте, бою и т.п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, трудом.

В процессе развития человечества произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства ценностей материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности.

Идет закономерный обмен продуктами труда. Конечно, время от времени появляется «взбесившееся фортепиано», которому начинает казаться, что «оно само для себя играет», иначе говоря, появляются идеи, что искусство - это нечто исключительное («искусство для искусства» и т.п.). Это не более остроумная позиция, чем если бы кто-то провозгласил: «промышленность для промышленности», «­пчеловодство для пчеловодства» и т.п. В любой области труда мастерство может быть недосягаемо высоким; правда, не в любой области оно выражается в зрелищных эффектах. Поэтому не во всех областях труда одинаковы условия для того, чтобы «гордыня» овладела человеком.

Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного продукта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но, чтобы оно состоялось, артист ежедневно и помногу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т.д.

Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех. Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достичь, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний гонит от себя мысль о том, что истинная причина отсутствия громкого успеха - в нем самом. Он склонен объяснить неудачи действиями других людей («помешали», «не дают проходу», «завидуют», «тормозят» и т.п.).


Подтипы профессий типа «Человек – Художественный образ»

Профессии, связанные с изобразительной деятельностью:

Разрисовщик обоев, облицовщик-плиточник, фотограф, разрисовщик игрушек, чеканщик, резчик по дереву, огранщик вставок в ювелирные изделия, визажист, художник по свету, реставратор, художник-постановщик.

Профессии, связанные с музыкальной деятельностью:

Настройщик пианино, концертмейстер, артист-вокалист, артист оркестра, настройщик музыкальных игрушек.

Профессии, связанные с писательской деятельностью:

Редактор, сотрудник газеты, корреспондент, писатель.

Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью:

Артист драмы, артист цирка, в едущий концерта.


Итак, вы определили тип профессии, который подходит вам, а теперь определим к какому классу относится ваша будущая профессия.


Влияния индивидных свойств человека на эффективность трудовой деятельности

В настоящее время число специальностей стало чрезвычайно обширным и многообразным, происходит стремительная перестройка профессиональной деятельности в пределах отдельных специальностей...

1. Определение ведущего полушария на основе концепции в двух сигнальных системах. Испытание проводится по лабораторной №1 (по Е.А. Рушкевичу) Цель работы: определение ведущего полушария головного мозга. Оборудование: 9 карточек...

Исследование личности по предрасположенности к конфликту

1. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Исследование проводилось по методике Айзенка, лабораторная работа №23. Цель работы: изучить темпераментальные характеристики личности: экстраверсию-интраверсию, нейротизм...

Личность и темперамент. Требования различных профессий к свойствам темперамента (на примере cоциально-культурного сервиса и туризма)

Давайте немного поговорим о системе человек-человек, чтобы лучше понять и узнать какой темперамент наиболее подходит к данной системе. К профессиям типа «человек-человек», по определению Е.А. Климова, относятся профессии...

Чтобы говорить о профессиональном типе «человек - художественный образ», выделим основные черты, присущие профессионалам данной профессии психологические характеристики...

Особенности профессионального типа "Человек – художественный образ"

Профессиональная деятельность человека задает направление развития его личности. Иногда приобретенные человеком особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях...

Понятие "человек", "индивид", "личность"

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены...

Профессиональное становление и мотивации выбора профессии в юношеском возрасте

Профессия - это особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием . Е.А. Климов в своих работах дает несколько определений данного понятия...

Психологические особенности влияния профессии супругов на их семейную жизнь

Количество свойственных для человека личностных характеристик очень много, при выборе профессии не все имеют большое значение. Некоторые профессии по отношению к личным качествам человека не предъявляют особых требований, т.е...

Релятивизм, абсолютизм и универсализм

Ситуативная и личностная тревожность интраверта

Отличительной чертой интраверсии, в отличие от экстраверсии, которая прежде всего связывается с объектом и данными, является ориентация на внутренние личностные факторы. Психология и психоанализ характера. М., 2000. С. 203...Требования к коррекционно-развивающим программам

Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития...

: типология Е.А. Климова, классифицирующая профессии по и типология профессий Голланда, связывающая тип личности и тип профессиональной среды, выбираемой человеком.

Типология профессий Е.А. Климова

Климов выделил пять объектов труда: , техника, знак, природа . В первой части названия типа профессии обозначен субъект труда, которым всегда является человек.

Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, то простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.

Типология профессий Дж. Л. Голланда

Голланд исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности . Достижения человеком в том или ином виде карьеры зависят от соответствия характеристик личности и характеристик профессиональной среды.

Он выделил шесть типов личности и шесть типов профессиональной среды .

Название

Тип личности

Тип профессиональной среды

Реалистический

Люди, ориентированные на действие, принятие решений, неэмоциональные, обладающие атлетическими или механическими способностями, любят технику, умеют рисковать

Деятельность, связанная с манипулированием инструментами, с техникой. А также большинство «мужских» профессий.

Исследовательский

Люди, ориентированные на познавательную деятельность, любящие наблюдать, анализировать, исследовать, решать.

Научно-исследовательская работа. Эксперты в различных областях, аналитики.

Артистический

Люди, ориентированные на самовыражение и внимание окружающих, творческие, экспрессивные, оригинальные, склонные к нонкомформизму, обладают богатой интуицией и воображением, неформальны.

Сфера искусства, профессии, связанные с привлечением внимания, презентацией чего-либо.

Социальный

Люди, ориентированные на общение, на отношения с другими людьми, ранимые, чувствительные, склонные к альтруизму, не любят систематической деятельности, любят коллективный характер работы, имеют коммуникативные способности.

Большинство профессий, направленных на работу с людьми, общественная деятельность.

Предпринимательский

Люди, амбициозные, ориентированные на влияние, на создание и реализацию собственных идей, управление, поиск решений, высокую социальную активность.

Бизнес, политика, адвокатские услуги и т.п.

Конвенциональный

Люди, ориентированные на систематизацию и репродуцирование информации, манипуляцию данными. Мало эмоциональны, точны, пунктуальны, педантичны, исполнительны.

Работа по систематизации хранению и репродуцированию любой информации. Работа, требующая большой усидчивости и точности. Работа в таких сферах как бухгалтерия, финансы, архивы, библиотеки и т.п.

Существуют определенные закономерности сочетания типа личности и типа среды

Тип личности

Тип среды

Реалистический

Исследовательский

Артистический

Социальный

Предпринимательский

Конвенциональный

  • «+» — благоприятно
  • «++» — очень благоприятно
  • «-» — не благоприятно
  • «- -» — очень не благоприятно

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

Художественный образ, способы его построения.

Создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

Воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

Размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

Художественные способности; развитое зрительное восприятие;

Наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;

Знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек-человек».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

Воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

Медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);

Бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

Информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

Защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

Стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

Устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

Доброжелательность, отзывчивость;

Выдержка;

Умение сдерживать эмоции;

Способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

Способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;

Способность владеть речью, мимикой, жестами;

Развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;

Умение убеждать людей;

Аккуратность, пунктуальность, собранность;

Знание психологии людей.

    Опросник «Кто Я» (М.Кун и Т.Макпартленд)

Инструкция: В течение 15 мин вы должны ответить на вопрос: «Кто Я?», использовав для этой цели 20 слов или предложений. Не старайтесь отобрать правильные или неправильные, важные или неважные ответы. Пишите их так, как они приходят вам в голову. Правильных и неправильных ответов здесь быть не может.

Интерпретация результатов

1. Прежде всего, посмотрите, сколько слов и предложений вы успели написать за 15 мин. Этот показатель носит название уровень самопрезентации . - это уровень представ­ления, предъявления себя. Чем большее количество слов и предложений вы успели написать за отведенное время, тем выше у вас уровень самопрезентации. Кстати, вы использовали все 15 мин или прекратили работу где-то в середине, решив, что о себе все возможное вы уже сказали? Последнее чаще всего свидетельствует о том, что у человека есть ограниченный жесткий круг представлений и он никогда (правда, по разным причинам) не пользуется возможностью заглянуть за эту границу, посмотреть, нет ли там чего-нибудь интересного или нужного (а может, и того, и другого).

Если ответов у вас очень мало - не более 8, это означает, что вы или не хотите предъявлять себя даже самому себе (почему? что такого неприятного или страшного вы можете сами от себя скрывать? подумайте об этом), или - это встречается чаще - просто не думаете, о себе и пользуетесь в повседневной жизни лишь некоторыми, возможно, наиболее важными, а чаще наиболее простыми и очевидными характеристиками. Но, возможно, вам этого достаточно?

От 9 до 17 ответов - это средний, умеренный уровень самопрезентации. Как почти о всяком среднем уровне, здесь трудно сказать что-либо определенное. Вроде бы человек и знает себя, да как-то не очень хорошо, может быть, думает о себе, да как-то не очень много.

Те, у кого низкий и средний уровень самопрезентации, подумайте, что вам помешало ответить? Чего вам не хватило? Умения сделать над собой усилие - вам просто надоело отвечать? Не смогли сразу включиться в работу? А может быть, вы слишком жестко контролировали себя, подвергали свои ответы строгой цензуре? Или вам не хватило слов, чтобы выразить то, что вы чувствуете? Решите это для себя и запишите свой ответ. Он очень важен, потому что показывает, над чем именно надо работать.

Когда ответов 18 и более, это говорит о высоком уровне самопрезентации. Обычно он свидетельствует, что человек смотрит на себя с разных сторон, так или иначе думает о себе и, главное, не стесняется сам себя. Но внимание! Те, у кого высокий уровень самопрезентации, посмотрите, нет ли у вас повторяющихся ответов, например:

«Я люблю рок-музыку»;

«Вечерами я часто слушаю записи рок-музыкантов»

«Мое самое любимое занятие - слушать музыку» и т. п.

Такие повторяющиеся ответы свидетельствуют о том, что человека волнует какая-то одна тема, одна проблема. И это очень важно. Но для определения уровня самопрезентации, уровня того, насколько вы знаете себя и можете говорить о себе, посчитайте все эти высказывания за одно. (Кстати, это полезно сделать и тем, у кого низкий и средний уровень.) Сколько осталось? Подчеркните и выпишите эту важную для вас тему, даже если она теперь покажется вам и странной, да и не темой вовсе (так, например, у одного юноши такой темой оказалось то, что у него маленький рост). Подумайте, почему вы «застряли» именно на этой характеристике. О чем она говорит? И учтите, это почти никогда не бывает случайным.

У вас ответов больше 22? Не перехитрили ли вы самого себя? Может быть, вы решили - задача в том, чтобы написать как можно больше, и стали писать что попало, лишь бы набран, желаемое число. Вы не попали в ловушку «Кто больше»? Не решили ли, что здесь соревнование и вы обязательно должны выиграть? Вы всегда стремитесь только к выигрышу? Часто видите ситуацию соревнования там, где (как, например, и данном случае) ее вовсе не предполагалось? Перечитайте свои ответы, сколько из них действительно характеризует вас, а сколько написано случайно, просто так? Подумайте, что вы выигрываете, а что проигрываете, стремясь угадать, чего от вас ждут, и добиться первого места?

    Анализ ответов с точки зрения их содержания .

    Семейные и межличностные роли (я - мать, жена, сын, муж, подруга и др.)

    Профессиональные роли (я будущий психолог, студент, предприниматель, исследователь);

    Другие социальные роли, в основном эти роли касаются сферы досуга (я – коллекционер, любитель-рыболов, спортсмен, читатель, зритель).

    Феминные характеристики – личностные черты, традиционно приписываемые образу женщины (я – заботливая, чувствительная, зависимая, нежный, мечтательный);

    Маскулинные характеристики – личностные черты, стереотипно связанные с образом мужчины (я – сильный, смелый, целеустремлённый, самостоятельный, независимый, агрессивный);

    Нейтральные характеристики, личностные черты, не включаемые в стереотипные характеристики маскулинности-феминности (я – весёлый, красивый, добрый, верный, аккуратная, трудолюбивая, ленивая).

Отдельно выясняется, присутствовала ли в самоописаниях характеристика, обозначающая пол (я – мужчина / женщина, юноша / девушка), и определяется порядок её упоминания (первые три места свидетельствуют о значимости этой характеристики в структуре Я-концепции личности).

После обработки результатов студентам предлагается подсчитать количество характеристик в каждой из выделенных категорий и занести результаты в таблицу, представленную ниже.

Таб. 1. Результаты обработки опросника «Кто Я»

Быть мужчиной или женщиной – значит постоянно пребывать в условиях гендерной оценки. Мы оцениваем себя и других на основе представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины. Соотношение собственных представлений с общепринятыми играет важную роль в психологическом самочувствии личности. В соответствии с гендерными стереотипами маскулинности-феминности мужчины должны быть компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склонны рассуждать логически, способны управлять своими чувствами, а женщины – более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и нежны. Соответствие стереотипам о ролевых предназначениях мужчины и женщин предполагает, что для женщин главными социальными ролями являются семейные роли, для мужчин – профессиональные роли. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, а женщин – по наличию семьи и детей.

Большое количество гендерно маркированных самоопределений указывает на то, что гендерная идентичность занимает ведущее положение в структуре Я-концепции личности. Если в числе первых трёх ответов есть самоописание, обозначающее пол, а семейные роли и феминные характеристики у женщин доминируют над профессиональными и маскулинными (у мужчин наоборот), то можно сделать вывод о наличии у этого человека полотипизированной Я-концепции.

Полотипизированный человек – это тот, чьё самоопределение и поведение совпадает с тем, которое считается в обществе гендерно-соответствующим.

Если пол не упоминается вообще или упоминается в конце списка, а такие категории, как: «другие социальные роли» и «нейтральные характеристиски» имеют большое число упоминаний, чем иные категории, то можно говорить о неполотипизированной Я-концепции.

Среди высказываний о себе могут быть как положительные, так и негативные характеристики. Учитывая их соотношение, можно определить эмоционально-оценочную составляющую Я-концепции. Если отрицательные самоописания касаются полоспецифичных характеристик, то можно предположить наличие у личности внутриличностного конфликта гендерного плана. Спектр интерпретаций данного опросника может быть расширен.

    Анализ ответов с точки зрения того, к какому времени они относятся. К прошлому? К будущему? К настоящему? Они вообще вне времени?

Если большинство ответов относится к прошлому, почему так получилось? Ваше прошлое вам кажется лучше, чем настоящее. Или, напротив, в прошлом было что-то, что мешает вам жить и сегодня. Вы до сих пор сводите с ним счеты? И долго вы собираетесь так жить, перебирая, словно драгоценности, позавчерашние ус­пехи и борясь со вчерашними неудачами? Не прячетесь ли во вчерашнем дне от сегодняшних задач и проблем? Или вы предпочитаете для этих целей день завтрашний и ваши ответы в основном о том, что будет завтра.

Большинство ответов вне времени? Они относятся к сегодняшнему дню так же, как ко вчерашнему и завтрашнему? У вас нет ощущения, что вы меняетесь, что каждый день ставит перед вами новые задачи? Вам нравится это ощущение стабильности, постоянства? А может быть, вы просто боитесь меняться, боитесь того нового, неизвестного, что может проявиться в вас? Не лишаете ли вы себя тем самым шанса приобрести какие-то новые качества, взгляды, идеи?

Если же в ваших ответах сочетается прошлое, настоящее и будущее, причем настоящего все-таки больше, это свидетельство полноценного ощущения времени своей жизни.

    Оценивание ответов. Еще раз просмотрите свои ответы. Поставьте около каждого из них «+», если это вам в себе нравится, «-», если не нравится, «О», если вам все равно, и «?», если вы не можете решить, нравится вам это в себе или нет. Посчитайте количество знаков.

Каких больше - положительных или отрицательных? А может быть, в основном нули или знаки вопроса? Это свидетельство вашего отношения к себе - принимаете вы себя или отвергаете, любите или нет, безразличны или сами не знаете, как вы к себе относитесь. Конечно, на самом деле отношение к себе - гораздо более сложное образование. Мы получили лишь первые, самые грубые ориентиры. Но они тоже о многом говорят.

Внимание! Очень трудный момент! Ответы типа «хороший», «плохой», «добрый», «злой», «умный», «глупый», «удачливый», «неудачник» -насколько они являются результатом ваших размышлений о себе, самоанализа, а насколько табличкой, ярлыком, который вы повесили на себя, чтобы к вам никто, и прежде всего вы, вы сами, не цеплялся? Не построили ли вы из этих табличек своего рода крепостные стены, за которыми собираетесь спрятаться от жизни и от самого себя? Это действительно очень трудный вопрос. Ответ на него требует серьезных размышлений, усилий и даже, если угодно, мужества. Но если вы сумеете самому себе честно ответить на него, вы сделаете важный шаг на пути саморазвития.

    Выбор важных ответов. Выберите ответы (лучше, чтобы их было не менее десяти), которые, с вашей точки зрения, наиболее важны для вас, и напишите, почему вы обладаете той или иной чертой. Откуда она у вас? Ну, например, так: «Я лентяй, потому что меня в детстве не приучали к систематической работе»; или: «Я умный, потому что я изо всех сил использую все свои умственные способности»; или таким образом: «Я некрасивая потому, что уж такой уродилась. Сестре досталась красота, а мне предлагают пользоваться скромностью как лучшим украшением».

Разделите все ответы на четыре категории:

    зависит от меня (обозначьте их буквой «Я»);

    зависит от других (буква «Д») - от кого, кстати?

    от случая, судьбы, может быть, даже рока (поставим букву «Р»);

4) ни от чего не зависит, просто так получилось (буква «Н»).

Так же отметьте ответ «не знаю». Теперь посчитайте, сколько у вас ответов каждой категории.

То, что мы сейчас с вами делали, называется в психологической литературе каузальная атрибуция (от лат. causa - причина и attribuo - придаю, наделяю). Каузальная атрибуция - это «приписывание причин», объяснение причин и мотивов поведения других людей или (как мы делаем сейчас) своих собственных черт, мотивов, личностных особенностей.

Каких ответов у вас больше: ответов «Д» или ответов « Р»? Вы считаете себя игрушкой в руках других людей или в руках судьбы? А может быть, вы вообще думаете, что человек - это то, что из него лепит жизнь, другие люди? Но не отказываетесь ли вы тем самым от самого себя, от того, чтобы чувствовать себя хозяином собственного «Я»?

У вас преобладает буква «Я»? Вы-то уж точно ощущаете себя хозяином самого себя. Но задумайтесь, если вы почти во всех случаях видите причину только в себе, не приводит ли это к тому, что вы пытаетесь контролировать в своей жизни все и вся, не пытаетесь ли вы принцип причинности распространить на все события вашей жизни? Другими словами, не объясняете ли вы все, что с вами происходит, какими-то свойствами, присущими именно вам. Не пришел вовремя троллейбус - это потому, что я такой невезучий. Пропало что-нибудь - это потому, что я такой растяпа (как будто у других никогда ничего не теряется), и т. п. Особенно следует обратить на это внимание в тех случаях, когда речь идет о чертах, в которых в разной мере проявляется отрицательное отношение к себе.

В основном буква «Н»? Вы опять от кого-то прячетесь или от чего-то убегаете, лишая себя шанса проана­лизировать и понять кое-что в себе, в своей жизни, в том, почему вам везет или не везет. Почему вы этого не делаете? Не хотите? Может быть, вы боитесь, что станете более беззащитным, неуверенным в себе? Но если вести себя так, то может получиться, что все ваши силы будут уходить только на то, что в психологии называется выстраиванием защит, а для реальной деятельности, для реальной жизни просто не останется ни сил, ни времени. И вообще, почему вы так уверены, что самоанализ сделает вас беззащитным? А может быть, наоборот, вы найдете в себе такие силы, которые убедят вас, что вы сами делаете свою судьбу? На самом деле многое зависит от того, как мы смотрим на вещи, от того, с какой установкой мы подходим ко всему на свете, в том числе и к самим себе.

Итак, вы проанализировали свои ответы на вопрос «Кто Я?». Запишите результаты своего анализа в тетрадь. Через некоторое время вы сможете вернуться к этим записям и увидеть, какими вы были, когда начинали работу по саморазвитию.

Эта методика должна помочь вам разобраться в том, знаете ли вы себя и что именно вы о себе знаете, что хотите знать о себе и что прячете от себя.

Как вы думаете, какие ответы по этой методике чаще всего встречаются у людей, считающих себя неудачниками? Во-первых, это значительное количество ролевых и формально-биографических характеристик; во-вторых, это тема своей неудачливости, неуспешности; в-третьих, их ответы в основном относятся или к прошлому, или к будущему и, наконец, в-четвертых, у них преобладают отрицательные оценки или «?», что свидетельствует об их нелюбви к себе, неприятии себя или о неумении (нежелании) разобраться в своем отношении к себе. Интересно получается с ответами-ярлыками. Большинство неудачников не принимают, как говорят психологи, этой задачи, не хотят отвечать на этот вопрос и разбираться в нем.

Рассказать друзьям