К какому типу относятся организаторские способности. Организаторские способности. Почему важны организационные навыки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Организаторские способности

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность, включающая:

· психологическую избирательность -- умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;

· практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

· психологический такт -- способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность -- умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

· энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

· требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

· способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

· широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;

· чувством понимания ситуации;

· творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;

· нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;

· готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;

· стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

· эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

· ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;

· способностью работать в коллективе и с коллективом;

· умением предвидеть результат;

· внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;

· способностью и умением рисковать;

· способностью действовать самостоятельно;

· ответственностью за деятельность и за принятые решения;

· способностью увидеть, выделить существенное;

· искусством выполнять планы.

В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:

· умение при управлении учитывать поведение подчиненных;

· способность устанавливать и контролировать дисциплину;

· стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;

· осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;

· развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;

· отдача четких однозначных указаний и распоряжений;

· регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;

· стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;

· системный подход к анализу работы;

· квалифицированное делегирование полномочий;

· избежание слишком частого применения негативного подкрепления;

· создание эффективной обратной связи;

· защита персонала организации от внешних угроз;

· поиск способов повышения результативности работы сотрудников;

· установление системы оценки работы и критериев успеха.

Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход -- решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость -- это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.

Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г.П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:

· как искусственное образование -- искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);

· как естественно живущее -- после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей -- целей того коллектива, который организован.

Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60--80%). Предмет этой деятельности -- социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.

Организаторские способности имеют особое значение в сфере управления. Не каждый организатор может быть руководителем (), но каждый руководитель обязан быть организатором. Кто же это такой? Давайте разберемся.

Организовывать работу подчиненных – одна из основных функций руководителя, притом независимо от того, какого он придерживается. Под организацией понимается распределение обязанностей и задач между участниками коллектива. От того, насколько точно руководитель распределит рабочие задачи, зависит успех всей деятельности, продуктивность работы.

Распределение власти и ответственности, то есть, например, выделение лидера, разделение коллектива на малые группы, тоже входит в организационную функцию руководителя. Но как бы он ни распределил власть и ответственность, за результат отвечать все равно только ему.

Иногда руководитель выступает сам как лидер, а коллектив живет самоуправлением, тогда организационная функция не так очевидна. Руководитель отдает свою работу, власть, ответственность кому-то из работников в двух случаях:

  • признает, что кто-то из лучше его справится с этой задачей;
  • занят более важными проблемами или не может заняться в силу общей занятости.

Что важно при организации

Организаторские способности – набор качеств, помогающих руководителю управлять в группе. Они включают в себя:

  • Умение объяснять информацию. Задача организатора не только объяснить информацию на понятном языке, но и убедиться в том, что человек верно ее понял и усвоил. Но важно использовать вопрос не «Все ли вы поняли?», а «Я достаточно ясно вам смог объяснить?» В первом случае человек начнет оценивать себя и вряд ли сможет выставить свои интеллектуальные способности негативно в глазах руководителя. Потому он, конечно, ответит «Да», даже если это не так.
  • Обратная связь. Организатор должен лично посмотреть на результат и процесс работы сотрудника, которому он доверил что-то.
  • Уместная конструктивная критика и вместе с ней альтернативные предложения. Как говорится, критикуешь – предлагай.
  • Высокоразвитое самообладание и способность к Даже если организатору приходится ругать коллектив, то делать это нужно спокойно и достойно.
  • Организатор должен четко знать и представлять, чего он ждет и требует от подчиненных (форма, сроки, результаты, способы). Быть в состоянии самостоятельно выполнить эти требования.
  • Умение контролировать и рефлексировать.
  • Умение предотвращать и разрешать , общаться с людьми.

Кроме этого, организатор должен обладать авторитетом, быть строгим, но справедливым, корректным в оценках, хорошо разбираться в том, чем руководит, быть высококвалифицированным специалистом. В отличие от лидерства, способность к которому во многом определена врожденными особенностями, организатором может стать практически каждый человек. Однако такие индивидуальные особенности, как скорость психических реакций и другие свойства , вносят свою лепту.

Как развить организаторские способности

Раз организатором может стать каждый человек, то актуален вопрос о том, как это сделать. Предлагаю несколько простых правил:

  • Организация начинается с самого себя (самоорганизация). Научитесь организовывать собственную деятельность, быт и всю жизнь. Возьмите за правило составлять план дня, вести ежедневник, распределять время, ставить цели, задачи и всегда их выполнять. Прямо сейчас сделайте что-то, до чего руки не доходили.
  • Развивайте , умение понять другого человека, уважение к интересам других людей, здоровый .
  • Осваивайте и практикуйте .
  • Регулярно самосовершенствуйтесь. Скорректируйте , страха общения и других проблем, которые у вас есть. Все внутренние барьеры должны быть уничтожены.
  • Развивайте творческий потенциал.
  • Расширяйте кругозор.
  • Тренируйте практическое мышление, то есть реально смотрите на мир. Ставьте реальные цели, не увлекайтесь мечтами.
  • Будьте амбициозны.

Важно хорошо знать не только свои особенности, но и разбираться в психологии других людей. Верно распределить обязанности, учитывать , интересы, темперамент, и другие особенности участников – основная задача организатора.

Под организаторскими способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие человеку овладевать методами организаторской деятельности успешно их реализовать.

К организаторским способностям относят следующие:

  • 1. Адаптационная мобильность - склонность к творческим формам деятельности, усугублению знаний, инициативность, нетерпимость к консерватизму, стремление учить других, готовность к обоснованному риску, стремление к нововведениям, самообладание, предприимчивость и др.;
  • 2. Контактность - общительность, интерес к людям, способность располагать к себе, видеть себя со стороны, выслушивать, понимать и убеждать людей, умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника;
  • 3. Стрессоустойчивость - включает интеллектуальную и эмоциональную защищенность в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии решений;
  • 4. Доминантность - властность, честолюбие, стремление к личной независимости, лидерству, игнорирование авторитетов, самоуважение, смелость, волевой характер.

И наконец, тип общения, который подразделяется на слабовольный, агрессивный и социально-адекватный.

Причем, между типами общения и стилями руководства имеется прямая зависимость: слабовольному типу соответствует либерально-отстраняющийся стиль руководства, агрессивному - автократический, социально-адекватному - демократический стиль.

Как же формируются и развиваются организаторские способности и связанное с этим лидерство, являются ли они врожденными или приобретенными? На этот вопрос существуют разные взгляды.

Ряд специалистов отрицают существование специфических признаков личности, которые обеспечивали бы их носителю преимущество в руководстве людьми, другие же, напротив, доказывают их наличие. Вторая точка зрения представляется более верной.

Учеными установлено определенное влияние психологических характеристик личности на успех управленческой деятельности. Изучение в последние годы психологии человека привело к выделению его общих и частных способностей, рассматриваемых в единстве.

Под общей способностью нужно понимать способность к интегрированию, к "сплавлению" в единстве всей совокупности специфических качеств (способностей) личности. Например, когда речь идет о современном стиле руководства, говорится о необходимости органически сочетать исполнительность, дисциплинированность со сменой инициативной и предприимчивостью, практичность и деловитость с устремленностью и т. п., что удается немногим. Эффективность управленческой деятельности определяется в первую очередь высоким уровнем развития общей способности личности, набором взаимно дополняющих друг друга качеств и их противоположностей.

Организаторский потенциал руководителя проявляется в системе его отношений к самому себе и к другим людям (среде).

Разнообразие социальных функций руководителя как политического лидера, организатора, специалиста, воспитателя и т. д., что создает значительные трудности. Регулирующий механизм поддержания самотождественности при множестве ролей и является предпосылкой актуализации организаторского потенциала.

В широком смысле личностные качества руководителя - это совокупность всех свойств, особенностей работника, позволяющих ему реализовать свои функции.

Уровень развития личностного потенциала управленца, так же как и степень соответствующей ему эффективности труда, зависит не столько от какого - либо одного элемента, сколько от способности интеграции всех элементов, внутренней их сбалансированности.

Организационные навыки - одни из самых важных и переносимых навыков работы, которые может приобрести сотрудник. Они охватывают набор навыков, которые помогают человеку планировать, устанавливать приоритеты и достигать своих целей.

Возможность организации работы позволяет работникам сосредоточиться на разных проектах без дезориентации или потери, тем самым повышая производительность и эффективность на рабочем месте. Руководители ищут сотрудников, которые могут не только поддерживать свою работу и организовывать работу, но и тех, кто также может быстро адаптироваться к организованной структуре компании.

Почему важны организационные навыки

Пребывание на рабочем месте может сэкономить время и деньги компании. Организационные навыки необходимы для многозадачности и обеспечения бесперебойной и успешной работы бизнеса. Работодатели стремятся набирать кандидатов, которые могут работать для достижения результатов последовательно, даже когда возникают непредвиденные задержки или проблемы.

Работники с сильными организационными навыками могут структурировать свое расписание, повысить производительность и приоритезировать задачи, которые должны быть выполнены незамедлительно по сравнению с теми, которые могут быть отложены, делегированы другому лицу или полностью исключены

Навыки внутренней и внешней организации

Организационные навыки охватывают больше, чем просто хранение беспорядочной рабочей зоны. Хотя сохранение свободного пространства для работы важно, организационные навыки - это не просто аккуратность. Сотрудники, обладающие хорошими организаторскими способностями, могут сохранять спокойствие и подготовиться к систематическому планированию и планированию.

Рабочие проекты, как правило, сосредоточены вокруг жесткой временной шкалы, и организация работы в небольших проектах и ​​целях может быть эффективным способом их завершения. Кроме того, работодатели ищут работы, которые могут планировать и делегировать эти меньшие задачи самим себе и другим сотрудникам, чтобы оставаться в курсе с соблюдением сроков при сохранении здорового баланса между работой и жизнью.

Поддержание сильных организационных навыков может уменьшить вероятность развития плохих привычек работы, таких как промедление, беспорядок, недопонимание и неэффективность.

Примеры организационных навыков

Хотя организационные навыки могут быть наиболее очевидными у людей на руководящих должностях, каждый в компании должен иметь возможность организовывать свои собственные области ответственности, понимая и работая в организационных структурах компании как все. В противном случае возникает неэффективность и путаница. Организационные навыки требуют, чтобы вы понимали рабочий процесс и следили за большой картиной, а также уделяя особое внимание деталям.

Физическая организация
Физическая организация включает не просто аккуратный стол, но и расположение комнат, этажей и целых зданий.И это выходит далеко за рамки аккуратного внешнего вида. Плохо организованное пространство приводит к физическому дискомфорту, потерянному времени, потерянным объектам или даже потерянным людям. Космические люди, которые работают, имеют много общего с тем, как и как хорошо они работают. Кто-то должен проектировать эти пространства, а затем все остальные должны поддерживать порядок.

Планирование
Без плана цель - это только желание. Для любого проекта планирование означает прогнозирование того, какие ресурсы будут необходимы и как долго будет выполняться проект, затем сбор этих ресурсов и блокирование необходимого времени - и, при необходимости, изменение плана на основе доступности ресурсов и временных ограничений.

План может быть таким же простым, как решить, какой конец зала для очистки сначала, или он может наметить корпоративную стратегию на следующие десять лет. Маломасштабное планирование может быть проще и быстрее, но это не менее важно.

Командная работа
В хорошо организованной команде каждый член имеет другую роль, и задания назначаются соответственно. Создание организационной структуры новой команды - это квалифицированное достижение, но это дает и принимает соответствующую делегацию, следуя указаниям и четко информируя людей с нужными людьми. Хорошо организованные люди понимают и поддерживают структуры команд, частью которых они являются.

Организационные навыки
Вот список организационных навыков для резюме, сопроводительных писем, заявок на работу и собеседований. A - G

  • Административный
  • Анализ
  • Анализ проблем
  • Оценка
  • Внимание к деталям
  • Внимательное прослушивание
  • Бюджетирование
  • Бизнес-аналитика
  • Сотрудничество
  • Связь
  • Конфликт
  • Уверенность
  • Координация
  • Координация
  • Объявление
  • Творческое мышление
  • Данные
  • Тенденции данных
  • Сроки
  • Принятие решений
  • Делегирование > Дизайн
  • Разработка
  • Разностное разрешение
  • Управление другими
  • Документация
  • Эффективность
  • Оценка
  • Облегчение
  • Прогнозирование
  • Настройка цели
  • Лидерство групп

Обработка сведений

  • Идентификация проблем
  • Идентификация ресурсов
  • Реализация
  • Реализация решений
  • Сбор информации
  • Инструкция
  • Лидерство
  • Управление
  • Управление встречами
  • Управление конфликтами
  • Сроки проведения совещаний
  • Цели встречи
  • Показатели
  • Microsoft Office
  • Мотивационная
  • Многозадачность
  • N - S

Переговоры

  • Устные сообщения
  • Развитие организации
  • Убеждение
  • Разработка плана
  • Планирование
  • Обеспечение соблюдения политики
  • Предсказание
  • Презентация
  • Приоритезация
  • Решение проблем
  • Производительность
  • Управление программами
  • Управление проектами
  • Обеспечение обратной связи
  • Публичное обсуждение
  • Исследование
  • Ответственность
  • Обзор
  • Планирование
  • Ситуационная оценка
  • Стратегическое планирование
  • Разработка стратегии
  • Структурная Планирование
  • Планирование преемственности
  • Выполнение оплаты

Анализ задач

  • Оценка задачи
  • Разрешение задачи
  • Обучение
  • Командное строительство
  • Командная работа
  • Управление временем
  • Обучение
  • Тренды
  • Анализ рабочего процесса
  • Управление рабочим процессом
  • Анализ рабочей силы
  • Работа с другими
  • Написание

Дело в том, что в словаре русского языка насчитывается несколько терминов, раскрывающих те или иные свойства личности и большинство из них вполне могло быть у моего воображаемого героя-организатора. Они могли присутствовать и у любого другого человека, не проявляющего чудес в организаторской работе.

Чем же тогда отличаются способные организаторы от неспособных? Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать настоящим вожаком?

Организаторские способности - это такое сочетание индивидуальных свойств личности, которое позволяет человеку быстро, надежно, уверенно организовывать людей на выполнение какого-либо дела.

Когда звучит музыкальный аккорд, то бывает очень трудно определить на слух, из каких отдельных звуков он состоит. Когда работает организатор, заметить, обнару­жить каждое «звучащее» качество еще трудней.

Советский ученый, профессор Л. И. Уманский много лет посвятил расшифровке этих организаторских «аккор­дов». Он выделил главные свойства, те, что ведут «мело­дию» организаторской работы , и «аккомпанирующие» качества. Начнем с «аккомпанемента»- общих качеств лично­сти организатора. Общими эти качества личности мы на­зываем: потому, что их можно обнаружить не только у хороших организаторов, но и у тех, кому пока еще хочет­ся таковыми стать.

В нашем «организаторском рояле» одиннадцать «кла­вишей». Ударяя по каждой, мы будем получать следую­щие «звуки»:

компетентность - знание того дела, которое требуется органи­зовать;

активность - умение действовать энергично, напористо при решении практических задач;

инициативность - особое творческое проявление активности, вы­движение идей, предложений;


"--

общительность - открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

сообразительность - способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;

настойчивость - проявление силы воли, упорства, умение дово­дить дело до конца;

самообладание - способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;

работоспособность - выносливость, способность вести напряженную работу, длительное время не уставать;

наблюдательность - умение видеть, мимоходом отметить примечательное, сохранить в памяти детали;

самостоятельность - независимость в решениях, умение самому находить пути выполнения задачи, брать на себя ответственность;

организованность - способность подчинить себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

Эти перечисленные качества у способного организатора могут и не достигать высокого уровня развития, но и не должны переходить в свою противоположность (слабоволие, безынициативность, замкнутость, неорганизованность и др.).

Задание. Внимательно еще раз прочтите перечень этих качеств и попытайтесь «прикинуть», как они развиты у вас. Для удобства можете воспользоваться пятибалльной шкалой.

Теперь о главных, специфических свойствах, индикаторах организаторского таланта. Что составляет «мелодию» организаторских способностей?

Первое – это организаторская проницательность. Для того чтобы понять другого человека, нужно как бы проникнуть в его внутренний мир, чутко уловить его настроение, самочувствие.

В повседневном общении можно и не обратить внимания на существование в человеке этого качества. Но «пробьет час» организатора, возникнет организаторская ситуация, вот тогда и сверкнет эта редкостная грань личности - тонкая психологическая избирательность, чуткость, зеркальная способность отражать в себе неуловимые для глаз душевные волнения других людей.

За чашкой чая, за разговорами можно открыть душевного человека, чуткого товарища, но не организато­ра. Лишь в организаторской работе раскрываются спол­на качества настоящего вожака.

Организаторская проницательность не только ключ к душе человека. Главное все же - умение найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных особенностей, быстро определить, кто, на что способен чего можно от кого ожидать. Когда хорошо чувствуешь состояние другого человека, легче найти к нему свой подход.

Способный организатор моментально находит тропи­ночки понимания к своим товарищам, знает, как лучше на кого повлиять. Одного он может пожурить, другого от­ругать наедине, третьего похвалить принародно, а в ином случае, где, казалось, нужно реагировать очень бурно, он промолчит...

Еще одно специфическое свойство организатора – способность к активному психологическому воздействию. Это значит, что организатор оказывает влияние на других людей, используя разнооб­разные средства - от иронической улыбки до строгого приказа. В одном случае организатор увлекает собст­венным примером, заражает всех своей активностью, энергичностью. В другом - он предъявляет четкие требо­вания - убежденно, решительно, бескомпромиссно. Все зависит от умения организатора правильно оценить сложившуюся ситуацию и воспользоваться ею. Правиль­но сделать это помогает критичность организатора - своеобразный контролер работы, страховка против самоуспокоенности и самодовольства. Критика у толкового организатора аргументирована, самостоятельна и доб­рожелательна.

Напомним и о самокритичности, без которой все цен­ные свойства организатора могут быть сведены к нулю. Отсутствие самокритичности - тормоз развития лич­ности организатора. Без критической оценки своих дейст­вий организатор рано или поздно потерпит неудачу.

Третье важное свойство - склонность к орга­низаторской работе. Склонный к организатор­ской работе человек - тот, кто возлагает на себя организаторские обязанности добровольно, без каких-либо побуждений со стороны окружающих, самостоятельно включается в организаторскую работу.

У настоящего вожака всегда есть потребность в орга­низаторской работе. Он проявляет к ней устойчивый ин­терес. Причем бескорыстно, не ожидая похвал и наград.

Как порой бывают, несправедливы одноклассники к тем, кто по собственной инициативе начинает действо­вать, организовывать ребят на полезное дело, не может остаться в стороне, когда видит, что нужна его помощь. А за спиной в это время слышится шепот: «Выскочка!», «Ему больше всех надо». Но это же хорошо, когда тако­му человеку действительно больше всех надо, хорошо, что среди нас живут такие неуспокоенные. Они неуто­мимы, они испытывают неудовлетворенность, когда об­щественной работы нет.

Разговор об особенностях способных организаторе: был бы неполон, если бы мы специально не остановились еще на одной важной стороне личности организатора. Я имею в виду направленность личности организатора.

Итак, пусть дело найдет своего организатора, а организатор свое дело.

Организатору не все возрасты покорны . Есть такие вожаки, которые одинаково хорошо действуют как co сверстниками, так и с теми, кто младше их. Однако случается, что направят в пионерский отряд хорошего организатора комсомольской работы, а вожатым он неожиданно для всех оказывается посредственным: никак не, может найти подход к ребятишкам, выбрать верный тон, понять их. Бывает и наоборот: отлично показал себя пионерский вожатый в отряде, завоевал авторитет, а выдвинули в комсорги - сник и не может проявить себя.

Оказывается, что для некоторых организаторов существует так называемая возрастная ограниченность: наиболее успешно действуют только с каким-нибудь одним возрастом.

Следует иметь в виду, что такая ограниченность не есть что-то раз и навсегда данное. Человек может рас­ширить свой диапазон влияния. Один добивается этого быстро, другой - постепенно, некоторым так и не удает­ся одинаково успешно работать как с младшими ребя­тами, так и со сверстниками.

А теперь об индивидуальности организатора. Существуют организаторы-«художникн», ор ганизаторы-«мыслители», организаторы - «практики». Наз­вания, разумеется, условные.

«Организаторы - «художники» воздействуют на других эмоциональностью речи и мимикой, «жаром души», образными картинами будущих достижений. В них много фантазии, воображения, эмоциональной приподнятости.

Организаторы - «мыслители» предпочитают действо­вать, опираясь на логику доказательств, стройность в рассуждении, стремятся найти закономерности в работе. Внешняя сторона явления отодвигается ими на второй план. Главное - найти смысл, целесообразность, увидеть разумное значе­ние дела.

Организаторы – «практики» стараются увлечь собственным примером, больше показывать, как надо делать, чем доказывать и рассказывать. Их характеризует практическая «цепкость», основательность.

Многие организаторы соединяют в себе сразу несколько форм такого воздействия в самых различных сочетаниях.

Индивидуальность организатора зависит и от его темперамента. История знает много фактов влияния темперамента организатора на своеобразие его деятель­ности.

Например, для организаторского «почерка» великого полководца А. В. Суворова характерна стремительность действий, высокая подвижность, вспыльчивость, прямоли­нейность в суждениях и отношениях с людьми, решитель­ность. Он был человеком холерического темперамента с некоторым чертами сангвиника. Молодой офицер, служивший у А. В. Суворова, впоследствии выдающийся военачальник М. И. Кутузов обладал явно флегматическим темпераментом с его уравновешенностью, неторопливостью, выдержанностью в трудной обстановке. Очевидно несходство стилей организаторской деятельности не помешало каждому добиться выдающихся успехов в военном деле.

В жизни и работе необходима всегда поправка на ин­дивидуальность организатора. Бывает так, что организатор-холерик начинает требовать от исполнителей такой же стремительности, с какой привык действовать сам, и этим вызывает нервозную обстановку в коллективе.

В другом случае, когда требуется оперативность, быстрота, организатор-флегматик может проявлять излишнюю осторожность, расчетливость, медлительность и этим помешать достижению результата. Там, где организатор-сангвиник передает свой опыт флегматику, а тот начи­нает его копировать буквально, - результативность деятельности может не возрасти, а, наоборот, снизиться. Каждый должен знать как преимущества, так и недостатки своего личного «почерка» работы, исходить из реальных возможностей.

Часто при выдвижении старшеклассников в органы самоуправления они выражают сомнение в своих возможностях. Некоторые делают это искренне, другие - скорее для формы, в душе веря, что справятся (в этом их часто убеждают товарищи, перечисляя на собрании дос­тоинства), третьи исходят из того простого и древнего принципа, что «не боги горшки обжигают».

Рассказать друзьям