Проектная деятельность как средство реализации фгос в доу. Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.Готовые проекты в детском саду Фгос до проектная деятельность

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Организация проектной деятельности в ДОУ по ФГОС

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла - с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция:
    −частичная интеграция;
    −полная интеграция;
  • метод проектов:
    −форма организации образовательного пространства;
    −метод развития творческого познавательного мышления.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

  1. по составу участников;
  2. по целевой установке;
  3. по тематике;
  4. по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  • исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте - это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте - это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь можно использовать следующие формы работы:

Консультации по темам:

  • «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
  • «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
  • «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

Семинары-практикумы:

  • «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
  • «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
  • «Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
  • «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
  • «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

Примерные проекты в ДОУ в работе с кадрами:

  1. «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
  2. «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
  3. «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
  4. «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
  5. «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
  6. «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
  7. проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
  8. дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
  9. социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. приобщать детей к процессу познания;
  3. формировать различные представления;
  4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  1. формирование эмоциональной заинтересованности;
  2. знакомство с предметами и действиями с ними;
  3. развитие мышления и воображения;
  4. речевое развитие.
  1. осознание поставленной цели;
  2. овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4. поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности.

Физическое развитие:

  • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
  • формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

социальное развитие:

  • формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);

познавательное развитие:

  • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
  • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

эстетическое развитие:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
  • овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

  1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  2. развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;
  3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. потребности в создании собственной картины мира;
  3. навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. выявить проблему;
  2. самостоятельно искать нужное решение;
  3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности.

Социальное развитие:

  • развитие самопознания и положительной самооценки;
  • овладение способами внеситуативно-личностного общения;
  • высокий уровень коммуникативной компетентности;
  • осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

Физическое развитие:

  • развитие осознанного отношения к своему здоровью;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

Познавательное развитие:

  • систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
  • развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

Эстетическое развитие:

  • углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
  • овладение различными видами худ. деятельности;
  • развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).

Ольга Кнутова

Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основной целью которого является развитием творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности . Наиболее активной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников, является в наши дни метод проектов .

Метод проектов актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Слово «проект » происходит от латинского слова «projects», что означает «брошенный вперед» , выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает «путь исследования» .

Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века – П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, Вввв. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова. Затем во второй половине 30-х годов, наряду с передовыми идеями М. Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов активно используется в практике детских садов .

Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность » , так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении . Педагог представлял обучающий процесс, как ряд опытов . Знания, полученные в процессе одного опыта , развивали и обогащали последующий опыт .

Ряд ученых (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.) рассматривают проектную деятельность , как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа , имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема , для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в единое целое.

Проектная деятельность - это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта , становятся достоянием их личного опыта . Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно- ориентировочным и деятельностным подходами .

Типологии проектов в ДОУ :

По количеству участников :

Индивидуальные;

Групповые.

По продолжительности :

Краткосрочные (1-4 недели) ;

Среднесрочные (1-3 месяца) ;

Долгосрочные (полугодие, учебный год) .

Монопроекты (ода образовательная область) ;

Интегративные (две и более образовательные области) .

По доминирующему виду проектной деятельности ;

Информационные;

Исследовательские;

Творческие;

Практико –ориентировочные и т. д.

Виды проектов в ДОУ (по Т. В. Фуряевой) :

Исследовательско-познавательные (старший возраст) :

Совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самостоятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений и т. д.

Игровые (младший возраст) :

Использование элементов творческих игр с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем.

Информационно- практико-ориентированные (средний возраст) :

Сбор информации и ее реализации (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей , составление планов и схем, картотек и др.)

Творческие (младший возраст) :

Оформление результата деятельности в виде праздников , театральных представлений, презентаций продуктов совместного труда.

Досуговые :

Спортивные и развлекательные мероприятия.

Комплексные :

Смешанные типы по предметно- содержательному наполнению.

Этапы работы над проектом :

1. Целеполагание : Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. В результате совместного обсуждения выявляется гипотеза, которую взрослый предлагает подтвердить в процессе поисковой деятельности .

2. Разработка проекта : Составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели ).

3. Выполнение проекта : Практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Педагог оказывает необходимую практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта .

4. Подведение итогов : Определение задач для новых проектов .

5. Презентация : Демонстрация достижений, продуктов детской деятельности .

Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.

Работая над проектами , я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка :

Творческое начало, воображение, изобретательность;

Способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;

Способность ставить проблемы и находить их решение;

Неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками имеет свою специфику : мне необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект , при этом стараюсь не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители, которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

Привлекая родителей к работе над проектом , я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта , расширения возможностей реализации проекта . Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.

И более подробно я хочу рассказать о тех проектах , которые были проведены в нашей группе.

Наиболее интересным из последних проектов я считаю краткосрочный проект «Азбука доброты» .

Вид проекта : познавательный.

Тип проекта : групповой, краткосрочный (2 недели) .

Срок реализации проекта : (05.12 – 16.12)

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность :

Актуальность проекта обусловлена необходимостью дружеских взаимоотношений, развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Анализ работы детского сада показывает , что воспитание детей сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. По результатам диагностики, опроса родителей выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности.

Цель проекта : Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплоченности коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи проекта :

Узнать значение слова «доброта» (с помощью взрослых, просмотреть значение слова в

справочниках);

Выяснить, как стать добрым (с помощью взрослых, наблюдать за тем, как люди проявляют доброту) ;

Развивать представление о добре и зле;

Воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.

В процессе проекта , выявить основные правила доброты;

Познакомиться с художественной литературой, пословицами и поговорками о доброте;

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;

Воспитывать уважения к окружающим людям, воспитывать нравственные качества : доброту, уважение, милосердие;

Уточнять знания об этикете, закреплять правила вежливого общения;

Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказать помощь братьям нашим меньшим.

Предполагаемые результаты :

Дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости;

Снижение детской конфликтности , налаживание дружеских взаимоотношений между детьми;

Создание благоприятной психологической атмосферы в группе;

У детей сформировано заботливое отношение к членам своей семьи; оказывают посильную помощь;

Уважительно относятся к людям пожилого возраста;

Бережно относятся к живой и неживой природе;

Могут составить рассказ о добром поступке.

Предварительная работа :

Провести родительское собрание на тему :

«Семья» . Предложить родителям совместно с детьми придумать и сделать герб своей семьи. Дать объяснение символике.

Предложить каждой семье принять участие в общесадовом конкурсе на лучшую кормушку для птиц;

Провести беседу с родителями на тему «Добрый поступок моей семьи» . Дать задание вспомнить, обсудить с детьми и вместе написать краткий рассказ на заданную тему.

Правила доброты :

Помогайте маме нести тяжелую сумку;

Защищайте девочек и маленьких детей;

Не бойтесь предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается;

не допускайте грубости;

Старайтесь во всем помочь ближнему;

Помогайте слабым, больным;

Учитесь добру у других;

Уступайте место в автобусе пожилым людям;

Будьте добрыми и милосердными людьми;

Относитесь к людям так, как хотели, чтобы они относились к вам.

Познавательное развитие :

Беседы :

- «Что значит быть добрым?» , «Беседа о добрых делах и поступках» , «Давайте никогда не ссориться!» , «Как мы можем позаботиться о старших?» , «Как помочь птицам зимой?» .

Просмотр мультфильмов :

- «Добро пожаловать» , «Как ослик счастье искал» , «Кошкин дом» .

Дидактические игры :

- «Хорошо – плохо» , «Оцени поступок» .

Дидактические упражнения :

- «Если кто-то заболел» , «Подари улыбку» .

Социально-коммуникативное развитие :

Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу» .

Ситуативный разговор «Мы любим делиться» , «Мы – защитники малышей» ;

Драматизация сказки «Два жадных медвежонка» , кукольный театр «Заюшкина избушка» ;

- С. р. игры : «Семья» , «К нам пришли гости» ;

Игры с телефоном (любая тема) : вежливое обращение;

ИОС «Вручи подарок» ;

Д. и. «Волшебная шляпа» ;

Ремонт книг «Книжкина больничка» ;

Дежурство по столовой (взаимопомощь) ;

Помощь дворнику в уборке снега на участке д. сада;

Помощь в уходе за комнатными растениями в группе.

Речевое развитие :

- Речевые игры : «Мост дружбы» , «Добрые и вежливые слова» , «Добрые приветствия» , «Душевный разговор» ;

Рассказы детей о добром поступке, который совершил ребенок или члены его семьи;

Чтение художественной литературы :

М. Пляцковский «Урок дружбы» , «Настоящий друг» ; Э. Шим «Брат и младшая сестра» , «Умей обождать» ; Я. Аким «Жадина» ; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» ; Е. Серов «Добрый великан» ; Н. Осеева «Плохо» , «Добрые слова» ; Т. Пономарева «Хитрое яблоко» ; Н. Юсупов «Простите» ; Е. Благинина «Подарок» .

- Стихи для заучивания :

Е. Алябьева «Добрым быть приятно» , А. Яшин «Покормите птиц зимой» .

Заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о добре.

Физическое развитие :

Подвижные игры :

- «Веселые Смешарики» , «Ловишки» . «Веселые старты» ;

Пальчиковые игры :

- «Дружные ребята» . «В гости» .

Художественно-эстетическое развитие :

Прослушивание песен о дружбе, друге : «Улыбка» , «Есть у солнышка дружок» ;

- «Новогодняя открытка для дедушек и бабушек дома престарелых» ;

- «Нарисуй улыбку» ;

Изготовление эко кормушек.

Изготовление плаката «Наши добрые дела» .

Этот проект заинтересовал , как детей, так и родителей, которые с удовольствием помогли в нашей работе .

Иногда, для большей заинтересованности детей к проекту , я привлекала не только родителей, но и людей со стороны, которые могли в наибольшей мере раскрыть ту или иную тему. Так в проекте «Правила дорожной безопасности» на родительском собрании выступил инспектор ПДД. А игры по ПДД провел майор нашей ракетной дивизии. Родители и дети были очень заинтересованы.



А это приглашенный ансамбль к проекту «Народные праздники» . Дети по настоящему были вовлечены в ауру народных праздников, водили хороводы, слушали народные песни, играли в игры давно минувших лет, смогли рассмотреть такие музыкальные инструменты, как гусли и домра.

Очень часто в своей работе я использую исследовательский вид проектной деятельности . Исследовательский проект , как правило, носит индивидуальный характер. Реализация проекта включает в себя 4 этапа.

Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Этап заканчивается формулировкой вопроса (Почему в холодильнике холодно? Можно ли приручить мышь? Для чего нужен зоопарк? и др.)

На втором этапе ребенок приступает к реализации проекта , то есть отвечает на поставленный вопрос. Для младших детей основным способом получения ответа является опрос членов семьи и других взрослых. Дети постарше могут вместе с родителями искать информацию в энциклопедиях, интернете, телевизионной передаче и т. д.

Результаты исследовательского проекта заносятся в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования.

Без помощи родителей ребенку не обойтись, так как он не сможет самостоятельно оформить альбом и сделать записи. Но родители должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребенка и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта .

Третий этап – презентация проекта . Он имеет большую значимость для социального развития ребенка : рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы.

Четвертый этап. После презентации работа с проектами не заканчивается . Можно организовать выставку проектов ; придумать различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами .

Примером исследовательского проекта хочу представить проект своего воспитанника Саргана Саши на тему «Почему нельзя есть много конфет?»

Результаты работы показывают , что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности .

Светлана Сидорова
Образец написания проекта для воспитателей ДОУ

I. Введение…

2. Актуальность проекта…

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…

4. Аннотация проекта …

5. Этапы реализации проекта программы…

6. План мероприятий …

7. Ресурсы …

8. Риски и пути преодоления рисков …

9. Выводы …

10. Литература ….

Введение

свой ТЕКСТ

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - ….

Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия …., предметом деятельности является процесс …

2. Актуальность создания проекта

свой ТЕКСТ

Именно поэтому актуально становится разработка проекта …

Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности (описать какие….

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Стратегическая цель : создание благоприятных условий для …

Тактические цели

1. Создать …

2. Сформировать ….

3. Организовать …

Ожидаемые результаты

4. Аннотация

свой ТЕКСТ

В основу данного проекта положены следующие идеи :

В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения :

ВЫБРАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЛЯ ПРОЕКТА

Принцип развивающего образования , целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

Единство воспитательных , развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников , спецификой и возможностями образовательных областей ;

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности , но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования ;

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования .

Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает :

Признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

Признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

Уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса .

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования , начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Пути решения проекта :

ВЫБРАТЬ НУЖНОЕ

Обдумать «образ будущего » , представить модель того, что собираются создавать;

Учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

Разработать систему реализации идей на основе реальной

практики и возможностей конкретного ДОУ;

Оценить риски реализации проекта .

5. Этапы реализации проекта программы

Реализация проекта рассчитана на __ недели : с «_» ___ по «_» ___

№ п/п Этапы Цель Сроки

1. Подготовительно-проектировочный этап

2. Практический этап

3. Обобщающе - результативный этап

6. План мероприятий

№ п/п Название мероприятий Сроки Ответственные

1 этап - Подготовительно-проектировочный этап

2 этап - Практический этап

3 этап - Обобщающе - результативный этап

7. Ресурсное обеспечение программы

Нормативно-правовые ресурсы

Закон РФ «Об образовании »

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования » от 5.07.2001

УСТАВ ДОУ

СанПиНы 2.4.1.2660-10

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

Закон Российской Федерации «Об образовании » в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 .11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ».

Кадровые ресурсы

Для работы в проекте привлекаются … .

По образовательному цензу коллектив проекта выглядит следующим образом :

Всего педагогов Высшее образование Средне специальное образование Неоконченное высшее образование Неспециалисты

Таким образом , образовательный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне.

По возрастному цензу :

До 30 лет До 40 лет До 50 лет Более 50

По стажу педагогической деятельности :

До 5 лет До 10 дет До 15 лет До 25 лет Более

Таким образом , профессиональный уровень педагога (ов) достаточно высок.

Информационные ресурсы

Учебно-методические ресурсы :

Фонд методического кабинета :

Библиотека;

Игротека;

Аудиотека;

Фонотека.

Материально-технические ресурсы :…

Финансовые ресурсы

Финансирование проекта производится… .

Объект финансирования проекта

Вся финансово-экономическая деятельность направлена на реализацию данного проекта ВЫБРАТЬ НЕОБХОДИМОЕ

№ п/п Наименование мероприятий Ориентировочная стоимость

1 Приобретение :

Примерных основных программ дошкольного образования ;

Методического обеспечения программ;

Литература по внедрению ФГОС в ДО 1 000 рублей

2 Приобрести :

Бумагу «Снегурочка» ;

Принтер;

Файлы. 4 000 рублей

3 Научное консультирование 500 рублей

4 Ресурсы сети Интернет 900 рублей

5 Подписка на СМИ :

Газета «Дошкольное образование » , Издательский дом «Первое сентября» ;

Журнал «Дошкольное воспитание » ;

Журнал «Обруч» . 2 500 рублей

ИТОГО 8 900 рублей

Критерии оценивания проекта

ВЫБРАТЬ НЕОБХОДИМОЕ

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу ).

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

4. Пополнение и улучшение МТБ на основе сравнения МТБ на начало и конец года.

5. Отсроченный результат : успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.

8. Риски и пути преодоления рисков

Риски Пути преодоления рисков

9. Выводы :

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства. ….

свой ТЕКСТ

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только ….,но и дадут толчок для развития….

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС ДО

Надо отметить, что проектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает важное место в деятельности педагогов. Проектной деятельности дошкольников посвящено много внимания и обсуждений. Когда внедрялся стандарт начального образования с 2007 года, именно проектный метод обучения был взят за основу учителями начальной школы. Для дошкольного возраста в ДОУ метод проектов можно тоже рассматривать как один из наиболее эффективных форм организации совместной деятельности детей и взрослых. Познавательно-исследовательская деятельность определена во ФГОС (п.2.7) как сквозной механизм развития ребенка.

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС

Проектный метод – не новое явление. Поднимите историю – и вы увидите, что еще в 1880-х годах была создана проектная система обучения. Суть ее сводилась к тому, что дети вместе с педагогом выполняют совместный проект проектной деятельности в ДОУ, включаясь таким образом в реальную действительность, а не оторванную. Именно тогда было выделено 4 вида проектов: созидательный, потребительский – это изготовление каких-то предметов для своих нужд, проблемный (разрешение проблемы) и проект-упражнения. Эта технология уже в 20-х годах нашего века была разработана группой авторов как метод проектов, который в 30-е годы в России уже широко использовался. Прежде чем говорить о методе проектов в ДОУ, важно помнить, что в основе всегда лежат теоретические позиции проектной деятельности в ДОУ. В основе должен быть ребенок. Это значит, ему должно быть интересно. Темы проектов в ДОУ могут идти не только от взрослого, а прежде всего от ребенка – что ему интересно узнать. Кроме того, для развития детей ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155), предполагает поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности в ДОУ по ФГОС, в т. ч. проектной.

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС: партнерская деятельность взрослого с дошкольниками

Когда мы говорим о проектной деятельности в ДОУ по ФГОС, нужно обязательно помнить, что в проектной деятельности с дошкольниками позиция воспитателя меняется, и он становится партнером для детей. Партнерская деятельность взрослого с детьми должна строиться на очень содержательном моменте: на чтении художественной литературы, на игре, на продуктивной деятельности, на познавательно-исследовательской деятельности, – но воспитатель все делает вместе с детьми. Нужно всегда обращать внимание на 4 основных позиций, при которых воспитатель становится партнером для ребенка. 1) Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Воспитатель вместе с детьми сидит за столом и вместе с ними рисует, режет, клеит. Это не позиция учителя, который показал приемы и отошел в сторону. 2) Второе условие – это добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения. Встречается позиция воспитателя: «Та-а-ак, все-все подошли ко мне! Сейчас мы с вами будем строить из кубиков мост» – такой позиции не должно быть. Воспитатель должна придумать такой оборот в своей речи, чтобы дошкольникам захотелось присоединиться к проектной деятельности: «Ой, посмотрите какой большой ручеек течет у нас на участке! Маленький Мишутка не может переправиться. Построим мостик вместе! Кто хочет мне помочь?» И тогда – сколько детей подошли, столько и будут строить. Если воспитатель еще что-то подскажет, тогда присоединятся и другие. 3) Третья позиция – свободное общение, перемещение ребенка во время деятельности. «Пойди/возьми/принеси/а где у нас лежит?/а давайте вместе подумаем...» – это не обязательно за столами, как в школе: детский сад должен потихонечку отходить от классно-урочной системы. Последние годы мы посадили детей за столы, они еще 11 лет в школе засидятся за партами, поэтому проектная деятельность дошкольников должна быть организована и на полу, если им это интересно, и за столом, и объединение детей в другом пространстве. Кстати, теперь в период бодрствования детей допускается использовать спальни для организации игровой и образовательной деятельности, поэтому пространство расширяется (наконец-то, СанПиН разрешили использовать спальни вовремя, когда не проводится сон!) Если кровати еще и сдвигаются – есть такие комплекты – то пространство еще более увеличивается. 4) Четвертая позиция партнерских отношений (партнерской деятельности дошкольника) – открытый временной конец занятия или игры, когда каждый работает в своем темпе. «Индивидуальный темп работы над проектом» – обеспечивает каждому ребенку свой уровень и этапы освоения какой-то образовательной области.

Что может называться проектной деятельностью в детском саду по ФГОС?

По словам Л.В.Свирской, «...под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр»3. Она уловила ту ошибку, которую совершают многие педагоги. Хотелось бы напомнить, что любой проект должен разворачиваться в проблемной ситуации. Проблемная ситуация может быть сформулирована как взрослым, воспитателем, так и самим ребенком. Он приходит и спрашивает: «Почему с неба идет дождь/ветер? Откуда он берется?» – тогда эта проблемная ситуация разворачивается, и воспитатель организует непосредственную деятельность. Не все можно назвать проектом, не все темы проектной деятельности в ДОУ подходят. Не любую совместную деятельность педагога и детей, связанную с определенной темой, можно перевести в рамки проектной деятельности. Для проекта выбираем только ту ситуацию, которая не может быть решена прямым действием, например, «пойду и почитаю им про это книжку». Авторы пособия «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, обозначили формулировку: «Проектная деятельность предполагает разные формы активности детей в зависимости от замысла», «в ходе проектной деятельности в ДОУ дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный путь решения». Воспитатель должна понимать, что это действительно сложно организуемый процесс, не каждый педагог готов к его организации. Важна позиция, что участники проектной деятельности в ДОУ должны захотеть это узнать или быть мотивированы. Здесь даже простого интереса не достаточно. Педагоги часто наблюдают, как быстро пропадает интерес у ребенка: он спросил что-то – и интерес пропадает. Нужно уметь подогревать этот интерес, чтобы дети активно участвовали, становились авторами идей – тем проектов в ДОУ. Воспитатель включается в исследование только в том случае, если все это поэтапно продумано.

Темы проектной деятельности в детском саду по ФГОС Творческая группа старших воспитателей семейных детских садов обобщили наработанный материал и издали книгу «Организация проектной деятельности в детском саду», где вы сможете найти великолепные проекты, готовые сценарии. Например, такие темы проектов в ДОУ: «Я и мое настроение», «Расту здоровым в Стране здоровья», «Семейный театр», «Гость на порог – радость в дом», «Ложка – царица стола», «Елочка-красавица» и т.д. Любой проект в проектной деятельности в ДОУ дошкольников должен создаваться и планироваться воспитателем заранее. Например, проект «Расту здоровым в Стране здоровья» – это исследовательский творческий проект, по срокам он – долгосрочный. Цель проекта – обеспечение детей необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих укреплять свое здоровье, сохранять его. В ходе этого проекта проводились очень интересные тематические дни: «Здоровое питание», «Гигиенические правила, которые ты должен соблюдать», «Моя здоровая семья» (приглашались родители вместе с детьми и создавался целый литературный праздник). Рекомендуем педагогам образовательных организаций активно внедрять проектную деятельность дошкольников в образовательную деятельность с детьми. СанПин 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 Лидия Свирская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Новгородского института развития образования Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. (Работаем по ФГОС дошкольного образования). Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Основы реализации проектной деятельности дошкольников

Проектная деятельность подразумевает личные формы активности детей на разных этапах реализации замысла, поэтому она должна рассматриваться вне традиционной сетки занятий в детском саду. Проект предполагает тщательное продумывание каждой мелочи от начала до конца в соответствии с определенными концептуальными основами. Проектная деятельность основывается на нескольких теоретических позициях: в центре внимания находится ребенок, а не тема или условия; индивидуальный темп работы позволяет каждому ребенку выйти на уровень собственного успеха; усвоение базовых знаний происходит за счет их универсального использования в разных ситуациях. Актуальность использования проектной деятельности обусловлена тем, что у каждого ребенка есть явные или скрытые возможности, в каждом возрасте – сензитивные периоды. Дети стремятся получить новые знания, вникнуть в суть предметов и явлений окружающего мира. Так, ребенок может сломать только что купленную игрушку, чтобы посмотреть, как она устроена. И это нужно учитывать при организации проектной деятельности. В основе любого проекта лежит предоставление ребенку возможности быть исследователем, преобразователем, экспериментатором. При этом должны быть созданы такие условия, в которых он получает удовлетворение от своей деятельности. Выделяют три основные вида проектной деятельности: творческая, исследовательская, нормативная.

Исследовательская проектная деятельность дошкольников

Целью исследовательской проектной деятельности является получение ответа на вопросы: «Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?». В ходе проектной деятельности ребенок не просто усваивает то, что ему рассказывает воспитатель, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия, в которых ребенок сам получает ответ на свой вопрос. Исследовательская проектная деятельность дошкольников зачастую носит индивидуальный характер, предполагает вовлечение ближайшего окружения ребенка (семьи, друзей) в сферу его интересов. Такое исследование может проводиться с маленькой подгруппой и предполагает определенные этапы. В ходе первого этапа создается ситуация, в которой у ребенка возникает вопрос: «Что я хочу узнать?». Второй этап предполагает активное включение ребенка в проектную деятельность, проведение экспериментов и пр. Третий этап – защита проекта, в ходе которой ребенок демонстрирует результаты своей работы, показывает, как он понял тему. На заключительном четвертом этапе воспитатель предлагает различные задания, интеллектуальные игры для систематизации и закрепления материала, организовывает выставку.

Т ворческая проектная деятельность дошкольников

Особенность творческого проекта – его, как правило, долгосрочный и коллективный характер. Каждый ребенок может выдвигать собственную идею, и все дети выполняют часть общей работы с коллективным результатом. Творческая проектная деятельность дошкольников также может быть разделена на несколько этапов. Первый этап – это подготовка, обсуждение, выбор темы. На втором этапе происходит выбор мотивов участия детей, ведь в проекте могут участвовать не все дети группы. Третий этап предполагает, что дети высказывают идеи относительно реализации проекта, обсуждают ход работы, делают наброски. Этот этап самый трудный для детей-дошкольников, так как нужно уметь правильно коммуницировать, обосновывать и доказывать свою позицию. Здесь воспитатель не может принимать чью-либо сторону, а должен позволить детям самостоятельно прийти к общей позиции. Это будет способствовать преодолению эгоцентризма и выходу на новый уровень коммуникативного и интеллектуального развития. Четвертый этап – реализация замысла общими усилиями. На пятом этапе происходит презентация, в ней участвуют не все дети, а часть, которая представляет результат коллективной работы.

Нормативная проектная деятельность дошкольников

Нормативные проекты предполагают, что дети сами создают систему правил и норм поведения в группе, детском саду. Они определяют, как себя вести в умывальной комнате, раздевалке и пр. Такие проекты направлены на решение воспитательных задач, но реализовываются детьми. Когда ребенок поступает в детский сад, в нем уже существует ряд правил, среди которых можно выделить три группы: запрещающие; позитивно нормирующие; поддерживающие инициативу ребенка по созданию новой нормы. Каковы этапы нормативной проектной деятельности дошкольников? На первом этапе педагог определяет ситуации, или даже инициирует варианты поведения, показывает, какие последствия могут возникнуть. То есть проводятся беседы на этические темы. Здесь уместно вспомнить беседы-занятия Дуровой Н. В. На втором этапе воспитатель просит смоделировать нежелательные последствия. Третий этап – обсуждение правил, в результате которого появляется книга или альбом с правилами. Примером могут быть проекты «Как вести себя во время игры», «Как пользоваться ножницами» и пр. Такие проекты могут реализовываться во всех возрастных группах. При реализации проектной деятельности дошкольников педагогу не следует ускорять переход к практической части. Некоторые проекты могут растянуться на несколько дней или недель. При этом можно задействовать не только группу детей, но также подключать родителей. Например, проект «Родословная моей семьи», «Семейное чтение», «Семейный театр», «Гостеприимство: гость на порог – радость в дом» и т.д. Подводя итог, можно отметить, что актуальность проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширять социально-познавательное пространство детей, развивать их творческую активность, общие интеллектуальные способности, формировать познавательную мотивацию. Поэтому проектную деятельность нужно обязательно включать в образовательную программу так часто, как это будет целесообразно и удобно.

Перед педагогическим коллективом стоит важная задача: выпустить в школу любознательных и активных детей, поэтому воспитатели пишут различные программы по установленным стандартом. Также они осуществляют проектную деятельность в детском саду по ФГОС.

Что такое ФГОС?

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС - это взаимодействие педагогов, детей и их родителей. В результате совместной работы у детей развиваются познавательные способности и творческое мышление. Ребята учатся самостоятельно искать информацию и применять ее на практике.

Когда речь идет о проектной , воспитатель должен помнить, что для ребенка он становится равным партнером. Чтобы создать доверительные отношения, педагогу нужно соблюдать определенные условия.

  1. Воспитатель делает задания вместе с детьми - так он дает понять, что они находятся на одном уровне. Взрослый-учитель просто показывает приемы и наблюдает за деятельностью детей.
  2. Ребенок должен принимать участие в занятиях добровольно. Задача воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своей деятельностью.
  3. Свободное перемещение ребят во время занятий.
  4. Работа над проектом в индивидуальном темпе.

Как реализуется

Проектная деятельность в д/саду рассматривается вне традиционной сетки занятий. Каждый проект требует тщательного планирования и продумывания деталей. Проектная деятельность в детском саду по ФГОС базируется на следующих теоретических принципах:

  • основное внимание уделяется ребенку;
  • соблюдается индивидуальный темп работы детей, благодаря чему каждый может достигнуть успеха;
  • базовые знания усваиваются легче из-за своей универсальности.

Почему проектная деятельность в дет. саду является всегда актуальной? Потому что у каждого малыша есть свои явные и скрытые особенности, а в каждом возрасте - сензитивные периоды. Данное направление позволяет это все учесть и создать необходимые условия для максимальной реализации детских возможностей.

Виды проектной деятельности в саду

  • Исследовательская. Основная цель в данном направлении - поиск ответов на вопросы: "почему", "как" и т. д. Дошкольник не просто слушает то, что говорит ему воспитатель, но и сам становится исследователем и пытается найти ответ на вопрос. Задача воспитателя - создать условия для самостоятельного поиска ребенком ответов.

Далее дошкольник включается в проектную деятельность и вместе с педагогом проводит эксперименты и т. д. Затем малыш демонстрирует результат своей исследовательской деятельности и рассказывает, как он понял тему. Воспитатель также предлагает интеллектуальные игры для закрепления изученного материала.

    Творческая. Особенность этого вида проектной деятельности в детском саду по ФГОС - это продолжительность по времени и коллективный характер. На начальном этапе происходит обсуждение и выбор темы, далее воспитатель ищет способы мотивации, чтобы каждый ребенок принял участие в работе.

Самым сложным в творческом подходе является этап, на котором дети пытаются прийти к общему решению, потому что дошкольникам еще трудно донести друг до друга свою точку зрения. Воспитатель не должен становиться на чью-то сторону, он должен дать детям возможность прийти к самостоятельному решению.

Это поможет детям преодолеть эгоцентризм и выйти на новый уровень коммуникации. Далее происходит реализация замысла и его презентация. Показывают результат не все дети, а избранные представители, которые расскажут о ходе работы.

  • Нормативная. Проектная деятельность в детском саду по ФГОС в данном направлении подразумевает то, что дети самостоятельно создают систему правил и норм в группе. Данные проекты помогают решить но реализовываются исключительно детьми.

Конечно, это не означает, что педагог не контролирует процесс создания правил. Вначале воспитатель проводит с детьми этические беседы, в ходе которых формируется необходимое поведение. Затем проводится обсуждение неблагоприятных последствий, и только потом формируются правила группы.

Вывод

Подводя итог, можно сказать, что необходимость проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширить поле для детского исследования. Она развивает не только интеллектуальные, но и коммуникативные навыки не только детей, но и взрослых, поэтому для большей эффективности проектная деятельность включена в образовательную программу.

Рассказать друзьям