Как открыть свое дело художнику. Инвентарь и материалы. Преимущества онлайн-курсов рисования

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Решаются очень многие. И абсолютное большинство начинающих предпринимателей склоняются к варианту торговли теми или иными товарами и услугами. Это может быть открытие какого-либо магазина, продовольственного или магазина одежды, хозяйственных или строительных товаров. Данный вариант предполагает получение практически мгновенной прибыли и быстрых темпов окупаемости вложенных средств, однако и конкуренция здесь представляет собой очень и очень серьезную силу. Ведь сети продовольственных магазинов располагаются повсюду и удивить чем-то своих покупателей, новоиспеченный магазин продуктов вряд ли сможет. А вот открыть бизнес, связанный с чем-то менее банальным, например, с искусством, может стать весьма прибыльным и, что более важно, уникальным. Особенно если открыть его в том городке, где для представления зрителям произведений искусства до сих пор пользуются помещениями домов культуры или кинотеатров.

Самым удачным будет вариант открытия галереи. Подобный бизнес появился в России не так давно - прошло едва ли 20 лет с открытия первых частных галерей в Москве и сейчас некоторые из них очень даже уверенно чувствуют себя не только на отечественном, но и на международном уровне. В начале двадцатого века на данный вид частного предпринимательства обратило внимание очень даже много людей. Но в этом случае важно не только наличие материальных средств, составляющих стартовый капитал, важно еще и понимать суть этого, простого, на первый взгляд, предприятия. Как и любое другое важное дело, открытие галереи требует тщательного и ответственного подхода. И самым главным на данном этапе станет бизнес план галереи. Который будет определять весь ход дел, связанных с открытием и функционированием, плюс сделает возможным произвести фундаментальные финансовые подсчеты.

Галерея может быть художественной или декоративно-прикладного искусства.

Пример успешного открытия художественной галереи

“Ателье Карась” - галерея, открывшаяся в 1995 г. Однако, идею создания частной галереи в семье руководителя, Евгения Карася, начали обсуждать еще раньше - в 1986 г. Так как семья Карасей полностью состояла из людей, занимающихся изобразительным искусством и живописью, им не составило бы большого труда организовать эффективное функционирование такого рода культурного заведения. Местом расположения галереи была взята студия, которую родителям Евгения предоставил Союз художников. Она располагалась на первом этаже здания и ее площадь исчислялась аж в 200 кв. м. Тут на протяжении 8 лет были личная мастерская художников Карасей. И именно здесь им всем так хотелось создать территорию художественной жизни, наполненную уникальными экспонатами и, конечно же, единомышленниками, в этом плане.

Вернуться к оглавлению

Начало бизнеса в искусстве

Несмотря на то, что у семьи имелась достаточно большая рабочая территория, для создания пространства под галерею был проведен грандиозный ремонт. После этого, а, скорее даже параллельно этому процессу Евгений Карась, будучи начинающим галеристом, вплоть до 1995 г. занимался накоплением знаний, касающихся области современного изобразительного искусства. Он активно изучал положение дел в изобразительном искусстве стран ближнего - Украины, России, и дальнего зарубежья - Европы, Соединенных Штатов, Канады, и т.д. Затем был нелегкий выбор темы первоначальной экспозиции, но решение представлять публике произведения украинских художников было принято единогласно. И подошел период более тщательного исследования ситуации с украинским искусством. Изучению подвергались художественные направления современного творчества, инфраструктуры, рейтинги. Более того, Евгению приходилось, как начинающему в этой сфере, бизнесмену, изучать круг общения и фамилии потенциальных посетителей, спонсоров и тому подобное.

Совместно с набранным коллективом работников галереи начался процесс формирования базы данных: собиралась информация о художниках, рассматривались фотографии их творческих работ, набирались искусствоведческие тексты и критика. Позже был составлен список наиболее интересных для публики, и сильных, с точки зрения профессиональных мастеров, художников. Разработанные выставочные программы стали рассылать тем художникам, работы которых желали видеть в стенах готовящейся к открытию галереи.

Подобный план работ по подготовке частной галереи, как рассказывает Евгений Карась, ему помог составить, а затем реализовать опыт зарубежных специалистов, которые уже имели положительные успехи в данном бизнесе. Никакой специальной литературы по этой теме он не читал. Да и читать-то было нечего. Тогда, в конце двадцатого века, все это было в новинку. И учиться приходилось не в институтах менеджмента и бизнеса и не на курсах, потому что их в нашей стране еще не было. Все приходилось постигать самостоятельно, на ходу создавать какие-то креативные идеи, которые в итоге стали основами для вновь открывающихся частных галерей России.

Описанные выше особенности открытия галереи можно вкратце вынести в главный совет начинающим единомышленникам - будет лучше, если здание галереи расположить в центре города. Общая площадь ее помещений не должна превышать 200 - 250 кв. м. Данная цифра берется из следующих расчетов: выставочный зал будет достаточно разместить в помещении, площадью 80-100 кв. м, под офис можно отнести - 15-20 кв. м. от все пощади галереи, нельзя забывать о помещении для хранения работ. Которое может расположиться на 30-50 кв. м. Под технические помещения тоже стоит выделить хотя бы 50 кв. м, на которых будет храниться оборудование и т.д. Однако некоторые галереи располагаются всего лишь на 25 кв. м и весьма неплохо существуют.

Вернуться к оглавлению

Подбор персонала работников галереи

В постоянный штат галереи средних размеров, такой как, “Ателье Карась”, потребуется не больше 5-6 человек: галерист или руководитель, пресс-секретарь, куратор, консультант, экспозиционер и программист.

Главную роль, конечно же, во всем процессе открытия частной галереи, дальнейшей подготовки экспозиций и т.д, играет галерист, вкус которого, его позиция помогают сделать ставку на те или иные произведения искусства, которые будут правильно восприняты публикой. Именно он создает имидж культурного заведения. Только он решает, с какими авторами ему стоит работать, а с какими нет, то же самое касается и наемных рабочих. Его решением определяется, искусство какого жанра и эпохи возможно выставлять в его галереи, а какое нет. Как показывает практика, галеристу вовсе не должен быть профессиональным художником. Ему достаточно поверхностно разбираться в таком виде искусства, как живопись и, конечно же, он должен любить его. Более того, в современных высших учебных заведениях стран СНГ и России, готовят профессиональных арт-менеджеров, которые, как планируется будут прекрасно справляться с руководством культурных предприятий.

Вторым, по значимости, за галеристом в списке персонала этого проекта идет куратор. Он является инициатором проведения той или иной выставки, организовывает ее и, в конце концов, проводит. Этот человек должен знать все до самой, казалось бы, незначительной, мелочи, которая может всплыть во время подготовки экспозиции. Особо ценным будет тот куратор, у которого есть высшее художественное образование и способность к ведению и подготовки сразу нескольких выставочных проектов.

Третье место занимает экспозиционер, который занимается развешивание картин в выставочном зале. Конечно же, он не делает это собственноручно, со стремянкой наперевес. Он планирует то, в каком зале должна висеть та или иная картина, в окружении каких полотен она будет выгоднее смотреться. Ведь, как отмечают опытные работники галерей и музеев, правильно, и даже сказать, более, талантливо выполненная экспозиция придает даже старым, уже приевшимся, полотнам “новое звучание”.

Функция консультантов заключается в том, чтобы находиться в момент выставки в зале, где представлена экспозиция, и оказывать необходимую помощь посетителям и потенциальным покупателям. Они, как уже понятно, тоже обязаны знать о представляемых картинах и их авторах все до мелочей. С этой ролью прекрасно могут справиться недавние выпускники институтов живописи и изобразительного искусства или же студенты старших курсов. Пресс-секретарь, как и во всех других сферах, отвечает за работу со средствами массовой информации, По мнению руководителей, не только частных, но и государственных галерей, человек, имеющий художественное образование, сможет благополучно совмещать несколько функций, например, составлять экспозиции, работать с посетителями и писать оригинальные тексты.

В штате любой современной галереи обязательно должен быть профессиональный программист или системный администратор, который будет организовывать работу веб-сайта галереи, обновлять его, следить за точностью информации, содержащейся на официальном сайте заведения.

Вернуться к оглавлению

Какие нужны документы и средства, чтобы открыть это дело

В связи с тем, что на территории нашей страны пока еще не регулируется законодательно деятельность галерей, никаких особых документов для признания ее официально, не нужно. Важно только оформить открытие индивидуального предпринимательства, встать на учет в налоговой службе и исправно платить подоходный налог, плюс сборы в пенсионный фонд. Служб по проверке деятельности галерей тоже пока не существует, поэтому галеристы, пока еще могут дышать спокойно. Начинать галерейный бизнес можно, как говорит Евгений Карась, имея всего-то 2000-3000 долларов.

Однако, если у вас еще нет помещения, сумма заметно вырастет. Указанная сумма уйдет на зарплату штатным сотрудникам за первый месяц, организацию торжественной церемонии открытия и заказ буклетов с рекламой дебютной выставки. При варианте, что ваша галерея будет первой и единственной в городе, можно будет попытаться заручиться поддержкой местных властей и даже, если повезет, получить здание в центре города, В таком случае вы будете разделять права на бизнес с государственным учреждением. Еще одним вариантом решения проблемы нехватки средств на аренду помещения, является присовокупление галереи к действующему бизнесу, например, можно в актовых залах или в холлах частного банка.

Вернуться к оглавлению

План открытия галереи декоративно-прикладного искусства

Рассмотрев план открытия галереи, в которой будут выставляться произведения живописцев, можно перейти к другому типу галерей - декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы начинающийся бизнес окупился довольно быстро, нужно постараться подобрать качественную экспозицию. Специалисты утверждают, что грандиозное количество людей, доход которых позволяет им тратить довольно крупные суммы на обустройство дома, с удовольствием приобретут украшения для внутреннего интерьера дома, сделанного в американском или каком-либо другом стиле и дизайне. Красивая качественная мебель и аксессуары к ней, которые представляют собой истинные образцы искусства народов мира, будут всегда привлекать богатых людей, особенно, если предложение поступает на наш рынок в ограниченных количествах. Такой ассортимент, как раз и должна выставлять галерея декоративно прикладного искусства, если ее владелец желает не только делиться с общественностью предметов искусства, но и зарабатывать хорошие деньги.

Нижегородскому рынку художественных галерей без малого 15 лет. Первые арт-гостиные появились в нашем городе в начале 90-х. Однако многие, не понимая сложной специфики этого дела, «прогорали». Сегодня предприниматели усвоили особенности спроса на художественные произведения. Некоторые салоны продают произведения художников Нижнего Новгорода и соседних городов, кто-то зарабатывает на продаже «массового продукта».

эксперты

Анна Рогачева

ИП Рогачева А.И.


Я хотела иметь свой художественный салон, еще когда училась рисовать акварелью в районном доме культуры школьника. Мечта сбылась после вуза - мы с партнерами сняли в аренду в помещении бывшей фотостудии 50 кв.м. Финансовые трудности начались сразу же: арендованные квадратные метры требовали отнюдь не косметического ремонта. Ремонтные работы существенно затянули наш старт-up, кроме этого мы очень долго искали нижегородских художников, составляли базу контактов.
Когда приступили к переговорам с авторами, натолкнулись еще на одну проблему: большинство из них за свои работы «заламывали» чудовищные цены. Многие из художников действительно были талантливы и перспективны, но даже эти два обстоятельства не оправдывали стоимости их работ. Переговоры оказались бесполезными, все попытки объяснить, что рынок определяет цену, натолкнулись на «творческое непонимание». К тому же было абсолютно не понятно, как продвигать эти работы, да и сам салон. Нижний Новгород - город провинциальный, аудитория ценителей картин крайне узкая, большинство нижегородцев выберут провести свой досуг в кинотеатре, а не в музее и уж тем более художественном салоне. Продвигать искусство в массы, конечно, благое дело, но денег оно не приносит. Поэтому свой несостоявшийся художественный салон мы успели закрыть до того, как наши карманы опустели.

Покупатель выбирает «массовое искусство»

Через два года я уже самостоятельно предприняла попытку создать свой бизнес. На этот раз я начала с изучения спроса. Сидела на бизнес– и профильных форумах, общалась с людьми - потенциальными клиентами. Оказалось, что больше всего в Нижнем Новгороде спросом пользуется так называемая «халтура»: портреты по фотографиям, панорамные городские пейзажи, недорогие репродукции известных картин. Никакого высокого искусства. При этом выяснилось, что потенциальные клиенты, прежде всего, обращают внимание на сроки изготовления картин и точность воспроизведения (особенно в портретах). Поскольку спрос был достаточно велик, было понятно, что, рисуя картины вручную, больших оборотов не добьешься. Тогда ко мне пришла идея изготавливать живописные картины с использованием широкоформатных принтеров. Ее давно используют многие московские художники. В частности, по этой технологии на изготовление одного портрета по фотографии уходит всего несколько часов. Работы, изготовленные по данной технологии, хороши потому, что смотрятся дороже реальной стоимости своего изготовления.
Вопрос с помещением я решила просто: арендовала офис на первом этаже жилого здания неподалеку от центра города. Поскольку мастерская находится не на «красной линии», стоимость квадратного метра довольно невелика, в то же время подъезд на машине к ней хороший, легко добираться с остановок общественного транспорта. Сейчас пробую «по договоренности» арендовать «стенки» в торговых центрах - по 4, 6, 8 кв. м. Подсмотрела этот вариант продвижения, когда этой весной ездила в Новосибирск, у местных художников: так они «ловят» новых клиентов.
Вначале я пользовалась услугой широкоформатной печати. Потом возникла идея сотрудничать на партнерских началах с такими же «энтузиастами», как я. Это освобождало бизнес от необходимости содержания штата, плюс расширяло клиентскую базу. Специально под партнеров приобрела подержанный широкоформатный принтер. Один из моих партнеров оказался очень ценным и богатым на бизнес-идеи предпринимателем. В частности, он придумал реализовывать работы через event-агентства (таким образом успешно продаются картины по фото со свадеб, юбилеев) и туристические фирмы (корпоративные бизнес-туристы из других городов неплохо берут «виды» Нижнего Новгорода).

Инвестиции и доход

Стартовые инвестиции в подобный бизнес сравнительно не велики: входной порог начинается со 150 тыс. руб. Этого хватит на аренду мастерской в первый месяц работы, оплату платежей и первоначальных расходов на принтер. В последствии можно будет приобрести технику: стоимость б/у принтеров колеблется в диапазоне 40-60 тыс. руб. Другого оборудования для работы не требуется.

Главное для успеха - обзавестись клиентской базой, которая может гарантировать продажу хотя бы одной картины в день. Для начала можно стать партнером предпринимателей, которые уже имеют подобное дело. Это позволит «наработать» покупателей. Цены на работы должны быть приемлемые: картинка 70х50 стоит 5-6 тыс. руб., 30х40 - 2-3 тыс. руб. (без рамы). Даже если вы будете вести бизнес в одиночку, ежемесячный доход в 100-200 тыс. руб. вам обеспечен.

эксперты

Вера Колповская

куратор проекта «АРТ-Гостиная»


«Арт-Гостиная» Нижегородского государственного художественного музея была организована в 2003 г.
С точки зрения спроса художественные галереи в Нижнем Новгороде - востребованный бизнес. Галерист - этот тот эксперт, который нужен и художнику, и покупателю. Только в первом случае он выступает как посредник в продвижении работ автора, а во втором - как носитель исчерпывающей информации о его творчестве.
В Нижнем Новгороде действительно есть, о ком рассказать и чьи работы реализовывать. Здесь живет и работает целая плеяда талантливых художников: Виктор Малиновский, Виктор Тырданов, Владимир Рекин, Виктор Пурихов (автор памятника основателю города Юрию Всеволодовичу, который стоит перед собором Михаила Архангела в Кремле). Есть даже целые семьи, где творят абсолютно разноплановые авторы. Например, семья Придановых: отец Юрий занимался иконописью, а сын Максим творит уже в современной манере. Кроме местных художников, нижегородские галеристы выставляют и работы авторов из соседних регионов. В частности, этим активно занимается галеря «Художники Поволжья». Новых достойных авторов не так много, но их сразу можно заметить на выставках, которые проходят в городе. В последнее время очень хорошо заявили о себе два талантливых молодых художника - Алексей Мясников и Михаил Дуцев.


В основной массе галереи работают с художниками по следующему принципу: автор сам предлагает работы на продажу, а мы их реализуем. Если какие-то картины хорошо продались, то мы можем предложить написать картину на ту же тему, и, как правило, эта картина снова хорошо продается. Но ни о каком «творческом диктате» со стороны галерей речи, конечно же, не идет.
Стоимость картин в галереях настолько разная, что даже порядок назвать сложно. Можно и за 900 руб. работу купить, а можно и за 9 тыс. руб. Наценка на картины, в основном, растет из-за арендной ставки. Дело в том, что художественная галерея должна располагаться в центре города на «красной линии», иначе смысл ее работы теряется. А цены на квадратный метр в центре Нижнего Новгорода не маленькие! Кроме того, надо платить зарплату обслуживающему персоналу, авторам, а картины с началом кризиса продаются не очень бойко. До 2008 г. наша арт-галерея продавала по 50 работ в месяц! Это очень хороший показатель. Сейчас он значительно снизился. Чтобы поддержать свой доход, картинные галереи вводят торговлю сувенирной продукцией.
У людей стало меньше средств, хотя покупатели у нас совершенно разные и по доходу, и по социальному статусу. Есть среди них и клиенты «не из бедных» - директора предприятий, топ-менеджеры крупных компаний. Есть и семейные пары, и студенты художественных факультетов, и гости города. Ценителей, разбирающихся в искусстве и живописи, крайне мало, буквально единицы.


Инструкция

Исследуйте спрос в вашем городе на художественные изделия, в частности на живописные работы. Рассчитайте примерную стоимость , исходя не из их художественной ценности, а из возможности их впоследствии продать. Кроме того, выясните, какие картины чаще всего заказывают у художников именитые и не очень горожане.

Зарегистрируйте ИП (этого вполне достаточно для открытия художественного салон а), получите выписку из ЕГРИП и коды Роскомстата. Зарегистрируйте ККМ.

Придумайте название для своего салон а. Если вы собираетесь все-таки посвятить свое время и деньги местным авторам, название должно ассоциироваться с вашим городом. Если вы собираетесь делать работы на заказ, придумайте броское, но не лишенное изысканности название.

Подыщите помещение для вашего будущего салон а. Оно должно обязательно находиться в центре города на первом этаже исторического здания. В крайнем случае, арендуйте помещение в торговом центре, но также на первом этаже и с уличной витриной для демонстрации работ. Главное, чтобы в нем были отсеки для выставочного зала, офиса и возможно, для сувенирной , которая поможет вам выжить в трудные времена становления. Сделайте соответствующий дизайн помещения. Получите все необходимые заключения от санитарной и пожарной служб.

Если вы собираетесь выполнять недорогие заказы на широкоформатном принтере, купите или арендуйте его. Не забудьте и о достаточном запасе расходных материалов. Впрочем, если работы художников будут интересны покупателям, вы можете заняться и приемом заказов на оригинальные работы.

Заключите договоры с частными предпринимателями и фабриками народных промыслов для поставки сувенирной продукции. Обычно владельцы художественных салон ов прекрасно знакомы и с частниками, которые не хотят афишировать в налоговой инспекции свою деятельность. Оформите по документам их работы, как и работы местных художников, беря свой законный процент за услуги посредника.

Наймите продавцов, которые не только хорошо разбираются в живописи, но и действительно умеют торговать. Обязательно заключите договор с охраной. Ведь кто знает, может быть, у вас в галерее находятся работы второго Пикассо.

Если у вас есть страсть к искусству, и вы хорошо разбираетесь в бизнесе, то можно организовать собственную художественную галерею. Это требует упорного труда и самоотверженности, только тогда ваше дело начнет приносить хороший доход.

Инструкция

Пообщайтесь с владельцами художественных галерей. Лучше, если они находятся в другом городе и не составляют вам конкуренции. Они могут дать вам советы о том, как начать работу. Также они сообщат, чего нужно остерегаться, каких проблем следует избегать. Договоритесь об обеденной встрече за ваш счет в качестве благодарности за уделенное вам время.

Получите необходимое финансирование. Для этого вам нужно будет составить подробный бизнес-план. Инвесторы даже не станут рассматривать ваше предложение, если документ не будет оформлен должным образом. Если у вас есть хорошая кредитная линия в местном банке, то вам будет гораздо легче получить кредит именно там. Можете подать заявку на получение специального , поскольку у вашего учреждения есть возможность стать важным для городского округа.

Найдите подходящее место. Свяжитесь с агентом по недвижимости и узнайте текущий ценовой диапазон. Убедитесь, что галерею будет посещать достаточное количество людей и окружающая обстановка соответствует созерцанию предметов искусства.

Купите картины у известных художников для вашей галереи. Вы можете приобрести картины напрямую или же разместить их на условиях консигнации. Также можно заключить с художниками контракт и взять их на постоянное сотрудничество. Новость о том, что в вашей галерее работают знаменитые художники, очень благотворно скажется на ее популярности.

Видео по теме

Чтобы произведения искусства стали доступны широкой публике, нужно провести масштабную выставку. Поэтому большинство художников ищут для презентации своих работ подходящую галерею .

Вам понадобится

  • - помещение;
  • - картины;
  • - реклама;
  • - специальные гости;
  • - диваны и плазменная панель.

Инструкция

Если вы хотите организовать галерею , то, в первую очередь, выберите подходящее место. Чтобы на выставляемые экспозиции пришло много посетителей, откройте галерею в центральном районе города или в крупном торговом центре, где ежедневно сотни людей.

Позаботьтесь о том, чтобы ваша галерея стала не только храмом искусства, но и местом, где люди могут общаться и развиваться. Пусть каждое посещение выставки превратится для ваших гостей в небольшое

Преподавателю изобразительного искусства Марии Палий надоело работать в школе. Ей не хотелось подстраиваться под стандарты, которые там навязывали, и четыре года назад она создала собственную студию «Хочу рисовать!».

Там детей и взрослых учат рисовать в самых разных жанрах. Первые два года вся выручка уходила на аренду, а в прошлом году наконец удалось выйти в плюс. Теперь Мария собирается открывать вторую студию в Санкт-Петербурге.

Мария ПАЛИЙ

Основательница студии «Хочу рисовать!»

Как всё начиналось

У меня два высших образования: я учитель ИЗО и журналист. Начала работать в 18 лет педагогом по ИЗО в детском саду. С тех пор и преподаю рисование - уже больше 10 лет. Потом я параллельно работала журналистом на интернет-телевидении, писала сценарии для детских программ, два года проработала на радио выпускающим редактором. А после этого снова вернулась в школу, потому что соскучилась.

Долго работать там у меня не получилось: не захотела подстраиваться под стандарты и терять всю свою индивидуальность. В этот момент мне очень захотелось, чтобы и я, и люди вокруг меня чувствовали себя комфортно, занимаясь тем, что они любят. Человек становится счастливым именно тогда, когда занимается тем, что он умеет лучше всего, и делится своими знаниями с другими людьми. И я поняла, что лучше всего будет, если я начну преподавать изобразительное искусство, но без каких-то жёстких рамок и правил.

В апреле 2009 года я нарисовала лого «Хочу рисовать!» и завела блог, через который и нашла моих первых учеников. Я вела занятия у себя дома. Со временем моя квартира перестала вмещать всех желающих, и друг предложил мне по выходным бесплатно использовать для занятий его офис. За занятие я тогда брала по 300 рублей.

Первые вложения

Через несколько месяцев я заработала около 30 000 рублей - и на 18 000 рублей смогла на месяц снять небольшое помещение на Таганке, где уже могла проводить занятия по будням. Остальные деньги я потратила на материалы. В помещении были встроенные шкафы - не пришлось тратиться на мебель для хранения всего необходимого.

Через год мы переехали на Брестскую в чуть более просторное, но и более дорогое помещение - к тому времени заработанных денег уже хватало на расширение. Новую студию мы приводили в порядок сами, красили стены, придумывали дизайн. Ещё через какое-то время мы наняли уборщицу, до этого я сама занималась уборкой.

Основную прибыль нам приносят мероприятия в ресторанах
и торговых центрах, фестивалях, на детских праздниках






Планы

Спустя четыре года после открытия я продолжаю всё делать сама: пишу в блог, отвечаю на звонки и письма, веду бухгалтерию. Пока нет возможности стабильно платить кому-то за эту работу. Профессионального бухгалтера мы привлекаем только для помощи по нашим ресторанным контрактам.

«Хочу рисовать!» стала конвейером ведущих, которые начали открывать свои школы, - таких уже несколько человек. Здорово, что наша модель работы помогает людям вдохновляться и создавать свои новые проекты.

В данный момент мы работаем над открытием ещё одной мастерской «Хочу рисовать!» на «Юго-Западной». Специально для этого мы сейчас регистрируем товарный знак, правда, это занимает очень много времени - процесс продолжается уже около полутора лет. Кроме того, нам поступило уже несколько предложений открыть в России другие студии под нашим брендом. Мы думаем над этим вопросом. Планируем открыть студию в Санкт-Петербурге.

Когда начинаете что-то , идите всюду, куда вас зовут, идите людям навстречу, даже если вам предлагают меньший бюджет, чем вы планировали.

Не бойтесь делать какие-то вещи своими руками. Нет ничего плохого в том, чтобы самому делать звонки, писать письма, убираться в офисе. Но и не стоит бояться доверять людям какую-то работу.

Текст: Галина Шмелева

Рассказать друзьям