Принципы расположения в кадре главного объекта фотосъемки. Мифы фотокомпозиции: мифы про расположение объектов в кадре Как фотографировать людей на улице

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
7 хитростей, как правильно фотографировать в путешествии

Раз в год случается отпуск и мы едем отдыхать в дальние, и не очень дальние, страны. После путешествия всегда хочется привезти красивые фотографии, которые нестыдно друзьям показать и себе на память оставить. К сожалению даже самые дорогие фотоаппараты не могут обеспечить интересные снимки. Зато в умелых руках и дешевые "мыльницы" способны делать если уж не шедевры, то вполне достойные фотографии.

Раскроем 7 секретов профессиональных фотографов, как же , чтобы получить красивые снимки независимо от марки вашего фотоаппарата и опыта фотографирования.

1. Как правильно фотографировать природу, городской пейзаж

Запомните: самые "плоские" и скучные снимки получаются в полдень. Наиболее благодатное время для хороших фото - утро. Поэтому не поленитесь встать пораньше и вы не только получите отличные фото, но и массу положительных эмоций.

Если вы планируете посетить какое-то очень , то лучшим вариантом будет сделать это самостоятельно, а не в толпе туристов, - к сожалению, все типовые экскурсии проводятся в самое неподходящее для фотографирования время, а отсюда масса скучных и слишком типовых фотографий.

Что делать, когда типовая экскурсия неизбежна, а получить хорошие снимки все же хочется? Сложно, но можно:
- отойдите подальше от места, где фотографируют все, найдите более интересный ракурс, передающий атмосферу фотографируемого места;
- чтобы фото "заиграло", делайте разноплановые снимки, - например, на первый план поместите цветок или ветку;
- фото "оживет", если поймать в кадр человека, животное или птицу.

Как правильно фотографировать природу. Фото с людьми в кадре всегда выглядит "живее". Индонезия, о.Ломбок.

2. Фотографируем достопримечательности

Здесь действуют те же правила, что и в предыдущем пункте, плюс
несколько полезных советов:
- При съемке зданий следите, чтобы над зданием оставался воздух, не бойтесь захватить небо.

Как правильно фотографировать достопримечательности. Оставляйте место вокруг здания, чтобы передать окружающую обстановку. Испания, Олот

Интересные детали фотографируйте с близкого растояния, чтобы передать фактуру.
- Передайте с помощью фотографий размер достопримечательности и особенности, поместив человека для масштаба.
- Интересные фото получаются, если подловить людей и их эмоции, вызванные осмотром достопримечательностей.
- Фотографируя людей на фоне достопримечательностей, снимки необходимо делать более веселыми. Фотографии типа "встали в кучку и изобразили радость" чрезвычайно скучны. Примеры фото, .

3. Как правильно фотографировать ночью и вечером

Вам надоело смотреть на ночные фото с выбеленнымии лицами и черным задним фоном, поясняя друзьям: "Это я на фоне Эйфеловой башни, но башня что-то не получилась"? Тогда забудьте про встроенную фотовспышку, используйте штатив и автоспуск. Имейте ввиду: при съемке ночью "ночной" режим не поможет, только ручной! Узнайте подробнее в интернет, что такое выдержка, диафрагма и светочувствительность. Найдите в инструкции, как поменять эти параметры на вашей фотокамере, а затем смелее экспериментируйте: установите значения выдержки и диафрагмы, включите автоспуск, зафиксируйте фотоаппарат на устойчивой поверхности, нажмите кнопку, уберите руку и... не дышите.

Как правильно фотографировать достопримечательности вечером. Таиланд, Остров Черепах.

Если штатива под рукой нет, используйте любые ровные поверхности. Пример:
- Желая получить красивые вечерние улицы с подсветкой, начинайте фотографировать не когда совсем стемнеет, а в сумерки.
- Фотографируя ночной город, диафрагму прикройте, чтобы кадр получился четким.
- Не устанавливайте фотоаппарат под фонарем.
- Фотографируя фонарь, отойдите от него на несколько метров. Если прикрыть диафрагму, то свет от фонаря будет в виде лучей, при открытой диафрагме получится размытое пятно.
- Чтобы на фото было меньше шумов, старайтесь не превышать значение светочувствительности в 400 ISO, а при возможности выставлять 200 или 100.
- Не устанавливайте выдержку более 1 минуты, чтобы избежать лишних шумов.

Как правильно фотографировать достопримечательности ночью. Сингапур: люди на фото подчеркивают высоту небоскребов. Длинная выдержка позволила сфотографировать людей, здания и даже облако за небоскребом.

7 хитростей, как правильно фотографировать людей, детей, животных, еду

Делаем красивые фотографии обычным фотоаппаратом

Продолжение.
Начало :

4. Фотографируем красиво еду

В путешествии не забывайте сфотографировать интересные экзотические блюда. Самые "вкусные" снимки получаюся при дневном освещении. Фотографируя в помещении камерой со встроенной вспышкой, вы рискуете получить абсолютно "неаппетитные" фото. Еду лучше всего фотографировать в режиме "макросъемки".


Как правильно фотографировать еду. Пироженое со свежей клюквой и малиной было куплено в уличной кулинарии. Фото сделано "на коленке", поэтому крупным планом, без фона. Испания, Баньолес.

Обратите внимание, что окружает : если сервировка красивая - возьмите ее в кадр, если же на тарелку попали капли соуса, или сервировка стола неудачная, фотографируйте крупным планом только еду, даже без тарелки.

Делайте несколько снимков с разных ракурсов. Самый удачный ракурс, как правило, сбоку. Самый неудачный - сверху.

5. Как правильно фотографировать людей

Фотографируя человека на фоне достопримечательностей, не старайтесь охватить много, - пусть главным все-таки останется человек, а не достопримечательность.
Ловите момент, когда люди искренне смеются, дурачатся, удивлены или чем-то заняты.


Гонконг.

Избегайте скучных фото "я и башня". Фотографии из путешествий должны передать ваш восторг от поездки, а не скуку. Когда скучно, лучше забыть про фотоаппарат. К чему неприятные моменты? Бывает, что очень хочется изобразить радость, но не получается, в этом случае попросите людей подпрыгнуть, - всегда выглядят весело и запоминаются надолго.

Если фотографии вы потом будете показывать друзьям, придумайте сюжет. Представьте, что вы репортер и вам надо сделать фоторепортаж для модного журнала. Смогут ли ваши фотографии рассказать историю без слов? Не просто "Я был в храме, я - на яхте, а это - чувак непонятный", а что-то вроде "Мы поднялись в храм по лестнице из 500 ступеней, у ворот лежала спящая рыжая кошка, солнце красиво бликовало на золотистой крыше храма, девочки в блестящих платьях танцевали, а это наш гид показывает, что при входе в храм мы должны снять обувь..." Постарайтесь передать эмоции от увиденного: радость, очарование, усталость, восторг, удивление и т.п. Улавливаете разницу? Посмотрите, как делают фоторепортажи в журналах и составьте свою увлекательную историю.
Фотографируйте не только друг друга, но и окружающих людей, местные особенности:


Как правильно фотографировать людей. Гонконг: утренняя зарядка


Фотографируем людей правильно:
- Чтобы полный человек в кадре выглядел стройнее, найдите точку, где на лицо падает тень, а вторая половина лица освещена. Попробуйте сделать снимок немного сверху, со стороны тени, чтобы человек смотрел в объектив, немного приподняв голову, - получатся выразительные глаза и "уйдет" второй подбородок.
Рекомендуем также несколько советов, чтобы выглядеть стройнее.
- Женщин с крупными бедрами лучше всего фотографировать сверху, худышек - снизу.
- Худой человек с большим носом станет менее "носатым", если фотоаппарат находится несколько ниже уровня лица.
- Чтобы ноги казались длиннее, фотографируясь, слегка наклоните корпус.

6. Как правильно фотографировать детей

Выбирайте яркое окружение для ребенка, - среди ярких теплых красок ребенок всегда смотрится лучше.

Фотографировать детей нужно только в естественной обстановке. Не просите детей позировать. Желаете получить запоминающиеся фотографии? Дайте ребенку вволю прыгать, а сами ловите момент.


Как правильно фотографировать детей. Мать ждет удачный момент, фотографируя дочку. Испания, Барселона.

Если же поймать момент не удается, тогда предложите ребенку, например, понюхать цветок, погладить лошадку, разогнать голубей, подняться по ступеням замка и представить себя рыцарем... - пусть ребенок выразит свои чувства.
Кстати, в путешествии всегда хорошо получаются детские джампики.

Чтобы лучше передать внутренний мир маленького человека, делайте снимки на уровне глаз ребенка. Иногда получаются интересные фотографии, сделанные снизу: ребенок выглядит больше и взрослее, чем на самом деле. Такой прием хорош при съемке детей на фоне города или старинных зданий.

7. Как правильно фотографировать животных и птиц

Птиц и животных лучше всего снимать снизу, - так они получатся более впечатляющими и забавными. Например, как эта .
В фотографировании животных важно поймать интересный момент:


Как правильно фотографировать животных. Гулять с собаками в шоппинг-центрах нельзя, поэтому иногда их прячут в колясках. Таиланд, Бангкок.

Птица или животное получится выразительнее, если размыть задний фон. Чтобы снять животное или птицу в движении, используйте прием слежения: сфокусируйте объект и плавно перемещайте объектив, отслеживая движение. В нужный момент жмите на кнопку. Результатом будет фотография с четким объектом и размытым фоном, подчеркивающим движение. Эту хитрость можно также использовать при фотографировании бегущих людей, движущихся машин, взлетающего самолета и других объектов в движении.

Возможно, с помощью наших советов Ваши фотографии не превратятся в шедевры фотографического искусства, но уж точно станут более "живыми" и интересными.
Желаем уникальных и красивых фотографий!

Все фото к этой статье сделаны обычными туристами с помощью обычных "мыльниц".

В мире цифровых технологий, снимки сделанные на фотоаппарат не ценятся должным образом. Большинство людей «стреляют» со своей камеры, как из пулемета, и в итоге из 250 фотографий хорошими получаются только 5-10. Во время господства пленочной фотографии, люди подходили к каждому кадру с особой заботой и доводили снимок, как говорится, до верного. Причиной этого являлась строгая ограниченность фотопленки по количеству кадров.

Креатив – это конечно здорово, но не стоит забывать о важнейших правилах создания качественной фотографии. С помощью этих рекомендаций можно избежать глупейших ошибок и повысить свой профессиональный уровень. Мастерство «оттачивается» кадр за кадром, и сколько радости может принести фото Вашему партнеру, сделанное идеальным образом. Именно профессионализм позволяет создавать шикарные и дорогие фотографии .

Существует несколько принципов фотосъемки, которые должны соблюдаться в любой ситуации.

Диагонали.

Фотография должна пронизать весь спектр картины. Линии должны проводить взгляд в глубину изображения, как будто Вы погружаетесь в картину. В качестве диагоналей можно использовать реки, дороги, стены и прочее. При съемке человека используйте части тела, позы или границы одежды. Правило диагоналей создается при помощи расположения предметов в кадре. Выстроите воображаемые линии, выходящие под 45 градусов из углов кадра.

Правило трети.

Данную концепцию называю также «золотым сечением». Визуально делим фотографию на девять равных частей. Объект съемки должен располагаться в точках пересечений этих линий. Эти пересечения называют узлами внимания. Если бы данный объект разместить по центру кадра, снимок потеряет свою динамику и драматичность. «Золотые прямоугольники» приятны для глаза и придадут гармонию любому пейзажу.
Схема разделения «золотого прямоугольника» представлена ниже.

В каждом кадре следует наблюдать за симметрией или асимметрией объектов. С помощью некоторых элементов кадра, можно установить баланс между объектами. Присутствие симметрии необходимо, но излишняя симметричность может «убить» драму и эмоции в определенных картинах. За счет правильной симметрии, Вы можете привлечь внимание к нужному объекту.

Фон.

Фон, который Вы выбрали, не должен отодвигать основной объект на второй план. Очень важно выбрать правильный фон для поддержания атмосферы кадра. Удобно использовать абстрактный фон без присутствия отвлекающий объектов. В этом случае вы сможете удачно выделить основной объект фотографии. Некоторые фотографы используют телефото объективы, которые за счет узкого угла обзора, не позволяют включить в кадр лишние элементы. Такие элементы могут нести ненужную смысловую нагрузку и испортят атмосферу кадра.

Глубина.

Передний план, середина и фон – это три важнейшие зоны, на которые необходимо разбить картину. Двухмерная среда фотографии не сможет передать всю глубину реального пейзажа без правильной подготовки, которую Вы должны осуществить. Другой вариант – перекройте основным объектом все второстепенные.

Глубина резкости.

С помощью регулирования глубины резкости, Вы можете акцентировать внимание на основном объекте, смазывая задний фон и лишние предметы. Глубина резкости – это одно из самых эффективных орудий для выделения объектов.

Фрейминг.

Естественными фреймами (рамками) можно очень удачно подчеркнуть красоту объекта, акцентировать на нем внимание и насытить кадр жизненной реальностью. Естественное обрамление можно найти практически в любой ситуации и в любом месте. Используйте такие элементы, как ветки дерева, часть забора, окно, арку и многое другое.

Геометрическая картина.

Различные геометрические фигуры объектов несут за собой определенные эмоции. К простым геометрическим фигурам можно отнести практически все. При этом Вы можете создавать нужный эмоциональный фон каждому снимку. Прямоугольные объекты вызывают чувство стабильности, округлые – спокойствие и т.д.

Тональная перспектива.

Чтобы добиться максимального объема в кадре, используйте правильный контраст цветов. Близость объекта можно передать затемненностью объекта, а дальность, наоборот, светлым перспективным фоном. Ощущение глубины может усиливаться от «игры» цветов и оттенков.

Черно-белый кадр.

С помощью черно-белой съемки можно правильно передать эмоциональную составляющую кадра и общей атмосферы. Таким способом вы можете передать безысходность, серость будней, безвыходность, примирение с реальностью и другие «темные» эмоции. На черно-белой фотографии взгляд первым делом попадает на светлые объекты. Темные участки кадра отходят на второй план. Это тенденция противоположна по отношению к цветной картине. На ч/б фото светлые линии объектов кажутся первостепенными.

Помните, что придерживаясь этих правил, Вы улучшаете свой профессиональный уровень. Однако, стоит оставлять место для импровизации. Неожиданные кадры могут получиться намного естественнее и интереснее, чем подготовленные.

Как необычно подарить деньги на свадьбу. 23 оригинальных способа

Часто не имеют ни малейшего представления как правильно расположить на фотоснимке основной его объект. Нередко они просто располагают его посередине, полагая, что это единственно правильное и возможное для него место. Насколько ошибочными могут быть такие действия?

Эта статья поможет вам поместить снимаемый объект в кадре надлежащим образом.

  • Центральное расположение

Несмотря на все вышесказанное о центральном местоположении главного снимаемого объекта, в фотографии все же имеется для него место, только в очень узких рамках. С центральным расположением снимаемого объекта хорошо смотрятся, например портреты людей. Неплохо будут смотреться объекты, имеющие симметричную форму — здания или снятые спереди автомобили, а также отдельные предметы в кадре с сильно обрезанными краями. Так что будьте предельно осторожны и внимательны при выборе центрального расположения ваших снимаемых объектов.

  • 2. Расположение вне центра

Если вам необходимо расположить снимаемый объект посередине сцены, постарайтесь немного сместить его в любую сторону, так чтобы он не находился точно в центре кадра. Это поможет сделать ваше изображение более приятным для зрительного восприятия.

  • 3. Правило третей

Возможно, вы уже слышали об , открытом древними греками и используемом на протяжении веков в искусстве и живописи. Знания правил и возможных мест расположения снимаемого объекта позволяют нарушать эти же правила, если это работает в направлении создания лучшего или более динамичного изображения. Но, вернемся к правилу третей или к правилу двух третей, как его тоже часто называют.

Представьте себе поле для игры в крестики-нолики: две вертикальные и две горизонтальные линии, разделяющие снимаемую сцену на трети. Там, где эти линии пересекаются и находятся ваши ключевые точки. Это и есть те точки, на которых вы можете поместить ваш главный снимаемый объект для получения наилучшего зрительного эффекта.

Взгляните на фотографии или обложки популярных журналов и убедитесь, на скольких из них использовано именно это правило. Но не только эти точки помогают создавать превосходные фотоснимки — вертикальные или горизонтальные линии делают то же самое. Если вы снимаете высокий объект или стоящего в полный рост человека, расположите их в кадре на одной из двух вертикальных прямых. То же самое относится и к с отображением горизонта. Горизонт всегда должен находиться на одной из горизонтальных линий (а не посередине кадра), создавая поразительные ландшафтные фотоснимки.

При расположении снимаемого объекта в соответствии с правилом двух третей, изображение становится более сбалансированным и приятным для глаз зрителя. Вы можете добавить другой (дополнительный) координационный центр в ваш сюжет, но он никогда не должен конкурировать с основной темой, поэтому он должен быть меньшим и не доминирующим на фотографии.

Композиция позволяет создавать гармонию и порядок на фотографиях. При помощи композиции фотограф передает настроение, чувства, основную идею снимка. Вся суть фотографии раскрывается именно благодаря композиции. Существует множество примеров композиции, однако, вся её суть в простоте. Простота требует усилий для её создания. Достигнуть простоты в снимке сложно. Такой вот каламбур получается.

Чтобы зритель без труда понял идею снимка, его не должны отвлекать лишние элементы композиции. Если снимок содержит более одного центра внимания, они будут конфликтовать друг с другом, соревнуясь за внимание зрителя. Такой снимок будет неоднозначным и каждый сможет трактовать его по-разному. Для достижения простоты нужно четко знать, что именно является объектом съемки. Определившись с объектом, передать его изображение уже вопрос технический. Намного сложнее, когда ведется съемка чего-то неопределенного. Как можно что-то сфотографировать, не зная, что именно нужно фотографировать? Что должно привлекать внимание на снимке? В таких случаях нужно просто довериться интуиции и просто снимать. Именно так поступают профессионалы.

Естественно профессионалы не задумываются о композиции и центрах внимания перед тем, как сделать снимок. У них это всё доведено до автоматизма. Раньше, когда они начинали, им тоже приходилось задумываться над этими вопросами. Простую аналогию можно провести с учебой вождения автомобиля. Первое время очень трудно одновременно выполнять действия руками и ногами. Однако научившись ездить, ни один автомобилист не задумывается о том, как и какую педаль нажать, чтобы тронуться. Он просто это делает. Так и с фотографией. Первое время нужно контролировать свои действия, задумываться о наполнении кадра, но набравшись опыта, всё это будет получаться на автомате. Снимки будут простыми и содержательными.

Разобравшись с простотой снимков, поговорим о правилах и принципах фотографирования. Их соблюдение наведет порядок, гармонию и баланс на снимках. Иногда правильный подход придаст напряжение фотографии. Тут главное не переусердствовать с комбинированием эмоционального фона, ведь не все чувства можно смешивать.

Центр внимания - это не центр снимка

Самая большая ошибка начинающих фотографов заключается в том, что они основной объект съемки располагают по центру кадра. Такая постановка кадра крайне редко бывает удачной. В основном снимки, на которых центр внимания располагается четко в середине, выходят плоскими и скучными. Существует множество других моделей постановки кадра, и все они не менее эффектны. Если порассуждать, почему именно большинство людей располагают объект съемки именно по центру можно прийти к выводу, что это вызвано расположением точки фокусировки на всех цифровых фотоаппаратах. Вспомните, на каждой камере в центре экрана появляется квадрат, который указывает именно на середину снимка. Во всем виноват именно он. Стоит избавляться от подобных стереотипов и развивать творческое мышление.

Почему конструкторы, занимающиеся производством фотокамер, располагают элемент, указывающий на центр фокусировки таким образом - загадка. Можно назвать это заговором или своеобразным подходом. Конечно, этому есть объяснение. Скорее всего, этот центр условный и от него стоит отталкиваться для построения композиции, однако не все понимают это. Теперь, те, кто прочитал эту статью, знают, что не стоит располагать центр внимания посередине кадра.

Это самое распространенное правило построения композиции. О нем должны были слышать все. Но если вдруг не слышали, то внимайте полезную информацию. Для придания легкой асимметрии снимку его нужно мысленно разделить на три части по вертикали, и на три части по горизонтали. Части должны быть равными между собой (на некоторых фотоаппаратах есть встроенная функция, которая разделяет снимок на экране камеры). Точки пересечения этих линий и есть идеальные центры для размещения объекта съемки. Использовать можно не только точки, но и линии. К примеру, снимая пейзаж линию горизонта можно располагать как на верхней воображаемой полосе, так и на нижней (это зависит от того, что нужно подчеркнуть на снимке: землю или небо). По такому же принципу можно использовать и вертикальные линии. Иногда правило третей путают с золотым сечением. Эти правила похожи, однако в Золотом сечении точки внимания находятся ближе к центру. Для нахождения точек внимания по правилу Золотого сечения нужно разделить кадр линией по диагонали, а из двух других углов опустить на эту линию отрезки таким образом, чтобы они пересекали её под прямым углом.

Диагональ и прочие линии

В любой фотографии можно найти множество линий. Они могут быть как реальными, так и условными. К реальным линиям можно отнести горизонт, дорогу, естественные линии на одежде или линию загара на теле. Реальные линии могут появиться благодаря световому или цветовому оформлению кадра. Условные линии наряду с реальными не настолько очевидны. Реально их не существует, но их можно получить мысленно при соединении некоторых точек в пространстве. К таким линиям можно отнести линии плеч, деревьев, растущих у дороги, облаков.

Самое главное - эти линии не должны разделять кадр на равные половины. Это настолько же плохо, как и съемка объекта в центре кадра.

При помощи линий взгляд зрителя проводится к смысловому центру. Хороший пример - дорога, которая у основания снимка широкая, а ближе к верху сужается и приводит к силуэту путника. Диагонали в снимках придают им объемность и многомерность. Одна из классических постановок композиции - это опора на диагональ.
Не менее сильным элементом, чем прямые линии являются линии изогнутые. При помощи горизонтальных линий снимок становится более значимым, монументальным. Вертикальные и диагональные линии придают снимку динамичность, наполняют его движением. Не менее привлекательна синусоида. К примеру, это может быть дорога, которая петляет среди гор и уходит вдаль. Не менее часто используются кривые линии в виде букв С, Z, и L, повернутой в различных направлениях.

Перспектива

Практически любой снимок должен передавать перспективу. Она достигается при помощи добавления в кадр сходящих линий или объектов, которые могут помочь зрителю представить размеры и расстояния. Чаще всего в качестве объектов используются животные и люди, так как их размеры известны каждому.

Напряжение и баланс

Балансом называется размещение в кадре объектов, которые компенсируют вес друг друга. За это отвечают такие свойства объектов как размер и форма, однако такой подход скучен. Если на снимке противоборствуют светлый и темный объекты, то для создания баланса ярким должен быть объект меньшего размера.
Наш мозг работает таким образом, что один объект привлечет внимание благодаря своему размеру, а второй - при помощи яркости. Таким образом, снимок будет сбалансирован.
Напряжение - это та грань на снимке, на которой баланс вот-вот будет нарушен. Создать подобную атмосферу на фотографии очень не просто, однако такие снимки обладают особым воздействием и красотой.

Естественная рамка

Довольно сильным решением является добавление в кадр естественной рамки. В её качестве может выступать дверной проём, окно, арка, деревья. Добавить в кадр естественные границы не сложно. но это придаст интересный эффект.

Рассматривать композиционные примеры можно еще очень долго, ведь их достаточно много. Выделить можно: форму, движение, узор, цвет, ритм, визуальный акцент. В этом многообразии вариантов композиции можно легко заблудиться. Начинать лучше с самого простого. Кстати, самые простые примеры являются сильнее креативных подходов в силу своей устоявшейся значимости и простоты восприятия. Научившись работать с базовыми способами, каждый самостоятельно сможет расширить свой композиционный арсенал.
Рассмотрим еще несколько способов усиления композиции:

Концентрируйте внимание на главном

Выбрав хороший центр интереса, его можно легко потерять в окружении прочих элементов кадра. Не доброе дело могут сделать блики света на второстепенных объектах, более яркие объекты, детальный и резкий фон и многое другое. Это всё отвлекает внимание зрителя и не дает сконцентрироваться на основном объекте. Снимая некий объект в движении, обязательно нужно оставлять место в том направлении, куда он движется. Иначе кадр будет выглядеть так, как будто объект уперся в границу и что будет дальше не понятно.

Выделяйте основной объект

Чтобы выделить основной объект, он должен отличаться от фона. Светлые объекты следует фотографировать на темном фоне и наоборот. Глаз человека ищет яркие и резкие элементы на фотографии. Так уж он устроен. Поэтому центральные объекты должны отвечать этому требованию. Не резкие фотографии хуже воспринимаются. Подобный подход оправдан лишь в том случае, если размытие основного объекта является творческим замыслом фотографа.

Несоответствие пространства и размера объекта съемки

Центральный объект должен занимать весомую часть кадра. Его окружение тоже является композицией. однако оно второстепенно. Фотографии, лишнее пространство которых располагается более чем на трех четвертях кадра, выглядят скучно и невзрачно. Часто такой огрех можно встретить на снимках диких животных, ведь к ним сложно подкрасться близко, чтобы сфотографировать крупным планом. Чтобы не допускать подобной ошибки, просто нужно подходить к объекту съемки ближе. Если вы не знаете на сколько подходить, просто подойдите на столько близко. на сколько это возможно для построения кадра. А потом подойдет еще немного. Всё дело в том, что многое начинающие фотографы с трудом оценивают истинные размеры объекта съемки и пространство кадра. Преодолев несколько раз барьер собственных убеждений, всё само собой налаживается. Если объект займет большую часть снимка, всё второстепенное и не важное будет вытеснено.

Наклон горизонта

Часто на пейзажных снимках встречается наклоненный горизонт. В ряде случаев это задумка автора, но всё же чаще всего - это просто не аккуратность. Такой снимок легко исправить в любом графическом редакторе, однако задумываясь о правильных линиях всего полминуты перед нажатием на кнопку спуска затвора, может сэкономить десять минут работы на компьютере.

Правила созданы для того, чтобы их нарушать

Многие могли решить, что описанные правила не рушимы, и им нужно неукоснительно следовать. Это не так. Нарушая правила сознательно, можно добиться гораздо больших результатов, чем следуя им. Каждый должен принять эти правила к сведению и помнить о них, но следовать им или нет - это личное решение каждого. Многие фотографы прославились тем, что создавали свои работы не по правилам, тем и были выделены из основной массы.

Запомните, доминирование смыслового центра в кадре делает его более понятным зрителю. Простые фотографии без лишних деталей выглядят более выгодно и привлекательно. Делайте акцент на главном предмете, пользуйтесь глубиной резкости для создания не резкого заднего плана или же используйте однородный фон. Это сделает композицию выразительной и простой.

При выборе кадра помните, что глаз будет искать на снимке яркий, резкий объект теплых тонов. Это поможет сделать правильный кадр.

Для создания хорошей композиции нужен баланс. В кадре должны сочетаться простота и оригинальность, движение и статика, напряжение и равновесие.

В этом уроке нашей школы мы продолжим изучать композицию. Сегодня мы рассмотрим основные правила расположения предметов в кадре, которые вы, наверняка, знаете. Но повторить всегда стоит! Ведь эти правила основа любой композиции, а для более опытных фотографов они служат отличной отправной точкой, базой или скелетом будущего композиционного решения кадра, с которого мы начинаем более смелые эксперименты.



Правило третей .

В заглавном снимке пиала с персиками располагается ровно по линии трети кадра.
При должной практике вы быстро научитесь мысленно разделять изображение и располагать главные элементы в линиях и точках пересечений. В другом случае можно включить настройки на фотоаппарате или при кадрировании в лайтруме или фотошопе, чтобы линии третей были видны.

Правило золотого сечения.



Схема. Деление кадра по золотому сечению.

Правило третей в свою очередь является упрощением другого правила, которое издавна использовалось многими художниками. Это правило Золотого сечения. Издревле считалось, что объекты, содержащие в себе золотое сечение, воспринимаются человеком, как наиболее гармоничные.

По этому правилу предметы также должны располагаться в определенных точках изображения, так называемых зрительных центрах. Считается, хотя современные исследования не подтверждают эту гипотезу без оговорок, что, рассматривая картины или снимки, мы автоматически смотрим сначала на эти зрительные центры. Поэтому, используя правило золотого сечения, мы помогаем зрителю, делаем изображение более приятным, подготовленным для восприятия.


Таких линий четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получаем данные точки в местах пересечения линий. Располагать предметы можно не только в точках пересечения, но и вдоль линий.

Главное визуальное отличие Золотого сечения от Правила третей в том, что зрительные центры расположены ближе к центру кадра.


Бутылка с молоком и стакан с клубникой расположены вдоль линий золотого сечения.

Правило диаганального золотого сечения.

Получившееся деление можно посмотреть на схеме.

В отличие от классического правила золотого сечения, в этом случае для создания гармоничной и уравновешенной композиции, предметы нужно помещать не в точках пересечения, а в ячейках, которые образовались.
Не смотря на то, что не имея привычки: довольно сложно сразу сориентироваться в данном правиле, оно действительно способствует создания гармонично заполненного кадра с большим количеством предметов.


Предметы в кадре расположены по правилу диагонального золотого сечения.

Центральная композиция.
Уж сколько раз твердили миру и всем начинающим фотографам, что ни в коем случае нельзя располагать предмет в центре снимка. Это действительно хороший совет и палочка-выручалочка для любого начинающего фотографа. Но мы же любим нарушать правила? ;)

Так что давайте делать это осмысленно, с задумкой. Так зачем же располагать предмет в центре?

Использование центральной композиции может быть оправдано, если по вашему замыслу нужно передать статичность, непоколебимость и монументальность объекта.В сочетании с ракурсом «Горизонтально – с уровня стола» предмет будет выглядеть очень важным!

Вазочка с оливками расположена по центру снимка. Ракурс низкий, с уровня предмета.
Возможно также использовать центральную композицию, если вы хотите привлечь внимание к чему-то внутри основного предмета, или вместе с приемом «Рамка в рамке» (еще будем разбирать этот прием отдельно).
И конечно, правила размещения предмета в кадре можно использовать вместе. Когда предмет расположенный по центру может иметь какие-либо значимые части в визуальных центрах по третям или золотому сечению.

В примере с клубничным йогуртом (выше) йогуртовая масса находится в центре изображения, но при этом нарезанные ягоды находятся по линии правой трети, а листочек мяты по линии золотого сечения, клубника на заднем плане находится на линии левой трети. Таки образом акцент с довольно невыразительной йогуртовой массы смещается в сторону клубники, и подчеркивается именно эта его составная часть. Цвет также помогает в этом.

Замечание напоследок.

Ну и перед тем, как дать задание, хочется сказать, что эти правила ни в коем случае не должны восприниматься как аксиомы! Ни в коем случае не надо стоять над кадром с линейкой, отмерять трети и высчитывать точки золотого сечения:) Я воспринимаю их как полезные, проверенные временем шаблоны, которые помогают быстро и легко создать уравновешенную, приятную глазу фотографию.

Домашнее задание:
Выберите объект съемки и отработайте расположение по третям, по золотому сечению и центральное. Обратите внимание на то, как по разному будут восприниматься снимки. Выберите кадр, который Вам больше всего понравится и опубликуйте комментарием первого уровня к этому уроку.
Желающие сделать задание повышенной сложности - жду от вас фотографию по диагональному золотому сечению;)

Рассказать друзьям