Православные предприниматели: как это? Существует ли православное предпринимательство

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема православия и бизнеса является весьма деликатной и искусительной для многих верующих. Не секрет, что многие верующие искренне полагают, что христианство и в частности православие с бизнесом несовместимо и негативно относится к любому предпринимательству, которое удаляет человека от Бога. В данной связи в массовом христианском самосознании основательно укрепился стереотип о том, что занятие бизнесом – это совсем не богоугодное и не христианское дело.

Вместе с тем, есть не мало примеров совмещения предпринимательства и святости: святой Спиридон Тримифунтский, преподобный Иосиф Волоцкий, преподобный Серафим Вырицкий и др. Таким образом, богоугодное и социально значимое дело не препятствует вере и сложность только в наличии сил для того и другого и умении вести дело так, чтобы оно было не в ущерб вере и отношениям с Богом.

Поэтому нет никаких противопоказаний для того, чтобы христианин мог заниматься своим делом и предпринимательством, совмещая “бизнес” и веру. “Итак отдайте кесарю кесарево, а Богу Богово” (Мф. 22;21)

Предлагаем Вашему вниманию интервью Татьяны Садовниковой с архиепископом Петергофским Амвросием, викарием Санкт-Петербургской епархии на тему существует ли православное предпринимательство?

16 октября 2017 г. архиепископ Петергофский Амвросий , викарий Санкт-Петербургской епархии, освятил отремонтированные силами Союза православных предпринимателей первые помещения в историческом здании Духовной Академии, а также триптих святых, являющихся покровителями Союза. О том, что такое православное предпринимательство и чем оно отличается от обычного, мы и поговорили с владыкой.

Владыка, скажите, чем вообще отличается православный предприниматель от других предпринимателей? Расскажите немного о Союзе православных предпринимателей Санкт-Петербурга?

Этот Союз сложился некоторое время назад сам по себе, отнюдь не благодаря моему участию, а по инициативе тех людей, которые занимаются предпринимательством, являются людьми верующими и как-то вместе прониклись жизнью почти современного нам и очень известного здесь, на северо-западе, святого преподобного Серафима Вырицкого.

Преподобный Серафим был купцом, потом стал монахом, и теперь почитается иже во святых. Петербургские предприниматели, изучая жизнь преподобного, пришли к мнению, что и сегодня, в XXI веке, можно попытаться осуществить подобный путь человека, который ведет хорошо какое-то экономическое дело и одновременно стремится к главной цели всякого христианина – к святости.

Ведь эта цель стоит перед каждым, независимо от того, кто он: предприниматель, водитель автобуса, священник, строитель, уборщица, учитель или преподаватель вуза. Преподобный Серафим Вырицкий для участников Союза стал очень ярким и наиболее убедительным примером того, как можно пройти по этому пути и достигнуть главной христианской цели. Конечно, преподобный Серафим жил совсем в другое время, когда действовали другие экономические и просто внутриобщественные законы. Сегодня ситуация у нас в стране в корне отличается от той, которая была накануне революционных событий, во времена преподобного Серафима Вырицкого.

Каким Вы видите современного православного предпринимателя?

Прежде всего, это честный христианин. Мы называем себя православными и одновременно часто в жизни своей позволяем себе не быть таковыми по сути. Это касается любого рода деятельности. Если мы говорим, что мы – христиане и одновременно брата своего обманываем или оскорбляем из-за того, что он составляет конкуренцию в бизнесе или по каким-то другим причинам, – мы перестаем быть христианами.

Если мы называем себя христианами, и одновременно нам присущ грех коррупции или какой-то иной грех, связанный с обманом в экономической деятельности, – мы перестаем быть христианами.

Предпринимателю, который должен действовать очень быстро, четко принимать те или иные решения прежде всего в угоду своему делу, приходится сильно рисковать, выбирая между своим доходом, успехом своего дела и нарушением всего того, что мешает человеку быть хорошим христианином. Поэтому православный предприниматель должен понимать все риски и выбирать между грехом и святостью, между тем, что говорят его вера и совесть, и теми условиями, в которые он поставлен, и принимать решения в пользу Христа.

К сожалению, часто это может заканчиваться большими потерями для собственного бизнеса. Наверное, этим и отличается православный предприниматель от других предпринимателей, которые могут переступать через законы, через людей исключительно ради собственной выгоды.

Союз православных предпринимателей Санкт-Петербурга как раз и был создан для того, чтобы верующие люди друг другу помогали в тех непростых ситуациях, в которых оказывается кто-то из членов этого союза.

В Союзе представлен чаще всего скромный бизнес, предприниматели помогают друг другу кто-то юридической консультацией, добрым советом, помощью собственного опыта ведения того или иного бизнеса, подсказывает своему собрату во Христе, как нужно поступить в той или иной ситуации или помогает ему выйти из неблагоприятной. Заводятся множество хороших и плодотворных знакомств. Развивается деловое сотрудничество между предпринимателями в Союзе.

Через некоторое время после создания сообщества основатели Союза, а прежде всего его председатель – Владислав Жукович – пришли ко мне, рассказали о своих целях, о своей идее. Я отнесся к ней довольно сдержанно. У меня было достаточно сдержанное отношение к людям, занимающимся бизнесом. Ведь мы нередко изначально представляем себе человека, который занимается предпринимательством, как человека нечестного, который нарушает законы и обязательно может где-нибудь подвести. Образ остался из 90-х годов и также навязан советской пропагандой. Это неправильно. И само дело предпринимательства, к сожалению, очень часто в нашей православной среде воспринимается, как что-то Богу неугодное. Это не так. Это не по-христиански.

Примеры должного отношения мы можем найти и в Священном Писании, и у святых отцов. И преподобный Серафим Саровский, даже будучи сыном купца, тоже приводил примеры духовной жизни, как некий прибыток в том или ином деле.

Каким Вы видите сотрудничество православного предпринимателя и Церкви?

Я думаю, что здесь сотрудничество должно заключаться в общем делании каких-либо добрых дел в отношении людей, или в отношении прихода, или Академии. А также в воспитании молодого поколения, которому предприниматели из нашего Союза хотели бы привить находящийся еще в стадии своего формирования новый опыт православного предпринимательства.

Сейчас в России существует много различного рода программ дополнительного образования, где молодых людей учат, как нужно вести дело, учат, каким образом осваивать деньги, чтобы обогатиться. Этот путь, конечно, самый легкий и быстрый, но это не наш путь. Поэтому наши предприниматели решили организовать коворкинг для молодых людей, желающих заниматься предпринимательством. На курсах, которые будут разработаны членами Союза, молодые люди смогут узнавать о моральных принципах, заложенных в основу деятельности православных бизнесменов. Все, кто входит в этот Союз, являются людьми верующими и хотели бы опыт преподобного Серафима Вырицкого и сами усвоить, и передать молодому поколению.

Может, это звучит несколько амбициозно, но наши исконные православные купеческие традиции сегодня в Петербурге уже изучаются, люди пытаются применить их в своей деятельности и молодых людей научить. Такое сотрудничество мы приветствуем, и в этом смысле Духовная Академия могла бы содействовать привлечением петербуржской молодежи. Союз православных предпринимателей приготовил первые помещения в историческом здании Духовной Академии для того, чтобы молодые петербуржцы могли встречаться, знакомиться с нашими студентами и одновременно осуществлять тот процесс обучения предпринимательству, о котором я пытался рассказать.

Существуют виды деятельности, которые очевидно не могут быть согласованы с жизнью верующего человека (наркоторговля, ростовщичество, отмывание денег). Есть ли сферы деятельности, которые на первый взгляд кажутся безобидными, но таят в себе духовные опасности? Чем бы Вы не советовали заниматься православному предпринимателю?

Для православного человека недопустима деятельность, связанная с коррупцией, с подкупом, с отмыванием денег, с наркоторговлей, с индустрией безнравственности. Все, что противоречит евангельскому образу жизни, безусловно, не может быть положено в основу экономической или предпринимательской деятельности человека, который заявляет о себе как о христианине.

Как поступать православному предпринимателю, если для развития его бизнеса ему приходится так или иначе участвовать в коррупционных схемах, давать взятки, завышать показатели своего бизнеса?

На этот вопрос должен дать ответ, прежде всего, сам православный предприниматель. Потому что, с одной стороны, этот вопрос звучит очень четко и ясно, но с другой стороны, мы же прекрасно понимаем, что в его формулировках заложены подчас разные ситуации, которые не всегда можно однозначно охарактеризовать как греховные. В житиях святых мы читаем, как христиане пытались своих братьев и сестер освободить из тюрем. Они подкупали начальников, стражей для того чтобы дать своим собратьям свободу. С формальной точки зрения они грешили, они давали взятку. Но здесь из двух зол выбиралось самое меньшее. Они спасали человека от смерти, от незаконного осуждения. Собирали деньги всей христианской общиной для того, чтобы выкупить этого человека.

Союз православных предпринимателей в Петербурге и создан для того, чтобы любой из его членов мог в той или иной трудной ситуации обратиться к своим собратьям, обсудить эту ситуацию и прийти к какому-то выводу. Со мной иногда тоже подобные вопросы обсуждаются, но больше всего эти вопросы касаются именно положительной деятельности: благотворительности или каких-то просветительских проектов. Я не являюсь духовником всего Союза, потому что можно быть духовником только отдельных людей. Как священнослужитель, могу себя назвать куратором этого Союза по просьбе его создателей. Как куратор я еще никогда не сталкивался со сложными вопросами. Каждый, видимо, решает этот вопрос индивидуально со своим духовником и не всегда выносит на обсуждение. Поэтому мне сложно ответить однозначно на этот вопрос. Но, безусловно, коррупционные схемы, взятки непозволительны. Все это должно уходить из нашего общества, иначе будущего у общества не будет. И, наверное, те люди, которые возьмут на себя такой подвиг честного ведения дела, будут терпеть урон. Но одновременно их жизнь, мне кажется, будет положена в основу того будущего, которое будет избавлено от тех экономических безобразий, которые портят жизнь многих наших семей, многих наших людей и нашего Отечества сегодня.

В дар Союзу Вы освятили иконы святых небесных покровителей предпринимателей. Почему именно эти святые – святой Спиридон Тримифунтский, преподобный Иосиф Волоцкий, преподобный Серафим Вырицкий – являются покровителями предпринимательства?

Их выбрал себе сам Союз. О преподобном Серафиме Вырицком я уже сказал: он является образцом ведения дела, жизни и святости. Что касается преподобного Иосифа Волоцкого, мы знаем, что он заботился не только о духовной жизни братии, но и о материальной составляющей Церкви. Его воззрение заключалось в том, что и материальное можно освятить и преподнести, как дар Богу через служение людям этим материальным. А что касается святителя Спиридона Тримифунтского, то он полюбился нашим братьям, поскольку они перед тем, как создавать Союз, часто совершали паломничество на Корфу и молились у мощей святителя Спиридона. Его многие из Союза очень любят.

Так сложилось, что всякая беседа, собрание, совещание Союза обязательно предваряется служением молебна Христу Спасителю, Божией Матери и этим святым. Недавно по просьбе создателей Союза студенты нашего иконописного отделения написали иконы этих трех святых. В честь освящения триптиха и в честь готовности трех аудиторий для того, чтобы задачи и цели, которые поставил перед собой Союз, смогли осуществляться в Духовной Академии, члены Союза пригласили правнука преподобного Серафима Вырицкого, Василия Набоко. Он на днях приехал из Болгарии, посетил нашу Духовную Академию, привез четки своего святого прадеда, рассказал о том, что ему рассказывала мама, принял участие в молитве и в заседании Союза православных предпринимателей. Таким образом, Союз принял благословение одного из святых, избранных самими членами Союза себе в качестве покровителей.

Каким Вы видите правильное отношение православного предпринимателя к материальным благам и открывающимся возможностям их использования?

Бог дал, Бог взял. В прошлом году я совершал паломническую поездку на Афон. Зима в том году на Афоне была достаточно снежная, принесла много проблем. Когда мы путешествовали, передвигаясь на автомобиле, мы попали в аварийную ситуацию: наша машина уже практически летела в пропасть. Нас развернуло благодаря маленькому бордюрчику и понесло вниз уже в другую сторону пропасти. Но нас остановили внизу две машины, которые столкнулись ранее и были сильно повреждены. Это были автомобили, принадлежавшие сербскому монастырю. Когда мы вышли из своего автомобиля целы и невредимы, мы увидели монахов из тех двух машин. Они улыбались, крестились и говорили: «Слава Тебе, Господи, все живы и здоровы!» Представьте себе реакцию на подобную ситуацию мирского человека где-нибудь в России или в Греции. Она была бы совсем другой. Для меня это был потрясающий пример отношения монахов к материальному богатству. Что такое эти дорогие, может быть, действительно хорошие, новые, недавно подаренные машины по сравнению с жизнью человека? Они не составляют никакой ценности. Это был лично для меня поразительный, красноречивый урок.

Независимо от того, кто мы – монахи, священники, предприниматели, – мы должны именно таким образом относиться к материальному богатству. Материальное богатство есть средство. И очень хорошо, что человек умеет использовать свои Богом данные таланты – смекалку, математические, интуитивные и иные способности – для того, чтобы зарабатывать деньги, но одновременно не зацикливаться самому на всем этом заработанном, а пытаться подарить это другим людям. Ведь только таким образом можно получить радость. Безусловно, не забывая о семье, заботясь о будущем своих детей, но одновременно и другим людям давать. В этом смысле многие богатые люди, миллиардеры, по-разному сковавшие свое состояние, тоже могут быть для нас примерами. Я сейчас не готов перечислить какие-то имена, но читал о тех людях, которые жили и сейчас еще живут и ведут скромный образ жизни, но достаточно большие средства отдают детским домам, домам престарелых, устраивают какие-то образовательные и очень добрые программы, помогают нуждающимся людям.

Для нас, православных людей, это прекрасный пример – нужно не только о себе заботиться. Если мы не будем так поступать, мы просто никогда не станем счастливыми, потому что денег никогда не бывает много. Их всегда будет мало. Даже если их будет больше, их все равно будет недостаточно.

Беседовала Татьяна Садовникова

Можно ли вести по-христиански? Каким должен быть этический кодекс православного предпринимателя? Отвечают эксперты.

Начальник инспекции контроля расходов федерального бюджета на науку и образование Счетной палаты Российской Федерации, профессор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации и Высшей школы бизнеса при Экономическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова:

Действуют только правила, имеющие прямую санкцию

Вопрос о «кодексе этики православного предпринимателя» мне кажется «отголовным», оторванным от жизни. Сусальную сказку про честь русских купцов рассказывают до сих пор, но известно, что стандартное правило русского купца – это «объегорить», и кто больше объегорил, тот этим и бахвалился. Какая здесь честь, кто с ним дальше «не имел дела»? Ведь все обманывали.

Я не знаю ни одного кодекса, который бы реально действовал, кроме тех, которые имеют прямую санкцию. Например, если ты нарушаешь то или иное правило, то тебя выгоняют с Нью-Йоркской биржи. Для того, чтобы сохранить свой бизнес, люди вынуждены соблюдать правила. Если нет прямых санкций, то говорить о каких-то кодексах, правилах и моралях – это очередная сказка, которую мы можем читать, если нам надо отвлечься от нужных дел и заняться очередной прекраснодушной Панамой. Если нам нужна сказка, то давайте, конечно, о ней поговорим.

  • Что такое ‑ отдельный кодекс православного предпринимателя?
  • Чем православная честь отличается от католической или магометанской?
  • Если человек – православный, то что ему еще нужно, кроме Христовых заповедей?

Мы придумываем для себя очередной повод поговорить. В 1917 году, когда случился коммунистический переворот, то некто на него среагировал так: он сказал – «проболтали страну».

Мы в очередной раз собираемся ее проболтать. Народ этим хорошо занимался и после развала Союза в 1991 г, мы ее забалтываем и дальше, утешаясь тем, что мы делаем доброе дело. 20 лет говорится о какой-то странной категории «православный предприниматель», и что изменилось за эти годы? Возникла ли у нас новая Третьяковская галерея, новые богадельни, подобные тем, которые строили Морозовы, новые благотворительные больницы, как 1-я Градская, 4-я Градская?

Нет, но мы собираемся на заседания, принимаем резолюции… А кто их выполняет?

Я 20 лет нахожусь и в обществе бизнесменов, и в церковной среде, и сморю, что происходит на стыке этих двух сред. В начале 1990-х говорили, что православным предпринимателям не хватает богословского образования. Ну, во-первых, какое нужно образование, чтобы быть честным человеком, помогать людям и любить их? Во-вторых, многие уже закончили Свято-Тихоновский университет, и теперь у них есть это образование.

Где бесплатные богадельни?

Есть одна-единственная ‑ у владыки Пантелеимона (Шатова). Вот обычная ситуация для современности – на приходе появилась старушка, которую выживают дети из квартиры, гонят на улицу. Денег, чтобы платить, естественно, нет, завещать тоже нечего. Мы исследовали Москву и Подмосковье на предмет богаделен ‑ и не нашли ни одной бесплатной…

Несомненно, у нас много верующих бизнесменов. И есть Евангелие. Видимо, нужно их как-то в бизнесе соединить, а не изобретать нечто новое «от ветра главы своея», как любил говорить покойный патриарх Алексий.

Протоиерей Александр Миняйло, ректор Уральского института бизнеса имени И.А.Ильина:

Христианский смысл для всего

Протоиерей Александр Миняйло

Христиане должны стараться все наполнить христианским смыслом. Если православные христиане занимаются хозяйственной деятельностью, то они должны стремиться к нравственности и в этой деятельности.

Например, я знаю несколько бизнесменов, которые в Москве открыли фирму по переработке яиц. Голландская фирма предложила им покупать добавки, которые улучшают потребительские качества яичного порошка и смесей, используемых в кондитерской промышленности. Но когда они узнали, что эти добавки могут быть вредными для здоровья, то они отказалась. Их конкуренты предложат товар более хорошего внешнего вида и может быть, эти православные предприниматели потерпят какой-то убыток, но я верю, что Господь их не оставит.

Или другой пример. Директор завода построил на своем заводе храм. Сотрудники могут начать день с молитвы. Если рабочие будут тратить пол часа в день на общение с Богом, то это будет отражаться на качестве работе, потому что они будут ответственнее относиться к своему труду, как послушанию. Воспринимать труд не как зарабатывание денег, а как служение – одна из основ христианской этики труда.

Священник Дмитрий Березин, настоятель Казанского храма села Молоково Московской области, секретарь Миссионерского отдела Московской епархии, кандидат экономических наук:

Запреты и обязанности

Православный предприниматель, как любой верующий человек, в первую очередь православный, а уж потом предприниматель. Целью бизнеса чаще всего считается получение прибыли, хотя специалисты по управлению уже достаточно давно говорят о социальной цели бизнеса – удовлетворять определенные запросы общества, в том числе собственных сотрудников. Думается, для православного бизнесмена такая цель будет более правильной.

Этический кодекс православного предпринимателя, несомненно, возможен и нужен. Я бы разделил его на запреты и обязанности. Начну с первого.
Нельзя допускать в деятельности ложь по отношению к клиентам. По отношению к клиентам-предприятиям ложь – выставление заведомо завышенных счетов, осознанное снижение качества работы по сравнению с обещанным, заведомо ложные обещания, клевета на конкурентов, «откаты» сотрудникам клиентов, если этого можно избежать.

По отношению к физическим лицам – обман упаковкой (надписи вроде «Только натуральное», «100%», «Повышает…», «Тонизирует…» и многие другие редко когда соответствуют истине), обман обещанием высокого качества или пользы при отсутствии таковых, обман со сроками хранения, потребительскими свойствами и т.д.

Также недопустимо лгать партнерам: не соблюдать устные обязательства, подставлять партнеров путем перекладывания на них всех рисков, заведомо должных случиться, клеветать на них.

Православный предприниматель не имеет права платить свои сотрудникам зарплату ниже обещанной устно, заставлять их работать сверхурочно без дополнительного поощрения, задерживать выдачу зарплаты, необоснованно сокращать сотрудников. Должен следить за моральным состоянием коллектива и поддерживать его на уровне.

Владимир Савочкин, староста храма Воскресения Христова в Кадашах:

Кодекс чести – быть честным человеком

У христиан-бизнесменов не должно быть особого кодекса чести – достаточно быть христианином и просто честным человеком, не обманывать ближнего, жить по-христиански.

Я сам некоторое время занимался бизнесом в конце 1980-х – начале 1990-х годов, еще до того, как крестился. И всегда старался быть честным до конца. Но часто из-за этого проигрывал. Несколько раз я стоял перед искусительным выбором – «обмани и станешь миллионером». В конце концов я вылетел из бизнеса, как пробка. Но это уже моя личная, особенная ситуация. Дело в том, что когда, наконец, придя к Богу и встретившись с человеком святой жизни, старцем Ипполитом, настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря Курской губернии, поговорил с ним, то он мне дал понять, что не было воли Божией лично мне быть бизнесменом. Но есть люди, о которых есть воля Божия, чтобы они были богатыми людьми. Я убежден, что если такой человек будет исполнять заповеди Божии, если он будет честным и добрым, то Бог покроет его: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь (Пс 1).

Бог раздает людям различные таланты. Так есть и люди, которым Бог дал дар имения, чтобы они служили Ему своим имением. И эти люди тоже должны исполнять заповеди Божии. Допустим, что такой человек не украл и не приобрел по этой причине лишние 20 миллионов, но Господь даст ему в другом месте, там, где он не ожидал. Только нельзя забывать о Боге.

Когда мы подходим к любой ситуации с духовной точки зрения, то все складывается, все управляется как нельзя лучше. Может быть, нет Божьего благословения, чтобы некий человек стал миллиардером, а оставался бы миллионером. Но перед ним вдруг встает искусительная ситуация: если сейчас «немножечко» обмануть, то я получу громадную прибыль и стану миллиардером. Обманул и стал, но его деньги уже не праведные – он подпадает под проклятие Божие.

В Церкви есть много святых, которые обладали большим богатством. Преподобный Серафим Вырицкий был в миру очень богатым человеком и известным меценатом. В Кадашах был свой святой мученик – купец Николай Григорьев, который был крупным предпринимателем, на долю его фабрики колбасно-гастрономических изделий приходилось свыше 40 % всей продукции, вырабатываемой в Москве. Он был необыкновенным благотворителем – щедро кормил огромное количество людей, делал тайные вспоможения прихожанам храма. На своей родине в Ярославской губернии построил каменный храм в честь свт. Николая, помогал крестьянам родной деревни и всех соседних сел и деревень. И, представьте себе, о нем вспоминают, что любой нуждающийся мог обратиться с просьбой и никогда не имел отказа. Ежегодно из Москвы на родину по большим церковным праздникам отправлялись огромные обозы с подарками. Невесты из бедных семей получали приданое к свадьбе. Там же он построил больницу. Это примеры для современных православных предпринимателей, чтобы они не сильно унывали, когда теряют деньги из-за своей честности.

В наше время есть подобные примеры. Не буду называть имен, но меня недавно познакомили с одной богатой женщиной, о которой мне было известно, что старец Ипполит благословил ее отдавать на Церковь не десятину, а 90 % своих доходов. Себе же оставлять только десятину. И теперь почти вся ее прибыль идет на благотворительность. Ее рачением возникло несколько монастырей.

Важная тема – честные отношения предпринимателей с государством. В России бизнесмены стоят перед тупиковыми, как кажется, вопросами, например, налогообложения. Мне кажется, что во всех подобных вопросах деловые люди должны советоваться со своими духовными отцами. Предприниматель знает ситуацию со своей точки зрения, а духовник с духовной. Может быть, бизнесмену лучше отказаться от своего бизнеса и перейти в другую область рынка. Вообще, в любой ситуации лучше отдавать кесарю – кесарево, а Божие – Богу. Если же кесарь так управляет вверенной ему Богом страной, что у предпринимателя вообще ничего не остается, если он честно заплатит все налоги, то получается, что нас обманывает кесарь. Но если духовник говорит: «Знаешь что – поживи честно, как Господь даст, а я буду за тебя молиться». То человек, послушавшись духовника, за послушание получит множество милостей Божиих. Преподобный Силуан Афонский говорил, что «послушливый велик перед Богом, послушанием хранится человек от гордости, за послушание дается молитва, за послушание дается и благодать Святаго Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы».

Еще один вопрос, который касается всех – грех или не грех – платить взятки? Мне кажется, платить взятки это страшный грех – ты сам согрешаешь и вводишь в грех другого человека. А если ты христиан и даешь взятку, то ты еще и соблазняешь людей, которые говорят: «Если верующий человек дает взятку, то нам-то и подавно можно давать взятки».

Передо мной подобные вопросы, слава Богу, не встают и поэтому мне трудно судить об этом. Впрочем, как у автомобилиста бывали у меня данные искушения. Например, оформляют на меня протокол за превышение скорости, и есть большая вероятность, что могут лишить прав. Но я сейчас могу заплатить 3000 рублей инспектору, и все будет «шито-крыто». Лично я уже походил год без прав и почувствовал, сколько сразу возникло проблем и у меня, и у храма. Ведь я работаю на Церковь, делаю хозяйственные, продовольственные закупки. Кроме этого, вожу больных, инвалидов, многодетные семьи. Вожу батюшку на требы к тяжелобольным людям. И вот передо мной стоит выбор: если я сейчас заплачу 3000, и меня не лишат прав, то я смогу сделать много-много добрых дел. Но для этого надо совершить грех – дать взятку. Но виноват-то я был. Я нарушил правило дорожного движения, тоесть совершил грех, который порождает новый грех. Ужасный выбор. Я прихожу к выводу, что надо жить по закону, который дал нам кесарь.

Сейчас есть люди, которые делают огромное множество добрых дел, выделяют большие деньги на благотворительность, и, по-возможности, стараются все это делать тайно. Мне известно об одном миллиардере, который все свои расходы обсуждает с духовным отцом. И мало кто вокруг догадывается о его духовной жизни.

Честный верующий деловой человек привлекает людей к Богу, у него будет хорошая репутация, и Бог, в свою очередь, будет привлекать к нему людей. Все будут знать, что он человек слова. А когда люди узнают, что он, оказывается, верующий человек, ходит в храм, да еще и алтарничает, то есть надежда, что кто-то задумается о смысле жизни, о Боге, о Церкви. Я знаю, что миллиардеры братья Ананьевы, владельцы Промсвязьбанка и одной из крупнейших в России компаний «Техносерв», активные прихожане храма на Яузе, а один из них там алтарничает. Они известны своими добрыми делами. Подобные им люди должны быть, по слову Писания, как свечи, стоящие на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

Предприниматель должен быть просто христианином. Он должен соблюдать главную заповедь, дарованную нам Спасителем, заповедь о любви, в которой, как Он Сам сказал, «весь Закон и пророки».

Честно сказать, мне жалко православных предпринимателей, они, наверное, каждый день стоят перед выбором, иногда тяжелейшим выбором. Ведь мы не представляем, сколько несчастных людей у них просит денег. И многим надо бы помочь – у этих сгорел дом, эти живут за чертой бедности, а у тех операция на 100 000 евро. И если ты им дашь эту громадную сумму, то их больной может быть выживет. У тебя в руках, порой, жизнь и судьба человека.

Не зря Господь сказал, что трудно богатому войти в Царство Небесное. Это можно понимать еще и так, что богатый человек стоит перед сложным выбором. Поэтому, главное, это понять, что богатство не должно обладать человеком. Святитель Василий Великий говорит: “Знаю многих, которые постятся, молятся, вздыхают, являют всякого рода неубыточное благочестие, но не дают ни единого гроша теснимым нуждой! Какая же для них польза от прочих добродетелей? Их не приемлет Царствие Божие».

Подготовили Александр Филиппов и Леонид Виноградов.

Продолжение. Начало в №32.

Юхневская Ольга Леонидовна, индивидуальный предприниматель, мастер спорта по дзюдо, тренер по фитнессу, владелица спортивного клуба"Джамп", г.Тверь

Юхневская Ольга Леонидовна
- Что бы вы могли сказать о духовной основе русского предпринимательства?
- Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, должна соотноситься с Божественной волей. Труд благословен Богом, если он направлен на благо людей. У российского предпринимательства тысячелетняя история, и издавна в его основе были духовно-нравственные мотивы, которые преобладали над материальными. Многие люди, далекие от Церкви, скажут, что предпринимательская деятельность, не направленная на получение выгоды, - утопия. Да, мы должны заботиться о себе, о своих семьях, о достойном уровне жизни. Забота о собственной пользе не отвергается христианством. Забота о себе - исходный путь доброделания, но не потакания своим душевным и телесным похотям. Поэтому предпринимательская деятельность не должна ориентироваться только на конкретный материальный результат и личное потребление. В первую очередь, она должна быть общественно полезной и соответствовать нравственным устоям, данным в учении Церкви. Являясь творением Божиим, человек отвечает за все, что создано на земле Богом. "Возлюби ближнего твоего, как самого себя", - эта заповедь говорит нам о внимательном отношении не только к своим близким, но и к своим подчиненным, партнерам по бизнесу, клиентам, т.е. ко всем участникам хозяйственной деятельности.
При этом мы не должны забывать и о людях, нуждающихся в помощи. Благотворительность всегда играла существенную роль в жизни нашего общества. Всем известны русские меценаты П.М. Третьяков, С.И. Мамонтов, С.Т.Морозов, П.П Рябушинский и многие другие. Будучи богатыми людьми, они не забывали помогать нуждающимся. Материальные ценности сами по себе не делают человека счастливым. Помощь ближнему - только такая мотивация делает человеческий труд ценным, приносящим внутреннее удовлетворение и радость.

- Каждый христианин старается идти по жизни путем спасения, а для это необходимо прикладывать определенные усилия. Православная вера предлагает ряд нравственных ограничений человеку, желающему достичь Царства Небесного. Это касается не только бизнеса, но и любой сферы человеческой деятельности, будь то супружеские отношения, воспитание детей, отдых.
В бизнесе главное - отношения, и они должны строиться на уважении прав и законных интересов всех участников. Любовь к своему делу и людям, профессионализм и честность в отношении с клиентами, подчиненными и партнерами сделает любой бизнес успешным, приносящим не только доход, но и душевное удовлетворение.

- Бизнесом вообще заниматься нелегко, особенно, женщине. Когда я начинала свой бизнес, грянул дефолт. Начальный капитал был неизмеримо мал. Помогала финансовая поддержка семьи. Но и физически было тяжело. Как и любой женщине, наряду с работой нужно было вести домашнее хозяйство, заниматься воспитанием ребенка. Но я очень люблю свое дело, наверное, именно это и помогло тогда остаться на плаву.
Высокие налоги, бюрократическая волокита, отсутствие финансовой поддержки со стороны государства - неполный перечень того, с чем приходиться сталкиваться нашим предпринимателям. Но вера в Бога, отношение к людям, как к самому себе, профессионализм и желание работать - хорошее подспорье в этом нелегком деле.
Священник Алексей Зайцев, клирик Свято-Троицкого храма города Челябинска. До принятия сана окончил Уральский Горный Университет и Немецкую Академию Менеджмента (г.Целли, Германия).
- Отец Алексий, что бы вы могли сказать о духовной основе русского предпринимательства?
- К сожалению, приходится говорить об отсутствии духовной основы в нынешнем русском предпринимательстве. Причины этого достаточно очевидны.
Основание современного русского предпринимательства, заложенное в 90-е годы прошлого века, было уже бесчестным. За редчайшим исключением, преуспели в обогащении те, кто для достижения своих целей не останавливался перед преступлениями, откровенным воровством и обманом. За последние годы появилось больше возможностей для ведения честного бизнеса, но нельзя сказать, что ситуация здесь принципиально изменилась к лучшему. Бесчестное начало в развитии различных сфер бизнеса по-прежнему резко преобладает. Возможно ли в такой ситуации ожидать от людей бизнеса духовности и жертвенной любви к ближним? По слову святого Евангелия, худое дерево не дает добрых плодов. Современное русское предпринимательство, за редким исключением, стоит очень далеко от духовных, культурных и социальных проблем нашего общества. Вложения в эти сферы остаются незначительными и формальными. На Западе бизнесмены вкладываются преимущественно в те области, от которых зависит будущее государства, а отечественные представители бизнеса, по большей части, расточают средства на взятки чиновникам, собственный имидж, финансирование высокобюджетных профессиональных спортивных клубов.
В данной ситуации существенное влияние на развитие благотворительности могла бы оказать государственная власть, поставив необходимым условием для нормального развития бизнеса на всех уровнях обязательную поддержку духовной, культурной и социальной сферы. Пока в России успешно развивается бизнес, в основном, у тех, кто заручился поддержкой сильных мира сего и дает взятки чиновникам. А благотворительность остается не у дел. Увы, и государству принадлежит в этом деле, в целом, отрицательная роль.
Необходимо подчеркнуть, что в вопросах духовности предпринимательства и развития благотворительности Церковь не остается в стороне. Её задача в данном случае, с одной стороны, направлять внимание бизнесменов на духовные и социальные проблемы простых людей, а с другой - побуждать чиновников самого разного уровня к работе с предпринимателями в приоритетных для нашего Отечества направлениях. Мы являемся свидетелями того, что подобные усилия не остаются тщетными. В тех епархиях, где государство и Церковь активно сотрудничают с предпринимательской средой - налицо существенные положительные сдвиги: характер и уровень благотворительности принципиально меняются.
- Как совмещать успешный бизнес и православный образ жизни?
Для того чтобы заниматься успешным бизнесом и не сойти с пути спасения, необходимы три условия:
1) избегать откровенно преступных путей развития бизнеса;
2) жертвовать из своих доходов существенную часть на развитие духовной, культурной и социальной сферы;
3) не забывать о своей личной духовной жизни, ибо от Бога невозможно откупиться пожертвованиями за собственное духовное нерадение.
Церковь не призывает, чтобы все ее чада оставляли предпринимательство ради сохранения православного образа жизни. Однако в современном мире нередко складываются такие обстоятельства, когда развивать своё дело, не отступая от христианских принципов нравственности, оказывается невозможным, ибо продвижение бизнеса требует откровенно безнравственных и преступных средств. В этом случае следует предпочесть бизнесу единение со Христом и вечное спасение.
- Вы окончили Немецкую Академию Менеджмента. Как известно, менеджмент базируется на светской психологии. Может ли православный бизнесмен применять знания менеджмента на практике, не нарушая при этом заповеди Божии?
- Менеджмент, напомним, - это управление предприятием... Безусловно, теоретически можно управлять предприятием и развивать бизнес, не нарушая Заповеди Божии. Однако внешние обстоятельства, как правило, не зависят от наших желаний и не всегда этому способствуют. Здесь нужно проявить духовную мудрость, чтобы, продвигаясь по земному пути, не остановиться на пути к Небу.
Существенная проблема современного мира, в том числе и сферы бизнеса, - практически полное отсутствие жертвенности. Наши система воспитания и система ценностей приучают людей жить для себя, а не для других; помогать ближнему не ради добра, а ради прибыли в дальнейшем. Однако человек, который практически полностью живет для себя и не способен на жертву, находится вне благодатного единения с Богом.
Поэтому он легко поддается соблазнам этого мира и падает при искушениях.
Если бы мы были более расположены к жертвенному служению ближнему и внимательны к своей внутренней жизни, то и у нашего предпринимательства были бы духовные основы, а занятие бизнесом не ассоциировалось бы в народном сознании с безнравственностью и корыстью.
Александр Чернавский имеет успешный опыт предпринимательской деятельности в сфере культуры (организация выставок, выставок-продаж, съемок фильмов), бизнес-образования, консалтинга и книжной торговли.
- Что бы Вы могли сказать о духовной основе русского предпринимательства?
- Вчера русские предприниматели сказали мне, что в переводе с греческого экономика - домострой. А домострой - это жизненный уклад православного христианина. И тут - ни убавить, ни прибавить.
Святой старец-молитвенник Серафим Вырицкий был очень успешным предпринимателем до принятия монашества. В своей книге он рассказывает о Промысле Божьем в его жизни: "Не как ты хочешь, а как Бог даст". Основой его предпринимательства был поиск Воли Божьей и жизнь по заповедям.
На одном из семинаров с предпринимателями мы разбирали корпоративную этику через призму Декалога.
1. ... не должно быть у тебя других богов. - Един Бог Христианский!
2. Не сотвори себе кумира. - Не поклоняйся Мамоне и никакой твари, бойся суеверий.
3. Не произноси имени Господа Бога Твоего напрасно. - Следи за своей речью, не допускай словесной неряшливости. Слово есть дело. Будь человеком слова. Преклонение перед святостью есть признак смирения и духовного здоровья.
4. Помни день субботний... знай о Божественном укладе, ритмах, циклах, Богу отдавай должное во времени и пространстве своей жизни.
5. Почитай отца... уважительные отношения строятся на уважение к рангу, возрасту, полу, традициям. Чтобы управлять, необходимо научиться подчиняться.
6. Не убивай. Можно убить словом, мыслью, желанием зла, небрежностью, безответственностью, неудержанием от зла, плохой организацией работы.
7. Не прелюбодействуй. Плотские страсти ведут ко всем другим страстям. Одной рукой созидая, другой разрушая, нельзя достигнуть внутренней гармонии и цельности.
Прелюбодейство разрушает семью, разрушает тело и дело. Рушатся государства, города, традиции. Целомудрие - источник Божественной силы и мудрости.
8. Не кради. Что легко приходит - то легко уходит. Доброе имя - капитал, который никогда не обесценится, а только будет возрастать в цене.
9. Не произноси ложного свидетельства... Клевета разрушает мир, ведет к войнам, ненависти и злобе. Все тайное становится явным. Очернил - и сам измазался. Груз на душе не дает возможности летать, творить, созидать.
10. Не желай... Зависть омрачает жизнь и ведет к союзу с дьяволом - первым завистником на Земле.
- Как совмещать успешный бизнес и православный образ жизни?
- Прежде всего нужно научиться благодарить Бога. Благо дарить, молить о спасении. Жить по десяти заповедям, и если Бог благословил иметь богатство и достаток, то уметь правильно ими распоряжаться.
Десятину отдавай Богу. Не обязательно это будет десятая часть дохода, выручки. Это может быть и десятая часть мыслей, времени, энергии, сил, памяти Тому, кто дал тебе достаток, талант, дарование. Правильное распоряжение дарами. Православный уклад. Если ты жил в православной традиции и Господь доверил тебе богатство, то нужно помнить, что все это временное, а в случае неуспеха относиться к этому так: «Бог дал - Бог взял». Не только богатство, но и саму жизнь.
Евгений Данилов - продюсер, журналист, ведущий радиопрограммы «Благовещенье»
- Евгений, что бы вы могли сказать о духовной основе русского предпринимательства?
- Существовавшее еще до революции русское предпринимательство базировалось на основах христианской веры, многие русские купцы были не просто православными, но глубоко воцерковленными людьми... На Рогожском кладбище в Москве так много могил людей, которые поднимали отечественную экономику до мирового уровня. Все много жертвовали на благотворительность, получали церковные награды, дворянский титул.
Но так, к сожалению, было в далеком прошлом. Сегодня Россия оказалась в кризисе, и в его основе лежит отнюдь не экономика, но кризис духовности. Современный бизнесмен российского разлива если и жертвует на Церковь, то лишь по принципу: как бы чего не вышло: лучше дам немного на благое дело - а не по внутреннему духовному порыву.
Служение Богу и Мамоне есть вещи несовместные. Сегодня бизнесмены, в большинстве своем, истово служат Мамоне, а это, как известно, одна из ипостасей диавола.
Все сие накладывает свой отпечаток на образ предпринимателя: кино, многочисленные сериалы, к сожалению, показывают нам весьма неприглядный образ нынешних нуворишей.
- Сложно ли в России заниматься бизнесом?
- В сегодняшней России это в высшей степени сложно. Сегодня, чтобы вести в нашей стране успешное дело, необходимо все время нарушать закон, обманывать, давать взятки, не платить налоги... Заповедь «не укради» в российском бизнесе - одна из самых нарушаемых.
Законы в России так устроены, и чиновниками сделано это во многих случаях специально, чтобы бизнесмен, как ни крути, просто был вынужден их нарушать.
- Как совмещать успешный бизнес и православный образ жизни?
- Это трудно, но возможно. Нужно сверять каждый свой шаг с заповедями Божьими, не делать людям гадостей, стараться не обманывать своих работников, держать свое слово. Купцы в старой императорской России под честное слово, без всяких письменных договоров, осуществляли многомиллионные сделки.
Сегодня любая крупная фирма в России содержит огромный штат высокооплачиваемых юристов, не может сделать и шагу без их совета, и все равно нередко попадает впросак.

Елена Скороходова
А все дело в том, что в основе нынешнего бизнеса не лежат честь, совесть и заповеди Христовы.
Но это, впрочем, беда не только бизнеса, но и всей нашей жизни, всех ее форм и проявлений. И причина большинства социальных болезней России. Если Россия сможет вернуться к Христу, то многие проблемы решатся сами собой.
Елена Скороходова - актриса, драматург, режиссер.
- Елена, что бы вы могли сказать о духовной основе русского предпринимательства?
- Если говорить о духовной основе русского предпринимательства, то нельзя не отметить того факта, что русские бизнесмены испокон веков были людьми православными и богобоязненными. А значит, заповедь «не укради» была для них не пустым звуком. Более того, раньше было принято десятину нести в храм. Люди работали и зарабатывали с молитвой. Сейчас это всё, составляющее духовную основу предпринимательства, конечно, утеряно... Впрочем, единичные случаи всё же есть, и, слава Богу, есть примеры их преумножения.
- Как совмещать успешный бизнес и православный образ жизни?
- Надо просто не гнаться за сверхприбылью. Есть такое хорошее русское слово «достаток». Почему-то о нем сейчас забыли, стремясь к богатству и роскоши. Видимо, потому что такой образ жизни широко рекламируется глянцевыми журналами. А народ у нас очень внушаемый. Но для нормальной жизни роскошь не нужна, надобен лишь достаток. Счастье не определяется богатством. «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения», - сказано в Писании. (Лк. 12:15).
Многие мои знакомые бизнесмены часто говорили мне о том, что невозможно заниматься бизнесом в России и платить все налоги. Поэтому даже православные предприниматели вынуждены прибегать к «двойной бухгалтерии». Если нарушения в бизнесе вызваны несовершенными законами, то это дело совести каждого бизнесмена в отдельности. А в общем-то, конечно, надо усовершенствовать законодательство.
- Как вы считаете, сложно ли в России заниматься бизнесом?
- У нас в России всё непросто. Ежедневная борьба - это наш российский стиль жизни.
Я считаю, что возрождение России напрямую зависит от воцерковления русского народа, от возрождения в России Православия. Поэтому я верю в победу честного бизнеса, которым когда-нибудь станет прибыльно заниматься.
Идеальный бизнес - это когда партнёры работают взаимовыгодно, а не один уничтожает другого. К сожалению, такая тенденция взаимного уничтожения у нас в российском бизнесе, как и на Западе, тоже есть. Люди не понимают, что, уничтожив надёжного партнёра, они проиграют. Но большие акулы пожирают меньших, не думая о последствиях. Это закон джунглей и современного бизнеса.
Но я всё-таки верю в наш особый русский путь, в наш российский менталитет и в нашу врождённую духовную составляющую, в её победу во всех проявлениях нашей жизни. В том числе и в российском бизнесе.

Православные составляют большинство в России - неудивительно, что среди них немало предпринимателей. В пику современного общества, пропитанного либеральным грехом ростовщичества и обмана, существует целое сообщество православных предпринимателей. Об этом рассказал член группы православных предпринимателей Дмитрий Любомудров в программе "Наша точка зрения" на Царьграде.

Православные предприниматели: непаханая нива

Любомудров напомнил, что мы, православные, составляем большинство, более 80% населения России. И исполнять заповеди надо не только по воскресеньям на литургии, но и на работе, в повседневной жизни.

"И я должен сказать, что эта нива почти непаханая. У нас большинство предпринимателей, называющих себя православными, на деле заповеди нарушают. Позволяют себе нарушать договоры, не платить зарплату, не поставлять товар, или делать товар плохого качества. И мы как клуб православных предпринимателей свою задачу видим в том, чтобы напоминать наставления Патриарха ", - сказал Любомудров.

Он напомнил о том, что правила для верующих предпринимателей были разработаны еще в 1912 году, до революции - российскими промышленниками, купцами. И сейчас разработана специальная "этическая финансовая система".

"Русская цивилизация должна играть по собственным правилам, что мы должны не прислуживать заокеанским "партнерам", а думать о собственном пути, о реализации собственного пути. В этом смысле ответственность несут в основном православные предприниматели, хотя бы просто потому, что их больше ".

Принцип симфонии - и среди работающих

В Православии есть принцип, важнейший для понимания светского и религиозного - это принцип симфонии властей. Согласно этому принципу светская и церковная власть должны находиться в состоянии гармонии, сосуществования, синергии по-гречески, нераздельно и неслиянно. Подобные отношения между Империей и Церковью восходят еще к императору Константину Великому, а теоретизация концепции была осуществлена уже императором Юстинианом Первым.

По оценке Дмитрия Любомудрова, сегодня эта симфония глубже, чем была раньше. В отличие от Украины, где в парламенте позволяют друг другу бить лицо - "никакой симфонии там не наблюдается, а священники, которые называют себя якобы православными, призывают к убийствам, то о какой там симфонии может идти речь?"

"Слава Богу, что у нас на этом пути сделан значительный шаг, и мы, следуя наставлениям Патриарха, стараемся эту симфонию воплотить во взаимоотношениях не только предпринимателей. Я хотел бы сказать, вообще, людей работающих. Речь идет не только о командирах бизнеса, но и о тех, кто каждый день приходит в офис на рабочее место - ведь они тоже должны соблюдать заповеди. От них тоже зависит нравственное состояние страны, поскольку высший начальник может руководствоваться благими целями, а его помощники могут воровать, и он даже может об этом знать, или догадываться, но не предпринимать мер ".

Грешить коррупцией - вылететь с поста

Многие проекты сейчас не двигаются, потому что нет доверия между предпринимателями, констатировал Любомудров. "Один говорит, я вам денег не дам, потому, что вы меня обманете. Другой говорит - а я вам не верю, потому, что вы мне не поставите товар. И дальше спорят - кто первый деньги даст, либо кто первый товар привезет, и многие из них основываются ведь на нехорошей статистике, действительно очень много воровства, очень много невыполнений обязательств - какая же здесь может быть синергия и симфония в стране? Даже если власть говорит, что вот допустим, наш Президент говорит правильные вещи - как надо объединять усилия, и так далее. А если его министры берут взятки, да еще с государственных компаний даже? "

В этой связи стоит ждать, пока коррупционеры уйдут с постов - а Улюкаев - первая ласточка. "Дело в том, что предприниматели России понимают, куда нас завела вот эта либеральная команда Гайдара, Чубайса и Кудрина. Они завели нас в болото, о чем Патриарх Кирилл неоднократно и очень явственно говорил, что свобода нужна не всякая, что нужно понимать, какую свободу надо. Не свободу вседозволенности и поклонения каким-то там непонятным нам ценностям.Свобода, как говорили святые отцы - это свобода не грешить ".

"Мы придумали специальную систему, которая помогала бы православным предпринимателям - для начала - не обманывать друг друга, делать так, чтобы их не обманывали внешние подрядчики, поставщики, в том числе и банки, и инвесторы - и друг друга не обманывали. И тогда мы можем реализовать ту идею, что Русский мир - он шире, чем Россия, Российская Федерация, Русский мир - он по всему миру ", - заключил Любомудров.

Заняться импортозамещением и предлагают торговым сетям продукты питания собственного производства - рыбу, овощи и сыры сортов моцарелла, качотта и рикотта. До этого РПЦ проявляла свою позицию другими методами : молебнами в помощь фермерам о развитии импортозамещения в России. «Секрет» выяснил, какие ещё бизнес-модели развивает церковь.

Православный банкинг

В конце прошлого года группа священников и финансистов при Московском патриархате разработала проект православной финансовой системы. Идеолог проекта протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что он «поможет защитить российскую экономику от кризиса». В рамках проекта предлагалось создать банк и инвестиционный фонд для малого и среднего бизнеса, средства из которого будут выделяться не под процент, а под прибыль предприятия. Стороны должны воздержаться от участия в бизнесе, связанном с алкоголем и табачной продукцией, азартными играми, а также от использования труда мигрантов из Средней Азии. Одним из потенциальных участников в уставном капитале должен был стать владелец агрохолдинга «Русское молоко» Василий Бойко-Великий. В январе 2014 года Всеволод Чаплин предложил властям Кемеровской, Белгородской и Псковских областей, Ставропольского края и республики Марий Эл стать регионами-пионерами в области православного банкинга. «Система, основанная и действующая вразрез с христианскими запретами на занятие ростовщичеством, демонстрирует сегодня разрушительные, губительные тенденции. ... Православные нормы жизни, применяемые и в деловой сфере, должны, наконец, решительно встать преградой на пути хаоса, разрушения и анархии», - писал в письме к главам субъектов Чаплин. На какой стадии проект сейчас, неизвестно - спустя полгода только Белгородская область согласилась поучаствовать в пилотной версии православного банкинга. Протоиерей Чаплин на звонок «Секрета» не ответил.

«iТребы»

Летом 2014 года разработчики Мария Подоляк и Денис Забашта из Нижнего Новгорода создали мобильное приложение «iТребы» , которое позволяет заказать и оплатить молебен, сорокоуст, панихиду в Печёрском Вознесенском мужском монастыре в Нижнем Новгороде. Минимальная стоимость одной требы в приложении - 33 рубля, в среднем же цена колеблется от 100 до 400 рублей. По словам Подоляк, самая дорогая услуга - молитва о вечном поминовении за 4 490 рублей, которую будут читать до тех пор, пока существует храм. Все заработанные средства идут в монастырь, а разработчики пока ищут модель монетизации.

Официальную позицию РПЦ высказал Всеволод Чаплин: «В самом по себе этом действии никакого греха нет. Но если человек, вполне способный прийти в храм и помолиться, будет пытаться ограничить своё общение с Богом одним кликом на странице этого сервиса, то это, конечно, убьёт его духовную жизнь и не останется без вопроса на Страшном суде».

Также у монастыря есть свой интернет-магазин , где продаются православные открытки и духовная литература.

Православная косметика

«Первая монастырская здравница» стала первым интернет-магазином, который реализует косметику, созданную в православных монастырях под своим брендом. Среди товаров православной марки - мыло, шампуни, скрабы, ректальные свечи, фитоворонки для ушей, а также настои и сборы трав. Судя по отзывам на сайте, особой популярностью у клиентов пользуется мускус «Бобровая струя» (800 рублей за 100 мг) и монастырские шампуни (от 300 рублей).

Как рассказала «Секрету» основательница «Первой монастырской здравницы» Ульяна Назаренко, интернет-магазин открылся пять лет назад и в основном сотрудничает с Саввино-Сторожевским монастырём в Звенигороде и храмом Петра и Павла в Волгограде. Помимо интернета косметика бренда продаётся в храме Христа Спасителя.

Православный интернет-магазин

В этом году храм святителя Николая Чудотворца в селе Озерецкое Московской области запустил свой интернет-магазин «Правжизнь », который реализует более 26 000 товаров «лучших производителей православного сегмента в одном месте». Кроме духовной литературы, икон и церковных сувениров в магазине можно купить одежду, ювелирные украшения и подарки. Например, комплект паломницы обойдётся в 1500 рублей, а православный женский клатч - в 3 890. Священники могут заказать в «Правжизни» церковную утварь - от аналоев и кадил до жертвенниц и раки для мощей. Магазин обещает, что каждый покупатель получает подарок - икону, молитву и освящённое маслице.

Рассказать друзьям