Волонтерская деятельность. Направления волонтерской деятельности в России. Волонтерское движение: суть, основные характерные черты Значение волонтерской деятельности для общества и человека

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Волонтерство – это деятельность, совершаемая добровольно на благо общества или отдельных социальных групп, без расчета на вознаграждение. Таким образом, волонтерами становятся не из финансовых побуждений, а ради помощи другим и приобретения бесценного жизненного опыта. Ведь волонтерство дает много возможностей, которые позволяют по-новому посмотреть на себя и мир вокруг, научиться чему-то, получить знакомства.

В этой обзорной статье мы коротко поговорим о том, какой бывает волонтерская деятельность, какие есть причины ею заниматься и перечислим некоторые популярные направления и возможности для участия в волонтерских проектах.

Популярные варианты волонтерской деятельности

Наиболее популярными видами волонтерской деятельности являются:

  • Охрана окружающей среды: отслеживание браконьеров, благоустройство территорий заповедников, учет популяций редких животных.
  • Оказание помощи пострадавшим в стихийных и военных бедствиях: психологическая поддержка, обеспечение продовольствием, приготовление пищи, восстановление поврежденных объектов, поиск пропавших людей, медицинская помощь.
  • Наблюдение за природными стихиями и техногенными производствами: преждевременное оповещение населения, если есть опасность.
  • Развитие образования, инноваций, науки; популяризация спорта и активного досуга: труд в школах, детских садах, училищах, университетах, различных профильных клубах.
  • Сохранение памятников истории и культуры: ремонтные работы, связанные с реконструкцией объектов.
  • Организация массовых мероприятий: спортивных, культурных, образовательных, религиозных.
  • Создание возможностей для раскрытия творческого потенциала, в том числе для людей с физическими особенностями: проведение выставок, мастер-классов, лекций.

Основные принципы социального волонтерства

Социальное волонтерство – это участие в социальных проектах на добровольной основе. Примеры таких проектов – помощь бездомным, людям пожилого возраста, реабилитационные мероприятия для людей с ограниченными возможностями. Принципы и заповеди социального волонтерства:

  • Социальное волонтерство – дело добровольное, никто не имеет права заставлять вас делать то, чего вы не хотите, на что не подписывались и с чем не согласны.
  • Не делайте за человека то, что он может сделать сам без внешней помощи, не проживайте чужую жизнь.
  • Будьте свободны, оставайтесь собой даже тогда, когда помогаете другим.
  • Доброволец должен не только отдавать часть себя, но и взамен получать поддержку, заботу, положительные эмоции и новый опыт.
  • Волонтер всегда имеет право сказать «нет».

6 причин стать волонтером

Почему быть волонтером классно и что из этого можно получить для себя?

1.Насыщенная языковая практика

Волонтерство – это реальная возможность попрактиковаться и улучшить навыки в . Вы, скорее всего, по собственному опыту знаете, что окружение оказывает колоссальное влияние на развитие тех или иных характеристик. И если постоянно проводить свое время в компании иностранцев и решать все задачи исключительно на их родном языке или международном, то результаты не заставят долго себя ждать.

2. Настоящие друзья и приятные знакомства

Люди ненароком обнажают свои положительные и отрицательные стороны при коллективной деятельности. Именно здесь становится ясна истинная сущность человека. Совместный быт, работа и отдых снимают маски с людей и делают их ближе друг к другу. Таким образом, у активного волонтера стираются границы мира, вся земля становится ему настоящим домом, поскольку в разных уголках планеты есть друзья, которые всем сердцем любят тебя и с нетерпением ждут в гости.

3. Опыт в рамках неформального образования

В подобных проектах между участниками происходит постоянный обмен жизненным опытом и знаниями. Поэтому качественно освоить какие-либо умения за небольшое количество времени вполне реально.

Тип выбранной программы, конечно же, играет немаловажную роль. Вот крупица того, что может изучить волонтер: кулинария народов мира, технология реставрации сооружений, археология, нюансы взаимодействия с разными социальными и возрастными группами людей, коммуникация на иностранных языках, фотография, видеосъемка, преподавание языков, ветеринарное дело, организация походов, альпинизм, виноделие, пивоварение.

4. Дальнейшие перспективы

Факт участия в движении добровольцев значительно расширяет портфолио, так как в конце многих программ вручают сертификаты с перечнем личных достижений участников. Это будет весомым плюсом при поступлении в учебные заведения, при получении грантов на обучение за рубежом и .

5. Погружение в культуру и быт принимающей страны/города

У каждого народа жизненный уклад исключителен и неповторим. Во время подобных приключений открывается возможность целиком прочувствовать культуру принимающей стороны.

6. Выход из зоны комфорта

Ничто так сильно не будоражит сознание и не бодрит душу, как полная смена жизненной амплитуды. Во время добровольной деятельности произойдут удивительные вещи: погружение в новые локации, синтез с незнакомыми ранее культурами, критическая перестройка с родного языка на иностранные и расширение круга знакомств в разы.

Возможности для волонтерства

Существуют сотни вариантов и проектов для волонтерства. Каждый из них по-своему оригинален, поэтому, чтобы не потеряться в их многообразии, стоит для начала все оценить и понять, чего вы хотите. Учитывайте свои интересы, постарайтесь понять какая деятельность может принесет вам счастье, а какая наоборот заставит чувствовать себя несчастным.

И уже после следует узнать все подробности о предлагаемых видах волонтерских программ у соответствующих организаций.

В России на данный момент довольно популярны волонтерские программы в Европу, США и Азию, много возможностей есть в крупных городах, Москве и Санкт-Петербурге, где ежедневно проводятся десятки занимательных мероприятий.

В Европе – European Voluntary Service

EVS дает возможность использовать свое свободное время на благо всего мира. Примечательно то, что эта программа отлично финансируется и покрывает волонтеру все расходы, в том числе и на авиабилеты в обе стороны. Возможный срок участия достигает 12 месяцев, а допустимый возраст составляет 18-30 лет.

В США

В США также есть масса возможностей для волонтерства, вот некоторые полезные ссылки на тему:

Место: Калифорния, Йосемити.

Условия: возмещение расходов на питание и проживание при наличии рабочей визы.

Требования: желательно учиться или работать в области исследований природы.

Продолжительность: 2-6 месяцев.

Место: Миннесота, Винс Шутс.

Условия: отсутствие электричества, телефонной связи и водопровода. Питание и проживание компенсируется, перелет и визовые расходы – нет.

Требования: возраст от 18 лет.

Продолжительность: май-сентябрь.

Место: Техас и Калифорния.

Условия: бесплатное проживание и питание.

Требования: владение английским, испанским.

Продолжительность: любая, круглогодичный прием заявок.

В России (Москве и СПб):

С каждым годом актуальность волонтерства все больше возрастает и подчас поражает своими масштабами. Активные и заинтересованные люди, неравнодушные к нуждам и проблемам других, есть во всех уголках земного шара, и именно они являются душой общества, бескорыстно делая мир лучше, краше и добрее. Возможно, не все понимают, на каких принципах базируется волонтерская работа, поэтому в этой статье мы детально рассмотрим, кто такие волонтеры, когда началась история волонтерского движения и в чем его особенность.

Что такое волонтерство?

Для того чтобы понять, кто такие волонтеры, нужно определиться с основным термином, а именно что подразумевает под собой волонтерство. На самом деле все просто: это вид любой бескорыстной деятельности, работы, не подразумевающей денежную оплату. Любые действия во благо обществу или конкретным людям, оказываемые без вознаграждения и от чистого сердца, называют волонтерской помощью.

Существует ряд требований к возрасту волонтера. Дети до 14 лет должны получить разрешение на эту деятельность у своих родителей и у руководителя/куратора волонтерского отряда. Несовершеннолетние дети могут принимать участие в волонтерской деятельности, если она не наносит вред их здоровью и не мешает обучению. Оказывать помощь при чрезвычайных ситуациях могут только совершеннолетние волонтеры, которые имеют необходимый уровень подготовки. В любом случае волонтер должен заниматься этим действительно добровольно, а не по наущению авторитетного лица или родителя, начальника и т. д. На первый взгляд это кажется безумием или фикцией со скрытым подвохом, ведь кто захочет работать бесплатно, иногда в довольно тяжелых условиях, и при этом ничего не получать взамен? Если бы все так думали, то история волонтерства, его высокая идея так и осталась бы в прошлом, претерпев полный провал.

В чем плюс добровольного служения?

На самом деле современное волонтерство имеет очень много плюсов, особенно для молодых людей, которые еще непрочно обосновались в обществе. Например:

  • Многие фирмы отказываются трудоустраивать молодых сотрудников без опыта работы, но как его приобрести, если никто не предоставляет место работы? Выход есть: волонтеры работают бесплатно, получая взамен весомый опыт и хорошую рекомендацию для будущего продвижения карьеры.
  • Приобретение необходимых навыков, будь то работа в строительстве, агрономии или в госпитале с тяжело больными людьми.
  • Отличный повод изучить иностранный язык и познать новые страны, ведь волонтерство в России и за рубежом имеет общие идеи и цели, а также практикует активный обмен сотрудниками.
  • Иногда человеку просто в силу различных обстоятельств, поэтому волонтерство для него является отличным способом расширить круг друзей и познакомиться с новыми интересными людьми.

Виды волонтерской помощи

Чтобы более ясно понять суть этого движения, можно подробно рассмотреть основные направления волонтерства:

  • Помощь инвалидам, старикам или людям с ограниченными возможностями.
  • Работа в больницах, санаториях, детских домах разного спектра: некоторые работают медиками, санитарами, уборщиками территорий, а другие просто организовывают моральную поддержку больным, особенно не имеющим родственников, а также занимаются сбором средств на лечение.
  • Занятость в сельской местности. Это может быть что угодно: от производства молочных продуктов, высадки овощных культур до переработки фруктов или работы в теплицах. Этот вид часто выбирают пенсионеры, не желающие сидеть дома, и семьи, желающие оздоровить детей на деревенском просторе.
  • Помощь в детских и школьных учреждениях (детсадах, школах, лицеях, а также на курсах, в кружках и прочее). К этой же категории можно отнести всевозможные службы спасения, экстренной помощи, телефоны доверия, поисковые группы пропавших и прочие.
  • Реализация социальных идей: сбор данных, анкетирование, изготовление различных флаеров, брошюр и их последующее распространение.
  • Проведение тематических мероприятий и вечеров, лекций на актуальную тему и всевозможных тренингов.

Направлений волонтерства множество, и перечислять все просто бессмысленно, так как практически в каждом виде деятельности может оказываться безвозмездная помощь другим. При этом важно выбирать то, что близко по духу, ведь бесплатно заниматься нелюбимой работой бессмысленно - пользы от этого не будет никому. Формы волонтерства бывают временные и постоянные: первые подразумевают участие в краткосрочных проектах, например, помощь при организации фестиваля, олимпиады или высадка деревьев в парке, сбор урожая яблок или от садиста-хозяина. Волонтер на регулярной основе занят по-разному: кто каждый день по два-три часа, кто раз или два в неделю после основной работы или занятий в университете.

Первые упоминания

История возникновения волонтерства в мире уходит корнями в далекие времена Ярослава Мудрого, когда создавались сиротские дома. В них на пожертвования мирян содержались дети. Они обучались грамоте, разным наукам и потом оставались работать при монастырях или шли в услужение к вельможам. Кроме того, всем известная христианская добродетель по всему миру являлась ярчайшим признаком волонтерской работы, пусть даже и в малых масштабах. Самим сотрудникам движения волонтеров нравится упоминать исторических личностей: королей, царей и даже древних жрецов, которые лично выходили к простым людям и раздавали милостыню в значимые для них дни.

Некоторые исследователи старины утверждают, что история волонтерства началась позже, в 17 веке в Европе: людей, по доброй воле отправляющихся на войну, называли добровольцами, что на французском звучит как volontaire. Обязательной военной службы в те времена еще не было, а добровольно служить в ней хотели далеко не все, поэтому факты волонтерства привлекали всеобщее внимание и были достаточно необычными. Дошедшее в Россию слово несколько исказилось до «вулентер» и со временем приобрело тот вид, который имеет сейчас. На рубеже двадцатого века волонтерами стали называть не только добровольцев, идущих в армию, но и всех, кто был готов добровольно, бескорыстно и с самоотдачей трудиться во благо общества.

С чего все началось?

Считается, что история волонтерского движения началась во времена буйства в Европе «черной смерти» - чумы, которая уносила тысячи жизней ежедневно. Многие горожане добровольно объединялись в группы, чтобы собирать трупы по улицам и сжигать их, очищая свои города от заразы - это и был первый массовый шаг волонтерской деятельности, который постепенно вовлекал все больше добровольцев, желающих посвятить себя благому делу. Они, как никто другой, понимали, что только так можно спасти мир от страдания: путем самоотдачи и вложения в общее дело совместных усилий.

Такое же проявление широты души показали русские монахини Свято-Никольской обители, которые в 1870 году добровольно пошли на фронт медсестрами. Именно этот поступок считается основной точкой отсчета начала истории волонтерства. В течение короткого времени к ним присоединились многие женщины всего мира, образовав движение Красного Креста для помощи раненым.

Чуть позже, в двадцатых годах прошлого столетия, после Первой мировой в Европе было образовано еще одно движение добровольной помощи: активная молодежь решила в кратчайшие сроки устранить последствия войны. Первый сбор был недалеко от Страсбурга и состоял в основном из французских и немецких молодых людей, которые помогали местным жителям восстанавливать жилье, разрушенное вследствие столкновений противоборствующих сил. С этого момента история волонтерства постепенно стала обрастать новыми случаями бескорыстной помощи: люди собирались большими артелями и заново отстраивали школы, фермы для скота и новые дороги.

Как развивалось это движение?

Практически в каждой стране Восточной и Западной Европы находились люди, которые самоотверженно бросали привычную жизнь и посвящали себя миру, что часто описывалось в романах того времени, делались публикации в газетах и журналах. Ближе к 60 годам двадцатого века, когда после Второй мировой войны отношения между странами были натянутыми вследствие военных действий, стали формироваться отдельные группы, стремившиеся наладить былую дружбу. Благодаря настойчивым попыткам заинтересованных людей лед между Европой и Россией постепенно растаял: стали проводиться международные волонтерские программы разного спектра воздействия.

Развитие волонтерского движения было настолько мощным, что в 1985 году 17 декабря на Всемирном собрании ООН был назначен новый праздник: День добровольца, который стали отмечать пятого декабря на международном уровне. Тогда же была создана организация IAV E- волонтерская ассоциация, которая включает в себя более ста стран мира. Идея бескорыстной помощи нуждающимся настолько захлестнула мир, что 2001 год был провозглашен Годом волонтера.

Несколько известных организаций добровольцев

Одним из первых примеров волонтерства стала деятельность Всемирной Гражданской Службы (SCI), основанной Питером Серезоли в 1920 году. Именно этот год принято считать официальной датой рождения движения волонтеров, несмотря на более ранние упоминания в истории. Группа молодых французов делала акцент на пропаганду и развитие уважения к другим нациям, верованиям и традициям: пацифисты из многих стан мира ежегодно участвуют в многочисленных кампаниях SCI, призывающих всех жителей планеты с пониманием относиться к разным культурам. Каждый год более четырех тысяч человек становятся представителями этого движения пацифистов.

«Волонтеры ООН» - сообщество, которое было создано в 1970 году и отличалось от остальных тем, что в него входили в основном люди среднего и старшего возраста, в то время как остальные движения были больше молодежными. Более того, условия участия в нем были довольно требовательны: необходимо иметь высшее или профессиональное образование и стаж работы в своей профессии не менее пяти лет. Только сравнительно недавно была создана отдельная ветвь, в работе которой берут участие молодые волонтеры. Спектр воздействия «Волонтеров ООН» довольно объемный, но предпочтение отдается работе с инвалидами и детьми, беженцами. Существенно поддерживаются права женщин в странах «третьего мира».

Волонтерство в России также имеет место, хотя и образовалось оно сравнительно недавно: в конце 80-х годов прошлого века. К сожалению, до европейского уровня альтруизма российский дух бескорыстности пока не дотягивает, но подает определенные надежды: появляется все больше отзывчивых людей, готовых в любую минуту прийти на помощь страждущим не за барыш или рекламу, а ради человеческого сострадания. Из самых действенных организаций можно выделить:

  • «Седьмой лепесток» - добровольцы сотрудничают с онкобольными, оказывая им весомую моральную поддержку: навещают, делают маленькие приятные презенты, общаются на разные темы, стараясь сделать мир этих людей немного ярче.
  • «Я без мамы» - направлена на работу с детьми-сиротами.
  • «Лиза-Алерт» занимается поиском пропавших без вести (создана в 2010 году).
  • Фонд «София». Работа с пожилыми людьми и инвалидами.
  • «Город против наркотиков». Эта организация уделяет большое внимание работе с зависимыми от наркотиков людьми и пропаганде здорового образа жизни.
  • «Доноры - детям». Московская организация, взаимодействующая с тяжелобольными детьми. Волонтеры занимаются сбором средств на дорогостоящие операции, посещают детишек в больницах, устраивают для них различные вечера и представления, гуляют с ними, общаются, бескорыстно дарят тепло своего сердца.

Youth Actionfor Peaceand & Greenpeace

Молодежная акция «За мир» - организация, которая сотрудничает с пятнадцатью странами мира, активно пропагандирует пацифизм, работает с беженцами и участвует в разрешении военных конфликтов путем проведения антивоенных митингов, семинаров. Основана в 1923 году и на данный момент имеет большой вес в мероприятиях волонтерского движения.

Масштабное движение гринписовцев известно по всему миру своими действиями против насилия над животными, уничтожения лесов. Также современное волонтерство корпорации «Гринпис» весомо влияет на проблему загрязнения планеты токсичными отходами, активно выступает против использования ядерного оружия и загрязнения атмосферы. Информация об их действиях обширно публикуется во всех средствах СМИ, а филиалы организации расположены в сорока странах мира! Движение «Гринпис» основано в Ванкувере в 1971 году простым бизнесменом, который выступил с протестом против ядерных испытаний и мгновенно получил мощную поддержку единомышленников. Со временем спектр влияния добровольцев-пацифистов расширился и стал отличаться тем, что организация никогда не вступает ни в одну партию, не принимает поддержку от коммерческих структур, а существует исключительно на пожертвования заинтересованных в чистоте природы людей.

2018-й: Год волонтера в России

Союз добровольцев России считает, что действия добровольцев должны быть в первую очередь социально-значимые, несущие ощутимую пользу для населения. Поэтому деятельность этой организации направлена на помощь инвалидам и пожилым людям, находящимся за чертой бедности. Также настойчиво ведется работа по искоренению детской порнографии, проституции и педофилии: чистятся просторы интернета, создан мониторинговый центр.

Нынешний год примечателен тем, что президент В. Путин признал заслуги людей, самоотверженно отдающих свое время и силы на благо страны и мира, указал на важность волонтерского движения в развитии страны. Поэтому еще в 2017 году он подписал указ о том, что объявляет 2018-й Годом волонтера и призвал всех поддержать движение для того, чтобы сделать его более популярным.

Президент указал: необходимо дать понять людям, что бескорыстные благие дела существенно влияют на мировой престиж страны, показывая широкую русскую душу, которая издревле славится своей добротой, человеколюбием и милосердием. Была даже разработана специальная эмблема в виде нескольких рук с сердечками в ладошках, которые тянутся вверх.

Немного статистики

Волонтерские движения настолько популярны в европейских странах, что:

  • В Германии каждый год в добровольных работах принимают участие свыше двух миллионов (!) человек, то есть каждый третий, что является показателем высокой нравственности жителей этой страны. Примечательно, что после окончания учебного заведения немец обладает правом «социального года», который дает возможность работать волонтером в понравившемся месте, что впоследствии существенно повлияет на резюме при поступлении на работу.
  • В Ирландии 32 % всего населения являются сотрудниками волонтерских служб. Они утверждают, что совершают то, что никогда не сделает человек, требующий оплаты за свой труд.
  • В Японии четвертая часть населения имеет опыт волонтерской работы в прошлом, утверждая, что это - хорошая жизненная школа и проверка человека на положительные моральные качества.
  • 18 % французов хотя бы раз участвовали в работе добровольцев, при этом большинство из них посвящает этому всю жизнь, отдавая бескорыстному служению людям не менее двадцати рабочих часов в месяц.

В США до недавнего времени волонтерство было не очень популярно, так как президент Рейган не поддерживал таких начинаний: в годы его пребывания на посту всего 8 тысяч американцев являлись сотрудниками добровольных служб. К счастью, с приходом Б. Клинтона ситуация кардинально изменилась, и в настоящее время работе волонтером отдают себя 26 % американцев.

В любом случае, чтобы ни происходило в прошлом в процессе зарождения движения добровольцев, это создало ответный резонанс во всем мире, доказывая, что не все сердца людей зачерствели в погоне за материальными благами и удовольствиями.

Доклад по теме:

«Развитие волонтерского движения, вовлечение трудных подростков

в добровольческую деятельность».

В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Во всех странах волонтерское движение имеет глубокие самобытные корни. Например, в России история волонтерского движения изначально связана с деятельностью православной церкви, позднее – с инициативой первых некоммерческих общественных объединений – земств, учителя и врачи которых много делали для русского крестьянства. В России же возникло и первое женское волонтерское движение – сестры милосердия, которые во время русско-турецкой войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам.

Сегодня по всему миру насчитываются сотни тысяч движений волонтеров, как небольших региональных, так и крупных, имеющих профессиональный международный статус, работающих под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Цели волонтерских движений различны. Но основной принцип для каждого движения волонтеров, в большинстве стран мира един. Он заключается в оказании добровольной бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается. Кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру.

Ныне традиции волонтерского движения в России возрождаются. Федеральный закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях определяет участников волонтерского движения в России так: «добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе, в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие)». Чем еще можно мотивировать молодежь? А вот чем. 28.07.2014г. подписан Приказ Министерства образования РФ №839 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования на 2015-2016 год». При учете индивидуальных достижений учитываются: статус чемпиона, золотой значок ГТО, аттестат, волонтерская деятельность, участие в олимпиадах.

Многие еще относятся к волонтерскому движению в России недоверчиво, памятуя о добровольно-принудительном характере общественной работы в нашем недавнем советском прошлом. Несколько тормозит развитие волонтерского движения в нашей стране инертность общества, отсутствие привычки к гражданской инициативе – недоброе наследие советской государственности. Но, несмотря на эти сдерживающие факторы, развитие волонтерского движения протекает очень интенсивно, создаются новые организации, собираются средства, реализуются проекты. В последние годы заметно активизировалось волонтерское школьное движение. У него много направлений: культурное, социальное, событийное, всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы». В Рязанской области успешно реализуются инновационные формы работы антинаркотической направленности, создана система работы антинаркотических волонтерских отрядов на базе образовательных учреждений. Волонтерское движение охватывает учащихся самых разных возрастов. Программа волонтерского движения в школе предусматривает для ребят выполнение посильной общественно-полезной работы, предполагает участие школьников в различных социально-значимых проектах и акциях, например, посвященных здоровому образу жизни, в экологических митингах и других. Специальные психологические курсы готовят школьников-волонтеров к ведению среди сверстников работы по профилактике употребления наркотиков, пропаганде здорового образа жизни. В Рязани организована работа «Школы волонтеров» по профилактике злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами». Волонтерское движение имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

В социологии активная гражданская позиция определяется как «осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов». Поэтому актуальным становится развитие активной жизненной позиции как совокупности компетенций, обеспечивающих личность способностью: брать на себя ответственность, самостоятельно принимать решения, реализовывать свои права в повседневной жизни, участвовать в развитии демократических институтов общества, умение работать в команде, принимать совместные решения, владеть новыми технологиями, осуществлять инновационную деятельность, обладать потребностью саморазвития и самосовершенствования, как в личностном отношении, так и професcиональном, успешной социализации.

В образовательных учреждениях нам приходится работать с разными детьми. Самый интересный опыт работы, конечно, приобретается при взаимодействии с так называемыми «трудными подростками». У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов. Поэтому в руках неопытных педагогов сопротивляемость трудных подростков усиливается по мере того, как будет задеваться его «больное место». У подростков проявляется ожесточенность к окружающим, неверие в свои силы, упадок духа, неверие в окружающих его людей. Конфликтное отношение с педагогами усугубляется тем, что трудновоспитуемые дети, как правило, плохо контактируют или даже не дружат со своими одноклассниками, особенно тогда, когда попадают в новые коллективы, где к ним учащиеся относятся как чужим, отрицательно относятся к ним педагоги. Потребность в общении со сверстниками - одна из самых сильных в подростковом возрасте. И они ищут этого общения. От них отмахиваются учителя, с ними не справляются родители, им трудно найти свое место в жизни.

Наблюдая за поведением «трудных», я сделала следующие выводы:

Трудные подростки гораздо смелее своих обычных сверстников, они легче идут на контакт с незнакомыми людьми, прохожими;

Они готовы помогать другим, чтобы показать себя с лучшей стороны;

Они стараются заслужить одобрение, хорошо выполняя работу, например, собирая мусор на улице, в парке, сажая деревья;

Есть и отрицательные моменты работы с «трудными»:

У трудных подростков, как правило, наблюдается нервозность в поведении, они могут вспылить;

Если что-то пошло не так, они могут бросить начатое дело;

Частые проявления несдержанности могут проявляться в резких движениях, нецензурных выражениях;

На таких людей нельзя воздействовать подавлением воли, только разговор на равных, анализ ситуации, положительный пример.

Главный принцип работы с «трудными» - 2П, понять и простить.

Мы приглашаем школьников заниматься волонтерством – это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером. Волонтеры вовлекаются в добровольческие проекты на основании личного решения, инициативы и уверенности в задачах и идеалах добровольчества. Волонтерский труд поможет внести в жизнь подростков разнообразие, позволяя им отвлечься от каждодневной рутины и негативных поступков. Волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоутверждение, продвижение ценностей. Наблюдения показывают, что у трудных подростков – членов волонтерского отряда, начинаются изменения от пассивного участия до творческой активной деятельности.

Выполняя важную, полезную общественную работу подростки испытывают гордость за свой труд. Это развивает у них чувство собственного достоинства, формирует активную жизненную позицию, что в свою очередь способствует осуществлению профилактики их девиантного поведения.

Старшая вожатая МБОУ ˝Спасская СОШ˝:

Карькина Надежда Вячеславовна

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение дополнительного

образования «Дом детского творчества имени Б.Т. Куропаткина»

Развитие волонтерской деятельности в молодежной среде

Составитель: педагог –организатор,

педагог дополнительного образования,

Матвеева Надежда Анатольевна

г. Полысаево

Введение

1.Определения понятия «волонтерство» и развитие волонтерской

деятельности в России.

2.Мотивы участия молодежи в волонтерской деятельности.

3.Основные направленияволонтерской деятельности.

Заключение

Список литературы

Введение

Все мы знаем, что рядом с нами естьтысячи людей, которые

нуждаются в поддержке и помощи. К большому сожалению, многие

остаются равнодушны к проблемам и бедам «ближних», спокойно закрывают

глаза, обходя стороной чужуюболь истрадание, надеясь,что помощь окажет

кто –то другой. Поступая так, людине задумываются, что подобное

проявление безразличия может привести наше общество к краху.

Актуальность темы: развитие волонтерскойдеятельности в

молодежной средезаключается в необходимости изучения форм и методов

работы волонтерских организаций, как одного из рычагов для создания

стабильного, сплоченного и здорового общества. Оценивая реальное

положение событийв нашем обществе, мы не можем не заметить

присутствиенегативных явлений. Одной из наиболее важных проблем

является употребление детьми и молодежью психоактивных веществ.

Наркомания приводит к сильнейшим психическим, личностным и

поведенческим расстройствам, а следовательно, к росту детской и

подростковой преступности, безнадзорности, алкоголизму, бродяжничеству,

заражению гепатитом, СПИДом и другими заболеваниями.

На сегодняшний день положение общества спасает волонтерская

деятельность –работа добровольцев на безвозмездной основе.Активные,

инициативные, неравнодушные к социальным проблемам ребята, работают с

наркомании, пропагандируют здоровый образ жизни, совершаютдобрые

поступки, делятсясвоим временем, энергией, навыками и знаниями для того,

чтобы помочь людям или окружающей среде.

Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного

воспитания. Благодаря чему происходит возрождение фундаментальных

ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость,

гуманность, отзывчивость и другие не менее важные ценности.

Волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения.

Оно приносит пользуобществу, государству и самим волонтерам, которые

посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки,

удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою

полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в

себе важные личностные качества, следуют своим моральным принципам,

открывают духовную сторону жизни.

1. Определения понятия «волонтерства» и развитие волонтерской

деятельности в России

Существует несколько определений понятия «волонтёрства». Слово

«волонтер» происходит от французского слова «volontaire» (доброволец).

Сначала в европейских странах так называли лиц, добровольно поступивших

на военную службу.

В работе Кудринской Л.А «Добровольческий труд: опыт теоретической

реконструкции» волонтерство рассматривается как добровольческий труд.

Добровольческий труд –непосредственная благотворительнаядеятельность.

выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи,

услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми,

а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся всложных

жизненных ситуациях.

либо неформально, работая бесплатно как в государственных, так и в

частных организациях медицинской, образовательной сферы или сферы

социального обеспечения, либо являются членами добровольческих

организаций.

В последнее время значение этого слова расширилось и стало

использоваться для обозначения социального служения.Считают, что

волонтер –эт о альтруист, который по зову сердца безвозмездно занимается

социально значимой деятельностью и осознает свое значение для общества.

Волонтерство не знает национальности, возраста, статуса.

полезное для других, неполучая за это для себя прибыль.

добровольца профессиональных навыков, способный бескорыстно

передавать определенную информацию, делиться своим опытом и оказывать

помощь тем, кто в этом нуждается

включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное

предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая

осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта

на денежное вознаграждение».

Включаясь в волонтерскую деятельность, человек стремится на

безвозмездных основах повлиять на трансформацию современного ему

общества, сделать его лучше. Молодежь –традиционно наиболеесоциально

активная демографическая группа, которая может стать (и в частных случаях

является сейчас) основой крупномасштабного волонтерского движения.

Несмотря на богатство содержания волонтерской деятельности и

разноплановость ее целевой направленности,можно говорить о

существовании общих характеристик этого явления. Прежде всего,

доброволец не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью

получения финансовой прибыли, а любое финансовое возмещение должно

быть меньше стоимости выполненной работы.Волонтерская деятельность

должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.

Современное понятие « волонтерства» в России начало формироваться

в 90- е годы, одновременно с зарождением различных некоммерческих,

общественных и благотворительных организаций, которые занялись

просветительской деятельностью, созданием условий для добровольцев и

благотворительностью как таковой.

В наше время в России волонтерская деятельность поднимается на

качественно новый уровень. В большинстве случаев волонтеры успешно

работают в тех проблемных областях, которые не всегда под силу охватить

государственным организациям. Вклад волонтерского движения настолько

ощутим, что 2001 год был объявлен ООН Годом Волонтера.

Последние десятилетия стали наиболее активным этапом развития

волонтерской деятельности. За это время российский добровольческий

сектор стремительно развивался и своему нынешнему состоянию во многом

обязан социальной активности молодежи, ее стремлению оказать поддержку

нуждающимся, что и является основой добровольчества. По разным данным,

на сегодняшний день в России действуют околотысячи общественных

организаций, активно развивающих молодежные, добровольческие

программы.

другими странами мира. В нашей стране с этого времени сложилась новая

гражданская традиция отмечать Международный день добровольцев

проведением Недели добровольцев, которая сначала объединяла две даты: 3

В последние годы Неделя, как правило, плавно перерастает в Месячник

добровольцев, так как к этому моменту уже идет активная подготовка к

проведению детских новогодних и рождественских праздников. Первые

несколько лет Неделя проводилась под девизом «Вместе изменим жизнь к

лучшему!»

В Весенних добровольческих акциях принимают участие добровольцы

из разных уголков России, которые осуществляют множество социально

значимых локальных проектов и мероприятий: благоустраивают

микрорайоны, сажают деревья, убирают школьные территории, скверы и

парки, проводят Уроки добрав учебных учреждениях. Организуют

семинары, форумы, благотворительные концерты, спектакли, проводят акции

по сбору вещей книг, игрушек, денежных средств, оказывают адресную

помощь пожилым, одиноким людям и инвалидам, выполняют много других

общественно полезных дел.

В результате проведения таких крупных и значимых мероприятий, а

также повседневной работы молодежных объединений и организаций по

всему миру миллионы молодых людей приносят пользу обществу, реализуя

программы добровольческой деятельности. Молодежное добровольчество

является одним из наиболее эффективных способов оптимизации социальной

ситуации в обществе.

социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного

вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно.

2. Мотивы участия молодежи в волонтерской деятельности

Организация и развитие молодежного добровольческого движения

возможны только на основе и при учете объективной информации об

интересах, потребностях и мотивах потенциальных волонтеров.Волонтеры -

не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных

навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская

деятельность - это прямой путьк оплачиваемой работе, желание себя

Обычно участие в добровольном труде аргументируется желанием

быть кому- то нужным, ощущением потребности в общении с другими,

своеобразным бегством от одиночества. Для многих это еще и

самореализация, самоутверждение.Добровольный труд может удовлетворять

и сопутствующие интересы: получение образования, знакомства,

приобретение новых деловых контактов. И, наконец, это может быть

изначальной увлеченностью предлагаемым видом деятельности.

Данная деятельность позволяет молодому человеку, не «ломая» свою жизнь,

дополнить ее очень значимой частью - реализовать чувство личной

гражданской ответственности за происходящее.

Волонтерство предоставляет возможность приобрести социальный

роста. Некоторые волонтеры со временем начинают реализовывать свои

Н. А. Тернова среди мотивов, на основании которых личность

включается в волонтерскую деятельность, называет следующее: желание

помочь другим людям; знакомство с новыми людьми; получение новых

знаний и новых навыков в работе; гражданские чувства; желание

«попробовать» другую специальность; сострадание нуждающимся; желание

узнать о проблемах других людей; интерес к предложенной новой работе;

групповая работа с друзьями; чувство обязанности вернуть людям то, что

получил сам; религиозные соображения; желание почувствовать свою

необходимость; приобретение нового опыта; отсутствие другого способа

применить имеющийся опыт работы; стремление приобрести новых друзей,

развеять скуку; отсутствие общения; получение признания в обществе.

Мотивы участия в волонтерской деятельности основываются на ряде

потребностей личности, которые группируются следующим образом:

1) потребность в признании люди хотят, чтобы их работа или проявленные

способности высоко оценивались другими;

2) потребность в достижении людям нравится ощущать,что они выполнили

что- то важное;

3) потребность в самоконтроле - многим людям хочется ощущать себя

независимыми, чувствовать, что они несут ответственность за свою жизнь и

поступки;

4) потребность в разнообразии - людям, как правило, надоедает делать однои

5) потребность в росте - люди стремятся к развитию, расширению и

обогащению своего опыта, знаний и повышению своего жизненного статуса;

6) потребность в общении - потребность человека принадлежать к какой- то

группе, быть признанным, любимым, сотрудничать с другим человеком или

группой. Для этих людей важно работать в команде, получать групповые

7) потребность в развлечении - хотя это может показаться несерьезным, но

потребность в развлечении и приключениях очень сильна, иногда сильнее

всехостальных;

чувствовать себя особенным и значимым .

На основании исследований мотивации добровольцев можно выявить

некоторые тенденции: молодежь стремится получить какие- либо

нефинансовые выгоды, люди среднего возраста хотят работать в хорошо

организованной группе, а старшеепоколения - получить эмоционально -

психологический комфорт.

Таким образом, для того чтобы привлечь молодое поколениек участию

в волонтерской деятельности, необходимо опираться на группы мотивов,

связанных с полезностью данной деятельности для будущей профессии,

используя при этом групповые и коммуникативныеформы работы.

Для удовлетворения потребностей той или иной группы необходимо и

достаточно более или менее длительное участие в волонтерской

деятельности. По этому основанию выделяются волонтеры на долгий срок и

на короткий срок.

« Мотивация добровольца на долгий срок - достижение цели и

сопричастность. Лучшее признание для него выражается в предоставлении

большей возможности участия в решении проблемы. Ключевым моментом в

работе с таким добровольцем будет совместное планирование деятельности,

а стилем взаимоотношений равноправное партнерство. Характерные черты

добровольца на долгий срок: преданность идее или организации, которая

позволяет ему испытывать чувство сопричастности. Такой волонтер, как

правило, находит работу сам, либо «растет» внутри организации; стремится

самостоятельно определять расписание и продолжительность своей работы,

приспосабливает свое время и расход сил так, чтобы достигнуть успеха в

решении проблемы; он предпочитает проблемы «глобального» характера».

.

«Мотивация добровольца на короткий срок - признание личного

достижения, а не статус в группе. Признательность ему может быть

выражена подтверждением его личного вклада. Ключевой момент в работе с

таким добровольцем - подготовка для него четкого задания, поддержание в

нем уверенности, что время, которое он жертвует, направлено на достижение

конкретных результатов. Характерная черта добровольца на короткий срок

общая, но не очень глубокая заинтересованность в организации или

проблеме. Это сочувствующий, но не соратник; предпочитает четко

определенную работу в ограниченном от резке времени» [ 2, стр. 20-23].

Молодежь как наиболее активная социально демографическая группа

может стать основой развития волонтерского движения в нашей стране.

Опыт деятельности по созданию добровольческих групп, существующих на

сегодняшний день, стал основой выявления некоторых основ развития

волонтерского движения среди молодежи.

2. Основные направленияволонтерской деятельности

Добровольцы работают в региональных центрах и малых городах, в селах.

Основные направления волонтерских отрядов разнообразны:

- социальная защита;

- экология;

- благоустройство;

- профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда

здорового образа жизни;

- правозащитная деятельность;

- сохранение исторического и культурного наследия;

- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

- содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения,

духовному развитию личности.

социальная защита. А именно, помощь детям, оставшимся без попечения

родителей. Это и разовые акции по сбору новогодних подарков и

одноразовых подгузников для малышей (закупки которых, к слову, не

предусмотрены для домов ребенка), и длительное регулярное сопровождение

воспитанников детских домов, не прекращающееся и после выпуска детей из

учреждений государственного попечения, и организация анимационных

программ, и помощь в лечении и обучении детей. Волонтеров ждут и в

приютах, и в центрах временного содержания трудных подростков, все

больше появляется благотворительных организаций, оказывающих

юридическую и психологическую помощь усыновителям - самая

людей не оставляет безучастными. Не остаются без внимания волонтеров и

медицинские учреждения, где традиционно не хватает младшего персонала.

Помощь в уходе за больными, чтение вслух, общение, дежурство рядом с

тяжелобольными детьми, по разным причинам, находящимся на лечении без

родителей - в больнице всегда требуются внимательные и ответственные

помощники.

организация некоммерческого фонда для сбора средств на лечение

конкретного больного, обычно - ребенка, или для помощи пациентам,

страдающим конкретным заболеванием. Зачастую фандрайзеры собирают

средства на дорогую операцию по всей стране, буквально по копейкам.

Экология - еще одна проблема, обсуждение которой не смолкает на

телеэкранах и не сходит со страниц газет. Уборка мусора, патрулирование в

пожароопасный период, посадка деревьев - простые, но необходимые

действия, без которых любой мегаполис начнет задыхаться уже через пару

Волонтерство в области культуры сегодня еще мало распространено у

нас в стране. Однако у этого направления очень широкие перспективы. Это и

Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Сокол

Долинского района Сахалинской области

Программа волонтерского движения

Территория деятельности: МБОУ СОШ с.Сокол

ФИО педагога-куратора: Филонова Е.А.

2014 год

Пояснительная записка

Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.

Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.

Важнейшей задачей является формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Первым волонтерам отряда необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы.

Условия для организации волонтерского движения

  1. Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
  2. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).

Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, организация выставок, выпуск методических пособий, диспуты, праздники, встречи, соревнования).

Нормативно-правовое обеспечение:

1.Всеобщая декларация прав человека.

3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.

4. Закон РФ «Об образовании».

5.Конституция Российской Федерации

При реализации программы будут применяться следующие принципы организации и содержания деятельности.

1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности.

2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора.

3.Принцип социальной активности через включение подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, пропагандистских, досуговых мероприятий.

4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления.

Структура волонтерского отряда.

Руководитель волонтерского формирования − педагог, психолог, или социальный работник. Важным условием является творческий подход, заинтересованность, тактичность. Руководитель обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает ребят и распределяет между ними обязанности, организует работу волонтеров.

Стать волонтером может любой подросток от 13-15 лет.

Функции волонтеров в профилактической работе:

Проведение профилактических занятий или тренингов;

Проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;

Распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).

Волонтерское движение ориентировано на приобщение к добровольческой деятельности учащихся.Формирование позитивного влияния на подростков при выборе ими жизненных ценностей, повышение активной жизненной позиции школьников. Деятельность осуществляется формированием сплоченного деятельного коллектива волонтеров, разработкой плана и определение деятельности волонтеров. Формируется лидерская компетентность. А также привлекается общественное внимание к социально значимым проблемам.

Направления деятельности волонтеров :

Духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

Патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство поселка;

Здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

Формирование толерантности – организация досуга молодежи;

Профилактика правонарушений – педагогическая экспедиция, создание мультимедиа проектов и т.д.;

Профессиональное становление – организация досуга детей в поселке, цикл классных часов для учащихся школы.

Общественные связи службы:

  1. Заместители директоров школы по ВР и УВР.
  2. Социальный педагог.
  3. Школьный психолог.
  4. Классные руководители.
  5. Педагоги дополнительного образования.
  6. Школьный библиотекарь.

Сроки реализации:

Структура волонтерского движения:

Цель волонтерского движения школы состоит в развитии и социальной самореализации учащихся путем ознакомления с различными видами социальной активности. Формирование нравственных и коммуникативных качествличности, черезорганизацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности школьника; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.

Цели:

  • Развитие волонтерского движения в школе (в особенности привлечение детей из асоциальных семей) формирование у них морально нравственных ориентиров, ощущения счастья.
  • Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
  • Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

Задачи волонтерского движения :

Популяризация идей добровольчества в школьной среде;

Создание оптимальных условий для распространения волонтерского движения и активизации участия школьников в социально-значимых акциях, проектах;

Вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;

Участие в подготовке и проведении массовых социально-культурных, информационно-просветительских и спортивных мероприятий;

Реализация программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности;

Привлечение учащихся к участию в добровольной безвозмездной помощи на базе школы, а также социальных учреждений и служб города для совместной социально-значимой деятельности;

Воспитание у школьников активной гражданской позиции, формирование нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;

Поддержка и реализация социальных инициатив школьников;

Подготовка и поддержка молодежных лидеров;

Координация деятельности волонтеров школы.

Формы организации добровольческой (волонтёрской) деятельности:

· индивидуальная;

· групповая;

· работа по подгруппам.

Формы организации занятий: акции, аукционы, анкетирование (тесты, опросы и т.д.), встречи с интересными людьми, выставки, гостиные, гранты, диспуты, деловая игра, дискуссии, защита проектов, игровые программы, конкурсы, конференции, круглый стол, лекции, мастер-классы (обучение, обсуждение), мероприятия, «мозговой штурм», посиделки, походы, праздники, презентации, проекты, размышления, рейды, семинары, соревнования, тренинги, турниры, фестивали, экскурсии, эксперименты, эстафеты, ярмарки и т.д.

Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки:

В результате реализации программы дополнительного образования детей «Волонтёрское движение» подростки должны овладеть следующими навыками:

· позитивного общения;

· принятия решения;

· решения проблем;

· критического мышления;

· межличностных контактов;

· умения постоять за себя и договориться с другими;

· сопротивления негативному групповому давлению сверстников;

· совладения с эмоциями;

· управления стрессом и состоянием тревоги;

· выхода из конфликтной ситуации;

· формирование позитивного «Образа Я».

В ходе реализации программы ожидается:

·формирование у молодёжи высоких нравственных, морально - психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;

·формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;

·формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;

·развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;

·увеличение количества обучающихся, желающих активно участвовать в волонтёрской деятельности;

·получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;

·обеспечение взаимодействия с городскими, районными волонтёрскими организациями с целью обмена опытом и последующего внедрения инновационных форм и методов работы;

· владение знаниями и умение аргументированно отстаивать свою позицию;

·формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;

· участие в акциях;

·организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового образа жизни;

·включение подготовленных волонтеров в активную деятельность по формированию здорового образа жизни в детской, подростковой и молодежной среде;

·привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;

·привлечение большого количества детей для участия в профилактических мероприятиях, тем самым, способствуя формированию активной жизненной позиции;

·создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально позитивных и личностно значимых для детей результатов, на основе которых растет их самоуважение к себе;

·формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.

Данные цели и задачи реализуются в рамках модулей (подпрограмм): «Здоровье», «Безопасность», «Право».

Подпрограмма «Здоровье»

Цель:

Формирование у школьников установок на здоровый образ жизни.

Задачи:

Популяризация имиджа человека, заботящегося о своем здоровье.

Снижение риска алкоголизации, наркотизации и табакокурения среди учащихся.

Подпрограмма «Безопасность»

Цель:

Систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по безопасности жизнедеятельности .

Задачи:

Ознакомление младших школьников с правилами безопасности жизнедеятельности (правилами дорожного движения, профилактики физического и психологического насилия и др.).

Развитие навыков безопасного поведения.

Организация условий, способствующих воспитанию дисциплинированных пешеходов, пассажиров, будущих водителей.

Подпрограмма «Право»

Задачи:

Организация условий, способствующих развитию интереса учащихся к правовым основам.

Формировать умения учеников действовать в соответствии с нормами правовой культуры граждан.

Профилактика проявлений экстремизма.

Каждый модуль состоит из информационного, тренингового и альтернативного блоков, в соответствии с которыми подбираются различные формы и методы деятельности волонтеров.

Одним из основных условий результативности деятельности волонтерского движения является, конечно же, взаимодействие специалистов различных областей в методической и организационной работе, при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.

План реализации программы:

Сроки

Ответственный

Раздел 1

Организационный

Беседа «Кто такие волонтеры?»

Сентябрь, октябрь

Педагог-психолог

Беседа «Значение волонтерского движения»

Октябрь

Ознакомление с Программой

В течение года

Создание группы специалистов по работе с волонтерами

Октябрь

Раздел 2

Информационный

Оформление стенда «Школьное волонтерское движение»

Октябрь

Педагог-психолог

Изготовление листовок, буклетов «Кто такие волонтеры?», «Направления работы волонтеров», «Волонтеру новичку»

Октябрь-ноябрь

Раздел 3
Обучающий

Обучающие занятия с волонтерами:

Мини - тренинги;

Интерактивные игры;

Встречи с волонтерами

Ноябрь-декабрь

Педагог-психолог

Анкетирование

ноябрь

Раздел 4

Продуктивный

Участие в акциях:

«Каждой малышке- по книжке»

- «Игрушка»

- «Ребята нашего двора»

- «Георгиевская лента»

- «Наш уютный двор»

- «Забота»

- «Письмо солдату»

- «Ветеран рядом»

- «Хорошее настроение»

- «Брось сигарету»

- «Тропа здоровья»

- «Час в музее»

-«Вода-забота общая»

Декабрь-май

Педагог-психолог

Разработка и реализация социальных проектов

В течение года

Педагог-психолог

Акция «Мы за ЗОЖ»

В течение года

День волонтера

Декабрь

Организация игр и конкурсов для детей

В течение года

Участие в экологических мероприятиях

Апрель-май

Подготовка и проведение бесед по ЗОЖ

В течение года

Раздел 5

Аналитический

Подведение итогов деятельности волонтеров

1 раз в семестр

Педагог-психолог

Ожидаемые результаты:

Формирование ответственной, здоровой, общественно-активной личности.

Создание Модели школьного волонтерского движения.

Формирование позитивных установок обучающихся на волонтерскую деятельность.

Используемые источники

  1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/
  2. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 200
  3. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
  4. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
  5. Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич. Минск, 2004.
  6. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2002.
  7. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
  8. Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2001.
  9. Кудринская, Л. А. Добровольческий труд и факторы его воспроизводства в современном обществе [Электронный ресурс] / Л. А. Кудринская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2005. - № 1. - С. 15-26. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  10. Лыгина, М. А. Волонтерское движение - новое направление первичной профилактики наркомании [Электронный ресурс] / М. А. Лыгина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2008. - № 11. - С. 15-18. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  11. Макарова, Г. А. Эстетическое воспитание старших школьников посредством волонтерской деятельности в учреждениях искусства [Электронный ресурс] / Г. А. Макарова // Педагогика искусства. -2009. - № 2. -С. 45-52. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст доступен на сайте издателя).
  12. Максимова, М. Н. Ресурсы социального обслуживания [Электронный ресурс] / М. Н. Максимова // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2007. - № 1. - С. 104-106. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  13. Маркин, В. В. Стратегии регулирования социально-трудового потенциала российского общества [Электронный ресурс] / В. В. Маркин, В. А. Кижеватова // Власть. - 2008. - № 4. - С. 56-60. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  14. Менщикова, И. Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы [Электронный ресурс] / И. Ю. Менщикова // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 1. - С. 42-43. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  15. Мирзаянова, Л. Ф. Формирование личностно развивающей мотивации у студентов вуза путем вовлечения в совместную творческую деятельность антинаркотического содержания [Электронный ресурс] / Л. Ф. Мирзаянова // Психология обучения. - 2010. - № 3. - С. 100-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  16. Мирошина, Т. Д. Формирование гражданственности студентов вуза как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Т. Д. Мирошина // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 3. - С. 67-71. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  17. Мордасова, Т. А. Социальная модель благотворительности как фактор развития институтов гражданского общества [Электронный ресурс / Т. А. Мордасова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2009. - № 4. - С. 29-36. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  18. Никитова, А. В. Правовые основы добровольческой (волонтерской) деятельности [Электронный ресурс] / А. В. Никитова // Аграрное и земельное право. - 2009. - № 4. - С. 102-105. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  19. Оленина, Г. В. Историко-концептуальные основы развития гражданских добровольческих инициатив молодежи в социально-культурном пространстве досуга и образования [Электронный ресурс] / Г. В. Оленина, О. Н. Белинская // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 3. - С. 291-294. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  20. Парпина, Ю. В. Волонтерское движение и его истоки в России [Электронный ресурс] / >/ D/ Парпина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 9. - С. 106-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
Рассказать друзьям