Методические указания по выполнению заданий на практических занятиях по дисциплине ОП.14 «Профессиональная этика. Этика деловых отношений Практические задания по теме нравственные основы досудебного

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Гуманитарная академия переподготовки работников социальной сферы (МИСАО)

Программа профессиональной переподготовки
Психологическое консультирование и психодиагностика (620) New

Дисциплина: Профессиональная этика в работе психолога
Практическое задание 1, Модуль 1. Профессиональная этика, ценности и этические проблемы в деятельности психолога

Выполнил:
слушатель Пашнина СветланаДмитриевна
Преподаватель:
Сытько Тамара Ивановна

Москва – 2017
Задание 1. Этикет в работе психолога-практика.

1 Вопрос: Как соотносятся понятия «профессиональная этика» и «профессиональный этикет».

Профессиональная этика представляет собой совокупность моральных норм, правил, принципов, которые регулируют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу, а такжевзаимоотношения людей в трудовой деятельности. Профессиональная этика является результатом развития морального самосознания профессиональных сообществ -цехов, гильдий, мастерских и т.п. в их стремлении поддерживать как в своей среде, так и в обществе доверие и уважение к деятельности специалистов и к ним самим.
Содержанием профессиональной этики являются:
♦ нормы поведения, предписывающиеопределенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые являются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности;
♦ обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии.
Профессиональная этика как составная часть морали основывается на ее общих принципах и установках, но рассматривает их с позиций специфических проблем в различных видах трудовойдеятельности.

Этикетом называется совокупность норм и правил, регулирующих социальное и профессиональное поведение.
Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Однако он определяет лишь формальную сторону общения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно, чтобы считаться воспитанным человеком. Поведение в обществе не может не опираться на общиепринципы и нормы морали.
Этикет (среди специалистов по этике) традиционно понимается как застывшая норма морали, и в каждой профессии существует свой этикет. Это, например, традиционные приветствия покупателей и клиентов продавцами и другими представителями сферы
услуг.
Следовательно, этика и этикет взаимосвязаны: этика рассматривает моральные проблемы в более широком плане, а этикетконкретизирует этические стандарты и нормы. Каждая проблема, связанная с этикетом, не может решаться вне этических наставлений.

2 Вопрос: Разработайте памятку профессионального этикета практического психолога.

ПАМЯТКА ЭТИКЕТА ПРАКТИКУЮЩЕГО ПСИХОЛОГА.

Профессиональная деятельность психолога - это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особыхпринципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности.
1)Принцип профессиональной компетентности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.
Психолог формулирует выводы и рекомендациизаказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.
2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Главный этический принцип психолога - "не навреди". Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальномуположению, интересам человека.
3) Принцип объективности. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Он должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными,...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели профессиональной этики юриста как ее категория, соотношение с целями юридической деятельности. Принципы профессиональной этики юриста, соотношение с универсальными этическими принципами. Особенности этических принципов на примере адвокатской этики.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Предмет и основные понятия этики. Возникновение и развитие морали, ее структура и функции. Виды профессиональной этики. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека. Основы судебной деятельности. Генеральные принципы этики адвокатов.

    курс лекций , добавлен 05.12.2013

    Профессиональная этика - совокупность нравственных требований к профессиональной деятельности человека. Различные виды деловой этики. Принципы ведения бизнеса. Постулаты кодекса предпринимательской этики. Деловая беседа как специфическая форма общения.

    реферат , добавлен 21.12.2012

    Профессиональная этика как совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей. Традиционные виды профессиональной этики. Развитие профессиональной этики в XX веке. Профессиональная этика и мораль.

    реферат , добавлен 05.10.2012

    Сущность, функции и структура морали как способа нормативного регулирования поведения человека. Основные функции этики: познавательная (гносеологическая) и нормативная. Классификация нравственных отношений. Особенности профессиональной морали юристов.

    контрольная работа , добавлен 14.05.2013

    Нормы профессиональной этики педагога. Педагогическая мораль как система нравственных требований, предъявляемых к учителю. Триада преподавательской этики Аристотеля: логос (качество изложения), пафос (контакт с аудиторией), этос (отношение к окружающим).

    презентация , добавлен 20.01.2010

    Изучение основных принципов профессиональной этики судьи. Обобщение нравственных и моральных требований этой должности: честность, чувство долга, беспристрастность, чувство совести, гуманность. Независимость - принцип профессиональной деятельности судьи.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Соотношение понятий этики и профессиональной этики. Характеристика, структура, свойства, функции профессиональной морали. Система профессионально-этических представлений. Нормы и классификация категорий профессиональной этики. Понятие долга и совести.

    презентация , добавлен 21.09.2016

ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß ÐÎÑÑÈÉÑÊÎÉ ÔÅÄÅÐÀÖÈÈ Ñàíêò-Ïåòåðáóðãñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò àýðîêîñìè÷åñêîãî ïðèáîðîñòðîåíèÿ С. Н. Коробкова ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Сборник практических задач Ñàíêò-Ïåòåðáóðã 2003 УДК 658.3 ББК 87.774 К68 Коробкова С. Н. К68 Этика делового общения: Сборник практических задач / СПбГУАП. СПб., 2003. 79 с. Автор предлагает студентам освоить теоретический материал, касаю- щийся этики, психологии и этикета деловых отношений, в доступной и ув- лекательной форме. С помощью тренингов, тестов, деловых игр и решения ситуационных задач слушатели обретают коммуникативный навык, позво- ляющий выработать систему ценностей и на основе этого оптимально выстраивать деловые отношения, реализовывать свой управленческий, ин- теллектуальный и творческий потенциал. Сборник задач рекомендован студентам всех факультетов СПбГУАП различных форм обучения как вспомогательный материал при освоении пред- мета «Этика делового общения». Рецензент: кандидат философских наук доцент Л. М. Емельянова Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания © СПбГУАП, 2003 © С. Н. Коробкова, 2003 2 Тема 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ЭТИКИ 1. Структура морали. 2. Исторические формы нравственности. 3. Нравственная культура общения. Этика – одна из отраслей философии, наука о морали (нравственно- сти). Термин “этика” происходит от древнегреческого “этос”, означаю- щего в разное время “местопребывание”, “нрав”, а также устойчивую природу чего-либо. Позже возникло понятие “этический”, подразуме- вающее группу добродетелей (мужество, щедрость, уверенность и т. п.). Науку, которую призваны были изучать эти добродетели, Аристотель (древнегреческий философ) назвал этикой. В Древнем Риме возник ана- лог “этического” – “моральный”, т. е. относящийся к нраву, характеру. В русской культуре “мораль” стала синонимом “нравственности” (ко- рень “нрав”). Таким образом, понятийное содержание слов этика и мо- раль (нравственность) распределилось следующим образом: под мора- лью понимают реальные явления социальной жизни (нравы, обычаи, ценности, идеалы, нормы поведения), а этика – наука, изучающая эти явления. Наиболее полное определение этики звучит следующим обра- зом: “Этика – философская наука, объектом изучения которой являются мораль в целом, нравственность как одна из важных сторон жизнедея- тельности человека, специфическое явление и форма общественного сознания. Этика выясняет место морали в системе других обществен- ных отношений, анализирует природу, внутреннюю структуру и ее роль как социального института, изучает происхождение и развитие нрав- ственности в истории человечества, теоретически обосновывает ту или иную систему нравственности” (Дробницкий О. Г. “Проблемы нрав- ственности”). Объектом нашего внимания является мораль как явление культуры и общественной жизни. Она имеет достаточно сложную, многогранную структуру. С одной стороны, мораль выступает как форма обществен- ного сознания, с другой – как способ регуляции совместной деятельно- 3 сти людей. В качестве первой – мораль отражает отношение индивидов и различных социальных общностей к ходу исторического развития, к обществу, оценку ими человеческой деятельности. Наряду с нравствен- ным общественным сознанием существуют такие его формы, как поли- тическое, правовое сознание и т. п. Другими словами, общественное сознание фиксирует определенное отражение, познание и преобразо- вание человеком социальной сферы бытия. Специфика морали как спо- соба регуляции человеческой деятельности определяется следующими факторами: во-первых, происхождение морали обусловлено потребнос- тями общества, т. е. нравственные требования вырабатываются массо- вым сознанием в процессе жизнедеятельности (в отличие, например, от правовых норм, которые устанавливаются государством), санкцио- нируются волей всего общества (отсутствует юридическая закреплен- ность) и претендуют на всеобщую значимость (прилагаются как к от- МОРАЛЬ Нравственное Нравственная Нравственные сознание деятельность: отношения: поведение, любовь, дружба, поступок симпатия, Нравственные Нравственные ненависть, обида, нормы: принципы: ревность, зависть, «не убий», «не гуманизм, благосклонность, укради», не лги, патриотизм, доброжелатель- уважай старших, интернационализм, ность не обижай слабо- альтруизм, го, будь вежлив, утилитаризм, не будь равно- нигилизм, цинизм душным Нравственные категории: добро, зло, благо, счастье, любовь, честь, достоинство, ответственность, правда, польза, насилие Рис. 1 4 Таблица 1 Направление Идеолог Суть этической Основные положения концепции Гедонизм Эпикур Добро – это то, что Счастье – это наслаждение (от греч. hedone – приносит наслажде- Лишь жизнь в многообразии чувственных ощущений явля- наслаждение) ние и избавление ется высшей моральной ценностью от страданий Подлинные удовольствия – телесные Удовольствие относится к настоящему, воспоминание о благе или его ожидание не есть удовольствие Этика киников Антисфен Основа счастья и доб- Закон жизни – закон природы (циников) Диоген родетели – пренебре- Необходимо отказаться от всяких человеческих удобств, жение к обществен- богатства, славы ради достижения независимости и внут- ным нормам (цинизм) ренней свободы Эвдемонизм Демокрит Основа морального Основа счастья – мудрость и чувство меры (от греч. поведения человека – Мудрость приносит три плода: дар хорошо мыслить, eudaimonia – бла- стремление к счастью говорить и поступать женство, счастье) Суета сует – стремление к богатству, славе и почестям Этика софистов Протогор "Человек – мера всех Добро и зло-суть релятивные понятия: что для одного (от греч. sophistes – вещей" является добром, для другого может быть злом искусник, мудрец) Справедливость – это не что иное, как выгода (польза) сильнейшего Этика Сократа Сократ "Познай самого себя, Источник блага – Бог (дальней- и ты познаешь мир" Существенное в морали – неизменные и вечные доброде- шее разви- тели, главная из них – мудрость тие идей – Добродетели человек приобретает путем познания и са- Платон) мопознания Истинная нравственность – знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека Этика Аристотель Нравственная цель Основа уравновешенной и благополучной жизни – в уме- Аристотеля должна опираться ренности (во всем хороша "золотая середина") на нравственные Недостаточно знать, что есть добродетель, следует дейст- средства вовать и жить в соответствии с нею Основа нравственности – справедливость; особенность справедливости в том что она направлена на других 5 6 Продолжение табл. 1 Направление Идеолог Суть этической Основные положения концепции Этика Аристотель Нравственная цель Основа уравновешенной и благополучной жизни – в уме- Аристотеля должна опираться ренности (во всем хороша "золотая середина") на нравственные Недостаточно знать, что есть добродетель, следует дейст- средства вовать и жить в соответствии с нею Основа нравственности – справедливость; особенность ее в том, что она направлена на других Этика стоицизма Сенека "Жизнь – не благо, Осознать господствующую в мире необходимость и подчи- Марк Авре- смерть – не зло" ниться ей, не утратив при этом чувство собственного лий "Лучше достойно уме- достоинства реть, чем недостойно Жить в согласии с природой, добродетельно, разумно жить" Христианская эти- Августин "Возлюби ближнего Любовь – универсальный принцип морали ка средневековья Блаженный своего как самого себя" Бог – единственный критерий нравственности "…во всем, как хотите, Зло – отступление от божественных предписаний; высшая чтобы с вами поступа- нравственная задача – искупление первородного греха ли люди, так посту- пайте и вы с ними…" Этика гуманизма Дж. Бруно Мораль – форма само- Морально развитый человек – энтузиаст, вечно стремящий- Д. Пико утверждения лично- ся к обновлению и движению вперед Мирандола сти, способ реализаци Человек – творец самого себя и всего, что его окружает и ее внутренних сил, В этом состоит его путь от звериного к божественному и возможностей Любовь истинно морального человека отражает единство те- лесных, эмоциональных и интеллектуальных способностей Натуралистическая Гольбах "Добродетель есть не Преодолевая свое природное себялюбие, человек может и этика (от nature – Гельвеций что иное, как польза должен стать "разумным эгоистом", т. е. правильно понять природа) людей, соединенных свои интересы и руководствоваться "компасом обществен- в общество" ной пользы" для их осуществления Что полезно, то и нравственно Продолжение табл. 1 Направление Идеолог Суть этической Основные положения концепции Рациональная Кант Поступай так, чтобы Мораль – и в этом ее определяющая роль – ограничивает э тика максима твоего пове- человеческую природу и ставит человека выше стихийных дения могла стать душевных порывов всеобщей Чувственные инстинкты нравственными будут только тогда, когда они поставлены под контроль долга (разум- ного долженствования) Марксистская Маркс Мораль социально Этика должна быть практически действенной силой, э тика Энгельс обусловлена и имеет а не только сводом благих пожеланий своей основой эконо- Мораль вторична относительно реального бытия человека мические отношения и, в конечном счете, определяется тем образом жизни, который ведут люди в социально-экономическом плане Мораль человека развивается им самим, и есть средство са- мовыражения и саморазвития, а не нечто, стоящее над ним Пессимизм Шопенгауэр "…страдание – неиз- Критерием нравственности является отсутствие эгоисти- бежный и истинный ческих мотивов: люди настолько близки друг удел человека" к другу, что чужое страдание воспринимается как свое Оптимизм – свидетель- Из принципа сострадания вытекает две нормы поведения: ство плоской тупости не вреди никому и помогай каждому по мере сил его сторонников или Чем глубже и нравственнее человек, тем шире его сочувст- кровавое издевательство вие, тем больше его собственное страдание и чувство над безмерностью че- безысходности ловеческого страдания Нигилизм (ниц- Ницше "Бог умер" Нравственный идеал человека – "сверхчеловек", который шеанство) находится "по ту сторону добра и зла", постулируемых христианством Главная ценность – "воля к власти", в которой реализу- ется вся мощь жизненных сил человека 7 8 Окончание табл. 1 Направление Идеолог Суть этической Основные положения концепции Экзистенциализм Сартр Человек обречен Окружающий мир – мир абсурда, с которым человек нахо- Камю на свободу дится в постоянном конфликте Человек в каждый момент своего существования находит- ся в пограничной ситуации, и у него нет никаких крите- риев правильного выхода – он свободен Абсолютная свобода человека предполагает абсолютную ответственность Прагматизм Пирс Этика – практическая Основу морали составляет достижение выгоды любой Д ж ей м с наука ценой и любыми средствами Человек в своих поступках должен руководствоваться на- личной моральной ситуацией, поступать исходя из настоя- щего и ближайшего будущего Современная Гуманизация всей Создание таких условий, когда каждый человек осознает, э тика системы обществен- что высшей ценностью для него является другой человек ных отношений Знания и умения необходимо должны быть сопряжены с моральными качествами личности дельным поступкам индивидов, так и групп людей и к жизненному ук- ладу общества в целом); во-вторых, нравственные требования форму- лируются в виде норм однотипного поведения в типичных обстоятель- ствах, а также в виде принципов и идеалов, обладающих безличным характером и абстрактным долженствованием; в-третьих, нравственные требования нуждаются в индивидуальном осознании в форме личного убеждения. Ниже приведены структура морали (см. рис. 1) и исторические типы нравственности (см. табл. 1). Проанализируйте их и попытайтесь со- ставить общее представление о структуре универсальной этики и ос- новных нравственных системах, сложившихся в истории человечества. Человеческая история длинна, нравы разных эпох различны. Приро- да, структура и функции морали всегда остаются в центре внимания этики. Не так важно давать «правильные» ответы на вопрос о сущнос- ти морали, как важно понимать смысл своих проблем. Свои представления вы можете расширить, выполняя задания прак- тикума. Вопросы для обсуждения 1. Иллюзия «золотого века»: раньше было лучше. Страдаете ли вы сами ею? Почему «золотой век» морали всегда видится в прошлом? 2. Джеймса Кука съели дикари-островитяне. Христофор Колумб унич- тожил индейцев Америки. Вы видите в этих примерах столкновение христианской цивилизации с язычеством или морали с обычаями? Что оказалось более жестоким? 3. Когда коллективизм становится конформизмом, а индивидуализм – эгоизмом? Приведите примеры. 4. Современная этика много внимания уделяет проблеме эвтаназии. Допустимо ли безболезненно умертвить безнадежно больного? Гуман- но ли это? Проанализируйте ближайшие и перспективные последствия такого акта. Аналогична ли эта ситуация той, когда царь, если захватчи- ки входили в город, приказывал слуге убить его? Ситуация для анализа 1. Выберите из предлагаемых правил те, которые имеют отношение к морали: 1) надо чистить зубы по утрам; 9 2) уходя, гасите свет; 3) гражданин государства должен уважать его законы; 4) не сотвори себе кумира; 5) не лги; 6) дал слово – держи; 7) подвергай все сомнению; 8) всякий должен возместить нанесенный материальный ущерб. Какими критериями вы руководствовались? 2. “Золотое правило нравственности” гласит: чего себе не желаешь, того другим не делай. Примените его в различных ситуациях: 1) два купца спорят по поводу торговой сделки; 2) старый человек нуждается в помощи молодого; 3) вор крадет имущество; 4) голодный крадет кусок хлеба; 5) подружки “перемывают косточки” знакомым; 6) гражданин отказывается от несения воинской службы. Универсально ли “золотое правило”? Достаточно ли одного правила на все случаи жизни? 3. “Око за око, зуб за зуб” – принцип первобытной справедливости. “Если ударили тебя по одной щеке, подставь другую” – нравственная заповедь. Разрешите с каждой из двух точек зрения следующие ситуа- ции: 1) у вас украли любимые кроссовки; 2) ваш любимый(ая) ушел(ла) к другой(му); 3) в автобусе вам наступили на ногу; 4) старушка злобно ругает “современную молодежь”, а заодно и вас; 5) соседу досталось то, что должно было достаться вам. Покажите в каждом случае последствия ваших поступков, ближай- шие и перспективные. Какой подход оказался более конструктивным? Сколько вариантов поступка вы нашли по первому и второму прави- лам? 4. Используя позицию Эпикура, можно все удовольствия разделить на: 1) естественные и необходимые; 2) естественные, но не необходи- мые; 3) неестественные и не необходимые. Проведите эту классифика- цию применительно к следующему списку удовольствий: 1) хороший обед; 10


Чем различаются понятия "этика", "мораль", "нравственность"? Выполнима ли такая задача этики, как "учить морали"? Можно ли научить морали?
2 Прокомментируйте слова русского философа Вл.Соловьева. О каком важном условии воспитания порядочности он говорит: «Нравственная философия есть не более как систематический указатель правого пути жизненных странствий для людей и народов... Но никакое изложение нравственных норм, то есть условий достижения истинной цели, не может иметь смысла для человека, сознательно поставившего себе не эту, а совсем другую цель»?
§1 Какую роль, по мнению немецкого философа И.Канта, играют в воспитании личности этические знания? Согласны ли вы с ним? "Человечность - это способность участвовать в судьбе других людей. Бесчеловечность означает не прини-мать участие в судьбе других. Почему некоторые науки называют gumanioria? (т.е. гуманитарными - авт.) Потому что человека они делают более утончённым. При этом у каждого изучающего их, даже если он не достиг большой учености, сохраняется некоторая утонченность и мягкость. Ведь науки, коль скоро они покорили душу, придают ей мягкость, которая сохраняется и в дальнейшем. Купец поэтому оценивает каждого по его деньгам; человек же, знакомый с гуманитарными науками, оценивает людей по другим критериям".
Л.Н.Толстой утверждал, что " человечеству только кажется, что оно занимается торговлей, войнами, искусствами, политикой и т.п. На самом деле единственное, что оно делает, оно уясняет себе нравственные законы, по которым оно живет". Приведите примеры, подтверждающие мысль велико-го писателя.
Всякий ли знающий нормы морали человек является образцом нравственности?
Мораль необходима обществу, а что она дает человеку?
Щ Князь Шэ сказал Конфуцию: "В моей деревне был один прямодушный человек. Его отец украл барана, и он донес на своего отца. Конфуций ответил: "В моей деревне прямые люди отличаются от ваших..". Продолжите
мысль великого моралиста. В чем состоит, по его мнению, прямота?
Сравните высказывания античных философов, назовите и авторов и этические школы, к которым они относятся:
а) я предпочел бы безумие наслаждению;
б) наслаждение является благом, даже если оно порождается без образнейшими вещами;
в) никакое удовольствие не есть зло само по себе, но средства, производящие некоторые удовольствия, приносят беспокойства, во много раз превышающие удовольствия.
Кто из перечисленных философов является автором первого специального труда по этике: а) Эпикур, б) Сократ, в) Протагор, г) Аристотель, д) Сенека?
У эпикурейцев - атараксия, у киников - аскетизм, у стоиков - ?
Назовите имя античного философа, о котором пишет А.С.Пушкин. Как называется этическая школа, к которой он принадлежал? Почему проповедуемый им образ жизни, по мнению поэта, не дает счастья? "Меж тем, на милых грозно лая, / Злой циник, негу презирая, / Один всех радостей лишен, / Дышал, от мира отлучен./ Но с бочкой странствуя пустою, / Вослед за мудростью слепою, / Простой чудак был ослеплен; / И, воду черпая рукою, / Не мог зачерпнуть счастья он". 6 Кому из мыслителей прошлого принадлежат слова: "Две вещи наполняют душу все новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них - это звездное небо надо мной и нравственный закон во мне? а) Гегелю, б) Ницше, в) Цицерону; г) Канту, д) Гольбаху.
Как Вы понимаете смысл различения Гегелем понятий "мораль" и "нравственность"?
Сравните точки зрения философов. Какой Вы отдаете предпочтение и почему? А.Шопенгауэр писал, что сострадание «процесс изумительный и, более того, таинственный. Это поистине великая мистерия этики, её первофе- номен и пограничный столб... мы видим, что в этом процессе снимется перегородка, которая с точки зрения естественного света разума совершенно отделяет одно существо от другого, и что не я - некоторым образом становится я». А Ф.Ницше характеризовал сострадание как « депрессивный заразный инстинкт», который парализует инстинкты, направленные на повышение ценности жизни.
3-е занятие
Ц Определите этические учения, представителями которых являются авторы приведенных высказываний. Какому из них Вы отдаете предпочтение?
".если нравы создаются историей развития данного общества, то совесть, как я постараюсь доказать, имеет свое происхождение гораздо глубже в сознании равноправия, которое физиологически развивается в человеке, как и во всех общительных животных" (П.Кропоткин).
Б. "Совесть, царящая в человеческом духе и над человеческим духом, как некая высшая сила, могла быть завита в его природу только тем, кто создал его и предназначил к выполнению нравственных задач. Поэтому религиозное сознание человечества справедливо видело и видит в совести выражение воли божьей" (А.Гусев).
"У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего - иная, чем у неимущего, у мыслящего иная, чем у того, кто не привык мыслить. Совесть привилегированных - это ведь и есть привилегированная совесть" (К.Маркс).
2 Как называется строгий запрет, сформировавшийся на самых ранних стадиях развития нравственности: а) тотем; б) ритуал; в) табу; г) обычай; д) фетиш?
§1 Почему известное изречение: "И так во всем, как хотите, чтобы поступали с вами люди, поступайте и вы с ними", - получило название "золотого правила" нравственности? Считаете ли Вы возможным применять его в отношениях с окружающими?
4 Проследите эволюцию нормы "уважай старших" от па-триархальных нравов до наших дней. Покажите особенности её понимания на каждом историческом этапе. В чем проявляется эта норма сегодня?
5| Как соотносятся понятия "народная нравственность", "традиционная мораль", "патриархальная мораль"?
Назовите известные Вам обычаи своего народа. Можно ли выделить среди них хорошие и плохие? Что является критерием такой оценки?
Как Вы относитесь к мысли Конфуция о том, что "если будут чтить умерших, помнить предков, то в народе вновь окрепнет добродетель"? На Ваш взгляд, является ли она актуальной для современной нравственности?
Ц Сравните традиции русского и адыгского гостеприимства, попытайтесь выявить общее и особенное в традициях и правилах приема гостей. Какие из отмеченных Вами правил не утратили своего значения в наши дни? (Источники: Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет; Домострой, с.128-131; Мамхегова Р. Очерки об адыгском
этикете)
4-е занятие
2 Как вы понимаете слова А.С.Пушкина "обычай - деспот меж людей"? Чем отличается обычай от моральной нормы?
2 Сравните приведенные ниже высказывания философов. В чем различие их взглядов на соотношение морали и права? Чьим мыслям Вы отдаете предпочтение? В чем сила морали?
А. "Сделать людей добродетельными можно только посредством хороших законов. Все искусство законодателя заключается в том, чтобы заставить людей быть справедливыми друг к другу, опираясь на их любовь к себе самим. Реформу нравов надо начать с реформы законов" (К.Гельвеций).
Б. ".Моральную силу невозможно создать параграфами законов. Мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием" (К.Маркс).
2 Прокомментируйте слова И.Канта. Какое различие между правом и моралью отметил философ? "Юридически кто-то виновен, если совершил действие, направленное против права другого человека. Но этически он виновен уже тогда, когда у него возникла мысль о том, чтобы совершить такое действие".
Сравните два взгляда на соотношение нравственных целей и средств. В чем их различие? Какой из них в наибольшей степени отвечает нормам гуманизма? А какой Вы разделяете и применяете на практике?
А. Цель оправдывает средства.
Б. "... говорят: "Средства - это, в конце концов, лишь средства". А я бы сказал: "Средства - это, в конце концов, все" Каковы средства, таков и результат. Нет грани, отделяющей средства от результата" (М.Ганди).
Существует поговорка "Благими намерениями вымощена дорога в ад". Какое место она отводит мотивации человека. Что больше свидетельствует о нравственном облике личности - её поступки или мотивы этих поступков? Какую роль в нравственной оценке личности играет понимание мотивов поведения?
2 Прокомментируйте высказывания мыслителей. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает суть нравственности?
В Вся нравственность человека заключается в его намерениях (Ж.Ж.Руссо).
В Нравственность относится к характеру (И.Кант).
И Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И.Песталоцци). И Истинная нравственность растет из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Её мерило не слова, а практическая деятельность (В.Г.Белинский). И Все наше достоинство - в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно - в этом основа нравственности (Б.Паскаль).
И Мысль без морали - недомыслие, мораль без мысли - фанатизм (В.О.Ключевский).
9 Поразмышляйте над словами персонажей Д.Лондона и Ф.М.Достоевского. В чем они видят сущность и критерий морали? Как называется в этике такой подход к морали? Приемлем ли он для вас? «Я слушаю, слушаю, говорю, говорю без конца, как, например, сейчас, а убеждений у меня все-таки нет никаких. И нет никакого мерила.- Неправда, мерило есть, - возразил Дик. Старое, вечное мерило: истинно то, что оправдывает себя в жизни. Ты знаешь, я равнодушен к морали и признаю её только тогда, когда она полезна». (Д.Лондон. Маленькая хозяйка большого дома)
«Я считаю себя обязанным только тогда, когда это приносит мне пользу. Люби самого себя - вот одно из правил, которое я признаю. Жизнь - коммерческая сделка» (Ф.М.Достоевский. Униженные и оскорбленные).
5-е занятие
Щ Попробуйте закончить мысль древнего мудреца, вставив на место пропуска недостающее во фразе слово. «Кто-то спросил Конфуция: "Что, если за зло платить добром?" - Учитель ответил: "А чем же за добро платить? Плати за зло. А за добро плати добром».
2. Сравните два высказывания. Какую из названных позиций Вы разделяете? Аргументируйте свой выбор. А. « Добро должно быть с кулаками» (С.Куняев). Б. «Неотвечание злом на зло и неучастие в зле есть верное сред ство не только спасения, но и победы над теми, кто творит зло» (В.Булгаков).
31 «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому», -отмечал Ф.Энгельс. Приведите примеры, подтверждающие эти слова.
4 О каких условиях добра говорит Л.Н.Толстой: «Если добро имеет побудительную причину, оно уже не добро; если оно имеет своим последствием награду, оно тоже не добро. Добро вне цепи причин и след-ствий»?
51 «Из двух зол выбирают меньшее», - гласит русская пословица. «Из двух зол выбирать не стоит», - советует английская пословица. А как думаете Вы?
Определите, о какой "казни" идет речь в четверостишии поэта Н.А.Некрасова, обозначьте её этическим понятием, дайте ему определение. «Что враги? Пусть кле-вещут язвительней, /Я пощады у них не прошу, / Не придумать им казни мучительней, / Той, которую в сердце ношу».
Каково соотношение между долгом и совестью. Могут ли они вступать в противоречие или конфликт? Приведите примеры такого конфликта. Чему предпочитаете следовать Вы в случае разлада: требованиям долга или велениям совести?
8. Каким термином обозначается в этике принцип стро-гого, неуклонного следования долгу: а) скептицизм; б) нигилизм; в) ригоризм; г) гедонизм?
9 "Но мне порукой ваша честь и смело ей себя вверяю," - всем известные слова из письма Татьяны к Онегину. Дайте определение понятию "честь". Подберите близкие ему по смыслу слова.
ЩЦК ак бы Вы объяснили слова А.Шопенгауэра: "честь есть внешняя совесть, а совесть - внутренняя честь"?
ЩКак называется качество личности, которое осуждает писатель? «Не беда, если люди будут хвалить тебя за твои дела. Беда, если ты будешь делать для того, чтобы люди хвалили тебя» (Л.Н.Толстой).
Щ|Издавна сложились представления о женской и мужской чести. Какой смысл вкладывался в эти понятия? Имеют ли эти понятия место в моральном сознании наших современников?
НЧ есть - честолюбие - тщеславие - гордость. Дайте определения этим понятиям морального сознания и человеческим качествам. Какие из них, на ваш взгляд, можно расценивать как отрицательные свойства человека?
ЩЦКакой из вариантов определения нравственной свободы, по-вашему, является правильным? Нравственная
свобода это:
а) возможность беспрепятственно реализовать свои желания независимо от долга;
б) сознательное выполнение человеком своего долга вопреки желаниям;
в) для отдельного человека свободы вообще не существует, так как всё зависит от обстоятельств, в которых он оказался;
г) человек свободен тогда, когда с желанием выполняет свои обязанности, испытывая при этом удовлетворение.
ЩПоэт Л.Мартынов в одном из стихотворений писал: "Я уяснил, что значит быть свободным. Ведь это значит быть за все в ответе". Какова, на ваш взгляд, связь свободы и ответственности? Почему ответственность личности возрастает с ростом свободы? Перед кем и за что отвечает человек? Существует ли предел ответственности?
^Прокомментируйте известное высказывание "Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого".
ЩМ ожно ли быть нравственным, не будучи свободным? А свободным - не будучи нравственным? Всегда ли у человека есть выбор?
Щ|Почему сторонники этики ненасилия считают, что путь ненасилия - это путь сильных и мужественных людей?
6-е занятие
Q Каким этическим термином Вы можете обозначить тех, кто считает, что смысл жизни заключается в достижении счастья:
а) гедонист; б) утилитарист; в) эвдемонист; г) циник; д) стоик?
2 Закончите мысль философа его словами: «Один алчный сказал так: «Лучше мне иметь каплю счастья, чем бочонок ума». Ему же отвечая, философ сказал: » («Пчела»).
Можно ли утверждать, что в приведенном ниже индийском изречении выражен смысл жизни? «Когда ты явился на свет, ты плакал. А все другие радовались; сделай же так, чтобы, когда ты будешь покидать свет, все плакали, а ты один улыбался».
Известно, что счастье каждый понимает по-своему. Возможно ли общее определение счастья, которое бы было справедливым для всех?
О каких условиях счастья говорят пословицы разных
народов?
У дурака и счастье глупое (китайская). Счастье приходит в дом, где слышен смех (японская). Кто за счастье борется, к тому оно и клонится (русская). Пока горя не увидал, счастья не поймешь (армянская). Не бывать бы счастью, да несчастье помогло (русская). Где нет чести, там нет счастья (адыгейская).
Прокомментируйте слова древнего мудреца: «О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем заключено несчастье! Кто знает их границы? Они не имеют постоянства» (Лао- Цзы). Согласны ли Вы с ним?
Кто из философов античности пытался избавить людей от страха перед смертью:
а) Платон; б) Эпиктет, в) Антисфен; г) Эпикур; д) Сократ?
Ц Разделяете ли Вы мнение о том, что «нельзя целью поставить себе счастье: невозможно на земле личное счастье как цель. Счастье дается совсем даром тому, кто поставит какую-нибудь цель и достигает её после большого труда» (М.М.Пришвин). В чем Вы видите смысл Вашей жизни?
Ірокомментируйте приведенные ниже высказывания, укажите, чем различаются взгляды их авторов на любовь.
"Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя в другом "Я" и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собой" (Г.В.Гегель).
Б. " Половая жизнь для создания здорового революционно-классового потомства, для правильного боевого использования всех энергетических богатств человека, для революционно-целесообразной организации его радостей, его боевого формирования - вот подход пролетариата к половому вопросу.. .Половой подбор должен строиться по линии классовой, революционно- пролетарской целесообразности.. Половое должно во всем подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая..."(М.Залкинд).
"Гениталии не проделали вместе со всем человеческим телом раз-вития в сторону эстетического совершенствования, они остались животными, и поэтому любовь в основе своей и теперь настолько же жи- вотна, какой она была испокон веков. Любовные влечения с трудом поддаются воспитанию, их воспитание дает то слишком много, то слишком мало. То, что стремится сделать из них культура, недостижимо" (З. Фрейд)
Г. "В любви проявляется не только данное природой, но и внесенное
культурой" (В.И.Ленин).
ЩПоразмыслите над приведенными афоризмами, сделайте выводы для себя.
И Любовь - это цветы нравственности; нет у человека здорового нравственного корня - нет и благородной любви (В.А.Сухом- линский).
И Если собираетесь кого-либо полюбить, научитесь сначала прощать (А.В.Вампилов).
И Не быть любимым - это всего лишь неудача, не любить - вот несчастье (А.Камю).
Кто не умеет ненавидеть, тот не умеет и любить (немецкая посл.). Первый симптом любви у молодого человека - робость, а у девушки смелость (В.Гюго).
И Мерою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит (В.Белинский).
И Время укрепляет дружбу, но ослабляет любовь (Ж.Лабрюйер).
7-е занятие
Q Как соотносятся понятия «экоэтика», «биоэтика», «биомедицинская этика»?
2 Кто из мыслителей выдвинул этический принцип «благоговения перед жизнью»: а) А.Шопенгауэр; б) Э.Спенсер; в) А. Швейцер; г) П.Кропоткин?
Объясните смысл известной формулы А.Швейцера «Я жизнь, которая хочет жить.среди жизни, которая хочет жить».
4 Что для Вас значит любить природу?
Эвтаназия это убийство или акт милосердия по отношению к безнадежно больному, страдающему человеку? Аргументируйте свой выбор.
Определите свое отношение к «суррогатному материнству» (Текст «Казус с Бэби М.»). Какие осложнения вызывает практика искусственного оплодотворения и «суррогатного материнства»? Не несет ли она угрозу нравственности, семье?
Искусственное прерывание беременности вызывает у населения разных стран прямо противоположную реакцию. При этом борьба мнений ведется под знаком соблюдения либо прав матери (сторонники аборта), либо прав «не родившегося» ребенка (противники аборта). Чьи права поддерживаете Вы? С какого срока беременности должно реализовываться право ребенка на жизнь?
8 Как вы относитесь к трансплантологии? Оцените её перспективы с этико-правовых позиций. Клонирование - это благо или зло? Что, по-вашему, несет этот эксперимент для человечества?
8-е занятие
Как связаны общечеловеческая и профессиональная мораль? Назовите самые известные кодексы профессиональной морали. Попробуйте составить этический кодекс Вашей профессии. Что объединяет категории «профессиональная честь» и «про-фессиональное достоинство? В чем их различие? Охарактеризуйте нормы, регламентирующие профессионально-нравственные отношения журналиста: а) с героями публикаций; б) с адресатом информации (аудиторией); в) с коллегами. Приведите примеры нарушения этих норм в профессиональной деятельности журналистов.
Вы следователь, ведущий дело о группе «рекетиров». Вы знаете, что в этой группе - Ваш бывший школьный товарищ, с которым Вы были дружны. Варианты Вашего поведения? Q Как прокурор Вы вынуждены привлечь к ответственности крупного чиновника. Но Вам звонят из «центра» и просят замять дело, иначе Вы потеряете возможность получения квартиры и т.п. Ваше поведение?
Проанализируйте следующие ситуации с точки зрения этики бизнеса. Как поступили бы Вы в подобных случаях? И Предприниматель, занимающийся продажей крупных партий сигарет, до сих пор не был убежден в том, что курение вызывает рак. Недавно он познакомился с отчетом об исследовании, в ходе которого со всей очевидностью установлена связь между курением и раковыми заболеваниями. Как ему поступить? И Фирма, конкурент Вашей, просит доставлять информацию за «хорошие» деньги. Ваша реакция? (Варианты) И Корпорация «Менвилл» десятилетиями блокировала данные, свидетельствующие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирм. Суд штата «Нью-Джерси» в конечном счете установил, что « корпорация «Менвилл» сознательно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер, о полном пренебрежении к правам других людей». Суд потребовал, чтобы компания перевела 80% своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него людям, предъявившим иск. Проведите этический анализ ситуации. Что, по Вашему мнению, погубило корпорацию «Менвилл»?
9-е занятие
Как соотносятся понятия «этика», «мораль», «культура поведения», «этикет»?
О каких особенностях этикета идет речь в приведенных высказываниях?
В Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны иностранным языкам, потому что их в таком случае обычно не понимают (Ф.Бэкон). В Правдивый человек, не могущий или не желающий быть вежливым, не должен удивляться, если общество не принимает его правды (М.Фриш).
В Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований (Р.Эмерсон)
В Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику. После того, как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем (Конфуций)
Объясните суть пословиц. Какая особенность этикета и поведенческой практики отражена в них?
Со своим уставом в чужой монастырь не стучись (русская). Едешь в чужую страну, оденься в её форму (адыгейская).
Проиграйте ситуации, употребив соответствующую этикетную лексику:
а) Вы обращаетесь к библиотекарю за нужной Вам информацией;
б) как заведующий отделом учреждения представьте нового сотрудника директору учреждения, а затем работникам своего отдела;
в) Вы пригласили на свой день рождения однокурсников. Познакомьте их с родителями и присутствующими гостями;
г) позвоните на кафедру, чтобы договориться с преподавателем об индивидуальной консультации по курсовой работе;
д) Ваш сотрудник прекрасно выполнил служебное задание. Оцените его работу комплиментом.
3 Проверьте свои знания этикета, ответив на вопросы.
5.1.Кого кому представляют при знакомстве? (укажите 5 правильных вариантов)
а) младшего - старшему по возрасту;
б) старшего по возрасту - младшему;
в) начальника - подчиненному;
г) подчиненного - начальнику;
д) мужчину - женщине;
е) женщину - мужчине;
д) знакомого - близкому родственнику;
е) родственника - знакомому;
ж) родителей - друзьям, коллегам;
з) друзей, коллег - родителям.
5.2 Нужно ли при деловом представлении называть свою должность, звания, фирму?
а) да, обязательно;
б) только, если в этом есть необходимость;
в) не нужно, это может смутить человека, не имеющего громких званий.
Можно ли, приветствуя человека, подать руку через стол?
а) можно, не вставая, подать руку через стол;
б) нужно выйти из-за стола;
в) разрешается подать руку через стол, обязательно вставая.
Как Вы обратитесь с вопросом или с просьбой к незнакомому человеку?
а) лучше всего выбрать строгое и социально определенное обращение «товарищ»;
б) чтобы избежать неловкости лучше обойтись без конкретного обращения, начав с вежливого изложения сути дела, например: «Позвольте», «Будьте любезны»;
в) самые верные обращения «девушка», «молодой человек», «мужчина», «женщина».
Кто первым заканчивает телефонный разговор?
а) инициатор разговора;
б) тот, кому позвонили.
Как должен вести себя принимающий подарок?
а) развернуть подарок, посмотреть, показать остальным гостям;
б) развернуть, сердечно поблагодарить дарителя;
в) не разворачивая подарка, отложить его в сторону и поблагодарить дарящего.
В ресторане Вам подают суп в чашке без ручек. Вы должны:
а) поднять чашку и выпить суп;
б) есть суп ложкой;
в) съесть половину супа ложкой и выпить вторую половину. 5.8.Вы приглашены на домашний ужин. Когда надо взять салфетку
со стола и расстелить её на коленях?
а) только после того, как это сделают хозяева;
б) только после того, как это сделает самый старший из присутствующих;
в) только после того, как это сделает самый почетный из гостей;
г) сразу же, как только вы сели за столом. 59. Для чего к рыбе подается нож?
а) чтобы разрезать большой кусок на маленькие;
б) чтобы отделять мясо от костей;
в) чтобы придерживать кусок, когда пользуешься вилкой.
6 Определите, какие нарушения этикета были допущены в приведенных ситуациях. Какая особенность этикета была не учтена? К чему могут привести подобные этикетные оплошности? В Студентка из России, проходящая стажировку в парижском университете, преподнесла своей французской подруге на свадьбу белые хризантемы. Правильно ли она выбрала цветы? В Немецкий студент, обучающийся в Москве, в знак благодарности подарил своей русской преподавательнице восемь красных роз. Как, по-Вашему, восприняла этот подарок преподавательница?

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МАМИ»

Тарко Г.Н.

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Пособие для практических занятий

Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей

Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

Рецензенты: проф., к.п.н. кафедры «Иностранные языки» Е.С. Коплякова, доцент, к.ф.э. кафедры «Экономическая теория» Д.Я. Лаптева

Работа подготовлена на кафедре «Русский язык».

Практикум по дисциплине «Этика делового общения»: Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения / Тарко Г.Н. - М., 2011г. – 75 с.

Методические указания предназначены для практических занятий со студентами-магистрантами 1 года обучения нефилологических специальностей по курсу «Этика делового общения». Пособие включает 7 тем, в каждой из которых рассматриваются наиболее существенные теоретические положения и предлагаются задания как обучающего, так и творческого характера.

Тарко Г.Н.МГТУ «МАМИ», 2011

I. ЭТИКА И ЭТИКЕТ

1. Выберите правильное определение понятий этика и этикет и

впишите эти определения

Этика - это………………………………………………………………

Этикет - это……………………………………………………………..

Справочный материал

1. Нравственность, нравственные убеждения, мораль, а также наука о морали.

2. Правила поведения и общения людей, принятые в данном

обществе

2. Объясните значение фразеологизмов. Как они связаны с требованиями этикета?

Фразеологические словосочетания

Их значение

Положа руку на сердце

Бить поклоны

Бить челом

Бросать перчатку

Поворачиваться спиной

Красивый жест

Гладить по головке

Гладить против шерсти

Указать на дверь

Указать свое место

Поставить на место кого-либо

Стукнуть кулаком по столу

Смотреть в глаза (кому)

Смотреть в рот (кому)

Крутить носом

Надувать губы

Разводить руками

Надувать щеки

Цедить сквозь зубы

3. Согласны ли вы с утверждением Оскара Уайльда: «Хорошие манеры важнее добродетели»?

Объясните свою позицию.

4. Запишите известные вам формулы, выражающие просьбу,

благодарность, несогласие с кем-либо, отказ кому-либо в чем – либо. Сравните их с материалом, данным в Приложении.

1. Просьба

2. Благодарность

3. Несогласие

4. Отказ

5. Прочитайте несколько афоризмов из книги Л.Н. Толстого «Путь жизни». Какие правила речевого поведения рекомендует великий писатель? Согласны ли вы с ним? Изложите письменно свое мнение.

1) Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей и служит вражде и ненависти.

2) Не хвали себя, не осуждай других и не спорь.

3) Не слушайте никогда тех, кто дурно говорит о других и хорошо, о

4) Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно, а не хотим знать того, что так же осторожно надо обращаться и со словом. Слово может не только убить, но и сделать зло хуже смерти.

6. Прочитайте данные высказывания. Подчеркните то из них, с которым вы согласны.

Аргументируйте свою позицию

1) Этикет - это пустая формальность. Этикет - это важная сторона жизни общества.

2) Деловой этикет необходим в любой сфере деловых

отношений.

Деловые отношения не нуждаются в каком-либо этикете, т.к.

главное в таких отношениях - само дело, а не форма.

Познакомьтесь с некоторыми этикетными правилами

7. Продолжите данные высказывания, содержащие советы, как нужно вести себя за столом. Впишите их вместо точек.

1) Садясь за стол, обратите внимание на свою осанку. Нужно сидеть……………………………………………………………………………

2) Ваши локти могут мешать соседям, поэтому

……………………………………………………………………………………

3)Если вы наклоняетесь над тарелкой, это выглядит некрасиво.

Значит……………………………………………………………………………

4) Полотняную салфетку кладут………………………………………, а

бумажной салфеткой……………………………………………………..……..

5) Закончив еду, полотняную салфетку кладут…………………………

6) Во время еды нож держат в…………………………………………...

7) На слишком горячую пищу нельзя……………………………...…...

8) С общего блюда нужно брать кусок, который лежит………………..

9) Не тянитесь за нужным вам предметом через…………………...…..

Попросите вам его………………………………………………………...

10) Если во время еды вы делаете перерыв, положите приборы так,

как вы их………………………………………………………………………….

11) Если вы положили приборы на тарелку параллельно друг другу, это означает, что вы……………….. и можно их……………………………...

12) Если вы уронили нож или вилку, не старайтесь………………………., а попросите…………………………...……

Какими бы правилами еще вы дополнили данный список?

8. С какими словами вы обратитесь к тому или тем, кого хотите обогнать или обойти? Сравните свой ответ с материалом, данным в Приложении

Искусству вежливости в деловом общении и правилам поведения в коллективе нужно учиться.

9. Данные утверждения неверны. Сформулируйте правила поведения

в коллективе и запишите их справа.

1) Поступив на работу, ведите себя так, как вы привыкли.

2) Спорьте по каждому поводу, раздражайтесь, если вам что-то не нравится, этим вы показываете свою самостоятельность.

3) Не слушайте собеседника, учитывайте

только собственное мнение, это важно для самоутверждения.

4) Пунктуальность утомительна, поэтому поступайте так, как вам удобнее.

5) В рабочем помещении говорите громко, чтобы всем было слышно

6) Прерывайте собеседника: всех не переслушаешь.

7) Никогда не признавайте свои ошибки, зачем заниматься самокритикой?

8) Спокойно зевайте во время разговора с сослуживцами: пускай почувствуют ваше отношение к их мнениям.

9) Задавайте интимные вопросы своим коллегам: ведь интересно все обо всех знать.

10) Если очень нужно, то можно шептаться с кем-либо в присутствии других.

11) Раскачивайтесь на стуле, если нужно расслабиться.

12) Пользуйтесь духами с сильным запахом: это всем приятно.

13) Носите как можно больше разных украшений. Это привлечет к вам всеобщее внимание.

10. Объясните, как вы понимаете значение слов такт , тактичность . Приведите примеры бестактного, с вашей точки зрения, поведения.

11. Согласны ли вы с мнением Льва Толстого: «Ты можешь быть умным, ты можешь быть глупым, но тактичным ты быть обязан»? Почему?

Объясните свою позицию.

12. Что такое деликатность ? Приведите примеры деликатного поведения.

13. Прочитайте данный материал. Какие четыре из названных групп качеств вы хотели бы иметь сами, а какие четыре - предпочитали бы видеть у других людей? Проанализируйте результаты своего выбора.

Особенности поведения,

Для других

качества личности

Решительность

Уверенность

Выдержка

Уравновешенность

Целеустремленность

Сила воли

Терпимость

Доброжелательность

Человечность

Честность

Порядочность

Взаимопонимание

Сочувствие

Щедрость

Желание помогать другим

14. Согласны ли вы с советом: « Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой»?

Объясните свою позицию.

15. Какие прилагательные соответствуют следующим значениям:

1) Отличающийся обостренным самолюбием, чванливый, спесивый, жадный до почестей.

2) Странный, необычный, не соответствующий общепринятым обычаям, моде.

3) Развязный, неуместно непринужденный.

4) Почтенный, уважаемый, достойный.

Сравните свои ответы с материалом, данным в Приложении.

16. Выберите правильное значение слова одиозный (одиозная

личность).

1) Неприятный, вызывающий к себе отрицательное отношение.

2) Услужливый, предупредительный, внимательный к окружающим.

(См. Приложение)

17. Прочитайте данный текст, в котором затрагиваются вопросы служебного этикета. Выскажите свое отношение к поднятой проблеме.

- Босс запретил нам обращаться друг к другу на «вы». Даже к нему самому,- поведала мне сотрудник компании, торгующей иномарками.

- Я поначалу краснела, когда приходилось ему тыкать: он седой весь. Теперь научилась обходиться совсем без местоимений.

- А к клиентам как?

К клиентам, понятное дело, только на «вы».

Нетипично, но все же. Быть может, жизнеспособные культурные нормы родятся из корпоративной этики?

Однажды наблюдал такую сцену в коммерческом банке.

Молодой, можно сказать, юный управляющий заходит в комнату, где сидит средних лет сисадмин.

Ты мне принтер починишь?

Так я тебе другой подключил,- отвечает сисадмин, оторвавшись от аськи, и тут же, заикаясь, исправляется: Я вам другой подключил, Максим Евгеньевич.

В этом банке не практикуется демократическое тыканье. Только сверху вниз. Нам тыкает начальник, с которым можно только на «вы» и только очень ласково.

У паспортисток, секретарей, мэров, начальников ЖЭУ получаем новую порцию демократического «ты». Все встает на свои места: выкать нужно боссу (из консервативных), государству и - пока еще-старикам.

18. Согласны ли вы с утверждением: «Вежливостьэто экономическая категория»? Обоснуйте свою позицию.

Самый важный этап поиска работы – личная встреча с менеджером по персоналу или работодателем. Как следует вести себя во время собеседования, чтобы получить место? Что можно и чего нельзя делать?

19. Прочитайте текст, в котором речь идет об этикетных правилах на собеседовании при приеме на работу. Поделитесь собственным опытом, если вам приходилось бывать в подобных ситуациях. Делали ли вы ошибки?

Плохие манеры? «Лети», как фанера……..

(Как правильно вести себя на собеседовании?)

1) Узнайте о компании как можно больше, подготовьте список вопросов, на которые хотите получить конкретные ответы. Если с вами говорят уклончиво, о роде деятельности фирмы пока ничего не сообщают, назначают встречу не в офисе, а в фойе гостиницы, то велика вероятность того, что вы имеете дело с так называемым «сетевым маркетингом». Если же в компании выдвигают четкие и ясные требования к соискателю, подробно говорят об условиях работы, сфере деятельности, то можно смело отправляться на встречу.

2) Тщательно продумайте, в чем прийти. Не стоит приходить на собеседование в майке (даже летом) или в открытом платье,а уж тем более в шлепанцах или сандалиях. В любом случае оптимальным выбором будет деловой стильэто придаст вам солидности.

4) Приходите на встречу минут за 10-15 до назначенного времени. Опаздывать ни в коем случае нельзя! Если вы безнадежно застряли в пробке, перезвоните и извинитесь за опоздание.

5) Подготовьте все необходимые документы, сложите их в прозрачную папку (файл). Бумаги должны быть у вас под рукой, а не в глубине сумки, откуда их не так-то просто вытащить. С собой необходимо взять паспорт, резюме, вузовский диплом, документы о дополнительном образовании (справки, свидетельства, сертификаты), рекомендации.

6) Возьмите с собой журнал или газету, чтобы было чем заняться во время возможного ожидания.

7) Обязательно поздоровайтесь с интервьюером, назовите себя, держитесь солидно и уверенно, но без развязности. Не кладите нога на ногуэто далеко не всем нравится.

8) Внимательно слушайте вопросы, не перебивайте, отвечайте уверенно

и полно, но без многословия. Будьте правдивы – ложь всегда заметна. Если столкнетесь с необходимостью дать о себе негативную информацию, не отрицайте факты, которые очевидны и легко проверяемы, лучше постарайтесь скомпенсировать их положительными данными о себе.

Рассказать друзьям