Развитие советской фотографии за семь десятилетий через журнал «Советское фото. Советское фотоискусство — история в фотографиях Советские фотографии 1967 г

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Аркадий Шайхет родился в 1898 году, ему было всего 19 лет, когда революция в России потрясла мир. После войны он продолжал оттачивать свою технику от художественного репортажа к документальному.
Фото: Аркадий Шайхет

Руки мастера маникюра, 1929


После основания журнала «Советское фото» в рубриках «фотоотчёты» и «любительская фотография» публиковали работы многих авторов, ориентированных на разработку подобных фотосерий.
Фото: Аркадий Шайхет

Технологии решают всё, 1930-е годы


Диагональная композиция и смелое кадрирование можно отнести к приёмам, характерным для объединения «левых» фотографов из коллектива «Октябрь», которые руководствовались девизом: «Новые времена требуют новых форм».
Фото: Октябрь

Молодёжь, 1937


Эта фотография Бориса Игнатовича демонстрирует, как позже фотографы перешли к социалистическому реализму. Подразумевалось, что снимки должны были не просто отображать действительность, а показать коммунистический идеал.
Фотография: Борис Игнатович

Диетические яйца, 1939


Пионер натюрмортной фотографии Александр Хлебников выступил одним из основателей фотоклуба «Новатор». Это изображение тарелки с яйцами вошло в серию предметных фотографий, которые он снял на протяжении 1930-х годов: от тыквенных семечек до бутылок с молоком.
Фото: Александр Хлебников

Враг, 1944


С началом Второй мировой войны фотожурналистика стала на защиту Отечества. На этом фото Анатолия Егорова, который получил ранение в бою, изображён ефрейтор Степан Васильевич Овчаренко, стреляющий по вражеским войскам из пулемёта «Максим».
Фото: Анатолий Егоров

Встреча победителей. Возвращение с фронта, 1945 год


Георгий Петрусов – мастер советской фотографии, сотрудничавший с ведущим художником Александром Родченко и режиссёром Сергеем Эйзенштейном, захватил восторг толпы в конце Второй мировой войны. Родченко сказал о Петрусове: «Он, как губка, которая поглощает всё, что связано с фотографией».
Фотография: Георгий Петрусов

Бетонный завод, 1954


После войны Всеволод Тарасевич вернулся к фотографии, работал для журналов «Советский Союз», «Огонёк», «Работница», а также «Советское фото». Большая часть его снимков связана с достижениями науки и техники.
Фото: Всеволод Тарасевич

Духи № 8, 1958


Это изображение Александра Хлебникова демонстрирует веяния в модной и рекламной фотографии в 1950-е годы.
Фото: Советское фото

Старт, 1959


Снимок из статьи о производстве новой модели фотоаппарата – «Старт».
Фото: Владимир Степанов

В лаборатории физики, 1960


Анатолий Хрупов был ещё один фотографом, который ориентировался на достижения советской науки. Здесь он запечатлел технического специалиста на работе в лаборатории Вильнюсского университета в Литве.
Фото: Фотогалерея имени братьев Люмьер

Двенадцатая симфония, 1961


Этот портрет знаменитого композитора Дмитрия Шостаковича представляет собой сдвиг в советской репортажной фотографии. Всеволод Тарасевич выяснил, где композитор отдыхал в перерыве между выступлениями, и сделал снимок скрытой камерой, отказавшись от постановочной съёмки в пользу правдивости и искренности кадра.
Фото: Всеволод Тарасевич

Поединок, 1963


Политическая оттепель 1960-х годов принесла с собой новую энергию в фотоискусство. Это изображение из серии Всеволода Тарасевича «Московский государственный университет».
Фото: Всеволод Тарасевич

Хрущёв и Кастро обедают в колхозе «Гурипш» в Грузии, 1963


Кубинский лидер Фидель Кастро 38 дней путешествовал по СССР. Он был единственным государственным деятелем, объехавшим всю страну. Это событие широко освещалось в советской прессе. В числе фотографов, которых допустили к съёмке политических лидеров, оказался и Василий Егоров, снявший этот замечательный кадр во время обеда первых лиц в грузинском колхозе.
Фото: Василий Егоров

Гимнастика-I, Универсиада, Москва, 1973


Этот коллаж из четырёх различных фотографий – результат эксперимента с формой и абстракцией Александра Абаза, превратившего гимнастические упражнения в алфавит жестов.
Фото: Александр Абаза

Рассказы о море, 1976


Литовский фотограф Виталий Бутырин обращается к богатой советской истории, зачастую используя сюрреалистический фотомонтаж. Это изображение вошло в серию под названием «Рассказы о море»
Фото: Виталий Бутырин

За кулисами Большого театра, 1983


Это снимок из серии «За кулисами большого балета», которая принесла Владимиру Вяткину премию в конкурсе World Press Photo.
Фото: Владимир Вяткин

Вообще-то рейтинги – вещь не благодарная и очень субъективная. Подводя лучших из лучших в рейтинговые списки, мы все равно пользуемся каким-то своим внутренним камертоном. Мы тоже решили сделать свой собственный рейтинговый список 10 величайших советских фотографов, по версии сайта .

Сразу отметим, что в списке будут присутствовать несколько фотографов, которые работали задолго до образования Союза Советов, однако, их влияние на развитие фотографии, как советской, так и мировой, настолько велико, что ни сказать о них было просто нельзя. И еще, учитывая субъективность данного списка, мы постарались отразить в нем ярчайших представителей в каждом отдельном фотографическом жанре.

Первое место нашего рейтинга, бесспорно, принадлежит . Это величайший деятель культуры и искусства. Его влияние на развитие советского искусства невозможно переоценить. Он сконцентрировал на себе все изобразительное искусство молодой страны советов – был и скульптором, и художником, и графическим дизайнером, и фотографом. Считается одним из основателей конструктивизма. Родченко – фигура универсальная и многогранная. Он стал действенным импульсом для развития фотографии и дизайна. Его приемами конструктивного построения фотографии пользуются, как канонами.

На второй позиции разместился русский фотограф начала 20-го века – Георгий Гойнинген-Гюне. Не смотря на то, что всю свою профессиональную жизнь и деятельность Георгий провел во Франции, Англии и США, но все-таки, по происхождению он русский. И в данном случае он служит примером, того, как выходцы из России добивались признания и успеха за рубежом. Георгий является одним из величайших модных фотографов 20-30-х годов. К 1925 году становиться главным фотографом французского Vogue. В 1935 – американского Harper `s Bazaar. В 1943 – выходят две его книги, после чего все его фотографическое внимание концентрируется на Голливудских знаменитостях.

Вклад Сергея Прокудин-Горского в развитие фотографического искусства – велик. Прокудин-Горский был химиком и фотографом, и занятие одни помогало усовершенствовать – второе. Вошел в историю, как первый экспериментатор, предложивший возможность создания цветной фотографии в России. Метод обретения фотографии цвета, которым пользовался Прокудин-Горский, был не нов. Его еще в 1855 году предложил Джеймс Максвелл, он включал в себя наложение трех негативов, где каждый пропускается через фильтр определенного цвета – красный, зеленый и синий. Три эти негатива накладываясь друг на друга, в проекции дают цветное изображение. Сегодня, благодаря Прокудину-Горскому у нас есть возможность увидеть Россию начала 20-го века в цвете.



Продолжает нашу десятку великих – советский военный фотограф, автор двух величайших, знаковых фотографии Великой отечественной войны – «Первый день войны» и «Знамя над Рейхстагом» – Евгений Халдей. Как военный фотограф, Халдей прошел всю Великую отечественную, и наиболее значимые его работы были сделаны в период с 1941 по 1946 года. Фотографии Халдея переполнены чувством исторической важности. Не секрет, что многие работы фотографа, в том числе и работа «Знамя над Рейхстагом» были постановочными. Халдей считал, что фотография должна максимально полно передать дух времени и события, потому, спешка была ни к чему. К созданию каждый работы автор подходил ответственно и основательно.


Продолжает наш список классик фотографической публицистики – Борис Игнатович. Игнатович был близким другом и соратником Александра Родченко, вместе с которым в конце 20-х годов организовал фотографическое объединение Группа «Октябрь». Это было время стремлений и поиска новых форм. Творческие люди, как правило, плодотворно занимались в нескольких направлениях одновременно. Вот и Игнатович – был и фотографом, и фотокорреспондентом, и документалистом в кино, и журналистом, и иллюстратором.



Далее следует величайший советский фотопортретист – . Наппельбаум вошел в историю фотографии, как непревзойденный студийный фотограф-портретист. Наппельбаум – мастер композиционного решения, удивительно и самобытно подходил к световой композиции, при которой, всё внимание зрителя аккумулируется на портретируемом. Как и в случае с , через студию которого прошли все зарубежные знаменитости 20 века, так и сквозь объектив Наппельбаума прошли величайшие представители страны советов, вплоть до Владимира Ильича Ленина. Наппельбаум пользовался огромной успехом и популярностью хорошего фотографа. Примечательно, что именно его пригласи сфотографировать место смерти великого русского поэта – Сергея Есенина.

Продолжает нашу десятку великих советских фотографов первый русский фотограф-пейзажист – Василий Сокорнов. Один из первых пейзажистов, который на фотоаппарат запечатлел красоту Русской природы, и в первую очередь Крыма, был художник, по образования, и фотограф, по призванию – Василий Сокорнов. Работы Сокорнова пользовались огромной популярностью уже при жизни фотографа. Так же как и работы , который всю свою жизнь фотографировал природу Виржинии, работы Сокорнова, в основной своей массе, посвящены Крыму. Они печатались в журналах и открытками разлетались по всей России. Сегодня считается, основным летописцем Крымской природы первых десятилетий 20-го века.

Основоположник Русской, советской публицистической, социальной фотографии – Максим Дмитриев, занимает восьмую позицию нашего рейтинга. Жизнь и творчество Дмитриева – это история невероятного взлета и такого же невероятного падения. Выходец из Тамбовской губернии, ученик церковно-приходской школы, к началу 1900-х годов, Дмитриев становиться ведущим фотографом Москвы. Основатель фотоателье, через которое проходят ведущие люди времени – Иван Бунин, Федр Шаляпин, Максим Горький. Но мы любим и помним Дмитриева за его летописные фотографии Поволжья. В них сосредоточена самобытная и жизнь и уклад России, умело подмеченный гениальным фотографом. Падением Дмитриева стал приход к власти большевиков и повсеместное раскулачивание. К началу 30-х годов, фотоателье художника была отобрано, вместе с более чем семью тысячами великолепных краеведческих фотографий.





— рассказывая о замечательной и прекрасной жизни в этой стране, они иллюстрируют свои статьи постановочными картинками из советской наглядной агитации, причём чаще всего это даже не фото, а художественные рисунки с агит-плакатов — вот счастливые советские граждане приходят в ломящийся от снеди магазин, вот им бесплатно предлагают на выбор сразу десять автомобилей, а вот их уговаривают бесплатно заселиться в десятикомнатную квартиру с видом на Кремль. Прямо не жизнь, а малина — только рот успевай открывать и ловить падающие с неба конфеты.

Однако реальная жизнь в СССР была далека от этих фантазий — и чтобы её увидеть, нужно смотреть не на рисунки, а на фото той эпохи. Сегодня я покажу вам фотоснимки профессиональных советских фотографов, которые в свободное от работы время занимались бытовым фото — и были вынуждены в своё время уничтожить часть своих фотоархивов за обвинения в "очернении социалистической действительности".

Фотографов зовут Владимир Соколаев, Владимир Воробьёв и Александр Трофимов — они создали творческую группу "ТРИВА", работали фотографами при Кузнецком металлургическом комбинате, плюс снимали всё то, что происходит вокруг; главный принцип работы фотографов был таким — полный отказ от ретуши и постановочных кадров.

02. Одна из наиболее известных фотографий "ТРИВА", сделанная в Новокузнецке в 1982 году, называется "приёмщики стеклотары". Глядя на это фото, почему-то вспоминаю грустный афоризм — "в СССР всё было отлично, жаль лишь что бутылки принимали только без этикеток".

03. А этот снимок называется "Новосёл Ордженикидзевского района", сделан в 1984-м году. Как видите, реальность несколько отличается от постановочных плакатов, где счастливая семья в солнечный день въезжает в новехонький подъезд с идеальным газоном вокруг.

04. Бригада изолировщиц на послеобеденном отдыхе, 1978 год. Отличное фото, которое должно отрезвить всех фанатов СССР, которые мечтают туда вернуться и "есть лучшее в мире мороженое и крабовые палочки". Жизнь в СССР — это вовсе не мороженое и конфеты, а каждодненвный тяжелый труд, о безопасности которого никто особо не думал. Обратите внимание на фигуры работниц — они такие полные вовсе не от того, что много кушают, а от постоянной работы с вредными веществами.

05. "Выход смены из шахты Распадская". Не знаю, что видите на этом фото вы — я вижу лишь изможденных и уставших людей, вовсе не похожих на вечно веселых и чистеньких рабочих из советских агитационных фильмов. Ну что, уже хотите "назад в СССР", полезете в шахту?

06. А этот снимок фотографы назвали "Перекур на газовом баллоне" (на самом деле на кислородном, но не суть). Как говорится — без комментариев.

07. Так, теперь давайте посмотрим на транспорт, снимок называется "Центральный рынок на улице Курако" и сделан в 1983-м году. Обратите внимание на грязный и весь какой-то мятый автобус...

08. А вот поломавшийся личный автомобиль, снимок 1981 года. Нормальных автосервисов в те годы не существовало, и фактически каждый автомобилист должен был быть одновременно и автомехаником, и автослесарем, и электротехником; в одном бессмертном тексте про то, как "вернуться назад в СССР", среди прочего предлагалось купить какой-нибудь старый автомобиль и постоянно его чинить.

09. "Старшая сестра. Новокузнецкий аэропорт" — фотоснимок 1979 года. Девочке приходится сидеть на улице с вещами и младшим братом.

10. Несколько фотоснимков реальной советской торговли. На заглавном фото в посте работники магазина разрубают, судя по всему, какие-то коровьи туши (прямо на земле), а вот этот кадр называется "продажа бараньих костей". Вы сейчас купили бы такое? А в СССР, как видите, даже за такой дрянью, продаваемой в антисанитарных условиях, выстроилась очередь...

11. Очень страшное фото 1984 года, называется "Суповой набор" — бабушка вынуждена рубить какую-то требуху на суп — на какой-то колоде во дворе, застеленной газетой "Правда".

12. А это — уличная торговля какими-то дефицитными дынями.

13. Люди в очереди. Без комментариев.

14. Есть у "ТРИВА" и потрясающие кадры, посвященные . Вот этот кадр, сделанный в 1985 году, называется "Родительский день в пионерлагере" — людей держат за закрытыми воротами. Ну что, уже хочется туда вернуться? На мой взгляд, фото сильно напоминает атмосферу какой-то тюряги.

15. Ещё лагерь, фото называется "Наказание". В советских лагерях, детских садах и т.д. было распространено наказание, когда ребенка за какой-то незначительный проступок заставляли голышом долго стоять на одном месте — либо в углу, либо за дверью, либо наоборот в центре комнаты. Отдали бы своего ребенка в такой лагерь, где какая-нибудь жирная миклуха так над ним бы издевалась?

16. Школьная "практика", больше напоминающая тоскливый быт какого-нибудь стройбата — школьники в легкой одежде вычерпывают совковыми лопатами гигантскую лужу. Уверен, у всех мокрые ноги и треть завтра сляжет с температурой — виноватых в этом, разумеется, "не будет".

17. А вот это фото может быть страшнее всех предыдущих, вместе взятых. Снимок сделан в 1983 году и называется "Кафедра детской ортопедии. Ожидание приёма у врача". Вопрос о том, почему в "великой стране", делающей ракеты, а также в области балета и т.д. детские больницы выглядят ВОТ ТАК, я оставлю для вас.

18. Сюрреалистическое фото дворовой эстрады. "Решения XXVI съезда КПСС выполним", "Программу мира поддерживаем и одобряем".

19. Сейчас покажу ещё несколько фотоснимков досуга трудящихся, но сперва вот это — какой-то дедушка копается в горе выброшенной подгнившей капусты — капусту вывалили под окна како-то (скорее всего) общежития. На заднем плане — гигантская фреска с Лениным.

20. "Масленица на площади Ленина" — снимок сделан в Новокузнецке в 1983 году. Очередь "страждущих" выстроилась за дешевым крепленым вином, которое, судя по всему, прямо тут и будет распито — об этом говорят одноразовые стаканчики, надетые на бутылки одним из покупателей.

21. А вот это — уже процесс потребления "горячительного". На заднем плане снимка, вероятнее всего, какой-то местный Дом культуры.

22. Страшные последствия этих "алкогольных распродаж" и в целом толератного отношения к алкашам в СССР — на дорожке в парке валяется совсем молодой парень, на лавочке остался стоять стограммовый стаканчик и хлеб, чтобы "занюхивать". На заднем плане как ни в чем не бывало играют дети...

24. И вот ещё. На этом снимке страшно всё — молодой мужчина, допившийся до бесчувствия и валяющийся на асфальте, равнодушная толпа вокруг, не обращающая на него никакого внимания и пара, сидящая прямо у ног бесчувственного тела и поедающая .

25. Потом этим людям ещё расскажут о том, как "Запад по плану Даллеса спаивает СССР" и о том, что у нас, в отличие от капиталистических государств, "вся власть принадлежит народу".

В одном из интервью фотограф Владимир Соколаев, отвечая на вопрос, хотел ли бы он вернуться назад в СССР, ответил — "Нет, не хочу. Я в нём уже был. Зачем дважды наступать на одни и те же грабли? Может, кому-то и недостаточно одного раза, а мне хватило вполне. Если эт снимки не убеждают людей, что возвращаться туда больше не надо — то ради бога, пусть наступают на эти грабли. Когда-нибудь они всё же научатся".

А вы хотели бы вернуться в такой ?

Каждая эпоха обладает собственным фотографическим наследием. Глядя на советское фотоискусство и снимки того исторического периода, люди старшего поколения испытывают ностальгические чувства, а молодые люди могут увидеть в деталях жизнь некогда исчезнувшей империи. В советский период истории нашей страны фотографы пытались создавать произведения, которые бы способствовали построению социалистического общества. Несмотря на влияние тоталитарного режима, в это время сформировалось несколько стилистических направлений в фотографии. По снимкам, сделанными различными фотографами, мы можем судить сегодня о жизни людей в Советском союзе, проникнуться духом той эпохи.

20-е годы прошлого столетия пришлись на смену общественного строя в России, вызванную октябрьским переворотом. После установления советской власти в стране огромное значение стало придаваться пропаганде идей социального равенства и справедливости. К мастерам культуры – кинематографистам, художникам, театральным режиссерам, литераторам и фотографам – теперь предъявлялись требования по созданию нового образа человека, нового быта и культуры. Перед фотографами не ставилась задача снять окружающую их действительность такой, какой она выглядела в реальности. Ведь в стране после гражданской войны царила полная разруха. Фотографы и другие деятели культуры должны были стать рупором советской власти, призывавшим молодежь к построению совершенно нового мира.

Для этого объективы фотографов должны были полностью преобразить реальный мир. Своими фотографиями они должны были показать людям зачатки светлого будущего и убедить их в величии советской власти. 20 – 30-е годы оказались на редкость продуктивными для развития фотографии в России. Один за одним в стране начали появляться специализированные фотографические издания, открываться клубы, где велись дискуссии о форме и стиле фотографического языка. Творческая молодежь стала активно вовлекаться в эти бурные процессы, пытаясь привнести фотографическое искусство в массы.

Пикториальная фотография

К 30-м годам в Советском союзе сформировались три отдельных направления фотоискусства, вступивших в жесткие противоречия друг с другом. Первое направление советского фотоискусства – это пикториальная или «салонная» фотография, которая пропагандировалась еще Русским фотографическим обществом в начале XX столетия. Данное направление основывалась на традициях европейской пикториальной школы.

Пикториальная фотография противопоставляла себя документальной фотосъемке, ее главной целью было стремление приблизить фотографию к классическим живописным произведениям. Для этого использовались мягкорисующие объективы и особые техники создания отпечатков. В снимках мастеров пикториальной фотографии основное внимание было приковано к эмоциональной окраске произведения, эстетической стороне. В Советском союзе самыми известными представителями этого направления фотоискусства считались Александр Гринберг, Николай Андреев, Василий Улитин и Юрий Еремин. Эти фотографы были желанными гостями на многих крупных международных фотовыставках и салонах, неизменно получая престижные награды.

А. Гринберг. Танец с платком, Царицыно, Москва, 1920-е

Пожалуй, самым ярким и талантливым представителем пикториальной школы фотографии был Александр Гринберг. Его работы в 20 – 30-е годы были представлены на многих крупных выставках в Европе и Америке. Гринберг виртуозно владел сложнейшими техниками обработки фотоизображений и прекрасно умел строить композицию снимка для того, чтобы передать зрителю эмоциональное состояние главного персонажа или окружающей среды. В своих творческих экспериментах фотограф овладел уникальной методикой масляной обработки отпечатков. На фотографиях Александра Гринберга можно увидеть съемки обнаженной натуры, незатейливые жанровые зарисовки и пейзажи.


А. Гринберг. Актриса МХАТ Софья Пилявская, 1920-е

С конца 20-х годов творчество русских фотографов-пикториалистов начало подвергаться постоянной обструкции со стороны советских критиков. Советские власти увидели в представителях старой фотографической школы «врагов народа», пропагандировавших, по их мнению, буржуазные, классовые ценности. О работах Александра Гринберга «Литературная газета» в 1935 году писала следующее: «Когда дешевую символику пытаются выдать за образ - ничего, кроме пошлости, не получается».

Со временем критика начала перерастать в физические репрессии. Не избежал их и Гринберг. В том же 1935 году он был обвинен в «распространении порнографии» и отправлен в сталинские лагеря. Такая же судьба постигла и некоторых других представителей русской пикториальной школы фотографии. Остальные же просто потеряли право заниматься своей профессиональной деятельностью и, тем более, выставлять свои фотоработы за рубежом.

«Пролетарская» фотография

Другое направление фотографии развивалось в соответствии с традиционными канонами советского искусства, основанными на пропаганде достижений государства в промышленности, сельском хозяйстве, науке и других областях. Это так называемая «пролетарская» фотография, в которой документальный фоторепортаж рассматривался как инструмент классовой борьбы. Главными представителями данного направления советского фотоискусства можно назвать Семена Фридлянда, и . Работы последнего многим хорошо знакомы, поскольку часто печатались в партийных журналах и газетах.


Снимки Шайхета в 30-е годы украшали обложки журналов «Огонек», «Московский пролетарий» и «Красная Нива». В своих работах он пытался отобразить стремительно меняющуюся Россию, раскрыть черты новой эпохи с помощью собственных новаторских приемов в области формы. Аркадий Шайхет снимал бодрые улыбающиеся лица рабочих, курсантов и комсомольцев, которые буквально заражали зрителя своим оптимизмом и верой в светлое будущее. Его фотографии воздействовали на людей и способствовали воспитанию нового человека, такого каким хотел его видеть советский режим.

Излюбленным приемом Аркадия Шайхета было диагональное построение кадра, с помощью которого достигались динамичность и передача движения, а также использование нижних ракурсов съемки для выделения персонажа крупным планом и возвышения его над окружающей действительностью. Для передачи размаха социалистического строительства он нередко применял и фотосъемку с высоких точек. Шайхета всегда выделяло умение выстроить идеальную композицию и скомпоновать кадр таким образом, чтобы уловить суть момента.

Он стал одним из основоположников формирования в Советском союзе жанра документального фоторепортажа, к которому впоследствии многократно обращались многие советские фотографы. В числе известных фоторабот советского мастера можно назвать такие снимки, как «Комсомолец за штурвалом», «Узбек под новым солнцем», «Экспресс», «Декхане идут на стройку Каракумского канала» и другие.

Авангард советского фотоискусства

Наконец, последнее направление фотоискусства, родившееся в 20 – 30-е годы прошлого столетия, можно назвать советским фотографическим авангардом. Это направление тесно связано с деятельность творческой группы «Октябрь» — фотообъединения «левых» фотографов, организованного в 1928 году в Москве. Представители группы «Октябрь» ставили перед собой задачу создания новых приемов динамичного видения и оригинальных форм фотографического языка. Объединение молодых фотографов воплощало в себе то новаторское начало и мощнейшую энергетику, которые наблюдались в первые послереволюционные годы. Главными идеологами советского авангарда в фотоискусстве стали , Павел Новицкий, Борис Кудояров и Елизар Лангман.

Александр Родченко являлся одним из руководителей группы «Октябрь». На своем творческом пути он долгое время занимался живописью и даже представлял свои абстрактные композиции на многих выставках. Но в 20-е годы он обратился к фотографии, причем сразу же попытался выработать собственные каноны, которые зачастую шли вразрез с традиционными приемами фотоискусства. Родченко принял участие в оформлении издания поэмы Маяковского «Про это», делал оригинальные снимки самого поэта, отбросив в сторону все традиции павильонной съемки. Его «Портрет матери», сделанный в 1924 году, стал классикой съемки крупным планом. Именно Александр Родченко впервые использовал в советской фотографии многократную съемку человека в действии.

Характерным подчерком этого новатора также стали фотографии, сделанные под непривычным углом или с необычного ракурса. Такие снимки искажали и одновременно «оживляли», казалось бы, привычные предметы. Талантливый фотограф снимал и архитектуру (серии «Дом на Мясницкой» и «Дом Моссельпрома»), и невиданные стройки социализма (например, фотографии, посвященные строительству Беломорканала), и даже волшебный мир цирка и спорта. Причем делал он это всегда нестандартно, снимая под странными углами и создавая захватывающие, интересные кадры.

К сожалению, группа «Октябрь» прекратила свое существование в начале 30-х годов из-за обвинений в формализме. Представители движения также не смогли избежать нападок со стороны советской критики. Творчество Александра Родченко и других советских фотографов-авангардистов всегда вызывало в официальных кругах определенные вопросы. Тем не менее, группа «Октябрь», безусловно, сыграла свою роль в развитии советского фотоискусства, на протяжении нескольких лет являясь апологетом движения «пролетарской» фотографии, лидерами которого были Аркадий Шайхет и Макс Альперт.

Советский военный фоторепортаж

В годы Великой Отечественной войны советские фотографы и фотокорреспонденты всецело посвятили себя делу борьбы с гитлеровской Германией. Призыву «Все для фронта, все для победы!» последовали и представители фотоискусства, направившиеся на передовую линию фронта, в самые «горячие» точки. Советские фотокорреспонденты сражались наравне с солдатами и одновременно фотографировали, создавая настоящую летопись Великой Отечественной войны. Мобильность фототехники позволяла фотографам сопровождать войсковые соединения, снимая эпизоды обороны городов и наступательные действия советской армии. Именно в этот период появился такой жанр, как советский военный фоторепортаж.

В числе тех, кто способствовал возникновению нового направления в фотографии, можно назвать имена Макса Альперта, Натальи Боде, Марка Маркова-Гринберга, Якова Рюмкина, Михаила Савина и Евгения Халдея. Талантливый фоторепортер Макс Альперт получил широкую известность еще в 30-е годы, создав документальный фотоочерк «24 часа из жизни рабочей семьи Филипповых». Он развивал индустриальную тему в фотографии, делая снимки с крупных социалистических строек и производств для иллюстрированного журнала «СССР на стройке», основанного Максимом Горьким. В годы Великой Отечественной войны Макс Альперт стал военным фотокорреспондентом, работавшим как в тылу, так и в боевой обстановке. Одним из самых ярких советских символов войны стал снимок Альперта под названием «Комбат». Его фотографии с фронта всегда обладали невероятной эмоциональной силой. Взять хотя бы его фотоработу «По дорогам войны», известную также как «Возвращение из неволи», или снимок «На передовой», представляющий собой настоящую документальную картину боя на Северо-Кавказском фронте.


Самым же ярким представителем советского военного фоторепортажа, безусловно, является , фотокорреспондент ТАСС на фронтах Великой Отечественной войны, Со своей камерой Leica он прошел все 1418 дней войны и огромное расстояние от Мурманска до Берлина. Две фотографии Евгения Халдея известны практически каждому человеку – это легендарный снимок «Знамя над Рейхстагом», сделанный в мае 1945 года и ставший символом победы, и фотография «Первый день войны», снятая в Москве 22 июня 1941 года. Халдей стал настоящим классиком советского военного фоторепортажа, его снимки использовались в качестве иллюстраций для многочисленных учебников и документальных книг. Достаточно сказать, что фотографии советского мастера были представлены в числе вещественных доказательств на Нюрнбергском процессе. Евгений Халдей прекрасно умел придать выразительности любому кадру, не чураясь при этом делать небольшие постановки.

Расцвет репортажной и художественной фотосъемки

После сталинских репрессий, Великой Отечественной войны и тяжелого послевоенного периода 60-е годы в Советском союзе стали временем надежды и возрождения духа свободы. С началом 60-х годов репортажная и художественная фотосъемка начала переживать небывалый расцвет. В фотоискусстве постановочные кадры стали заменяться «чистым» репортажем, когда в объектив камеры попадали простые люди с их неприкрытыми радостями и горестями жизни. Советские фотографы в период 60 – 80-х гг. начали проявлять все больший интерес к обычному человеку, его личным переживаниям и душевному состоянию.

Фотоискусство этого периода также характеризуется всплеском интереса к новаторским экспериментам и свободному творчеству. Молодые деятели искусства стремились к тому, чтобы отказаться в своих фотоработах от излишнего пафоса, инсценировок или декларативности, что было присуще жанру советского фоторепортажа в 30-е годы. Крупные планы, необычные ракурсы, репортажные съемки без фальшивого оптимизма – именно в этот период в Советском союзе рождалась настоящая художественная фотография, в которой находилось место романтике, чувствам, иронии и юмору.

С 1969 по 1975 годы по всему миру с большим успехом прошла выставка «СССР: страна и люди в художественных фотографиях», одним из организаторов которой выступил Николай Драчинский. На выставке были представлены сотни фоторабот от самых разных советских фотографов. Поздняя советская культура, позволившая гражданам СССР быть чуть свободнее, превратила классическую репортажную фотосъемку в художественную фотографию. Советские фотографы 60 – 70-х годов уже не боялись смелых творческих экспериментов и работали в разнообразных жанрах, начиная от фотожурналистики и заканчивая экспериментальной фотографией. Именно в эти годы в советском фотоискусстве стали появляться многочисленные технические новшества, актуальными стали жанры фотографики и фотоочерка. Основным лейтмотивом нового поколения фотографов, среди которых можно отметить, например, Александра Абазы, стало стремление отразить человека и окружающую действительность не в рамках общепринятых канонов, а на основе непосредственного впечатления и творческого замысла.

Воспоминания о советской фотографии постепенно затерялись в современной России, в этих двадцати с лишним годах глянцевых журналов и свободы творчества. Однако связь эпох никогда не прерывается. На протяжении всего советского периода истории фотоискусство продолжало развиваться, изобретались новые технические приемы, появлялись новые жанры и способы отображения действительности. Снимки Александра Родченко, Аркадия Шайхета, Макса Альперта, Бориса Игнатовича и других мэтров советской фотографии дают нам сегодня уникальную возможность увидеть документальные свидетельства истории и оценить, как развивалось советское фотоискусство с течением времени.

Рассказать друзьям