Как можно будет платить коммуналку напрямую поставщику. За коммунальные услуги можно платить напрямую поставщику. Как будут бороться с должниками

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Двойные квитанции, войны управляющих организаций, многомиллионные задолженности в адрес ресурсоснабжающих предприятий – все эти потрясения многострадальной сферы ЖКХ заставляют органы власти, жильцов и поставщиков искать очередные спасительные решения. О путях выхода из, казалось бы, безвыходной ситуации рассказывает первый заместитель директора производственного отделения «Энергосбыт» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» Любовь Корчагина.

Любовь Григорьевна, каким образом можно организовать систему оплаты так, чтобы жильцы могли быть уверены в том, что средства, направленные в счет оплаты коммунальных услуг, попадают адресату?

Одной из действенных мер, направленных на повышение прозрачности коммунальных платежей, может быть организация перехода населения на оплату напрямую. Идея состоит в том, чтобы, минуя управляющие организации, платить за индивидуальное потребление непосредственно поставщику ресурсов, исключая возможность «прокрутки» или нецелевого использования средств исполнителем коммунальных услуг. Однако организовать оплату ресурса напрямую можно двумя разными способами, каждый из которых имеет свои нюансы. Чтобы не попасть впросак, жильцам следует знать, что существует два понятия: «прямые расчеты» с поставщиком ресурса и «прямые платежи» в адрес ресурсника.

Давайте начнем с «прямых расчетов». Расскажите об этом способе оплаты ресурса.

Так называемые «прямые расчеты» возникают, когда выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом. Квитанции в этом случае выпускаются отдельно каждым из поставщиков ресурсов и, таким образом, жильцы рассчитываются с поставщиками напрямую.

Да, в этом случае потребители действительно производят оплату непосредственно, но какой ценой!

А в чем заключаются минусы этой системы оплаты?

Во-первых, жильцы должны будут столкнуться со сложной бюрократической процедурой смены формы управления домом. Их ждут многочисленные общие собрания, при голосовании на которых обязательно необходимо обеспечить кворум, то есть присутствие жильцов дома или их представителей, обладающих более чем 50% голосов, что само по себе непросто.

Также необходимо будет организовать избрание уполномоченного лица и оформление на него многочисленных доверенностей для юридического взаимодействия с ресурсниками и прочими организациями. Фактически это будет «человек-оркестр», на которого будут возложены функции целой организации. И вроде бы очевидный плюс заключается в том, что этот «управляющий» не потребует платы за свой титанический труд, однако надо трезво оценивать, что и спрос с этого человека не будет строгим. Ведь у жилищно-бытовых проблем нет конца и края, и их решением каждый раз придется заниматься самим жильцам. Они окажутся лишены «единого окна», то есть того исполнителя коммунальных услуг (ИКУ), который от их имени решал бы все вопросы предоставления коммунальных благ.

Кроме того, существует немало особенностей законодательства, которые делают отказ от услуг управляющих организаций невыгодным для жильцов. Так, при выборе непосредственного способа управления домом на потребителя в полном объеме ложатся расходы по оплате электроэнергии, распределяемой на общедомовые нужды (ОДН) сверх установленного норматива, что регламентируется пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. В случае если управление домом осуществляется управляющей организацией, ТСЖ или ЖСК расходы на электроэнергию, потребленную на ОДН сверх норматива, несет эта организация - исполнитель коммунальных услуг.

Также выбор непосредственного управления домом лишает собственников жилья возможности участия в федеральных и региональных государственных программах по капремонту и переселению из ветхого и аварийного жилья. А в части электроснабжения – это, как минимум неизбежные расходы по замене электропроводки, ремонту электросетевого оборудования.

Ну и наконец, при наличии в доме исполнителя коммунальных услуг выпуск платежных документов в соответствии с законодательством находится в зоне его ответственности, а значит, у компании-исполнителя в бюджет должны быть заложены средства на печать и доставку квитанций. Однако управляющие организации лозунгом «Даешь переход на «прямые расчеты» зачастую маскируют свое желание снизить операционные затраты на выпуск платежных документов, предпочитая переложить бремя этой ответственности на ресурсоснабжающие организации.

Неужели, чтобы организовать платежи поставщикам ресурсов и быть уверенными в том, что деньги поступают непосредственно адресату, жильцам нужно углубляться в коммунальные дебри и отказываться от ряда привилегий, которыми пользуются жильцы домов, находящихся на обслуживании управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК?

Нет, переход на непосредственный способ управления с его многочисленными сложностями – не единственный способ организовать оплату непосредственно поставщику.

Жилищный кодекс РФ, а именно пункт 7.1 статьи 155, предусматривает наиболее сбалансированный вариант оплаты коммунальных услуг напрямую. Согласно ЖК РФ, жильцы имеют право вносить плату в адрес ресурсоснабжающих организаций, приняв такое решение на общем собрании собственников. В этом случае возникает такой способ расчетов как «прямые платежи».

Рассмотрим «прямые платежи» на примере электроснабжения. Суть их заключается в том, что дом по-прежнему обслуживается исполнителем, который отвечает за выпуск квитанций, но в платежных документах в графе «Расчетный счет» указывается расчетный счет поставщика электроэнергии, и деньги за поквартирное потребление электроэнергии попадают ему на счет напрямую, т.е. минуя управляющие организации, ТСЖ или ЖСК.

Что нужно сделать жильцам, чтобы организовать «прямые платежи» в адрес поставщика?

Итак, чтобы организовать оплату электроэнергии непосредственно гарантирующему поставщику, жильцам нужно на общем собрании принять решение о переходе на такой способ расчетов, определить дату перехода и передать протокол собрания исполнителю, который совместно с гарантирующим поставщиком электроэнергии урегулирует порядок взаимодействия и внесет соответствующие изменения в договор энергоснабжения. После этого ИКУ организует выпуск таких платежных документов, которые обеспечат исполнение решения общего собрания жильцов о перечислении денежных средств за потребленную электроэнергию напрямую гарантирующему поставщику. Важно отметить, что обязанность рассчитывать плату за коммунальные услуги возложена на исполнителя независимо от того, кто является получателем тех или иных составляющих платы за электроэнергию, это также регламентировано Правилами предоставления коммунальных услуг.

Что касается оплаты электроэнергии на общедомовые нужды, то закон предписывает населению в любом случае направлять эти средства в адрес ИКУ. Однако очевидным плюсом этого условия является то, что объем электроэнергии, выходящий за рамки установленного норматива потребления электроэнергии на ОДН, управляющая организация, ТСЖ или ЖСК оплачивают из собственных средств. По мнению законодателей, эта мера должна стимулировать внедрение исполнителями энергосберегающих технологий в зоне своего обслуживания.

Действующим законодательством предусмотрены следующие случаи заключения ресурсоснабжающей организацией (РСО) прямых договоров (исполнения обязанности) по оказанию коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению конечных потребителей :

1. При принятии решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, при этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией (п.7.1. Жилищного кодекса Российской Федерации).

2. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме выбрана непосредственная форма управления многоквартирным домом (ст.164 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.17 «а» Правил представления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354);

3. Собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления(п.17 «б» Правил представления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354);

4. Собственниками помещений в многоквартирном доме выбран способ управления, но у Управляющей организации (Товарищества собственников жилья или жилищного кооператива) отсутствует договор с ресурсоснабжающей организацией (не заключен или расторгнут) (п.17 «б» Правил представления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354).

Как контролировать действия своей управляющей компании?

В сложившейся на коммунальном рынке ситуации поставщики ресурсов стали заложниками недобросовестных управляющих компаний.

Эффективное решение проблемы контроля действий управляющих компаний – переход на прямые расчеты между потребителем и ресурсоснабжающей организацией. Прямые платежи гарантируют целевое использование средств, направленных собственниками на оплату тепла и горячего водоснабжения.

В чем преимущество оплаты напрямую теплоснабжающей организации?

Оплата коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению напрямую на расчетный счет теплоснабжающей организации позволяет избежать нецелевого использования денежных средств. Это, в свою очередь, позволит не наращивать долги исполнителей коммунальных услуг перед теплоснабжающей организацией.

Сегодня задолженность УК и ТСЖ за тепловую энергию перед ПАО «ТГК-1» составляет больше 4.5 млрд рублей.

Увеличится ли платеж жителей при переходе на оплату непосредственно теплоснабжающей организации?

Принятие собранием собственников помещений в многоквартирном доме (или общего собрания членов товарищества или кооператива) решения о внесении платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению непосредственно «ТГК-1» не повлечет за собой ее увеличение.

В этом случае все затраты на выпуск отдельного платежного документа готово взять на себя ПАО «ТГК-1».

Кто собирает данные показаний прибора учета тепловой энергии и ГВС?

Обязанность по сбору и передаче показаний приборов учета тепловой энергии лежит в зоне ответственности управляющей или обслуживающей организации. Расчет размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению будет производиться в строгом соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 №354, с учетом показаний приборов учета тепловой энергии.

При переходе на прямые платежи за тепло и ГВС сохранятся ли обычные квитанции? Что в них останется?

Да, сохранятся. В общей квитанции при переходе на прямые платежи в графе "отопление и горячее водоснабжение" должны стоять нули или прочерк.

Однако в случае, если у собственника был долг за потребленный ресурс, - здесь будет стоять задолженность за предыдущие периоды.

Чем занимается управляющая организация в случае с прямыми платежами? Какие функции остаются у исполнителей коммунальных услуг?

В случае прямых платежей изменяется только расчетный счет, указываемый в квитанциях. Распределение обязанностей между теплоснабжающей и управляющей организациями не меняется.

Взыскание задолженности с потребителей, т.е. ведение претензионной работы, может оставаться как на исполнителе коммунальных услуг, так и переходить к теплоснабжающей организации (в зависимости от договорных условий).

Кроме того, обслуживание внутридомовых инженерных сетей относится к компетенции управляющей и эксплуатирующей дом организации (УК и ТСЖ).

Как начать платить напрямую теплоснабжающей организации?

Жилищным законодательством определено несколько вариантов обеспечения организации оплаты напрямую теплоснабжающей организации.

Первый из них - выбор собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников непосредственного способа управления своим домом.

Другой вариант - принятие собственниками помещений в многоквартирном доме (или общего собрания членов товарищества или кооператива) решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.

В этом случае будет выпускаться отдельный платежный документ за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, а сбор средств будет осуществляться не на счета УК или ТСЖ, а на счета теплоснабжающей организации.

Данная схема абсолютно прозрачна и гарантирует целевое использование денежных средств.

Изменения в Жилищном кодексе (о переходе к новым договорным отношениям между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями):

"В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами."

Скачать закон полностью

Долги в сфере ЖКХ – основная проблема в сфере предоставления коммунальных услуг. Наиболее проблемными регионами являются Москва, Камчатский край и некоторые другие. Причем основной причиной появления долгов является отнюдь не сам потребитель, а управляющие компании. Посредники в лице УК по различным причинам задерживают отчисления. Новый законопроект о прямых расчетах между потребителем и поставщиком коммунальных услуг позволит решить эту проблему.

Какие задачи решает новый закон?

Многие управляющие компании не справляются с возложенными на них задачами. Существует множество причин возникновения задержек связанных с оплатой коммунальных услуг. И основная таковая – именно коррупционная составляющая. Ранее управляющая компания (УК) являлась посредником между потребителем и ресурсоснабжающей организацией (РСО). Новый законодательный документ позволит напрямую заключать договор о поставке услуг с РСО.

23 марта 2018 года в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, на основании которого возможно исключить из цепочки оплаты поставляемых услуг УК. Согласно новому закону собственники многоквартирного дома на собрании могут принять решение самостоятельно о заключении договора или об отказе от такового. Заключать можно соглашение с РСО поставляющими следующие коммунальные услуги:

По комментариям авторов проекта по данной схеме в РФ уже много лет работают РСО поставляющие электроэнергию и газ в жилые дома. Ещё одна причина принятия данного закона – высокий показатель собираемости долгов при наличии прямого договора.
Согласно новому законопроекту РСО имеют право с момента принятия его расторгать в одностороннем порядке соглашения с УК. Основным условием этого является наличие долга в размере двух среднемесячных начислений или более того. Многие собственники недвижимости в многоквартирных домах опасаются получения двойных квитанций. Во избежание подобного уведомляется о принятии закона орган Госжилнадзора.

Сам закон вступает в силу с 01 апреля 2018 года. Но некоторые обозначенные в нем нормы будут вводиться в действие постепенно. Основные задачи, решаемые принятым законопроектом:

  • увеличение показателя собираемости денежных средств – исключение УК из цепочки оплаты позволит уменьшить задержки по оплате;
    снижение коррупционной составляющей – многие УК создаются с целью хищения денежных средств граждан;
  • упрощение схемы расчетов между потребителем и ресурсоснабжающей организацией;
  • наведение порядка в сфере управления жилым имуществом.

Ещё до официальной публикации стало известно о серьезных штрафных санкциях в отношении УК, не выполняющих требования к расчетам. При наличии ошибок будет назначаться штраф в размере 50% от суммы неправильно обозначенной суммы. Данный законопроект предложен лично Владимиром Путиным.

Основные достоинства нового закона, минусы

Принятый законопроект разрешает множество сложных вопросов накопившихся в сфере управления ЖКХ. Он защищает интересы простых граждан, а также ресурсоснабжающих организаций. Ранее нередки были случаи отключения целых многоквартирных домов – по причине задержки выплат от УК. При этом жильцы свои долговые обязательства исполняли в срок, без каких-либо задержек.
Кроме того, жильцы теперь сами имеют право выбирать поставщика услуг. Например, вывоз мусора может осуществляться разными компаниями. Благодаря принятию нового закона сегодня сами граждане будут иметь право выбирать юридическое лицо, занимающееся работой с отходами. В данном сегменте ЖКХ присутствуют определённые проблемы. За счёт нового законопроекта будет создана здоровая конкуренция в сфере утилизации отходов.

Многие УК искусственно завышали цены на поставляемые услуги ЖКХ. Особенно часто это касалось поставки горячей воды. Многие же жилые дома вовсе были снабжены собственными котельными в подвале и оплата не требовалась. Новый закон позволит усилить контроль со стороны жильцов над УК. Предоставляет новый рычаг давления. Управляющие компании станут более ответственно относиться к выполнению своих непосредственных обязанностей.

Некоторые проблемы могут возникнуть с процессом перерасчёта за низкое качество поставляемых услуг. В то же время не составит труда разрешить этот вопрос законным путем. Ответственным за поставку услуг являются именно РСО – с которыми напрямую заключается договор.


У простых граждан, решивших воспользоваться новым правом, вызывает опасение вероятность появления двойных квитанций. Когда УК, несмотря на принятое солидарно решение об отказе от её услуг как от посредника, все равно выставляет счета. Если договор с РСО был заключен в рамках законодательства, все обязательные процедуры выполнены – то приходящие после даты заключения соглашения квитанции от УК уплачивать нет необходимости.

Если собственник жилого помещения обнаружил две квитанции в своем почтовом ящике, то необходимо:

  • уведомить в письменной форме УК об отказе от её услуг;
  • сохранить квитанцию об оплате (перечислять средства УК нет необходимости);
  • обратиться в региональные отделение инспекции жилищного надзора.

Госжилнадзор – специальная организация, занимающаяся инспекцией в сфере ЖКХ. При обнаружении нарушений необходимо обращаться в письменной или электронной форме. Сегодня все подразделения инспекции имеют собственные сайты. Обратиться можно по телефону, электронной почте. Новый закон вступает в силу в день его официальной публикации.

В Минстрое выразили мнение, что с рынка после принятия закона могут уйти от 30 до 40% управляющих компаний. Причем это положительно скажется в целом на отрасли. Так как её покинут в первую очередь компании, недобросовестно исполняющие свои обязательства перед РСО и потребителями коммунальных услуг. Режим заключения договора напрямую с РСО определяется законом.

Основные изменения во втором квартале 2018 года

Поставщики коммунальных ресурсов и региональные операторы по обращению с ТКО могут напрямую заключать договоры с собственниками и нанимателями жилья в многоквартирных домах. Способ управления домом значения не имеет. В этом случае оплачивать коммунальные услуги потребители будут непосредственно поставщику или региональному оператору.

Перейти на прямые договоры можно по инициативе собственников. Они вправе решить этот вопрос на общем собрании.

Ресурсоснабжающие компании и региональные операторы также могут инициировать переход, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора с лицом, осуществляющим управление МКД. Подобное допустимо, если долг за коммунальные ресурсы или услуги по вывозу ТКО составляет два и более среднемесячных платежа. Задолженность должна быть признана или подтверждена вступившим в силу судебным актом.

Как заявил глава Минстроя Михаил Мень, законопроект, предоставляющий возможность прямой оплаты коммунальных услуг поставщикам ресурсов, будет принят в марте и заработает с 1 апреля 2018 года.

Ранее Владимир Путин высказал мнение, что необходимо «отрезать» управляющие компании от «денежного потока», так как они не всегда своевременно и в полном объеме расплачиваются в том числе с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Теперь «у людей абсолютно добровольный будет выбор, они могут на общедомовом собрании принять решение, переходить или не переходить на прямое взаимодействие с ресурсоснабжающей организацией», отметил Михаил Мень в интервью «Российской газете». Но тем не менее, как он сообщил там же, базовой остается схема, при которой договоры ресурсоснабжения с жителями заключают управляющие компании.

Законопроект о внесении изменений в Жилищный Кодекс в части прямых расчетов с населением, по имеющейся информации, недавно получил отрицательное заключение Главного правового управления Администрации президента РФ, напоминает управляющий партнер компании «Право и бизнес» Александр Пахомов. У ГПУ было много замечаний к законопроекту, удалось их снять или нет - пока не известно. Переход РСО на прямые расчеты с 1 апреля весьма сомнителен, но, учитывая заявление Михаила Меня, возможно министерству удалось учесть замечания ГПУ.

Денежный поток пустили на самотек

Ресурсоснабжающие организации крупных энергетических холдингов, таких как Квадра, Интер РАО, уже несколько лет добиваются перехода на прямые расчёты с населением, отмечает эксперт. Это во многом поможет решить сбытовым компаниям проблемы возникновения дебиторской задолженности перед РСО, поскольку деньги от конечных потребителей, осев в управляющих компаниях, просто не доходили до поставщиков тепла или электроэнергии. Зачастую такие управляющие компании менялись каждые полгода вместе с деньгами населения.

Грядущие изменения в сфере частных вопросов ЖКХ создадут условия для более прозрачного формирования этого рынка. По сути, такой законопроект принят по причине невозможности и дальше пускать на самотек деятельность недобросовестных управляющих компаний в регионах и крупных городах.

Ужасы нашего городка

Как напоминает Александр Пахомов, пользователи услуг будут делать выбор, кому же им платить (управляющим компаниям за посредничество, или напрямую поставщикам), в ситуации, когда только за один второй квартал 2017 года общий объем дебиторской задолженности в сфере ЖКХ в стране превысил 1 триллион 240 млрд рублей. Из них большая часть, правда, долги самих пользователей услуг. Но сумма задолженности со стороны самих управляющих компаний даже на этом фоне выглядит впечатляющей: речь идет о 250 млрд рублей, которые УК собрали с жителей домов, но не перечислили на счета ресурсоснабжающих компаний.

Таким образом, законопроект в первую очередь призван ликвидировать условия, при которых эти долги образуются. С другой стороны, закон предполагает, что на базовом уровне схема оплаты через УК по-прежнему сохраняется, но жильцам дается возможность самостоятельно решать - продолжать сотрудничать с УК или переходить на собственное взаимодействие с поставщиками. При этом есть важная оговорка: в домах, где УК имеют высокий уровень просрочки по оплате услуг ресурсоснабжения, такая мера, как расторжение договоров с УК будет применяться автоматически. И тогда гражданам в любом случае будет необходимо в скором времени проводить собрания и решать, выбирают ли они другую УК или переходят на вариант самообслуживания?

Старшие по апрелю

Поскольку, указывает Александр Пахомов, бизнес УК в любом случае подразумевает сбор определенной комиссии, переход на личный контакт с поставщиком позволит жителям немного сэкономить. С другой стороны, большинство людей вряд ли знакомы с подробностями оформления таких взаимоотношений, то есть в любом случае все организационные вопросы будут переложены на старших по дому или подъезду.

От их активности и ответственности фактически зависит, будут ли проведены все необходимые мероприятия по перезаключению договоров на поставку и установку новых приборов учета. К сожалению, добавляет Александр Пахомов, полное взаимопонимание и активность самих собственников наблюдается не во всех домохозяйствах, поэтому в первое время эффект от действия закона скорее всего будет малозаметен. И все же, недобросовестные УК имеющие высокие задолженности потеряет своих клиентов и на их место придут новые более ответственные.

Основная цель такого перехода – внести прозрачность в порядок оплаты коммунальных услуг, полагает юрист отдела по работе с управляющими компаниями и ТСЖ Heads Consulting Илья Шахмейстер. На сегодняшний день управляющие компании, самостоятельно не оказывая данные услуги, фактически выступают посредниками между жильцами и ресурсоснабжающими организациями. В случае заключения прямых договоров управляющие компании больше не смогут искусственно накапливать долги за коммунальные ресурсы, а потребители будут напрямую оплачивать коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, что, в свою очередь, существенно упростит порядок взаиморасчетов в сфере ЖКХ.

Данная законодательная инициатива уже обсуждалась ни один год, и наконец-то в конце прошлого года законопроект был принят в первом чтении, напоминает Илья Шахмейстер. В случае принятия указанного закона положительные изменения затронут всю сферу ЖКХ: для потребителей размер платы не изменится, однако они будут уверены, что их денежные средства дойдут в полном объеме до первичных поставщиков коммунальных услуг.

Потребителям будет выгодно перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями именно в тех домах, где недобросовестные управляющие компании накопили наибольшее количество долгов, уверен юрист. Предложенный законопроект предполагает, что переход на прямые договоры будет возможен при одновременном наличии двух условий: имеющаяся задолженность управляющей компании перед ресурсоснабжающей за неоплаченные коммунальные ресурсы, а также принятое в установленном законом порядке решение общего собрания собственников по указанному выше вопросу.

Управляющие компании неустанно делят между собой дома, принося в Госжилинспекцию каждую неделю новые голосования жильцов. Люди, чей дом попал на поле сражения, получают двойные, а то и тройные квитанции по коммуналке. В итоге возникает вопрос: кому платить, чтобы деньги дошли ресурсникам, поставляющим тепло, воду и свет? Ведь в случае двухмесячной задержки по платежам они попросту могут отключить коммунальные услуги.

Есть и другая ситуация, когда жители не особо доверяют своей УК и подозревают, что деньги, к поставщикам не уходят, а идут на какие-то иные нужды. Яркий пример - это история с «РЭМП УЖСК Чкаловского района», которая год собирала со своих жильцов деньги, но не передавала их в ресурсоснабжающие организации. В результате этого задолженность накопилась свыше 600 млн руб., а эта УК сейчас банкротится. И таких историй очень много.

Мы уже рассказывали о том, . Один из самых верных способов, о котором мы обещали рассказать подробней, - прямые договоры с ресурсниками. Идея перехода на прямые платежи состоит в том, чтобы, минуя управляющие компании, платить непосредственно поставщику ресурсов, исключая возможность прокрутки или нецелевого использования средств. Такие расчеты, по мнению экспертов, более эффективны, так как они очень прозрачны. Опыт других городов показывает, что собираемость коммунальных платежей с жильцов составляет более 98%.

Как перейти

Есть несколько вариантов перехода на прямые платежи поставщикам. Первый способ: собственники помещений решают на общем собрании жильцов платить за коммунальные услуги непосредственно поставщикам. Чтобы собрание считалось законным, следует сделать следующее:

  • Не менее чем за 10 дней до собрания известить о нем всех жильцов. Это может быть заказное письмо, личное уведомление (под расписку) или объявление на видном месте в подъезде. В уведомлении следует указать повестку дня, сведения об инициаторе собрания, дату, место и время проведения. Важно отметить, что на собрании нельзя принимать решения по вопросам, не включенным в повестку. В противном случае решение общего собрания может быть оспорено в судебном порядке.
  • В начале собрания выбирается председатель, секретарь и счетная комиссия. Затем рассматриваются вопросы повестки дня. Чтобы все решения, принятые на собрании, считались законными, на нем должно присутствовать более 50% от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме. За один голос принимается 1 м 2 жилой площади. То есть чем больше у вас квартира, тем больше у вас голосов. Присутствие собственников на собрании подтверждается листом регистрации участников с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, реквизитов свидетельства о собственности на помещение, подписью собственника. Если в собрании принимает участие представитель собственника, то необходимо приложить доверенность.
  • Если 50% голосов не набралось, можно провести заочное собрание. Участнику инициативной группы достаточно потратить один или два вечера и обойти всех соседей: лично проинформировать их о собрании, рассказать о повестке дня и забрать подписанные бланки. Шаблоны форм для голосования можно скачать
  • После того как кворум собран, надо зарегистрировать все решения общего собрания документально и снова развесить их в подъезде, чтобы все могли ознакомиться. Сделать это надо в течение 10 дней.

После проведения общего собрания нужно сообщить об этом УК, ведь за ней остается обязанность составлять платежки. По закону, УК обязана в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения представить поставщику документы:

  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о переходе на прямые платежи;
  • документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в доме, количестве квартир, комнат в каждой из них и числе проживающих.

На самом деле все не так сложно, но есть одно но. Недобросовестная УК может не выполнить свою часть обязательств и проигнорировать принятые решения. Тогда придется обращаться в суд и прокуратуру, предоставлять им уведомления о проведении собрания, бланки решений собственников, а также документы о том, что на момент голосования проголосовавший являлся собственником помещения.

Второй вариант - пожалуй, самый простой - перейти на так называемое непосредственное управление домом или создать ТСН (или по-старому ТСЖ). В этом варианте вам всего лишь нужно отбиться от назойливой УК, которая вряд ли захочет отпускать вас в свободное плаванье. Как только вам это удастся, нужно провести собрание жильцов. Дальше схема такая же, как и в первом случае, только документы поставщикам несет уже не УК, а избранный председатель, на которого будут оформлены многочисленные доверенности для юридического взаимодействия с ресурсниками и прочими организациями. Фактически это будет «человек-оркестр», на которого будут возложены функции целой УК.

Третий вариант возможен, если поставщик расторг договор с УК, не платившей по счетам три месяца. Тогда собственники могут выбрать новую УК, перейти на непосредственное управление домом или создать ТСЖ. Что делать дальше - понятно из предыдущих пунктов.

Что получим

Допустим, жильцы заключили прямой договор на электроснабжение. Дом по-прежнему обслуживается УК, которая отвечает за выпуск квитанций, но в платежных документах в графе «расчетный счет» указываются данные поставщика электроэнергии. То есть деньги за поквартирное потребление электричества попадают ему на счет напрямую, минуя УК. А в общей квитанции при переходе на прямые платежи в графе «отопление и горячее водоснабжение» будет стоять «0» или прочерк.

Но напрямую поставщикам можно вносить плату лишь за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении. Что касается платы за общедомовые нужды, то закон предписывает населению в любом случае направлять эти средства в адрес УК.

Очевидный плюс - объем электроэнергии, выходящий за рамки установленного норматива потребления, УК оплачивает из собственных средств. По мнению законодателей, эта мера должна стимулировать внедрение ими энергосберегающих технологий в зоне своего обслуживания.

Минусы

Переход на прямые платежи имеет несколько негативных последствий. Пожалуй, главное из них то, что сделать перерасчет, например, за горячую воду, которая течет холодной, будет очень сложно. Так как УК, которая отвечала раньше за услуги ненадлежащего качества, этим больше не занимается.

Также значительно пострадают те, кто до сих пор не поставил счетчики. По каждому виду коммунальных услуг за перерасчетом гражданам придется обращаться в разные компании, а не в одну УК.

Рассказать друзьям