Социализация формируя привычки желания обычаи. Социальный контроль через социализацию. по Социология на тему

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Вариант 1
1.
Запишите слово, пропущенное в таблице. Социальная стратификация
Вид разделения
Социальные группы
Учителя
Подростки

Демографический
2.Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми
они указаны. 1) Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства
социальных дистанций между ними. 2) Социальной стратификацией называют
дифференциацию людей в обществе в зависимости от доступа к власти, профессии, дохода и
некоторых других социально значимых признаков. 3) В социальной стратификации
устанавливается определенная социальная дистанция между людьми. 4) Под стратой
понимается совокупность людей, имеющих различия, порожденные происхождением. 5)
Средний класс в современном обществе представляет собой малочисленную радикальную
группу, поскольку она занимает промежуточное положение.
3.Установите соответствие между видом девиантного поведения и конкретным примером
поведения:. ПРИМЕРЫ А) гражданин Ш. и гражданка Э. подбирали бродячих собак и
сдавали их в питомник Б) гражданин М. завещал имеющийся у него денежный вклад
детскому дому
В)гражданка М. ушла в гости к подруге, оставив свою трехлетнюю дочь дома одну Г)
студентка П.не уступила место в автобусе инвалиду Д) группа молодежи во время сухого
жаркого лета разожгла в лесу костер для приготовления шашлыков
ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 1) отклоняющееся позитивное 2) отклоняющееся
негативное
4.Один из социологов отметил, что неравенство - это критерий, при помощи которого мы
можем разместить одни группы выше или ниже других. Какие из приведенных понятий
относятся к данному социальному явлению? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) социальная стратификация
2)социальное партнерство 3) социальная дезорганизация 4) социальное неравенство 5)
социальная мобильность 6) социальное расслоение


«Социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из
основных факторов социального____(А) и установления порядка в обществе. Она
облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя,
как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее
вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе ____(Б), кажется нам
неуместным, незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется
значительная часть _____(В) контроля личности за своим поведением. Человек не может
участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На
его___(Г) накладывает
отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что
индивид является членом многих_____(Д) групп (семья, производственная бригада,
класс, студенческая группа и т.д.). Таким образом, возможность осуществления
группового социального контроля обусловлена включенностью каждого индивида в
первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то
обстоятельство, что индивид должен разделять определенный минимум принятых
данной группой культурных ____(Е), составляющих формальный или неформальный

кодекс поведения».
Список терминов: 1) первичный 2) социализация 3) внутренний 4) вторичный 5)
контроль
6)межличностный 7) норма 8) поведение 9) санкции
6. Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1­4.
Гендер - понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного
аспекта половой принадлежности человека. Гендер - это культурологическая
характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе в данное время. Не
пол, но гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности,
профессии и занятия мужчин и женщин через систему воспитания, традиции и обычаи,
правовые и этические нормы. Гендер - это своеобразный итог социализации человека в
обществе в соответствии с его половой принадлежностью. Стереотипы по поводу гендера
отражают взгляды общества на поведение, которое ожидают от мужчин или от женщин. Через
игры и игровые структуры, одежду и т.п. ребенок уже с малолетства начинает себя
идентифицировать либо с мужским, либо с женским началом. Хорошо известны игры девочек
в «дочки­матери», «учителя», «доктора» и вообще «в куклы», а также увлечения мальчиков
машинами, конструкторами, оружием и т.п. В этих ранних актах социализации большую роль
играет культурная среда. Именно она определяет «сферу должного», которая в разных
культурах различна. Но есть и некоторые универсалии. Так, мужское ассоциируется с
инициативностью в отношениях, агрессивностью, установкой на господство, авантюризмом,
авторитаризмом, стремлением к лидерству, рациональностью в мыслях и действиях, вызовом и
утверждением собственного «Я». Женская линия в поведении, как правило, связана с
мягкостью,
альтруизмом,
эмоциональностью, стремлением к поиску согласия, компромисса, с ценностью равенства,
справедливости и свободы и т.п. Тем не менее представления о мужественности и
женственности сильно различаются в различных культурах, что накладывает серьезный
отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и
женщин. Так, в странах с развитой экономикой и протестантизмом женщины вы­
сокообразованны и активно вовлечены в общественную жизнь. В таких странах
(Скандинавские страны, например) гендерная идеология склоняется к равенству в отношениях
между мужчинами и женщинами. Напротив, в традиционных культурах и особенно с
мусульманской религией (Пакистан, Нигерия, Индия и др.) статус женщины далек от
равноправия, и поведение женщины в обществе строго регламентировано.
ответственностью,
терпимостью,
милосердием,
заботой,
(И.Р. Чикалова, Е.И. Янчук)
Укажите цель, для которой, по мнению авторов, в социальных науках используется
1.
понятие «гендер». Приведите названные автором три характеристики понятия «гендер».
Автор утверждает: «Стереотипы по поводу гендера отражают взгляды общества на
2.
поведение, которое ожидают от мужчин или от женщин». Назовите приведенные автором
любые три типичные характеристики мужчины и любые три типичные характеристики
женщины, ожидаемые обществом.
Иллюстрируя на примере детских игр ранние акты социализации, авторы говорят о роли
3.
культурной среды в этом процессе. Проиллюстрируйте влияние культурной среды на
социализацию мальчиков или девочек (мальчиков и девочек) на трех примерах.
Авторы приводят различие в гендерной идеологии между экономически развитыми
4.
странами и странами с традиционной культурой. Назовите одну любую причину, приведшую к
различиям в гендерной идеологии. Приведите любые другие два примера, иллюстрирующие
различия в гендерной идеологии экономически развитых стран и стран с традиционной
культурой.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая


содержащее информацию о структуре социального контроля, и одно предложение,
раскрывающее любую функцию социального контроля.
6. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Семья в современном обществе».
Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее
Социальные группы
Семья
Студенты университета
Вариант 2

Вид группы
...
Большая
2.Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они
указаны. 1) Выделяют два типа социальной мобильности - горизонтальную мобильность и
вертикальную мобильность. 2) В современном обществе основным каналом социальной мо­
бильности является социальный статус семьи. 3) Под каналами социальной мобильности
понимаются такие социальные структуры, механизмы, способы, которые могут быть
использованы для осуществления социальной мобильности. 4) Под горизонтальной
мобильностью подразумевается перемещение индивида из одного социального уровня в
другой с изменением социального статуса. 5) Мобильность, как горизонтальная, так и
вертикальная, может быть индивидуальной и групповой.
3.Установите соответствие между видом социальной нормы и ее признаками
ПРИЗНАКИ А) нормы формально определены Б) нормы устанавливаются государством
В)являются социальной ценностью Г) оказывают влияние на весь уклад жизни общества
Д) являются общеобязательным установлением
ВИД СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ 1) нормы права 2) и право, и мораль
4.В доиндустриальную эпоху социальная группа «молодежь» отсутствовала. В деревенских
семьях, которые составляли подавляющее большинство в составе населения любой страны,
юношей и девушек очень рано, примерно в 12­14 лет, женили или выдавали замуж. Таким
образом, человек сразу включался во взрослую жизнь. Молодежь как социальная группа
возникает вместе с развитием индустриального общества, потребовавшего, в частности,
значительного времени на получение образования. Какие признаки характерны для социальной
группы «молодежь»? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) становление
мировоззрения 2) радикализм социальных, политических, культурных взглядов 3)
социальная стабильность 4) профессиональное становление 5) забота о личном здоровье
6) неустойчивость и внутренняя противоречивость психики
5.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков
«Под____(А) группой понимают любую совокупность людей, выделенных по социально
значимым критериям: пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, место
жительства, профессия, уровень дохода, образование и некоторые другие. Социальная
группа - это своеобразный___ (Б) между отдельным человеком и обществом в целом, а
также среда, в которой проистекают коллективные процессы. Не только общество, но и
отдельный человек живет по законам___(В). В группе рождаются нормы, правила,
обычаи, традиции, ритуалы, церемонии - иными словами, закладывается фундамент
социальной___(Г). В зависимости от____(Д) выделяются большие, средние и малые

социальные группы.___(Е) социальные группы - это совокупности людей,
существующие в масштабе всего общества: классы,
социальные слои,
профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные
группы (молодежь, пенсионеры) и т. д.».
Список терминов: 1) социальная 2) размер 3) группа 4) жизнь 5) уровень дохода
6) посредник 7) большие 8) малые 9) коллектив

У современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах
были далеко не на первом месте: а) «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;
б) «саморазвивайся, учись, становись умнее- тем самым ты содействуешь прогрессу
человечества»; в) «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке - тем
самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»; г) «не доставляй другим
неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность».
Разумеется, сохраняются все классические нравственные требования: «не убивай», «не
воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям». Причем в наибольшей степени
усиливается самая проблемная заповедь - «не лги», что радикально может повысить уровень
доверия в обществе, а значит, и эффективность общественных механизмов, включая
уничтожение коррупции. Ведь человеку, который постоянно развивает себя, всегда уверен в
собственных силах, незачем лгать. Ложь ему невыгодна - она может подорвать его
репутацию профессионала.
Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для современного общества - это
свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно
оправдание насилия во имя Бога, современная мораль отвергает любое насилие и
нетерпимость (хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие). С точки
зрения современной нравственности традиционное общество просто переполнено
безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и
детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и «нарушителям
традиций», высок градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п.
Важным нравственным императивом современного общества является уважение к закону и
праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и
безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье­либо достоинство
является самым постыдным качеством.
(Сайт www
. ru / morals

Php)
Перечислите названные в тексте четыре важнейшие ценности современного общества,
. truemoral

Укажите главную ценность современного общества, названную авторами. Назовите
1.
которых не было в традиционном обществе.
Назовите библейскую заповедь, которая, по мнению автора, в современном обществе
2.
усиливается в наибольшей степени. Укажите две причины, которые, по мнению автора,
приводят к ненужности лжи в современном обществе.
3.
любые другие три важнейшие ценности современного общества.
Авторы утверждают: «...современная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость
4.
(хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие)». Приведите один
пример, доказывающий оправданность государственного насилия в ответ на насилие, и один
пример, доказывающий, что государство не всегда имеет право ответить насилием на насилие.
К каждому из примеров приведите аргумент, обосновывающий вашу точку зрения (сначала
приведите пример, а затем аргумент).
5.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая
знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение,

содержащее информацию о критериях социальной стратификации, и одно предложение,
раскрывающее сущность одного из этих критериев
6.Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Нации и межнациональные
отношения в современном мире». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете
освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более
детализированы в подпунктах
Вариант 3
1.Запишите слово, пропущенное в таблице. Виды социальных групп
Социальные группы
Вид группы
Этническая
Парижане
Англичане
2.Выберите верные суждения о социальной группе и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1)Формальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и
межличностных взаимодействий, она лишена официальной регламентации и юридического
статуса. 2) Социальная группа - это объединение людей, имеющих общий значимый
социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой
отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными
институтами. 3) Общество в социологии рассматривается как совокупность множества
социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от
друга. 4) Первичной является группа, в которой взаимодействие между членами группы
носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем
эмоциональности. 5) 5)Реальные группы - это группы, выделяемые с целью проведения
социологического исследования или статистического учета населения по социально значимым
критериям
3.Установите соответствие между типом стратификации и ее признаками:
ПРИЗНАКИ А) группы различаются юридическими правами Б) закрепляется с помощью
дипломов, разрядов и т.д. В) отличается относительной закрытостью Г) закрепляет
деление по содержанию и условиям труда Д) передается по наследству
ТИП СТРАТИФИКАЦИИ­ 1) сословная 2) социально­профессиональная
4.В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст. В Древней
Руси 10­летний человек рассматривался как юридическое лицо и формально мог занимать
определенные государственные посты, а 12­летние княжичи, к тому времени заканчивавшие
обучение, подвергались обряду посвящения в воины с официальным присвоением статуса
«воин­ратник дружины». Какие причины привели к тому, что молодежь стала восприниматься

как особая социальная группа? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1)
Фабричное производство создавало условия для использования детского труда на
промышленных предприятиях. 2) Углубление разделения труда, вызванное промышленной
революцией, отделило семью от процесса производства, что сделало недостаточным семейное
воспитание для овладения многими социальными ролями. 3) Увеличилось количество войн,
молодежь стала основной частью вооруженных сил и опорой военачальников в боевых дей­
ствиях. 4) Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения
необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования. 5) Рост
мобильности и усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений
вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться.
6) Рост благосостояния по сравнению с традиционным обществом дал возможность родителям
значительно большее время содержать детей, не «сбывать их с рук».
5.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков
«Существуют различные аспекты____(А) - экономический,
политический,
юридический, нравственный, духовный и др. Каждый видит в свободе то, что желает
увидеть. Но есть и объективные основания свободы, среди которых на первом месте
стоит ____(Б). Свобода как определенное социальное состояние общества, как познанная
и освоенная необходимость находит свое наиболее концентрированное выражение в
____(В), в котором она практически материализуется, объективируется, отливается в
конкретные, осязаемые формы, принципы, институты. Выступая легитимной (законной)
шкалой свободы, право объективно отражает достигнутый уровень развития социальной
действительности. В этом смысле оно есть мера прогресса, а следовательно, и мера
свободы как продукта развития. А также и мера социальной ___(Г). Основной смысл
юридической свободы - это оградить индивида от внешнего произвола как со
стороны___(Д), так и со стороны окружающих сограждан. Правовые нормы, будучи
едиными масштабами (эталонами) человеческой деятельности, определяют границы
поступков людей, меру, рамки, объем их возможного и должного__ (Е)».
Список терминов: 1) поведение 2) власть 3) свобода 4) мораль 5) потребность 6)
необходимость 7) воля 8) право 9) ответственность
6.Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1­4
Первое, что, казалось бы, роднит всех членов этнической общности и одновременно отличает
от членов других общностей, - язык. В известной степени это справедливо по отношению к
русским, полякам, башкирам и многим другим этносам, но это не может быть отнесено,
например, к англичанам, испанцам, немцам и т.д. Например, отличая англичан от французов,
язык не отделяет их от американцев, англо­канадцев, отличая испанцев от шведов, язык не
отличает их от мексиканцев, кубинцев, чилийцев. Однако различие между этносами прояв­
ляется в культуре. Нет американского языка, но существует американская культура. Нет
аргентинского языка, но существует аргентинская культура. Что же касается языковой
общности, то она является одновременно и важнейшим условием возникновения и развития
культурной общности, и существеннейшим компонентом последней.
Важным фактором является этническое самосознание - осознание людьми своей
принадлежности именно к этой, а не к какой­либо другой общности. Тем самым человек
осознает данную общность как «свою», а остальные как «чужие». Наличие этнического
сознания необходимо предполагает существование общего названия этноса. Этническое
самосознание невозможно без самоназвания.
Этнос есть общность социальная и только социальная. Но нередко она понимается не только
как социальная, но и как биологическая. И это объяснимо. Этнос может существовать, только

Назовите два фактора, которые, по мнению автора, являются определяющими для этноса.
Чем, по мнению автора, является языковая общность? Назовите три ее качества.
Приведите фразу, в которой автор раскрывает понятие «этническое самосознание».
постоянно воспроизводясь. Существование этноса предполагает наследование. Передача
этнической принадлежности есть наследование чисто социальное, чисто культурное. Но в
нормальных условиях культурное воспроизводство человека неотделимо от биологического.
Дети наследуют от родителей не только телесную организацию, но и культуру, и этническое
самосознание. Отсюда вытекает представление, что этническая общность есть общность
происхождения, что каждый этнос - особая порода людей. Таким образом, социальная
общность людей осознается как общность биологическая, что отражается в языке. Слово
«народ», которым в обыденном языке именуют этнос, происходит от слов «род», «рождать»,
«порождать». (И.А. Гобозов)
1.
2.
3.
Назовите любые два, не указанных в тексте, фактора, которые объединяют этнос.
Автор утверждает, что «этнос есть общность социальная и только социальная», а дальше
4.
подводит к выводу: «Таким образом, социальная общность людей осознается как общность
биологическая». Приведите один любой аргумент, доказывающий, что этнос есть общность
социальная. Приведите три фразы, которые послужили обоснованием для вывода о том, что этнос
нередко осознается как общность биологическая.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая

информацию о видах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее сущность
любого из видов социальной мобильности.
6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте

трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Вариант 4
1.Запишите слово, пропущенное в таблице. Социальные конфликты
Тип конфликта
Политический
...
Цель конфликта
Борьба за властные полномочия
Борьба за ресурсы, сферы влияния,
распределение собственности
2.Выберите верные суждения об этнической общности и запишите цифры, под которыми они
указаны.
Социально­этническая общность - это исторически сложившаяся на определенной
1)
территории устойчивая совокупность людей, которая связана общностью языка, культуры,
психологического склада и самосознания. 2) Естественной предпосылкой формирования
того или иного этноса служит общность языка, поскольку он создает необходимые условия
для совместной жизнедеятельности людей. 3) Племя - тип этнической общности, присущий
феодальному обществу и основанный на территориальном единстве 4) Нация -
исторически сложившийся тип этнической общности, который сформировался в период
феодальной раздробленности с целью сплочения этноса для отпора врагу. 5) Интегративным
показателем сформировавшейся социальноэтнической общности выступает этническое
самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства
и отличия от других этнических групп.
3.В каких из приведенных ситуаций речь идет о вертикальной социальной мобильности?
Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Гражданка К. победила на конкурсе
пианистов. 2) Гражданин С. выиграл грант на выполнение проекта. 3) Окончив институт,
гражданка М. в поисках работы разослала свое резюме в несколько организаций. 4)
Гражданка Д. выиграла приз в телевизионной игре. 5) Гражданин М. выиграл в лотерею

путевку в Крым. 6) После аттестации гражданка Д. была переведена на другую должность с
меньшим окладом
4.С понятием «семья» человек знаком с раннего детства, но при этом многие не задумываются
*о том, почему ученые называют семью важнейшей ячейкой общества. Начиная урок о семье и
ее функциях, учитель предложил восьмиклассникам самостоятельно, до объяснения темы,
подумать и назвать важнейшие функции семьи. Какие функции семьи назвали
восьмиклассники? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) рождение детей 2)
управление общественно полезной деятельностью
3)воспитание детей 4) экономическая поддержка членов семьи 5) представление
социальных интересов 6) формирование общественного мнения
5.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из

Ролью называется ожидаемое ____ (А), ассоциируемое с определённым___(Б). Совокупность
ролей, соответствующих данному статусу, называется___(В). Наши роли определяются
ожиданиями других___(Г). Некоторые из этих ожиданий, например, законы, являются___(Д), а
другие, вроде
умения вести себя за столом, - неформальные. Когда человек ведёт себя в соответствии с
ролевыми ожиданиями окружающих, он получает социальные____(Е).
Список терминов: 1) формальный 2) социализация 3) поощрение 4) поведение 5)
предписанный статус 6) ролевой набор 7) порицание 8) статус 9) член общества

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие
индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.
Взаимодействие - это любое поведение индивида или группы индивидов. При этом одни
индивиды и группы обязательно должны иметь значение для других индивидов и групп
цндивидов или общества в целом в данный момент времени и (или) в будущем.
Люди и социальные группы различаются по социальным позициям (статусам) и ролям
(функциям). Способ взаимодействия включает шесть аспектов: передачу информации,
получение информации, реакцию на полученную информацию, переработку информации,
получение переработанной информации, реакцию на эту информацию.
Социальный контроль - это система методов и стратегий, с помощью которых общество
направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к
системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает своё поведение с
ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.
Социальный контроль - система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание
социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом.
Социальный контроль осуществляется посредством нормативного регулирования поведения
людей и обеспечивает следование социальным нормам.
Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов
общества как предосудительное и недопустимое, называется отклоняющимся от нормы, или
девиантным. Под девиантным поведением в узком понимании подразумеваются такие
поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания.
(Ю. Коцегубова)
1. Что, по мнению автора текста, является исходным моментом для возникновения
социальной связи? С какой целью создаются социальные связи?
2. Что такое социальное взаимодействие индивидов и групп? Какое обязательное условие
существует для того, чтобы можно было говорить о том, что индивиды и группы
«взаимодействуют» между собой?
3. Какие шесть аспектов взаимодействия называет автор текста? Используя

обществоведческие, исторические знания, проиллюстрируйте любые два из них примерами.
4. Приведите положение текста, раскрывающее с точки зрения автора суть девиантного
поведения в широком и узком смыслах слова. Опираясь на обществоведческие знания,
приведите два аргумента, объясняющих, почему девиантное поведение рассматривается в
некоторых случаях как предосудительное и недопустимое.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания
обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее
информацию о критериях классификации социальных групп, и одно предложение,
раскрывающее значения социальной группы для человека.
6.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте
план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не
менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Социальные группы
Семья
Студенты университета
Вариант 5
1.Запишите слово, пропущенное в таблице. Виды социальных групп
Вид группы
...
Большая
2.Выберите верные суждения о межнациональных отношениях и запишите цифры, под
которыми они указаны. 1) Межнациональные отношения могут осуществляться как на
уровне взаимодействия народов в различных сферах общественной жизни, так и на уровне
межличностных отношений людей различной этнической принадлежности.
2)
Межнациональная дифференциация - это процесс сближения и объединения народов,
расширение связей между этносами,
интернационализация общественной жизни,
взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур. 3) Национальные отношения
имеют двойственную природу: с одной стороны, необходимость сохранения уникальной
национальной культуры, с другой - обогащение и развитие культуры в ходе межэтнического
взаимодействия, постижение общечеловеческих ценностей. 4) Межнациональная интеграция
- это разъединение различных наций и этносов, стремление наций к саморазвитию, полити­
ческой и экономической самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры и
национального самосознания. 5) Для успешного развития межнациональных отношений

необходимо отказаться от насилия и принуждения, а также признать права и свободы человека
важнейшей ценностью независимо от его национальной принадлежности.
3.В каких из приведенных ситуаций речь идет о горизонтальной социальной мобильности?
Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Жительница села гражданка Ю. вышла
замуж за сына банкира. 2) По решению руководства завода гражданин Р. стал начальником
цеха. 3) Тракторист перешел работать в другое фермерское хозяйство. 4) Выпускница
консерватории прошла по конкурсу в Большой театр. 5) Гражданка Г. вышла замуж за
своего однокурсника. 6)Гражданин С., успешно сдав экзамен в ГИБДД, получил любительские
водительские права.
4.На совете одной из школ города С было решено, что государственный праздник День
народного единства они отметят фестивалем, на котором учащиеся, представители разных
этносов, познакомят со своей культурой. Несколько школьников, представители одной
этнической группы, подготовили концерт­презентацию, в который были включены некоторые
элементы культуры их народа. Какие из элементов, включенных в концерт­презентацию, дадут
учащимся школы представление о культуре народа этой этнической группы? Запишите цифры,
под которыми они указаны.
1)Учащиеся представили слайд­шоу с демонстрацией экономических, научных и технических
достижений их этнической родины. 2) Школьники станцевали фольклорный танец в
национальных костюмах. 3) Школьники показали слайд­шоу, в котором была продемонст­
рирована природа их этнической родины 4) Группа школьников спела фольклорные песни на
родном языке. 5) В конце концерта­презентации школьники угостили зрителей пирогами,
испеченным по старинному национальному рецепту. 6) Школьники показали небольшой
фильм о том, как отдыхает молодежь на их этнической родине
4.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Поскольку социальный статус отражает уровень____(А) положения человека в обществе, то
данное понятие тесно связано с термином ____(Б). Это особая категория, которая использует­
ся для обозначения социальной значимости __(В), занимаемых различными группами и людьми
в обществе. Этому качеству могут соответствовать профессии, дома, курорты, автомобили,
одежда. Понятие___(Г) имеет другое содержание. Оно означает признание группой или
обществом в целом__(Д) членов
группы или общества. Он отражает__(Е) отдельной личности в группе и в обществе.
Список терминов: 1) авторитет 2) оценка 3) степень влияния 4) престиж 5)
адаптация
6)позиции 7) личные и деловые качества
6.Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
Если исходить из большого числа социально­психологических исследований, направленных на
поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных,
внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что
конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В
действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких
проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную,
но и конструктивную функцию.
Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный
конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечёт, в
свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести
к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций,
взаимосвязей,
снижать групповую
сплочённость и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом.
ослаблять ценностно­ориентационное единство,

Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых
взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на
каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе её
осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения
конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно
на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.
Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что
внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность,
но и часто служит мощным источником развития личности, её совершенствования. В
групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению
застоя, служит источником нововведений, развития.
Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль
практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, об­
наруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы
(группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от
подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации. Общеизвестно также,
что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед
лицом внешней опасности, внешних проблем.
(Л. Петровская)
1. В каких четырёх сферах возможно, по мнению автора, возникновение конфликта? В чём
проявляется противоречивый характер конфликта?
2. В чём проявляется, по мнению автора, конструктивная роль конфликта в групповых и
межгрупповых отношениях? Используя содержание текста, приведите четыре проявления.
3. Приведите пример конфликтной ситуации в группе. На этом примере покажите деструктивное
влияние конфликта на группу на каждом этапе эволюции конфликта (используя содержание
текста, сначала назовите этап конфликта, а затем пример его влияния).
4. Согласны ли Вы с мыслью автора о том, что внутриличностный конфликт служит источником
развития личности, её совершенствования? Используя содержание текста, обществоведческие
знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «отклоняющееся поведение»? Привлекая
знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее
информацию о негативных формах отклоняющегося поведения, и одно предложение,
раскрывающее на примере положительное влияние отклоняющегося поведения.
6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальные институты». Составьте
план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее
трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

МОУ «Архангельская СШ»

Открытый урок по обществознанию

Тема: «Социальный контроль»

11 класс

Подготовила:

Учитель обществознания

Абдалина А.С.

Тема: «Социальный контроль».

Цель: формирование представления о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

Задачи:

Образовательная: ввести понятия социальные нормы, социальный контроль, формальные и неформальные санкции.

Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.

Воспитательная: формировать навыки социального поведения.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьюпер, презентация, раздаточный материал (тест, задания).

Основные понятия:

    Социализация;

    Нормы,

    Санкции,

    Самоконтроль,

    Внешний контроль,

    Социальные предписания.

Ход урока:

    Организационный момент

    Определение темы, целей урока, место урока в системе блока.

Задание для определения темы урока. (слайд 1)

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

    этикет; 2. социальный контроль; 3. правовые нормы; 4. поощрение; 5.наказание.

И так тема нашего урока «Социальный контроль» (слайд 2)

Эпиграф

Совесть есть закон законов.

Альфонс де Ламартин ( французский писатель и поэт, политический деятель. )

Какую же цель мы свами поставим?

Цель: выяснить особенности социального контроля, показать значимость норм и санкций для поддержания общественного порядка. (слайд 3)

Давайте выясним если данная тема в кодификаторе ЕГЭ по обществознанию?

Да, тема № 3 «Социальные отношения» 3.9 Социальный контроль (слайд4)

    Новый материал

Постановка проблемного задания, можно записать на доске, для того чтобы учащиеся в течении урока видели его перед собой.

Проблемное задание (по ПОПС-формуле)(слайд 5):

План изучения нового материала: (слайд 6)

1.Социальный контроль.

2.Элементы социального контроля (нормы и санкции).

3.Формы контроля.

4.Способы реализации социального контроля в группе и обществе.

1. Совместная жизнь и деятельность требуют упорядочения отношений между людьми, установления определенных правил, направленных на защиту их безопасности, координацию действий, поддержание целостности общества. Это возможно благодаря социальному контролю, которые сопровождают человека всю жизнь . Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».

(слайд 7)

Социальный контроль – система способов воздействия общества на деятельность, поведение человека, социальных групп.

В широком смысле социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе: нравственный, государственный контроль и т.п.

В узком смысле это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

(Слайд 8)

- Каковы же функции социального контроля?

Выясним это выполнив задание. (Приложение 1 )

А) санкция; Б) группы; В) интеграция; Г) идеал; Д) контроль; Е) эталон; Ж) правило; 3) управление; И) стабильность; К) развитие .

Правильные ответы: IB, 2Е, ЗБ, 4Д, 5И, 6Ж, 7А

Функции социального контроля: охранительная; стабилизирующая (заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений, социальных структур); регулятивная. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть.

2.

(Слайд 8)

Коментариии учителя к схеме

Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах - компании друзей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды. Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются " общими правилами " , а не " групповыми привычками " . К "общим правилам " относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции - изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны) , мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь) . Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции.

Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив.

- Каким образом подобное происходит?

Во-первых, нормы - это еще и ожидани: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет на встречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок.

Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

- Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим ?

Социальные нормы - действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой т, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы - правила поведения, ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и так далее.

А вот, Социальные санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций.

С/Р с учебником 87- 88

Заполните таблицу (слайд 10-11) Время выполнения 5 минут

Виды санкций

Наименование вида

Его сущность

Примеры

Формальные позитивные санкции (Ф+)

публичное одобрение со стороны официальных организаций (правитель­ства, учреждения, творческого союза)

правительственные награды, государственные премии и стипендии, ученые сте­пени и почетные звания, сооружение памятника, вручение грамот, избрание на высокие должности и др.

Неформальные позитивные санкции (Н+)

публичное одо­брение, не исходящее от официальных организаций

дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелатель­ное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзы­вы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-)

наказания, пре­дусмотренные юридическими законами, правительственны­ми указами, административными инструкциями, предписа­ниями, распоряжениями

лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование и др.

Неформальные негативные санкции (Н-)

- наказания, не предусмотренные официальными инстанциями

порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная клич­ка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать от­ношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разобла­чительная статья, анонимка.

Проверка таблицы.

Слайд 12

Установите соответствие между позитивными санкциями и иллюстрирующими их примерами. (Задание № 5 ЕГЭ)

Примеры позитивных санкций

Позитивные санкции

А) гражданину В. присвоили звание «Заслуженный артист РФ»

1) формальные

Б) заметка в стенгазете завода, написанная инженером А., нашла одобрение у коллег

2) неформальные

В) научный сотрудник Б. получил премию за своё изобретение

12112

Г) исследователю Л. Присудили учёную степень доктора исторических наук

Д) выступление учеников 11 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты

3.

Слайд 13

Комментарии учителя схемы.

В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится решение суда. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученного совета.

Если применение санкций совершается самим человеком, направленно на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем. Совесть – проявление внутреннего самоконтроля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю

Внешний социальный контроль подразделяется на неформальный и формальный.

Первый основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Формальный контроль осуществляют суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство - благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство - благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения и органам печати.

Слайд 14

Установите соответствие между проявлениями социального контроля и его формами. (Задание № 5 ЕГЭ)

Проявления

Формы социального контроля

А) одобрение или осуждение поведения индивида со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых

1) внутренний (самоконтроль)

Б) реакция на поведение индивида со стороны общественного мнения

2) внешний

В) самостоятельного согласование индивидом своего поведения с общепринятыми нормами

22122

Г) поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных лиц

Д) гласность оценок деятельности и поведения людей

4.

Слайд 15

Способы реализации социального контроля в группе и обществе:

через социализацию (социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе);

через групповое давление (каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом, в противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием из данной первичной группы);

через принуждение (в ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все).

    Подведение итогов

- Нужен ли социальный контроль сегодня? Является ли он выразителем «Совести общества»?

Формулировка своего ответа на проблемное задание с использованием ПОПС-формулы (слайд16)

П –позиция (ваша точка зрения, предположение «Я считаю, что…»)

О – обоснование (доказательство вашей позиции « Потому что…»)

П – пример (при разъяснении своей позиции пользуйтесь конкретным примером «Я могу подтвердить это тем, что…»)

С – следствие (в результате делается вывод «В этой связи…»)

Выступление 1-2 минуты, состоит из 4-5 предложений.

Желательно выслушать несколько позиций, сделать вывод по заданию.

Сделаем вывод: Основная задача социального контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.

    Закрепление

С/Р Задание на карточках. (слайд 17)

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. (Задание № 20 ЕГЭ) ( Приложение 2 )

Социальные нормы

3) честь 8) совесть

5) неформальные санкции

Ответ: 741928

    Рефлексия (слайд 18)

    Что хотели?

    Чего достигли?

    Как этого достигли?

    Домашнее задание (слайд 19)

Параграф №10. Вопросы 1-4, практикум № 1-2 (устно)

Выставление оценок

Приложение 1.

1. Каковы же функции социального контроля?

Прочитайте приведенный ниже текст. Заполните пропуски, выбрав из предлагаемого списка слова.

Обратите внимание, что пробелы пронумерованы. Под каждым номером запишите букву, обозначающую в списке выбранное слово.

А) санкция; Б) группы; В) интеграция; Г) идеал; Д) контроль; Е) эталон; Ж) правило; 3) управление; И) стабильность; К) развитие.

В обществе социальные нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной_(1), т. е. сохранению сплоченности в обществе. Во-вторых, служат своеобразным _(2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных_(3).

В-третьих, способствуют_(4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают_(5) общества.

По характеру регулирования различают нормы-ожидания и нормы-_(6). Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных_(7), например уголовных или административных.

Приложение 2.

2.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. (Задание № 20 ЕГЭ)

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется ______ (А). Другой элемент - _________ (Б), под которыми понимают реакцию общества на поведение человека или группы. Они означают либо одобрение и поощрение - ______ (В), либо неодобрение и наказание _______ (Г).

Наряду с внешним контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или _______ (Д), в процессе которого большую роль играет ________ (Е), т.е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам.

1) позитивные санкции 6) социальные нормы

2) самоконтроль 7) социальный контроль

3) честь 8) совесть

4) социальные санкции 9) негативные санкции

5) неформальные санкции

Э. Фромм отмечал, что общество только тогда функционирует эффективно, когда «его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что объективно необходимо для общества».
Люди в любом обществе контролируются с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Как можно заставить женщин принять на себя тяжелую и неблагодарную домашнюю работу? Только социализировав их таким образом, чтобы они хотели иметь мужа, детей и домашнее хозяйство и чувствовали себя несчастными без них. Как заставить человека со свободной волей подчиняться законам и нравственным нормам, ограничивающим его свободу, часто тяжелым для него? Только культивируя у него те чувства, желания и стремления,
которые приведут к желанию упорядочить свою жизнь и подчиниться законам общества, чтобы чувствовать растерянность и раздражение, если эти законы будут нарушаться. Большинство социальных ролей люди играют неудачно не потому, что они не способны выполнить определенные ролевые требования, а потому что они либо не принимают содержание ролей, либо не хотят их исполнять.
Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

Еще по теме Социальный контроль через социализацию.:

  1. 1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД
  2. 2.2. Роль моды в социально-групповой идентификации студентов
  3. ИНСТИТУЦИЯ КАК ЛАТЕНТНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА СОЦИАЛЬНО-СУБЪЕКТНОГО БЫТИЯ
  4. 3. Социально-психологические механизмы сплочения и интеграции малых групп. Группы с антиобщественной направленностью

Основная задача социального контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.

Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Самое важное в этом старом - нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Переселяясь на другое, новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры, а обычаи, нормы, традиции.

Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установление порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идёт вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе реализации, кажется нам неуместным, незаконным и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым. Санкции так же предсказуемы и общеприняты. Каждый из нас знает, что за выдающиеся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление тюремное заключение. Санкции также вносят в поведение элементы предсказуемости. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает, не только норму, но и следующую за ним санкцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой - то нормы отсутствует сопровождающая его санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится решение гуда. Привлечение к административной ответственности, например, за безбилетный проезд - штрафование, предполагает присутствие официального транспортного контролера, а иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученного совета. Если же применение санкций совершается самим человеком, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

27. Структура социального контроля в менеджменте

Социальные нормы - это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе.

Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах - компании друзей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды. Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются «общими правилами», а не «групповыми привычками». К «общим правилам» относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции - изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны), мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь). Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции.

Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив. Каким образом подобное происходит? Во-первых, нормы - это еще и ожидание: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне

улицы, а те, кто идет на встречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок. Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком виде они себя проявляют - как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидание поведения (реакции, поведение других людей). Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретные ожидания членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим? Нормы стражники ценностей. Честь и достоинство семьи - одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья - основная ячейка общества, и забота о ней - его первейшая обязанность.

Социальные нормы - действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы - правила поведения, ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и так далее.

28. Система контроля в менеджменте

Управленческий контроль - это процесс наблюдения и регулирования разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения организационных задач. Эффективный управленческий контроль создается на основе его соединения с процессом стратегического планирования. Эффективный контроль обеспечивает основу для наблюдения по осуществлению стратегических планов таким образом, чтобы менеджеры могли определить, насколько хорошо выполняется план и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие меры.

В самом широком смысле, контроль позволяет чему-то осуществляться именно таким образом, как это было запланировано. Планирование и контроль являются фактически неразделимыми.

Установление целей и стратегии

Выполнение функциональ­ных стратегий и плана действий

Наблюдение и регулирование функциональ­ных стратегий и плана действий

Планирование обычно является первой частью управленческого процесса. Этот процесс продолжается, по мере того, как менеджер организует и руководит людьми и ресурсами, чтобы выполнить работу организации. Процесс затем проходит полный цикл, включая потребность в функции контроля,

напрямую связанную с планированием, посредством чего менеджеры стремятся наблюдать за результатами, достигнутыми в ходе выполнения планов.

Управленческий контроль в общем осуществляется на двух ор­ганизационных уровнях. Операционный контроль осуществляется на уровне операций, где менеджеры сталкиваются с использованием физических, финансовых, человеческих и информационных ресурсов для достижения организационных целей

Общественное сотрудничество в условиях разделения труда является условием удовлетворения растущих потребностей людей, а значит, и успеха в борьбе за выживание. В человеческой природе, склонной к девиантному поведению, действуют силы, препятствующие действиям, несовместимым со стандартами поведения, которые ведут к интеграции и стабильности. В исследовании Смелзера 99 % опрошенных признались, что хотя бы раз в жизни нарушали закон в силу противоречия между желанием чего-то и общественными нормами и ценностями.

Роль механизма социального контроля — своеобразного «отвод но го клапана» — играет массовая молодежная культура. Обладая чертами сверхдопустимости, она позволяет молодежи «оттянуться», снять эмоциональное и девиантное напряжение, сохранить контроль над ней со стороны старших и стандартов поведения общества. Уверенность молодых людей в их независимости от взрослых в рамках молодежной культуры формирует чувство и мотивы ответственности за свое поведение. С взрослением молодой человек обычно теряет интерес к этой культуре, социализируется и становится конформным к стандартам поведения. Однако у некоторых молодых людей сверхдопустимость молодежной культуры формирует отчетливое девиантное поведение и мотивацию.

Крайней формой социального контроля является прежде всего изоляция от социальной среды — для прекращения контактов девианта с другими людьми. Этот механизм блокирует потенциальные конфликты, девиантные мотивы и действия. Изолированные оставляют поле проявления конформных мотивов, стандартов поведения. Такая изоляция характерна для преступников, содержащихся в тюрьмах. Еще один механизм социального контроля - обособление девианта от социальной среды ограничением его контактов с другими людьми, предполагающее возможность возвращения в общество. И, наконец, возможна реабилитация девиантов, когда для них создают искусственные условия общения с себе подобными под контролем психиатров, надзирателей и т. п. Для заключенных такие обстоятельства складываются в условном освобождении, расконвоировании и т. п.

Социальный контроль делится также на (1) неформальный и (2) формальный. Неформальный социальный контроль существует, по мнению Кросби, в виде: (а) вознаграждения (одобрение, повышение в должности и т. п.); (б) наказания (недовольный взгляд, критические замечания, угроза физического наказания и т. п.); (в) убеждения (аргументированное доказательство соблюдения нормального поведения); (г) переоценки культурных норм человеком (в результате всех предыдущих форм социального контроля плюс способности к самооценке).

Формальный контроль осуществляется государственным аппаратом, который обеспечивает принуждение к соблюдению стандартов поведения и мотивацию такого соблюдения стандартов. В политических странах, где базисом общества является авторитарное или тоталитарное государство, подобный контроль осуществляется путем прямого насилия над людьми во всех сферах. Он часто остается нелегитимным, порождая разные виды девиант- ной мотивации и поведения в форме скрытого саботажа или даже восстания. Идея свободы как важнейшей ценности жизни народа никогда не разрабатывалась на Востоке (в Азии) — там главной ценностью считалось повиновение власти, а любое выступление против нее рассматривалось как девиантное и жестоко каралось.

В экономических и экономико-политических странах, где базисом общества является рыночная экономика, формальный контроль за соблюдением правовых норм и стандартов поведения дополняется контролем над полномочиями чиновников, осуществляющих контроль за соблюдением конформного поведения и борьбой против девиантного поведения. Идея свободы давно уже стала ценностью западных обществ, породившей инициативу, которая нарушает традиционные стандарты поведения и которой современный человек обязан достижениями индустриальной эпохи: в их числе правовое государство и представительное правительство, независимость судов и трибуналов, судебное разбирательство и возмещение ущерба в случае незаконных действий государства, свобода слова и прессы, отделение церкви от государства.

Функции системы социального контроля

Социальный контроль — это система социального регулирования поведения людей в обществе, обеспечивающая их упорядоченное взаимодействие. По отношению к обществу социальный контроль выполняет две важнейшие функции: охранительную и стабилизирующую и подразделяется на два вида:

1. внутренний контроль, или самоконтроль . когда индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с нормами общества, здесь главным критерием нравственной оценки выступает совесть;

2. внешний контроль представляет собой совокупность институтов и средств, гарантирующих соблюдение общепринятых норм.

Система социального контроля осуществляется с помощью социальных норм, санкций и институтов (агентов контроля).

Социальные нормы — это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого, общественно одобряемого поведения людей. Они выполняют в обществе следующие функции:

  • регулируют общий ход социализации;
  • интегрируют личность в социальное окружение;
  • служат образцами, эталонами соответствующего поведения;
  • контролируют отклоняющееся поведение. Принято выделять два вида социальных норм:

1. Формальные, на основе права:

  • формально определены;
  • закреплены в нормативных актах;
  • подтверждены принудительной силой государства.

2. Неформальные у на основе морали:

  • не закреплены официально;
  • поддерживаются общественным мнением.

Сущность социальных норм заключается в следующем:

  • они позволяют личности вступать во взаимоотношения с другими людьми;
  • выполнение норм строго контролируется сложным механизмом, который соединяет усилия контроля и самоконтроля посредством системы санкций и поощрений.

Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается через социальные санкции , которые представляют собой реакцию группы на поведение индивида в социально значимых ситуациях. Все многообразие социальных норм в обществе по мере возрастания эффекта действия подразделяют на четыре вида:

  • неформальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны неформального окружения, т.е. родителей, друзей, коллег, знакомых и т.д. (комплимент, дружеская похвала, доброжелательное расположение и т.п.);
  • формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений и организаций (правительственные награды, государственные премии, продвижение по служебной лестнице, материальное вознаграждение и т.п.);
  • неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные правовой системой общества, но применяемые обществом (замечание, насмешка, разрыв дружеских отношений, неодобрительный отзыв и др.);
  • формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, нормативными актами, административными инструкциями и предписаниями (штраф, понижение в должности, увольнение, арест, тюремное заключение, лишение гражданских прав и др.).

Выделяют три способа реализации социального контроля в группе и обществе:

  • через социализацию. Суть его состоит в том, что социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе;
  • через групповое давление. Каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен при этом разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом. В противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, применяемые в широком диапазоне, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием изданной первичной группы;
  • через принуждение. В ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все.

Таким образом, каждое общество вырабатывает определенную систему контроля, которая складывается из формальных и неформальных способов регулирования поведения людей и способствует поддержанию общественного порядка. В качестве агентов неформального контроля выступают семья, родственники, друзья, коллеги, тогда как формальный контроль осуществляют в первую очередь официальные представители государства, наделенные функциями контроля, — суды, армия, спецслужбы, правоохранительные органы и иные уполномоченные институты.

Рассказать друзьям