Перетяжка салона автомобиля: как открыть свой сервис. Собственный бизнес: перетяжка салона автомобиля. Как заработать на перетяжке салона? Список необходимого оборудования и технология перетяжки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Иногда привязанность автолюбителей к своему имуществу и стремление «оттюнинговать» авто, доходит просто до абсурда. Одно дело дорогие автомобили, «апгрейд» которых только увеличивает их стоимость и улучшает внешний вид, и совсем другое, когда на ВАЗовскую «шестерку» – ровесницу ваших родителей, красная цена которой в удачный день составляет 20-30 тысяч рублей, ставят электрические стеклоподъемники, спойлеры, или кованые диски по цене всего авто. Согласитесь, это уже перебор.


Сфера предпринимательства, так или иначе связанная с автомобилями, будь то торговля запасными частями или оказание услуг по ремонту, приносит бизнесменам на сегодняшний день баснословные барыши. Можно сказать, что это практически беспроигрышный вариант своего небольшого бизнеса, начиная который, можно не сомневаться в успехе. Для открытия, например, мобильного шиномонтажа , пункта сезонного хранения шин , или продажи автомобильных наклеек не потребуется больших вложений. Также, как и для организации сервиса по перетяжке салона автомобиля. Именно об этой бизнес-идее мы сегодня вам и расскажем.

Краткий анализ бизнеса:
Затраты на организацию бизнеса: 700 000-1 200 000
Актуально для городов с населением: от 100 000
Ситуация в отрасли: рынок не насыщен
Сложность организации бизнеса: 3/5
Окупаемость: 1,5-2 года

Что такое перетяжка салона авто?

Тюнинг автомобиля – изменение его внешних и конструктивных деталей и элементов делится на внешний и внутренний. К первому можно отнести, к примеру, покраску авто жидкой резиной (об этой бизнес-идее вы можете узнать здесь), а перетяжка салона авто – это как раз внутренний тюнинг. Обтягивание новыми материалами сидений, руля, торпедо, крыши и дверей изнутри и замену напольного покрытия каждый автовладелец производит по собственным причинам.

Как мы уже сказали, перетяжка салона авто значительно увеличивает продажную стоимость машины с пробегом (перетягивать салон нового автомобиля нет смысла). Кроме этого играет немаловажную роль чисто эстетический аспект – улучшение внешнего вида салона, который после перетяжки выглядит как новый. Наконец, некоторые люди, покупая авто на вторичном рынке, просто брезгуют садиться на вытертые, измятые сиденья, или находится в пропитанном устойчивым запахом табака салоне.

Определяем категорию клиентов

Среди заказчиков попадаются разные люди, и иметь дело с владельцами отечественных авто и бюджетных иномарок, типа «Дэу», «Киа», и т.д., и совсем другое – с теми, кто ездит на машинах, стоимость которых «зашкаливает» за несколько миллионов рублей – «Инфинити», Лексус», и т.д. Часто завышенные требования таких заказчиков не в состоянии удовлетворить даже крупные автосервисы, имеющие в своем распоряжении современное дорогостоящее оборудование.

Кроме того, начинающему сервису по перетяжке нужно какое-то время, чтобы досконально изучить конструктивные особенности автомобилей для качественного выполнения работы. Ведь знать сразу, как устроен салон любой марки авто просто невозможно для любого мастера, поэтому опыт будет часто приобретаться в процессе работы. Именно так трудятся в большинстве сервисов по перетяжке.

Что понадобится для организации бизнеса?

Один из основных моментов организации бизнеса – поиск подходящего помещения. Для вашей цели подойдет вместительный гараж (кстати, по этой ссылке вы можете узнать какой еще бизнес можно открыть в гараже) площадью не менее 50 кв.м., для того, чтобы была возможность работать одновременно с несколькими автомобилями и организовать здесь же что-то вроде небольшого офиса, в котором вы будете принимать заказы и обсуждать с заказчиками нюансы их пожеланий.

Пожалуй, единственное требование к помещению – это его чистота, так как специфика работы предусматривает соблюдение порядка. Понадобится также специальный инструмент и оборудование:

  • Во-первых, это слесарный набор – различные ключи, отвертки, и т.д.
  • Профессиональные швейные машинки для сшивания различных частей материалов.
  • Оборудование для снятия и установки подушек безопасности , которыми оснащены большинство современных авто.
  • Хороший пылесос для уборки салона после перетяжки.

Еще один важный пункт – это расходные материалы.

Выбираем материалы для перетяжки салона автомобиля

Образцы материала и фотографии перетянутых салонов – своего рода ваше портфолио должны всегда быть в наличии, чтобы предоставить клиенту возможность широкого выбора. Рассмотрим несколько основных видов материалов, их преимущества и недостатки, которые используют в обновлении салона:

  • Карпет . Это плотный ковровый материал, который служит для обтяжки акустических систем, но именно из-за своей крепости, он нашел применение и в перетяжке салона. Плюсы этого материала – в его недорогой цене, «послушности» в работе, он принимает практически любые формы элементов салона, служит дополнительной шумоизоляцией, а зимой – теплоизоляцией. Перетяжку карпетом часто заказывают владельцы отечественных авто.
  • Алькантара . Набирающий популярность материал успешно соперничает с кожей. На ощупь алькантара мягкая и приятная, как замша. Ее преимущества – в износостойкости, хорошем внешнем виде, и практически полной «негорючести» – в перетянутом алькантарой салоне можно не бояться появления прожженных дырок из-за упавшего пепла с сигареты.
  • Винил . Используется при обработке всех пластиковых элементов салона. Широчайший выбор пленок самых разных расцветок позволяет заказчику создать эксклюзивное убранство салона за относительно небольшие деньги. Плюсы винила в легкости его монтажа и демонтажа.
  • Флок – ворсистый материал, наносящийся напылением. Относительно дешев. Привлекателен внешне, прост в работе.
  • Велюр . Уходящий в прошлое материал, но все еще находящий применение в перетяжке сидений автомобиля.
  • Ну, и, наконец, кожа – «капризный», дорогой материал. Но внешний вид салона авто после перетяжки меняется кардинально. Стоимость работ по перетяжке кожей самая высокая, в этом плане, материал наиболее выгоден.

Небольшой совет: всегда старайтесь приобретать материал для перетяжки только у проверенных поставщиков. Лучше, если вам порекомендуют каналы закупок работающие сервисы.

Кого взять на работу?

Для начала работы будет достаточно иметь в штате опытного арматурщика для работы по снятию и установке деталей авто, и 1-2 специалиста по собственно перетяжке. Кстати, этим делом могут с успехом заниматься и женщины – профессиональные швеи.

Как все оформить

В заключение, хотим сказать, что те читатели, которые хотят узнать подробнее о какой-нибудь бизнес-идее, могут отправить свои пожелания автору блога на странице «

Как открыть тюнинг-ателье и будет ли оно приносить доход? Услуги подобного рода давно пользуются высоким спросом за границей. Отмечается повышение интереса автолюбителей к данной услуге и в нашей стране. Подобной деятельностью занимаются небольшие и средние компании, располагающиеся на территории авторынков и гаражных кооперативов.

  • Неочевидные особенности бизнеса на автотюнинге
  • Сколько денег нужно для открытия ателье автотюнинга
  • С чего начать открытие собственного тюнинг-ателье?
  • Какое помещение выбрать для тюнинг-ателье?
  • Поиск персонала для мастерской по тюнингу авто
  • Сколько можно заработать на ателье автотюнинга
  • Какие документы нужны для открытия ателье автотюнинга
  • ОКВЭД для ателье автотюнинга
  • Какую систему налогообложения выбрать

Спрос растет достаточно быстро, конкуренция является невысокой. Специалисты, имеющие опыт в данном деле, имеют все шансы на успешное ведение предпринимательской деятельности в сфере тюнинга авто. Это вид деятельности перспективен и способен приносить владельцу неплохой доход.

Неочевидные особенности бизнеса на автотюнинге

Прежде всего услуги модификации автомобиля стандартной комплектации предполагают повышение мощности двигателя. Это интересует уличных гонщиков, количество которых стремительно растет. Помимо увеличения мощности путем изменения конструкции двигателя, существуют и другие направления тюнинга. Мощность двигателя можно увеличить путем настройки блока управления, что получило название чип-тюнинга. Специалисты по внутреннему оснащению могут внести изменения в конструкцию салона автомобиля, установив современное акустическое оборудование, обтянув сидения кожей и т.д. Наконец, изменения в автомобиле могут носить чисто внешний характер, для этого устанавливают молдинги, спойлеры, антикрылья. Это придает машине спортивный вид и пользуется высоким спросом среди людей, решивших приобщиться к спорту.

Тюнинг-ателье обычно работает в каком-либо одном направлении, компаний, предоставляющих услуги полного тюнинга, насчитывается немного. Производители автомобилей ревностно относятся к любым изменениям в серийной модели, особенно если они являются делом рук умельцев, не имеющих специального оборудования и средств контроля. Кроме того, малейшее изменение в конструкции двигателя способно привести к его преждевременному износу. Повышение мощности автомобиля в тюнинг-ателье не регистрируется, а обнаружить какие-либо изменения при осмотре мотора невозможно.

Не каждое авто может подвергнуться тюнингу. За некоторые модели автомобилей предпочитают не браться даже самые опытные специалисты. И дело не в том, эти машины являются совершенными. Наоборот, их двигатели после внесенных изменений быстро выходят из строя. А ответственность за поломку ложится на тюнинг-ателье. Как бы то ни было, тюнинг двигателей пользуется большим спросом, который со временем будет только расти.

Несколько проще начать собственное дело в сфере повышения комфортабельности салона. Все современные автомобили предоставляют одинаковые возможности для установки нового оборудования. Поэтому вносимые изменения зависят от суммы, которую автолюбитель готов вложить в модификацию салона. Современным акустическим оборудованием можно оснастить как современную машину, так и автомобиль 80-х годов выпуска. Стоимость услуг по установке оборудования составляет 50% от стоимости аппаратуры.

Сколько денег нужно для открытия ателье автотюнинга

Чтобы открыть свое предприятие, оказывающее подобные услуги, начинающий предприниматель должен подготовить не менее 1 млн руб. В первоначальные вложения входит аренда бокса для тюнинга авто, закупка оборудования и поиск сотрудников, которые смогут превратить транспортное средство в клуб на колесах. Бизнес в сфере улучшения конструкции салона автомобиля можно начинать с нуля, имея в собственности гараж и специальное оборудование.

С чего начать открытие собственного тюнинг-ателье?

Какое помещение выбрать для тюнинг-ателье?

Начать следует с поиска подходящего помещения. Чаще всего предприниматели, начинающие свое дело в данной сфере, останавливают свой выбор на аренде или покупке гаража. Это наиболее экономичный вариант, который поможет вам получать стабильный небольшой доход. Однако получить большое количество клиентов в таком случае не получится, потому что находящийся в гаражах автосервис мало кому внушает доверие. Следует как можно раньше покинуть гаражи и арендовать отдельное здание. Многое зависит от места расположения будущего тюнинг-ателье. Важна организация удобных подъездных путей.

Что касается площади бокса, то она должна предоставлять возможность свободного размещения автомобилей и доступа к смотровым ямам. Отдельное помещение следует отвести под приемную, где клиенты смогут ознакомиться с работой. Открытие тюнинг-ателье предполагает оборудование подсобных помещений, административного отдела, комнаты ожидания для клиентов.

Поиск персонала для мастерской по тюнингу авто

Успех бизнеса во многом зависит от квалификации персонала.

Именно поиск мастеров является следующим пунктом бизнес-плана. Следует нанять опытных автослесарей, автомехаников, электриков. Их можно найти в действующих автосервисах или по объявлению. Обращать внимание следует не только на стаж работы, но и на мнения клиентов о данном сотруднике.

К специфическому персоналу можно отнести аэрографов. Этих специалистов выбирают, внимательно изучая предоставленное портфолио. Потребуется также менеджер по работе с клиентами и закупке запчастей. При выборе поставщиков учитывайте их репутацию и опирайтесь на положительные отзывы. В первое время запчасти и аппаратуру следует заказывать небольшими партиями, особенно если ваше ателье не имеет складского помещения. Лучшие образцы техники должны всегда быть на виду у клиентов.

Открытие тюнинг-ателье требует вложения немалых средств, примерно столько же, сколько организация работы автосервиса. Однако если услуги автомастерских пользуются спросом всегда, вашему ателье придется потратить немало времени на поиск клиентов. Поэтому поиском целевой аудитории следует заняться еще на этапе составления бизнес-плана.

Если ваша компания будет оказывать услуги высокого качества, автолюбители охотно к вам поедут. Окупаемость первоначальных вложений зависит от множества факторов, риски оцениваются как высокие.

Сколько можно заработать на ателье автотюнинга

Рассчитывая предполагаемую прибыль будущего ателье, необходимо, в первую очередь, учитывать специализацию вашей мастерской. Например, небольшой рисунок (аэрография) стоит 400-500 долл., а увеличение мощности двигателя иномарки – 200 долл. При этом статьи производственных расходов разных ателье по тюнингу автомобилей сильно не отличаются и включают:

  • арендную плату;
  • рекламу;
  • коммунальные расходы;
  • зарплату персонала;
  • покупку расходных материалов;
  • налоги;
  • и др. издержки.

Общая сумма перечисленных расходов, в основном, находится на уровне 23-25 тыс. долл./в месяц. Ежемесячная выручка мастерской по тюнингу легковых транспортных средств 27-30 тыс. долл. При таких условиях прибыль до налогообложения – 2-7 тыс. долл., а после уплаты налогов – 1700-6000 долл./в месяц (УСН 15% от разницы между доходами и расходами).

Какие документы нужны для открытия ателье автотюнинга

Если вы не планируете создавать огромную сеть мастерских по всей стране и у вас нет других веских причин для регистрации ООО, тогда в данном случае достаточно оформить документы ИП. Для этого вам нужно написать заявление, подготовить ксерокопии ИНН и паспорта, а также заплатить госпошлину. Данные бумаги передаются в налоговую инспекцию, а через три дня вы станете законным субъектом предпринимательской деятельности.

В мастерской авто тюнинга должны быть документы, подтверждающие факт соблюдения санитарных норм и правил противопожарной безопасности. Эти вопросы находятся в компетенции Роспотребнадзора и пожарной инспекции. При этом, учитывая высокую концентрацию опасных веществ и оборудования, будьте готовы к частым визитам сотрудников данных учреждений.

Кроме того, вы должны оформить:

  • договор аренды помещения;
  • контракты с персоналом;
  • договор о вывозе мусора;
  • разрешение в местной администрации.

ОКВЭД для ателье автотюнинга

Важный момент! Подготавливая заявление о регистрации в ФНС, не забудьте указать код вашей деятельности, согласно общероссийскому классификатору – ОКВЭД 50.20.3 .

Какую систему налогообложения выбрать

Оптимальными режимами налогообложения для ателье тюнинга автомобилей являются ЕНВД или УСН. Но данный вопрос регулируют местные органы власти, поэтому нет никаких гарантий, что в вашем городе можно открыть автомастерскую и работать на ЕНВД.

Упрощенный режим налогообложения позволяет платить 6% от выручки или 15% от разницы между валовыми доходами и расходами. Но в последнем случае вы можете учитывать только те издержки, которые подтверждены реальными документами ваших контрагентов. Если у вас нет накладных, чеков, квитанций и т.д., тогда лучше платить 6% от выручки.

Предназначается для повышения уровня комфорта управляемости и передвижения, а также для того, чтобы обеспечивать необходимые условия работы.

В зависимости от марки машины и ее модели, список дополнительного оборудования может содержать разные пункты. В автосалонах можно встретить автомобили, на которые дополнительно могут установить холодильник, магнитолу, круиз-контроль, кондиционер, спутниковые сигнализации и так далее.

В современном автопроизводстве дополнительное оборудование включает в себя такие пункты, как отопительные системы салона, стеклоомыватели и стеклоочистители, электрические корректоры наклона фар, подогрев сидений, стекол и зеркал, электростеклоподъемники и много других устройств.

Можно говорить о том, что в базовой комплектации, не предполагающей установку дополнительного оборудования, автомобиль идет «пустым». Если же на машину устанавливают все, что только можно установить, тогда она будет полностью оснащена.

Стоит заметить, что дополнительное оборудование начали устанавливать на машины не так давно. Автомобили классов A-C продавались практически по себестоимости, поскольку тут имелась большая конкуренция. Это были обычные транспортные средства, не имеющие изюминки. Маркетологи решили изменить ситуацию и предложили устанавливать дополнительное оборудование для авто, которое ранее было доступно только для класса "премиум" или "люкс".

В список дополнительного оборудования попал электрический подогрев заднего стекла. Водители старых автомобилей могут рассказать о том, какие неудобства доставляют запотевшие или же замерзшие задние стекла во время движения. Некоторые из автолюбителей пытались даже устанавливать вентиляторы, чтобы они обдували теплым воздухом заднее стекло.

Электростеклоподъемники - это тоже дополнительное оборудование автомобиля, которое устанавливали одним из первых. Если присмотреться, то без него можно

обойтись, но с другой стороны, это весьма забавная и интересная вещь, ведь не нужно крутить ручку, достаточно просто нажать на кнопку.

Вспоминая первое дополнительное оборудование, стоит упомянуть стеклоочиститель и стеклоомыватель, которые стали устанавливать на задние двери автомобилей. Тут нужно отметить, что со временем часть дополнительного оборудования переходила в стандартную комплектацию.

Таким образом, идея устанавливать дополнительное оборудование на автомобили увеличивала их стоимость на 30, а то и на все 70 процентов, но это не влияло негативно на спрос, поскольку все меньше людей хотели покупать автомобиль «без ничего».

Однако такие устройства не всегда находят сторонников и потребителей. Существует такое дополнительное оборудование автомобиля, которое не всем и нужно. К примеру, увеличенный топливный бак подойдет тем, кто интенсивно эксплуатирует свое авто, поскольку это позволяет реже посещать АЗС. Кроме этого, существует еще много оборудования, которое вовсе не одинаково полезно для всех водителей.

Хорошее оснащение салона вызывает у водителя и пассажиров приятное ощущение уюта. Кроме того, при разумном исполнении оно способствует повышению пассивной безопасности салона. Поэтому внутреннее оснащение салона должно быть продуманным и со вкусом оформленным.

Чтобы обеспечить выполнение требований по безопасности, к основным внутренним деталям предъявляются определенные законодательные положения. Эти предписания направлены на уменьшение травматизма при ударе о внутренние детали салона. Не останавливаясь на изложении подробностей, заметим, что в нормативах указываются зоны удара, которые должны иметь определенную способность рассеивать энергию (например, панель приборов). Кроме того, для выступающих деталей (например, подлокотников, ручек) оговариваются минимальные габаритные размеры и радиусы закруглений.

К внутреннему оснащению относятся следующие важнейшие детали:

  • обивка дверей и боковин, подлокотники;
  • обивка стоек дверей и крыши;
  • обивка потолка;
  • панель приборов, вещевые ящики;
  • контрольные приборы, выключатели и кнопки;
  • внутренние ручки дверей, стеклоподъемников, механизмов регулировки положения сидений, рычаг переключения коробки передач, ручки управления на панели приборов, противосолнечные козырьки, зеркала заднего вида и т. д.;
  • покрытия пола (коврики), изоляция.

Предложения по форме почти всех этих деталей предварительно вносят дизайнеры. Не стоит напрасно бороться с их попытками по общей стилизации и улучшению интерьера до тех пор, пока ими не будут устранены стилистические огрехи и учтены требования, предъявляемые к функциональности деталей, а также изложенные в упомянутых предписаниях. Плодотворные результаты в этом приносит тесное сотрудничество дизайнеров и инженеров-кузовщиков. Ниже приведены важнейшие данные по конструкции перечисленных выше узлов и деталей.

Обивка дверей и боковин, подлокотники

Обивка дверей не только закрывает внутренний каркас и механизмы замков и стеклоподъемников, но и функционально необходима для шумо- и теплоизоляции; при боковых столкновениях она может способствовать лучшему распределению энергии удара. Как правило, обивка состоит из панели, формованной из атмосферостойкого картона или синтетического материала, сверху которой положена полиуретановая прокладка, покрытая искусственной кожей, украшенной тиснеными узорами или металлическими молдингами. Для этих материалов чрезвычайно важна устойчивость к воздействию влажной среды, так как внутри дверей и боковин нередко скапливается влажный воздух, а иногда даже вода (конденсат). Через обивку к внутренней панели двери или каркасу крепятся подлокотник (если он не выполнен в самой обивке) и детали привода различных механизмов (ручка открывания двери, кнопка блокировки замка, ручка стеклоподъемника); сама обивка крепится с помощью скоб или пластмассовых пружинных зажимов и нескольких винтов, которые легко отвинчиваются. В настоящее время подлокотники изготовляют литьем под давлением из пенопластмасс с жестким каркасом, а сверху покрывают оболочкой из искусственного материала, похожего на кожу. Отличительной чертой будущих дверей станет то, что внутренняя обивка (облицовка) двери благодаря встроенному подлокотнику и элементам защиты от бокового удара будет несущей деталью конструкции двери.

Облицовка стоек дверей и крыши

Облицовка стоек служит не только для того, чтобы скрыть сварные швы и стыки, но и для того, чтобы своей мягкостью способствовать лучшему распределению энергии удара при авариях. Облицовка не может поглощать большое количество энергии, поэтому она поглощается при деформации стальных деталей, расположенных под облицовкой. Облицовка чаще всего состоит из полос пеноматериала толщиной 3-5 мм, покрытых искусственной кожей, которые приклеиваются к стальным деталям. Особо тщательно следует проектировать обивку поперечин крыши, поскольку они видны изнутри. Это относится, например, к поперечине над ветровым стеклом, большая площадь сечения которой требуется для крепления различных внутренних деталей (противосолнечных козырьков, внутреннего зеркала заднего вида), а также для обеспечения достаточной жесткости кузова в случае переворота автомобиля на крышу.

Обивка крыши должна не только закрывать голую или оклеенную шумоизоляционными прокладками крышу вместе с рамами, усилителями и поперечными дугами безопасности, но и защищать салон от воздействия тепловых лучей и способствовать поглощению отраженных звуковых волн. Чтобы обивка крыши обладала свойствами поглощающего фильтра, ее чаще всего изготовляют из перфорированного материала, обычно из синтетического или текстильного полотна. В целях получения эстетического интерьера предпочтение следует отдавать светлым тонам обивки. При наличии люка в крыше, когда в конструкцию крыши входит выступающая внутрь направляющая рама, часто с острыми краями, обивка крыши под ней должна быть выполнена весьма тщательно, чтобы исключить получение правм в случае дорожно-транспортного происшествия.

Натяжка обивки потолка, имеющего сложную пространственную поверхность, с помощью натяжительных дуг из стальной проволоки является своего рода искусством. Необходимо обеспечить надежное крепление обивки крыши, особенно при наличии люка в крыше, так как вследствие воздушных потоков, создающих разность давлений, возникают силы, стремящиеся порвать материал обивки.

Панель приборов («поперечина салона»), вещевые ящики, рукоятки и рычаги

Панель приборов, а правильнее было бы ее назвать поперечиной салона, по своей структуре является важным элементом несущего каркаса кузова. Поэтому в настоящее время происходит отделение несущей функции панели от функции держателя приборов и др. Панель приборов чаще всего выполняют в виде большой пластмассовой детали, которую либо приклеивают, либо крепят с помощью пружинных зажимов или другим способом к стальному каркасу. В состав панели входят щиток приоров и другие детали (например, перчаточник). Облицовку образует деталь, фqpмyeмaя из полиуретана, с твердым покрытием, на котором выполняются тиснения и узоры, а также другие необходимые элементы. Пластически деформируемая пластмасса лучше всего подходит для уменьшения пиковых нагрузок, возникающих при столкновении. Общепринято и целесообразно приборы утапливать и защищать козырьком, чтобы на поверхности стекол не образовывались блики. Матовая, чаще всего темная, поверхность препятствует появлению бликов и зеркальных отражений на ветровом стекле. Приборы и важнейшие рукоятки и рычаги механизмов управления должны располагаться в зоне видимости и досягаемости водителя.

Выключатель очистителя и омывателя стекла, а возможно, что и кнопка звукового сигнала, могут входить в состав подрулевого переключателя.

На правой стороне панели приборов должен быть расположен большой вещевой ящик или карман (если для принадлежностей не предусматривается затираемый ящик). В центре панели располагаются рычаги управления системой отопления и вентиляции, ручки радиоприемника и центральный дефлектор свежего воздуха, а также другие приборы (например, часы), которыми можно пользоваться как с места водителя, так и с места сидящего рядом пассажира.

При оформлении крышки вещевого ящика требуется особая тщательность, так как необходимо исключить возможность самооткрывания крышки при аварии, поскольку это может повлечь тяжелейшие повреждения коленных суставов. По этой причине для крышки следует применять поворотный замок, который не открывается под воздействием сил инерции, возникающих при столкновении.

Множество общепринятых в настоящее время приборов, а также ручных органов управления, для размещения которых требуется много места, побуждают конструкторов искать другие решения, отличные от современного щитка приборов, чтобы поперечина салона была более функциональной, служила как несущим элементом, так и элементом пассивной безопасности. Поиски такого решения предполагают существенное уменьшение шкальных приборов или их объединение.

Еще недавно объемистая панель приборов с многочисленными выключателями и кнопками являлась предметом особой гордости заводов-изготовителей и владельцев автомобилей; кажется, это время может вновь вернуться. И в настоящее время размещение и оформление этих элементов салона является излюбленным полем деятельности «стилистов». Конечно, богато оснащенная панель приборов создает приятное впечатление, однако в увеличении числа контрольных приборов необходимо вовремя остановиться. Чтобы не перегружать внимание водителя, нужно предусматривать минимально возможное количество приборов и ручных органов управления, тогда ими будет легче пользоваться. Какие указательные и контрольные приборы предписано иметь обязательно, а какие могут устанавливаться по желанию?

Для контроля эксплуатационных режимов движения необходимо иметь следующие приборы:

  • спидометр со счетчиками общего и суточного пробега;
  • контрольную лампочку указателей направления движения (сигнализаторов поворота);
  • контрольную лампочку света фар - дальнего или стояночного;
  • указатель запаса топлива, желательно с контрольной лампочкой, лучше с указателем расхода топлива.
  • радиоприемника-автомата, передающего информацию о дорожной обстановке (радиодекодера);
  • указателя температуры внешней среды;
  • предупредительной сигнализации об уменьшении минимально допустимой дистанции до объектов, находящихся на дорожном полотне.

Для контроля работоспособности автомобиля необходимо иметь следующие приборы:

  • прибор, контролирующий температуру в системе охлаждения двигателя;
  • контрольную лампочку заряда aккyмyлятqpнoй батареи;
  • контрольную лампочку давления масла в системе смазки двигателя;
  • контрольную лампочку, сигнализирующую о включении электрообогрева заднего стекла;
  • контрольную лампочку, сигнализирующую о включении противотуманных фонарей;
  • контрольную лампочку системы аварийной сигнализации.

Желательно наличие следующих приборов:

  • тахометра (только при механической щробке передач);
  • контрольной лампочки включения стояночного тормоза (при установке автоматической щробки передач - обязательна);
  • часов, желательно с отметкой времени (таймер);
  • индикатора, указывающего давление масла, вольтметра;
  • контрольной лампочки выхода из строя тормозного контура, контрольной лампочки минимального уровня тормозной жидкости, индикатора износа тормозных накладок.

Необходимо иметь следующие элементы ручного управления автомобилем:

  • выключатели наружного освещения, подсветки приборов, указателей поворота, аварийной сигнализации, очистителя и омывателя стекол, дальнего и ближнего света фар, противотуманных фонарей, обогрева стекла, электропривода механизма регулировки положения сиденья, стеклоподъемника и т. д.;
  • органы управления и выключения системы вентиляции и отопления или кондиционера;
  • ручку привода воздушной заслонки карбюратора (если не предусмотрена автоматика).

Чаще всего ручной, как и замок зажигания, в узком смысле относятся к простейшим элементам управления. Рычаг переключения механической или автоматической коробки передач не относится к указанным выше деталям, его следует отнести к сложным органам системы управления. Несмотря на сведение до минимума числа приборов и выключателей их остается в списке все еще довольно много. Большинство контрольных приборов предназначено только для водителя, поэтому они должны располагаться компактно в зоне видимости и досягаемости водителя. Ручку привода воздушной заслонки карбюратора и замок зажигания следует размещать в таком месте, чтобы ими можно было пользоваться одновременно (правой и левой руками).

Индикаторные лампочки применяют в том случае, когда необходимо осуществить только контроль срабатывания или функционирования, а числовые значения не нужны (например, контрольные лампочки габаритных огней, ручного тормоза, указателей поворота).

Индикаторы со шкалами применяют в том случае, когда необходимо проследить изменение режима эксплуатации автомобиля (например, скорости, температуры охлаждающей жидкости, запаса топлива). В этом случае предпочтение следует отдавать стрелочным приборам, обладающим лучшей читаемостью.

Все измерительные приборы в темное время суток должны освещаться с постоянной или регулируемой яркостью. Днем и в темное время суток на поверхности стекол не должно быть бликов, что достигается путем наклонной установки приборов или придания вогнутой формы стеклам приборов.

Обязательное наличие контрольной лампочки выхода из строя тормозного контура или контрольной лампочки минимального уровня тормозной жидкости предписано в некоторых странах (США, Правила ЕЭК ООН). Это требование необоснованно, так как проверка тормозной системы относится к обязательному текущему осмотру автомобиля владельцем (водителем), и при периодическом контроле наступление отказов можно предотвратить.

Контрольные приборы следует размещать и группировать в соответствии с их назначением, таким образом, чтобы положение приборов не запутывало водителя. Важнейшие измерительные приборы вместе с контрольными лампочками в настоящее время объединяют в одном корпусе с электрическими разъемами, подсветкой и т. д., который входит в панель приборов в качестве отдельной сборочной единицы (комбинация приборов). Из опыта известно, что белые цифры на черном фоне лучше заметны, а в ночное время меньше блестят, чем черные цифры на белом фоне. Щиток приборов не должен иметь светлых деталей, а благодаря матовой черной окраске не должен отражаться в ветровом стекле.

Чтобы компактно разместить многочисленные выключатели, некоторые из них объединяют: например, выключатель очистителя и омывателя стекла встроен в рычажный переключатель указателя направления движения, этим же рычагом осуществляются переключение дальнего и ближнего света фар и световая сигнализация фарами. Однако не следует слишком усердствовать в объединении выключателей, поскольку из-за этого увеличивается вероятность совершения ошибки при пользовании ими. Положение рычага переключения указателей поворота следовало бы стандартизировать, он должен располагаться слева под рулевым колесом, и поблизости от него не должно быть второго рычага. Переключатели света фар (стояночный, ближний и дальний свет) и освещения приборов можно скомбинировать, но таким образом, чтобы переключение света фар осуществлялось поворотом рычага, а не смещением его вверх или вниз. Для систем аварийной сигнализации и обогрева стекла, противотуманных фонарей имеются отдельные выключатели, внутрь которых часто встраиваются контрольные лампочки.

Для многих органов управления и контрольных лампочек опознавательные символы уже нормированы (частично в стандарте ИСО 2575/1976), нормированы и цвета светофильтров контрольных лампочек, причем красный может использоваться только для указателей опасности или повреждения, а голубой - для указателя дальнего света. Эти унифицированные символы и цвета предписываются Правилами ЕЭК ООН (в основном сохранены обозначения, используемые в федеральных стандартах США). Наличие большого числа контрольных приборов, особенно с их современными габаритами, создает значительные затруднения при размещении их в относительно небольшом объеме щитка приборов, Это привело к созданию дополнительной консоли, излишность которой вызывает желание искать новые решения по уменьшению числа приборов и их габаритных размеров, без ухудшения считывания информации и снижения потребительской ценности приборного щитка. Путь к таким решениям открывает электроника. В электронных вычислительных устройствах и часах информация выдается на чрезвычайно компактных цифровых индикаторных дисплеях (например, жидкокристаллических). Они пригодны для всех индикаторов, применяемых в автомобиле, и обладают одним существенным преимуществом: не нуждаются в механическом приводе и могут получать сигналы управления по электропроводам. Могут также использоваться индикаторы на базе светодиодов, это позволило бы уменьшить объем, занимаемый приборами. Применение электронной техники на полупроводниках также ведет к новым стилистическим решениям приборов.

Новую индикаторную технику можно оптимизировать, если приборы и контрольные индикаторы объединить в один комплексный дисплей, который по первому требованию выдает информацию о возможных опасных неисправностях или нарушениях в системах автомобиля.

При размещении приборов следует принимать во внимание объем, занимаемый мини-ЭВМ, обеспечивающей работу дисплея, и объем, необходимый для прокладки многожильных пучков проводов. Кроме того, следует учитывать тот факт, что может потребоваться установка приборов для контроля за процессом движения (например, прибор, сигнализующий об уменьшении минимально допустимой дистанции). Со временем, возможно, будет предусмотрена обязательная установка их. Хотя размещение таких приборов несколько упрощается, так как индикатор отдален от датчиков и микропроцессора и соединен с ними только электрическим пучком, однако, учитывая постоянный рост количества дополнительных электронных приборов, нельзя недооценивать значения проблемы размещения их на автомобиле.

Внутренние механизмы, противосолнечные козырьки, зеркала заднего вида

Конструкция внутренних механизмов двери, ручек стеклоподъемников, кнопок и включателей важна не только в функциональном отношении, она должна удовлетворить действующим стандартам безопасности США и подготовленным в Европе Правилам ЕЭК ООН. Эти детали должны располагаться утопленно, или для предотвращения удара о них, детали следует защитить (например, закрыть подлокотниками).

В настоящее время ручки органов управления и стеклоподъемников формуются преимущественно из пластмассы с металлическим каркасом, они обладают достаточной прочностью, при ударе упруго деформируются и в противоположность металлическим деталям не ломаются. Другие ручные органы управления, например ручку привода воздушной заслонки карбюратора, ручки управления системой отопления и вентиляции, во избежание бесконтрольной установки в произвольном положении следует выполнять в виде поворотных рычажков, а не в виде вращающихся ручек, так как их положение должно точно указывать на положение рабочих органов, кроме того, они должны обеспечивать передачу больших усилий, необходимых для управления механизмами. Кнопки следует выполнять из мягкого материала. Ручки механизма регулировки положения сиденья должны обеспечивать передачу больших усилий, необходимых для за них нельзя было зацепиться и получить травму. Замок зажигания вместе с противоугонным устройством по функциональным соображениям должен располагаться рядом с рулевой колонкой, в верхней ее части. При размещении замка зажигания следует добиваться того, чтобы он располагался вне зоны возможного удара коленей о него.

По указанным выше причинам замок зажигания нельзя располагать на панели приборов или в заглублении, так как это затруднило бы пользование им. Широко применяемый в настоящее время ключ замка зажигания с мягкой головкой не предотвращает опасности получения травмы. Удачным является размещение замка в верхней части рулевой колонки с наклоном в поперечной плоскости.

Особое внимание требуется при проектировании конструкции внутреннего и наружного зеркал заднего вида и их размещении. Основные требования по обзорности, размерам, местам и способам крепления обобщены в соответствующей Директиве ЕЭС и в проекте соответствующего Правила ЕЭК ООН. Согласно этим предписаниям внутреннее зеркало при ударе с силой, указанной в документе, должно отрываться от поверхности крепления. Это требование можно выполнить различными путями, например порредством закрепления зеркала с помощью подпружиненной защелки к верхней части рамы ветрового окна, на которой обычно располагают зеркало. Крепление должно быть таким, чтобы при движении автомобиля зеркало не вибрировало, что осуществить не совсем просто. Для этого зеркало должно быть либо предельно легким, либо тяжелым, чтобы с учетом упругости узла крепления частота собственных колебаний зеркала не попадала в область резонанса, которая зависит от конструкции подвески двигателя и от амплитудно-частотной характеристики подвески автомобиля. Зеркало должно иметь регулировку («День» и «Ночь»), а по размерам и форме должно быть согласовано с положением заднего окна и зоной возможного положения глаз водителя. Сферические зеркала неприемлемы вследствие искажения изображения. Вместо них вполне допустимо использовать широкое зеркало, разделенное на две части, плоскости которых образуют небольшой излом отражающей поверхности.

Наружные зеркала заднего вида должны быть выполнены таким образом, чтобы под действием определенной силы они складывались или отпадали, не травмируя людей. Популярна в настоящее время регулировка положения зеркала из салона. Регулировка положения зеркала с помощью специального электродвигателя уже не роскошь. Форма зеркала не относится к предмету деятельности только стилистов, она определяется, прежде всего, требуемой зоной обзорности.

Общепринятые в настоящее время откидывающиеся противосолнечные козырьки не всегда отвечают своему назначению. Необходима тщательная защита глаз водителя от солнечных лучей при больших размерах гнутых и плоских ветровых стекол. Если предусмотрены противосолнечные козырьки с левой и правой сторон, то необходимо выполнить их таким образом, чтобы не оставалось пространства между козырьками, не закрытого от солнечных лучей. Кроме того, козырьки должны быть обиты мягким материалом, чтобы при аварии не травмировались пассажиры и водитель. Расположение зеркала или даже часов в противосолнечном козырьке неуместно. Козырьки должны допускать поворот в боковую сторону, чтобы можно было эффективно закрыть верхнюю часть боковых стекол, не оставляя большого свободного просвета. По этой причине для крепления козырьков целесообразно использовать шаровой шарнир. Еще лучше иметь отдельные боковые противосолнечные козырьки, чтобы от лучей солнца можно было защищаться одновременно спереди и сбоку. А лучше всего защищают от солнечных лучей со всех сторон стекла, тонированные в верхней части.

Покрытие пола, изоляция переднего щитка, обивка багажника

Покрытие пола в легковом автомобиле выполняет несколько функций. Оно служит в качестве облицовки металлоконструкции, придающей уют салону автомобиля; теплоизоляции, обладающей в определенной степени влагопоглощаемостью; шумо- и виброизоляции.

Покрытие пола должно быть устойчивым к механическим повреждениям и гниению, оно должно легко выниматься из автомобиля. Ни один из широко применяемых в настоящее время «ковриков» не соответствует этим задачам.

Темные пластмассовые (или резиновые) накладки хотя довольно прочны и относительно легко моются, однако всегда холодны, неуютны и негигроскопичны. Демпфирование шума при правильно подобранной конструкции может быть вполне удовлетворительным.

Следует предусматривать серебрение нижней стороны покрытия, чтобы получить воздушную подушку, служащую изоляционным слоем, само покрытие должно быть профилированным, а не гладким. Вследствие большой массы покрытия хорошо гасят вибрации пола. Пластмассовые покрытия, несмотря на относительно высокую стоимость формовки, довольно дешевы. Несколько лучше покрытия из пеноматериала (полиуретана) с твердым поверхностным слоем. Оба типа покрытий изготовляются в виде одной формованной детали, которая укладывается в автомобиль на пол и крепится по кромкам (пороги дверей). Однако их можно легко вынимать. Качественно лучше ковровые покрытия, если они состоят из нескольких слоев различных демпфирующих материалов, в частности, нижнего слоя из пеноматериала для демпфирования шума; толстого шумоизолирующего слоя; тканевого покрытия, которое может быть ворсованным.

Такое покрытие отвечает требованиям по шумопоглощению и шумопзоляции и имеет приятный внешний вид, обладает достаточной гигроскопичностью. Лучше всего применять такую комбинацию покрытий в виде формованной детали, образующей своеобразную «звукопоглощающую ванну», имеющую достаточную толщину, а в зонах критического уровня вибраций соответствующие усиления. Применяемые до сих пор тканевые нейлоновые покрытия и коврики оставляют желать лучшего в отношении износоустойчивости (скатывание, истирание); в этом направлении еще следовало бы поработать. Поэтому в наиболее изнашиваемых местах, например под педалями и в районе тоннеля, рекомендуется применять защитные накладки из пластмассы или другого прочного материала. Нередко для гашения вибраций с большой амплитудой к полу требуется приклеить дополнительную шумопоглощающую панель.

Обивка переднего щитка в случае расположения двигателя спереди должна быть теплошумоизолирующей и, кроме того, выполнять функции обивки салона. Предпосылкой хорошей шумоизоляции является качественное уплотнение (например, с помощью пластмассовых уплотнителей) всех без исключения мест, в которых через передний щиток проходят приводы органов управления и пучки электропроводов. Этих мест по возможности должно быть меньше. Со стороны салона обивку образует формованный картон (или твердая панель) с мягкой прокладкой и соответствующим тиснением поверхности. Обивка также может быть изготовлена в виде фоpмoвaннoй детали из пенополиуретана с твердым поверхностным слоем. Покрытие должно иметь толщину по меньшей мере 20 мм и доходить до нижней кромки шанели приборов так, чтобы передняя перегородка салона была полностью закрыта.

Верхняя часть обивки должна быть съемной или, по меньшей мере, откидывающейся, чтобы можно было иметь доступ к приборам, расположенным под панелью приборов. Иногда такого типа обивки бывает недостаточно. В этом случае на внутренней стороне стенки отсека двигателя целесообразно поместить изоляционную прокладку из мягкого поливинилхлорида или аналогичного ему материала с высоким коэффициентом затухания.

В качестве покрытия пола багажника приемлемо использовать износостойкое покрытие из поливинилхлорида, которое необходимо надежно закрепить, например, с помощью кнопок. Для автомобилей с кузовом универсал и с изменяемым объемом багажника (за счет складывания заднего сиденья) следует предусмотреть дополнительную изоляцию от шума качения шин, применяя для этого комбинированное покрытие пола багажника (включая арки задних колес).

Ателье, по сути - бизнес, предоставляющий услуги. И что бы это ни было, сам факт того, что это сервис, дает начинающему предпринимателю ряд преимуществ. Во-первых, минимум вложений на начальном этапе. Во-вторых, фундаментальная невозможность складских остатков «готовой продукции». И в-третьих, относительная простота организации производственного процесса (меньшая потребность в дорогостоящих станках).

Однако это не совсем так. Если говорить конкретно об автоателье, то в качестве вида деятельности будут услуги по перетяжке салона выбранным клиентом материалом, фрагментационная замена дорогостоящих тканевых или кожаных вставок, отделка дорогостоящим покрытием некоторых функциональных элементов салона (например, руля или торпеды).

Бизнес нетривиальный, прежде всего потому, что в нем сочетаются элементы как сферы производства товаров, так и оказания услуг. Для современной бизнес-среды, которая в РФ существует в достаточно агрессивных условиях, эта сфера деятельности для многих начинающих предпринимателей может оказаться находкой, поскольку позволяет преодолеть главные препятствия на этапе становления. В связи с такой актуальностью предлагается более подробно рассмотреть все аспекты данной предпринимательской ниши. Особенно хотелось бы сосредоточиться на скрытых угрозах и трудностях начинающегося проекта, потому что в бизнесе главное - не заработать, а не потерять.

Нюансы материального снабжения

Клиент, как правило, не приходит со своим материалом. Да и предприниматель вряд ли собирается открывать бизнес по давальческой схеме. (Иногда, конечно, жизнь заставляет, но изначально бизнес-планов на эту тему не составляют). Понимая это, сразу становится очевидным, что хоть «готовую продукцию» складировать и не придется, но вот запасы дорогостоящих материалов для обивки желательно иметь в избытке. А это, как правило, следующие позиции:

  • натуральная кожа;
  • замша;
  • алькантар;
  • велюр;
  • винил;
  • авто-карпет.

При этом резервы сырья и материалов представляют из себя дорогостоящую продукцию, которая требует бережного к себе отношения. Отсюда совет 1:

Прежде чем закупаться необходимо подготовить помещение для хранения. В идеале достаточно будет и 40 м2, но отапливаемого и сухого помещения. Особое внимание требуется уделить безопасности: простая кража со взломом может запросто убить весь бизнес-процесс, так что не стоит экономить на системах контроля доступа в помещение и на банальных решетках на окнах.

В абсолютных показателях резервы таких запасов будет стоить не менее 50 тыс.р. (в ценах на середину 2017 года).

Еще одна скрытая угроза, связанная с сырьем - некондиционные поставки. Даже если вы предполагаете работать исключительно с солидными поставщиками в этой сфере, это никак не может дать 100%-ную гарантию того, что не будет попытки обмана или даже брака в границах допустимого. И чем с более дорогими материалами приходится работать, тем более значимым является контроль качества на входе.

При складе нужно предусмотреть участок, где поступающие материалы будут проходить визуальную оценку и исследование с помощью специализированной аппаратуры. Если говорить о коже, то ее рулоны, как правило, имеют в ширину 150-160 см., а самого материала навивается до 4 метров в длину. Ширина рулонов ткани - от 160 до 220 см., но в длину - никакого пространства не хватит (придется отсматривать фрагментарно). Поэтому целесообразно ограничиться установкой стола 250х500 см., обеспечить подходы к нему и наличие освещения. Бесспорно, это добавляет требования к складу по площади.

Сумма обустройства складского помещения обычно не превышает 100 тыс.р. Это, прежде всего, рабочие стеллажи и необходимая мебель. Собственно, сама трудность в том, чтобы помещение под склад (удовлетворяющее указанным выше требованиям) просто было в наличии. У начинающих бизнесменов, как правило, редко когда есть такая недвижимость в собственности, а аренда (с учетом необходимости оборудования помещения средствами различного вида сигнализации и безопасности) опасна тем, что в любой момент арендодатель может ее прервать (пусть даже и с неким временным лагом «на выезд»). Решением является нахождение предсказуемого и порядочного арендодателя.

В принципе, вполне допустимо расположение склада в относительной удаленности от участка производственного процесса. Современные средства коммуникации, диспетчеризации и управления позволяют оперативно снимать размеры в одном месте, а делать заготовки в другом. Подобная организация процесса несколько развязывает руки предпринимателю, расширяя выбор потенциального помещения под склад (и уже выкройку).

Оборудование

В любом коммерческом деле следует учесть главное правило - невозможно достичь хотя бы даже удовлетворительного качества, если пользуешься некондиционными (устаревшими, неисправными, некачественными) инструментами. Это правило тем справедливее, чем более дорогостоящие услуги (или продукция) производится.

Кроме того, работая с ценным сырьем (тканями, например) и сам не захочешь делать все «на коленке» - потребуются агрегаты и для склеивания, и для сшивания, и для обработки кромок и т.д.

  1. монтажные наборы: монтировки, отвертки, шуроповерты, степлеры;
  2. демонтажный инструмент: съемники, приспособления для съема деталей обшивки салона;
  3. специализированные ключи для уплотнителей;
  4. швейное оборудование;
  5. промышленные фены, утюги.

Наверняка, квалифицированный специалист вполне может обойтись указанным перечнем приспособлений и инструмента. Но какова вероятность того, что в результате клиенты будут замечать брак и элементы кустарной работы? В самом начале деятельности, как никогда, важна репутация, точнее, никак нельзя ее портить. (Потому что изначально предприниматель работает на свое дело, чтобы потом бизнес работал на него). К тому же качественный инструмент повышает производительность труда. В этой связи следующий совет:

Настоятельно рекомендуется не экономить на средствах производства и, во-первых, постараться максимально оснастить электрическим инструментом участки ручного труда. А во-вторых, приобретать изделия нужно только ведущих мировых производителей. (Старт бизнеса - не время для экспериментов, ведь вы не настолько богаты, чтоб покупать дешевые вещи).

  • отвертки лучше брать с электрическим приводом;
  • съемники - гидравлические, но оснащенные электроприводом;
  • электрическое швейное оборудование должно быть разделено: для работы на месте при монтаже - компактное, и для производства заготовок - максимально производительное, с большим количеством функций. Ручное швейное оборудование даже не должно рассматриваться;
  • нагревательное оборудование должно быть максимально безопасным и надежным - здесь дело за выбором производителя.

Стоимость средней стоимости комплекта приспособлений и агрегатов может составить 150 тыс.р. Но именно здесь не стоит экономить и рассчитывать на экземпляры покачественнее и подороже.

В последнее время во все виды дизайна (а автоателье - это именно такая сфера) вторгается компьютерное моделирование. Т.е. все параметры по размерам требуемых деталей дотошно определяет бездушный сканер. Выглядит это так: в салон помещается прибор-излучатель (возможно даже и не в одну точку), который лазерным лучом составляет 3D-картинку всего пространства с автоматическим определением площади поверхностей и учетом требуемых изгибов. Результат идеален: детали обивки идеально подходят друг к другу, и к тому же использование таких компьютерных технологий позволяет добиться высокого полезного выхода из имеющихся сырьевых материалов. (Особенно это важно для дорогостоящей кожи, цена которой $80-100 за п.м.)

Понятно, что начинающий предприниматель на этапе становления бизнеса старается быть максимально бережливым. Но здесь главное, чтобы экономия не уничтожила сам бизнес на корню. Начиная свое дело, бизнесмен вступает в рынок, на котором уже работают аналогичные производства. И следует исходить из того, что они тоже «держат нос по ветру» и стараются ловить все новинки в этой сфере. А у новичка, как правило, нет ни наработанной клиентуры, ни квалификации. По факту, у него есть единственный серьезный довод для потенциальной клиентуры - потенциально высокое качество в связи с солидным набором используемого оборудования.

К тому же, если на этом рынке в каком-то конкретном городе производители не столь восприимчивы к новшествам технологии, то у входящего в отрасль производителя появляется реальный шанс завоевать свою долю рынка за счет более производительного оборудования.

Квалифицированный персонал

Сначала определяемся с полным списком требуемого персонала:

  • швея (1 чел., лучше - двое);
  • мастер по перетяжке (1 чел., лучше - двое);
  • закройщик (1 чел.);
  • мастер-монтажник салона (1 чел., лучше - двое).

По одному человеку каждой специальности вполне достаточно, но только для выживания в интервалы межсезонья. Как только количество заказов начинает расти, такой набор кадров начнет в буквальном смысле будет зашиваться, и не представится никаких возможностей брать новые заказы.

Следует исходить из того, что каждому сотруднику нужно будет платить не менее 30 тыс.р. в месяц в зависимости от квалификации. Итого, фонд зарплаты - 120 тыс.р. в месяц. Также нужно помнить, что обивка салона - тонкая работа, она не доступна тем, кто привык к простым, грубым алгоритмам. Кроме того, все ошибки исполнителей будут на виду - вы не сможете «продать» ни одного автомобиля с некорректно перетянутым салоном. Поэтому в обязательном порядке нужно включать в бизнес-план повышение квалификации сотрудников в специализированных центрах. Не стоит здесь экономить - полноценную подготовку, как правило, осуществляют лишь предприятия, дислоцированные в крупных городах, так что плюс командировочные расходы. Абсолютные цифры таковы: к примеру, фирма «Rusty Brothers» осуществляет обучение и повышение квалификации мастеров-дизайнеров по декоративному ремонту внутренних пространств автомобилей по цене, начиная от 55 тыс.р. за 1 человека.

Стоит акцентировать внимание, что труд в автоателье - ручной. Поэтому совет:

Все сотрудники, имеющие непосредственное отношение к финальному этапу перетяжки должны быть высококвалифицированными специалистами. Здесь абсолютно недопустимо экономить на их обучении и подготовке.

Говоря по-другому, повышение квалификации - обязательное мероприятие для всех, нанимаемых на работу. Это непременно должно быть заложено в бизнес-план создаваемого предприятия. Самое неприятное в указанном ограничении то, что нанимая незнакомых или знакомых людей, бизнесмен уже «с утра» обязан начинать вкладывать в них немалые (с т.з. масштабов стартапа) деньги. После получения необходимых знаний и навыков такой человек запросто может перейти туда, где ему пообещают большую зарплату (даже если эта оферта - блеф конкурента). А бизнесмен вынужден будет снова вкладываться в новые персоналии.

Юристы могут возразить, что трудовой договор описывает эту проблематику и вполне можно внести туда пункты, которые обяжут перебежчика компенсировать работодателю понесенные на него расходы. Однако это фейк, договор, по факту, не работает, и наемные работники с легкостью через него переступают! Никакой предприниматель не станет заморачиваться судебными тяжбами в период становления бизнеса. Да и потом - тоже. Как же решать данную проблему?

  • Относительную гарантию дает наличие системы социального пакета, включенного в оплату труда сотрудника. Пусть он меньше получает на руки, зато у него будет медицинская страховка, включающая, например, стоматологию.
  • Также возможно предусмотреть незначительный, но регулярный рост зарплаты от месяца к месяцу (например, на 100р.). Даже после 3 месяцев работы наемный сотрудник 10 раз подумает, прежде чем принимать сомнительные предложения от «посторонних».

Перечисленные 2 метода являются самыми действенными для предотвращения текучки персонала и для защиты инвестиций предпринимателя в человеческие ресурсы своего бизнеса.

Специфичность рынка

Этот подводный камень имеет фундаментальное свойство. Главным образом потому, что он никак не зависит от усилий предпринимателя. Это характеристика сферы деятельности, которая обусловлена востребованностью данной услуги на конкретном участке глобального рынка.

Автоателье оказывает один из видов услуг по тюнингу машин. Сам по себе тюнинг - улучшение, «прокачка» - производится в том случае, когда решены более насущные проблемы. У автовладельца не должно быть проблем с материальным обеспечением членов его семьи, его не должны волновать величина оплаты коммунальных платежей. После всех трат у потенциального заказчика услуг должно оставаться столько свободных средств, чтобы хотелось приобщиться к прекрасному и улучшить облик своего железного коня.

Согласитесь, в наше кризисное время людей, озабоченных проблемами эстетики, становится все меньше. Для наглядности, стоит оценить абсолютные значения, чтобы составить о ширине рыночной ниши адекватное впечатление. Итак, сейчас большинство подобных ателье назначают цену за перетяжку салона в диапазоне 40-80 тыс.р. (В зависимости от степени вовлеченности в технологический процесс дорогостоящих материалов). Вопрос - сколько подобных заказов можно предположить будет у автоателье в месяц? Наверное, прежде чем ответить, нужно определиться, какое количество потенциальных клиентов вообще есть на этом рынке, говоря иначе, - где предполагается расположить данный сервис? Чтоб не заставлять читателя гадать, стоит сразу изложить суть, а заодно дать совет:

Рынок тюнинга салонов автотранспорта является крайне эластичным по цене. Это объясняется его потенциальной узостью, ибо потребности, которые удовлетворяет данная услуга относится к высшим порядкам (потребности в уважении и самовыражении). Отсюда следует, что размещать автоателье нужно только в городах, да покрупнее. Организация данного вида бизнеса в населенном пункте с числом жителей, менее 100 тыс. человек - заведомо проигрышное дело!

В поддержку данного тезиса стоит привести доводы, относительно мотивов потенциальных клиентов (тогда все точно становится на свои места):

  • владелец автомобиля желает украсить автомобиль, что называется, для собственного пользования (либо желание выделиться из толпы, либо просто подгонка салона под свой вкус);
  • хозяин купил уже подержанный автомобиль и хочет навести глянец, чтобы «подержанность» его транспорта не портила впечатление от езды;
  • хозяин автомобиля просто собирается его продавать, и перетяжка салона призвана освежить его внешний вид, улучшив впечатление возможных покупателей.

Пожалуй, что с учетом кризисных тенденций в хозяйственной жизни страны, клиентов у автоателье может прибавиться лишь в связи с увеличением числа потенциальных клиентов из третьей категории.

А что говорит нам статистика? Исследования в этом секторе предпринимательской активности говорят нам, что минимально необходимым уровнем продаж самого бюджетного проекта (с 4-мя сотрудниками и самой дешевой материально-технической базой) является 10 стандартных заказов в месяц (при указанном выше диапазоне цен). В случае, если количество заказов достигает 15, то просто необходимо уже иметь расширенный штат сотрудников и вовсю обновлять (качественно изменять) структуру оборудования.

Проблемы выхода на рынок

Среди уймы ценных советов начинающим предпринимателям, стартующим свой бизнес в данной сфере, хотелось бы выделить главный:

Автоателье - это бизнес, который ни при каких обстоятельствах нельзя начинать на последние деньги. Каких бы примеров под рукой у новоявленного бизнесмена не было, отсутствие денежной страховой подушки повышает риск фатального исхода почти до 90%.

И вот почему. Даже если ателье организуется бывшим мастером подобного предприятия, который решил начать собственное дело, его все равно нельзя считать специалистом в этом бизнесе, потому что он в должной мере не представляет структуры спроса и его эластичности. Самым правильным представляется такая стратегия:

  • Изначально решается вопрос с площадями: склад и площади для приемки сырья, а также выкройки деталей целесообразно разместить в дешевом кластере - на периферии; цех, где будет осуществляться чистовая перетяжка (и куда будут клиенты «пригонять» свои авто), желательно разместить ближе к центру города-миллионника - это поможет создать репутационную основу.
  • Оборудование сразу нужно закупать по высшему разряду: среди всех статей расхода инструменты не будут самой выдающейся по объему позицией, зато сразу появится технологическая возможность осуществлять услуги высшего качества.
  • Самыми значительными расходами станут затраты на подготовку персонала. Лучше, чтобы их было 5 человек (по представленной выше структуре), тогда можно будет последовательно отправлять по одному человеку в центр на повышение квалификации.
  • Ценовая политика должна быть по высшей планке. Ваши услуги должны продаваться дорого. Нужно сразу застолбить класс премиум - тогда конкурентная борьба будет осуществляться вами по параметру качества, где изначально у вновь созданного предприятия будет преимущество (в связи со стратегическим подходом).

Т.к. уровень стоимости ваших услуг не позволит создать «ажиотажный» спрос (но его в данном секторе и быть не может), он будет развиваться медленно, но будет! Вот уж в этом можно не сомневаться. Нужно стремиться к тому, чтобы ваша валовая прибыль составляла не менее 30% от объема выручки, а с каждого заказа (на уровень 2017 года) операционная прибыль составляла от 10 до 14 тыс.р. И можно быть уверенным, что на точку безубыточности предприятие выйдет уже через год. Конечно, если исповедовать грамотный подход.

Анализ флюктуаций

Пожалуй, самый неприятный подводный камень. На данном рынке присутствует такое неприятное явление, как сезонные колебания. При подготовке бизнес-плана этому фактору нужно уделить много внимания, прежде всего, прогнозируя объемы продаж. Самым «горячим» с точки зрения спроса на такие услуги является летний период. Начиная с мая по конец августа, автолюбители особенно стараются выглядеть на дороге стильно и привлекательно, хотя бы потому, что отсутствует грязь и реагенты, сильно портящие внешний вид авто. Если рассуждать о принятых категориях, то лето - это тот период, когда количество заказов в месяц должно быть не меньше 15.

Все остальные месяцы демонстрируют явно пониженный спрос на подобные услуги. Эксперты-маркетологи связывают это с повышенным количеством праздников (мол, все деньги клиенты тратят на подарки другим, а на себя не остается). Но есть мнение, что в холодное время года человек менее настроен чего-то улучшать, если только обстоятельства его к этому не вынуждают. Как бы там ни было, но продажи, на уровне 10 заказов в месяц по высокой ценовой планке - весьма неплохой показатель для периода с сентября по апрель.

Если задаться вопросом, как подстраховаться, чтобы не уйти в минус в мертвом сезоне? Совет здесь только один:

Диверсификация. Только разнообразив «меню» услуг, оказываемых на имеющихся площадях, с помощью, может и иного инструментария, но теми же специалистами, можно поддерживать на своем сервисе поток клиентов на требуемом уровне.

Какие же здесь могут быть варианты? Например:

  • установка навесной электронной аппаратуры;
  • услуги по тонированию стекол;
  • мелкий ремонт, вплоть до антикоррозийной обработки (если, конечно, позволяют пространства и оборудование);
  • техобслуживание кондиционеров.

Таких доп. услуг можно придумать довольно много. Здесь важно быть внимательным и не пропускать те потребности, которые изъявляет рынок. Не стоит также сбрасывать со счетов интересные маркетинговые ходы. Такие как:

  • реклама продукции «на постаменте» (когда образец устанавливается на всеобщее обозрение в каком-нибудь проходном месте);
  • карты постоянного клиента;
  • акции к праздникам.

Резюмируя эту аналитику, можно сделать финальный вывод: автоателье нельзя считать ровным бизнесом, который является таковым сам по себе. В лучшем случае в совокупности с какими-нибудь менее сложными, но более насущными услугами. Но даже в этом случае нужно проявлять предпринимательскую хватку и всегда анализировать свою производственную и ценовую стратегию. Это и есть - вести бизнес с умом.

Рассказать друзьям