Атака на юрия дёмина: сотрудники гибдд екатеринбурга публично обвинили своих руководителей в должностных преступлениях. Назначен новый начальник гибдд свердловской области

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сотрудники дорожно-патрульной службы написали открытое письмо в екатеринбургские СМИ с просьбой обнародовать информацию о действиях своих руководителей и нечеловеческих условиях работы.

Постовые обвиняют руководителей екатеринбургского полка ДПС в должностных преступлениях. В числе первых инспекторы указывают на введение плана работы по «дорогостоящим» нарушениям дорожного движения. Например, за смену одна рота должна оштрафовать семьдесят пешеходов-нарушителей и тридцать водителей, которые не предоставили им преимущество на зебре, десять автомобилей должны остановить за отсутствие детских кресел, столько же - за проезд на красный сигнал светофора и поймать хотя бы одного пьяного за рулем.

Из-за невыполнения плана инспекторов заставляют работать в выходные. Вот, например, запись выступления врио командира полка ДПС подполковника Дмитрия Рубцова, который ругает инспекторов за низкие результаты по пьяным водителям.

Кроме того, замечают подписанты, из-за недовольства Юрия Дёмина невыполнением плана по административным материалам инспекторам приходится оставаться на работе на два-три часа дольше положенного времени. В письме упоминается новый начальник отдела ГИБДД Вадим Буйдалин. Как заявляют авторы, чтобы «прогнуться» под вышестоящее руководство, подполковник отправил на доработку ответственных по роте, которые до этого дежурили 18 часов.

Сотрудники ГИБДД возмущены «отсутствием личной безопасности»: инспекторы дежурят на перекрестках по одному, как указывают авторы письма, из-за этого участились нападения на сотрудников.

Патрульные автомобили, на которых несут службу инспекторы, они содержат за свой счет: зимой, чтобы погреться в машине, они заправляют ее из своего кошелька. Оттуда же оплачивается покупка колес, ремней, бамперов, тосола, масла, запчастей. Форменное обмундирование сотрудники тоже покупают самостоятельно. Даже труд уборщицы - и тот оплачивается на кровные инспекторов.

В письме инспекторы замечают, что вышестоящий руководитель - Юрий Дёмин знает о многих нарушениях. Более того, администрация УГИБДД получает определенный процент от работы автоэвакуаторов (в письме приводятся миллионные суммы). Поэтому авторы обращения просят прокуратуру и УСБ провести масштабную проверку в екатеринбургском полку ДПС.

В свою очередь, руководство ГИБДД отмечает, что каждый раз при смене администрации появляются подобные анонимные жалобы. Авторов письма уличили в неточной информации: в пресс-службе ведомства отметили, что никакого плана по выявлению нарушений ПДД не существует.

Пресс-служба Управления ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области:

В городской полк ДПС выехал замначальника УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области Дмитрий Панфилов, чтобы подвести итоги работы и принять результаты смены.

Новым начальником УГИБДД по Свердловской области стал полковник полиции Алексей Кисляков, переехавший на Средний Урал из Москвы.

Руководитель пресс-службы ГУ МВД России по Свердловской области Валерий Горелых рассказал "ВЕДОМОСТЯМ Урал" о том, что сегодня, 8 августа 2018 года, в 15 часов в управлении ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области состоялась официальная церемония представления личному составу нового руководителя.

Отмечается, что службу Госавтоинспекции Среднего Урала в соответствии с приказом Министерства внутренних дел РФ от 1 августа возглавил полковник полиции Алексей Кисляков. Вновь назначенного главу ГИБДД представил заместитель начальника регионального полицейского Главка генерал-майор Петр Кривегин. На торжественном мероприятии присутствовали сотрудники УГИБДД, а также первые лица всех подразделений Госавтоинспекции области.

По данным Валерия Горелых, в своем кратком выступлении перед коллегами полковник Кисляков заострил внимание на основных задачах, которые поставило Правительство нашей страны и руководство МВД России - это снижение смертности на дорогах, обеспечение безопасности всех участников дорожного движения и повышение имиджа службы среди граждан.

Новоиспеченный глава свердловского ГИБДД Алексей Кисляков родился в Москве в 1975 году. С 1998 года работал на различных должностях в ГУВД Москвы, с 2011-го - в центральном аппарате МВД России. В УГИБДД ГУ МВД по Свердловской области переведен с должности руководителя отдела по работе с обращениями граждан Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России. Полковник Кисляков имеет два высших образования и ряд ведомственных наград.

Ранее на пост начальника УГИБДД по Свердловской области претендовали как минимум трое высокопоставленных уральских полицейских - замначальника свердловской ГИБДД Дмитрий Панфилов, главный "гаишник" Екатеринбурга Вадим Буйдалин и командир полка ДПС Екатеринбурга Роман Ярыш. Однако в итоге в прессе появилась информация о том, что новым главой свердловской ГИБДД станет "варяг" из Москвы.

Должность главы областного управления ГИБДД освободилась в апреле нынешнего года. Предыдущий начальник УГИБДД Юрий Дёмин был отправлен в отставку по решению главы МВД РФ Владимира Колокольцева. Ведомство он возглавлял почти 13 лет и считался "непотопляемым". По некоторым данным, причиной увольнения стало пьяное ДТП с одним из его заместителей Александром Юнусовым.

Примечательно, что и Дёмин, и также уволенный его заместитель уже нашли себе новые места работы. Так, Юрий Дёмин получил пост заместителя замгендиректора УГМК по режиму и охране Александра Золотова (изначально предполагалось, что экс-силовик перейдет на работу в правительство Свердловской области, однако этого в итоге так и не случилось). А вот бывший зам Дёмина Александр Юнусов теперь работает на одной из руководящих должностей в ФКУ «Уралуправтодор». Бывший высокопоставленный свердловский правоохранитель получил в ФКУ "Уралуправтодор" довольно высокую должность: он стал заместителем начальника отдела организации работ по содержанию и сохранности дорог. ФИО бывшего высокопоставленного свердловского силовика и его контактные данные на новом месте работы уже опубликованы на официальном сайте «Уралуправтодора». Данная организация, напомним, входит в структуру «Росавтодора» и занимается вопросами содержания и обслуживания всех федеральных трасс, расположенных на территории УрФО (Уральского федерального округа) и Пермского края. Речь, в частности, идет о трассе М-5 «Урал», трассе «Иртыш», дороге Пермь - Екатеринбург, дороге Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск, Дороге Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск.

А областная ГИБДД после отставки Юрия Дёмина пока работала без постоянного руководителя.

На прошлой неделе стало известно, что . Обязанности главы временно исполняет его заместитель - Алексей Габдорахманов. Его перед отпуском назначил сам Юрий Алексеевич.

Кто станет новым главой ГИБДД по Свердловской области, пока неизвестно. Кандидатуру должен выбрать и согласовать в Москве начальник ГУ МВД России по Свердловской области Михаил Бородин. Есть вероятность, что нового начальника пришлют из другого региона. Но, несмотря на это, в самой ГИБДД пока называют три достойные кандидатуры на место Демина. Знакомимся с ними.

Кандидат № 1

Дмитрий Панфилов, замначальника управления ГИБДД по Свердловской области


Дмитрию Панфилову 45 лет. В полиции работает 23 года. Начинал службу инспектором ДПС в Полевском, там же дорос до начальника отделения ГИБДД, которое возглавлял с 2005 по 2010 год. В 2012 году переехал в Екатеринбург.

«В связи с высокими показателями служебной деятельности, эффективной реализацией должностных полномочий и обязанностей в 2011 году был переведен с 13 апреля 2012 года в Управление ГИБДД по Свердловской области на должность », - сообщается на сайте ГУ МВД по Свердловской области.

Четыре года Панфилов руководил работой экипажей ДПС в Свердловской области. Как отмечают в свердловском главке, он зарекомендовал себя как грамотный и квалифицированный специалист.

«Имеет высокий профессиональный уровень, пользуется авторитетом у коллег и подчиненных. Во время прохождения службы в Управлении ГИБДД неоднократно поощрялся руководством ГУ МВД России по Свердловской области и МВД России», - уточняется на сайте ГУ МВД по Свердловской области.

В мае 2016 года Дмитрий Панфилов был назначен командиром полка ДПС Екатеринбурга. После ухода замначальника свердловской ГИБДД Сергея Зонова Панфилов стал заместителем Юрия Демина.

В январе 2017 года именно Дмитрию Панфилову . Однако в итоге главным гаишником уральской столицы назначили Вадима Буйдалина из Каменска-Уральского. Подчиненные характеризуют Панфилова как хорошего и адекватного человека.

В прошлом году ко Дню Победы Дмитрий Сергеевич записал видео, в котором рассказал о своем деде, ветеране ВОВ.

Кандидат № 2

Вадим Буйдалин, глава ГИБДД Екатеринбурга


Вадиму Леонидовичу 48 лет. Он приехал в Екатеринбург из Каменска-Уральского в феврале прошлого года и . В Каменске он родился и прошел путь от простого инспектора ДПС до начальника. В 1998 году стал командиром батальона, в 2004-м был назначен на должность заместителя начальника отдела ГИБДД, а потом и руководителя. За время несения службы более 40 раз поощрялся руководством различного уровня.

Под руководством Буйдалина ГИБДД Каменска-Уральского не раз становилась лучшей, поэтому ему предложили решить задачу посложнее - возглавить ГИБДД Екатеринбурга.


Совсем недавно Вадим Буйдалин давал Е1.RU , в котором рассказывал, как освоился в уральской столице, что успел сделать на новом месте и как обстоит ситуация на дорогах города. Нам он показался очень добрым и душевным человеком.

Посмотрите, как Вадим Леонидович поздравлял горожан с новым, 2018 годом.

Кандидат № 3

Роман Ярыш, командир полка ДПС ГИБДД Екатеринбурга


Роману Григорьевичу 44 года. В полицию он пришел в 2002 году после того, как более десяти лет прослужил в Вооруженных Силах. В Екатеринбурге он прошел путь от до командира полка ДПС ГИБДД Екатеринбурга.

Ярыша называли человеком бывшего главного милиционера Екатеринбурга Марата Бисинбаева, который после конфликта с начальником полицейского главка Михаилом Бородиным был уволен. До того как занять пост начальника УВД Екатеринбурга, Бисинбаев был начальником Верх-Исетского РУВД.

В 2013 году Роман Ярыш из-за конфликта с Юрием Деминым ушел на службу в ряды вневедомственной охраны, где до апреля 2017 года служил в должности командира полка УВО по Екатеринбургу. Однако год назад Ярыш вновь вернулся на старую должность и стал командиром полка ДПС ГИБДД Екатеринбурга. Повторное назначение Ярыша прошло без согласования Юрия Демина, что возмутило полковника. После этого по указке управления в городском полку ДПС проходили постоянные проверки.

Автоэксперты называют Ярыша человеком открытым для общения, строгим и справедливым.

Кстати, Роман Григорьевич хорошо поет. Вот, например, его выступление с фестиваля Приволжско-Уральского военного округа «Когда поют солдаты» в 1996 году.

Опрос : Кто из кандидатов вам больше нравится?

  • Панфилов
  • Буйдалин
К сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосования

Текст: Мария ЧЕРНЫХ
Фото: Lavrenti14 / youtube.com, УГИБДД по Свердловской области, ГУ МВД по Свердловской области, Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU
Видео: gumvdso66, Александр МОРОЗОВ / youtube.com

Алексей Кисляков

Сегодня замначальника ГУ МВД РФ по Свердловской области, генерал-майор Петр Кривегин представил нового начальника регионального управления ГИБДД —полковника полиции Алексея Кислякова, сообщил сайт пресс-секретарь ГУ МВД РФ по Среднему Уралу Валерий Горелых.

Представление проходило на площадке УГИБДД по Свердловской области на улице Чкалова, 1, в уральской столице. «В своем кратком выступлении перед коллегами полковник Кисляков заострил внимание на основных задачах, которые поставило перед службой правительство страны и руководство МВД России. Это снижение смертности на дорогах, обеспечение безопасности всех участников дорожного движения и повышение имиджа службы среди граждан», — отметил Горелых.

Валерий Горелых / пресс-служба ГУ МВД РФ по Свердловской области

Алексей Кисляков родился в Москве в 1975 году. С 1998 года работал на различных должностях в ГУВД Москвы, с 2011 года — в центральном аппарате МВД России. В УГИБДД по Свердловской области переведен с должности руководителя отдела по работе с обращениями граждан главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ. Полковник имеет два высших образования и ряд ведомственных наград. Женат, воспитывает дочь.

Валерий Горелых / пресс-служба ГУ МВД РФ по Свердловской области

Прежний начальник УГИБДД Свердловской области Юрий Демин был отправлен в отставку после неприятного инцидента со своим заместителем Александром Юнусовым. 28 марта этого года Юнусов попал в ДТП, которое впоследствии стало причиной его увольнения. Известно, что в тот вечер силовик отмечал получение нового звания. После этого на личном автомобиле Citroen он отправился домой и по пути допустил столкновение с ехавшей в попутном направлении Toyota Land Cruiser. Никто из людей не пострадал, машины получили механические повреждения. Однако Юнусов отказался пройти медицинское освидетельствование, что дало повод предполагать наличие у него алкогольного опьянения.

Чем запомнился уволенный начальник свердловской ГИБДД Юрий Демин

«11 апреля в соответствии с приказом начальника ГУ МВД должностное лицо уволено из системы МВД РФ по отрицательным мотивам — за проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел», — заявил вскоре пресс-секретарь ГУ МВД РФ по Свердловской области Валерий Горелых.

На следующий день глава МВД РФ Владимир Колокольцев подписал приказ о расторжении контракта и увольнении со службы непосредственного начальника Юнусова, главы УГИБДД по Свердловской области полковника полиции Юрия Демина. Неофициально говорилось, что причиной этого стало именно ДТП Юнусова.

Юрий Демин: «Непотопляемых людей не бывает»

Юрий Демин - одна из самых легендарных и знаковых личностей на Среднем Урале.

Он «пережил» трех губернаторов и четырех начальников полицейского главка. Полковник неоднократно становился участником скандалов, но каждый раз выходил «сухим» из воды. О его «непотопляемости» ходят мифы, а фамилия «Демин» известна каждому водителю, хоть раз севшему за руль. В преддверии 80-летия образования ГИБДД в России Юрий Демин рассказал в интервью «МК-Урал», как ему удается бороться с коррупцией среди подчиненных, с чем пришлось столкнуться в начале работы, а также анонсировал увольнения в ГИБДД уральской столицы.

Юрий Демин – «страшилка» для начинающих автомобилистов. Но только для нарушителей. Фото: УГИБДД по Свердловской области

«Сложный был период»

– Юрий Алексеевич, в этом году 11 лет, как вы возглавляете ГИБДД Свердловской области. Практически каждый год появляется информация об отставке, но каждый раз вы оказываетесь «непотопляемым».

– Я считаю, что непотопляемых нет. Без всякой лести я отношусь к людям-пахарям, и для меня работа превыше всего. В 1985 году я избрал свой крест Госавтоинспекции, и у меня так и пошло дальше. Когда мне в звании старшего лейтенанта предложена была должность замначальника отдела ГИБДД, я трижды отказывался, но мне сказали – будешь ты.

– А спустя несколько лет поступило предложение возглавить Управление…

– Здесь тогда сложная ситуация была, но я понимал, куда иду. Я согласился. Первые три года приходилось жить на работе. Нужно было объехать огромную территорию. Вплоть до Ивделя. Я территорию не знал, они меня не знали. Вот вы сказали «непотопляемые» – как раз на территориях были князьки, которые сидели десятилетиями. И когда мы начинали анализировать работу, понимали, что пользы от них никакой, но убрать их оттуда было крайне сложно. Да, они бездельники, но у них хорошие связи с главой администрации, начальником ОВД. Сложный был период. Нужно было все восстанавливать, в том числе доверие.

– Все удалось, что планировали?

– Если сравнивать то, что было 7-8 лет назад и сейчас, то это небо и земля. Требования повышаются. Мне порой как-то обидно, когда говорят, что вот он – непотопляемый. Да какой бы покровитель не был, он не будет бездельника держать.

– Автомобилисты из других регионов это тоже замечают, сравнивая, например, пермских и башкирских гаишников со свердловскими. Отзывы положительные.

– На каждой территории разный подход. Мы поставили для себя задачу: как бы тебе сложно ни было, если ты можешь быть инспектором ДПС – работай. Если у тебя не получается – на тебя жалуются, ты не можешь общаться с участниками дорожного движения, давай мы найдем тебе кабинетную работу. Полиция – это не воспитательно-учебный центр. Мы только учим их профессиональным навыкам. Что, мы учим быть грубым, хамоватым и прочее? Да нет, конечно! Это в семье, в школе его в свое время не воспитали.

«Футбольная» зачистка

– Несмотря на отклики, в регионе сохраняется высокая аварийность. Недели не проходит без смертельного ДТП.

– Аварийность – понятие относительное. Невозможно, чтобы каждый год на протяжении 7-10 лет было постоянное снижение. Это как в экономике – не бывает до бесконечности динамики роста, всегда произойдет спад. В прошлом году у нас было минус 13% по общему количеству ДТП, меньше на 17% по погибшим и минус 12% по раненым. Но этот год начался с трагичного января – у нас всегда этот месяц дает всплеск, народ любит выпить в новогодние праздники.

– За последние годы сформировалось мнение, что Серовский тракт – это «трасса смерти». Он продолжает держать лидерство в печальной статистике ГИБДД?

– В прошлом году лидером по аварийности у нас была Тюменская трасса, она самая интенсивная по движению транспортных потоков. В текущем году – Пермское направление: 42% от всех дорожных происшествий на федеральных дорогах в области дает Пермский тракт. На втором месте – Тюменская трасса, там рост ДТП на 2,5%.

«Питик» для пацана не деньги?

– В последнее время жители обращают внимание, что в Екатеринбурге выросло количество наглухо затонированных авто. Инспекторы стали более снисходительны?

– Раньше, когда тонированные автомобили останавливали, составляли протокол, выдавали требование об устранении и снимали номерной знак. Водитель был обязан что сделать? Устранить, предъявить машину без пленки и обратно получить номер. Законодатель сказал: снятие госномера незаконно. На сегодняшний день штраф сколько? 500 рублей. Покажите мне водителя, которого мы удивим 500-рублевым штрафом. И когда идут разговоры об увеличении штрафа до 5000 рублей – только бурные аплодисменты. Вот когда водитель утром заплатит пять тысяч, вечером пять – это будет ощутимо. А так работа ведется – за первое полугодие около 24 тысяч штрафов выписали за тонировку, из них только в Екатеринбурге 7,5 тысячи.

Мотогонщики в форме

– Есть у нас категория водителей, которая почти не употребляет – мотоциклисты. Но те как бешеные носятся по улицам. В этом году в Екатеринбурге появилась мотогруппа ДПС на новых мощных «БМВ» – результаты, если судить по сообщениям в СМИ, похвальные.

– Чтобы все понимали: наши мотоциклы запущены не для того, чтобы устраивать облавы на мотоциклистов. Да, на них, но на недисциплинированных. Тех, кто носится из ряда в ряд, подрезает, по ночам спать не дает. Это темное пятно на все мотосообщество. Поэтому мы и решили выщелкнуть из общего ряда тех, кто некорректно себя ведет.

– Приобретение новеньких мотоциклов – дорогое удовольствие для ГИБДД?

– Мы покупали их за счет внебюджетных источников, это было еще до введения санкций – не в прошлом и не в текущем году.

– Ну, а лично вы любите прокатиться на «коне» с ветерком?

– Я вырос в сельской местности, поэтому мотоциклом владею в совершенстве – как одиночкой, так и с коляской. Хотите, чтобы я кого-то удивил, проехав по городу? Ну, может быть, и такое возможно.

«Достоин – работай, не достоин – до свидания»

– Кадровый вопрос. Почти два года полк ДПС Екатеринбурга оставался без постоянного руководителя. В мае на эту должность назначили выходца из свердловской ГИБДД Дмитрия Панфилова. У него все получается?

– Думаю, что он наведет порядок. В идеале, чтобы он здесь был, он мне тут нужнее. С другой стороны, мы понимаем, что полк – это войско большое и там нужен командир. Он согласился. Вот сейчас у него сложная задача. Он пришел, видит большое количество недостатков, вникает в процесс и понимает, что от определенной части инспекторов придется избавляться.

– Это не приведет к увеличению некомплектности штата?

– Если брать в целом по области, то у нас и сейчас есть некомплект – 258 человек, но он, что называется, «рабочий». У нас всегда в заделе есть 100-150 человек, которые собирают документы, проходят медкомиссии, присматриваются к работе. Но есть другой момент: сегодня, например, при проверке службы у инспектора выявим нарушения, а завтра его выгоним – плюс к некомплекту. Но это не должно пугать. Достоин – работай, не достоин – извините, до свидания.

Из полковников – в депутаты?

– Любая шумиха невольно бросает тень на самого начальника областной ГИБДД – то есть на вас. Когда-то уйти все равно придется – например, в силу возраста. Готовите на свое место сменщика?

– Смену я готовлю давно, с первого дня. Я понимаю, что у меня в каждой службе должен быть человек, который может заменить кого-то. Незаменимых людей не бывает. И если возникнет вопрос, я думаю, мои рекомендации учтут.

– Не обсуждаете вариант уйти в политику? Бывший замначальника ГУВД Владимир Филиппов и руководитель тагильской полиции Ибрагим Абдулкадыров решили попробовать себя в депутатском статусе.

– Да, наверно, фамилия моя известная, чтобы можно было куда-то пойти. На сегодняшний день мы делаем полезное дело, но все его воспринимают по-разному. Есть 50 человек, которые похвалят, а другие 50 человек упрекнут. А депутатство – это та сфера, что если сейчас начать, так в отношении Демина припомнят все, вплоть до восьмого колена. Политика – это очень неблагодарная вещь. Дай Бог, что фамилия Демин ассоциируется с Управлением ГИБДД.

О коррупции: «В душу каждому не заглянешь»

– Очень хочется надеяться, что проработаете еще не один год, в том числе решив вопрос о продаже «блатных» номеров.

– Разговоров ходит много, но их кто ведет в основном? Те, кто лежит на диване. Хоть один факт подтвердится – отправим материалы в Следственный комитет. Мы открыты – есть информация? Сообщайте. Любую информацию перепроверяем на 18 раз, в кабинках стоят видеокамеры, мы слушаем, смотрим, мониторим. У нас были определенные лица, которые довольно часто приходили и имели контакты с отдельными сотрудниками. Выявили, кто приходил, выявили, к кому приходили, – выгнали всех.

– Думаю, что читатели подключатся, и если такой факт будет иметь место – проинформируют органы. Хотя некоторые поощряют коррупцию – иначе можно остаться без красивых номеров.

– Мы в свое время заказывали серии, но отказывались от первых 10 номеров – от 001 до 010. Юристы нам говорят – это незаконно, серия должна быть полная. Мы опять уперлись в тупик. Давай выдавать нулевые номера на грузовики, ассенизаторские машины. Но номера лежат, а мусоровозок не хватает. Когда говорят, что вот такая-то серия красивая, я говорю: «Хорошо, но эта серия будет выдаваться в Ивделе, Шали, Тавде, предположим». Пусть стоит на каком-нибудь ГАЗ-51 в деревне и пусть человек наслаждается.

– А вообще коррупция в ГИБДД – час­тое явление?

– Давайте так: человек, когда рождается, ему взрослые говорят: нельзя это делать, в школе говорят – нельзя, в институте говорят – нельзя. Он потом приходит, берет деньги, а все говорят: Госавтоинспекция не воспитала. Стоп! Мы не собираемся за каждым следить – это абсурд, это физически невозможно. Да, мы проводим негласные проверки, выезжаем по месту жительства, ежемесячно проверяем личный транспорт. Мы заинтересованы в том, чтобы искоренить это зло. Вот, говорят: они взятку взяли. А с другой стороны – вы не давайте, и брать не будут.

– Как проходит отбор на свободные должности?

– У нас были кандидаты из южных регионов, которых мы не берем. Если есть подозрения, то отправляем на полиграф, к психологу. Есть сомнения – не берем. Но в душу каждому не заглянешь. Парадокс ситуации в том, что когда есть семья и маленькие детишки – инспектор идет, делает эту гадость, садится в тюрьму. Кому он лучше сделал? Детишкам?

Рассказать друзьям