Фролова Е.В. Маркетинговое исследование участников рынка автозаправочных станций. Анализ рынка контейнерных азс в россии Объем и структура выборки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Профессионально сформированный, основанный на грамотных расчетах бизнес-план представляет собой залог успеха в бизнесе и способ формирования долгосрочной стратегии предприятия в области хозяйственной деятельности.

В данной статье будет подвергнут анализу эффективности бизнес-план по приобретению и реконструкции автозаправочной станции. Суть проекта заключается в том, что организация, владеющая сетью АЗС под известным брендом, рассматривает возможность приобретения небрендовой АЗС, находящейся на трассе, с последующей ее реконструкцией. Прежде чем реализовать данный проект, необходимо оценить параметры его эффективности, а также проанализировать их в различных экономических ситуациях.

Как известно, любой бизнес-план начинается с маркетингового анализа, то есть исследования коммерческой состоятельности проекта.

Маркетинговый анализ может проводиться на основании различных данных: результатов полевых исследований, анализа отчетности потенциального продавца АЗС, анализа статистических данных аналогичных объектов и т. д.

Для целей маркетингового анализа было организовано полевое исследование, заключавшееся в том, что группа наблюдателей в течение различных интервалов дня и ночи отмечала количество автомобилей, проезжающих по трассе на участке, где расположена АЗС, а также количество автомобилей, заехавших на заправку. На основании этих данных была посчитана средняя ежедневная проходимость автомобилей, а также процент заездов на АЗС. Объем одной заправки был рассчитан на основании накопленных статистических данных о среднем размере заправки для каждой группы автомобилей на всех АЗС, входящих в сеть. Так как учет нефтепродуктов в организации принят в тоннах, а не в литрах, ежесуточные объемы заправляемого топлива пересчитываются в весовые категории путем умножения на коэффициент пересчета, равный плотности нефтепродуктов (»0,8 г/см 3). Полученные таким путем данные о ежесуточной реализации представлены в табл. 1.

Таблица 1. Ежесуточная реализация нефтепродуктов на АЗС, рассчитанная путем проведения полевого исследования

Показатель

Среднесуточная интенсивность движения, ед.

Средний процент заезда

на АЗС

Среднесуточная проходимость АЗС, ед.

Средний объем заправки, л

Расчетный объем среднесуточной реализации, л

Плотность моторного топлива, г/см 3

Расчетный объем среднесуточной реализации, т

Грузовые автомобили

Легковые автомобили

Итого

14 96 5

Таким образом, в настоящее время ежесуточная реализация нефтепродуктов на АЗС, планируемой к приобретению, составляет 12 т. Руководство организации прогнозирует, что после реконструкции АЗС и приведения ее к фирменному стилю реализация вырастет на 21 % (до 14,5 т в сутки). Произойдет это за счет действия различных факторов (табл. 2).

Таблица 2. Факторный анализ прироста ежесуточной реализации нефтепродуктов на АЗС

Фактор

Процент воздействия факторов, %

Прирост ежесуточной реализации, т

Объем реализации нефтепродуктов до реконструкции

Рост рынка

Смена бренда

Расширенный объем услуг

Увеличение резервуарного парка

Замена устаревшего оборудования

Маркетинг

Объем реализации нефтепродуктов после реконструкции

Следующий шаг при построении бизнес-плана - оценить размер капитальных вложений и сроки их осуществления. Сама АЗС выставлена на продажу по стоимости 25 млн руб. (в том числе НДС - 18 %). Отделом капитального строительства была составлена смета затрат, необходимых для того, чтобы привести ее к фирменному стилю (табл. 3).

Таблица 3. План реконструкции АЗС

Наименование

Количество

Цена (включая НДС), руб.

Стоимость (включая НДС), руб.

Внешние конструкции

6 026 360

Навес на АЗС

Информационный щит

Указатели «въезд/выезд»

Флагшток

Технологическое оборудование

6 733 000

Топливо-раздаточные колонки

Резервуар

Автоматизированная система управления

Оборудование для рекупирации паров

Уровнемеры

Насосы погружные

Очистные сооружения

Компрессор-пылесос

Торгово-холодильное оборудование

1 300 000

Проектные работы

Экспертиза проекта

Получение разрешения на строительство

Строительно-монтажные работы

15 580 000

Демонтаж

Монтаж фундаментов

Монтаж резервуаров

Монтаж наружных сетей водоснабжения

Монтаж наружных сетей электроснабжения

Монтаж внутриплощадочных сетей

Монтаж операторной и навеса

Монтаж технологических трубопроводов

Монтаж очистных сооружений

Монтаж топливо-раздаточных колонок

Монтаж освещения территории

Монтаж системы автоматизированного управления

Организация связи

Инженерные средства охраны

Благоустройство

Пусконаладочные работы

Всего

30 409 360

Таким образом, общий объем капитальных вложений в приобретение и реконструкцию АЗС составит 55 409 тыс. руб. (включая НДС). За вычетом НДС, причитающегося к возмещению, сумма инвестиций будет равна 49 957 тыс. руб.

После того как сумма необходимых инвестиций посчитана, необходимо распределить их по срокам (табл. 4).

Таблица 4. График капитальных вложений, тыс. руб.

Капитальные затраты

2012 г.

2013 г.

Итого

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

Приобретение АЗС

Внешние конструкции

Технологическое оборудование

Торгово-холодильное оборудование

Проектные работы

Экспертиза проекта

Получение разрешения на строительство

Строительно-монтажные работы

Пусконаладочные работы

Итого

Согласно графику в первый год реализации проекта планируется потратить 44 234 тыс. руб., во второй - 11 175 тыс. руб.

Размер осуществленных вложений в основной капитал влияет на сумму годовой амортизации, а следовательно, и на размер чистой прибыли организации и налога на прибыль. Для расчета амортизации необходимо сумму инвестиций (за вычетом НДС) распределить по срокам полезного использования (табл. 5).

Таблица 5. Распределение капиталовложений по срокам полезного использования

Группа

Срок полезного использования, лет

Сумма без НДС, тыс. руб.

Годовая амортизация, тыс. руб.

Здания, сооружения

Оборудование

Годовая амортизация в первые пять лет составит 5377 тыс. руб. (4015 + 1362), в последующие пять лет - 4015 тыс. руб.

После расчета инвестиций следует рассчитать годовой план реализации нефтепродуктов в тоннах (на основании имеющихся данных о ежесуточной реализации до и после реконструкции). Для этого необходимо учесть соотношение общего объема реализации по видам топлива. На аналогичных АЗС компании нефтепродукты реализуются примерно в следующей пропорции (табл. 6).

Таблица 6. Структура реализации нефтепродуктов

Вид топлива

Доля продаж, %

Бензин А-80

Бензин АИ-92

Бензин АИ-96

Бензин АИ-98

Дизельное топливо

Чтобы рассчитать годовой объем реализации, необходимо суточный объем умножить на количество дней в году. В первый год реализации проекта годовой объем составит 4380 т (12,0 × 365), во второй (после проведения реконструкции) - 5293 т (14,5 × 365). На последующий период запланирован ежегодный рост реализации на 3 % за счет увеличения парка автотранспортных средств в регионе. Однако следует учесть, что в первый и второй годы на АЗС будут проводиться строительно-монтажные работы, поэтому выйти на полную мощность в данный период не получится. В связи с этим на 2012 г. запланирован объем реализации в размере 50 % от планового - 2190 т (4380 × 0,5), на 2013 г. - в размере 75 % от планового - 3969 т (5293 × 0,75). Горизонт планирования составляет 15 лет. На рис. 2 представим прогноз реализации нефтепродуктов (до 2026 г.).

После получения данных об общей годовой реализации их необходимо разбить по видам нефтепродуктов, в соответствии с плановой структурой (табл. 7).

Таблица 7. План реализации нефтепродуктов, т

Вид топлива

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

Дизельное топливо

Всего

219 0

Следующий шаг - составление прогноза цен на нефтепродукты. Для этого сначала необходимо произвести пересчет цен реализации из рублей за литр в рубли за тонну. Происходит это путем деления на коэффициент плотности нефтепродукта (»0,8 г/см 3) и умножения на тысячу. Данные о плотности взяты средние по факту (табл. 8).

Таблица 8. Расчет цен реализации нефтепродуктов

Вид топлива

Цена, руб./л

Плотность, г/см 3

Цена, руб./т

Дизельное топливо

Если запланировать ежегодное увеличение цен реализации на 5 %, можно составить прогноз цен на будущие 15 лет (табл. 9).

Таблица 9. Прогноз цен реализации нефтепродуктов (включая НДС), руб./т

Вид топлива

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

Дизельное топливо

После расчета плановых объемов и цен реализации необходимо рассчитать план выручки от реализации нефтепродуктов, который рассчитывается как произведение цены на объем без НДС (табл. 10).

Таблица 10. План выручки от реализации нефтепродуктов (без НДС), тыс. руб.

Вид топлива

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

Дизельное топливо

Итого

283 64 2

419 66 5

С учетом того что средняя маржа (разница между ценой реализации и покупки) составляет 15 %, был составлен бюджет закупки нефтепродуктов (табл. 11).

Таблица 11. План закупки нефтепродуктов (без НДС), тыс. руб.

Вид топлива

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

Дизельное топливо

Итого

Планом реконструкции АЗС помимо ребрендинга и замены технологического оборудования предусмотрена установка торгово-холодильного оборудования. Следовательно, помимо основной деятельности (реализации нефтепродуктов) на АЗС планируется организовать ведение сопутствующего бизнеса (магазин, кафе, компрессор для подкачки шин, автомобильный пылесос). По накопленной статистике, выручка по сопутствующему бизнесу составляет в среднем 1 % от выручки по нефтепродуктам, а размер наценки по данному направлению равен 30 %. На основании этих данных был рассчитан бюджет выручки и закупочной стоимости по сопутствующим товарам и услугам (табл. 12).

Таблица 12. План выручки и покупной стоимости по сопутствующему бизнесу (без НДС), тыс. руб.

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

Покупная стоимость

Последний показатель, который необходим для оценки экономической эффективности бизнес-плана, - размер издержек обращения. Одна из основных статей затрат в данном виде бизнеса - расходы на оплату труда. Для оценки расходов на оплату труда необходим проект штатного расписания (табл. 13).

Таблица 13. Проект штатного расписания АЗС

Должность

Количество штатных единиц

Оклад, руб.

Сумма, руб.

Управляющий АЗС

Старший оператор

Оператор смены

Товаровед

Заправщики автомобиля

Итого

По штатному расписанию, ежемесячные расходы на персонал в первый год работы составляют 264 500 руб. (соответственно, годовые - 3174 тыс. руб.). Во второй и последующие годы планируется индексация заработной платы на 5 %. Социальные взносы - 34 % от начисленной заработной платы. Естественная убыль посчитана из расчета 5 руб. на каждую тонну нефтепродуктов. Расходы на доставку составляют 150 руб. за тонну. Расходы на инкассацию и расчетно-кассовое обслуживание рассчитаны исходя из ставки 0,15 % от выручки (включая НДС). Налог на имущество составляет 2,2 % от остаточной стоимости объектов основных средств. Остальные расходы взяты по средней стоимости для аналогичных по формату АЗС, с учетом ежегодной инфляции на уровне 7 %. Бюджет расходов представлен в табл. 14.

Полную версию данной статьи читайте в «Планово-экономический отдел» № 2, 2012.

На круглом столе, который состоялся в ТАСС и был посвящен перспективам развития российских АЗС, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, гендиректор компании "ИнфоТЕК-Терминал" Рустам Танкаев , старший аналитик "БКС" Сергей Суверов, председатель правления Совета по товарным рынкам Илья Мороз и заместитель директора аналитического департамента Альпари Анна Кокорева, обсудили о сновные тренды развития розничного бизнеса АЗС, а также пути повышения маржинальности и перспективы развития таких форматов АЗС как многофункциональные сервисные комплексы,

По мнению участников дискуссии, долгосрочный тренд развития АЗС - это увеличение доли сопутствующих товаров в выручке розничного бизнеса. На розничном рынке России сегодня топливо дает больше выручки, чем сопутствующие товары. В западных странах это соотношение составляет 50 на 50. Российские сети в целом развиваются по тому же сценарию, например, «Роснефть» на первом этапе нацелена достичь доли 25% сопутствующих товаров на 75% топлива, и уже приближается к этому показателю. А в будущем компания стремится к тому, чтобы бизнес по продаже сопутствующих товаров полностью покрывал операционные затраты АЗС.

По словам Михаила Делягина,«в развитых странах примерно половину дохода розничный бизнес получает не от бензина, а от сопутствующих сервисов. И автозаправка просто рассматривается как точка, где потребитель останавливается на трассе и где его нужно ловить всеми способами вплоть до ремонта обуви. Вот, например, на заправках BP можно купить выпечку, которая, действительно, там совершенно замечательная. То есть эти заправки становятся своеобразным центром притяжения. Автозаправочные станции – это очень лакомый кусок. Бизнес так называемых сопутствующих товаров у нас развивается. Это – сети заправок BP, «Роснефти», многих других компаний. «Роснефть» сейчас строит на Ладоге многофункциональный комплекс, где, по-моему, только космодрома не будет. Мир движется в сторону превращения автозаправочных станций в центры сервиса. По мере развития бизнеса и по мере развития цивилизации, мы, в любом случае, придем к комплексному оказанию услуг. Это, на мой взгляд – единственно возможный вариант».

«Мы все ждем наступления нового года и повышения сразу трех налогов, которые входят напрямую в цену бензина, - отметил Рустам Танкаев. - Как известно, дозволено скомпенсировать только рост НДС на 1,5% от цены, то есть где-то на 70 копеек за литр. Что касается НДПИ, что касается акцизов – там механизмы непонятные, не просматриваются. У нас сейчас 71% цены бензина – это прямые и непрямые налоги. С нового года уровень достигнет 80% почти. Как будет компенсироваться акциз, я, честно говоря, не представляю себе. Что в мире делают в этой ситуации компании? Увеличивают долю не бензиновых доходов, сопутствующих бизнесов, сопутствующих товаров. В среднем в Европе, ну, и в Соединенных Штатах выручка от продажи топлив на заправочных комплексах и сопутствующих товаров составляет примерно 50 на 50. Половина доходов получается от сопутствующего бизнеса. Есть страны, где до 70% доходит доля выручки от сопутствующего бизнеса».

«Что у нас сейчас в стране? Статистика более или менее прозрачная есть по крупным компаниям, которые обязаны публиковать свои бухгалтерские балансы и отчеты., Компания «Роснефть», например, стремится достигнуть уровня выручки от сопутствующих товаров и услуг в 25%. Судя по тому, что происходит в «Роснефти» и в других крупных компаниях, там идет достаточно бурное развитие сопутствующих сервисов и сопутствующих услуг», - заявил Танкаев.

«Среди наиболее интересных инициатив - проект реализованный почти полностью на Ладожском озере во Владимировской бухте, - продолжил эксперт. - Там автозаправочный комплекс превратился в целый городок. Туда входит гостиница шестиэтажная, туда входит порт на Ладоге, туда входят спортивный комплекс, кемпинг, в общем, трудно перечислить весь список, что туда только не входит. Я же говорю – целый городок. В общем, все это вместе направлено на развитие уже не заправочного бизнеса, а бизнеса, я бы сказал, туристического, связанного с посещением святынь, русского Севера. Есть и другие проекты. Та же самая компания «Роснефть» строит несколько комплексов вдоль трассы «Москва – Санкт-Петербург», где и гостиничные услуги предусмотрены, и торговые площадки, и, естественно, кафе и рестораны. Уже построены такого рода комплексы в Краснодарском крае в преддверии зимней Олимпиады-2014. И, в общем, на самом деле развитие идет достаточно бурно и достаточно быстро. Надо полагать, что наши компании такие как «Роснефть», «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ выйдут на уровень европейских. То есть 50 процентов выручки будут получать от реализации топлив и 50 процентов или даже больше будут получать от реализации товаров и услуг».

В России «Роснефть» активнее прочих занимается развитием бизнеса «сопутствующих товаров» на АЗС. Компания рассчитывает получить около 4 млрд руб. выручки только от продажи кофе на своих АЗС по итогам 2018 года. (Это около 45 млн чашек кофе).

«У нас не только Москва и Питер, есть много других регионов, где развивается продажа сопутствующих товаров, - продолжил разговор Сергей Суверов. - «Роснефть», например, построила сеть многофункциональных комплексов на юге России, в Краснодарском крае. Приведу статистику, которая есть на Западе, та же BP, которая является акционером «Роснефти», она в Англии активно сотрудничает с ритейлиноговой компанией Marks & Spencer. У них много магазинов по франшизе, и многие приходят на заправки BP не для того, чтобы даже купить бензин, а для того, чтобы купить товары этого ритейлера. И так же вот Shell сотрудничает с John Lewis на Западе, есть достаточно много примеров, когда автозаправки кооперируются с ритейлерами. Думаю, что нужно, конечно, не только с «Азбукой вкуса» кооперироваться в России, но, может быть, и с «Магнитом» и «Пятерочкой», которые бы поставляли товары для менее обеспеченных групп граждан. Необязательно даже продавать кофе, я знаю, что в Саратовской области продают блинчики на автозаправках, что и дешевле, и, наверное, тоже достаточно выгодно для автозаправщиков.

«Если говорить о «Роснефти», которой принадлежит 30 % розничного бизнеса, - отметил Суверов, - она сотрудничает с итальянским ритейлером Autogrill в ряде регионов. «Роснефть» является, наверное, лидером с точки зрения продаж сопутствующих товаров и намерена приблизить долю продаж сопутствующих товаров к 25% от общей выручки АЗС, она развивает также гостиничные комплексы на Северо-Западе, на трассах на базе заправок будет строить свои гостиницы. Наверное, для многих, кто путешествует на дальние расстояния, гостиницы были бы интересным вариантом».

На данный момент «Роснефть» активно развивает кафе при АЗС, причем как стандартного, так и небольшого формата: и для потребителей, которые находятся в 5 км от дома, и для дальнобойщиков, которые проезжают по 500 км. Компания планирует сейчас переоборудовать кафе практически во всей нашей розничной сети. Это непростая задача, ведь «Роснефть» владеет крупнейшей сетью АЗС в стране - около 3 тыс. заправок.

На АЗС продаются кофе, закуски, автоаксессуары, а в Северно-западном регионе и на юге России строятся гостиницы при АЗС на трассах. Также развиваются услуги по шиномонтажу, ремонту обуви и др. на базе АЗС Роснефти.

Сейчас Роснефть расширяет сеть заправок BP, внедряя новый формат компактных автозаправочных комплексов. Размеры такой заправки меньше, чем текущие форматы ВР в России, но по мировым меркам это абсолютно стандартная АЗС.

Первыйавтозаправочный комплекснового компактного формата сети BP в России, оператором которой является НК «Роснефть», открылся на трассе М-5 Москва - Рязань.Главное отличие нового формата – компактность и расширенный ассортимент продукции кафе. Автозаправочные комплексы компактного формата - перспективное направление развития сети BP в России. Новые АЗК рассчитаны на оживленные трассы, удобны для жителей крупных городов и легче размещаются в плотной городской застройке. В ближайшие три года планируется расширение сети за счет комплексов нового формата прежде всего в крупных городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и на Юге России. Также развитие сети BP будет осуществляться за счет точечного строительства трассовых многофункциональных автозаправочных комплексов.

Аналитиками нашей компании в 2015 г. было обновлено исследование 2011 года, посвященное рынку АЗС в России. Детальный обзор рынка АЗС включает в себя данные по операторам рынка, по проектировщикам и по основным подрядчикам при строительстве заправочных комплексов.

Особое внимание было уделено долгосрочному потенциалу роста рынка АЗС, его оценке на основе различных показателей. Так же в фокус внимания попал текущий экономический кризис и его последствия для данного рынка.

Материалы исследования основываются на анализе отраслевых журналов, опросе более чем ста операторов рынка и двадцати основных подрядчиков.

Часть 1. Основные российские и зарубежные операторы рынка АЗС
1.1. Структура рынка АЗС в России в 2014 году
1.2. Индекс HHI (Херфиндаля-Хиршмана)
1.3. Географическое распределение АЗС в России
1.4. Профили основных операторов российского рынка АЗС
1.4.1. AERO
1.4.2. Aris
1.4.3. АВРО
1.4.4. ООО «Автодорстрой»
1.4.5. ОАО «АЗС «Синтез»
1.4.6. ООО «Бензо»
1.4.7. ОАО «ТНК-ВР» («Роснефть»)
1.4.8. ООО «Браверс»
1.4.9. ООО «Компания «Баррель»
1.4.10. ОАО «АНК «Башнефть»
1.4.11. ООО «Беркут»
1.4.12. ЗАО «Тринити» (VIP)
1.4.13. ООО «Валар» (Астра)
1.4.14. ЗАО «ВИС-Сервис»
1.4.15. ГК «Воронежская топливная компания»
1.4.16. ООО «Комплекс-Ойл» (GF)
1.4.17. ООО «Газойл»
1.4.18. ОАО «Газпром»
1.4.19. ОАО «Газпромнефть»
1.4.20. ООО «ЕКА-АЗС»
1.4.21. ООО «Движение-АЗС»
1.4.22. ООО «Диойл»
1.4.23. ГК «СКОН» («Башнефть»)
1.4.24. ОАО «ЭкоГазСервис» (IP)
1.4.25. ТД «Илим-Роско»
1.4.26. ОАО «Интеграл»
1.4.27. ООО «НКГ «Интеройл»
1.4.28. ГК «Интрансгаз»
1.4.29. ОАО «Калина-Ойл»
1.4.30. ООО «Калининграднефтепродукт» (Сургутнефтегаз)
1.4.31. ООО «Карсар»
1.4.32. ООО «Киришиавтосервис» (Сургутнефтепродукт)
1.4.33. ОАО «Роснефтегаз»
1.4.34. ООО «Крайснефть»
1.4.35. ОАО «Красноярскнефтепродукт»
1.4.36. ООО «Липецкая топливная компания»
1.4.37. ОАО «Лукойл»
1.4.38. ООО «М10-Ойл»
1.4.39. ООО «Магнат-РД»
1.4.40. ЗАО «МНК-Газозаправка»
1.4.41. ООО «Несте Санкт-Петербург» (Neste Oil)
1.4.42. ООО «Н-1»
1.4.43. ОАО «Нефтемаркет»
1.4.44. ООО «Нефтика»
1.4.45. ОАО «Моснефтепродукт» (Нефто)
1.4.46. ОАО «НК «Альянс»
1.4.47. ООО «ТД «Нефтьмагистраль»
1.4.48. ООО «Ока-Пропан»
1.4.49. ООО «Октан-Пласт»
1.4.50. ГК «Уфаойл-Оптан»
1.4.51. ООО «Петрол Систем» (PLUS)
1.4.52. ООО «Петройл»
1.4.53. ООО «Компания «Прайс»
1.4.54. ООО «Ирбис» (Прогресс)
1.4.55. ООО «Агрофирма «Лоза» (Прогресс)
1.4.56. ООО «Фирма «Гранд» (Прогресс)
1.4.57. ООО «Промкриоген»
1.4.58. ЗАО «ПТК»
1.4.59. ООО «Ресурс-Ойл»
1.4.60. ОАО «Роснефть»
1.4.61. ООО «РТК Плюс»
1.4.62. ООО «Руспетрол»
1.4.63. ООО «Энтиком-Инвест»
1.4.64. ОАО «Оренбургнефтепродукт» (Башнефть)
1.4.65. ООО «ТД «Альфа-Трейд» (Газпром)
1.4.66. ООО «Статойл Энерджи энд Ритейл Раша»
1.4.67. ООО «Терминал»
1.4.68. ООО «Спецтехнология»
1.4.69. ОАО «Сургутнефтегаз»
1.4.70. ООО «Центр-ГСМ» (Taxioil)
1.4.71. ООО «ТАИФ-НК»
1.4.72. ОАО «ХК «Татнефтепродукт»
1.4.73. ОАО «Татнефть»
1.4.74. ЗАО «Уралтехснабпром» (Петрол)
1.4.75. ООО «Топлайн»
1.4.76. ЗАО «Транс-АЗС»
1.4.77. ООО «Транснефтепродукт»
1.4.78. ООО «Трансэнергоснаб»
1.4.79. ГК «Трасса»
1.4.80. ООО «Управляющая нефтяная компания» (Unkoil)
1.4.81. ЗАО «Урал-Бизнес-Нефть»
1.4.82. ООО «Уралконтрактнефть»
1.4.83. ООО «ХК «Фаэтон»
1.4.84. ООО «Фортуна-Плюс»
1.4.85. ООО «Шелл АЗС»
1.4.86. ООО «Экосистемз»
1.4.87. ООО «Эталон»

Часть 2. Основные проектировщики строительства АЗС

Часть 3. Основные подрядчики при строительстве АЗС
3.1. ЗАО «Конструкция»
3.2. ООО «ГрандСтрой»
3.3. ООО «Компания «Контур ДС»
3.4. ООО «Стройинвестсервис»
3.5. ООО «АЗС Маркет»
3.6. ООО «LPGroup»
3.7. ЗАО «ПО «ПНСК»
3.8. ООО «Европарк-Инжиниринг»
3.9. ООО «Мастер-Кей-Спектр»
3.10. ООО «НефтеТехСервис»
3.11. ООО «Ацис»
3.12. ООО «АЗСнефтебазстрой»
3.13. ООО «Стройремкомплекс АЗС»
3.14. ООО «ТД «АЗТ Груп»
3.15. ООО «КАДО 2000»
3.16. ЗАО ГК «Ситикорп»
3.17. ООО «Монтажник»
3.18. ООО «МикроИнТех»
3.19. ООО «Копонат+»
3.20. ЗАО «Нефтехиммонтаж»

Часть 4. Емкость российского рынка АЗС
4.1. Расчет методологии по потребности в АЗС
4.1.1. Количество и динамика роста автопарка
4.1.2. Протяженность дорог
4.1.3. Количество населения
4.1.4. Доходы населения
4.1.5. Строительство новых федеральных и местных трасс
4.2. Планы строительства новых дорог в России до 2020 года с расчетом необходимого количества АЗС
4.3. Определение тенденций рынка
4.3.1. Тенденции по укрупнению АЗС
4.3.2. Тенденции по постройке экологически безопасных АЗС
4.4. Оценка емкости рынка АЗС до 2020 года
4.5. Влияние экономического кризиса 2015 года на динамику рынка АЗС в России

Приложения
Перечень основных таблиц в исследовании
Перечень основных иллюстраций в исследовании
Перечень опрошенных экспертов, данные которых использованы в исследовании

Процесс создания автозаправочной станции с нуля является кропотливым как с точки зрения материального обеспечения проекта, так и с точки зрения оформления разрешительной документации. Гораздо проще купить АЗС в Москве и Санкт-Петербурге от хозяина, полностью укомплектованную оборудованием и персоналом. Это минимизация затрат и получение готового решения для автоматизации прибыли. Купить готовую заправку можно при помощи электронного сервиса с предложениями на рынке.

Как и где организовать продажу своего дела?

Активы в виде предпринимательства продаются на досках объявлений. Такие объявления размещают собственники и посредники, поэтому бывает трудно сориентироваться.

Купить АЗС можно через брокера, который не только сведет Вас с собственником, но и позаботится о переоформлении документов на АЗС. Прежде чем обращаться к конкретным предложениям, стоит оценить свои финансовые возможности, сориентироваться по тому, как Вы разбираетесь в теме, а также оценить продаваемые автозаправки с точки зрения адекватности цены.

Немаловажно также убедиться в подлинности документов и узнать о репутации, как самой заправки (АЗС), так и ее владельца. Вполне возможно, что он продает свое дело из-за низкой рентабельности. Факторы могут быть противоречивыми - либо человек просто не смог управиться с делами, либо заправка заведомо убыточная.

Чем выгодна такая покупка АЗС?

По запросу продам готовый бизнес автозаправку можно увидеть не только саму колонку. В имущественном пакете к Вам в распоряжение поступает земельный участок, нефтебаза, резервуары, касса, офисное здание, прилегающая территория, а также площади магазинов и супермаркетов, которые, возможно, сдаются в аренду партнерам. Такое предложение, как продажа готового бизнеса - автозаправок, интересно не только покупателю, но и потенциальному продавцу. Продать автозаправочную станцию можно на сайте, указывая основные параметры объекта, его состояние, потенциал, окупаемость, а также прогнозируемую прибыль. База данных по запросу продам бизнес в Москве позволит сориентироваться в плане цены на продукт. Многие так и поступают - открывают бизнес и выгодно его продают.

Российский автозаправочный бизнес характеризуется сегодня, с одной стороны, снижением прибыльности, что обусловлено рядом негативных факторов: ростом налоговой нагрузки, административным сдерживанием роста цен и падением продаж. С другой стороны, на рынке происходит монополизация: не выдерживая конкуренции, малый и средний бизнес уступает место «гигантам».

Автозаправочный бизнес в России зависит в первую очередь от состояния национального и мирового рынков нефти и нефтепродуктов. В 2015 году ценовая конъюнктура на международном рынке оказала давление на всех игроков рынка АЗС. Кроме того, сокращение доходов населения и девальвация рубля в кризисные 2014-2015 годы ударили по продажам легковых автомобилей, что привело - впервые за последние 15 лет - к падению спроса на автомобильные бензины. Продажи автомоторного топлива в России сократились в 2015 году на 1,3%, до 35,4 млн тонн. В настоящее время тенденция падения сохраняется, и по итогам 2017 года объем продаж топлива ожидается уже на уровне 32 млн тонн.

«Можно прогнозировать переизбыток светлого нефтяного топлива на российском рынке на фоне падения спроса в результате снижения деловой активности населения и растущих цен. Кроме того, отечественные компании столкнутся с трудностями при экспорте бензина, поскольку в странах Европы преимущественно потребляется дизельное топливо», - говорит Олег Атласкиров, генеральный директор ООО «НЕФТЕТЕХСЕРВИС».

На сегодня основными игроками российского рынка услуг АЗС являются «Роснефть» (2557 заправок), ЛУКОЙЛ (2544 заправки) и «Газпром нефть» (1853 заправки). Эти корпорации делят между собой около 60% российского рынка АЗС. Правда, в настоящее время, в связи со снижением продаж топлива, ЛУКОЙЛ рассматривает вопрос продажи до 30% своих АЗС. Но, как отмечают эксперты, 2017 год не лучший период для таких сделок.

Основным направлением развития розничного автозаправочного бизнеса названных выше компаний сегодня является повышение доходности, в том числе за счет продаж высококачественных видов топлива премиум-класса. В частности, «Газпром нефть» продолжает развивать линию реализации моторного топлива G-Drive 98. ЛУКОЙЛ расширяет рынки сбыта фирменного топлива «ЭКТО». В свою очередь, «Роснефть» продвигает собственную разработку - бензины марки «ФОРА».

Структура потребления различных видов топлива в РФ выглядит следующим образом: на бензины приходится 60,6% рынка, на дизельное топливо - 34,2%, на газовое (пропан-бутан) - 2,2%. В сегменте бензинов более половины (55%) приходится на АИ-92, 38% - на АИ-95/98, 7% - на АИ-76/80.

По мнению Олега Атласкирова, повышение акцизов и административное сдерживание роста цен на бензин не способствуют развитию отрасли: государство рассчитывает с помощью растущих акцизов пополнить бюджет на 89,3 млрд руб. Рост налоговой нагрузки сочетается с общим снижением прибыльности заправок. В результате многим компаниям становится невыгодно работать на рынке услуг АЗС, так как они вкладываются в улучшение качества обслуживания, в автоматизацию процессов, но увы, не получают желаемой прибыли.

«Цены на бензины в 2017 году будут расти. Только за первый квартал 2017 года литр бензина АИ-95 на АЗС Москвы подорожал на 1,1 руб. (плюс 2,9%), АИ-92 - на 1,08 руб. (плюс 3%), дизельного топлива - на 0,93 руб. (плюс 2,5%). Однако компании, работающие на рынке АЗС, не могут быть удовлетворены таким ростом цен, поскольку их прибыль от продажи топлива продолжает снижаться в силу роста акцизов», - говорит эксперт.

По мнению Антона Усова, партнера и руководителя практики по работе с компаниями нефтегазовой отрасли KPMG в России и СНГ, подобная ситуация может привести к полной нерентабельности розничной продажи топлива и переходу на госрегулирование данного сектора.

«Достижению разумной рентабельности АЗС может поспособствовать увеличение доли выручки от нетопливных товаров в доходе АЗС. Для максимально быстрого и эффективного изменения бизнес-модели энергетическим компаниям стоит обратиться к опыту ретейла, заимствуя лучшие практики», - говорит Антон Усов.

Действительно, одной из особенностей развития автозаправочного бизнеса в России является сочетание топливного и нетопливного компонентов в продажах АЗС. Впрочем, это можно назвать общемировой тенденцией, когда на автозаправочной станции осуществляется не только заправка транспортного средства топливом, но и предлагается широкий выбор нетопливных товаров и услуг. В настоящее время доля нетопливных товаров составляет в продажах российских АЗС до 40%.

«Особенность топливного ретейла сегодня - активный переход к развитию нетопливного бизнеса, который мы видим повсеместно. Связано это с уменьшением маржи в продаже топлива (акцизы, налоги, конкуренция и пр.) и с параллельным ростом интереса потребителей к дополнительным услугам на АЗС. Так, еще 10-15 лет назад формула «магазин плюс кафе» на АЗС встречалась редко. Сегодня это минимальный стандарт. То же самое касается туалетных комнат и многого другого. Дело в том, что многие годы АЗС были именно станциями, на которые люди приезжали заправиться топливом. Сегодня они все больше работают как комплексы, где можно отдохнуть, закупиться необходимым и с пользой провести время», - говорит Алексей Гончаренко, директор по России и Восточной Европе компании Minale Tattersfield.

По мнению Олега Атласкирова, растущая конкуренция заставляет владельцев АЗС привлекать клиентов дополнительными услугами, в том числе ассортиментом предлагаемых товаров, продуктов питания, открытием кафе. Если учитывать европейские тенденции, где нетопливные продажи приносят АЗС до 70% прибыли, то можно прогнозировать дальнейшее увеличение нетопливного сегмента рынка АЗС. В настоящее время уже 47% российских автовладельцев рассчитывают на наличие при АЗС дополнительных услуг: магазинов, кафе, моек, туалетных комнат и пр.

В числе позволяющих сохранять конкурентоспособность «плюшек», которыми радуют своих клиентов автозаправочные станции, можно также назвать бонусную топливную карту. Это реальный платежный инструмент, дающий вознаграждение его держателю за постоянное приобретение горюче-смазочных материалов на АЗС конкретной компании.

У каждой сети свои условия бонусной программы, но в целом системы идентичны. Вознаграждение клиента выражается в виде накопленных на карточном счете бонусных баллов, которые начисляются за каждую покупку. Размер начислений зависит от суммы платежа, а также от категории приобретаемых нефтепродуктов и иных товаров. Данная система позволяет клиентам получать скидки, участвовать в различных промомероприятиях, оплачивать приобретаемое топливо накопленными бонусами, а также держать на карте собственные денежные средства и при расчете ею на АЗС получать кешбэк. Правда, к последнему пришли пока не все игроки.

Очевидно, что автозаправочным станциям необходимо повышать качество сервиса. Это требует четкой клиентоориентированности, стремления к максимальному удовлетворению ожиданий клиентов. Сейчас трудно удивить привычным ассортиментом прохладительных напитков и фастфуда на автозаправочной станции. Рынок требует более интересных предложений, которые бы отличали ретейлера от конкурентов.

«На фоне крупных компаний, которые всегда могут продавать бензин по более низким ценам, малый или средний предприниматель - собственник либо арендатор АЗС - может выиграть только в том случае, если его станция будет привлекать посетителей какими-то дополнительными бонусами. Не ценой на бензин, а качеством обслуживания, эксклюзивными товарами, инновационными решениями», - убежден генеральный директор ООО «НЕФТЕТЕХСЕРВИС».

Тем не менее в регионах РФ переход к современному формату АЗС происходит медленно. Это связано, во-первых, с соображениями финансовой рентабельности, что заставляет даже монополии избавляться от заправок, а во-вторых, с деятельностью тех же монополий, которые оттесняют малый и средний бизнес.

Что же касается качества топлива, то государство предъявляет жесткие требования к выпускаемой продукции, а на любой АЗС есть «паспорт качества». Между тем в 2016 году по прямому поручению президента России Генпрокуратура и Росстандарт провели множество проверок АЗС. Результаты теста были весьма плачевными: более трети всего топлива оказалось некачественным.

Согласно данным BASETOP, в 2016 году «Роснефть» возглавила рейтинг АЗС по качеству бензина, предоставляя хорошее топливо по приемлемым ценам. На втором месте рейтинга - АЗС ЛУКОЙЛа, но у этой сети есть и минусы: качество бензина в небольших городах может быть неидеальным. Заправки «Газпром нефти» стоят на третьей строчке рейтинга, но в зависимости от поставщика качество бензина тоже может варьироваться. Четвертой в рейтинге фигурирует сеть заправок Shell. Пятую строчку занимают заправки ТНК (бренд, принадлежащий «Роснефти»).

Рассказать друзьям