Первая пишущая машинка. Кто изобрел печатную машинку? Как это делается теперь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Полиграфическая история

Валерий Штоляков, МГУП им. Ивана Федорова

История ума знает две главные эпохи:
изобретение букв и типографии,
все другие были ее следствием.
Н.М. Карамзин

Изобретение печатных машин и последовавшее за этим изобретение наборного и брошюровочно-переплетного оборудования следует рассматривать в тесной связи с развитием книгопечатания, которое наряду с появлением письменности стало одним из величайших прогрессивных знаковых событий в истории мировой культуры.

Первые идентичные (тиражные) оттиски появились в VIII веке н.э. на Востоке. Для этого была разработана техника гравирования текста на дереве — ксилография (от греч. хylon — срубленное дерево и grapho — пишу). Для реализации этого способа использовались ручные операции и простые орудия труда, а посему он был трудоемким и малопроизводительным.

868 г. знаменателен тем, что в тот год была напечатана «Алмазная сутра», самый древний образец ксилографического книгопечатания (хранится в Британском музее). Свиток состоит из семи последовательно склеенных листов шириной примерно 30-32 см; длина всего свитка в развернутом состоянии более 5 м. Для производства этого свитка потребовалось несколько сотен гравированных вручную досок.

Развитие полиграфического оборудования начинается с середины XV века с изобретения в 1440 году Иоганном Гуттенбергом ручного печатного станка, который позволил механизировать основной технологический процесс — печатание. Если до этого книги в Европе производились ксилографическим способом и были большой редкостью, то с изобретением Гуттенберга начиная с первой половины XV века их стали печатать типографским способом (рис. 1). Несмотря на простоту ручных операций, в печатном станке Гуттенберга были заложены основные конструктивные принципы будущего печатного аппарата, которые успешно реализованы в современных печатных машинах. Конструкция первого печатного станка оказалась настолько удачной, что просуществовала без принципиальных технических изменений около 350 лет.

Изобретение печатного станка способствовало развитию полиграфической техники, которое не прекращается и по сей день, постоянно пополняясь новыми техническими решениями. На примере совершенствования полиграфического производства наглядно прослеживаются все этапы преобразования простейших орудий труда и механизмов в печатные машины-автоматы.

В данной публикации приведена хронология появления некоторых оригинальных изобретений и технологий, что позволяет оценить темпы развития и совершенствования полиграфического оборудования.

1796 г. — Алоиз Зенефельдер, увидев четкий ржавый отпечаток бритвы на садовом камне, изобретает, по принципу аналогии, новый способ плоской печати — литографию (от греч. lithos — камень и grapho — пишу), который был впервые реализован в ручном литографском печатном станке валковой конструкции. В качестве формы А. Зенефельдер использовал известковый камень, на который тушью наносилось изображение, после чего поверхность камня обрабатывалась кислотным раствором для образования пробельных элементов на участках камня, не защищенных тушью. Год спустя А. Зенефельдер изобретает рейберный печатный станок для получения оттиска с литографского камня (рис. 2).

1811 г. — Ф. Кениг запатентовал печатный аппарат, в котором была использована идея передачи давления по линии (по принципу «плоскость — цилиндр»), реализованная в плоскопечатной машине, где форма размещалась на подвижном столе — талере, а лист бумаги перемещался к форме вращающимся печатным цилиндром с захватами. В период с 1811 по 1818 год Ф. Кениг и его компаньон А. Бауэр создают и запускают в производство четыре типа не имеющих прототипа плоскопечатных машин.

1817 г. — Фридрих Кениг и Андреас Бауер основали в монастыре Оберцелль (г.Вюрцбург) фабрику плоскопечатных машин Schnellpressenfabrik Koenig & Bauer, на 25 лет опережая своих конкурентов в области промышленного производства печатного оборудования.

1822 г. — английский ученый Вильям Конгрев разработал технологию многоуровнего рельефного тиснения (выпукло-вогнутого) изображения без краски на картоне при силовом воздействии на него нагретым пуансоном и матрицей — так называемое конгревное тиснение (конгрев), которое стало эффектным приемом оформления печатных изданий.

1829 г. — лионский наборщик Клод Жену разработал способ изготовления стереотипных матриц из бумаги, используя которые можно было отливать несколько монолитных копий (стереотипов) оригинальной формы высокой печати.

1833 г. — английский печатник Д. Китчен изобрел простую и дешевую печатную машину, предназначенную для малоформатной, малотиражной и однокрасочной продукции. Реализовав идею Ф. Кенига об изменении положения пиана и формы, он перевел их в вертикальное положение. Качающийся пиан (прижимная плита) приводился в движение рычажным механизмом, поэтому вскоре стал называться тиглем (отсюда и название машины). С середины XIX века активно выпускались различные по конструктивному исполнению тигельные машины, которые вследствие их массового производства в США назывались «американками». Благодаря универсальности тигельных печатных машин, их малым габаритам, небольшой массе, невысокой стоимости и простоте в обслуживании, они весьма экономичны и до сих пор работают в типографиях.

1838 г. — академик Б.С. Якоби (г.Петербург) разработал технологию гальванопластики, позволяющую изготовлять точные металлические копии с оригинальных гравировальных форм.

1839 г. — изобретение фотографии, которое связано с именами Ж.Н. Ньепса, Л.Г. Дагерра и В.Г. Талбота.

1840 г. — на лондонской фирме «Перкинс, Бэкон энд Петч» был отпечатан тираж первой почтовой марки, которая была названа «черный пенни». Это был совершенно новый вид полиграфической продукции — марки, отпечатанной на металлографском станке.

Начало XIX века характеризуется социологами как зарождение и развитие индустриального общества, для которого типичны высокий уровень промышленного производства и активное использование природных ресурсов. В этот период происходит бурное развитие полиграфической отрасли, широко использующей достижения науки и техники. Возрастает доверие к бумажному носителю информации, чему способствует начало массового производства газет, книг и журналов.

1847 г. — А. Эппльгет (Англия) создает многонакладную листовую печатную машину, в которой вокруг вертикального формного цилиндра диаметром 1,63 м располагались восемь печатных цилиндров диаметром 0,33 м. На них крепились печатные формы, набранные из обычных прямоугольных литер. Подача и вывод листа от печатных цилиндров производились сложной тесемочной системой. Машина представляла собой громоздкое многоярусное сооружение, которую обслуживали восемь накладчиков и восемь приемщиков (рис. 3). Она проработала 14 лет и печатала при ручном накладе до 12 тыс. отт./ч, что в то время считалось высокой производительностью. Из-за больших габаритных размеров многонакладные печатные машины называли «мамонт-машинами». Однако начиная с 1870 года из-за больших размеров и многочисленности обслуживающей бригады эти печатные машины были вытеснены из газетного производства более эффективными и экономичными рулонными машинами.

1849 г. — датский изобретатель Христиан Серенсен запатентовал «тахеотип», представляющий собой вариант наборной машины, способной механизировать целый комплекс операций ручного набора.

1849 г. — американский изобретатель Э. Смит сконструировал фальцевальную ножевую машину.

1850 г. — французский изобретатель Фирмен Жилло запатентовал способ изготовления иллюстрационных печатных форм химическим травлением на цинке.

1852 г. — изобретателем Р. Гартманом в Германии осуществляется первая попытка механизации процесса резания стопы листов.

1853 г. — изобретение американцем Джоном Л. Кингсли резиновых эластичных форм, основу которых составлял натуральный каучук, явилось предпосылкой для появления нового способа печати — флексографии, который становится разновидностью способа высокой печати. Для него характерно применение упругой эластичной формы и быстросохнущих жидких красок. Первоначально при этом способе печати использовали анилиновые синтетические красители, отсюда появился термин «анилиновая печать» (die Anilindruck) или «анилиновая резиновая печать» (die Anilin-Gummidruck).

1856 г. — Д. Смит (США) получил патент на ниткошвейную машину.

1857 г. — Роберт Гаттерслей, инженер из Манчестера, запатентовал литеронаборную машину.

1859 г. — в Германии К. Краузе создал первую бумагорезальную машину с наклонным движением ножа, где впервые применил автоматически действующий прижим стопы от груза (рис. 4).

1861 г. — английский физик Джеймс Клерк Максвелл впервые воспроизвел фотографическими методами цветное изображение.

1865 г. — Вильям Буллэк из Филадельфии создал первую рулонную печатную машину, имевшую два цилиндра: печатный и формный, на котором крепился стереотип. Рулонная бумага перед подачей в печатный аппарат разрезалась по формату и запечатывалась, после чего выводилась тесемками на приемку. Идея создания машины для печатания на бумажной ленте, способ изготовления которой был освоен в начале ХIX века, занимала умы изобретателей. Однако эти идеи были реализованы только после того, как в 1850-х годах начался промышленный выпуск круглых стереотипов — литых форм высокой печати.

1867 г. — П.П. Княгининский запатентовал в Англии автоматическую литеронаборную машину (автомат-наборщик), технические решения которой в значительной мере были повторены изобретателем монотипа Т. Ланстоном (рис. 5).

1868 г. — изобретен способ фототипии, обеспечивающий безрастровое производство форм плоской печати.

1873 г. — Хьюго и Август Бремер (Германия) изобрели способ шитья тетрадей проволокой.

1875 г. — Томас Альва Эдисон запатентовал мимеограф, представляющий собой печатное устройство для выпуска несложной малотиражной продукции способом трафаретной печати. Вслед за этим он сконструировал «электрическое перо», которое перемещалось от миниатюрного двигателя и прокалывало в нужных местах парафинированную бумагу, служившую формой для мимеографа. Эдисон также составил рецептуру краски с необходимой степенью вязкости для проникновения ее через пробитые в бумаге отверстия.

1876 г. — изобретены поворотные штанги, позволяющие управлять направлением движения бумажных лент в рулонной печатной машине.

1876 г. — Хьюго и Август Бремер изготовили проволокошвейную машину (прообраз четырехаппаратной проволокошвейной машины), которая шила тетради четырьмя скобами вразъем.

1883 г. — американец Л.К. Кроуэл изобрел фальцевальную воронку для продольного сгибания листов или ленты во время работы машины, что дало возможность оснастить рулонные печатные машины фальцаппаратами. Эти изобретения открыли путь к созданию рулонных печатных машин, предназначенных для печатания многостраничных изданий, так как благодаря воронке удалось удвоить ширину лент, а наличие штанг позволило производить их подборку для совместной обработки.

1880 г. — разработаны основы технологии офсетной печати.

1886 г. — Оттмар Мергенталер сконструировал линотип — наборную строкоотливную машину.

1890 г. — И.И. Орлов изобрел способ многокрасочной высокой печати, реализованный на печатной машине для производства ценных бумаг. Изобретенный им способ формирования многокрасочного сырого изображения на сборной форме с последующим переносом его на бумагу, названный «орловской печатью», позволил защитить ценные бумаги от подделки. На рис. 6 показана схема печатного аппарата, сконструированного И.И. Орловым.

Рис. 6. Схема печатного аппарата «орловской печати» (а): 1, 2, 3, 4 — печатные формы, 5 — сборная печатная форма, 11, 21, 31, 41, — эластичные валики; выполнение орловского эффекта металлографской печатью в защитной марке (старого образца)
на алкогольную продукцию (производство ФГУП «Гознак») — б

До этого ценные бумаги пытались защитить путем изготовления на специальных гильоширных машинах сложной формы, получаемой способом механического гравирования различных геометрических узоров и фигур с переменной частотой шага и разной толщиной штриха. Однако это не уберегало банкноты от подделки, и только нанесение на бумагу насыщенного цветного «радужного» красочного рисунка способом «орловской печати» могло в какой-то степени защитить их.

1893 г. — изобретение И.И. Орлова было отмечено Гран-при на промышленной выставке в Париже и защищено патентами России, Германии и Великобритании. Однако достойной поддержки в России машины И. Орлова не получили — их в несколько измененном виде стали изготавливать в Германии в компании КВА. В настоящее время фирма «КВА-Джиори» разработала специальное печатное оборудование, использующее некоторые принципы орловского способа печати. На этих машинах специального назначения в разных странах осуществляется печать более 90% мирового объема банкнот и документов с высокой степенью защиты.

1890-е годы — возрастает потребность в выпуске объемных тиражных печатных изданий, поэтому заметно увеличиваются тиражи и объемы газет, а издательское дело превращается в одну из крупнейших отраслей промышленности. В результате появляются рулонные машины высокой печати для выпуска сначала 8- и 16-, а затем и 32-страничных газет.

1893 г. — Густав Клейм (Германия) конструирует первую автоматическую фальцевальную машину, оборудованную механическим самонакладом листов.

1894-1895 гг. — разработаны принципиальные схемы первых фотонаборных машин.

1895 г. — американский изобретатель Шеридан построил первую машину клеевого скрепления книжных блоков с предварительным фрезерованием корешка и ручной подачей блоков в виде замкнутого конвейера с каретками.

1896 г. — Толберт Лэнстон сконструировал монотип — наборную литероотливную машину.

1896 г. — в Англии, позже в США и Германии освоена эксплуатация рулонных машин глубокой печати, а с 1920 года начался выпуск 4- и 6-секционных машин для многокрасочной печати. Из-за длительного времени высыхания применявшихся тогда скипидарных красок скорость ленты в первых машинах не превышала 0,5 м/с. В дальнейшем, благодаря усовершенствованию сушильных устройств и применению красок на летучих растворителях, скорость работы машин увеличилась до 30 тыс. оборотов формного цилиндра в час.

1897 г. — фирма «Харрис» построила двухкрасочную машину высокой печати планетарного типа, где вокруг печатного цилиндра размещались два формных.

В конце XIX века созданы фирмы Heidelberg и Mann Roland, ставшие со временем ведущими производителями полиграфического оборудования.

1905 г. — изобретен самонаклад, что позволило поднять производительность листовых печатных машин до 5 тыс. отт./ч.

1906-1907 гг. — разработаны первые конструкции офсетных печатных машин, создание которых связано с именами литографов К. Германна и А. Рубела. Вероятно, в это же время в практике полиграфического производства появились такие понятия, как офсет (англ . offset) и офсетная печать.

1907 г. — благодаря опыту эксплуатации однокрасочных литографских машин и успешному применению способа «орловской печати», немецкая фирма «Фохмаг» по патенту К. Германна построила листовую офсетную машину для двусторонней печати, позволяющую запечатывать лист с двух сторон за один прогон.

1907 г. — предпринимаются попытки использовать в полиграфическом производстве телеграфную связь для передачи текста на дальние расстояния.

1912 г. — начался новый этап в развитии флексографии благодаря освоению парижской фирмой «С.А. ла Целлофан» производства целлофановых мешков, на которых печатали анилиновыми красками. Область применения флексографии постепенно расширяется, чему способствовали определенные преимущества этого способа печати перед классическими.

1922 г. — англичанин Е. Хантер разработал конструкцию фотонаборной машины, которая состояла из наборно-перфорирующего механизма, счетно-выключающего устройства и фоторепродукционного аппарата. Из-за некоторого ее сходства с монотипом специалисты назвали ее «Монофото».

1923 г. — немецкий инженер Г. Шписс создал фальцевальную кассетную машину.

1929 г. — в г.Мюнхене известный немецкий изобретатель Рудольф Хелл, создавший передающую телевизионную трубку, основал фирму Hell.

1929-1930 гг. американский инженер Уолтер Гауэй сконструировал фотоэлектрическую гравировальную машину.

1935 г. — немецкий исследователь Г. Нойгебауер и наш соотечественник Н.Д. Нюрберг изложили научную теорию основ многокрасочной печати.

1936 г. — в СССР внедрена в производство технология полиграфического воспроизведения иллюстраций со стереоскопическим эффектом.

1938 г. — Эмиль Лумбек изобрел новый способ бесшвейного крепления по корешку книжного блока, в котором использовалась быстросхватывающая поливинилацетатная дисперсия (ПВАД), разработанная в 1936 году в Германии.

1938 г. — американский изобретатель Честер Карлсон и немецкий физик Отто Корней разработали способ изготовления отпечатков электрофотографическим способом, что явилось началом рождения электрофотографических печатных устройств для оперативного получения как черно-белых, так и цветных копий с оригинала, размещенного на предметном стекле (рис. 7).


1938 г. — из Чикаго в Нью-Йорк по линии фототелеграфной связи передано трехцветное изображение.

1947-1948 гг. — советский инженер Н.П. Толмачев сконструировал электронную гравировальную машину с изменением масштаба нарезания клише.

1950-1952 гг. — в СССР разработаны теоретические основы создания типографии-автомата, оснащенной высокопроизводительной печатно-отделочной линией для производства книг.

1951 г. — фирма Hell начала первые работы по созданию электронно-гравировальных машин для изготовления клише.

1951 г. — в США выдан патент на струйную головку, которая фактически представляла собой первое устройство цифровой печати. Это изобретение явилось началом принципиально нового направления в оперативной полиграфии — струйной печати.

1960-е годы — в СССР активно разрабатываются магнитографские печатные машины, к которым сегодня возродился интерес за рубежом. Принцип их действия аналогичен работе электрофотографических машин.

1963 г. — фирма Hell выпустила первую электронную цветоделительную машину ChromaGgraph, применение которой для изготовления цветоделенных фотоформ существенно сократило технологический процесс получения форм для цветной печати.

1965 г. — фирма Hell, являясь родоначальником электронного фотонабора, выпускает серию фотонаборных машин Digiset, в которых очертания шрифтов и иллюстраций воспроизводятся на экране электронно-лучевой трубки.

1968 г. — в США запатентован способ печатания с голографических форм.

Конец 1960-х годов — американская фирма «Камерон Мэшин Ко» разработала конструкцию печатно-отделочного агрегата для изготовления книг карманного формата за один прогон.

1966 г. — вступила в строй самая протяженная в мире линия фототелеграфной передачи газет из Москвы в Новосибирск, Иркутск и Хабаровск.

Середина XX века характеризуется началом развития постиндустриального общества, когда наука становится основной производительной силой. Меняется структура хозяйственных отношений, в результате чего основным источником национального богатства становится интеллектуальный капитал (запасы знаний и умений), который чаще называют человеческим капиталом. Активизируется роль инновационных процессов (инноваций), без которых сегодня невозможно создать продукцию с высокой степенью наукоемкости и новизны. Инновация представляет собой результат творческой деятельности человека, обеспечивающий достижение высокой экономической эффективности в производстве или потреблении продукции. Сроки обновления продукции в наиболее динамичных областях сокращаются до двух-трех лет. Значение информации повышается в разы, появляется новое сообщество людей — нетократия, члены которого владеют информацией, Интернетом, информационными сетями: для них главным становится информация, а не деньги. Активно начинают развиваться цифровые технологии преобразования информации, что определило существенные революционные преобразования в полиграфической отрасли.

Развивается Всемирная сеть (Интернет) и другие информационные системы. Одновременно с этим возникает опасность возрастания риска утечки социально-экономической, научно-технической, образовательной и другой информации, поскольку надежного правового заслона для этого до сих пор не существует. Информация дорога в производстве, но затраты на ее распространение и воспроизведение минимальны, что порождает новые проблемы с появлением Интернета у создателей и правообладателей объектов интеллектуальной собственности.

В полиграфии период перехода к постиндустриальному обществу можно условно привязать к 1970-м годам , когда разрабатываются и вводятся в эксплуатацию разновидности настольно-издательских систем, в которых был заложен принцип преобразования графической информации в цифровую форму. Это позволяло оперативно обрабатывать ее на этапе допечатных процессов и распечатывать в виде единичных однокрасочных экземпляров. Отсюда появилось название «типография на столе», поскольку подобные системы могли производить короткие тиражи листовой печатной продукции. Качество печати определялось техническими возможностями применяемых в настольно-издательских системах печатных устройств. Достоинство подобных систем проявилось в возможности оперативного совмещения процесса формообразования с распечаткой любой вводимой в цифровом виде графической информации, исключая традиционные фотохимические операции. Эта технология получила название computer-to-print — «из компьютера в печатное устройство».

1970-е годы — разработаны опытные модели лазерных гравировальных автоматов.

1971 г. — в Первой Образцовой типографии (г.Москва) вступила в строй линия «Книга» — первая отечественная автоматическая линия для изготовления книг в твердом переплете.

1976 г. — фирма Linotrone AG прекратила производство наборных строкоотливных машин, продолжавшееся почти 90 лет.

1977 г. — Ленинградский завод полиграфических машин выпустил промышленную серию фотонаборного комплекса «Каскад», предназначенного для организации наборного процесса в типографиях любого профиля.

1980-е годы — для оперативной полиграфии корпорацией Riso Kadaku (Япония) разработана серия трафаретных цифровых печатных машин — ризографов, или цифровых дубликаторов. В этих машинах процессы подготовки рабочей матрицы (трафаретной формы) и начало печатания практически объединены, что дает возможность получить первый оттиск с разрешающей способностью до 16 точек/мм через 20 с после установки оригинала на предметное стекло.

1980-е годы — начало производства японской фирмой Canon серии цветных копировальных аппаратов различных моделей.

1991 г. — специалисты фирмы Heidelberg продемонстрировали на выставке «Принт-91» (г.Чикаго) четырехсекционную офсетную печатную машину GTOV DI, построенную на базе серийной машины GTO. Если до этого информация из компьютера распечатывалась только на принтере, то теперь ее можно тиражировать на офсетной печатной машине. Аббревиатура DI в обозначении серийной машины GTO переводится с английского как «прямое экспонирование». Эта технология позволяет оперативно создавать в каждой секции цветоделенную печатную форму на основе цифровых данных допечатной ступени для печати офсетным способом без увлажнения. Демонстрация машины GTOV DI на выставке в Чикаго прошла с большим успехом, а экспозиция фирмы Heidelberg получила Гран-при. Впервые фирма продемонстрировала офсетную печатную машину, работающую по принципу «из компьютера в печатную машину» (computer-to-press). Разработчикам печатной машины GTOV DI удалось совместить оперативность компьютера с высоким качеством офсетной печати. Это был прорыв в область новых цифровых технологий, которые существенно дополнили известные способы печати новыми возможностями.

1993 г. — фирма «Индиго» (Израиль) выпустила на рынок цифровую печатную машину Е-Print, для которой была разработана оригинальная технология печатного процесса, сочетающего в себе принципы электрофотографии и офсетной печати.

1996 г. — канадская фирма Elcorsy Technology на выставке NEXPO в Лас-Вегасе продемонстрировала новую цифровую технологию формирования красочного изображения — элкографию, основанную на электрохимическом процессе — электрокоагуляции, в результате которого на металлическом цилиндре при подаче на него краски (гидрофильного полимера) формируется красочное изображение. Особенностью и достоинством элкографии является возможность избирательно передавать на участки оттиска слои краски разной толщины, то есть регулировать оптическую плотность в большом диапазоне.

1997 г. — фирма NUR Macroprinters (Израиль) выпускает цифровой струйный принтер Blueboard, позволяющий печатать 4-красочное изображение шириной 5 м с производительностью 30 м2/ч.

2000 г. — апробация технологических принципов рабочего потока (WorkFlow), обеспечивающего организацию сквозного цифрового управления производственным процессом в виде четко выстроенной цепочки всех технологических операций (маршрута работ) для их непрерывного выполнения.

2008 г. — на выставке drupa 2008 ассоциация органической электроники Organic Electronic Association OE A продемонстрировала свои достижения в области развития высоких технологий с учетом применения печатного оборудования. Благодаря этому в ближайшем будущем будет освоено новое направление в полиграфии — так называемая печатная электроника.

По оценке специалистов, развитие полиграфической техники и технологий, предназначенных для обслуживания потребностей общества, в ближайшей перспективе будет ориентировано на конвертинг, сочетающий в себе традиционное печатное оборудование с цифровыми печатными машинами и технологиями. Подобное объединение позволяет оперативно, на достаточно высоком полиграфическом уровне тиражировать многокрасочную продукцию как с переменными, так и с постоянными данными. Учитывая намечающуюся тенденцию отказа мирового общества от печатной книги и в целом от печатной продукции (по данным опроса читателей), намечается активное внедрение цифровых технологий для производства печатной продукции в электронном формате, что и было продемонстрировано на выставке drupa 2012.

28.09.2016

Статья про самые первые изобретения человека, благодаря которым появилось книгопечатание, навсегда заменившие рукописный способ создания книг.
Про то, зародилась типографская машина. и как изменилась на сегодняшний день благодаря прогрессу.

Между тем присяжный библиотекарь Университета Андри Мюнье прошептал на ухо придворному меховщику Жилю Лекорню:
Уверяю вас, сударь, что это светопреставление. Никогда ещё среди школяров не наблюдалось такой распущенности, и всё это наделали проклятые изобретения: пушки, кулеврины, бомбарды, а главное книгопечатание, эта новая германская чума. Нет уж более рукописных сочинений и книг. Печать убивает книжную торговлю. Наступают последние времена.
Это заметно и по тому, как стала процветать торговля бархатом, – ответил меховщик.

(В.Гюго, «Собор парижской Богоматери»)

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Как известно, первые книги переписывались вручную. Работа эта была долгой, кропотливой и, в конечном счёте, позволить себе книги могли только очень богатые люди или монастыри, в которых обычно и занимались копированием рукописей. Разумеется, пытливый человеческий ум искал способы сделать эту работу быстрее. Например, иногда текст вырезали на досках, которые смазывали краской и, наложив сверху лист бумаги, тёрли его мягкой щёткой. Называлось это ксилографией и, хотя большого распространения эта технология не получила, от неё оставался один шаг до «настоящей» полиграфии, т. е. до наборного шрифта из отдельных букв.

Многие считают, что метод высокой печати с помощью наборного шрифта изобрёл Гутенберг в XV в . Но на самом деле принцип такой печати был известен давным-давно, например, в середине XI в. китаец Би Шэн придумал изготавливать наборный шрифт из обожжённой глины. Корейцы, в свою очередь, претендуют на звание изобретателей металлического наборного шрифта из бронзы. Но в итоге в странах Востока этот способ печати не нашёл широкого применения из-за огромного количества иероглифов.

Европейцы долго запрягали, зато, благодаря алфавитной системе письма, поехали очень быстро. Собственно, сама идея – сделать выпуклые буковки, собрать текст, намазать их краской и прижать к ним лист бумаги – лежала на поверхности. Почему же столько веков европейцы упорно переписывали книги от руки? Потому что, как это часто бывает, этот способ прост и лёгок только на первый взгляд – скоро-то, как известно, сказки сказываются, а вот дело… На изобретение книгопечатания с помощью наборного шрифта, помимо Гутенберга, были и другие претенденты (в Голландии, Италии), но довести его до ума сумел только он.

Иоганн Гутенберг

Гутенбергу удалось первому в Европе отработать ТЕХНОЛОГИЮ печати. То есть подобрать состав краски – чтобы она была не жидкой и не слишком густой. Разработать оснастку, с помощью которой закрепляются литеры. Материал для их изготовления. Станок, на котором процесс идёт достаточно быстро и, в то же время, качественно. В общем, те, кто имеют дело с промышленностью, согласятся, что Гутенбергом был проделан титанический труд. Тем более, что информацию для этого тогда добыть было нелегко: ни погуглить, ни даже в библиотеку не пойти: то есть можно было, конечно, дойти до местного монастыря и задать сакраментальный вопрос «где тут у вас библиотека?» Но хранились там в основном труды совсем другого рода, как сейчас сказали бы – гуманитарного характера.


Печатный станок Иогана Гутенберга

К тому же гениальный изобретатель, как это обычно бывает, испытывал финансовые трудности… Но не будем о грустном. Несмотря на все препятствия, он создал (то есть не просто нарисовал, а отлил в металле!) несколько различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику, несколько папских индульгенций и, наконец, две Библии: они известны как 36-строчная и 42-строчная Библия – столько строк было на каждой страницу. Именно с 42-строчной Библии (первая половина 1450-х годов) и ведут обычно начало книгопечатания ввиду высокого качества получившейся книги по сравнению с предшествующими изданиями.


Музейный экземпляр знаменитой 42-строчной Библии

И с этого момента начинается стремительное распространение книгопечатания – во многом благодаря религиозным спорам между католичеством и протестантизмом. Разумеется, находились у него и противники: например, во Франции Сорбонна пыталась наложить запрет на книгопечатание. Вот тебе и гнездо учёности… На родине демократии, то бишь в Англии, количество типографий поначалу было ограничено.

В конце XV века, уже после смерти Гутенберга некий немецкий клирик написал трактат "В похвалу переписчикам", в котором объяснял, в частности, что переписывание книг от руки является добродетелью, поскольку в процессе работы монах может делать перерывы для молитвы. Но так как свои мысли он хотел донести до максимального количества людей, то и трактат свой не написал от руки, а напечатал.

Так или иначе, технология книгопечатания вырвалась на простор. Нам трудно представить себе информационный взрыв, который обеспечила эта технология: пожалуй, только стремительное распространение интернета в последние годы даёт некоторое представление об этом.

Дорогущие рукописные фолианты, доступные единицам, сменились сотнями и тысячами книг. Появилась возможность тиражировать учебники и даже издавать научные журналы. Но от станка Гутенберга до современных технологий печати – дистанция огромного размера .

ПЕРВАЯ ПЕЧАТНАЯ МАШИНА

Перечисленные ранее способы печати были основаны на ручном труде. Устройства, на которых печатали в те времена, можно было называть станком или прессом, но на дворе наступала эпоха машинной промышленности – и почему полиграфия должна была отставать от прочих отраслей? Чтобы сделать печать ещё более производительной и доступной, нужна была именно машина (правда, по-английски многие печатные машины и до сих пор именуются press, но это слово характеризует лишь процесс печати, при котором необходимо оказывать давление).

И взялся за эту задачу скромный немецкий работник типографии Фридрих Кёниг. Идея о создании такой машины пришла ему в далёком 1802 году. Он хотел, чтобы машина выполняла большую часть операций, которые печатник делал вручную. Правда, саму машину он представлял себе пока что как старый добрый ручной пресс в комплекте, как сказали бы сейчас, с опциями, механизирующими нанесение краски на форму, подачу чистых листов и удаление запечатанных, отвод формы и т. д. Соответственно, в конструкции были такие архаичные детали, как деревянный зубчатый привод. Зато красочный аппарат был уже вполне продвинутый: валики, часть из которых имела металлическую поверхность, а часть была обтянута кожей.


Фридрих Кёниг

В 1803 году Кёниг пытается реализовать свою идею в железе и дереве. Но получить работающую машину ему тогда не удалось: в Германии было не развито машиностроение (да, и Берлин не сразу строился) – вот как давно это было! Да и местные полиграфисты не горели желанием содействовать прогрессу. Не сумев стать пророком в своём отечестве, Фридрих стал искать возможность для реализации своей идеи за границей. Некоторое время он долго и мучительно разрывался между двумя направлениями: Россией и Англией. И он почти решился ехать в Англию… Но в 1806 году вдруг принял решение отправиться в Санкт-Петербург. Да, первая печатная машина могла быть построена в России!

По прибытии он поселился у друга юности, который оказался, ни более, ни менее, царским медиком. Думаете, это помогло? Как бы не так. Царь был вечно занят: рулить государством – это вам не игрушки всякие… После долгих месяцев ожидания изобретателю сообщили, что царь с его предложением ознакомился. И предлагает ему возглавить строительство типографии для печати школьных учебников. Но… царь был против «эксперимента». Кёниг отказался от предложения, забрал чертежи и покинул Россию. Закономерно – но всё равно обидно:(В итоге строительство печатной машины началось там, где была и потребность в ней, и возможность её создания, то бишь в мастерской мира.

Именно в Англии в 1810 году Кёниг получил патент на печатную машину – это было уже совсем другое устройство! Целиком металлическое и с новой конструкцией – изобретатель смог отойти от идеи «роботизировать» ручной пресс. Надо отметить, что в создании новой конструкции ему помог другой Фридрих – магистр математики Бауэр, который стал его компаньоном.

В 1811 году они представили публике действующий агрегат, но восторга у специалистов не вызвали: скорость работы, по сравнению с ручной, выросла с 240 листов в час всего лишь до 400. Кёниг напрягся – и опять придумал новый механизм, на основе вращающегося цилиндра. Надо сказать, что именно на этой основе построено большинство печатных машин до сегодняшнего дня. В конце того же года компаньоны «выкатили» новую модель со вдвое увеличенной скоростью работы.


Печатная машина Фридриха Кёнига

Увидев новую конструкцию, владелец «Таймс» Джон Вальтер сказал: «Дайте две!» Их монтаж начался летом 1814 года в соседнем с типографией здании, причём в обстановке полной секретности. Джон до последнего скрывал от рабочих свой коварный план: ещё совсем недавно в стране бушевали луддиты, разрушавшие машины, и британские трудящиеся наглядно показали, что без боя свои интересы не сдают. В знаменательный день (вернее, ночь с 28 на 29 ноября 1814 года) печатникам предложили малость отдохнуть, поскольку редакция газеты якобы ждёт важной новости… а в 6 утра Вальтер огорошил их известием: тираж уже готов! Он был напечатан силой пара со скоростью 1100 листов в час. Кстати, в этом номере одна их статей радовала читателей тем, что они держат в руках плод технического прогресса.

Компания, основанная Кёнигом и Бауэром, существует до сих пор: это германская КВА. И она до сих пор производит печатные машины.

В общем, книгопечатание – одно из величайших изобретений за всю историю человечества, двинувшее вперёд технический и общественный прогресс.

Как это делается теперь

Прогресс не стоит на месте: процесс печати непрерывно совершенствовался. В начале ХХ века в США была изобретена офсетная печать: это способ печати, при котором изображение (то есть краска) с формы переносится не прямо на бумагу, а сначала попадает на промежуточное резиновое полотно. До недавнего времени офсет был преобладающим способом нанесения изображения на бумагу. Но и его господство пошатнулось благодаря цифровой печати. Именно цифровые машины используются в нашей типографии.

Прежде цифровую печать представляли примерно так:

…путешественники побывали на книжной фабрике, где делались самые различные книги: маленькие и большие, тоненькие и толстые, книжки-картинки и книжки-игрушки в виде ширмочек, гармошек, катушек, плетушек... Здесь работали десятки типографских машин. Стоило сунуть в отверстие такой машины принесённую писателем рукопись и сделанные художником рисунки, как сейчас же из другого отверстия начинали сыпаться готовые книжки с картинками. В этих машинах печатание производилось электрическим способом, который заключался в том, что типографская краска распылялась внутри машины специальным пульверизатором и прилипала к наэлектризованной бумаге в тех местах, где должны были находиться буквы и картинки. Этим и объяснялась быстрота изготовления книг.
(Н. Носов, «Незнайка в Солнечном городе»)

Процесс в этой детской книге описан совсем просто и не совсем верно – хотя идея понятна. Для начала, рукопись ещё нельзя просто запихнуть в машину – придётся подготовить файл: самостоятельно или с помощью специально обученных людей, которые превратят ваши гениальные идеи в удобочитаемый текст с потрясающими картинками. И, если надо, подумают, как сделать вашу продукцию в виде ширмочки, гармошки и т. д.

А уж готовый файл можно просто отправить на печатную машину. Как много стоит за этим «просто»! О тяжёлом пути первопроходцев на пути создания полиграфической техники мы уже немного знаем. Думаете, создание цифровой техники в середине ХХ века пошло как по маслу? Ничуть не бывало.

(да, его предки были из Швеции:)) – это просто волощение американской мечты. Нищее детство, работа с ранних лет, скитания их штата в штат… И при этом – твердокаменное желание выучиться и стать учёным-изобретателем. Со школьных лет он мечтал, когда вырастет, заняться тем, что сейчас называется венчурным бизнесом – то есть доводить до ума всяческие изобретения. А он родился, между прочим, в 1906 году! В то самое время, когда лишь зарождался способ офсетной печати.

Именно ему пришла в голову идея – как копировать изображения с помощью света и электрических зарядов. Надо сказать, что это, в своём роде, замечательная идея. Если идея высокой печати в том виде, в котором её осуществил Гутенберг, носилась, что называется в воздухе (не зря у него были конкуренты на звание первопечатника), то вычурно-сложный механизм печати, придуманный Карлсоном, не пришёл в голову никому более. И если бы не этот фанатичный шведоамериканец – кто знает, как долго тексты размножались бы с помощью офсета в типографиях и печатных машинок – в офисах.


22 октября 1938 года он впервые произвёл печать с помощью так называемого ксерографического метода. И… ничего. Гиганты бизнеса, к которым он приходил со своим изобретением, смотрели на него, как на пустое место. Отчасти просто потому, что идея действительно была слишком сложной для понимания. IBM, «Ремингтон», «Форд», «Локхид», «Дженерал Электрик»… Длинный скорбный путь. Наконец, изобретением заинтересовались в Баттельском исследовательском институте. Между прочим, там работали не последние учёные: этот институт участвовал, например, в Манхэттенском проекте! Но и после этого дела шли ни шатко, ни валко: долог путь от идеи до работающей технологии. Долог и дорог. А желающих рискнуть среди бизнесменов по-прежнему не было.


Первое изображение, сделанное новым способом

Ну а что было дальше вы, наверное, уже слыхали. Классическая история успеха: нашлась компания с мудрым руководством и оценила. Да, это будущий Xerox ! У нас, кстати, имеется машина этого патриарха цифровой печати. Но не волнуйтесь – она не такая старая:) По легенде, в этой компании просто не нашлось маркетолога – их тех, которые в других компаниях решили, что отпечаток за несколько центов – это дикая цена и никому такое устройство не нужно. В общем, совершили ошибку, как и жена Карлсона, бросившая неудачника. Не рассчитала… Потом, говорят, руководители этих экспертов повыдирали все волосы на себе и подчинённых (интересно, что делала его бывшая супруга?). И некоторые бросились в погоню – делать свои печатающие устройства. В то время как Xerox уже грёб денежки лопатой. Но это всё было потом.

В реальной жизни предстояли ещё долгие годы сотрудничества между Карлсоном, Баттельским институтом и компанией, которая тогда называлась Haloid – новое название ей придумали потом. И все эти годы руководство грызли сомнения: а не зря ли мы ввязались в эту авантюру? Может, надо было просто делать фотоплёнку, как отцы завещали (отец руководителя компании, передавший ему свой бизнес, действительно был очень недоволен пустыми тратами) – верный кусок хлеба! Это теперь мы знаем, что фотоплёнка продержится не так уж долго – а тогда преимущества нового пути были вовсе не так очевидны. А бедный Карлсон уже подумывал, что так и умрёт бедняком – ибо, пока суть да дело, закончится срок действия его патентов.

Но все препятствия остались позади, первая настольная модель была выпущена – в 1960 году, то есть через 22 года (!) после изобретения принципа ксерографии. И началось триумфальное шествие, торжество таланта и упорства. Хотя по сравнению с нынешними печатными машинами те одноцветные устройства имели жуткое качество, были ужасно капризны и требовали содержания специально обученного оператора – эффект всё же был потрясающим. В общем, хэппи-энд. Ну а нам и вам уже не надо преодолевать такие трудности и мириться с ужасными отпечатками – просто приходите и приносите свои идеи!

Возможно, с течением времени процесс изготовления печатной продукции приблизится к идеалу, о котором мечтали писатели.

Они подошли к хромированному агрегату, и Валентина загрузила в него книги, найденные для Джерри. Аппарат загудел и замигал.
Через несколько минут юноша получил свои книги и увидел точно такие же в руках библиотекаря. Он всмотрелся внимательнее и понял, что держит в руках копии - даже с пожелтевшими пятнами на обложке одной из них, только обложки всех трёх томов стали одинаково твёрдыми.
- Теперь это ваши личные книги, - сказала библиотекарь.
(Н. Гарькавый, «Теория катастрофы»)

Но пока технический прогресс ещё не достиг такого совершенства – мы будем помогать вам. Для этого вы просто приходите к нам – и делаете заказ. Или даже не приходите, а присылаете файл.

Юрий Захаржевский. Специально для Идеи Принт.

История пишущей машинки

Компьютеры для подготовки текстов появились сравнительно недавно, однако попытки придумать механические устройства для письма начались почти три столетия назад. В 1714 г. британская королева Анна санкционировала выдачу патента инженеру по имени Генри Милл, удостоверявшего, что тот изобрел «искусственную машину, или метод нанесения букв, по одной или последовательно одну за другой, как при ручном письме». К сожалению, в теории осуществить это оказалось проще, чем на практике. Милл не сумел построить работающую пишущую машинку; подобная участь постигла и десятки других изобретателей, пытавшихся реализовать на практике ту же идею. Это не удавалось сделать вплоть до 60-х годов прошлого XIX века, когда газетный редактор и издатель из шт. Висконсин (США) Кристофер Л. Шоулс решил, наконец, проблему.

В характере Шоулса было что-то сближающее его с современным хакером. Получив государственную должность начальника таможни порта Милуоки, он оставил газетную деятельность, однако часто вспоминал долгие часы, проведенные за написанием и переписыванием статей, когда единственным его орудием труда было гусиное перо или ручка со стальным наконечником. Должен же существовать более удобный способ, и Шоулс был полон решимости найти его. Поскольку новая работа не требовала больших усилий - Милуоки не был крупным международным портом, - Шоулс находил достаточно времени для любимого занятия - технического изобретательства. Работая в местной мастерской, Шоулс и его компаньон Карлос Глидден придумали аппарат для последовательной нумерации книжных страниц. От этого простого устройства и ведет свое начало пишущая машинка.

Шоулс запатентовал свое устройство в 1867 г. Шестью годами позже машинку Шоулса и Глиддена стала производить фирма Remington and Sons (Ремингтон энд санс), солидная оружейная компания, которая в дальнейшем превратилась в Remington Rand (Ремингтон рэнд) и в 1951 г. начала производить и продавать Юнивак UNIVAC , первый коммерческий компьютер в США. После Гражданской войны в США (1861-1865) фирма Remington, расширив ассортимент своей продукции, кроме оружия начала выпускать швейные машинки. Это отразилось и на моделях пишущих машинок: их украсили веселыми цветочными узорами и стали крепить на станину швейной машинки таким образом, что нажатие на педаль вызывало возврат каретки.

Первая пишущая машинка созданная в 1873 г. Шоулсом и Глидденом, была достаточно привлекательна внешне, но не совсем удобна в работе. У машинки этой конструкции молоточки с литерами ударяли по валику снизу, и машинистка не могла видеть печатаемого текста.

У первой модели пишущей машинки были серьезные недостатки. Машинка стоила по тем временам довольно дорого, $125, а печатать на ней можно было только прописными буквами. Кроме того, поскольку литеры, приводимые в движение клавишами, были спрятаны под кареткой, чтобы увидеть отпечатанный текст, ее приходилось поднимать.


Успех к пишущей машинке пришел не сразу, но некоторые из первых покупателей оценили ее очень высоко. Среди них и бывший типографский наборщик Сэмюэл Клеменс, писавший книги под псевдонимом Марка Твена. Ударяя по клавишам одним пальцем (слепая система машинописи была придумана несколькими годами позже), Твен отпечатал письмо своему брату:

" я пытаюсь привыкнуть к этой новомодной пишущей машинке, но пока, похоже, без особого успеха. Однако это моя первая попытка, и я все же думаю что я скоро и легко научусь пользоваться ею... я полагаю, что она будет печатать быстрее, чем я могу писать. она умещает уйму слов на одной странице. она пишет отчетливо, не мажет и не сажает чернильных клякc. "

Марк Твен

А еще через несколько лет Марк Твен первым из писателей представил в издательство машинописную рукопись. (По воспоминаниям самого Твена, это были «Приключения Тома Сойера», однако историки установили, что «Жизнь на Миссисипи».) Твен так увлекся механическими устройствами для машинописи и набора, что позже вложил 300 тыс. долл. В наборную машину. Она оказалась непрактичной - и Твен разорился.

Другие компании вскоре выпустили свои модели пишущих машинок, в том числе и такие, которые позволяли сразу же видеть отпечатанный текст, а также модели со сменой регистра, на которых можно было печатать и строчными и прописными буквами. Эффективность усовершенствованных моделей и тот факт, что они «не мажут и не сажают чернильных клякс», в конце концов рассеяли все сомнения предпринимателей, и пишущая машинка стала распространенным орудием труда.

Одним из упорных противников новой техники была развивающаяся фирма Sears Roebuck, торговавшая по почтовым заказам. Руководство фирмы считало, что машинописные письма слишком обезличены, и даже после того, как в 90-х годах XIX века пишущая машинка получила широкое распространение, секретари фирмы продолжали писать всю корреспонденцию от руки, дабы не оскорбить чувства своей традиционно фермерской клиентуры новомодными «машинными» письмами.

Пишущая машинка не только произвела революцию в конторской работе, но и изменила состав конторских служащих. Обеспечив женщин приемлемым в социальном отношении занятием, помимо домашнего хозяйства, пишущая машинка стала мощным орудием их эмансипации, открыв двери туда, где раньше работали исключительно мужчины. Пишущая машинка, заметил Кристофер Шоулс незадолго до своей смерти в 1890 г., «очевидно, стала благословением для всего человечества, в особенности для женской его половины. Мое изобретение оказалось гораздо мудрее, чем я мог подумать».

Однако вскоре женщины начали понимать, что они освободились от кухонной печи лишь для того, чтобы стать рабынями пишущей машинки. Это устройство не прощало ошибок: стоило случайно нажать не ту клавишу и всю страничку приходилось перепечатывать. Появление в 20-х годах нашего столетия электрической пишущей машинки не решило проблемы. Она работала быстрее и была удобнее для пальцев, однако по-прежнему один нечаянный удар не по той клавише неминуемо вызывал ошибки.

Фото первых пишущих машинок


Когда после Второй мировой войны появились первые компьютеры, модифицированные пишущие машинки, естественно, стали применяться для печати выводной информации центрального процессора. Приблизительно через десять лет их использовали уже и для подготовки данных. Однако проблема ошибок и связанного с ними утомительного перепечатывания оставались, что выглядело еще более досадным на фоне высокого быстродействия центрального процессора ЭВМ.


Китайская пишущая машинка?

А у китайцев было нечто подобное европейской печатающей тексты машинки?

Ведь в китайском языке тысячи иероглифов. До изобретения компьютера вся документация оформлялась вручную, с помощью писарей, знатоков иероглифов?

Искусственный интеллект 01 августа 2010 года (ред. 1.08.2010 20:30) ответил: 90 50

Китайская печатная машинка MingKwai, 1946 год:


Иероглифы набирались комбинацией клавиш по системе Лин. Машинка могла создать 8000 различных символов, а с помощью их комбинаций могла напечатать 90 000 слов.

Печатная машинка Shuangge:


Позволяла набирать 30 000 иероглифов, но одновременно - только 3000 - столько иероглифов умещалось в лотке машинки, остальные хранились отдельно. Оператор помещал "сканер" над нужным иероглифом, молоточек хватал брусок с иероглифом и стукал им по бумаге.

А вот японская Nippon SH-280, 1929 год:


Печатала 2400 иероглифов. Оператор перемещал механическую систему над нужным иероглифом и нажатием на ручку приводил в действие "лапку", которая хватала брусочек с иероглифом и отпечатывала его на листе бумаги.

Сложность классического китайского письма иллюстрирована устройством китайской пишущей машинки.

Барабан (tray) содержит более чем 2000 символов, с еще несколькими тысячами, доступными в других барабанах (есть данные, что всего символов около 5700). Машинистка сначала выравнивает барабан, затем нажимает ключ, который собрает необходимый сивол и делает оттиск на бумаге напротив. Машинка может печатать вертикально и горизонтально.

SOURCE: David Crystal, The Cambridge Encyclopedia of Language, (Cambridge: Cmabridge University Press, 1987), p. 31

На следующей картинке - "усовершенственная", "крутая" китайская печатная машинка, новейшая модель 47 года. :) В ней каждый иероглиф печатается покомпонентно - верхняя, средняя и нижняя часть. Кнопок гораздо меньше, но у неё весьма сложный механизм и непростое управление.


Ширина клавиатуры примерно один метр, на которую насаживаются, лежавшие до этого в коробочке, оттиски с иероглифом (литеры). Естественно на полотне расположены наиболее популярные слова, употребляемые в печати. Такие как "Мао", "Мир", "Труд", "Май" располагаются ближе к центру. Соответственно, чем ближе к краю полотна тем менее популярен иероглиф. Вышедшие из употребления ждут своего часа в коробочке. Прежде чем отпечатать иероглиф, оператору необходимо с помощью лупы ее найти. И только лишь потом, закрепив на держателе, перенести изображение на бумагу. Самые быстрые и профессиональные машинистки достигают скорости печати лишь в 11 слов в минуту.


Nippon Typewriter Co. начала производить пишущие машинки с китайскими и японскими символами в 1917 году. "Nippon имеет ложе (flat bed) c 3 000 японских символов. Этого считается достаточно для стенографии, так как японский язык содержит свыше 30 000 символов." (Thomas A. Russo, Office Collectibles: 100 Years of Business Technology, Schiffer, 2000, p. 161.) Компания-преемник, Nippon Remington Rand Kaisha, производила подобные машины в 1970-ых.

Чтобы использовать пишущую машинку, бумага должна быть обернута вокруг цилиндрического резинового валика, который двигается на роликах над ложем с символами (bed of type). Оператор использует уровень, чтобы управлять захватом (an arm), который собирает части металлического символа из ложа, делает оттиск на бумаге, и возвращает их к своим нишам.

Так что - если вы:

- никак не можете заставить себя работать;

- если вас все вокруг раздражает;

- если вы думаете только о том, как бы пораньше слинять домой;

- даже если у вас просто плохое настроение -

ПРОСТО ПОДУМАЙТЕ О КИТАЙСКОЙ МАШИНИСТКЕ!!!

Надо признать, что изобретение Ведгвуда потом на протяжении добрых двух столетий активно использовалось в делопроизводстве для получения нескольких копий одного документа. Да и на матричных принтерах копирка в отсутствие картриджа здорово выручала.

Вернемся однако к истории появления печатных машинок в целом и клавиатуры, в частности. Так вот, в сентябре 1867 года поэт, журналист и по совместительству изобретатель Кристофер Лэтхэм Шолес (Christopher Latham Sholes) из Милуоки подал заявку на новое изобретение - печатную машинку. После соответствующих бюрократических процедур, которые, как это водится, растянулись на несколько месяцев, Шолес в начале 1868 года получил-таки патент. Соавторами изобретения помимо Кристофера Шолеса были Карлос Глидден (Carlos Glidden) и некто Соул (S. W. Soule), которые тоже потрудились над созданием первой печатной машинки. Впрочем, американцы не были бы американцами, если бы они не попытались извлечь прибыль из своего детища.

Производство первых печатных машинок началось в самом конце 1873 года, а в 1874 году они уже поступили на американский рынок под маркой Sholes & Glidden Type Writer.

Надо сказать, что клавиатура первых печатных машинок разительно отличалась от нынешней. Клавиши размещались в два ряда, а буквы на них шли в алфавитном порядке.

В дополнение к этому, печатать можно было исключительно заглавными буквами, а цифр 1 и 0 вовсе не было. Их с успехом заменяли буквы "I" и "O". Текст печатался под валиком и не был виден. Чтобы посмотреть на работу, надо было приподнять каретку, для этой цели расположенную на шарнирах. В общем, как и у всякого нового изобретения недостатков у первых печатных машинок было немало. И среди прочих, как это вскоре выяснилось, неудачное расположение клавиш. Дело в том, что при возрастании скорости печати молоточки печатной машинки с закрепленными на них штампиками-литерами, которые наносили удары по бумаге, не успевали возвращаться на место и цеплялись друг за друга, грозя привести к поломке печатающего узла. Очевидно, что решить проблему можно было двумя путями - либо каким-то образом искусственно замедлить скорость печати, либо разработать новую конструкцию машинки, которая бы исключала заклинивание клавиш.

Кристофер Шолес предложил изящное решение, позволившее обойтись без изменения механики достаточно сложной конструкции печатающего узла. Оказалось, что для того, чтобы дело пошло лучше, достаточно изменить порядок следования букв, нанесенных на клавиши.

А дело вот в чем. Поскольку молоточки располагались по дуге, образующей половину круга, то чаще всего при печати заклинивало расположенные поблизости друг от друга литеры. Шолес решил расположить литеры на клавишах так, чтобы буквы, образующие устойчивые в английском языке пары, располагались как можно дальше друг от друга.

Для того чтобы подобрать "правильное" расположение клавиш, Шолес воспользовался специальными таблицами, отражавшими частоту появления на письме тех или иных устойчивых сочетаний букв. Соответствующие материалы были подготовлены педагогом Амосом Денсмором (Amos Densmore), братом Джеймса Денсмора (James Densmore), который, собственно, и финансировал работы Кристофера Шолеса по созданию печатной машинки.

После того как Шолес расположил в нужном порядке молоточки с литерами внутри каретки печатной машины, буквы на клавиатуре образовали весьма прихотливую последовательность, начинавшуюся с литер QWERTY. Именно под этим названием клавиатура Шолеса и известна в мире: QWERTY-клавиатура или универсальная клавиатура (Universal keyboard). В 1878 году, уже после того как модернизация была опробована на выпускавшихся печатных машинках, Шолес получил на свое изобретение патент.

С 1877 года печатные машинки по патенту Шолеса стала выпускать компания "Ремингтон". На машине первой модели можно было печатать только заглавные буквы, а на второй модели (Remington No.2), серийный выпуск которой начался в 1878 году, появился переключатель регистров, что позволяло печатать как заглавные, так и строчные буквы. Для переключения между регистрами печатающая каретка сдвигалась вверх или вниз при помощи особой клавиши Shift (сдвиг). В этой и последующих (до 1908 года) машинках "Ремингтон" напечатанный текст оставался невидимым для работающего, имевшего возможность посмотреть на текст, лишь приподняв каретку.

Между тем пример Шоулза вдохновил и других изобретателей. В 1895 году Франц Вагнер получил патент на машинку с горизонтально лежащими буквенными рычагами, ударяющими по бумагоопорному валу спереди. Основное достоинство этой конструкции было в том, что при работе был виден только что отпечатанный текст. Права на ее производство он продал фабриканту Джону Ундервуду. Эта машинка оказалась настолько удобной, что вскоре стала пользоваться большой популярностью и Ундервуд заработал на ней огромное состояние.

Первая печатная машинка Кристофера Шолеса была предназначена для набора текста… двумя пальцами. Появление метода десятипальцевой печати приписывается историками некоей миссис Лонгли (L. V. Longley), продемонстрировавшей новый подход в 1878 году. А чуть позже Фрэнк МакГуррин (Frank E. McGurrin), клерк из федерального суда в городе Солт-Лейк Сити, предложил концепцию метода "слепой печати", при которой машинистка работала и вовсе не глядя на клавиатуру. В это же время производители печатных машинок, стремясь доказать публике перспективность новой техники, проводили многочисленные соревнования на скорость печати на первых "ремингтонах" и "ундервудах", что, конечно же, подстегивало машинисток печатать все быстрее и быстрее. Очень скоро темп работы "тружеников печатной машинки" превысил средние 20 слов в минуту, характерные для рукописного текста, а сами печатные машинки стали неотъемлемым рабочим инструментом секретарш и вполне привычным элементом офисов.

До 1907 года фирма "Ремингтон и сыновья" последовательно выпустила девять моделей печатных машин, конструкция которых постепенно совершенствовалась. Выпуск пишущих машин нарастал лавинообразно. За первые десять лет "Ремингтонов" изготовили свыше ста тысяч экземпляров.

Помимо крупных фирм (таких как "Ремингтон" и "Ундервуд") печатные машинки выпускали сотни мелких фабрик и десятки крупных компаний, специализирующихся на точном машиностроении. Появились десятки новых конструкций и сотни моделей. Из этих разработок к середине столетия сохранили свое значение всего около двадцати.

В период 1890-1920 годов идет усиленный поиск конструктивных решений с целью получения четкого, видимого при печатании текста и расширения возможностей печатной машины. Среди машин этого времени можно выделить две основные группы: с единым литероносителем и с рычажным печатающим механизмом. У машин первой группы литеры нанесены на едином литероносителе различной формы, для выбора печатного знака использовались либо индикаторное устройство, либо клавиатура. Меняя литероносители можно было печатать на нескольких языках. Эти машины давали видимый при печати текст, но малая скорость печатания и слабая пробивная способность ограничивали их применение.

В машинах с рычажным печатающим механизмом литеры расположены на концах отдельных рычагов, печать производится ударом литерного рычага по бумагоопорному валу при нажатии на клавишу. Разнообразие рычажных печатных машин конца XIX - начала XX века отражает борьбу идей, направленных на получение видимого при печатании текста, повышении скорости печатания и надежности работы машины, обеспечения "легкого" удара по клавишам.

В 1911 году в России провели сравнительный анализ энергозатрат при письме различных моделях пишущих машин. Оказалось, что написать 8000 знаков эквивалентно перемещению пальцами на "Ремингтон № 9" 85 пудов, на "Смитс-Премьер" - 100 пудов, на "Посталь" -188 пудов!

Пишущая машинка широко использовалась литераторами. Примечательно, что вышедший в свет в 1876 году труд Марка Твена "Приключения Тома Сойера", стал первой книгой, текст которой был подготовлен с использованием печатной машинки.

Кабинет Л.Н. Толстого, например, знакомые великого писателя не могли представить себе без старого "Ремингтона", так же как кабинет В.В. Маяковского невозможно представить без его любимого "Ундервуда".

Рассказать друзьям